Блог
234 0

Анастас панченко родился. UltraStrong: история Анастаса Панченко, которая точно вас удивит

Анастас панченко родился. UltraStrong: история Анастаса Панченко, которая точно вас удивит

Большой спорт№4 (130)

Текст: Анна Черноголовина

Анастас Панченко – чемпион России по водно-моторному спорту в классе аквабайк и триатлет, любитель с золотым статусом All World Athlete от бренда Ironman. С разницей в один месяц он финишировал на Siberman, преодолев 515 км в Хакасии, и на Epic5 Challenge, где за пять дней на пяти Гавайских островах Анастас успешно прошел пять дистанций Ironman, то есть 1130 км в совокупности.

Что было главной мотивацией для того, чтобы прийти в ультратриатлон вообще и пройти Epic5 Challenge в частности?

Про гонку на Гавайях мне рассказал товарищ – он сам очень хотел ее пройти. Я посмотрел – и идея меня захватила. Но по условиям регистрации для допуска к Epic5 Challenge мало финишировать на Ironman с нормальным временем (личный рекорд Анастаса Панченко на дистанции 226 км на тот момент – 9 часов 54 минуты. – Прим. БС), нужен был финиш на ультрадистанции.

Так я себе в голове нарисовал долгий необычный сезон: решил, что для допуска на Epic5 пройду Siberman – на тот момент в моем активе ультр не было. Связался с руководством гонки Epic5, сообщил им о планах на Siberman. Они сначала ответили: это слишком – в один год делать ультрадистанцию и Epic5. Я написал им, что так даже интереснее, и организаторы согласились: «Да, действительно, – давай: ждем финишный протокол с твоей фамилией». В общем, моя мотивация была не только в одной конкретной гонке, а в плане на год.

Потом я рассказал об идее друзьям, коллегам – и они в один голос сказали: «Почему ты не хочешь показать это общественности, в соцсетях? Никто такого раньше не делал». Я в принципе не любитель соцсетей: считаю, лучше лишний час уделить сну или провести его на беговой дорожке – время стоит дорого. Но все-таки мы завели аккаунты, и народ действительно стал следить: получится или нет? Это, конечно, тоже мотивировало и помогало: в течение всей гонки было огромное количество сообщений. Например, я бегу, а ко мне подъезжает саппорт и говорит: «Слушай, только что пришло 120 сообщений о поддержке – я не успеваю читать. Я говорю: «Ну читай – будем бежать и читать».

Сколько времени вы прицельно готовились на Epic5?

Около восьми месяцев. Помимо обычных тренировок, были гонки-тренировки: участие в заплывах на 5 и 10 км, два марафона, и прохождение Siberman.

Чем острова на Epic5 отличаются друг от друга по сложности трассы? Какой этап лично для вас стал самым сложным и почему? В какой момент начинают сказываться перелеты и недосып? (участники Epic5 Challenge перелетают между островами. – Прим. БС) Практически на всех велоэтапах был набор высоты в среднем 2000 м, а бег – 250–300 м. И пять дней подряд – это реально жестко. Самым сложным мне показался третий остров – Молокаи. Это был переломный этап.

Молокаи – большая деревня, все выжжено солнцем, очень скучная трасса. Бежать приходится по автодороге, но машин практически нет, освещения вообще нет: ты в темноте с фонарем на лбу и в светоотражающей жилетке. Когда машина сопровождения отъезжает, становится совсем грустно. На дорогу периодически выпрыгивают косули, собаки и прочая живность. Сплошная психоделия. Было тяжело и физически, и психологически.

Насколько часто вы встречались с пределом «я больше не могу» на Epic5? С чем вообще можно сравнить состояние, в котором находится атлет во время ультрадистанции?

«Я больше не могу» началось со второго дня. Передать состояние словами просто невозможно. Это реально нужно ощутить самому. Сравнить, наверное, можно со слэклайном – ходьбой по натянутому канату: шаг влево – обрыв, шаг вправо – обрыв. Каждое движение вперед должно быть аккуратным и обдуманным.

Тем не менее вы финишировали на Epic5 с темпом 4 минуты на километр на беге. В каком темпе прошли беговые этапы предыдущих четырех дней?

Финишный темп 4:00–4:10 – это была эйфория от того, что дело сделано. Все беговые этапы я прошел в среднем темпе 5:40. Только первый день оказался очень активный: 4:50–5:00 минут на километр.

Удается ли вам психологически расслабляться во время ультр?

Да, но не без посторонней помощи. На любой ультрадистанции у атлета есть группа поддержки – так называемые саппорты. Благодаря им мне удавалось переключаться на темы, не связанные с гонкой, разгружать голову. Саппорты и спортсмен – одна команда, и правильная атмосфера внутри – не менее 30% удачного финиша.

Чем именно занимаются саппорты? Абсолютно всем: реально помощь начинается с момента прохождения регистрации в аэропорту и загрузки оборудования. Потому что задача спортсмена – в первую очередь выдержать все физически. Siberman, можно сказать, стал тестом работы саппортов перед Epic5. Помимо Геннадия Селезнева и Александра Соколова, с которыми мы давно вместе, в команду взяли еще двоих: массажиста и видеооператора. Казалось бы, роли четкие: каждый должен заниматься своим делом, но саппорты оказались психологически неустойчивые. Образовался раздор внутри коллектива. Я это чувствовал, и в какой-то момент из-за психологического напряжения стало намного тяжелее двигаться вперед. Не могу сказать, что они плохо помогали, – все было отлично, но на ультре грань крайне тонкая. Например, саппорт не должен произносить слов «я устал». Если он это произносит, гонщик начинает «передвигать» не только себя, но и саппорта – в общем, занятие тяжелое.

Меня часто спрашивают: может быть, мне 10 человек взять на гонку? Но тогда получится, что один, образно говоря, будет носки надевать, другой – футболку. Более того, друг другу они начнут мешать. Достаточно двух, но очень стрессоустойчивых и готовых полноценно погрузиться в гонку.

Вы говорили, что для Epic5 у вас было 35 кг велодеталей: что входило в эти 35 кг?

Технические поломки нужно было исключить в принципе, и с собой мы брали абсолютно все детали, которые есть на велосипеде, – каждую в двух экземплярах. Везли все, кроме рамы – ее нельзя менять по регламенту гонки. В общем, единственное, что могло бы сломаться, – только я.

Знаю, что на Epic5 вы питались гречкой и курицей, которые были залиты сладким чаем, – это самое необычное, что вы употребляли на дистанции? Поделитесь, пожалуйста, вашими принципами в отношении питания? В каких границах должен находиться ваш вес для аквабайка и сколько вам следовало весить, если бы вы сконцентрировались только на триатлоне? Стараюсь питаться правильно – часто и понемногу. Но регулярно езжу в командировки, и график сбивается. В аквабайке, как и в любом моторном спорте, добиваются успеха в основном коренастые ребята весом до 75 кг и ростом до 175 см. Несмотря на рост 196 см, мне все же удалось достичь результатов не только на российском уровне, но и на мировом.

В триатлоне при моем росте 196 см – гоночный подиумный вес должен быть 75–79 кг. Но если бы я такого веса достиг, мойвнешний видсильно бы изменился. У меня нет цели дойти до 80 кг, я отлично себя чувствую и при 93 кг. Но, конечно, перед гонкой начинаю сушиться и дохожу за 3–4 недели до старта до 89–90 кг. Считаю, что это мой идеальный гоночный вес. Кстати, когда занимался только аквабайком, без циклических видов спорта, то весил 110–112 кг.

Что представляет собой ваша тренировочная неделя?

Шестьтренировочных днейи один разгрузочный. В любом случае всегда стоит две тренировки в день, по утрам – как правило, плавание. Вечером – бег, станок, силовая на ноги. Кроме того, уделяю время турнику, брусьям и немного растяжке. Это очень плохо: на растяжку всегда не хватает времени. В разгрузочный день обязательно входит баня – а не просто так слегка погреться в сауне. Баня настоящая, с жесткой пропаркой и расслабляющим массажем после. Времени на эти процедуры уходит много – около 3–4 часов.

Где вы тренируетесь в межсезонье?

По возможности стараюсь проводить больше времени в теплых странах: зимой – Таиланд или ОАЭ, Дубай. Летом еду в Европу, на гористое побережье Средиземного моря. Локаций – масса: самые удобные для меня с точки зрения транспортной доступности – это Ницца, Монако и Ментон.

«Не спорт, но болезнь» – так вы характеризуете длинный триатлон. Что мотивирует лично вас заниматься гонками на выносливость, после того как вы прошли Siberman и Epic5?

В ближайший год я не планирую участвовать в соревнованиях, в названии которых есть приставка «ультра». Связки и менискиколенного суставане полностью восстановились и не позволяют пройти новую длинную гонку без осложнений. Здоровье дороже. Но голова не забывает, я часто просматриваю ролики, как это было, на своем канале в YouTube. Это неплохо мотивирует, и, думаю, в ближайшее время соберусь сделать что-то еще более интересное, чем Epic5 или Siberman.

Связки и проблемы с коленями – следствие занятий аквабайком или длинным триатлоном? У меня дегенеративный разрыв мениска – он раздробился. Конечно, это все ультратриатлон. Сейчас триатлон вообще переживает бум: все хотят получить медаль, стать Ironman и об этом рассказать. Но у тех, кто с дивана – когда человек увидел что-то всоциальных сетяхи побежал, – могут начаться проблемы с ногами. Это первый момент. Второй момент: триатлон – как наркотик, он затягивает. Те, кто регулярно занимается, начинают участвовать в соревнованиях, и их объемы, километраж становятся слишком большими – организм к таким расстояниям просто не приспособлен. Вот человек пробежал марафон – и нужно отдыхать. Нельзя бежать пять марафонов за сезон: рано или поздно произойдут серьезные травмы. Они есть у всех, просто не все об этом говорят. Большинство после травм завязывают с циклическими видами спорта, поскольку потом тяжело восстановиться: и психологически, и физически.

Нужно подходить ко всему с умом и, по-хорошему, обратить внимание на про-триатлетов, которые выигрывают длинные гонки. Никто не проходит по пять-шесть Ironman (226 км) за сезон, как наши ребята-любители. Все целенаправленно подводятся к определенному старту: в год у них могут быть только два Ironman и две «половинки» (113 км). Да, про-триатлеты выигрывают, они очень сильные. Но это их работа, бизнес, полноценная жизнь, и на тренировках они выкладываются 100-процентно. Заметьте, мы не слышим, что через неделю они регистрируются на следующую «половинку». Хотя любители как раз это приветствуют: «О, круто, ты пробежал в Ницце, а завтра летишь еще куда-то – супер, бомба». Но это не крутость, а непонимание ситуации. То есть должен быть правильный ежегодный объем.

Аквабайк также считается травмоопасным видом спорта. С какими травмами сталкивались лично вы?

Любой моторный спорт травмоопасен. У меня были травмы, связанные с позвоночником,сильные ударыот соперников, столкновения, мотоциклы влетали во что-нибудь. Но благодаря сильному мышечному корсету и защитной экипировке я получал только ушибы, ну и максимум – межпозвоночные грыжи. Конечно, как и в любом контактном виде спорта, в аквабайке возможны травмы слетальным исходом.

Какова ваша долгосрочная цель в триатлоне?

Сегодня я пытаюсь стать быстрее на дистанции Ironman 70.3 (113 км). Но это не глобальная цель – я занимаюсь триатлоном, потому что нравится: это мой образ и ритм жизни. В спорте вообще стараюсь пробовать все, однако на триатлон трачу больше времени. Кроме того, это один из самыхэффективных способовподдерживать форму.

Каков ваш календарь на 2019 год? Сезон уже начался неплохо: я удачно финишировал на Ironman 70.3 Dubai. Это был мой тестовый, проверочный, старт после травмы. Далее в графике Ironman 70.3 Vietnam. После посмотрим c тренером на результат, на состояние организма и примем решение о дальнейших гонках.

Аквабайк тоже есть в планах, но в очень спокойном режиме. В любом случае этот год – разминочный: возвращаюсь в спорт после травмы.

Вы планируете старты Xterra: что это за серия и какие цели перед собой ставите? Xterra – отдельное направление экстремального триатлона. Гонки – очень травмоопасные: плавание – всегда в больших волнах (1,5 км), велоэтап – маунтинбайк (30 км), бег – горный бег или трейл (10 км). Очень захватывающе: такие гонки требуют отдельной подготовки и, соответственно, времени. У меня есть план пройти все европейские этапы и отобраться на чемпионат мира.

Анастас Панченко, блиц-анкета:

Максимум калорий, потраченных за сутки

В период сборов доходило до 8500 за тренировочный день.

Самая красивая дистанция

Очень красивая часть велоэтапа трассы Ironman South Africa. Волны разбиваются о скалы, над ними зависшие вертолеты, с которых транслируют видео с гонки в прямой эфир, – просто кино. Но все-таки Гавайские острова и гонка Epic5 – реально «парк Юрского периода». Это точно стоит увидеть раз в жизни.

Самая сложная гонка в карьере

Epic5 – на второй день на Гавайях я реально устал. Но на самом деле любая гонка сложна по-своему. Я настолько сильно привык терпеть, что это не представляет для меня сложности. Просто где-то нужно потерпеть больше, где-то меньше.

«Полужелезная» дистанция для начинающих Ironman 70.3 Dubai – идеальное место для первого старта. Если говорить о локации в России, то это IronStar Сочи: ребята – молодцы, все делают четко. Их старты ничем не хуже, чем те, что проводятся под брендом Ironman. Ощущение праздника вам будет обеспечено точно.

Ультратриатлоны, водно-моторный спорт, фитнес – успешный петербуржец и член клубаWorld ClassКрестовский Анастас Панченко уделяет спорту 70% своего времени. О своей насыщенной жизни, тренировках и турнирах он рассказал в эксклюзивном интервью главному редактору журнала #ЯWorldClass Нонне Мартиросян.

Кто назвал вас таким редким именем и почему? Имя действительно редкое. Назвали родители, и, наверное, это лучше, чем просто Станислав, по крайней мере, все его обсуждают.

Как и когда начался ваш спортивный путь? Спорт был со мной с детства: полупрофессионально занимался бегом с барьерами, боксом, волейболом, потом увлекся мотокроссом. Правда, тяга была к аквабайку. Как только появилась возможность им заняться, я это сделал. Это произошло пять лет назад. Позволить себе его в юности не представляется возможным - он слишком дорогой. Дальше был уже путь к лидерству. В аквабайке важны не столько физические данные спортсмена, сколько сама техника плюс подготовленная команда. То есть ты должен приезжать на гонку не один, а с командой из пяти человек, которые привозят, подвозят, развозят и т. д. Постепенно мы шли к победе, и в этом году удалось выиграть чемпионат России. Сейчас в планах участие на чемпионате мира по аквабайку, который пройдет в декабре в Таиланде. Думаю, если техника не подведет, у нас есть все шансы выиграть. Одновременно пройдем тест на выносливость.

Где вы занимаетесь? В Питере. Когда-то Потанин популяризировал этот вид спорта. Он и сам им увлекался, и детей приучил. Он же спонсировал многочисленные гонки в Санкт-Петербурге, за что ему большое спасибо. В то время я был любителем, а сейчас наша команда - самая технически оснащенная и цельная команда России, у которой есть своя тренировочная база, стоянка, сервис, механики и все остальное. Иначе говоря, наша команда - самая подготовленная, и её знают во всём мире.

Насколько велики шансы на победу России на чемпионате мира по аквабайку? Очень велики! Мы всегда в кольцевых, всегда в пятёрке. Но тут очень многое зависит от техники.

По городу тоже гоняете на мотоцикле? На спортбайках нет, хоть и профессионально в течение четырех лет занимался мотокроссом, то есть про гонки на мотоциклах знаю не понаслышке. Сейчас езжу для души и исключительно на Harley-Davidson.

Если у вас уже есть одно серьёзное спортивное увлечение, как так получилось, что вы переключились на триатлон? В том-то и дело, что я на него не переключался. Учитывая наши климатические условия, сезон аквабайка быстро заканчивается, а значит, нет возможности подготовиться к чемпионату мира, который проходит в декабре. В этот переходный период нужно держать себя в форме. Простые силовые тренировки в зале надоели, хотелось чего-то большего. Так я перешёл ещё и в триатлон, и это дало результаты. У меня нет цели попасть на чемпионат мира по триатлону, потому что результат на время требует жесткого подхода: сушки организма. При минимальном весе я не смогу ездить на аквабайке, у меня не будет сил и выносливости. Поэтому триатлон идет параллельно, чтобы поддерживать аквабайк. Вернее, так было сначала, сейчас уже, наверное, они идут вровень. (Улыбается.) Мне стало интересно участвовать в стартах, а сначала было все исключительно for fun. Это, кстати,тренер WorldClass, который со мной занимался, подвёл меня к триатлону. Он понимал, что мне скучно ограничиваться толькосиловыми тренировками, и предложил попробовать пройти «половинку». Тогда меня ничто не смутило, кроме велосипеда. Когда-то параллельно с мотокроссом я занимался скоростным спуском на велосипеде, и с ним у меня связано агрессивное катание. Я не понимал, что значит, когда нога пристёгнута к педалям. Мне всегда было смешно видеть ребят в обтягивающих костюмах и с пристёгнутыми к велосипедам ногами. Я сказал тренеру, что к такому точно не готов. Но он меня уговорил и предложил просто попробовать, взяв велосипед на месте. В итоге так и сделали и удачно прошли трассу. В итоге и я надел обтягивающий костюм и пристегнул ноги к педалям велосипеда. (Смеется.)

То есть системного и грамотного подхода к триатлону у вас не было? Нет, вообще не было. Я же занимался, был в хорошей форме, сделать «половинку» было просто. Хотя я никогда не плавал, и с этим у меня были реальные проблемы, которые пришлось быстро решать. Сейчас к триатлону меня готовит отдельный тренер. Но начало положил тот, который занимался со мной силовыми тренировками. А еще знаете, что меня заставило начать бегать? Участие в Играх World Class им. Дмитрия Жирнова. Я думал, что легко пробегу три километра, требующихся для сдачи норм ГТО. В общем, я их не пробежал! И это было два года назад.Силовые упражненияя сделал лучше всех, а пробежать по нормативу не смог. В результате вместо золотого получил серебряный значок. Это меня, конечно, зацепило, и я начал активно бегать каждый день под руководством Дениса (Жукова, тренера World Class Крестовский. - Прим. ред.). И буквально за 2–3 месяца набегал на неплохие результаты, повторно сдал нормы ГТО, которые проводил World Class уже в Санкт-Петербурге, и выиграл!

Цели добились и тогда… Тогда я решил пройти «половинку», которая оказалась одной из самых тяжелых в Ironman. Она проводится в Провансе, и её выбирают, как правило, подготовленные триатлеты. Нас тогда это не смутило. Мы с Денисом приехали, взяли какие-то непонятные алюминиевые велосипеды в аренду и поехали. Это был первый раз, когда я сел на «обычный» велосипед с пристёгнутыми к педалям ногами. Потом пошло-поехало. Я начал записываться на полный Ironman, потом к моим тренировкам подключился непосредственно Александр Соколов, который сейчас в петербургском World Class ведёт направление «триатлон». Потом я с регулярностью раз в три месяца начал записываться на какие-нибудь старты и везде участвовать. Потом появился велосипед, второй, третий… А теперь у меня в клубе World Class Крестовский свой станок, который я купил, чтобы оттачивать навык. Я прихожу, ставлю свой велосипед и кручу - у меня под это отдельный угол. Спасибо управляющему, что разрешила проводить такие тренировки. Все обращают на это внимание, конечно, и многие начали интересоваться триатлоном.

Сколько бы я ни наблюдала за триатлетами, они все в какой-то момент становятся буквально фанатиками этого вида спорта. Почему? Вы можете ответить на этот вопрос? Ведь есть масса других, не менее интересных спортивных направлений с подобной нагрузкой… Потому что это как минимум интересно - бороться в трех видах спорта. И по сравнению с аквабайком не настолько уж дорого. Если им увлекаться глобально, то есть участвовать в каких-то знаковых и ключевых стартах, как Epic5 или Siberman, то он действительно стоит колоссальных денег, но без этого никак. Чтобы успешно пройти гонку, нужно в неё вложиться и иметь хотя бы два велосипеда. На дурака, наверное, разок пройдёшь, но так или иначе в какой-то момент столкнешься с технической проблемой: очень много у людей сходов, потому что перед стартом они не потратили, скажем, 40 $ на замену резины, что я, например, делаю перед каждой гонкой, вне зависимости от состояния моих колес.

Сами делаете или у вас и на это есть команда? Нет, сам. Я хорошо разбираюсь втехническом состояниивелосипеда и знаю, что и как делать. Всегда держу свои байки в идеальном состоянии, потому что у меня было колоссальное количество сходов в аквабайке, когда по ошибке или недочёту механика ты вынужден сойти с дистанции, и полуторамесячные перевозки техники в контейнере до точки назначения, собственная физподготовка, перелет - всё это сходит на нет. Это психологически очень обидно и сильно сбивает: ты настраиваешься, но тебя настигает технический сход.

Может, триатлон - это своего рода компенсация? Тут вы полностью зависите от себя… Не знаю… Тут я как минимум уверен, что, если подготовил велосипед, он 100% доедет.

Но дело же не только в велосипеде? Сейчас, когда количество стартов у меня значительно увеличилось, встала проблема с перетренированностью. На плавании в Африке, например, возникли проблемы с ногами. Я очень хорошо шёл, видел уже финиш, оставалось буквально 500 м, но у меня адски свело ноги. Организаторы уже хотели меня забирать, но я не дался. В результате потерял 20 мин и поплыл дальше. Это все перетренированность. У меня очень насыщенный график и много стартов…

А зачем? Не знаю. (Смеется.). Пока я не понимаю зачем. Просто идём к какой-то цели.

К какой? Есть глобальная цель? Сейчас появилась. Первая - это сделать Siberman, который я только что прошёл и занял пятое место в общем зачете. Более того, я вхожу в малочисленную группу людей в России, которые вообще прошли эту дистанцию. Таких всего 21 человек. Причём мне был важен даже не Siberman, а дистанция в 515 км, которую нужно пройти за три дня. Это классно! Этим, я считаю, можно гордиться, теперь все медали Ironman можно спокойно выбросить - по сравнению с Siberman они ничего не значат.

Намерены ли вы тогда участвовать в «простых» стартах? Да, это как раз вторая цель - нужно принять участие в Epic5…

Это потому, что он не уступает Siberman, а «Айроны»? Epic5 - это даже круче, чем Siberman. Здесь, помимо физики, нужно не сломаться психологически, потому что идёт борьба не только с самим собой, но и с окружающей средой. На Siberman, на 200 км, начался адский ветер: ты крутишь велосипед, а датчик мощности показывает 240–250 Вт, каденс - 70 (знающие люди меня поймут), ты думаешь, что я здесь вообще делаю… Он просто не едет. На Гавайях такая ситуация тоже возможна: сильный ветер, палящая жара… Но я думаю, мы справимся, а что будет дальше - посмотрим. Возможно, как вариант, чтобы опять быть в числе первых (всегда хочется быть в числе первых), сделать ещё какой-нибудь ультратриатлон, потому что в России нет дважды прошедших ультратриатлон спортсменов. Но это уже будет не Siberman - во второй раз на такую гонку идти неинтересно. Кстати, ребята, которые заняли первые места, просто лежали в аэропорту, настолько они выложились. Я же был в норме, потому что понимал, что через три-четыре недели будет очередной старт. У меня была задача быть в середине и при этом выкладываться не на 100%. Зато, если всё сложится с Epic5, я буду первым, кто прошел ультратриатлон и Epic5 за один год.

У вас есть кто-то, с кого вы берете пример? Нет, у меня нет примера, и мне это не нужно, честно говоря. Я общаюсь со многими триатлетами, но не скажу, что на них ориентируюсь. Скорее, на свои ощущения и желания. Если слышу об интересной мне гонке, принимаю участие - только так.

Как же остальная жизнь? Вы не боитесь, что чего-то упускаете? Я пытаюсь совмещать, и у меня всё есть: и досуг, и семья, и работа. Представляете, я даже работаю! (Смеется.) Меня понимают мои партнёры и дают возможность заниматься спортом. Правда, я сплю по три часа в сутки… и это большая проблема. Когда вхожу в пик, занимаюсь дважды в день: утром и вечером по два часа. Кроме воскресенья. Днем - работа. Ты приходишь домой, вроде надо провести время с семьей, но на работе за два часа тренировки возникли проблемы. Пока их решаешь, уже два часа ночи, а в восемь - опять в клуб.

Как вы восполняете энергетические затраты? Питанием? В первую очередь сном. В воскресенье я могу спать 13–15 часов. Конечно, следоватьправильному питаниюнужно. Из спортпита принимаю изотоники - это необходимо после тренировки, потому что во время рабочего дня я не всегда успеваю вовремя и правильно пообедать, а значит, не могу восполнить организм необходимыми минералами. Никакого допинга и сложных спортивных веществ я не принимаю. В идеале лучше правильно питаться в течение дня и тренировку проводить на воде, а не на изотониках. Потому что организм к этому быстро привыкает, и на гонке, когда ты хочешь от изотоника максимума, он ничего не дает. На ультратриатлоне я «сидел» на гелях - мне ребята-саппортеры каждые 2,5 км давали гели, и после этого меня (впрочем, это было у всех) на плавательном этапе просто срубило - возникли проблемы с желудком. В результате мы перешли на гречку с курицей и чаем. Всё мое питание в процессе дальнейшей гонки было построено только на нормальных и натуральных продуктах. От спортпита мне было уже дурно.

Ваши саппортеры - кто они? Насколько вам важна их поддержка? Саппортеры - это мои друзья: Геннадий Селезнёв и Александр Соколов (тренер World Class). Они требуются мне на длинных гонках, не на обычных Ironman. Они нужны, важны, без них никак. Если бы не они, я бы не добрался до финиша. В Siberman в последний день гонки в забеге на 84 км Саша со мной пробежал порядка 56 км, всячески поддерживал, кормил, поил, что-то рассказывал… Сам бы я не смог так отслеживать питание, например, - голова занята совершенно другим…

Кстати, о чем люди думают, когда бегут такие длинные дистанции? Вот вы о чем думали? (Смеется.) Наполном Ironmanя успевал думать о работе и еще о чём-то, но когда начинаешь выкладываться и идти к цели, уже не думаешь ни о чём, кроме гонки: как правильно разложиться и пр. На Siberman мозг полностью отключился! Хотя до этого я тоже задумывался, что буду делать все эти 84 км, но нашлось чем заняться. (Смеется.) Где-то после 50 км начал путать, на какой руке часы. В этот момент организм настолько загоняется, что уже все равно. Спасибо Саше, что он меня вытянул.

Насколько вы готовитесь к каждому старту? Продумываете ли вы до мелочей план действий и каждый свой шаг или полагаетесь на волю случая и свое состояние? Если говорить глобально, в этом году количество и список стартов я подготовил заранее. На Epic5 ушло свыше восьми месяцев согласований, потому что у меня не было ультрадистанции, а они берут только тех, кто финишировал такую дистанцию. Мы с ними вели долгие переговоры. Они стояли на своём и говорили, что в этом году пройти ультрадистанцию будет нереально. Я спросил, где ближайший ультратриатлон, они назвали Австралию, но там уже не было ни одного свободного слота, тогда я им позвонил и объяснил ситуацию. Их это нисколько не тронуло. Больше никакого другого ультратриатлона они предложить не могли, тогда я вспомнил про Siberman, отправил им сайт и спросил, подходит ли эта гонка. Они утвердили, но усомнились, что я осилю две сложнейшие гонки с разницей в три недели. Я сказал, что смогу! Epic5 в результате согласовал участие только после того, как увидел финишную медаль. Когда знаешь график, легко придерживаться плана.

Хорошо, а все остальное: питание, экипировка и прочее? К выбору экипировки вы серьезно относитесь? На ваш взгляд, от неё зависит результат? Да, очень серьёзно и важно. Она потом, после гонки, является показателем того, насколько долго у тебя будут заживать те или иные потёртости. Хорошая экипировка, стартовый костюм, кроссовки - это залог здоровья. Ты просто финишируешь и можешь спокойно ехать на следующую гонку. А многие триатлеты потом долго мучаются от травм и прочих проблем. Сейчас я стараюсь выбирать только самое топовое и правильное.

После Epic5 что будет ещё? Я хочу пробежать еще один Ironman от Ironstar в Сочи, тоже через три недели. После этого поеду, наверное, ещё в Таиланд на «половинку», но там такая тяжёлая трасса, что будет интересно, и форму не потеряю. Пока буду двигаться по намеченному год назад плану и таким образом плавно подготовлюсь к чемпионату мира по аквабайку, после которого, я думаю, немного отдохну. Потом хочу поучаствовать в «половинке» в Дубае - я уже сейчас активно тренируюсь, чтобы подготовиться к нагрузке в жаре.

Может быть такое, что со следующего года вам надоест триатлон и вы поменяете его на что-то другое? Посмотрим… Сейчас, наоборот, я всё больше и лучше технически и физически оснащаюсь. Но посмотрим…

А отдых у вас бывает? Если да, то какой? Если я лечу на отдых, то всегда только с велочемоданом. Семья летит рядом в шоке. Когда-то я тоже этого не понимал, но теперь без велосипеда мне скучно, и форму опять же терять нельзя. Даже если я лечу туда, где нет возможности кататься, всегда беру велотуфли, потому что везде есть зал, где я могу покрутить.

Светская жизнь - что она для вас значит? Читаете ли вы книги, смотрите ли кино, ходите ли в театр? Времени ни на что вообще не хватает. Что я смотрю или читаю, так это новости на айфоне в течение дня, а еще ролики на YouTube, связанные со спортом, триатлоном, аквабайком.

А какие-то «простые» мужские забавы есть в вашей жизни? Гонки меня не волнуют, я и так ими три раза в неделю занимаюсь на аквабайках, плюс, если я готовлюсь к какой-то гонке, у меня параллельно проходят тренировки на картингах, то есть гонок мне хватает, и без них уже никак. Даже когда я езжу в Дубае на тренировки по триатлону, картинг не пропускаю.

Спорт в вашей жизни - это… …это 70% моего времени и столько же удовольствия. Пока столько же.

Рекомендуете всем? Нет, всем рекомендую только фитнес, не спорт, потому что все эти Ironman убивают организм. Я всё чаще задумываюсь над тем, что это уже не спорт, а болезнь. Бегать «половинки» не на пиковой нагрузке здорово, один раз поучаствовать в Ironman тоже можно, но постоянно на длинные дистанции, как я сейчас, не нужно совершенно.

Россиянин Анастас Панченко стал участником Epic 5 challenge, который стартовал 5 сентября на Гавайях.

Epic 5 challenge — это пять полных триатлонов в течение пяти дней. И проходить они будут на пяти крупнейших островах архипелага — Молокаи, Кауаи, Мауи, Оаху и Большом Острове.

На прохождение дистанции участникам дается 15 часов. А график такой:

Придумали Epic 5 в 2010 году Джейсон Лестер и Рич Ролл — именно им в голову пришла безумная идея сделать пять «железок». Решили — сделали. С тех пор не один триатлет вписался этот челлендж и некоторые вошли в своеобразный Зал славы. Россиян до этого момента там не было — и есть шанс, что Анастас станет первым. Кстати,российский атлетотправился на Гавайи спустя две недели после финиша в ультратриатлоне Siberman — 10 км плавания, 421 км вело и 84 бега за три дня.

Среди девяти атлетов, которые бросили себе вызов в сентябре этого года — одна женщина, Элизабет Швибс из Германии.

Следить за ходом челленджа можно на официальном сайте и на странице вфейсбук. Кроме того, Панченко обещал рассказывать о происходящем в своем инстаграме.

A post shared by (@anastas_panchenko) on Sep 3, 2017 at 10:14pm PDT

В сентябре 2017 года петербуржец Анастас Панченко финишировал на триатлоне Epic5 Challenge. В течение пяти суток он каждый день проплывал по 3,86 км, проезжал на велосипеде 180,25 км и пробегал 42,16 км. Прошедшие эту дистанцию профессиональные триатлонисты называют ее одной из самых сложных в мире: за семь лет до конца трассы дошли только 26 человек.

Почему в ультратриатлоне сложнее поддерживать психологическое состояние, чем физическое, как спортсменам удается спать по полтора часа в день и двигаться без остановки, из-за чего многие атлеты сходят с трассы и зачем россиянин решил пройти экстремальную дистанцию?

Анастас рассказал «Бумаге», как он восемь месяцев пытался попасть в список участников Epic5 и каково было плавать, бежать и ехать на велосипеде по 10–15 часов в день в 40-градусную жару.

Анастас Панченко

Идея

Я с детства любил заниматься спортом. Профессионально к этому пришел лишь в 24, когда стал участвовать в гонках на аквабайке. Сейчас я уже чемпион России по водно-моторному спорту в классе аквабайк.

Аквабайк в Петербурге - это сезонный вид спорта. Чтобы не терять форму и соревновательный закал в межсезонье, я начал заниматься триатлоном. Поначалу он был для меня просто тренировкой, но вскоре я втянулся и в него: стал участвовать вразличных соревнованиях, влился в круги триатлонистов.

Год назад мне захотелось чего-то потяжелее, чем приевшиеся старты IronMan (популярная серия соревнований по триатлону - прим. «Бумаги» ), и я стал искать самые экстремальные в мире триатлоны.

От коллег-триатлонистов узнал об Epic5 Challenge. Туда могут попасть только профессиональные спортсмены, у которых есть удачные финиши на других ультрадистанциях. Прошедшие трассу триатлонисты называют эту дистанцию одной из самых престижных, экстремальных и трудных. За семь лет ее существования дойти до финиша удалось лишь 26 участникам со всего мира.

Турнир проводится на Гавайях дважды в год. Он разделен на пять условных этапов, каждый из которых проходит на отдельном острове. За один день участнику необходимо преодолеть полнуюклассическую дистанциютриатлона. В общей сложности за пять дней ты подряд проплываешь 19,3 км, едешь на велосипеде 901,25 км и бежишь 210,8 км. На остановки времени нет. Каждый день нужно успевать на самолет до следующего острова.

Я подал заявку на Epic5, хотя зарегистрироваться на этот старт было для меня чем-то из области фантастики.

1131,35 км

длина дистанции

4 из 9

участников дошли до финиша

5 дней

длится Epic5 Challenge

40 градусов

температура воздуха

10–15 часов

время прохождения трассы

1,5 часа

на сон в день

Подготовка

Когда я подал заявку, организаторы сразу мне отказали. До старта Epic5 оставалось полгода, а в моем портфолио не было самого обязательного элемента - участия хотя бы в одном ультратриатлоне длиной 515 километров. Мне сказали, что нужно это исправить.

Загвоздка была в том, что, проходя любую ультрадистанцию, спортсмен восстанавливается после нее как минимум полгода. Так что, по идее, мое участие было нереально.

Тем не менее я решил, что добьюсь участия в Epic5 любым способом. Первым делом попробовал подать заявку на Ultraman в Австралии, но меня не взяли из-за солд-аута. Моим последним шансом оставался российский Siberman515 (проводился 10–13 августа - прим. «Бумаги» ). Там тоже все слоты уже были выкуплены.

Чтобы все-таки пробежать Siberman515, я написал его организаторам письмо с просьбой взять меня. Войдя в положение, ребята поддержали мое участие. В итоге я удачно финишировал на Siberman Ultratriathlon, которая состоит из 10 км плавания, 421 км велоэтапа, 84 км бега. Так я первый в Петербурге и 21-й в России получил статус ультратриатлета. И получил свой входной билет на Epic5 Challenge.

За три недели до начала Epic5 мою заявку окончательно утвердили. После Siberman515 полностью отдохнуть и восстановиться у меня, конечно же, не получилось. Хотя настрой всё равно был боевой и отсутствие отдыха сильно на мне не отразилось.

Всего в сентябре 2017 года к старту было допущено девять триатлетов.

Гонка

Когда мы приехали на Epic5, об этом уже было известно в соцсетях, за меня болели люди. Я был первым спортсменом из России на этой трассе. И для меня сломаться, подвести страну было ни в коем случае нельзя.

В частности из-за этого мой первый день на Epic5 прошел в гонке: я гнал вперед, не слушал саппортов (помощников, которые координируют спортсмена на гонке, - прим. «Бумаги» ), не делал остановок на велосипеде, пытался соревноваться с другим участником за время. И это была моя главная ошибка.

День прошел очень быстро, я преодолел всю дистанцию за 10 часов 50 минут. Естественно, к вечеру мне стало плохо. Выглядел я неважно, даже организаторы подходили и спрашивали, не хочу ли сойти с гонки. Я продолжил. После этого на гонке приходилось постоянно преодолевать себя, в организме из-за перенагрузки были «бумы».

Усугублялось всё тем, что каждый день менялось время старта и финиша, из-за чего иногда приходилось бежать даже ночью. Мне было сложно не только физически выдержать гонку, но и психологически не сломаться. Я бежал, а в голове - куча мыслей, в том числе и совершенно ненужных.

Такое было не только у меня. Другие триатлеты тоже не выдерживали: просто брали и сходили с дистанции. Они не падали, у них ничего не ломалось из снаряжения. Они просто говорили: «Я больше не могу». У человека вид абсолютно потерянный. Понятно, что психологически он просто не вывез. Это очень страшно, и к такому никак не подготовишься. Но приходилось продолжать.

Сложнее становилось и из-за погоды: было дико жарко. На этапе подготовки мы высчитывали, что проходить дистанцию придется в +35–40, но решили, что преувеличиваем. В действительности же всё оказалось еще жарче.

Так выходило, что все велоэтапы проходили в час пик, под палящем солнцем. Из-за этого у некоторых участников даже были тепловые удары.

Вообще, велоэтапы были самыми жесткими: это постоянные подъемы, резкие порывы ветра, то же солнце. Из-за тайминга времени на отдых нет, и ты постоянно едешь наверх по 10–15 часов без явных передышек. Когда я ехал, думал только о том, как бы не заснуть и как бы не сдуло ветром.

В таком режиме постоянного преодоления себя и прошла большая часть трассы. На четвертый день у меня вообще не оставалось ничего, кроме одной цели, - доползти до финиша во что бы то ни стало. Я решил, что дистанцию на пятом острове сделаю по-любому, нужно только до нее дойти. Даже если бы что-то сломалось, я бы добежал и на себе донес велосипед.

Когда дошел до финиша, первые мысли простые: «Ура, победа! Мы это сделали!». Именно мы - я и саппорты. Без их грамотной работы и невероятной психологической стойкости я бы не финишировал на этой безумной гонке.

Хотя ощущение праздника у меня сразу не возникло. На финише Epic5, как это обычно бывает на классической трассе триатлона, тебя не ждет аплодирующая толпа. Из-за того, что участников очень мало и они растягиваются по трассе, тебя встречают лишь пара организаторов.

Только на награждении - из-за которого я, кстати, выспаться сразу после финиша не смог - осознал, что мы всё сделали. Из девяти участников до финиша добежало четверо.

Сложности

Чтобы на гонке всё прошло без проблем, мы с моими саппортами пытались исключить любую возможность схода. Для этого взяли абсолютно все запчасти к велосипеду, технически на нем могла сломаться только рама. Мы продумывали всё до мелочей. И установка была такая: если будет сход, то точно не из-за моего психологического состояния.

Полноценный завтрак у меня был только в предстартовый день и в послефинишное утро. Во все остальные дни мне оставались только очень быстрые перекусы, которые готовили саппорты. И так было у всех: не только у участников, но и у саппортов. На еду просто не хватало времени.

Времени на сон тоже практически не было. За все пять дней мне удалось поспать около шести-семи часов. Всё это время у меня не отдыхали ни тело, ни голова. Из-за второго становилось действительно тяжко продолжать.

На островах мы встречали много живности: как в воде, так и на земле. Косули, собаки, различные обитателиподводного мира. Один водной этап перенесли в бассейн из-за опасности нападения акул. И это на протяжении всей дистанции добавляло экстрима. Частота пульса от таких внезапных встреч резко поднималась.

Стоит понимать, что восстановиться после такой гонки невероятно сложно. Недавно общался с одним из участников - он из Португалии. Мы по-дружески поговорили о том, как у кого дела, как проходит восстановление. И он, тоже финишер, до сих пор не может дойти до полноценных тренировок даже не столько физически, сколько психологически. Говорит, до конца года планирует очень спокойно, максимум два раза в неделю выходить на медленные пробежки. Мне тоже тяжко, но времени нет на расслабление. Спустя месяц после финиша я уже практически вошел обратно в полноценный тренировочный режим.

Опыт

После финиша гонки я встретил много мировых спортсменов, которые в преддверии чемпионата мира Ironman приехали тренироваться на Гавайи. Многие из них подходили ко мне в совершенно случайных местах, зная о моем финише на Epic5, поздравляли, жали руку, просили сфотографироваться. Такое внимание ко мнепрофессиональных спортсменов, за которыми мне еще бежать и бежать, было очень приятно.

Однако вернувшись из жары в родной Петербург, я, попав под дождь, в очередной раз поймал себя на мысли, как в нашем климате сложно тренироваться. Такие погодные условия сильно тормозят в развитии любого спортсмена. Намного проще держать себя в форме, находясь постоянно в температуре хотя бы выше +20. Я понял, что это очень круто, когда люди, живущие в наших или подобных климатических условиях, тренируются и добиваются высоких результатов в спорте.

Считаю, что моя цель на 100 % выполнена. Ведь изначально всё было ради того, чтобы финишировать на Epic5. Просто спортивный интерес. Я к этому долго шел и, как и положено спортсмену, дошел. Для меня тот факт, что я первый россиянин или первый петербуржец на этом соревновании, идет немного параллельно победе. Эти статусы подбадривают, они мне приятны, но я шел за результатом, который получил.

После пройденных подряд ультратриатлонов Siberman515 и Epic5 Challenge я, никогда не любивший плавание, полюбил эту дисциплину. Но зато разлюбил бег. Наверное, бега было слишком много запоследний месяц, и он просто надоел.

27 сентября — Молодежные новости. Заплывы, отмененные из-за акул, остров из фильма «Парк Юрского периода» и всего шесть часов сна на пять дней изнуряющего триатлона. «Фонтанка» поговорила с первым россиянином, которому удалось преодолеть одно из самых трудных в мире испытаний.

Epic5 Challenge — одно из труднейших и престижнейших испытаний в триатлоне, а может быть, и всем мировом спорте. Основан турнир в 2010 на Гавайях и проходит дважды в год. За пять дней участникам необходимо преодолеть пять полных триатлонных дистанций (3,86 км — плавание, 180,25 км — велоэтап и 42,16 км — бег) — каждая на новом острове. Призовые места тут не распределяют. Главное просто суметь дойти до финиша. За семь лет сделать это смогли всего 26 человек. В 2017 это впервые удалось сделать россиянину — первопроходцем стал 29-летний петербуржец Анастас Панченко. Так-то он чемпион России по аквабайку, а триатлоном занимается, как сам он говорит, «по фану».

Стартовый взнос 10 тысяч долларов

- В чем смысл этого соревнования, если не в победе?

В том, чтобы пройти все до конца и стать финишером этой гонки. Тут нужно быть не только готовым физически, но и психологически: у тебя почти нет времени на отдых, после финиша почти сразу перелет нановый остров. За все 5 дней удалось поспать в общей сложности часов шесть. На самом деле, когда мы туда ехали, не знали, что будет такой сумасшедший тайминг. Но в процессе перестроились и дошли до конца. В старт-листе было заявлено девять участников, семеро вышли на старт и только четверо финишировало.

- Зачем вам это вообще понадобилось?

Я профессионально занимаюсь аквабайком и два года назад решил попробовать триатлон, потому что в межсезонье очень сложно держать себя в форме. Триатлон решает эту проблему. Так и пошло постепенно — триатлон, Ironman, потом захотелось чего-то еще большего. Было интересно сделать то, что еще никто из России не делал. Так было решено отправиться на Epic5 Challenge. Туда было не так-то просто попасть. Нужно сначала пройти квалификацию. Она заключалась в том, что необходимо иметь большой послужной список различных ультрадистанций, а у меня их не было. Они мне поставили условие: перед гонкой обязательно пройти хотя бы одну ультрадистанцию. Есть обычный триатлон, а есть ультратриатлон, где ты делаешь сверхобъемы. Допустим, ультрадистанция — 515 км — это трехдневный Siberman у нас в России в Абакане: 10 км плавание, 145 км велосипед — это в первый день. Во второй день — 276 км велосипед и третий день — 84 км бег. Это считается ультратриатлоном. Там тоже победа — это просто приход на финиш. Прохождение этой дистанции было моим входным билетом на Epic5 Challenge. Они приняли это. Нас согласовали, и мы поехали уже на гонку. Другое дело, что после ультрадистанций люди восстанавливаются по полгода, а у нас было всего три недели.

- Как еще готовились к челленджу?

В основном это были indoor-тренировки, потому что погода у нас в этом году совершенно не позволяла тренироваться outdoor. Поэтому частично проходил подготовку за границей, чтобы хоть как-то погодные условия соответствовали тому, что меня ожидало на Гавайях. Потому что там сумасшедшая жара. Три недели я тренировался в Дубае. Это мне очень помогло. Было очень многосиловой подготовки. Обычно триатлонисты так не делают, но так как мой основной вид спорта — аквабайк, мне нельзя было терятьмышечную массу, иначе я не смогу там выступать на уровне.

- Бюджет вашей подготовки к этому соревнованию?

Довольно значительный. Там только стартовый взнос 10 тысяч долларов. У нас есть разные партнеры и спонсоры. Они помогли со взносом. Все остальное еще требует подсчета. Но нужно понимать, что еще больше, чем денег, эта затея требует времени. В течение трех месяцев перед гонкой должно быть по две тренировки в день — утром и вечером по два часа.

- Чем вы занимаетесь в обычной жизни, что у вас есть время и возможности на все это?

Я учредитель логистической компании. Партнеры по бизнесу меня понимают и поддерживают, а самое главное — позволяют тратить на все это время. Я стараюсь работать мобильно, современные технологии позволяют это делать.

- Накладки в гонках часто происходят?

Почти в каждой гонке, и это нормально. Первый самый важный фактор — должен нормально долететь велосипед до твоего места старта. Почему-то у наших авиакомпаний багаж постоянно прилетает позже. Бывает такое, что велосипед прилетает буквально накануне старта. Сейчас я пользуюсь gps-трекерами и хотя бы понимаю, что мой багаж вот уже совсем рядом. Это на самом деле сильный психологический стресс для спортсмена, когда у него что-то из оборудования ломается или не доезжает.

- Сколько стоит ваш велосипед?

У меня несколько велосипедов. Так как я езжу сейчас на такие серьезные и топовые гонки, техника не имеет права меня подводить. Поэтому и велосипеды у меня сейчас самые топовые. Каждый стоит около 15-20 тысяч долларов. Я не могу себе позволить сойти с дистанции из-за поломки велосипеда.

- Мне было бы страшно отправлять такой велосипед в такие далекие путешествия с неизвестными людьми.

Мне тоже страшно. Это как раз и есть то, о чем я рассказывал. Одно дело, когда велосипед не успел приехать к нужному времени и ты не вышел из-за этого на старт, и другое - ты вспоминаешь, сколько он стоит, и думаешь, где он потерялся. Поэтому я оснастил все свои велочемоданы gps-трекерами. Но он путешествует не с какими-то неизвестными людьми. Он сдается как негабаритный багаж в велочемодане и летит с тобой в багажном отделении самолета.

Опасный остров

- Вы раньше бывали на Гавайях?

Нет, это была моя первая поездка. Мы все остались под большим впечатлением от каждого из пяти островов. Но особенно нас поразил первый остров — Кауаи. Там снимался «Парк Юрского периода». Было ощущение, что мы реально попали в этот фильм. Там колоссальная природа, красоту которой не передать словами. Велоэтапы были долгими, и я успевал осмотреться вокруг. Мы ехали не быстро, потому что стояла задача пройти все пять этапов. Как раз после первой гонки я понял, что нужно снижать темп. Сначала мы думали, что это все же race, а не challenge, и пытались бороться за места. Но организаторы нам сказали: хватит, помедленнее. Они объяснили, что те, кто начинал так быстро, сходили на третий день.

- Кто участвовал в гонке кроме вас?

Были спортсмены из Испании, Португалии, Америки, Пуэрто-Рико, Германии. До финиша кроме меня дошли только пуэрториканка, португалец и американец. Пуэрториканка, кстати, по профессии обычный педиатр. Кроме нее была еще одна женщина, но она не дошла до конца.

- Какие приключения с вами за это время случились?

Приключения были все пять дней. Самое главное приключение заключалось в тайминге. Ты финишируешь, смотришь на часы и понимаешь, что через 5 часов у тебя вылет на другой остров. А тебе за это время нужно сложить велосипед, помыться, поесть, чуть вздремнуть, приехать в аэропорт, пройти обычную регистрацию. У нас каждый день сон сокращался на 40-60 минут. Мы начинали с трех часов, закончили на 45 минутах сна. Спали везде, где только можно. Проходили регистрацию в аэропорту, шли в зал ожидания, просто ложились на пол и спали. Народ вокруг был в шоке. Поэтому приключения были постоянно. Слава богу, не произошло никаких поломок и травм на велосипеде: спуски и подъемы были колоссальные, скорость развивалась до 75 км/ч. Одно дело, когда ты свежачком идешь на такой скорости и полностью контролируешь велосипед, и другое — после трех айронмэнов. Но велосипед выдержал, и я выдержал.

Гонка была еще очень тяжелой с психологической точки зрения. На четвертый день мы заехали в транзитную зону для переодевания после велосипеда для бега. Стоит парень — мой оппонент. Он неплохо ехал, очень сильный мужик. Я спрашиваю: «Ты почему не едешь?». А он отвечает: «Я всё». «Но ты же нормально стоишь, нигде не падал», - говорю. А глаза у него в кучу. Просто психологически человек не выдержал. «Я больше не могу», - говорит. А ведь оставалось всего-то пробежать 42 км и пройти еще один айронмэн — фигня по сути, с учетом того, что ты уже прошел три с половиной айронмэна. А вторую женщину привезли после четвертого дня в аэропорт на коляске. Она физически добила себя так, что просто не могла встать.

- Какие курьезы с вами там происходили?

Все началось уже в самый первый день. Мы тогда еще думали, что это гонка, и хотели показать лучший результат. Были на это заряжены. Очень быстрые для меня были плавание и велосипед. Набор высоты был 2100 метров. На плавании мы пришли вторыми, потом на велосипеде обогнали почти на час лидера и приехали по gps-навигатору, как мы думали, к финишу. А там нет вообще ничего и никого. А я весь в гонке, я заряжен, начинаю кричать на помощников: «Где финиш?!». Начинаем созваниваться с организаторами, организаторы говорят, что финиш в другом месте. Но по нашим данным несовпадения не было. Ну, вина организаторов. Мы начинаем ссориться, кричать, в течение получаса подъезжаем. Там уже подъехал тот парень, которого мы обогнали. Мы все кричим друг на друга. Организаторы даже боялись подходить к нам, наверное, думали, что кто-то из них сейчас точно получит. Но потом я ушел на бег, снова обогнал того парня. В итоге прошел всё за 10 часов 50 минут. Это очень быстро для этой трассы. Да и вообще, на обычном айронмэне среднее время прохождение дистанции 12-13 часов.

- Что еще запомнилось?

Косули. Каждый день время старта смещалось — сначала в 6 утра, потом в 6:30, потом в 8 и так далее. И, соответственно, смещалось время финиша. К третьему дню время сместилось таким образом, что бежали мы уже ночью в полной темноте. А остров был какой-то совсем дикий. Там была маленькая деревушка, одна заправка, один магазин. Маршрут проложен вдоль автомобильной дороги — с одной стороны лес, с другой стороны лес. Темнота — вообще ничего не видно. Сопровождающая машина иногда отъезжала: у ребят тоже были свои дела, кому-то в туалет захотелось или вода закончилась и нужно за ней съездить. И когда машина уезжала, я оставался вообще один — с фонариком на лбу и в светоотражающей жилетке. Кто-то где-то воет, собаки из кустов лают, а на дорогу время от времени выскакивали косули. Полная психоделика. Было реально страшно. Можно было анализы сдать прямо там. Прибегаю на финиш, и организаторы спрашивают: «Все окей?». Какой окей?! У меня там косули прямо передо мной выскакивали! «Все нормально, не трогай их», - говорили они.

- Во время заплывов были встречи с какой-нибудь живностью?

Ну проплывет кто-то рядом — триатлонисты такое нормально воспринимают.

- Там же полно акул.

Они, кстати, один водный этап перенесли в бассейн из-за опасности акул. Это было как раз на том острове с косулями и собаками. Вообще какой-то опасный остров. Хотя в бассейне было даже тяжелее плыть. Когда ты плывешь в открытой воде, тебе не нужно отталкиваться от бортика, меньше вероятность судорог.

- Слышал, что один из злейших врагов триатлонистов — медузы.

Бывает такое, да. Как-то принимал участие в соревнованиях вЮжной Африке, и там ребят прямо в лицо атаковали медузы. Но здесь ничего такого не было. Был еще вот какой курьез. С четвертого на пятый день потерялся мой паспорт. Поняли это, когда стояли на регистрации перед отлетом на последний, пятый остров. И я думаю, вот будет весело, если я из-за паспорта сойду с гонки. У меня сразу в голове стал складываться план, как полететь без паспорта. В итоге паспорт нашли в рюкзаке у одного из моих помощников, который вообще не помнил, как он там оказался. Все были на пределе — внимательность ухудшалась с каждым днем гонки.

Чуть не уснул за рулем

- Из питания что-то с собой брали или там все необходимое покупали?

С собой была сумкаспортивного питания. Но на длинных дистанциях питаться одним спортпитом нельзя, станет дурно. У нас был такой небольшой лайфхак — в гречку с курицей добавляли стакан чая, мешали, и я на ходу это выпивал. Еще была пицца от одного из спонсоров челленджа, которую мы запивали кока-колой, потому что кола поднимает сахар. Один раз было мороженое. На пятом дне где-то в середине трассы, когда мы уже прилично отъехали от города, мне вдруг очень захотелось мороженого. Сказал об этом ребятам. Они развернулись и поехали назад специально. Мы старались сделать таким образом, чтобы чего бы ни просил организм, мы ему это давали.

- Промежутки между дисциплинами были короткие?

В первый день очень короткие. Что-то в районе 4-5 минут. Ну а потом мы их увеличили минут до 15. Добавили разминку ног, растяжку. Можно было и еще дольше сделать. Это было разрешено. Главное было дойти до рассвета и успеть на самолет. Не успел — до свидания. На четвертый день уже было тяжело бежать с самим собой наедине. Хотелось, чтобы кто-то хотя бы просто рядом бежал. Саша Соколов (мой тренер и один из двух помощников) иногда подключался, подбадривал. Это опять же не запрещено. На пятый день первые 10 км мы пробежали вместе. Потом он сел в машину, вздремнул, проснулся и оставшуюся 20-ку добежал со мной.

- Самый физически сложный момент во всей гонке, когда вы были ближе всего к сходу?

Я был много раз близок к сходу — раза три или четыре точно. Физически были очень тяжелые все велоэтапы. Пятая трасса — известная всем в мире трасса чемпионата мира по триатлону на острове Кона. Ребята, которые там как раз готовились к чемпионату мира, говорили: «Блин, Кона такая ужасная и сложная трасса. Будет очень тяжело, готовьтесь». Мы шли четыре дня и думали, а что может быть тяжелее этих островов. И когда мы приехали на Кону, она оказалась самой легкой из всех пяти. Еще такой физически тяжелый момент был, когда в последний день я просто не смог ехать. Сказал ребятам, что все, я ложусь спать.

- Начали засыпать на ходу?

Да. Боялся уснуть и свалиться с велосипеда. Мне ребята разложили сзади машины постель, и полтора часа я спал там с кондиционером. Когда проснулся, был тяжелый момент выхода из прохлады в 40-градусную жару. Кстати, в тот момент я и захотел мороженое.

- Так какое итоговое место вы заняли?

Я так не могу сказать, потому что цифры по остальным участникам конфиденциальны. Мы остальных участников не отслеживали, поэтому не знаю, какой у насобщий результат. Знаю, что в первый день я пришел первым, во второй — вторым, в третий — четвертым, в четвертый — вторым, по-моему. В последний, пятый день — третьим. Как-то так. Но это не точно. Было много сходов, трудно все это отслеживать.

- То есть в сумме в призовую тройку вы вроде вошли?

Думаю, да. Если даже не второй по общему времени. Велоэтапы у нас на 100 процентов были все лучшие.

- Момент финиша запомнили?

Последние 5 км мы с Сашей бежали в очень высоком темпе. Адреналин зашкаливал, хотелось быстрее финишировать. Ну а после финиша, который произошел часа в три ночи, все было спокойно: ура-ура, все обнялись, сфотографировались. Мы уже начали мечтать, как сейчас придем в гостиницу, приберемся, позавтракаем и наконец сможем отоспаться, и тут организаторы говорят: «Нет, у нас утром награждение в 11». В общем, нормально поспали мы только после этого награждения.

- Как награждение прошло?

Это была такая тусовка в ресторане со сценой, с разными напитками, едой. Каждый из участников мог сказать речь. Многих переполняли эмоции, говорили со слезами на глазах, потому что за эти пять дней им пришлось многое пережить. Всем вручили памятные призы — деревянные гавайские тарелки. Никаких там 30 тысяч долларов в конверте не было. Самый главный приз — то, что на сайте челленджа в числе финишеров теперь значится россиянин.

- Как организм пережил гонку?

Выложиться получилось полностью. Это я понял не после финиша, а только спустя 3-4 дня, когда уже вернулся в Петербург. У меня пошел резкий упадок сил. То, что я делал просто на утренней разминке, стало даваться мне очень тяжело. Сейчас постепенно, под чутким руководством тренера, прихожу в себя, начинаю набирать силы и возвращаюсь к обычным тренировкам.

10 айронмэнов за 10 дней? Такого старта, правда, нет.

- В Мексике есть, - подсказывает второй помощник Анастаса на Epic5 Challenge Геннадий Селезнев.

Значит, едем в Мексику.

Информацию и фото предоставила

Добавить комментарий