Блог
344 0

Артикуляционная гимнастика для детей 4 7 лет. Картотека на тему "артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика для детей 4 7 лет. Картотека на тему "артикуляционная гимнастика"

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи,плечевого пояса, трудной клетки.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика - это совокупностьспециальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).

Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).

Боковые края языка могут прижиматься квнутренней поверхностикоренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).

Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединятьпростые движенияв сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки,голосовых связок, дыхательных мышц.

Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Закладка речевого развития начинается в семье. Поэтому задача близких создать условия, чтобы ребенок успешно освоил речевой навык. Ведь недостатки в будущем приводят к таким проблемам, как неумение выражать мысли, и низкая успеваемость в школе. Все дети, которые плохо владеют речью, плохо учатся. Но, в игровой форме все дети с удовольствием учатся говорить.

АРТИКУЛЯЦИонная гимнастика

Артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет лучше проводить в форме своеобразной игры - сказки о Язычке. Это в ненавязчивой, весёлой форме даёт возможность ребёнку тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребёнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка.

Варианты сказок могут быть различными, родители могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

Персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

Движения языка должны соответствовать определённому артик. упражнению;

Действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;

Выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

Прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.

У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.

Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?

Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)

А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)

Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо.

А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.)

Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.

Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

ВТОРАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.

Догадайся, что это за домик.

В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

Третья Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери. А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, Живет Веселый Язычок. Ох, и шустрый он мальчишка, И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо... А потом опять вперед, Тут немного отдохнет.

(Упражнения "Часики", "Змейка".)

Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся, А потом пошел гулять, На крылечке загорать.

(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)

На крылечке полежал, На качели побежал. Вверх взлетел он смело... Но пора за дело. (Упражнения "Лопаточка", "Качели".) Поспешил к себе во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. (Упражнение "Заборчик".) Гвозди, молоток и клещи — Нужные плотнику вещи. Молоток стучит "тук-тук!", Язычку он лучший друг. (Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".) Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо. Стала кисточка плясать, Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".) Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело, — Я с лошадкой погуляю, На гармошке ей сыграю. Погоняю я в футбол И забью в ворота гол. Очень сложная задача — Загонять в ворота мячик. (Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)

Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок. Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

Четвертая Сказка про Язычок.

Твой весёлый Язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя! Наша сказка - вам подсказка, Ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный Язычок, Забыв про лень. Вот проснулся Язычок Выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.)

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.)

Стучит молоточек

вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра

В гости к тётушке пора!

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт, Блинчики с маком К обеду печёт. Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя")

На лошадке по дороге

Скачет Язычок, И копытами лошадка - Цок, цок, цок, цок, цок,. В горку медленно идёт: Цок цок цок цок цок. А с горы стрелой несётся: Цок - цок - цок - цок - цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее).

Тётушка племянничка

Весело встречает. Чай ему с вареньем Тут же предлагает. Ах, какое вкусное, Сладкое варенье, Да и каша манная - Просто объедение - Ням - ням - ням - ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).

Под окошком - блл, блл, блл -

Индюки болтают. Индюшачьей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают. Покататься Язычку "Блл, бллл!" - предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл" ("болтушка")).

Ну - ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся! Поиграем в паровозик И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.)

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков Покатать комариков! Надуваем шарики: "Садитесь, комарики!"

(Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.)

Вот интересная игра -

Воздушный Колобок. Из щёчки в щёчку покатать Его не каждый мог.

(Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.)

Ой, потемнело

Все вокруг, Сильный вихрь Поднялся вдруг. Язычок затрепетал, Задрожал и затрещал: Бррр - бррр - бррр…

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.)

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок; Пя - пя - пя - пя - пя - пя Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика) для детей 2-4 лет.

Упражнения для губ и щек

1. Массаж щек.

Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.

Лучше всего выполнять во время купания или умывания.

2. Сытый хомячок.

Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

3. Голодный хомячок. Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

4. Шарик лопнул.

Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд. 2. Трубочка. Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй. 3. Заборчик. (Цель –формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков). Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд. 4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции). Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие). Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались. 6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф). Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Массаж губ зубами.

Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы. 2. Пятачок. Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 3. Рыбки разговаривают. Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).

4. Еще Рыбки разговаривают.

Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.

5. Снова Рыбки разговаривают.

Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". Воздух втягивается внутрь. 6. Уточка. Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

7. Недовольная лошадка. Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

8. Спрятать губки.

Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны. Еще несколько упражнений для маленьких. - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?») - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге. - удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.

Пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.

Мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик. Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично. 2. Акулы. Описание: Рот приоткрыт,На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" - челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 4.Обезьяна. Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 5. Силач. Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц. 6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Евгения Дрозд Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-5 лет.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции и увеличить объём и силу движений, а также, вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой с детьми в рамках воспитательной и образовательной деятельности:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, нужно следить, чтобы ребенок усвоил основные движения.

К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат воспитанников к правильному произношению, и составит отличный фундамент для работы со специалистом.

Для маленьких детей 3-4 лет занятия артикуляционной гимнастикой - серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, эту работу нужно превратить в весёлую игру, именно поэтому мною была разработана красочная презентация, с инструкциями в стихах собственного сочинения и демонстрационным видео. Ребятам очень весело заниматься с таким мультимедиа сопровождением, также использование презентации позволяет проводить артикуляционную гимнастику не только индивидуально, но и в группах.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

1. «Заборчик» -

За дело мы возьмёмся смело-

Забор построим мы умело.

Улыбнёмся широко,

Зубки стиснем мы легко.

Ну а чтоб заборчик был

Крепок, неподвижен,

Зубки верхние поставим

Ровненько на нижние.

.

2. «Слон» -

Мы ничуть не удивимся,

Что в слонов вдруг превратимся.

Губы сложим трубочкой,

Вытянем вперёд.

Вырос хобот у слона,

Посмотрите-вот!

И про зубки не забудем,

Сжатыми держать их будем.

(Удерживать такое положение 5-7 секунд, повторить 4-5 раз).

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник» -

И старательно, без спешки

Не составит нам труда

Превращаться вперемежку

То в заборчик,

То в слона!

(Нижняя челюсть не должна двигаться, двигаются только губы, повторять по 5-6 раз).

4. «Чистим зубки» -

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

И почистить наши зубки

Язычку прикажем.

Будет язычок скользить

Влево-вправо по зубам,

Верхние и нижние

Он почистит зубки нам.

(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону сначала по верхним, потом по нижним зубам).

5. «Горка» -

Широко откроем рот,

Зубки вновь покажем!

Язычку, на это раз,

Горкой стать прикажем.

Кончик язычка в зубки упрётся,

Спинка язычка гибко прогнётся.

(Удерживать в таком положении под счет до 5, повторить 4-5 р.).

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

1. «Заборчик».

2. «Слон»

3. «Непослушный язычок» -

Язычок сейчас мы с вами

Помнём тихонечко зубами,

И пошлёпаем губами.

Будем шлёпать мы когда,

Дружно скажем «пя-пя-пя».

А когда будем мять,

«Тя-тя-тя» повторять.

(Повторить 4-5 раза).

4. «Блинок» -

А сейчас наш язычок

Превратится вдруг в блинок.

Он на нижней на губе

Отдохнуть приляжет.

Верхней мы его пришлёпнем

«Пя» скорее скажем.

Испечётся наш блинок,

Улыбнётся язычок!

(Удерживать такое положение 3-10 секунд, повторить 4-5 раз).

5. «Вкусное варенье» -

А теперь представьте

Вкусное варенье

С верхней губки его слижем,

Вот так наслаждение!

Нужно сверху – вниз лизать,

Нижние зубки показать.

(Нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык. Повторить 3-5 раз)

6. «Индюк» -

А сейчас мы с вами

Станем индюками.

Мы по верхней губке будем

Быстро двигать язычком.

Вперёд-назад, вперёд-назад

Скажем «бл-бл-бл» при том.

Тянуть этот звук 5-7 секунд, сделав сначала глубокий вдох).

7. «Чашечка» -

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

Язычку на этот раз

Чашкой стать прикажем.

Язычка края поднимем

Сбоку, впереди.

Получилась чашечка,

Ну-ка, погляди!

(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 4-5 раз).

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1. «Заборчик»

2. «Слоник»

3. «Вкусное варенье»

4. «Маляр» -

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

Будем «красить потолок»

Язычком мы нашим.

Будем шустрый язычок

Мы водить назад-вперёд.

Маляром стал язычок,

Наше нёбо потолок.

(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону).

5. «Лошадка»

Приоткроем рот немного,

Зубки всем покажем.

Будем цокать не спеша

Язычком нашим.

Сначала кончик язычка

К нёбу присосётся,

А потом свободно вдруг

Вниз легко сорвётся.

За язычком мы будем

Внимательно следить,

И челюстями нашими

Не будем шевелить.

«Цок-цок-цок» - пошла лошадка,

Вот для язычка зарядка!

(Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. Повторить 5-6 раз).

6. «Грибок» -

Приоткроем рот немного,

Зубки всем покажем.

А теперь мы язычку

Стать грибком прикажем.

Плоский кончик языка

К нёбу присосётся,

И его у нёба нам

Удержать придётся

Раз, два, три, четыре, пять,

«Цок» - и можно опускать.

(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 2-3 раза).

7. «Гармошка» -

Приоткроем снова рот,

Зубки всем покажем.

Язычку, сейчас, гармошкой

Стать скорей прикажем.

Широкий кончик язычка

К нёбу присосётся,

И у нёба нам его

Удержать придётся.

А теперь начнём играть,

Рот открывать и закрывать,

И при этом не забудем

Язычок не опускать.

(Повторить 6-8 раз).

(Презентация создана в программе Microsoft PowerPoint 2016. Все видеофайлы встроены в презентацию. Совместимость с предыдущими версиями программ Microsoft PowerPoint не гарантируется)

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 3-4 лет

Упражнение «Часики» - Покажите часы с маятником или подберите такую картинку. - Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка» - Покажите картинку со снежной крутой горой. - Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой». - Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд. - Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд. - Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка» - Покажите малышу картинку с лопатой. - Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе. - Теперь пробует малыш. - Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке» Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите. - Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел. - Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал». - Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил. - Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки» Подготовьте; кусочки белой ваты. - Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты. - Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот - и вот ваши снежинки полетели! - Сдувайте вату короткими сериями выдохов. - Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Практический материал содержит упражнения для формирования правильного артикуляционного уклада при постановке звуков....

Добавить комментарий