Блог
991 0

Чем смазывать велосипед: советы по выбору смазки. Определение количества смазки

Чем смазывать велосипед: советы по выбору смазки. Определение количества смазки

Работоспособностьтехники и эффективность функционированиязависят от их обеспеченностивысокоэффективными смазочными материалами(масла, смазки, смазочно-охлаждающиежидкости).

Основнымназначением смазок является обеспечениеснижения трения и износа в трущихсядеталях механизмов, что позволяетповысить механический КПД двигателя,защитить трущиеся пары от износа изаеданий. Вторая их важная роль –теплоотвод от двигателя и нагревающихсяпри трении деталей. Кроме того, смазказащищает детали от коррозии, смывает иудаляет загрязнения, обеспечиваетуплотнение, а в некоторых случаях –выполняет специальные задачи: например,служит разделяющим слоем между формойи отливкой.

Ксмазочному материалу предъявляетсятакже ряд требований, не связанных сего рабочими функциями, но необходимыхс точки зрения эргономических иэкологических свойств. Смазки должныбыть нетоксичными, не обладать неприятнымзапахом, не загрязнять окружающую среду,быть биостойкими, а в определенныхусловиях и биоразлагаемыми.

Онидолжны хорошо совмещаться с конструкционнымиматериалами, фильтроваться и прокачиваться,не образовывать пену при контакте своздухом. Смазки должны удерживатьсяв узле трения, не высыхать при действиивысоких температур, не упрочняться впроцессе работы.

Специальныесмазочные материалы должны удовлетворятьособым требованиям, например, бытьстойкими к контакту с агрессивнымисредами, обладать высоким удельнымэлектрическим сопротивлением, илинапротив, хорошей проводимостью.

Внаибольшем объеме используются смазочныемасла. Этому способствуют их сравнительноневысокая стоимость и удобство применения.

Смазкиприменяют в таких узлах трения, гдеиспользование жидких масел затрудненоили нерационально. Наиболее распространеныпластичные (консистентные) смазки. Ихмировое производство составляет околомиллиона тонн в год, что значительноменьше выпуска смазочных масел (около40 млн т в год).

Пластичные смазкипредставляют собой густые мази,предназначенные для смазыванияподшипников качения различных типов,шарниров, рычажных, кулачково-эксцентриковыхсистем и др. В отличие от жидких масел,пластичные смазки обладают сдвиговойпрочностью.

Пластичныесмазки обладают следующими достоинствами:

    Удерживаются на наклонной и вертикальной поверхностях;

    Не выдавливаются из контакта, обладают хорошей смазочной способностью в довольно широком интервале температуры, способны герметизировать узел;

    Обеспечивают малый расход смазки, позволяют упростить конструкцию узла;

    Снизить металлоемкость, сократить затраты на обслуживание.

Кчислу недостатков относят низкуютеплопроводность, накопление продуктовизнашивания и др. Пластичные смазкибольше, чем жидкие масла, склонны кокислению и распаду.

Пластичнымисмазками набиваются полости узловтрения. Замена смазки производится вовремя техобслуживания. В ряде узловпредусмотрено пополнение запаса смазкис помощью пресс-масленок.

ВУкраине выпускается около 150 видовсмазок. Смазки классифицируют поконсистенции, составу и областямприменения.

Поконсистенции смазкиразделяют на полужидкие,пластичные и твердые.

Пластичные и полужидкиесмазки представляютсобой коллоидные системы, состоящие издисперсионной среды, дисперсной фазы,а также присадок и добавок. Наибольшееприменение пластичные смазки получилив подшипниках качения и скольжения,шарнирах, зубчатых, винтовых и цепныхпередачах, многожильных тросах.

Твердыесмазки доотвердения являются суспензиями,дисперсионной средой которых служитсмола или другое связующее вещество ирастворитель, а загустителем – дисульфидмолибдена, графит, технический углероди др. После отвердения (испарениярастворителя) твердые смазки представляютсобой золи, обладающие всеми свойствамитвердых тел и характеризующиеся низкимкоэффициентом сухого трения.

Наиболеераспространенной группой являютсяпластичные смазки, которые по консистенциизанимают промежуточное положение междужидкими маслами и твердыми смазочнымиматериалами.

Всостав пластичных смазок входят: базовоемасло (70-90%), загуститель и присадки.

Содержаниезагустителей в смазках составляет, какправило, 10-15%, при низкой загущающейспособности – до 20-30% по массе. Именнозагуститель в обычных условиях позволяетсмазке вести себя как твердому телу, апри приложении нагрузки – течь какжидкости. Собственно говоря, разновидностьи количество загустителя определяютэксплуатационные свойства пластичнойсмазки, поэтому по загустителюустанавливают тип смазки.

Улучшениекачества смазок достигается введениемразличных присадок (0,001-5%по массе), в качестве которых обычноиспользуются органические соединения,растворимые в дисперсионной среде иоказывающие существенное влияние наформирование структуры и реологическиесвойства смазок. В качестве антиокислительнойприсадки чаще всего используют ионол,антикоррозионной – нитрованныйокисленный петролатум, противоизносной– трикрезилфосфат и т.д.

Кромеприсадок, характерных для масел, впластичную смазку могут добавлятьсятвердые добавки (антифрикционные,герметизирующие) такие, как дисульфидмолибдена (MoS2) или графит.

Посоставу взависимости от типа дисперсионнойсреды выделяютсмазки на нефтяных (минеральных) исинтетических маслах. Из минеральныхмасел, используемых при изготовлениипластичных смазок, наибольшее применениенашли индустриальныемасла марок 12, 20, 30, 45 и 50 (ГОСТ 1707-51).

Привыборе базового масла учитывают областьприменения смазки. Так, в узлах тренияс малыми нагрузками и высокими скоростямицелесообразнее применять смазку, всоставе которой находится маловязкоеминеральное масло.

Наоборот,для узлов трения, несущих большуюнагрузку и работающих с низкимискоростями, целесообразно вводить всостав консистентной смазки высоковязкиемасла.

Взависимости от входящего в их состав загустителя различают:

1. Мыльныесмазки, для получения которых в качествезагустителя применяют соли высшихкарбоновых кислот (мыла). В зависимостиот аниона мыла, смазки одного и того жекатиона разделяют на обычные и комплексные(кальциевые, литиевые, бариевые,алюминиевые и натриевые).

Вотдельную группу выделяют смазки насмешанных мылах, в которых в качествезагустителя используют смесь мыл(литиево-кальциевые, натриево- кальциевыеи др., первым указан катион мыла, долякоторого в загустителе большая). Мыльныесмазки в зависимости от применяемогодля их получения жирового сырья называютусловно синтетическими (анион мыла –радикал синтетических жирных кислот)или жировыми (анион мыла – радикалприродных жирных кислот). Кальциевыесмазки называются солидолами (ксолидолам относится также графитнаясмазка УСА ).Это наиболее распространенные пока унас в стране смазки благодаря своейдешевизне и удовлетворительнымэксплуатационным характеристикам. Принагревании примерно до 80 °С солидолынеобратимо распадаются, и это делаетневозможным их применение в таких узлахавтомобиля, как, например, ступицыпередних колес, подшипники водяногонасоса, распределитель зажигания.

Комплексныекальциевые смазки посравнению с солидолами термическистабильны, обладают высокимипротивозадирными свойствами, но склоннык термоупрочнению и гигроскопичны(хранить их надо в герметичной таре).

Кэтим смазкам относятся униолы.

Натриевыеи натриево-кальциевые смазки ( смазка1-13, жировые консталины ), обязаны своему распространению довольновысокой температуре плавления. Однакообласть их применения ограничена, таккак они неводостойки – растворяются вводе, хорошо смываются водой с поверхностейи т. д.

Посовременным меркам перечисленные смазкиявляются устаревшими, их производствопостепенно прекращается. Все большеераспространение во всем мире благодарясвоим ценным эксплуатационным качествамполучают литиевыеи комплексные литиевые смазки ( литолы,ШРУСы, фиолы, северолы, ЦИАТИМ идр.). Комплексные литиевые смазки, вотличии от литиевых, работоспособны вболее широком интервале температур иприменяются в оборудовании текстильной,станкостроительной, автомобильной идр. отраслях промышленности.

Бариевыесмазки ( ШРБ )несколько уступают литиевым потемпературным характеристикам, нопревосходят их по водостойкости.

Прогрессивнымтипом смазок, которые находят применениеза рубежом, являются комплексные алюминиевыесмазки. Их стоимость не превышает стоимостисолидолов, в то же время они имеют высокуюмеханическую и физико-химическуюстабильность, высокую адгезию и оченьвысокую водостойкость. Недостаткомявляется низкая термостойкость(работоспособность при температуре до70°С). Они применяются в основном в грубыхмеханизмах, работающих в морской воде,а также в резьбовых соединениях.

Неорганическиесмазки, для получения которых в качествезагустителя используют термостабильныес хорошо развитой удельной поверхностьювысокодисперсные неорганическиевещества. К ним относят силикагелевые, бентонитовые,графитные, асбестовые и другие смазки.

Органическиесмазки, для получения которых используюттермостабильные, высокодисперсныеорганические вещества. К ним относят полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и другие смазки. Новое поколениеполиуреатных смазок, приготовленныхна нефтяных и синтетических углеводородныхмаслах, имея верхнюю температуруприменения 220°С, по этому показателювплотную приблизились к высокотемпературнымтефлоновым смазкам на основеперфторполиэфиров, выгодно отличаясьот последних значительно меньшейстоимостью.

Углеводородныесмазки, для получения которых в качествезагустителей используют высокоплавкиеуглеводороды. В основном это консервационныеи канатные смазки.

Пообласти применения, смазки подразделяются на:

    Антифрикционные (снижение износа и трения сопряженных деталей);

    Смазки узкоспециализированные (отраслевые);

    Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации). В свою очередь они подразделяются на смазкиобщего назначенияи канатные смазки (предотвращение износа и коррозии стальных канатов);

    Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем).

Самаябольшая группа смазок по областиприменения – антифрикционныесмазки. Эта группа смазок в свою очередь включает:

- Смазкиобщего назначения (СолидолС, Солидол Ж, Графитин, Графитная Ж).Солидолы как наиболее дешевые смазкидо недавнего времени были наиболеевостребованы. В последнее время наметиласьтенденция к сокращению выпуска солидолов.Это связано с заменой солидолов намногоцелевые смазки.

- Смазкиобщего назначения для повышенныхтемператур (наиболеераспространенная марка в этой подгруппесмазок – смазка 1-13, Консталин).

- Многоцелевыесмазки (наиболеераспространенные – Литол-24, Фиол-2).

- Термостойкиесмазки (Циатим-221,Циатим-221с, Униол-2М/1, ВНИИНП- 207, ВНИИНП-210,ВНИИНП-214, ВНИИНП-219, ВНИИНП-231, ВНИИНП-233,ВНИИНП-235, ВНИИНП-246, ВНИИНП-247, Графитол,Аэрол, Силикол, Полимол, Маспол, БНЗ-4,БНЗ-5, ПФМС-4С).

- Морозостойкиесмазки (Циатим-203,Снарядная ВС, ГОИ-54п, Лита, Зимол).

- Химическистойкие смазки (Циатим-205,ВНИИНП-279, ВНИИНП-280, ВНИИНП-282, ВНИИНП-283,ВНИИНП-294, ВНИИНП-295, ВНИИНП-298, Криогель,№8, Фторуглеродная 10 ОКФ, Фторуглеродная3 Ф, Фторуглеродная КСТ).

- Приборныесмазки (Циатим-201,Циатим-202, ОКБ-127-7, ОКБ-122-7- 5, АЦ-1, АЦ-3,Дельта-I, Дельта-III, СОТ, ВНИИНП-223,ВНИИНП-228, ВНИИНП-257, ВНИИНП-258, ВНИИНП-260,ВНИИНП-270, ВНИИНП-271, ВНИИНП-274, ВНИИНП-286,ВНИИНП-293, ВНИИНП-299, Орион).

- Полужидкиесмазки (Циатим-208,Шахтол, Шахтол-К, СТП-Л, СТП-3, ОЗП-1,Трансол-100, Трансол-200, Трансол-300,Трансол-РОМ, Редуктол, Редуктол М, СКП-М,ЛЗ-ПЖЛ-00). - Приработочныепасты (Лимол,ВНИИНП-225, ВНИИНП-232).

К узкоспециализированнымсмазкам относятся:

    - Смазки для электрических машин (ЛДС-1, ЛДС-3, ВНИИНП-242, ЭШ- 176, СВЭМ).

    - Автомобильные смазки (самые распространенные из них – ШРУС-4, Фиол-2, а также Литин-2, Литол-459/5, АМ карданная, ЛСЦ-15, ШРБ-4, № 58, ЛЗ-31, КСБ, ДТ-1, Дисперсол-1, МЗ-10).

    - Железнодорожные смазки (ЛЗ-ЦНИИ (У), Кулисная ЖК, ЦНИИ-КЗ, ЖТ-72, ЖТ-79Л, ЖА, ЖР, ЖД, Контактная, Буксол, Касетол).

    - Морские смазки (АМС-1, АМС-3, МС-70, МУС-3А, МЗ).

    - Авиационные смазки (Эра, ВНИИНП-254, ВНИИНП-261, ВНИИНП-281, Свинцоль-01, Свинцоль-02, СТ (НК-50), № 9).

    - Индустриальные смазки (Униол-2М/2, ИП-1, ЛКС-2, ЛКС- металлургическая, Прессол-М, КСБ, ЛС-1П, Старт, Сиол, ВНИИНП-273, Ротационная ИР, Термолита и другие).

    - Буровые смазки (Долотол Н, Долотол АУ, Долотол НУ, Геол-1, Пластол).

    - Электроконтактные (ВНИИП-248, ВНИИП-502, Паста 164-39, Электра-1).

консервационныхсмазок общегоназначения являетсясмазка пушечная, среди канатных смазок– Торсиол-35Б.

Наиболеераспространенной маркой среди уплотнительныхсмазок являетсямарка Арматол-238. В группу уплотнительныхсмазок входят также смазки следующихмарок: Р-2, Р-113, Р-402, Р-416, ВНИИП-263, ВНИИП-291, ВНИИП-292, ВНИИП-300, Вакуумная, Кранол,Резьбол ОМ-2, ЛЗ-162у и др.

Отметим,что обилие наименований отечественныхсмазок (по различым оценкам несколькотысяч наименований) связано с тем, чтовбывшем СССРдо 1979г. наименования смазокустанавливали произвольно. В результатеодни смазки получили словесное название(Солидол-С), другие – номер (№158), третьи– обозначение создавшего их учреждения(ЦИАТИМ-201, ВНИИНП-242). В 1979 г. был введенГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее времяв Украине и в России), согласно которомунаименование смазки должно состоятьиз одного слова и цифры. Сейчас в Украинеобязательным требованием к производителямсмазок является выпуск продукции всоответствии с Государственнымиотраслевыми стандартами (ГОСТ), либо всоответствии с Техническими Условиями(ТУ).

Зарубежом фирмы-производители вводятнаименование смазок произвольно из-заотсутствия единой для всех классификациипо эксплуатационным показателям (заисключением классификации по консистенции),что также привело к появлению огромногоассортимента пластичных смазок.

Основнымипоказателями, характеризующими эксплуатационныесвойства смазок являются:

консистенциясмазки (согласноклассификации NLGI– NationalLubricatingGreaseInstitute– Национальный институт смазок США,смазки делятся на несколько групп,обозначаемых цифрами от 0 до 6);

    температура каплепадения;

    рабочий диапазон температур;

    механическая стабильность;

    водостойкость, и др.

Совместимостьсмазки с другими смазками чащевсего определяется типом базового маслаи загустителя, входящего в состав смазок.

Составнекоторых смазок, выпускаемых предприятиямии применяемых в различных отрасляхпромышленности, представлен в таблице9.1.

Процесспроизводства пластичных смазок – этосложный физико-химический процессполучения высокостабильных гелей сзаданными свойствами. Поэтому технологиясмазок гораздо сложнее, чем топлив илимасел. Даже на предприятиях с большимпроизводственным опытом процентнеудачных варокдолгое времябыл оченьвысок, и это считалось в порядке вещей

При отсутствии смазки грязь и вода делают своё незаметное дело: появляются следы ржавчины, стираются рабочие поверхности деталей, разрушаются заклинившие элементы. Чтобы велосипед не отказал в дороге, нужно смазывать все его рабочие узлы в гараже. Велосипедные смазки, закрывая металлические поверхности от воздуха, препятствуют образованию ржавчины. Слой смазочного материала, нанесённый на соприкасающиеся поверхности, значительно снижает износ деталей и потери на трение между ними.

Чем смазать конкретную деталь велосипеда?

Недостатка смазок для велосипедов, как и для других машин, нет. Все существующие смазочные материалы можно разделить на несколько типов.

  1. Консистентные. Долговечные, переносят значительные низкие и высокие температуры. Но их трудно наносить, сложно убрать излишки. На них прилипает много пыли и грязи.
  2. Жидкие. Удобно наносить с помощью шприца или маслёнки, можно залить в собранные узлы. Остатки легко вытереть. Минусы: они стекают с покрываемых деталей, меняют вязкость при изменении температуры.
  3. Двухкомпонентные. В виде жидкости можно точно нанести, в состоянии аэрозоля проникают в закрытые места смазываемого узла. Минусы: аэрозольное масло распыляется мимо покрываемой части, после смазывания нужно ждать пока высохнет растворитель.

Консистентные (густые) смазки

Продаются в банках и тюбиках. Данный вид смазок относится к пластичным веществам. Густая смазка для велосипедов применяется в механизмах с медленным вращением. Именно ней надо обрабатывать подшипники во всех узлах велосипеда, резьбовые соединения, втулки рычагов. Густые масла применяются при консервации цепи для длительного её хранения.

Как выбрать определенное густое масло, рассмотрим более детально.

Литиевые масла

Смазки, содержащие литий, обычно имеют желтый или красный цвет. Соединения лития в смазочном масле необходимы для увеличения скольжения и расширения диапазона температур, при которых масло сохраняет рабочие свойства. Литиевые масла работают при температурах от -50°C до +180°C. Примерами смазок с литием могут служить отечественные ЛИТОЛ, ЦИАТИМ, ФИОЛ, ШРУС. Они смываются водой, но долго – в течение года.

Высокую адгезию имеет отечественная смазка №158, она практически не смывается водой. У неё отличительный голубой цвет. Такой цвет придаёт пигмент - фталоцианин меди, который является загустителем и антиокислительной присадкой одновременно. При работе это масло вычищает до блеска чашки, конусы, шарики подшипников. Имеет температурный диапазон от -40°C до +120°C. При отсутствии смазки №158, можно смазать втулки рычагов задней подвески, узел каретки, шарикоподшипники вилки другими густыми маслами.

Импортная смазка Lithium Grease английской фирмы Weldtite Products кроме лития, содержит тефлон.

У литиевых смазок есть общий недостаток – они химически взаимодействуют с алюминием. Их общее преимущество – более низкая цена, в сравнении с другими типами смазок.

Кальциевые масла

Масла на основе соединения кальция чаще всего имеют желтый или зеленый цвет. Такие смазки отлично сцепляются с металлическими деталями, поэтому они долго смываются водой. Примерами смазок с кальцием являются отечественные Солидол, Униол. Их нужно применять для подшипников колёс, шарикоподшипников педалей, тормозных ручек и других узлов велосипеда, на которые часто попадает вода.

Вот только, ни в коем случае нельзя смазывать солидолом и другими густыми веществами втулку с тормозным механизмом. Если втулочные тормоза, по неопытности велосипедиста, были смазаны густой смазкой, их необходимо промыть керосином и закапать жидким маслом.

Кальциевыми смазками можно покрывать все металлы, для защиты от коррозии, так как химическая активность кальция очень низкая, в сравнении с литием.

Недостатком кальциевых смазок является узкий, по сравнению с литиевыми, диапазон температур при котором они сберегают свои свойства – от -30°C до +50°C.

Графитовые смазки

Графитовая пудра сама по себе является антифрикционным веществом. После того, как связывающее ее масло высохнет, или выгорит, она останется на поверхности смазанной детали. Оставшийся тонкий слой графита обеспечит хорошее скольжение двух соприкасающихся частей, даже тех, которые находятся под большой нагрузкой. Примером графитовой смазки может служить отечественное масло УССА.

Графитовые масла подходят для нанесения на резьбовые соединения и втулки рычагов задней подвески. Было время, когда велолюбители применяли графитку для проварки в ней цепи. Это была трудоемкая и долгая работа, при которой нужно следить, чтобы масло не кипело и, как следствие, не разрушалось. При наличиибольшого выборадвухкомпонентных смазок, нет необходимости варить цепь в графитовой или другой густой смазке.

Недостаток графитовой смазки в том, что она сильно пачкает всё, с чем соприкасается.

Технический вазелин

В отличие от медицинского и косметического, технический вазелин подвергается наименьшей очистке. Он не прозрачный, а его цвет может варьироваться от жёлтоватого до темно-коричневого. Технический вазелин лучше других смазок закрывает металлические детали от воздуха и воды, поэтому он замечательно защищает их от коррозии. Вазелин отлично смазывает все тросы велосипеда и долго держится на них.

В состав борного вазелина входят свободные кислоты, которые могут разрушать хромированные поверхности подшипников и ног.

Жидкие масла

Реализуются в бочках на разлив или в маленьких канистрах и флаконах-масленках. Жидкая смазка для велосипеда может иметь различную степень вязкости. Примерами смазок с различной текучестью являются индустриальное, веретенное, автомобильное масло. Автомобильным жидким маслом можно смазывать оси вращения тормозных рычагов, тормозные ручки, переключатели скоростей, шарикоподшипники трещоток. Оно годится для втулок велосипеда: вовнутрь них достаточно раз в месяц влить 2-3 капли автомобильного масла для обновления смазки. Но следует избегать чрезмерной заливки, поскольку вытекающее из узлов велосипеда масло образует с пылью липкую грязь. Попавшее на покрышки масло разрушает резину.

Менее вязкое, индустриальное или веретенное масло заливают в вилку велосипеда, как рабочую жидкость масляного амортизатора, или смазывают им ноги вилки.

Жидким маслом можно покрывать тросы, но оно плохо удерживается на открытых поверхностях, поэтому потребуется часто его наносить. Жидкую смазку следует обновлять 1-2 раза за месяц или каждый раз после того, как велосипед побывает под дождём.

Двухкомпонентные смазки

Поставляются в аэрозольных баллончиках и флаконах-масленках. Двухкомпонентная смазка состоит из густого масла и растворителя, который разжижает масло. Такая комбинированная велосмазка имеет текучесть как у воды и легко затекает вовнутрь собранных элементов. После нанесения растворитель испаряется, и внутри остается только густое масло. Поэтому ей удобно смазывать цепь, втулки колесиков натяжения цепи, оси переключателей, опоры тормозных рычагов и другие закрытые узлы велосипеда.

Масляная пленка, которая остается после распыления из баллончика, трудно смывается водой, поэтому двухкомпонентные смазки можно наносить на поверхности велосипеда для защиты его при зимнем катании или долгом хранении.

Силиконовая смазка

Масла на основе силикона можно купить в виде спрея, жидкости или пластичной смазки. Такое разнообразие необходимо для удобства нанесения. Несмотря на различие в исполнении, все они состоят из кислородсодержащего кремнийорганического соединения и растворителя. Силиконовое масло, в отличие от минеральных или эфирных масел, не разрушает резиновые детали.

Также силиконовые смазки отличаются высокой сопротивляемостью к налипанию пыли, поэтому они незаменимы для обработки резиновых уплотнителей.

Тефлоновая смазка

Данный вид смазки имеет самый высокий показатель сопротивления к истиранию. Находясь между двумя подвижными частями, она долго не вырабатывается при большом давлении. Поэтому тефлоновое масло – лучшая смазка для цепи.

В состав тефлоного масла, кроме растворителя, также входят антистатические компоненты отталкивающие пыль.

Восковая смазка

В отличие от смазки на основе тефлона, создает более толстый воскоподобный синтетический слой масла снаружи, который реже потребуется обновлять. По своей способности задерживаться на деталях при увеличенном давлении уступает тефлоновой.

Перед повторным нанесением восковой смазки потребуется очистка поверхности от старого масла.

Проникающие масла

WD-40 и её аналоги

Продаются в аэрозольных баллончиках. Они отлично размягчают ржавчину, разжижают высохшую смазку и вытесняют воду. Аналогами импортного WD-40 являются AnyWay и отечественное средство УНИСМА. На самом деле эти жидкости не являются смазками. В их состав входит уайт-спирит, связующие вещества и лишь немного керосина, в качестве смазки. Их главным действующим компонентом является именно растворитель, а не масло.

Правильно использовать WD-40 и подобные жидкости только для отворачивания заржавевших резьбовых соединений и удаления старой высохшей смазки, а не для смазывания узлов велосипеда.

Смазка Nanoprotech

Смазка Nanoprotech также относится к проникающим смазочным веществам, но в ней применяется минеральное масло в качестве основы. Поэтому с её помощью можно не только очищать детали и откручивать заржавевшие болты и гайки, но и смазывать ненагруженные трущиеся детали. Хотя лучше всего ею пользоваться при разборке велосипеда и его консервации.

Смазочные вещества не должны содержать твердых примесей, свободных кислот и воды, поэтому хранить их нужно в чистой посуде с плотно закрывающейся крышкой.

Теперь базовые знания относительно велосипедных смазок у вас есть. Остается лишь применить их на практике.

Системы смазывания:

  1. Закладная смазка в корпус подшипника.
  2. Периодическое смазывание при помощи шприца.
  3. Смазывание при помощи ручных станций.
  4. Централизованные системы смазывания.

Условия заполнения подшипника пластичной смазкой:

  1. Правильное количество смазки.
  2. Правильный способ закладки.
  3. Правильный сорт и качество смазки.
  4. Правильные интервалы повторного смазывания.

Ограничения при работе смазочных систем:

  1. Как долго смазка сохраняет работоспособность.
  2. Как заменять отработанную смазку.

Расчёт основных параметров систем пластичной смазки

Оптимальные условия подачи смазочного вещества, его количество и периодичность подачи определяют при эксплуатации путём подбора. Для ориентировочного расчёта потребности в смазке на металлургических заводах используют формулу:

q = 11 × К 1 × К 2 × К 3 × К 4 × К 5 см 3 /м 2 ×ч),

где q – количество смазки (см 3), которое следует подавать ежечасно на 1 м 2 трущейся поверхности узла трения; 11 – минимальная норма расхода смазки для подшипников диаметром до 100 мм при частоте вращения, не превышающей 100 об./мин.; К 1 – коэффициент, учитывающий зависимость расхода смазки от диаметра подшипника: К 1 = 1 + 4 × (d – 100) × 10 –3 – подшипники скольжения, К 1 = 1 + (d – 100) × 10 –3 – подшипники качения; К 2 – коэффициент, учитывающий зависимость расхода смазки от частоты вращения подшипника К 2 = 1 + 4 × (n – 100) × 10 –3; К 3 – коэффициент, учитывающий качество трущихся поверхностей на норму расхода смазки (прихорошем качестве(суммарная площадь повреждений не превышает 5%) К 3 = 1, при удовлетворительном К 3 = 1,3; К 4 – коэффициент, учитывающий рабочую температуру подшипника (при температуре ниже 75 °С К 4 = 1, при рабочей температуре 75…150 °С К 4 = 1,2 ); К 5 – коэффициент, учитывающий нагруженность подшипника (при номинальной нагрузке К 5 = 1, при превышении проектного значения К 5 = 1,1 ).

Производительность дозирующего питателя рассчитывают по формуле:

V n = q × F × Т,

где V n – требуемый объём смазки, который должен подать питатель за один ход плунжера, см 3, при заданном режиме смазывания (периоде между двумя последовательными подачами) Т, ч; F – площадь трущейся поверхности подшипника ( D × B ), м 2.

Иногда появляется необходимость увеличения или уменьшения расчётной величины производительности дозирующего питателя. В большинстве случаев такое несовпадение зависит от причин, которые в расчёте учесть невозможно:

  • неудачная конструкция уплотнений;
  • большое количество воды;
  • попадающей на узел трения и вымывающей смазку;
  • неудачное расположение смазочных канавок;
  • сорт смазки, не соответствующий температурным и нагрузочным условиям работы узла.

Эти причины вызывают увеличение, по сравнению с расчётным, типоразмера питателя. Наоборот, меньшая скорость работы машины, более лёгкий режим, хорошо работающее уплотнение ведут к уменьшению запроектированного типоразмера питателя.

Определение количества смазки

Необходимые и достаточные дозы пластичной смазки, расходуемые на первоначальное заполнение корпуса подшипника и на периодическое пополнение, регламентируются данными, приведенными в. Объём смазки должен занимать 40…60%свободного пространствакорпуса подшипника. В корпусе подшипника должно быть свободное пространство для выдавливания смазочного материала. Если машина работает без повышенных вибраций, этот объём можно увеличить до 80% при условии применения литиевых смазок. Если машина работает с большими вибрациями, то максимальный объём смазки – 60% свободного пространства подшипника.

Таблица 5.3 – Количество смазки на единовременное заполнение корпуса подшипника и для периодического добавления
Количество смазки, г, необходимое для единовременного заполнения корпуса подшипника качения для
фланцев прижимныхкрышек с уплотняющим войлочным кольцомразъёмных фланцев корпуса
мелкихглубоких
при использовании подшипников серии
200300400200300400200300400200300400
17528042526342063731550376568510901660
19931048629946573035855787577512101895
22436252533654378840365094587514102050
27945566341868310005859551395117019102790
318532817476795122566711201720137022303430
360615987540922148075512902070147025804150
42970411006451055165090014752350180029604630
Диаметр внутренний, ммЕдиновременный расход смазки для периодического добавления при использовании подшипников серии
200300400500600
902,44,16,13,26,0
952,74,56,13,96,7
1003,15,17,34,17,8
1103,86,09,15,39,6
1204,37,211,26,711,2
1304,68,113,37,413,0
1405,39,314,88,515,0

Объём пластичной смазки (см 3) для заправки в подшипниковый узел:

V = f × B × D 0 / 1000,

где D 0 – средний диаметр подшипника, см; В – ширина радиального подшипника или высота упорного подшипника, см; f – коэффициент заполнения, зависящий от внутреннего диаметра подшипника d:

d, мм<4040…100100…130130…160160…200200
f0,51,01,52,03,04,0

Для подшипников качения с d ВН 140 мм количество смазки для заполнения корпуса подсчитывают по формуле:

Q з = 0,001 × B × (D 2 – d 2),

где Q з – количество смазки, необходимое для заполнения корпуса, г; В – ширина подшипника, мм; D – наружный диаметр подшипника, мм; d – внутренний диаметр подшипника, мм.

Количество смазки для периодического добавления через время h, ч:

Q = 0,005 × D × B г.

Периодичность смазывания

При нормальных условиях эксплуатации полную перезарядку подшипников осуществляют через 4…6 месяцев работы, при тяжёлых условиях эксплуатации – через 2…3 месяца. Повышение температуры на 15 °С требует подачи смазки вдвое чаще.

Время h (ч) между очередными добавлениями порций пластичной смазки при нормальных условиях эксплуатации (при отсутствии утечек, нормальной температуре узла, надлежащем качестве смазки), в зависимости от диаметра d отверстия подшипника и частоты вращения n, может быть ориентировочно определено по графикам ().

Стационарные корпуса и точки смазывания

Если установлен двухрядный подшипник и есть отверстие для смазки, то смазочный материал следует подавать в подшипник по центру. Необходимо предусмотреть отверстие для выхода отработанного смазочного материала.

Централизованные системы пластичной смазки

По принципу работы централизованные автоматические системы смазки делят на два типа: петлевые системы и конечные системы.

Петлевые системы целесообразно применять в тех случаях, когда смазываемые машины расположены близко одна от другой или требуется обслуживать отдельную машину, нуждающуюся в частой подаче смазки, при необходимости на ответвлениях от главной магистрали устанавливать вентили для отключения от смазочной системы механизмов, требующих более редкой подачи смазки, чем основные группы оборудования.

Конечные системы наиболее целесообразно применять при линейном расположении смазываемых агрегатов и механизмов на участках большой длины.

Петлевые системы

  1. Смазочная станция.
  2. Резервуар.
  3. Заправочный насос.
  4. Заправочный клапан.
  5. Электродвигатель и плунжерный насос.
  6. Командный прибор, включающий станцию через заданные интервалы времени.
  7. Самопишущий манометр.
  8. Сигнальная лампа.
  9. Сирена – включается при слишком длительной работе или несвоевременном пуске станции.
  10. Клапан давления, соединённый с конечным выключателем, установлен в конце наиболее длинного ответвления магистрали.
  11. Питатели.
  12. Магистральные трубопроводы.
  13. Трубопроводы, подающие смазки к узлам трения.
  14. Распределитель с электрическим управлением.
  15. Сетчатые фильтры.
  16. Электромагниты распределителя.
  17. Линейные распределители с электрическим управлением – для периодического отключения от системы группы точек, которые не требуют подачи смазки при каждом цикле работы станции.

Системы конечного типа применяют для смазки оборудования, расположенного линейно на участках большой протяжённости, что характерно для металлургического оборудования. В конечных системах более простая разводка труб главной магистрали, так как не требуется вводить обратные линии, необходимые при петлевой системе.

Рисунок 5.6 – Конечная система централизованной смазки

Работа питателей

Работа питателей происходит следующим образом ():

  • положение I – смазка, поступающая под давлением по магистрали А, опускает золотник 2, открывая при этом верхний косой канал 4;
  • положение II – пройдя через канал 4, смазка заставляет опускаться поршень 3, при этом смазочный материал из пространства под поршнем выдавливается по каналу 5 к узлу трения;
  • положение III – смазка поступает по магистрали Б и золотник 2 перемещается вверх;
  • положение IV – пройдя через нижний косой канал, смазка заставляет поршень 3 подняться вверх, при этом смазочный материал из пространства над поршнем выдавливается по каналу 5 к узлу трения.

Рисунок 5.7 – Этапы работы питателей

Штоки-указатели 1 всех питателей должны всегда занимать одинаковое положение: быть либо приподнятыми, либо опущенными вниз до упора. Питатели, не сработавшие в течение трёх последовательных циклов нагнетания, подлежат ремонту или замене. Разработку и замену вышедших из строя питателей при подаче смазки автоматической станцией проводить только после переключения станции на ручное управление.

Эксплуатация централизованных систем густой смазки

  1. Необходимо исключить возможность попадания в систему грязи, песка, воды, воздуха.
  2. Используемая смазка должна быть однотипной, однородной – без комков и посторонних включений.
  3. Запрещается заполнять резервуар ручной станции через верх со снятой крышкой.
  4. Исключить утечки смазки через питатели и трубопроводы.
  5. При замене труб новая труба должна быть протравлена или обработана пескоструйной машиной, промыта и наполнена смазкой.
  6. Запорные приспособления, установленные на маслопроводе возле станций, должны быть открыты при работе.
  7. Необходимо соблюдать сроки заполнения резервуара смазкой, не допускать их опорожнение.
  8. Один раз в сутки менять диаграмму на самопишущем манометре. Результаты предыдущих суток необходимо проанализировать.
  9. Не допускать возможности попадания смазки в механизм самопишущего манометра.
  10. Регулярно проверять показания манометров на контрольных точках.
  11. Один раз в смену проверять работу питателя.

Эксплуатация ручных станций

  1. При нагнетании рукоятка не доводится до крайнего положения, с постоянным контролем давления.
  2. Не оставлять систему под давлением. Рукоятка станции должна быть в вертикальном положении.
  3. Предохранять станцию от загрязнения и от воздействия влаги.
  4. Желательно все питатели, смазываемые точки и отводы пронумеровать однотипно.

Типичные случаи неполадок питателей

  1. Повреждён корпус ограничителя. Заменить, если можно – восстановить.
  2. Погнут шток линейного питателя. Заменить шток либо ограничитель.
  3. Питатель срабатывает только вверх. У золотника очень длинный нижний хвостовик.
  4. При нормальном давлении питатель пропускает смазку свыше положенной нормы. Либо нет золотника, либо золотник изношен.
<
Добавить комментарий