Анастас панченко родился. Epic5 Challenge: как сделать пять полных дистанций IRONMAN за пять дней

Анастас Панченко - чемпион России по водно-моторному спорту в классе аквабайк и член сборной России по водно-моторному спорту. Также он занимается триатлоном. Пятого сентября Панченко примет участие в самой престижной в мире триатлонной гонке Epic5 Challenge на Гавайях. Это пять дней, пять островов и пять полных дистанций IronMan (3,86 км - плавание, 180,25 км - велоэтап и 42,16 км - бег).

В каждый из соревновательных дней спортсменам предстоит в экстремальных условиях проходить данные дистанции. Подробнее об этом турнире мы спросили у самого Анастаса Панченко.

- Извините за такой вопрос, но расскажите, пожалуйста, откуда у вас такое необычное имя?

Вы знаете, я привык, что мне часто задают этот вопрос! (Улыбается.) Ответ довольно простой: такое имя подарили мне, естественно, родители, за что им большое спасибо. Согласитесь, оно, действительно запоминающееся, уникальное и красивое! А вот почему было выбрано именно это имя - история умалчивает!

- Как вы пришли в триатлон?

В связи с нашим петербургским климатом и погодными условиями в моём основном виде спорта - аквабайке - получалось очень долгое межсезонье. После сезона я быстро терял форму. Мне нужен был какой-то спорт, чтобы я не просто не терял форму, а наоборот, наращивал. Важно было не зависеть от погоды, чтобы присутствовали кардиотренировки и не пропадал гоночный закал. Именно в триатлоне совместились все мои требования.

- Какой из этапов вам нравится больше всего: плавание, велоэтап или бег?

Велоэтап мне ближе всего. Есть скорость, драйв и экстрим. Это отличная разрядка после плавания и зарядка перед бегом.

- Как проходит ваш обычный день?

При правильном подходе мой день полностью расписан с семи утра. Утро - это всегда тренировка, далее я отдаю время работе, вечер - опять тренировка. Поздним вечером - снова работа и планирование следующего дня.

Каждый день всегда разные тренировки по всем направлениям триатлона (плавание, велосипед, бег). Также в моём расписании обязательно присутствуют силовые упражнения, а в летний сезон добавляются ещё и дневные занятия по аквабайку, чтобы не терять форму. Я всегда должен находиться в тонусе.

В воскресенье по возможности я стараюсь отдыхать. Такой график отнимает практически всё свободное и несвободное время. Прекрасно это понимая, я постарался выстроить свой график так, чтобы это не сильно отразилось на моём бизнесе и семье. И, знаете, пока мне удаётся придерживаться его!

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о соревнованиях Epic5 Challenge на Гавайях.

Эта гонка невероятно сложна как физически, так и психологически! Каждый день новый старт на новом острове. После финиша - перелёт на следующий остров, и так пять дней подряд! Каждый день новая трасса и новые погодные условия. Времени на отдых и сон у меня, можно сказать, нет. На протяжении всех дней со мной будет моя команда поддержки. Они предоставляют мне всё необходимое питание и оказывают техническое обеспечение на велоэтапе.

- Вы же первый россиянин, кто примет участие на этих соревнованиях?

Да! Этот старт считается очень престижным в мире, особенно в США, до которого допускаются только спортсмены, прошедшие определённые дистанции и гонки. Всего девять участников со всего мира выйдут на старт. Организаторы Epic5 мне долго отказывали в регистрации и в итоге поставили условие: перед стартом Epic5 я должен был пройти ультратриатлон. Очень было похоже на то, что директор гонки рассчитывал на мой отказ, потому что нормальные спортсмены после ультратриатлона восстанавливаются минимум полгода.

В итоге, несколько дней назад я удачно финишировал на Siberman Ultratriathlon, где стал первым спортсменом из Санкт-Петербурга и одним из немногих россиян, которые имеют статус ультратриталет. Ну и, конечно же, я получил свой входной билет на Epic5 Challenge. Надеюсь, что буду не просто первым спортсменом из России, который смог попасть в старт лист Epic5 Challenge, но и стану первым, кому удаться пройти пять полных "железных" дистанций IronMan за пять дней.

- Для вас это особая честь участвовать в Epic5 Challenge, где вы первый россиянин в истории этих соревнований?

Когда я регистрировался на эту гонку, то не думал об этом. Но сейчас я понимаю, какая ответственность легла мне на плечи. И, конечно же, этим фактом я, безусловно, горд!

- А вообще, насколько триатлон популярен и востребован в России?

С каждым годом триатлон становится всё популярнее. Я не так давно в этой тематике сам. Триатлоном занимаюсь всего два года, но даже за это время однозначно виден подъём этого вида спорта в стране. С каждым годом становится всё больше "домашних" стартов. Численность регистрирующихся на эти старты спортсменов-любителей растёт. Триатлон стал очень популярен и в бизнес-сообществах. Это модно и уважительно.

- В "Инстаграме" про вас часто пишет телеведущая Ольга Бузова. Вы знакомы с ней?

Я много с кем знаком из известных личностей. Многие меня поддерживают!

- Знаете ли вы, кто такой Тони Старк? Вас с ним не сравнивают?

Да, это известный персонаж - Железный человек. Супергерой. Пока меня с ним не сравнивают, но всё возможно! Посмотрим, что будет после Epic5 Challenge.

Анастас Панченко

Так как в моём основном спорте - аквабайке - из-за питерского климата и не самых простых погодных условий межсезонье длилось очень долго, мне, чтобы не терять форму, совершенствоваться, иметь возможность тренироваться в помещении и поддерживать гоночный закал, пришлось искать ещё один вид спорта. Таким спортом и стал триатлон.

Сейчас триатлон и аквабайк - это два спортивных направления, которыми я занимаюсь параллельно.

Триатлон - непредсказуемый и тяжёлый вид спорта. Каждая его дисциплина сложна по-своему, но при правильном подходе сложности можно минимизировать. Однако есть и свои нюансы. По-настоящему серьёзная подготовка отнимает практически всё свободное и несвободное время. Я с самого начала осознавал это и старался выстраивать гоночный и тренировочный график таким образом, чтобы моё увлечение не сильно отражалось на бизнесе и семье. И пока мне это удаётся.

Мой день расписан по минутам и обычно выглядит так: тренировка, работа, тренировка. Вечером я доделываю все дела и планирую следующий день. Важный момент: у меня всегда разные тренировки (причём по всем трём дисциплинам - плаванию, велосипеду и бегу). В моём расписании обязательно присутствуют силовые упражнения, а в летний сезон - дневные занятия на аквабайке. По воскресеньям, если есть такая возможность, я отдыхаю.

В повседневной жизни я стараюсь правильно питаться, правда, делаю это без фанатизма. Строго слежу за своим рационом лишь за полторы-две недели перед стартом. Вне зависимости от того, что это - триатлон или аквабайк, я стараюсь подойти к соревнованиям в правильном для меня весе (это необходимо, чтобы испытывать чувство лёгкости во время самой гонки).

Фото из личного архива Анастаса

Мой первый триатлонный старт состоялся не так давно - всего два года назад. Тренер по силовой подготовке предложил мне попробовать себя в триатлоне, причём предложил выбрать абсолютно любой старт. Каково же было его удивление, когда я, изучив все направления, захотел принять участие в одном из стартов . До гонки оставалось всего полтора месяца, и, конечно, это было безумием - мне говорили, что нормальные люди готовятся как минимум полгода-год к таким соревнованиям. Кстати, я тогда ни разу не ездил на шоссейном велосипеде (про в принципе не знал) и вообще не плавал - у меня не было тренировок в бассейне. Единственное - я иногда бегал. Однако в итоге мы подготовились и удачно финишировали. Начало было положено - механизм запущен, уже не остановиться.

Триатлон постоянно держит меня в тонусе. И это круто. Пропустил неделю тренировок - откатился на полтора-два месяца назад. Потом вспомнил, сколько времени и сил потратил за эти два месяца, и желание пропускать как-то само собой пропадает. При правильном подходе к тренировкам и дистанциям «спорт для здоровья» в триатлоне - понятие вполне реальное. Однако не в случае классических дистанций , Ultraman - такие гонки, конечно, оставляют определённый отпечаток на физическом состоянии и здоровье атлета. Понимая это, я, конечно, уделяю довольно много внимания восстановлению. В этом мне помогают врачи - на протяжении всего спортивного сезона они следят за моим состоянием и работоспособностью всех систем организма. А спортивный сезон у меня круглый год - так что я всегда под чутким присмотром.

Но спорта без цели, я считаю, не бывает. Всё-таки именно цель позволяет забыть о возможных негативных составляющих процесса и двигаться вперёд.

Мысль о чём-то более глобальном появилась год назад. Я смотрел, выбирал разные старты. Сначала у меня возникла идея за летний сезон пройти подряд три экстремальных триатлона - Norseman, Swissman и Celtman. На эти соревнования спортсмены получают слоты, участвуя в лотерее, но мне не повезло. В итоге я решил остановиться на Epic5 Challenge - соревновании, которое проходит на Гавайях и до которого допускаются спортсмены, прошедшие определённые дистанции и гонки. Организаторы долго отказывали мне, но в итоге согласились. Правда, с одним условием - перед стартом Epic5 я должен был сделать ультратриатлон. Директор гонки, видимо, рассчитывал, что я откажусь, ведь обычно после подобных нагрузок спортсмены восстанавливаются как минимум полгода. Но я не отказался и удачно финишировал Siberman Ultra Triathlon, став первым спортсменом из Санкт-Петербурга и одним из 21 атлета из России, имеющего статус «ультратриталет». Ну и, конечно, я получил свой входной билет на Epic5 Challenge, в котором уже через неделю принял участие.

Так как перед Epic5 у меня был Siberman, то моя тренировочная программа изменилась ещё в марте 2017 - тренировки стали «объёмными», скучными и отнимали очень много времени. Ещё не дойдя до старта, я много раз хотел бросить это дело. Во время подготовки к гонке самое трудное - это постоянно держать себя в форме и соблюдать режим, а во время самой гонки - справляться с сумасшедшим таймингом (к тому же времени на сон катастрофически не хватало).

Во время подготовки самая большая ошибка - это перетренированность. Нужно внимательно слушать тренера и чётко выполнять его указания. Если тренер говорит - бежать на пульсе 120, это значит - бежать на пульсе 120, а не 125. Иногда, особенно в загруженные работой дни, я делал быстрые мощные тренировки на высоком пульсе, из-за чего у меня случался упадок сил (а его ни в коем случае нельзя допускать).

Фото из личного архива Анастаса

В сентябре 2017 года петербуржец Анастас Панченко финишировал на триатлоне Epic5 Challenge. В течение пяти суток он каждый день проплывал по 3,86 км, проезжал на велосипеде 180,25 км и пробегал 42,16 км. Прошедшие эту дистанцию профессиональные триатлонисты называют ее одной из самых сложных в мире: за семь лет до конца трассы дошли только 26 человек.

Почему в ультратриатлоне сложнее поддерживать психологическое состояние, чем физическое, как спортсменам удается спать по полтора часа в день и двигаться без остановки, из-за чего многие атлеты сходят с трассы и зачем россиянин решил пройти экстремальную дистанцию?

Анастас рассказал «Бумаге» , как он восемь месяцев пытался попасть в список участников Epic5 и каково было плавать, бежать и ехать на велосипеде по 10–15 часов в день в 40-градусную жару.

Анастас Панченко

Идея

Я с детства любил заниматься спортом. Профессионально к этому пришел лишь в 24, когда стал участвовать в гонках на аквабайке. Сейчас я уже чемпион России по водно-моторному спорту в классе аквабайк.

Аквабайк в Петербурге - это сезонный вид спорта. Чтобы не терять форму и соревновательный закал в межсезонье, я начал заниматься триатлоном. Поначалу он был для меня просто тренировкой, но вскоре я втянулся и в него: стал участвовать в различных соревнованиях, влился в круги триатлонистов.

Год назад мне захотелось чего-то потяжелее, чем приевшиеся старты IronMan (популярная серия соревнований по триатлону - прим. «Бумаги» ), и я стал искать самые экстремальные в мире триатлоны.

От коллег-триатлонистов узнал об Epic5 Challenge. Туда могут попасть только профессиональные спортсмены, у которых есть удачные финиши на других ультрадистанциях. Прошедшие трассу триатлонисты называют эту дистанцию одной из самых престижных, экстремальных и трудных. За семь лет ее существования дойти до финиша удалось лишь 26 участникам со всего мира.

Турнир проводится на Гавайях дважды в год. Он разделен на пять условных этапов, каждый из которых проходит на отдельном острове. За один день участнику необходимо преодолеть полную классическую дистанцию триатлона. В общей сложности за пять дней ты подряд проплываешь 19,3 км, едешь на велосипеде 901,25 км и бежишь 210,8 км. На остановки времени нет. Каждый день нужно успевать на самолет до следующего острова.

Я подал заявку на Epic5, хотя зарегистрироваться на этот старт было для меня чем-то из области фантастики.

1131,35 км

длина дистанции

4 из 9

участников дошли до финиша

5 дней

длится Epic5 Challenge

40 градусов

температура воздуха

10–15 часов

время прохождения трассы

1,5 часа

на сон в день

Подготовка

Когда я подал заявку, организаторы сразу мне отказали. До старта Epic5 оставалось полгода, а в моем портфолио не было самого обязательного элемента - участия хотя бы в одном ультратриатлоне длиной 515 километров. Мне сказали, что нужно это исправить.

Загвоздка была в том, что, проходя любую ультрадистанцию, спортсмен восстанавливается после нее как минимум полгода. Так что, по идее, мое участие было нереально.

Тем не менее я решил, что добьюсь участия в Epic5 любым способом. Первым делом попробовал подать заявку на Ultraman в Австралии, но меня не взяли из-за солд-аута. Моим последним шансом оставался российский Siberman515 (проводился 10–13 августа - прим. «Бумаги» ). Там тоже все слоты уже были выкуплены.

Чтобы все-таки пробежать Siberman515, я написал его организаторам письмо с просьбой взять меня. Войдя в положение, ребята поддержали мое участие. В итоге я удачно финишировал на Siberman Ultratriathlon, которая состоит из 10 км плавания, 421 км велоэтапа, 84 км бега. Так я первый в Петербурге и 21-й в России получил статус ультратриатлета. И получил свой входной билет на Epic5 Challenge.

За три недели до начала Epic5 мою заявку окончательно утвердили. После Siberman515 полностью отдохнуть и восстановиться у меня, конечно же, не получилось. Хотя настрой всё равно был боевой и отсутствие отдыха сильно на мне не отразилось.

Всего в сентябре 2017 года к старту было допущено девять триатлетов.

Гонка

Когда мы приехали на Epic5, об этом уже было известно в соцсетях, за меня болели люди. Я был первым спортсменом из России на этой трассе. И для меня сломаться, подвести страну было ни в коем случае нельзя.

В частности из-за этого мой первый день на Epic5 прошел в гонке: я гнал вперед, не слушал саппортов (помощников, которые координируют спортсмена на гонке, - прим. «Бумаги» ), не делал остановок на велосипеде, пытался соревноваться с другим участником за время. И это была моя главная ошибка.

День прошел очень быстро, я преодолел всю дистанцию за 10 часов 50 минут. Естественно, к вечеру мне стало плохо. Выглядел я неважно, даже организаторы подходили и спрашивали, не хочу ли сойти с гонки. Я продолжил. После этого на гонке приходилось постоянно преодолевать себя, в организме из-за перенагрузки были «бумы».

Усугублялось всё тем, что каждый день менялось время старта и финиша, из-за чего иногда приходилось бежать даже ночью. Мне было сложно не только физически выдержать гонку, но и психологически не сломаться. Я бежал, а в голове - куча мыслей, в том числе и совершенно ненужных.

Такое было не только у меня. Другие триатлеты тоже не выдерживали: просто брали и сходили с дистанции. Они не падали, у них ничего не ломалось из снаряжения. Они просто говорили: «Я больше не могу». У человека вид абсолютно потерянный. Понятно, что психологически он просто не вывез. Это очень страшно, и к такому никак не подготовишься. Но приходилось продолжать.

Сложнее становилось и из-за погоды: было дико жарко. На этапе подготовки мы высчитывали, что проходить дистанцию придется в +35–40, но решили, что преувеличиваем. В действительности же всё оказалось еще жарче.

Так выходило, что все велоэтапы проходили в час пик, под палящем солнцем. Из-за этого у некоторых участников даже были тепловые удары.

Вообще, велоэтапы были самыми жесткими: это постоянные подъемы, резкие порывы ветра, то же солнце. Из-за тайминга времени на отдых нет, и ты постоянно едешь наверх по 10–15 часов без явных передышек. Когда я ехал, думал только о том, как бы не заснуть и как бы не сдуло ветром.

В таком режиме постоянного преодоления себя и прошла большая часть трассы. На четвертый день у меня вообще не оставалось ничего, кроме одной цели, - доползти до финиша во что бы то ни стало. Я решил, что дистанцию на пятом острове сделаю по-любому, нужно только до нее дойти. Даже если бы что-то сломалось, я бы добежал и на себе донес велосипед.

Когда дошел до финиша, первые мысли простые: «Ура, победа! Мы это сделали!». Именно мы - я и саппорты. Без их грамотной работы и невероятной психологической стойкости я бы не финишировал на этой безумной гонке.

Хотя ощущение праздника у меня сразу не возникло. На финише Epic5, как это обычно бывает на классической трассе триатлона, тебя не ждет аплодирующая толпа. Из-за того, что участников очень мало и они растягиваются по трассе, тебя встречают лишь пара организаторов.

Только на награждении - из-за которого я, кстати, выспаться сразу после финиша не смог - осознал, что мы всё сделали. Из девяти участников до финиша добежало четверо.

Сложности

Чтобы на гонке всё прошло без проблем, мы с моими саппортами пытались исключить любую возможность схода. Для этого взяли абсолютно все запчасти к велосипеду, технически на нем могла сломаться только рама. Мы продумывали всё до мелочей. И установка была такая: если будет сход, то точно не из-за моего психологического состояния.

Полноценный завтрак у меня был только в предстартовый день и в послефинишное утро. Во все остальные дни мне оставались только очень быстрые перекусы, которые готовили саппорты. И так было у всех: не только у участников, но и у саппортов. На еду просто не хватало времени.

Времени на сон тоже практически не было. За все пять дней мне удалось поспать около шести-семи часов. Всё это время у меня не отдыхали ни тело, ни голова. Из-за второго становилось действительно тяжко продолжать.

На островах мы встречали много живности: как в воде, так и на земле. Косули, собаки, различные обитатели подводного мира. Один водной этап перенесли в бассейн из-за опасности нападения акул. И это на протяжении всей дистанции добавляло экстрима. Частота пульса от таких внезапных встреч резко поднималась.

Стоит понимать, что восстановиться после такой гонки невероятно сложно. Недавно общался с одним из участников - он из Португалии. Мы по-дружески поговорили о том, как у кого дела, как проходит восстановление. И он, тоже финишер, до сих пор не может дойти до полноценных тренировок даже не столько физически, сколько психологически. Говорит, до конца года планирует очень спокойно, максимум два раза в неделю выходить на медленные пробежки. Мне тоже тяжко, но времени нет на расслабление. Спустя месяц после финиша я уже практически вошел обратно в полноценный тренировочный режим.

Опыт

После финиша гонки я встретил много мировых спортсменов, которые в преддверии чемпионата мира Ironman приехали тренироваться на Гавайи. Многие из них подходили ко мне в совершенно случайных местах, зная о моем финише на Epic5, поздравляли, жали руку, просили сфотографироваться. Такое внимание ко мне профессиональных спортсменов, за которыми мне еще бежать и бежать, было очень приятно.

Однако вернувшись из жары в родной Петербург, я, попав под дождь, в очередной раз поймал себя на мысли, как в нашем климате сложно тренироваться. Такие погодные условия сильно тормозят в развитии любого спортсмена. Намного проще держать себя в форме, находясь постоянно в температуре хотя бы выше +20. Я понял, что это очень круто, когда люди, живущие в наших или подобных климатических условиях, тренируются и добиваются высоких результатов в спорте.

Считаю, что моя цель на 100 % выполнена. Ведь изначально всё было ради того, чтобы финишировать на Epic5. Просто спортивный интерес. Я к этому долго шел и, как и положено спортсмену, дошел. Для меня тот факт, что я первый россиянин или первый петербуржец на этом соревновании, идет немного параллельно победе. Эти статусы подбадривают, они мне приятны, но я шел за результатом, который получил.

После пройденных подряд ультратриатлонов Siberman515 и Epic5 Challenge я, никогда не любивший плавание, полюбил эту дисциплину. Но зато разлюбил бег. Наверное, бега было слишком много за последний месяц, и он просто надоел.

27 сентября — Молодежные новости. Заплывы, отмененные из-за акул, остров из фильма «Парк Юрского периода» и всего шесть часов сна на пять дней изнуряющего триатлона. «Фонтанка» поговорила с первым россиянином, которому удалось преодолеть одно из самых трудных в мире испытаний.

Epic5 Challenge — одно из труднейших и престижнейших испытаний в триатлоне, а может быть, и всем мировом спорте. Основан турнир в 2010 на Гавайях и проходит дважды в год. За пять дней участникам необходимо преодолеть пять полных триатлонных дистанций (3,86 км — плавание, 180,25 км — велоэтап и 42,16 км — бег) — каждая на новом острове. Призовые места тут не распределяют. Главное просто суметь дойти до финиша. За семь лет сделать это смогли всего 26 человек. В 2017 это впервые удалось сделать россиянину — первопроходцем стал 29-летний петербуржец Анастас Панченко. Так-то он чемпион России по аквабайку, а триатлоном занимается, как сам он говорит, «по фану».

Стартовый взнос 10 тысяч долларов

- В чем смысл этого соревнования, если не в победе?

В том, чтобы пройти все до конца и стать финишером этой гонки. Тут нужно быть не только готовым физически, но и психологически: у тебя почти нет времени на отдых, после финиша почти сразу перелет на новый остров. За все 5 дней удалось поспать в общей сложности часов шесть. На самом деле, когда мы туда ехали, не знали, что будет такой сумасшедший тайминг. Но в процессе перестроились и дошли до конца. В старт-листе было заявлено девять участников, семеро вышли на старт и только четверо финишировало.

- Зачем вам это вообще понадобилось?

Я профессионально занимаюсь аквабайком и два года назад решил попробовать триатлон, потому что в межсезонье очень сложно держать себя в форме. Триатлон решает эту проблему. Так и пошло постепенно — триатлон, Ironman, потом захотелось чего-то еще большего. Было интересно сделать то, что еще никто из России не делал. Так было решено отправиться на Epic5 Challenge. Туда было не так-то просто попасть. Нужно сначала пройти квалификацию. Она заключалась в том, что необходимо иметь большой послужной список различных ультрадистанций, а у меня их не было. Они мне поставили условие: перед гонкой обязательно пройти хотя бы одну ультрадистанцию. Есть обычный триатлон, а есть ультратриатлон, где ты делаешь сверхобъемы. Допустим, ультрадистанция — 515 км — это трехдневный Siberman у нас в России в Абакане: 10 км плавание, 145 км велосипед — это в первый день. Во второй день — 276 км велосипед и третий день — 84 км бег. Это считается ультратриатлоном. Там тоже победа — это просто приход на финиш. Прохождение этой дистанции было моим входным билетом на Epic5 Challenge. Они приняли это. Нас согласовали, и мы поехали уже на гонку. Другое дело, что после ультрадистанций люди восстанавливаются по полгода, а у нас было всего три недели.

- Как еще готовились к челленджу?

В основном это были indoor-тренировки, потому что погода у нас в этом году совершенно не позволяла тренироваться outdoor. Поэтому частично проходил подготовку за границей, чтобы хоть как-то погодные условия соответствовали тому, что меня ожидало на Гавайях. Потому что там сумасшедшая жара. Три недели я тренировался в Дубае. Это мне очень помогло. Было очень много силовой подготовки. Обычно триатлонисты так не делают, но так как мой основной вид спорта — аквабайк, мне нельзя было терять мышечную массу, иначе я не смогу там выступать на уровне.

- Бюджет вашей подготовки к этому соревнованию?

Довольно значительный. Там только стартовый взнос 10 тысяч долларов. У нас есть разные партнеры и спонсоры. Они помогли со взносом. Все остальное еще требует подсчета. Но нужно понимать, что еще больше, чем денег, эта затея требует времени. В течение трех месяцев перед гонкой должно быть по две тренировки в день — утром и вечером по два часа.

- Чем вы занимаетесь в обычной жизни, что у вас есть время и возможности на все это?

Я учредитель логистической компании. Партнеры по бизнесу меня понимают и поддерживают, а самое главное — позволяют тратить на все это время. Я стараюсь работать мобильно, современные технологии позволяют это делать.

- Накладки в гонках часто происходят?

Почти в каждой гонке, и это нормально. Первый самый важный фактор — должен нормально долететь велосипед до твоего места старта. Почему-то у наших авиакомпаний багаж постоянно прилетает позже. Бывает такое, что велосипед прилетает буквально накануне старта. Сейчас я пользуюсь gps-трекерами и хотя бы понимаю, что мой багаж вот уже совсем рядом. Это на самом деле сильный психологический стресс для спортсмена, когда у него что-то из оборудования ломается или не доезжает.

- Сколько стоит ваш велосипед?

У меня несколько велосипедов. Так как я езжу сейчас на такие серьезные и топовые гонки, техника не имеет права меня подводить. Поэтому и велосипеды у меня сейчас самые топовые. Каждый стоит около 15-20 тысяч долларов. Я не могу себе позволить сойти с дистанции из-за поломки велосипеда.

- Мне было бы страшно отправлять такой велосипед в такие далекие путешествия с неизвестными людьми.

Мне тоже страшно. Это как раз и есть то, о чем я рассказывал. Одно дело, когда велосипед не успел приехать к нужному времени и ты не вышел из-за этого на старт, и другое - ты вспоминаешь, сколько он стоит, и думаешь, где он потерялся. Поэтому я оснастил все свои велочемоданы gps-трекерами. Но он путешествует не с какими-то неизвестными людьми. Он сдается как негабаритный багаж в велочемодане и летит с тобой в багажном отделении самолета.

Опасный остров

- Вы раньше бывали на Гавайях?

Нет, это была моя первая поездка. Мы все остались под большим впечатлением от каждого из пяти островов. Но особенно нас поразил первый остров — Кауаи. Там снимался «Парк Юрского периода». Было ощущение, что мы реально попали в этот фильм. Там колоссальная природа, красоту которой не передать словами. Велоэтапы были долгими, и я успевал осмотреться вокруг. Мы ехали не быстро, потому что стояла задача пройти все пять этапов. Как раз после первой гонки я понял, что нужно снижать темп. Сначала мы думали, что это все же race, а не challenge, и пытались бороться за места. Но организаторы нам сказали: хватит, помедленнее. Они объяснили, что те, кто начинал так быстро, сходили на третий день.

- Кто участвовал в гонке кроме вас?

Были спортсмены из Испании, Португалии, Америки, Пуэрто-Рико, Германии. До финиша кроме меня дошли только пуэрториканка, португалец и американец. Пуэрториканка, кстати, по профессии обычный педиатр. Кроме нее была еще одна женщина, но она не дошла до конца.

- Какие приключения с вами за это время случились?

Приключения были все пять дней. Самое главное приключение заключалось в тайминге. Ты финишируешь, смотришь на часы и понимаешь, что через 5 часов у тебя вылет на другой остров. А тебе за это время нужно сложить велосипед, помыться, поесть, чуть вздремнуть, приехать в аэропорт, пройти обычную регистрацию. У нас каждый день сон сокращался на 40-60 минут. Мы начинали с трех часов, закончили на 45 минутах сна. Спали везде, где только можно. Проходили регистрацию в аэропорту, шли в зал ожидания, просто ложились на пол и спали. Народ вокруг был в шоке. Поэтому приключения были постоянно. Слава богу, не произошло никаких поломок и травм на велосипеде: спуски и подъемы были колоссальные, скорость развивалась до 75 км/ч. Одно дело, когда ты свежачком идешь на такой скорости и полностью контролируешь велосипед, и другое — после трех айронмэнов. Но велосипед выдержал, и я выдержал.

Гонка была еще очень тяжелой с психологической точки зрения. На четвертый день мы заехали в транзитную зону для переодевания после велосипеда для бега. Стоит парень — мой оппонент. Он неплохо ехал, очень сильный мужик. Я спрашиваю: «Ты почему не едешь?». А он отвечает: «Я всё». «Но ты же нормально стоишь, нигде не падал», - говорю. А глаза у него в кучу. Просто психологически человек не выдержал. «Я больше не могу», - говорит. А ведь оставалось всего-то пробежать 42 км и пройти еще один айронмэн — фигня по сути, с учетом того, что ты уже прошел три с половиной айронмэна. А вторую женщину привезли после четвертого дня в аэропорт на коляске. Она физически добила себя так, что просто не могла встать.

- Какие курьезы с вами там происходили?

Все началось уже в самый первый день. Мы тогда еще думали, что это гонка, и хотели показать лучший результат. Были на это заряжены. Очень быстрые для меня были плавание и велосипед. Набор высоты был 2100 метров. На плавании мы пришли вторыми, потом на велосипеде обогнали почти на час лидера и приехали по gps-навигатору, как мы думали, к финишу. А там нет вообще ничего и никого. А я весь в гонке, я заряжен, начинаю кричать на помощников: «Где финиш?!». Начинаем созваниваться с организаторами, организаторы говорят, что финиш в другом месте. Но по нашим данным несовпадения не было. Ну, вина организаторов. Мы начинаем ссориться, кричать, в течение получаса подъезжаем. Там уже подъехал тот парень, которого мы обогнали. Мы все кричим друг на друга. Организаторы даже боялись подходить к нам, наверное, думали, что кто-то из них сейчас точно получит. Но потом я ушел на бег, снова обогнал того парня. В итоге прошел всё за 10 часов 50 минут. Это очень быстро для этой трассы. Да и вообще, на обычном айронмэне среднее время прохождение дистанции 12-13 часов.

- Что еще запомнилось?

Косули. Каждый день время старта смещалось — сначала в 6 утра, потом в 6:30, потом в 8 и так далее. И, соответственно, смещалось время финиша. К третьему дню время сместилось таким образом, что бежали мы уже ночью в полной темноте. А остров был какой-то совсем дикий. Там была маленькая деревушка, одна заправка, один магазин. Маршрут проложен вдоль автомобильной дороги — с одной стороны лес, с другой стороны лес. Темнота — вообще ничего не видно. Сопровождающая машина иногда отъезжала: у ребят тоже были свои дела, кому-то в туалет захотелось или вода закончилась и нужно за ней съездить. И когда машина уезжала, я оставался вообще один — с фонариком на лбу и в светоотражающей жилетке. Кто-то где-то воет, собаки из кустов лают, а на дорогу время от времени выскакивали косули. Полная психоделика. Было реально страшно. Можно было анализы сдать прямо там. Прибегаю на финиш, и организаторы спрашивают: «Все окей?». Какой окей?! У меня там косули прямо передо мной выскакивали! «Все нормально, не трогай их», - говорили они.

- Во время заплывов были встречи с какой-нибудь живностью?

Ну проплывет кто-то рядом — триатлонисты такое нормально воспринимают.

- Там же полно акул.

Они, кстати, один водный этап перенесли в бассейн из-за опасности акул. Это было как раз на том острове с косулями и собаками. Вообще какой-то опасный остров. Хотя в бассейне было даже тяжелее плыть. Когда ты плывешь в открытой воде, тебе не нужно отталкиваться от бортика, меньше вероятность судорог.

- Слышал, что один из злейших врагов триатлонистов — медузы.

Бывает такое, да. Как-то принимал участие в соревнованиях в Южной Африке, и там ребят прямо в лицо атаковали медузы. Но здесь ничего такого не было. Был еще вот какой курьез. С четвертого на пятый день потерялся мой паспорт. Поняли это, когда стояли на регистрации перед отлетом на последний, пятый остров. И я думаю, вот будет весело, если я из-за паспорта сойду с гонки. У меня сразу в голове стал складываться план, как полететь без паспорта. В итоге паспорт нашли в рюкзаке у одного из моих помощников, который вообще не помнил, как он там оказался. Все были на пределе — внимательность ухудшалась с каждым днем гонки.

Чуть не уснул за рулем

- Из питания что-то с собой брали или там все необходимое покупали?

С собой была сумка спортивного питания. Но на длинных дистанциях питаться одним спортпитом нельзя, станет дурно. У нас был такой небольшой лайфхак — в гречку с курицей добавляли стакан чая, мешали, и я на ходу это выпивал. Еще была пицца от одного из спонсоров челленджа, которую мы запивали кока-колой, потому что кола поднимает сахар. Один раз было мороженое. На пятом дне где-то в середине трассы, когда мы уже прилично отъехали от города, мне вдруг очень захотелось мороженого. Сказал об этом ребятам. Они развернулись и поехали назад специально. Мы старались сделать таким образом, чтобы чего бы ни просил организм, мы ему это давали.

- Промежутки между дисциплинами были короткие?

В первый день очень короткие. Что-то в районе 4-5 минут. Ну а потом мы их увеличили минут до 15. Добавили разминку ног, растяжку. Можно было и еще дольше сделать. Это было разрешено. Главное было дойти до рассвета и успеть на самолет. Не успел — до свидания. На четвертый день уже было тяжело бежать с самим собой наедине. Хотелось, чтобы кто-то хотя бы просто рядом бежал. Саша Соколов (мой тренер и один из двух помощников) иногда подключался, подбадривал. Это опять же не запрещено. На пятый день первые 10 км мы пробежали вместе. Потом он сел в машину, вздремнул, проснулся и оставшуюся 20-ку добежал со мной.

- Самый физически сложный момент во всей гонке, когда вы были ближе всего к сходу?

Я был много раз близок к сходу — раза три или четыре точно. Физически были очень тяжелые все велоэтапы. Пятая трасса — известная всем в мире трасса чемпионата мира по триатлону на острове Кона. Ребята, которые там как раз готовились к чемпионату мира, говорили: «Блин, Кона такая ужасная и сложная трасса. Будет очень тяжело, готовьтесь». Мы шли четыре дня и думали, а что может быть тяжелее этих островов. И когда мы приехали на Кону, она оказалась самой легкой из всех пяти. Еще такой физически тяжелый момент был, когда в последний день я просто не смог ехать. Сказал ребятам, что все, я ложусь спать.

- Начали засыпать на ходу?

Да. Боялся уснуть и свалиться с велосипеда. Мне ребята разложили сзади машины постель, и полтора часа я спал там с кондиционером. Когда проснулся, был тяжелый момент выхода из прохлады в 40-градусную жару. Кстати, в тот момент я и захотел мороженое.

- Так какое итоговое место вы заняли?

Я так не могу сказать, потому что цифры по остальным участникам конфиденциальны. Мы остальных участников не отслеживали, поэтому не знаю, какой у нас общий результат. Знаю, что в первый день я пришел первым, во второй — вторым, в третий — четвертым, в четвертый — вторым, по-моему. В последний, пятый день — третьим. Как-то так. Но это не точно. Было много сходов, трудно все это отслеживать.

- То есть в сумме в призовую тройку вы вроде вошли?

Думаю, да. Если даже не второй по общему времени. Велоэтапы у нас на 100 процентов были все лучшие.

- Момент финиша запомнили?

Последние 5 км мы с Сашей бежали в очень высоком темпе. Адреналин зашкаливал, хотелось быстрее финишировать. Ну а после финиша, который произошел часа в три ночи, все было спокойно: ура-ура, все обнялись, сфотографировались. Мы уже начали мечтать, как сейчас придем в гостиницу, приберемся, позавтракаем и наконец сможем отоспаться, и тут организаторы говорят: «Нет, у нас утром награждение в 11». В общем, нормально поспали мы только после этого награждения.

- Как награждение прошло?

Это была такая тусовка в ресторане со сценой, с разными напитками, едой. Каждый из участников мог сказать речь. Многих переполняли эмоции, говорили со слезами на глазах, потому что за эти пять дней им пришлось многое пережить. Всем вручили памятные призы — деревянные гавайские тарелки. Никаких там 30 тысяч долларов в конверте не было. Самый главный приз — то, что на сайте челленджа в числе финишеров теперь значится россиянин.

- Как организм пережил гонку?

Выложиться получилось полностью. Это я понял не после финиша, а только спустя 3-4 дня, когда уже вернулся в Петербург. У меня пошел резкий упадок сил. То, что я делал просто на утренней разминке, стало даваться мне очень тяжело. Сейчас постепенно, под чутким руководством тренера, прихожу в себя, начинаю набирать силы и возвращаюсь к обычным тренировкам.

10 айронмэнов за 10 дней? Такого старта, правда, нет.

- В Мексике есть, - подсказывает второй помощник Анастаса на Epic5 Challenge Геннадий Селезнев.

Значит, едем в Мексику.

Информацию и фото предоставила