Блог
525 0

Анатомо физиологические особенности мышц детей. Мышечная система у детей

Анатомо физиологические особенности мышц детей. Мышечная система у детей

1. Анатомо-физиологические особенностикостной системы

Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития. Костная ткань является очень чувствительной к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к нарушениям питания, двигательного режима ребенка, состояния мышечного тонуса и др.

Твердость кости зависит от степени замещения хрящевой ткани остеоидной и степенью ее минерализации. Особенностью детского скелета является относительно большая толщина и функциональная активность надкостницы, за счет которой идут процессы новообразования костной ткани при поперечном росте костей.

Череп к моменту рождения ребенка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться только с 3-4-месячного возраста. У доношенных детей боковые роднички обычно закрыты.

Задний, или малый, родничок, расположенный на уровне затылочных углов теменных костей, открыт у 25 % новорожденных и закрывается не позднее 4-8-й недели после рождения. Передний, или большой, родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов, может иметь различные размеры. При измерении по расстоянию между средними точками противостоящих краев они составляют от 3 х 3 см до 1,5 х 2 см. В норме закрытие большого родничка происходит к 1–1,5 годам, однако впоследние годыоно нередко наблюдается к 9-10 месяцам.

Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6–7 месяцев жизни, когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно он закрепляется только в 6–7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, окончательно формируется в школьные годы.

Грудная клетка новорожденного широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами. В дальнейшем происходит ростгрудной клеткив длину, опускаются передние концы ребер, интенсивно растет поперечный диаметр.

Кости таза относительно малы у детейраннего возраста. Форма таза напоминает воронку. Рост костей таза относительно интенсивно происходит до 6 лет. С 6 до 12 лет имеет место относительная стабилизация размера таза, а в последующем у девочек – наиболее интенсивное его развитие, у юношей – умеренный рост.

Молочные зубы прорезываются после рождения в определенной последовательности. Период сохранения молочных и появления постоянных зубов носит название периода сменного прикуса. При смене молочных зубов постоянными после выпадения молочного зуба и до прорезывания постоянного проходит обычно 3–4 месяца.

2. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей

Масса мышц по отношению к массе тела у детей значительно меньше, чем у взрослых. Распределениемышечной тканиу новорожденного отличается от детей другихвозрастных группи взрослых. Основная ее масса приходится на мышцы туловища, в то время как в другие периоды – на мышцы конечностей.

Особенностью новорожденных является значительное преобладание тонуса мышц-сгибателей. Благодаря повышению тонуса сгибателей во внутриутробном периоде возникает специфическая поза плода.

Параллельно с развитиеммышечных волоконидет формирование соединительнотканного каркаса мышц (эндомизия и перимизия), которое достигают окончательной степени дифференцировки к 8-10 годам.

У новорожденных (в отличие от взрослых) даже во время сна мышцы не расслабляются. Постоянная активностьскелетных мышцопределяется, с одной стороны, их участием в реакциях сократительного термогенеза (теплопродукции), а с другой – участием этой активности и мышечного тонуса в анаболических процессах растущего организма (прежде всего – в стимуляции развития самой мышечной ткани).

Развитие мышц у детей идет неравномерно. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. До 6 лет тонкая работа пальцами детям не удается. В возрасте 6–7 лет ребенок может уже успешно заниматься такими работами, как плетение, лепка и др. В этом возрасте возможно постепенное обучение детей письму. Однако упражнения в письме должны быть кратковременными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук.

С 8–9 лет у детей уже укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц. В конце периода полового созревания идет прирост мышц не только рук, но и мышц спины,плечевого поясаи ног.

После 15 лет интенсивно развиваются и мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация мелких движений.

Для нормального развития мышц у детей и подростков необходимы умеренные физические упражнения.

3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования

Поражения костной системы у детей могут быть врожденными и приобретенными.

Из врожденных аномалий наиболее часто наблюдаются врожденный вывих бедра, а также различные пороки развития отдельных частей скелета.

На втором месте стоят врожденные дисплазии скелета, при которых имеются аномалии формирования самих тканей опорно-двигательного аппарата. Они делятся на хондро– и остеодисплазии и проявляются различными деформациями скелета, возникающими в процессе роста ребенка. Приобретенные заболевания костей в раннем возрасте представлены главным образом рахитом, при котором наблюдаются размягчение костей (остеомаляция), дугообразные искривления костей в виде буквы О или Х, а также рахитическая гидроцефалия. Среди приобретенных заболеваний костей нередки остеомиелиты. У детейшкольного возраста(10–14 лет) регистрируется самая высокая частота травматических поражений костной ткани – переломов костей. У детей встречаются и опухоли костей, частота возникновения которых увеличивается в те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное вытяжение.

Заболевания суставов у детей представлены травматическими и инфекционными артритами, при которых отмечаются боли в суставах и ограничение подвижности, а также деформация сустава за счет накопления экссудата в его полости и суставной сумке.

Методика исследования костной системы заключается в осмотре, при котором выявляют изменения конфигурации, ограничение подвижности, наличие боли, симметричность поражения костей и суставов; также можно увидеть изменения формы головы (макроцефалию, микроцефалию), грудной клетки (куриную, воронкообразную грудь), позвоночника (лордоз, кифоз, сколиоз), изменения со стороны зубов (это соотношение молочных и постоянных зубов, их форма, направление роста, целостность и цвет эмали) и т. д. При осмотре нижних конечностей у грудных детей особое внимание следует обратить на симметричность ягодичных складок, укорочение конечностей, у старших детей – на рахитическое искривление конечностей и плоскостопие.

При пальпации костей и суставов можно обнаружить патологическое размягчение костей, которое свойственно рахиту, утолщение ребер (рахитические четки), отечность, болезненность суставов.

По показаниям проводят рентгенологическое исследование костей. Для диагностики заболеваний костной системы прибегают к биохимическому исследованию крови (на кальций, фосфор, щелочную фосфатазу, оксипролин).

Исследование мышечной системы начинают с осмотра, который позволяет выявить степень развитиямышечной массы, асимметрию и т. д. Важнейшими показателями состояния мышечной системы являются тонус, сила и двигательная активность. В первые месяцы и годы жизни по стойкому снижению мышечного тонуса и связанному с этим нарушению моторики ребенка выявляются врожденные заболевания мышц, нейро-мышечных синапсов и передних рогов спинного мозга (миопатии, миотонии). Среди инструментальных методов исследования мышечной системы используются определение механической и электрической возбудимости, миография.

Клинико-электромиографические исследования дают возможность выявить субклинические проявления двигательных нарушений, помогают уточнить локализацию процесса, дифференцировать двигательные нарушения, обусловленные поражением центральной или периферическойнервной системыили мышечного аппарата.

Хронаксиметрия – метод определения минимального промежутка времени от нанесения электрораздражения до сокращения мышц. Этим методом можно выявить повышенную мышечную возбудимость.

При врожденных заболеваниях мышечной системы определяют уровень аминокислот в крови и моче и исследуют биоптаты мышц.

У новорожденного ребенка сформированы все скелетные мышцы, но в целом мускулатура развита относительно слабо. На скелетные мышцы приходится 22% веса тела. У детей 8 лет мускулатура составляет 27% веса тела, к 15 годам отношение возрастает до 33%. У взрослых мужчин мускулатура составляет 40% веса тела, у женщин 35%. В соответствии с этим изменяются внешние формы тела, которые в значительной мере определяются развитием мускулатуры иподкожного жира. Для новорожденных и детей раннего возраста характерна цилиндрическая форма конечностей; она переходит в веретенообразную и коническую по мере развития мускулатуры и уменьшения подкожной жировой клетчатки. Во время первого ростового сдвига, наступающего в 5-6 лет. формируется мышечная масса. Становятся более выраженными половые различия форм тела, в частности мышечного рельефа.

Возрастные особенности имеются и в строении скелетных мышц. Мышечные волокна: у новорожденных имеют отчетливую поперечную исчерченность. Однако диаметр их значительно меньше (4-12 мкм), чем диаметр мышечных волокон взрослых (12-28 мкм). Рост мышечных волокон в толщину продолжается до 30-35 лет. За это время диаметр волокон увеличивается в 5-6 раз. Увеличение поперечника мышц в значительной мере происходит за счет утолщения волокон, хотя по мнению многих исследователей после рождения имеет место образование новых поперечнополосатых волокон.

Мышцы новорожденных имеют хорошо выраженную сосудистую сеть и сформированный нервный аппарат, однако соединительная ткань в них развита слабо. В детском возрасте происходит быстрое развитие перимизия. Формирование фасций, которые у новорожденных тонкие, рыхлые и легко отделяются от мышц, взаимно связано с функциональной активностью мышц и начинается с первых месяцев жизни ребенка.

В постнатальном периоде изменяются соотношения между мышечной и сухожильной частями мышц за счет увеличения сухожильного компонента. В связи с этим увеличивается площадь прикрепления сухожилий к костям и фасциям.

Закономерностью развития мышечной системы в постнатальном периоде является неравномерность роста отдельныхмышечных групп. Установлен каудо-краниальный градиент роста для всей скелетной мускулатуры. Он выражается в том, что мускулатура каудальных частей тела растет быстрее, чем краниальных. Мышцы нижней конечности растут быстрее, чем мышцы туловища и верхней конечности. Последние, в свою очередь, обгоняют в росте мускулатуру головы. В мышцах конечностей наблюдается дистально-проксимальный градиент. В первые 8-9 лет жизни быстрее всего растут мышцы, приводящие в движение пальцы кисти. Мускулатура плеча увеличивается медленнее. Аналогичные отношения проявляются в росте мышц голени и бедра: первые растут быстрее, нежели вторые.

Все указанные анатомические изменения мышц тесно связаны с их функцией. Различия в темпах роста и сроках окончательного формирования мускулатуры отдельных частей тела соответствуют различиям в функциональной активности мышечных групп.

Мышцы спины, особенно глубокие, обеспечивающиевертикальное положениетела, у новорожденных и детей первых лет жизни развиты слабо и начинают интенсивно расти с 7 лет и особенно укрепляются у подростков с 12 до 16 лет. Волокна широчайшей мышцы спины тесно прилежат к наружной косой мышце живота, поэтому поясничный треугольник незаметен.

Среди мышц груди наиболее выраженывозрастные особенностидиафрагмы. У новорожденных и детей до 5 лет она расположена высоко, что связано с горизонтальным положением ребер. Купол диафрагмы выпуклый, уровень диафрагмы достигает VIII грудного позвонка у новорожденных, к 5 годам опускается до XI грудного позвонка, у взрослых соответствует XIIгрудному позвонку. У новорожденных хорошо развитпоясничный отделдиафрагмы. Грудино-реберный и пояснично-реберный треугольники относительно широкие, сухожильная часть диафрагмы составляет лишь 12-15% ее площади, значительно меньше, чем у взрослых. К 7 годам диафрагма в целом и взаимоотношение ее частей приобретают черты характерные для взрослых. Поверхностные и особенно глубокие мышцы груди у новорожденных и детей первых лет жизни развиты слабо, они усиленно растут в 10-12 лет.

Мышцы живота у новорожденных также развиты недостаточно, не выражен рельеф переднейбрюшной стенки, апоневрозышироких мышцтонкие, мышечные слои живота с трудом отделяются друг от друга. Слабым развитием мышц, апоневрозов и фасций обусловлена выпуклая форма брюшной стенки у детей до 3-5 лет. Сухожильные перемычки прямой мышцы живота расположены высоко. Во влагалище прямой мышцы живота слабо развита задняя стенка. В белой линии живота в верхней ее части и в области пупка обнаруживаются истонченные участки. Пупочное кольцо расположено относительно низко, его верхний отдел слабее нижнего. Расстояние между прямыми мышцами по средней линии большое. Эти анатомические особенности ведут к предрасположению новорожденных и детей первых лет жизни к возникновению пупочных грыж.

Паховый канал у новорожденных короткий (10-15 мм), широкий. Поверхностное паховое кольцо имеет вид воронкообразного выпячивания, особенно заметное у девочек. Медиальная ножка, ограничивающая поверхностное паховое кольцо, развита слабее латеральной, отсутствуют межножковые волокна, которые появляются лишь на 2 году жизни. Задняя стенка пахового канала - поперечная фасция - очень тонкая, предбрюшинной клетчатки почти нет. Глубокое паховое кольцо в поперечной фасции относительно широкое (2-4 мм). В широком паховом канале новорожденных и детей первых месяцев жизни легче возникают грыжи. Окончательное формирование пахового канала происходит к 3 годам.

В связи с высоким положением мочевого пузыря отсутствует надпузырная ямка. Срединная пупочная связка короткая и толстая. Складка брюшины, обусловленная нижней надчревной артерией (латеральная пупочная складка) развита слабо, поэтому граница между латеральной и медиальной паховыми ямками выражена нерезко. Медиальная пупочная складка, образованная за счет пупочной артерии отчетливая.

Мышцы головы (жевательные и мимические) у новорожденных развиты слабо. Средимимических мышцисключение составляют лишь круговая мышца рта и щечная мышца, обеспечивающие акт сосания.Сухожильный шлемразвит недостаточно и очень рыхло соединяется с надкостницей, что способствует образованию гематом во время родов. Жевательные мышцы становятся толще и сильнее в период прорезывания зубов (особенно коренных). В этот период появляется сравнительно большое количество жировой клетчатки между листками височной фасции, над скуловой дугой, а также кнаружи от щечной мышцы (жировой комок Биша), что придает лицу детей первых месяцев жизни округлые очертания.

Мышцы шеи и их сухожильные части у новорожденных развиты слабо. Переднее и заднее брюшки двубрюшной мышцы лежат горизонтально по прямой линии, что связано с положением на одном уровне шиловидного отростка и тела подъязычной кости. Грудино-ключично-сосковая мышца слабая, ее функция проявляется в 2-3 месяца, когда ребенок начинает держать голову. Пластинки шейных фасций у новорожденных рыхлые, тонкие, в межфасциальных пространствах мало рыхлой соединительной ткани, ее количество увеличивается к 6-7 годам. Шея у ребенка относительно короткая вследствие высокого стояния грудной клетки, поэтому у детей до 2-3 лет треугольники шеи расположены выше в связи с чем отличается ориентация сосудисто-нервных образований шеи. Топографически образования шеи достигают положения, свойственного взрослым, к 15 годам, а окончательное формирование мышц шеи происходит к 20 годам.

Мышцы конечностей у новорожденного развиты слабо. В связи с большей длиной сократительной (контрактильной) части мышц (мышечное брюшко значительно длиннее сухожильной части) объем конечностей, особенно в области предплечья и голени, почти одинаков в проксимальном и дистальном отделах, что придает этим отделам конечностей цилиндрическую форму. У взрослых в нижней трети предплечья и голени расположены только сухожилия мышц и поэтому предплечье и голень имеют конусовидную форму.Глубокие мышцыконечностей дифференцированы нечетко и представлены у новорожденных общими мышечными пластами. Мышцыверхних конечностейу новорожденных составляют 27% всей мышечной массы, нижней - 38% (у взрослых соответственно 28% и 54%). Мышцы верхних и нижних конечностей интенсивно начинают развиваться в 5-6 лет, а затем в период полового созревания, причем в первую очередь дифференцируются мышцы дистальных отделов - мышцы кисти и стопы.

Костно-фиброзные каналы и синовиальные влагалища у новорожденных сформированы, но синовиальное влагалище мизинца не сообщается с общим синовиальным мешком запястья (эта связь устанавливается в течение первого года жизни).

Мышечная и сосудистая лакуны бедра у новорожденных широкие, расположены более вертикально, чем у взрослых, в связи с воронкообразной формой таза. Овальная ямка широкая, расположена высоко, непосредственно под лакунарной связкой, которая хорошо развита у новорожденных.

Аномалии и варианты мышечной системы проявляются в появлении дополнительных мышц, различной их топографии, вариантах начала и прикрепления, особенностей соотношения частей мышц.

Дополнительные мышцы встречаются как атавизмы (развитие ушных мышц, чрезмерное развитие платизмы и т.д.).

Топографические особенности проявляются в том, что иногда соседние мышцы частично или полностью сливаются друг с другом, например, длинная и короткая лучевые разгибатели,короткая головкадвуглавой мышцы плеча и клювовидно-плечевая мышца, мышечные брюшки больше- и малоберцовой мышц.

Значительной вариабельности подвержена форма мышц. Различную форму очень часто имеет подключичная мышца, квадратный пронатор, мышцы ладони и др.

Чаще всего встречаются варианты начала и прикрепления мышц, они могут начинаться на большей или меньшей поверхности, например,ягодичные мышцы, прямая мышца живота. Встречаются добавочные точки начала и прикрепления, например, малая грудная мышца может прикрепляться не к клювовидному отростку, а к акромиону или к буграм плечевой кости.

В некоторых случаях происходит атипичное обособление частей мышц, например, полное обособление грудинной и ключичной частей грудино-ключично-сосковой мышцы, обособление реберно-грудинной и ключичной частей большой грудной мышцы, появление дополнительных или редукция сухожильных перемычек прямой мышцы и др.

В редких случаях может наблюдаться врожденная полная или частичная аплазия целых групп мышц.

Нервно-мышечная система осуществляет двигательную функцию и является одной из важнейших систем организма, выполняющей роль основного средства общения организма с окружающей средой.

В ходе онтогенеза эта система претерпевает резко выраженные изменения как структурные, так и функциональные. Структурные изменения проявляются увеличением общей массы мускулатуры и преобразованием строения мышц. Функциональные изменения характеризуются эволюцией основных свойств мышечной ткани, ее функции, чувствительностью к действию раздражителей и т.д.

В процессе развития нервно-мышечной системы различают 2 основных периода:

1/ внутриутробный или антенатальный;

2/ период после рождения или постнатальный.

Последний, в свою очередь, делится на:

а/ период до реализации позы /от момента рождения до одного года жизни/;

б/ период реализации позы /после года жизни/.

Во внутриутробном периоде функция скелетной мускулатуры сводится к обеспечению роста плода и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Структурные и функциональные особенности проявляются следующим образом:

− имеет место неравномерность развития отдельных мышц и мышечных групп. Быстрее формируются те системы, которые обеспечивают функции, необходимые новорожденному;

− в мышечной ткани плода мало содержится сократимых белков, они обладают слабо выраженной способностью взаимодействовать с АТФ и у них отсутствует реакция взаимодействия между миозиновой и актиновой фракциями;

− формирование мышечного рецепторного аппарата опережает созревание моторных нервных окончаний. С 10-12 недели внутриутробной жизни начинается формирование мышечных веретен и к моменту рождения они уже хорошо развиты;

− двигательные нервные окончания в мышцах появляются к 13-14 неделе внутриутробного развития и затем продолжается их длительное формирование;

− периферические спинно-мозговые нервы тонки в связи с недоразвитием миэлиновой оболочки. Происходит постепенная миэлинизация нервных волокон. Раньше всего покрываются миэлиновой оболочкой волокна задних и передних корешков спинно-мозговых нервов;

− для внутриутробного перехода характерна наиболее низкая лабильность нервно-мышечного аппарата. Если у взрослых животных она составляет 60-80 в 1 секунду, то у плода лабильность колеблется в пределах 3-4 в 1 секунду;

− низкая лабильность мышц эмбрионов определяет их тонические свойства.Мышечная активностьв этот период характеризуется признаками, типичными для тонуса. При этом преобладает тонус сгибателей, что обеспечивает характерную внутриутробную позу, которая поддерживается рефлекторно;

− характерным является невозможность получения пессимального торможения мышц плода. При повышенной оптимальной частоте раздражения мышца продолжает сокращаться столько времени, сколько длится раздражение;

− электропроводность эмбриональных мышц очень низка. Чувствительность к электрическому току снижена как при прямом, так и при непрямом раздражении;

− поперечно-полосатые мышцы млекопитающих в эмбриональном периоде обладают повышенной чувствительностью к ацетилхолину и никотину;

− в ответ на одиночное раздражение нерв плода отвечает не одиночным потенциалом действия, а групповым, затухающим разрядом импульсов;

− наблюдается извращение закона Пфлюгера: возбуждение возникает не на катоде, а на аноде.

В постнатальном периоде, до реализации позы, функция скелетной мускулатуры сводится также к обеспечению роста плода и, кроме того, к терморегуляции. Поэтому адекватной формой стимуляции двигательной активности скелетных мышц является температура окружающей среды. Для детей этого периода характерна постоянная активность скелетной мускулатуры. Даже во время сна мышцы не расслабляются и находятся в состоянии тонуса. Постоянная активность скелетных мышц является стимулом бурного роста мышечной массы. В период реализации позы терморегуляционная функция скелетной мускулатуры снижается и появляется локомоторная функция. В связи с этим тоническая форма деятельности заменяется фазнотонической. Скелетная мускулатура переходит к выполнению собственно анимальной функции. В период после рождения продолжаются значительные изменения структуры и функции нервно-мышечной системы:

− продолжается увеличение общей массы мышечной ткани. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз, значительно больше, чем масса многих других органов. У новорожденных масса мышц составляет 23%, к 8 годам – 27%, к 15 годам – 33%, у взрослых – 44% от общей массы. При этом, рост отдельных групп мышц происходит неравномерно. Имеет место относительное преобладание мускулатуры туловища и слабое развитие мускулатуры конечностей. У новорожденных и детей 1-2 месяцев продолжает преобладать тонус сгибателей, что определяет позу грудных детей и большее развитие у них сгибателей. У детей 3-5 месяцев появляется нормотония, с равновесием мышц антагонистов. К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса;

− изменения в микроструктуре мышечной ткани проявляются в следующем:

а) рост мышечной массы в постнатальном периоде происходит в основном за счет увеличения размеров каждого из мышечных волокон, тогда как общее количество их практически не увеличивается. Мышечные волокна новорожденных в 5 раз тоньше, чем у взрослых. Диаметр их составляет у новорожденных 6,5-7,8 мкм, а к 12-16 годам – 26-28 мкм. Мышечные волокна новорожденных богаты саркоплазмой, поперечная полосатость выражена слабо. Рост их происходит за счет утолщения миофибрилл;

б) происходит постепенное уменьшение ядерной массы иизменение формы ядер. Они из округлых у новорожденных к 2-3 годам жизни становятся продолговатыми;

в) мышцы новорожденных совмещают признаки тонических и фазных мышц. В первые же дни постнатальной жизни происходит дифференцирование на медленные ибыстрые мышцы, свойственное взрослому организму;

г) рецепторы мышц /нервно-мышечные веретена/ к моменту рождения уже сформированы и теперь происходит их перераспределение. Мышечные веретена начинают перемещаться из средних частей мышечного волокна в проксимальные и дистальные части, которые испытывают наибольшее растяжение;

д) мышцы новорожденных монотерминальны, т.е. они имеют один синапс в виде типичной концевой бляшки. В дальнейшем продолжается развитие двигательных нервных окончаний в мышцах. Число синапсов увеличивается. Пубертатный возраст характеризуется перестройками всех основных систем организма, в том числе и системы движения. В частности изме- няется энергетическое обеспечение мышечной деятельности. С началом пубертатного периода повышается максимально достижимая концентрация молочной кислоты в крови и вели- чина максимальногокислородного долга. Все это говорит об усилении роли анаэробных источников энергии при мышечной деятельности. В то же времямаксимальное потреблениекислорода, являющееся мерой аэробных возможностей организма, увеличивается пропорционально увеличению массы тела;

− изменения в структуре спинномозговых нервов проявляются продолжением их миелинизации. В первые годы жизни они утолщаются вдвое за счет развития миелиновой оболочки. Филогенетические старые пути миелинизируются раньше, чем филогенетические новые. Передние спинномозговые корешки у человека достигают состояния свойственного взрослым людям между 2-5 годами жизни, а задние спинномозговые корешки – между 5-9 годами. Соответственно к этим годам и достигается максимальная скорость распространения нервного импульса;

− соответственно изменениям структуры изменяется и функция нервно-мышечного аппарата. В период после рождения она характеризуется следующими особенностями:

а) отмечается пониженная возбудимость нервно-мышечной системы. Это проявляется большим порогом раздражения, длительной хронаксией и низкой лабильностью. Возрастные изменения лабильности связаны с длительностью абсолютной и относительной рефракторных фаз. Так, в эксперименте получено, что у взрослых собак длительность абсолютной рефракторной фазы составляет 1,5-2 мс, относительной рефракторной фазы 6-8 мс. У щенков, в возрасте 16-18 дней абсолютная рефракторная фаза составляет 5-8 мс, относительная – 40-60 мс. Фаза экзальтации отсутствует. Изменение лабильности связывают и с состоянием нервно-мышечных синапсов в период новорожденности. На это указывает тот факт, что по мере созревания мионеврального синапса длительность перехода возбуждения с нерва на мышцу укорачивается в среднем в 4 раза, что способствует увеличению лабильности.

Для суждения об изменениях функциональной лабильности мышц были исследованы реакции пессимума. За порог частичного пессимума принималась минимальная частота раздражения, при которой отмечалось первое ослабление сокращения мышцы, за порог полного – частота, при которой все мышечные волокна реагировали пессимальной реакцией. Хронаксия у взрослых и школьников равна десятым долям миллисекунд /0,1-0,5 мс/. У новорожденных же она в 1,5-10 раз длиннее. Достижение хронаксии уровня взрослых про- исходит к 9-15 годам жизни. У новорожденных сохраняется низкая электровозбудимость нервно-мышечного аппарата. У детей первых недель жизни при токе силой 5 ампер сокращение получается только при замыкании катода /КЗС/. У детей старшего возраста – при замыкании и катода и анода /КЗС и АЗС/.

б) для раннего детского возраста как и для внутриутробного периода, характерным является невозможность получения пессимального торможения мышц. Мышцы независимо от характеристики раздражителя по частоте и интенсивности, отвечают тоническим типом сокращения, которое длится столько, сколько продолжается раздражение, без признаков перехода в состояние пессимума. При увеличении частоты раздражения, амплитуда сокращения мышц сначала снижается, а затем устанавливается на некотором уровне. Отсутствие фазы экзальтации и невозможность получения интенсивного пессимума связывают с недостаточным структурным оформлением мионевральных синапсов;

в) кривая одиночногомышечного сокращенияу новорожденных резко растянута во времени по сравнению с кривой взрослого. Кривая тетануса новорожденного имеет пологое начало и постепенное расслабление, напоминая тетанус утомленной мышцы. Считают, что это связано с более быстрым накоплением продуктов обмена в мышцах новорожденного;

г) характерным является большая эластичность мышц ран- него детского возраста;

д) в процессе онтогенеза увеличивается сила и работа мышц, а также быстрота движения, но дляразных группмышц по-разному;

е) важным показателем состояния нервно-мышечного аппарата является уровень поляризации мембран мышечных клеток. Он значительно ниже у детей, чем у взрослых. Так, величина мембранного потенциала у взрослых составляет 75-85 мВ, а у новорожденных – 23-40 мВ. Этот факт связан с изменением содержания ионов в клетках в разные возрастные периоды. У новорожденных отмечается низкий уровень содержания ионов К + в клетке и больше, чем у взрослых, содержание ионов Na +;

ж) в связи с недостаточностью миэлинизации нервных волокон, проведение возбуждения по ним осуществляется более медленно и менее изолировано;

з) значительно снижена резистентность к действию раздражителя. Это проявляется тем, что в раннем возрасте время развития парабиоза в среднем в 10 раз короче, чем у взрослых;

и) чем моложе ребенок, тем быстрее он утомляется. Это связано в основном с особенностями ЦНС, так как сама мышца практически может сокращаться без утомления длительное время. В грудном возрасте утомление наступает уже через 1,5-2 часа после начала бодрствования. Утомление может развиваться и при неподвижности, длительном торможении движений.Большое значениев детском возрасте имеет «активный» отдых /смена игр, занятий, физпаузы и пр./.

Все отмеченные выше особенности нервно-мышечной системы с возрастом уменьшаются, приближаясь у детей школьного возраста к показателям взрослых. К 14-15 годам функциональное состояние нервно-мышечной системы мало чем отличается от взрослых.

Структурно-функциональное созревание нервно-мышечных синапсов охватывает пе­риод антенатального и раннего постнатального периодов развития. Оно имеет свои осо­бенности для пре- и постсинаптических мем­бран.

Созревание пресинаптической мембра­ны. Двигательные нервные окончания в мышцах появляются на 13-14-й неделе внут­риутробного развития. Формирование их продолжается длительное время и после рож­дения. Мышечное волокно новорожденного, как и взрослого человека, имеет один синапс в виде типичной концевой бляшки. Созрева­ние пресинаптической мембраны проявляет­ся в увеличении терминального разветвления аксона, усложнении его формы, увеличении площади всего окончания. Степень созре­вания нервных окончаний значительно уве­личиваются к 7-8 годам, при этом проявля­ются более быстрые и разнообразные движе­ния.

В процессе развития усиливается синтез ацетилхолина в мотонейронах, увеличивают­ся количество активных зон в пресинаптическом окончании и количество квантов ме­диатора, выделяющегося в синаптическую щель.

Созревание постсинаптической мембра­ны. Когда окончание аксона достигает мио-трубки, в соответствующем ее участке появля­ются скопления митохондрий, рибосом, мик­ротрубок. На поверхности миотрубки образу­ются выемки, в которых помещается оконча­ние аксона. Образуется примитивное нерв­но-мышечное соединение. Особенностьюранних стадийразвития мышечных волокон является разлитая чувствительность всей по­верхности мембраны к ацетилхолину, прису­щая донервной стадии развития мышц. В процессе развития на каждом мионе сохра­няется единственный синапс, формирование его сопровождается появлением в постсинап­тической мембране холинэстеразы, увеличе­ние концентрации которой приводит к по­вышению скорости гидролиза ацетилхолина. Образуются складки на постсинаптической мембране, в результате чего растет амплитуда ПКП и повышается надежность передачи возбуждения через синапс. Внесинаптическая поверхность мышечного волокна по­степенно теряет чувствительность к ацетил­холину. После денервации в эксперименте чувствительность к ацетилхолину вновь рас­пространяется на всю поверхность мемб­раны.

Вследствие незрелости нервно-мышечного синапса у плода и новорожденного синаптическая передача возбуждения происходит медленно. Без трансформации ритма через такой синапс передается не более 20 импуль­сов в 1 с, а к 7-8 годам жизни - около 100 импульсов в 1 с, т.е. как у взрослого.

Утомляемость синапса объясняется ис­тощением медиатора и снижением чувстви­тельности постсинаптической мембраны к медиатору в результате накопления продук­тов обмена, закислением среды - все это приводит к снижению ПКП.

ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙСИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Мышцы у новорожденного иребенка грудного возраста раз­виты слабо; они составляют около 25 % массы еготела, тогда как у взрослого - не менее 40-43 %

У детей первых месяцев жизниотмечается повышенный то­нус мышц, так называемая физиологическая гипертензия,ко­торая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы.Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт,что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми ру­камии ногами. Постепенно эта гипертензия исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенкаслабые. Двигательная спо­собность появляется сначала у мышц шеи и туловища, апотом уже у мышц конечностей. Мышечная сила постепенно нараста­ет. Особенноинтенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, происходитнарастание силы и точности движений. Мальчики обычно отличаются лучшим мышечнымтонусом, чем девочки. Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к20-23 годам.

При обследовании детейобращают внимание на силу и то­нус мышц. Сила мышц у детей грудного возрастаизмеряется лишь приблизительно путем определения того усилия, котороенеобходимо для противодействия тому или другому движению ребенка; у детейстаршего возраста сила мышц измеряется, так же как и у взрослых, с помощьюдинамометра.

О тонусе мышц судят,во-первых, по степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях,и, во-вторых, по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь. В нор­меразвитие и тонус мышц в симметричных местах одинаковы.

При нормальном развитииребенка двигательные навыки у него образуются последовательно. Новорожденныйребенок бес­помощен, он не может самостоятельно изменить положение те-

ла, не держит головку.Развитие статических и локомоторных функций происходит постепенно. Онохарактеризуется следую­щими основными данными. В 1-2 мес ребенок должен удер­живатьголову в вертикальном положении, в 3-ЗУз мес - при поддержке подмышки упиратьсяногами, в 6 мес - самостоя­тельно сидеть и поворачиваться со спины на живот иобратно, в 7-8 мес ползать, в 10 мес-стоять без опоры, в 12 мес- делать первыесамостоятельные шаги.

Всякая задержка в развитии ипоявлении двигательных на­выков у ребенка 1-го года жизни должна внушатьтревогу в отношении заболевания центральной нервной системы.

Для своевременного развитиядвижений следует почти с первых дней жизни предоставить ребенку свободу вдвижениях и помогать ему овладевать ими.

В развитии движений весьмасущественное значение имеют игровые процессы. Все время бодрствования, заисключением еды и проведения туалета,здоровый ребенокпроводит в раз­нообразныхиграх, занятиях, характер которых изменяется с возрастом.

Для своевременного развитиястатических и двигательных функций у ребенка 1-го года жизни большое значениеимеют также массаж и гимнастика, проведение которых следует на­чинать уздоровых детей с Г/2-2 мес жизни и осуществлять ежедневно в определенные часыбодрствования ребенка, за 20-30 мин до или через 30-40 мин после еды. Массаж игим­настику проводят в хорошо проветренном помещении при тем­пературе воздухане ниже 20 °С, а в летнее время-на откры­том воздухе в тени при отсутствииветра при температуре 22 °С. Занятия проводят с обнаженным ребенком на столе,покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой. При про­ведениимассажа руки должны быть чистыми и сухими. Мас­саж и гимнастические упражненияследует проводить осторож­но, мягко, без усилий и медленно. Во время занятий уребенка необходимо поддерживатьхорошее настроение. При плаче и беспокойстверебенка занятия начинать не следует.

Проведение гимнастики имассажа не исключает необходи­мости в представлении ребенку возможностиудовлетворять свойственную его возрасту потребность в движениях.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Верхние дыхательные пути угрудного ребенка имеют неко­торые особенности. Нос меньше, короче, инойконфигурации по сравнению с более старшими детьми и взрослыми. Нижний но­совойход отсутствует. Слизистая оболочка носа нежная, бога­та кровеносными сосудами,поэтому незначительная ее гипере­мия, например при насморке, приводит кзакупорке носовых

Ходов, затруднению сосания,вызывая иногда одышку у груд­ных детей. Пещеристая ткань подслизистой оболочкиу груд­ных детей развита слабо, чем и объясняется редкость или от­сутствие уних носовых кровотечений.

Добавочные полости -решетчатая пазуха и гайморова по­лость-у грудных детей развиты слабо, а лобнаяи основная пазухи вообще отсутствуют. После 1-го года жизни эти полостипостепенно увеличиваются и развиваются.

Глотка сравнительно узкая.Слуховая труба короткая и ши­рокая. У грудных детей ее отверстие находится нижеи ближе к хоанам, чем у старших детей и взрослых. Вследствие этогоинфицированный секрет легко попадает из носоглотки в слухо­вую трубу, чтослужит одной из причин частого воспаления среднего уха.. у детей.

Гортань в грудном возрастеворонкообразной формы и от­носительно длиннее, чем у детей старшего возраста.Хрящи ее нежные и податливые. Голосовая щель узкая. Все этиана-томо-гистологические особенности обусловливают легкое раз­витие стенозагортани у детей грудного возраста даже при не­большом воспалительном процессе вгортани.

Трахея в течение 1-х месяцевжизни имеет почти воронкооб­разную форму и узкий просвет. Хрящи ее мягкие иподатливые. Трахея фиксирована слабо. Слизистая оболочка нежная, обиль­носнабжена кровеносными сосудами, число слизистых желез небольшое, чем иобъясняется ее сухость. Указанные особенно­сти трахеи благоприятствуют развитиювоспалительных про­цессов в ней и наступлению стеноза.

Бронхи узкие, хрящи их мягкиеи податливые. Правый бронх занимает почти вертикальное положение, служит как быпродолжением трахеи, он значительно шире левого, поэтому инородные тела(пуговицы, орехи, семечки и др.) чаще обнару­живаются именно в этом бронхе;левый бронх отходит от тра­хеи под углом. Слизистая оболочка бронхов сухаявследствие недостаточного количества слизистых желез, но богата крове­носнымисосудами, что обусловливает легкое возникновение воспалительных процессов истенотических явлений.

Легкие находятся в постоянномразвитии в течение всего детства - происходит увеличение их объема идифференциро­вание легочной ткани. В раннем возрасте легкие богаты сое­динительнойтканью, обильно снабжены кровеносными сосуда­ми, капилляры и лимфатические щелиширокие, эластическая ткань, особенно в окружности альвеол, развита слабо.Вслед­ствие этого у детей в легких легче развиваются застои, ателек­тазы,эмфизема, создаются условия, благоприятствующие раз­витию воспалительныхпроцессов.

Дыхательная поверхностьлегких у детей относительно боль­ше, чем у взрослых. В единицу времени черезлегкие ребенка проходит больше крови, чем у взрослого.

Плевра в грудном возрасте-тонкая,плевральная полость легко растяжима. Скопление жидкости в полости плевры легковызывает смещение органов средостения, в частности сердца и нижней полой вены.

Диафрагма у грудного ребенкарасположена относительно выше, чем у взрослого. В раннем детском возрастесокраще­ния диафрагмы слабые. Все условия, затрудняющие движение диафрагмы(метеоризм, увеличение печени), ухудшают венти­ляцию легких. Дыхательнаямускулатура у детей раннего воз­раста развита слабо.

Описанные анатомическиеособенности органов дыхания и грудной клетки обусловливают и некоторыеособенности физио­логии дыхания у грудного ребенка. Первой и основной особен­ностьюявляется поверхностный характер дыхания, т. е. не­большая глубина. По сравнениюсо взрослыми глубина дыха­ния у детей раннего возраста в 8-10 раз меньше.

Вторая особенность - большаячастота дыхания. У ново­рожденного может быть 50-60 дыханий в минуту, чтоявилось основанием обозначить это состояние как физиологическую одышку. Свозрастом частота дыхания постепенно уменьшается.

Возраст детей, годы

Частота дыханий в минуту

Возраст детей, годы

Частота дыхания в минуту

Новорожденный 1-12 мес 1-3 года

4-(э лет

40-60 35-48 28-35 24-26

7-9 лет 10-12 » 13-15 г

21-23 18-20 17-18

Большая частота дыхательныхдвижений у детей раннего возраста в известной мере компенсирует поверхностныйхарак­тер дыхания, однако при частом и поверхностном дыхании не­достаточнополно используется кислород и хуже выделяется из организма углекислый газ.

Третьей особенностью дыханияв первые 2 нед жизни детей является аритмия дыхания, т. е. неправильноечередование пауз между вдохом и выдохом. Под влиянием различных внешнихраздражителей ритм дыхания очень легко нарушается. Во вре­мя сна дыхание болееравномерное.

Четвертая особенность дыханияу детей - определенная за­висимость его от возраста и пола: новорожденныйребенок ды­шит при слабом участии грудной мускулатуры, а. ребенок груд­ноговозраста имеет груднобрюшной тип дыхания с преоблада­нием диафрагмального. Вначале 2-го года дыхание становится смешанным и наблюдаетсядиафрагмально-грудное дыхание, причем у одних детей преобладает первый типдыхания, а у других - второй. В возрасте 3-4 лет грудное дыхание начина­етпреобладать над диафрагмальным. Разница в дыхании в зависимости от полавыявляется к 7-14-летнему возрасту. В препубертатный период и во время половогосозревания

Рис, 19, Определениежизненной емкости легких.

дыхание у мальчиков брюш­ное,у девочек - грудное.

Кашлевой рефлекс у де­тейпервых месяцев жизни выражен слабо.

В связи с перечисленны­мианатомо-физиологичес-кими особенностями орга­низм ребенка первых лет, особеннов грудном возра­сте, находится в менее бла­гоприятных условиях в от­ношениидыхания по срав­нению с более старшими детьми и взрослыми.

Для исследования функ­циидыхания применяют простые клинические и бо­лее сложные клинико-лабо-раторныеметоды, требую­щие наличия специальной аппаратуры. К простым кли­ническимметодам относят­ся: 1) исследование частоты

дыхания в покое и прифизической нагрузке; 2) определение размеров грудной клетки и ее подвижности вразличные фазы дыхания (вдох, выдох, в покое); 3) определение жизненной емкостилегких (ЖЕЛ) -спирометрия.

При спирометрии определяютмаксимальное количество воз­духа, выдыхаемого в трубку спирометра после максимальноговдоха, иными словами, определяется ЖЕЛ (рис. 19). Определе­ние ЖЕЛ обычновозможно у детей начиная с 5-6 лет.

Приведем данные о ЖЕЛ (по В.И. Молчанову).

Возраст детей. ЖЕЛ, млгоды

3-4 400-500

5-7 800-1000

8-10 1350

14 1800

15 2500

Взрослые 3000-5000

У детей раннего возрастаисследование органов дыхания ограничивается определением частоты дыхания и,главное, кли­ническими наблюдениями. Частоту дыхания у детей подсчиты­вают,положив руку на грудь или живот.

У детей первых месяцев можнопроизводить подсчет дыха­ния через фонендоскоп, приблизив его к носу ребенка.Следует

90

помнить, что учащение дыханияу ребенка возникает легко при физическом напряжении, волнении, крике, плаче неговоря уже о заболеваниях.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Сердце и сосуды у детейзначительно отличаются от сер­дечно-сосудистой системы взрослых. После рожденияособенно резко изменяется функциональное состояние органов кровооб­ращения.

Сердце у новорожденногоотносительно велико, оно весит 20-25 г, что составляет 0,8 % по отношению кобщей массе тела. Нарастание массы сердца в течение всего периода детства идетнеравномерно. Наиболее энергично сердце растет в первые 2 года жизни. Вдошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и сновазначительно усиливается в препубертатном и начале пубертатного периода.

Рост сердца у детей идет вовсех направлениях, но нерав­номерно, т. е. больше и быстрее всего в длину,затем в ширину и толщину. Более энергично увеличивается масса и полость ле­вогожелудочка.

Положение сердца зависит отвозраста ребенка. У новорож­денных и детей первых Г/2-2 лет жизни сердцерасположено поперечно и более высоко. После 2 лет сердце начинает при­обретатькосое положение. Это обусловлено следующими фак­торами: переходом ребенка ввертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы идр.

Форма сердца в грудном ираннем возрасте может быть овальная, конусообразная, шаровидная. После 6 летсердце ребенка приобретает формы, свойственные взрослым, чаще все­гоудлиненного овала. Необходимо учитывать, что форма и по­ложение сердца зависятне только от возраста, но и от инди­видуальных различий.

За период детствазначительные изменения претерпевает и внутреннее строение сердца, в частностидифференцируется ги-стоструктура сердечной мышцы, эндокарда и нервной тканисердца.

Артерии у детей относительношироки и развиты лучше, чем вены. Отношение просвета артерий к просвету вен вдетском возрасте составляет 1: 1, тогда как у взрослых- 1: 2. Хорошо развитау детей и капиллярная сеть. С возрастом сосуды про­должают расти, причемособенно интенсивно в течение 1-го го­да жизни. Развитие сосудов завершается восновном к середине школьного возраста - 12 годам.

Из больших сосудов легочныйствол у детей в возрасте до 10 лет шире аорты, затем просвет их уравнивается, ав период

Полового созревания аортапревосходит легочный ствол по ши­рине.. ","""

Следовательно,сердечно-сосудистая система у детей харак­теризуется относительно большеймассой сердца, большей ши­риной отверстий и более.широким просветом сосудов посрав­нению со взрослыми.

У детей имеются отличительныеособенности в функциях сердечно-сосудистой системы.

Пульс у детей более частый,чем у взрослых, причем часто­та пульса тем выше, чем моложе ребенок. Необходимопом­нить, что частота пульса подвержена большим индивидуальным колебаниям.Пульс у детей отличается большой лабильностью и легко учащается подвоздействием самых разнообразных фак­торов - изменения положения тела,физических напряжений, крика, плача и др.

Приводим данные о частотесердечных сокращений (ЧСС) у детей в зависимости от возраста

Возраст детей,

ЧСС в минуту

годы

Новорожденный До 1. года

125-160 110-130

» 2 лет

100-120

» 3 »

100-110

» 4- 5 »

80-100

» 6- 7 »

70-100

» 8-12 »

75-85

Старше 12 »

65-70

Истинная частота пульсаопределяется в состоянии покоя. Для маленьких детей таким состоянием являетсясон. Опреде­лять частоту пульса у маленького ребенка можно не только в областилучезапястной артерии, но и в области не закрытого еще большого родничка, атакже на сонной и бедренной арте­рии.

Артериальное давление у детейниже, чем у взрослых. У но­ворожденного максимальное давление составляет всреднем 70-74 мм рт. ст. и к 1-му году жизни оно становится равным 80-85 мм.Минимальное давление составляет обычно 2 /з или "/2максимального давления. В последующем уровень артери­ального давления нарастаетнеравномерно. Особенно значи­тельно артериальное давление увеличивается впервые 2 года жизни, вдошкольном возрастетемпы его замедляются и воз­растаютвновь в период полового созревания. После 1 года максимальное артериальноедавление ориентировочно опреде­ляют по формуле Молчанова: 80+(2-п), гдеn -количестволет ребенка.

Артериальное давление у детейтакже отличается большой лабильностью. При горизонтальном положении ребенка,осо­бенно во время сна, оно понижается,физическая нагрузкаи

психическое напряжениевызывают его повышение. У детей с пороками развития сердца или с подозрением наних не­обходимо измерять артериальное давление на руках и ногах.

Кровообращение уноворожденных осуществляется почти вдвое быстрее, чем у взрослых. Одинкругооборот крови про­исходит у новорожденных за 12 с, у ребенка 3 лет-за 15 с,у взрослого - за 22 с.

Анатомо-физиологическиеособенности аппарата кровооб­ращения обусловливают иные границы относительнойтупости сердца у детей различных возрастов. У детей до 2 лет верхняя границаопределяется на II ребре, левая-на 1,5-2 см кна­ружи от сосковой линии, правая- по правой парастернальной линии, у детей от 2 до 7 лет - соответственно вовтором меж-реберье, 1-1,5 см кнаружи от сосковой линии, немного кнутри отпарастернальной линии, у детей 7-12 лет-на III ребре, сосковой линии, ближе кправому краю грудины. Толчок сердца у детей до 2 лет находится в четвертом, а удетей старше 2 лет-в пятом межреберье. Тоны сердца ясные, но с меньшейотчетливостью между I и II тоном.

Нередко у подростков в периодполового созревания наб­людаются функциональные расстройствасердечно-сосудистой системы, получившие обобщенное название «юношескоесердце».

Основное значение ввозникновении нарушений системы кро­вообращения в период полового созреванияимеет воздействие желез внутренней секреции. В этом возрасте усиливаются функ­цииполовых желез, что вызывает перестройку гормонального аппарата организма.

Подростки ссердечно-сосудистыми нарушениями жалуются на сердцебиения, одышку, повышеннуюутомляемость, потли­вость, неприятные ощущения в области сердца, иногда у нихотмечается склонность к обморочным состояниям.

Перкуторные границы сердцаобычно нормальные. При. аускультации выслушиваются нормальные тоны, у многихпод­ростков на верхушке или на легочной артерии определяется функциональныйсистолический шум. Пульс и артериаль­ное давление у таких подростков отличаютсянеустойчи­востью, изменчивостью. Чаще наблюдается тахикардия;

артериальное давление можетбыть повышенным или пони­женным.

Все эти нарушения со сторонысердечно-сосудистой системы " пубертатный период являются переходной фазой на путик полному завершению развития сердца и носят обратимый ха­рактер.

При наличии изменений,свойственных юношескому сердцу, необходимо обратить внимание на правильноорганизованный режим дня, рациональное питание, обогащенное витаминами,

Условия обучения или работы.Всякое чрезмерное физическое напряжение противопоказано. Не рекомендуютсянапряженные занятия спортом, особенно боксом, тяжелой атлетикой и др. Учебу иобычную работу следует продолжать. Большое значе­ние имеет применение лечебнойфизкультуры, а также различ­ныхспортивных упражненийв дозированной форме(лыжи, коньки, плавание, гребля и др.).

Морфологические особенности. К морфологическим особенностям мышечной системы у детей надо отнести меньшую толщину мышечных волокон, относительнобольшее количествоинтерстициальной ткани и большее количество округлой формы ядер как в клетках самых мышц, так и в межуточной соединительной ткани. Во внеутробной жизни рост мышечной массы происходит не за счет нарастания числа мышечных волокон, а почти исключительно за счет их утолщения. Эти свойства выражены тем отчетливее, чем младше ребенок.

Мускулатура у новорожденных развита сравнительно очень слабо и по своему общему весу составляет всего лишь 23% веса тела. В течение всего дальнейшего детства вес мышц возрастает значительно сильнее, чем вес других органов; у здорового взрослого относительный вес мускулатуры достигает приблизительно 42% веса тела.

Для детей периода новорожденности и первых месяцев грудного возраста характерна значительная гипертония мышц, наиболее резко выраженная со стороны сгибателей конечностей. У нормальных детей гипертония мышц верхних конечностей обычно проходит к 2-2,5 месяцам, а мышц нижних конечностей - к 3-4 месяцам.

Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у детей более старших. У детей первых недель жизни при токе силой меньше 5 миллиампер сокращение получается только при замыкании катода (КЗС), у более старших детей - при замыкании и катода (КЗС), и анода (АЗС). Гальваническая возбудимость с 1,5-2-месячного возраста почти сравнивается с таковой у взрослых.

Абсолютные и средние величины хронаксии у детей значительно выше, чем у взрослых. У детей в возрасте до 3 месяцев мышцы и нервы обнаруживают наиболее низкую возбудимость (большая реобаза), что, надо думать, объясняется незаконченностью морфологической структуры нервно-мышечного аппарата. Величины хронаксии у детей в возрасте около 10 лет приближаются к показателям взрослых. Данные отдельных исследователей об особенностях хронаксии у детей сильно расходятся (Вул, Краснова).

Механическая мышечная возбудимость у детей периода новорожденности несколько повышена; в более поздних возрастах наличие карпопедального спазма (перемежающихся тонических судорог в кисти и стопе) и хоботкового феномена говорит о тетании. Положительный лицевой феномен Хвостека в раннем детстве указывает на повышенную механическую возбудимость мышц (тетания), у более старших детей он не имеет столь специфического характера и чаще всего говорит о невропатии.

Мышечная сила у детей с возрастом отчетливо нарастает. Как правило,правая рукау них сильнее левой, мышечная сила у мальчиков несколько больше, чем у девочек.

Добавить комментарий