Чикуров лицо. Остеопатическая косметология

Чикуров лицо. Остеопатическая косметология

это инновационный метод устранения эстетических дефектов. В его основе применение мягких мануальных и остеопатических техник в сочетании с массажем и лимфодренажем. Такая комбинация позволяет быстро, безболезненно и не травматически достигать высоких результатов в коррекции любого эстетического дефекта.

С точки зрения остеопатии, человек здоров, если кровоснабжение и нервная регуляция организма сбалансированы. Эстетические проблемы тела (лимфостаз, целлюлит и др.) являются проявлением дисбаланса, причина которого в нарушении кровообращения, лимфотока, иннервации.

Лимфостаз (отек) нижних конечностей формируется в следствии ухудшения движения лимфы по сосудам. Сами же лимфатические сосуды не имеют прочной стенки, и отток тканевой жидкости по ним зависит от тонуса окружающих тканей, через которые проходят эти сосуды. Все магистральные лимфатические сосуды находятся в глубоких слоях тканей (мышц, фасций) и их тонус может быть настолько выражен, что полностью или частично прекращает отток лимфы из нижележащих тканей. Эти напряжения в тканях как следствие появляются в области (возможны и другие варианты) каких-то текущих или вылеченных много лет назад патологических процессов во внутренних органах. Причина лимфостаза нижних конечностей может находиться выше в тканях малого таза, почечной фасции, или при спазме ножек диафрагмы, при спаечном процессе в малом тазу после перенесенных операций или после воспалительных процессов, при опускании тазовой диафрагмы из-за слабости мышц - в результатевнутренние органыопускаются и передавливают лимфатические сосуды.

Также нарушению оттока может способствовать: малоподвижный образ жизни (мышцы, сокращаясь, играют роль насоса), гиперподвижность, провоцирующая повышение мышечного тонуса (спортивные тренировки, фитнес), проблемы с пищеварением (задержка пищи в кишечнике, увеличение внутрибрюшного давления, слабость мышц живота), злоупотребление высокими каблуками (приводит к изменениям в осанке, увеличению поясничного изгиба, увеличению внутрибрюшного давления), недостаточное потребление воды (увеличивает вязкость лимфы), травматические и воспалительные процессы в коже и подкожно-жировой клетчатке, хроническая венозная недостаточность, сердечные и почечные патологии, недостаточность белка (гипопротеинемия).

Прогресирование лимфостаза провоцирует дальнейшее образование целлюлита. Теперь рассмотрим физиологические механизмы его образования с 1 по 4 стадию:

  1. Первая стадия:
  • Замедление скорости тока лимфы по сосудам
  • Накопление лимфы в межклеточном пространстве (внутритканевой отек)
  • Увеличение внутритканевого давления
  • Под действием давления жировые клетки тоже накапливают воду, увеличиваясь в размерах и приобретая твердую консистенцию
  • Вторая стадия:
    • Повышение сопротивления дальнейшему росту давления в тканях за счет сокращения стенок венозных сосудов
    • Сдавление венозных сосудов и вовлечение их в патологический процесс
    • Увеличение проницаемости венозных сосудов, вследствие чего кровяные клетки попадают в межклеточное пространство
    • Снижение обменных процессов
  • Третья стадия:
    • Накопление токсических продуктов обмена
    • Утолщение стенок жировых клеток вследствии оседания продуктов обмена
    • Уплотнение коллагеновых и фибриновых волокон, находящихся между жировыми клетками
    • Потеря тканями эластичности, их огрубение
  • Четвёртая стадия:
    • Вовлечение артериальных сосудов: дальнейшее их сдавление, ухудшение кровообращения в тканях, появление поверхностной сосудистой сетки, синяков
    • Увеличение тканевой чувствительности к разного рода раздражителям, появление болезненности
    • Изменение цвета тканей (появление бледного и синюшного оттенка) как следствие кислородного голодания
    • Дальнейшее прогрессирование увеличения подкожно-жировой клетчатки, усиление рельефности, неоднородности.

    Помимо названных причин, провоцировать появление эстетических дефектов (отека, фиброза, напряжения тканей и т.д.) могут нейроэндокринные нарушения у женщин (в основном за счет изменения циклического характера и баланса эстрогенов и прогестеронов), например, при беременности, нарушении менструального цикла, во время климактерического периода.

    Более глубокое понимание патофизиологических механизмов образования эстетических дефектов стало причиной формирования нового метода – эстетического мануального моделирования тела.

    У многих людей сложилось ошибочное представление о «правильных» техниках моделирования фигуры, например, о том, что чем жестче выполнен антицеллюлитный массаж, тем он эффективнее. На самом деле все не так, ибо главное - не столько жесткость и сила, сколько умение прислушиваться к тканям пациента (чувствовать их внутренне напряжение, движение внутритканевой жидкости, уменьшение объёмов) и понимание механизмов воздействия на них.

    Мы уже объяснили, почему при целлюлите создается сильное внутритканевое давление. Тем не менее многие «специалисты» вместо снятия напряжения, сразу же пытаются использовать жесткие растирающие и разминающие техники. Следствием такого непрофессионального подхода будет низкая эффективность – оставшаяся отечность, внутритканевое давление, боль, синяки, сосудистые звездочки.

    Начав лечение с устранения и нахождения первопричины, восстановления мышечно-фасциального баланса в теле, устранения внутритканевого напряжения в поврежденных тканях и в дальнейшем комбинировании лимфодренажных и массажных техник, можно существенно повысить эффективность процедур эстетического моделирования тела.

    Объёмы практически после первого сеанса уменьшаются на несколько сантиметров, уменьшается рельефность тканей даже в самых трудно поддающихся областях тела (там, где никакой обычный массаж уже не был эффективен), Кожа становится гладкой, эластичной, наполненной жизненных сил.

    Поэтапный план эстетического моделирования тела:

    • Глобальная диагностика тканевых нарушений в теле с последующим восстановлением баланса.
    • Локальная остеопатическая работа с тканями в местах с эстетическими дефектами (техники направленные на освобождение тканей от чрезмерного напряжения, сепарационные техники, сосудистые техники).
    • Остеопатический лимфодренаж.
    • Контурирующий антицеллюлитный массаж (после снятия лимфостаза, болезненности, размягчения тканей). С этой целью применяем активные массажные приемы разминания, вибрации, придания телу правильных контуров, разрушения утолщенных коллагеновых волокон.
    • Все остеопатические, лимфодренажные и массажные техники при необходимости комбинируются. В зависимости от конкретной проблемы акцент делается либо на остеопатическом корректировании, либо на лимфодренаже.

    Для записи на профессиональный массаж звоните по номеру:

    У наших читателей может возникнуть естественный вопрос: «Что такого нового и необычного может привнести Остеопатия в богатый арсенал средств и методов современной косметологии?»

    До недавнего времени считалось, что различные массажные техники, аппаратная косметология и наружные косметические средства являются незыблемой триадой инструментов для косметологической терапии и эстетической коррекции тела и лица.

    Однако впоследние годыпоявились принципиально новые мануальные техники эстетической коррекции тела и лица. Сюда можно отнести техники основанные на авангардных остеопатических, краниосакральных и биодинамических подходах с использованием методов структурной интеграции, биологического центрирования, и психодинамики. В дальнейшем, дабы не перегружать текст лишними терминами, объединим этот «букет» термином ОСТЕОПАТИЯ (или ОСТЕОПАТИЧЕСКИЙ подход)…:))

    Для коррекции возрастных изменений традиционно применяетсяпластическая хирургия, аппаратная косметология, инъекционные процедуры. При всех достоинствах этих методов, нельзя утверждать, что они идеально подходят каждому пациенту. У них есть целый ряд категорических противопоказаний, осложнений и серьезных последствий. С другой стороны, даже самые глубокие («глубинные»:))) виды косметологического массажа рассчитаны лишь намышечные ткани, и никогда – на костные, то есть они не могут гармонизировать взаимоположение и взаимодействие различных структур организма

    При Остеопатическом подходе специалист сосредоточивает свое внимание на таких показателях, влияющих на функционирование организма как: миофасциальные дисфункции (повышение или снижение тонуса мышц), нарушение артериального, венозного и лимфотока, изменение позиций и структуры как костей лицевого и мозгового черепа, так и других костных структур скелета, нарушения баланса нервной и эндокринных систем. Следствием именно этих факторов является деформация соединительно-тканных волокон, что приводит к образованию морщин и мимических масок.

    Говоря болеепростыми словами– ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ косметология – это ГЛУБИНА и КОМПЛЕКСНОСТЬ воздействия.

    Такое комплексное воздействие достигается благодаря тому, работа остеопата проводится на всех уровнях: внутрикостном – отрабатываются последствия ушибов и других травм головы, которые влияют на состояние всего организма, на наше настроение и поведение; невральном- отрабатываются тройничный, блуждающий илицевой нервы, оказывающие влияние на целостное состояние организма и на трофику тканей и тонус мышц лица.. сосудистом – отрабатываются сосуды головы, что позволяет улучшить не только кровообращение в тканях лица, но и в головном мозге, что сказывается на уменьшении уровня депрессии, уныния и т.п.; нейро-эндокринном – происходит гормональная регуляция жизненных функций организма, что расширяет возможности коррекции многих косметологических проблем, и позволяет получать выраженные и стойкие положительные эстетические и сомато-психические эффекты; лимфатическом – лимфодренаж улучшает циркуляцию лимфы и внутритканевой жидкости, улучшая обменные процессы в тканях; энергетическом – по лицу проходят энергетические меридианы, связанные с внутренними органами. Состояние кожи имышечный тонусв зоне прохождения меридиана отражает состояние внутреннего органа. Нормализация циркуляции энергии улучшает общее состояние организма, улучшает работу внутренних органов; психодинамические техники позволяют нормализовать ваше внутреннее состояние и вернуть все на свои места, в т.ч. и коррекцию состояний, которые описываются словами я вышла из себя, голова не на месте и т.д. мягкие мануальные техники позволяют сделать более эластичными фиброзированные мышцы, уменьшить морщины и складки на лице; интра-оральные остеопатические техники позволяют восстановить баланс жевательной мускулатуры и мышц рта, устранить внутрикостные напряжения в челюстях и зубах, последствия стоматологических вмешательств. Это позволяет восстановить симметрию лица, улучшить кровообращение в деснах и альвеолярных отростках, нормализовать работу слюнных желез.

    Вторая важная особенность Остеопатической косметологии – в своей работе специалисты используют только руки, а значит, они получают обратную реакцию организма и чувствуют все его желания, что невозможно для техник аппаратного массажа. Руки «слышат», как организм реагирует на их действия; они чувствуют, движение ткани тела, и знают, где требуется изменить темп или тип воздействия.

    Результатом применяемых техник является: 1. Естественный лифтинг кожи лица за счет нормализации тонуса тканей; 2. Коррекция посадки головы и шеи; 3. Коррекция опущения или асимметрии углов рта; 4. Коррекция овала лица; 5. Коррекция кожи и укрепление мышц шеи; 6. Устранение и профилактика второго подбородка; 7. Коррекция опущенной щеки (брыли); 8. Коррекция носогубной складки; 9. Коррекция послеоперационных швов и рубцов (изменение цвета, размера, плотности и рельефа и т.п.); 10. Уменьшение отечности вокруг глаз, укрепление круговой мышцы глаза; 11. Улучшение настроения и качества жизни после коррекции всех вышеперечисленных проблемвнешнего вида:)).

    Во время проведения сеанса Пациент находится в состоянии восстановительного покоя, запускаются естественные восстановительные силы организма. Здесь срабатывает Принцип ГОЛОГРАФИЧНОСТИ – на работу с лицом откликается почти все тело, часто удается устранить рецидивирующие боли в разных регионах тела, причины которых ранее выявить не удавалось.

    Таким образом, в процессе Остепатического сеанса Клиент получает одновременно, и сеанс психотерапии, и косметологическую, и общеоздоровительную процедуру.

    В сочетании с косметологическим уходам (кремами, сыворотками, масками), восстановлением баланса микроэлементов в организме, получается СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ (усиливающее действие, существенно превосходящее действие каждого отдельного компонента в виде их простой суммы) эффект. Метод физиологичен, универсален и не имеет возрастных критериев.

    Эстетическое моделирование тела естественными методами (применяются перцептивные технологии и методы народных медицин мира) Перцептивная эстетика лица

    Красота больше не требует жертв

    Данная методика обеспечивает клиенту не только красоту, но и здоровье: поскольку все техники вышли из лечебных техник народных медицинразных странмира, они попутно разруливают различные проблемы опорно-двигательного и миофасциального аппаратов, а также психоэмоциональной компоненты. Ведь очень часто причиной изменения внешнего вида являются внутренние проблемы:

    • большой живот часто является результатом спазма диафрагмы, опущения тазового дна, неправильного положения таза, плохого лимфооттока от брыжейки кишечника, больной поясницы;
    • отечные, тяжелые ноги означают затрудненный отток крови и лимфы от малого таза, напряжение в артериях ног, фиброзные изменения в мембране между малой и большой берцовыми костями;
    • отечная грудная клетка, нависающие складки по бокам над бюстгальтером развиваются в результате напряжения органовгрудной клеткии крупных сосудов, вследствие чего напрягается мускулатура, затрудняется движение жидкостей;
    • обвисшая дряблая грудь — напряжение грудного апоневроза, дисбаланс мышц грудной клетки;
    • «холка», излишнее выпирание 7-ого шейного позвонка и отек вокруг — напряжение аорты;
    • обвисшие ягодицы — больная поясница, т.к. дряблаяягодичная мышцапри отведении ноги назад не включается в работу, зато включаются поясничные мышцы.

    Так что больное тело красивым не бывает, поэтому зачастую и оказываются напрасными и даже вредными все усилия в спортзале. Человек потеет-потеет, а живот все не уходит, зато неправильное положение таза, к примеру, закрепляется и может даже сильнее начать болеть поясница. И идет человек на липосакцию… или нет, вначале ест таблетки для похудения, потом колет курс липолитиков, но ведь корневая проблема не решена – а значит, живот сформируется снова + добавятся последствия вмешательств. Или локально пытаемся устранить холку, делаем массажи, «разбиваем соли» — немного уходит отек, но вскоре возвращается, т.к. спазм дуги аорты не устранили, и он тянет шею вперед, заставляя все сильнее выпирать седьмой шейный позвонок.

    Кроме того, человек – это не только тело, но и разум, психика, сознание. Причем эти вещи невозможно разделить: убери одну из них и человек тут же перестанет быть человеком. Соответственно и воздействие из внешней среды поступают на разные уровни человека, и его внешняя красота неразрывно связана с внутренним состоянием.

    Внешний вид человека определяют несколько важных факторов:

    1. Генетика – если все ваши предки отличались широкой костью, высоким ростом и богатырской статью, сложно ждать что вы окажетесь дюймовочкой 42 размера.
    2. Пол – пресловутый целлюлит и жировые отложения на животе и бедрах напрямую зависят от уровня эстрогенов, женских половых гормонов. Мужчины гораздо реже подвержены этим проблемам, за исключением случаев гормональных сбоев и любителей пива. Вот последних можно предостеречь: шишки хмеля, из которых варят пиво, содержат эстрогены. Делайте выводы!
    3. Образ жизни — потребление продуктов, содержащих гликозаминогликаны, твердые растительные жиры, отход ко сну глубоко за полночь, гиподинамия, стресс приводят к изменению нейрохимических реакций на клеточном уровне, задержке жидкости в организме, формированию отеков и лишнего веса.
    4. Состояние ума – часто мы не хотим быть собой, а хотим быть похожими на вымышленную картинку. Это защитная реакция на страх, страх, что мы не понравимся, нас не полюбят, если мы будем собой.И этот страх, глубоко запрятанный и вызывающий дальнейшие изменения нашей психики, также очень негативно влияет на нашу внешность. Кроме того, страх притягивает стресс, который запускает в нашем теле нейрогуморальные механизмы, вызывающие спазм сосудов, удержание жидкости, образование фиброза и целлюлита, изменение осанки и деформацию фигуры.

    На первые 2 факторы мы повлиять не сможем, нам придется учитывать эти особенности. Фактор под номером 3 должен находиться под контролем самого клиента, за него этот вопрос никто не решит. 4ый фактор нам предстоит решить вместе, хотя бы редуцировать его, ибо он будет очень мешать в достижении нашей цели – красоты тела.

    Техники, применяемые для Эстетического мануального моделирования тела, предусматривают воздействие на разные составляющие организма: кровеносные и лимфатические сосуды, внутренние органы (печень, кишечник), нервные сплетения, мышцы, фасции, подкожно жировую клетчатку, кожу и, конечно же, ум.

    Техники безболезненны, выполняются на массажном столе. В процессе работы клиент погружается в приятное расслабленное состояние и по окончанию процедуры многие люди отмечают, что они отдохнули и получили заряд бодрости, будто бы вернулись из отпуска.

    Эффекты ирезультаты:

    1. Уменьшается объем в проблемных зонах:
      • молочная железа и подмышечная зона (та самая, которая некрасиво свисает или выпирает над бюстгальтером);
      • контурируются руки, плечи, ноги, стопы;
      • появляется талия и сдувается живот;
      • уменьшается объем в районе бедер и ягодиц, сами ягодицы становятся более упругими, подтянутыми.

    По этому пункту стоит отметить, что в большинстве случаев первый результат заметен сразу после первого или второго сеанса, человек встает со стола, одевает свои джинсы и чувствует разницу. Чудо великое!!! 🙂 Но важно добиться стабильности от организма, чтоб он сохранял эффект в дальнейшем. Сколько он будет его сохранять – дело индивидуальное, зависит от причин, вызывающих изменения в теле, и насколько нам их удастся устранить.

    1. Контуры тела становятся более четкими, тело выглядит не оплывшим, а подтянутым, что особенно актуально в период отпусков и пляжного отдыха.
    2. Устраняется целлюлит — «апельсиновая корка», дряблость кожи, выравнивается рельеф тканей, они становятся гладкими, шелковистыми. Этот эффект тоже заметен сразу после отработки, можно сравнить отработанное бедро и то, которое еще не трогали.
    3. Осуществляется эффективный лимфодренаж, уменьшаются отеки во всем теле, становится легче дышать.
    4. Улучшаются венозный отток и тканевый обмен. Кожа приобретает здоровый красивый цвет, не синевато-серо-баклажановый, а телесно-розовый, слегка сияющий.
    5. Равномерно распределяется и частично выводится лишняя жидкость из организма.
    6. Появляется легкость в ногах и стопах. Ноги становятся более стройными, перестают болеть стопы, суставы стоп (в том числе суставбольшого пальца), улучшается отток крови и лимфы, легче становится ходить, в том числе на каблуках.
    7. Устраняется ПМС – боли внизу живота во время месячных, отек и боль в молочной железе, раздражительность

    Для наиболеекомплексного подходак вопросу коррекции фигуры вашему вниманию предлагается авторская программа

    Лицо —оборотная сторонамозга

    Невысказанные эмоции и затаенные внутри обиды – возникает напряжения дна рта, появляется второй подбородок и оплывает овал лица; постоянное умственное напряжение, тревога – возникают морщины на лбу. Частое плохое настроение вызывает «морщины скорби»: две морщины, отходящие от уголков рта к подбородку. Эти морщины и выраженные носогубные складки придают лицу угрюмый вид. Излишняя настороженность или чрезмерное самомнение – напряжение круговой мышцы рта - поджатые губы – в результате так называемый кисет, много мелких морщин вокруг губ. Многочисленные морщины вокруг глаз – скорее всего, имеется избыточное напряжение височного апоневроза, т.к. человек зажат и боится демонстрировать свои эмоции, а также много работает умственно и забывает расслабляться.

    Наше лицо – очень важная, сильная и в тоже время беззащитная часть нашего организма. Оно все время открыто, мы не носим на нем одежду даже зимой. Почему? Потому что людям необходимо видеть лица друг друга для успешного общения.

    По выражению лица мы привыкли понимать друг друга. Мимика для людей даже более важна, чем для животных. Быстрый взгляд на лицо – и ты понимаешь, что твой босс очень рассержен и взбучки не миновать… или клиент все еще не согласен с твоими доводами и вот-вот сорвется с крючка… или что твоему пациенту больно – возможно у него развиваетсяпобочное действиена введенное лекарство?? Сотрудники паспортной службы в аэропорту просят нас снять очки и головой убор, чтобы лучше видеть выражение нашего лица! Лицо помогает нам работать!

    По особому подъему уголков глаз мы видим, что любимый уже простил нас, но все еще не признается в этом. По незаметным складочкам у губ, мы понимаем, что мама расстроена и не хочет этого показывать. По тургору и структуре кожи мы подсознательно оцениваем здоровье человека. Говорят, что партнеры противоположного пола обращают внимание на форму губ своих избранников. Лицо помогает нам любить.

    Лицо – важная часть! Но и стареет оно быстрее остального тела. Почему?

    Во-первых, потому что оно открыто внешним воздействиям, и как мы уже поняли, спрятать его мы никак не можем.

    Во-вторых, так как кожа на лице более тонкая и проблемы на ней более заметны.

    А в-третьих, потому что каждый раз, когда что-то происходит в нашей голове с нашей психикой, возникает напряжение в головном мозге — это имеет отражение на лице. Все наши эмоциональные блоки, детские обиды, затаенные горечи, подавленный гнев, страхи, заблуждения. Механизм тот же, как в случае с вышеописанным боссом – его гнев по поводу неверно выполненного задания был ярко виден на его лице!!(мы даже успели это заметить и придумали отмазку раньше, чем он начал свою обвинительную речь;)) Если он злится постоянно, очень скоро его лицо приобретет характерные морщины и нездоровый цвет.

    Специалисты говорят, что лицо – это мозг, вывернутый наизнанку. Психосоматический фактор работает примерно так: символы и образы внешней среды воздействуют на гиперчувствительные нейроны головного мозга(причем мы этого воздействия, подчас, можем не осознавать). В результате под воздействием стресса спазмируются мелкие, а затем и более крупные сосуды, спазмируются миофасциальные структуры (мышцы и фасции) головы и шеи, нарушается трофика (питание) тканей и, в конце концов, мы имеем отечные и зашлакованные мягкие ткани лица, фиброз, морщины. А поскольку мышцы лица срощены непосредственно с кожей – морщины эти очень плохо поддаются лечению. И начинаются танцы с бубнами: ботакс, гиалуронка, биоармирование, круговые подтяжки и пр.

    Для эффективной работы с лицом начинать нужно не с кожи, а как минимум с миофасциальных структур (мышц и фасций), на которых эта кожа сидит. А еще лучше учитывать костные структуры, к которым эти мышцы и фасции крепятся, а также устранять привычные патологические напряжения, возникающие в отделах мозга клиента. Именно это я и предлагаю.

    Этот метод посвящается тем, кто хочет быть красивым и гармоничным, но не согласен с тем, что красота требует жертв.

    Данная техника учитывает 5 разных факторов, которые оказывают влияние на наше лицо. И в течение 5-6 сеансов мы отрабатываем каждый из этих факторов по очереди, что дает нам возможность подойти к проблеме сразу с 5ти разных сторон и сделать эффект от курса наиболее долгосрочным.

    Итак, какие это 5 блоков?

    1) Миофасциальная эстетика (подтягиваем лицо по контуру, открываем ворота для оттока жидкостей) 2) (прокачиваем застоявшиеся кровь и лимфу, убираем отек) 3) (подтягиваем ткани шеи и груди, чтобы они «не тянули лицо вниз») 4) (устраняем проблемы в мышцах и органах дна рта и навнутренней поверхностищек) 5) Тонкая настройка мимической мускулатуры. Синхронизация полушарий.

    Результаты от техники видны достаточно быстро, после каждого сеанса мы отмечаем проявляющиеся изменения, которые будут продолжать разворачиваться в течение следующей недели. Причем Перцептивная эстетика лица направлена не только на работу с тканями лица, улучшается и психоэмоциональная составляющая пациента. Он чувствует себя отдохнувшим, мозг расслабляется, снимаются программы и после человек часто находит простое решение казавшейся нерешаемой задачи. Поэтому техника подойдет не только девушкам и женщинам, желающим улучшить свой внешний вид, но и людям любого пола и возраста, нацеленным на самосовершенствование и личностный рост.

    Какие проблемы может решить данная техника?

    — исчезает гравитационный птоз щеки («бульдожкины» щеки, очень часто крупные щеки начинают тянутся вниз под собственной тяжестью) — исчезает отечность мягких тканей лица («мешки» под глазами, оплывшие щеки и т.д.) — выравнивается цвет лица — менее выраженными становятся морщины, замедляется появление новых — исчезают угри, акне, светлеют пигментные пятна (за счет активной стимуляции деятельности ферментных систем организма в результате мягкого воздействия руками на миофасциальную систему лица). Используются методы народной медицины. — поднимается тонус кожи, она становится упругой и бархатистой — исчезает «второй» подбородок — губы становятся лучше очерченными, увеличивается их полнота, улучшается цвет — подтягивается зона декольте — улучшается форма груди, повышается тонус молочной железы, исчезает болезненность молочной железы перед месячными — становится более стройной шея

    Отзывы:

    Ходила к Галине на мануальное моделирование лица по методике Юрия Чикурова. Проблема была в отечности лица и подбородка (хотя изначально я думала, что это жировые отложения и даже собиралась делать липосакцию). После 5 сеансов результат очевиден — скулы и щеки приобрели более четкие очертания, двойной подбородок стал гораздо менее выражен, да и вообще лицо стало более аккуратным.Большое спасибоГале! Мария, 26 л.






















    Ю.В. Чикуров. Эстетическое моделирование лица и тела «Триада-Х» Москва, 2009

    Ю.В. Чикуров «Эстетическое мануальное моделирование лица и тела». М, «Триада-Х», 2009. - 136 с.

    Эстетическое моделирование лица и тела мягкими мануальными техниками представляет собой принципиально новыйфизический методвоздействия на ткани пациента, имеющий своей целью нормализацию миофасциального тонуса телесных и мимических структур, улучшение лимфооттока и кровообращения тканей, а также повышение качества жизни пациентов.

    В книге подробно описаны анатомо-физиологические основы метода и причины эстетических дисфункций. Техники диагностики и коррекции доступно изложены и богато иллюстрированы рисунками и схемами.

    Книга будет полезна специалистам-косметологам, мануальным терапевтам, остеопатам, массажистам и физическим реабилитологам. Содержание

    Предисловие 5

    Введение 5

    Причины и механизмы тканевых повреждений 7

    Воспаление 13

    Фиброз (разрастание волокнистой соединительной ткани) 1 5

    Склероз (фиброзное уплотнение) 15

    Анатомия и эмбриология соединительной ткани

    и основных фасциальных структур 17

    2.1. Кожа 19

    Гиподерма 21 Функции кожи 21

    Миофасциальная система 22

    Поверхностные фасции 25

    Система фасций поверхностного апоневроза 25

    Фасции на уровне головы и шеи 26 Передняя часть апоневроза 26

    Задняя часть апоневроза 28

    2.7. Фасции на уровне туловища 30

    2.7.1. Вентролатеральная часть фасций туловища 30

    2.8. Фасции на уровне живота 31

    2,8.1. Дорсальная часть фасций туловища 32

    2.9. Фасции на уровневерхних конечностей33

    2.9.1. Поясничный апоневроз 34

    2.10. Фасции на уровне нижних конечностей 36

    Краткий обзор лимфатической системы 39

    Механизмы формирования типичных эстетических дисфункций тела.. 45

    Гравитация и модель тела 45

    Проприорецепторы 48

    Организациямышечной активностина уровне спинного мозга 50

    Механизмы развития типичных дисфункций различных регионов.... 52

    Техники диагностики и лечения 64

    5.1. Техники диагностики 64

    Пальпация 65

    Перкуссия 66

    Специальные техники диагностики тканевых повреждений 66

    Единичные и глобальные тканевые повреждения 69

    5.2. Техники коррекции 71

    Техника развертыеания тканей 71

    Техника сепарации (растяжения) тканей 73

    Энергетическая аппликационная техника (V-spread) 73

    Эстетическое мануальное моделирование лица и шеи 75

    Активные лимфодренажные техники 76

    Коррекция миофасциальных структур

    вентральной шеи и дна полости рта 79

    Коррекция глобальных лицевых паттернов 86

    Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры.. 89

    Эстетическое мануальное моделирование регионов тела

    (эстетическая интеграция тела) 104

    Активный лимфодренажтела 106

    Коррекция стоп и голеней 109

    Коррекция таза, ягодиц и бедер 115

    Коррекция рук -121

    Коррекция молочной железы 1 28

    Школа соматической интеграции

    доктора Ю.Чикурова 133

    Темы семинаров 134

    Предисловие

    Эта книга появилась на свет благодаря помощи моих друзей и коллег, помогавших мне в организации семинаров и подборе иллюстративного материала. Их имена, телефоны и адреса электронной почты Вы можете найти в конце книги в разделе «Приложение». Надеюсь, что Вы освоите предложенные техники и успешно примените их на практике.

    Введение

    До недавнего времени считалось, что различные массажные техники, аппаратная косметология и наружные косметические средства являются незыблемой триадой инструментов для эстетической коррекции тела и лица. Однако в последние годы появились принципиально новые мануальные техники эстетической коррекции тела и лица, не являющиеся массажем.

    Эстетическая интеграция лица и тела представляет собой новый физический метод воздействия (имеется в виду мануальное воздействие специальными мягкими техниками) на ткани пациента, имеющий своей целью придание упорядоченности и оптимального взаиморасположения различных тканей и частей тела. Это оптимальное взаиморасположение является обязательным условиемхорошего здоровьяи соответственно внешнего вида человека. Структура и функция тканей тела взаимосвязаны между собой самым тесным образом.

    Результатом применения специальных коррекционных техник является нормализация миофасциального тонуса телесных и мимических структур, улучшение лимфооттока и кровообращения тканей. Основные внешние эффекты при использовании метода эстетической интеграции лица и тела следующие:

    Уменьшение объема в проблемных зонах;

    Контурирование тела;

    Устранение эффекта «апельсиновой корки» дряблости кожи, выравнивание рельефа кожи;

    Осуществление эффективного лимфодренажа;

    Улучшение венозного кровотока и активизация тканевого обмена;

    Равномерное распределение и частичное удаление жидкости из организма;

    Энергичность, жизненный тонус, высокая работоспособность и хорошее настроение (так называемое улучшение качества жизни).

    Корни метода эстетической интеграции можно проследить в остеопатических и краниосакральных техниках, рольфинге (структурной интеграции) и телесно ориентированной психотерапии.

    Лечебные техники, применяемые в эстетической интеграции лица и тела, являются принципиально новыми авторскими разработками и адаптированы специально под задачи эстетической мануальной коррекции.

    Проведение лечебных техник возможно не только на обнаженное тело, но и через легкую одежду. Предложенные методы хорошо комбинируются и стандартными косметологическими и СПАтехнологиями.

    ^ Глава 1. Причины и механизмы тканевых повреждений

    Когда я спрашиваю участников семинара о возможных причинах и механизмах эстетических проблем лица и тела, имея в виду проблемы, перечисленные на рисунке внизу, то чаще всего слышу достаточно стереотипные ответы: старость, питание, стрессы и экология.

    ПРИЧИНА ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСФУНКЦИИ: Морщины в типичных зонах; Гравитационный птоз щеки; Отечные мягкие ткани лица; Нехороший цвет лица; «Второй подбородок»; Очень плохое настроение от всего этого.

    Что касается воды питания и экологии, то тема не нова - еще древние китайцы на границе нашей эры писали в своих трактатах, что мир уже не тот- и вода плохая, и пища тоже. Что же касается старости, то таковая «болезнь» природой уже предусмотрена - это подарок социума. Конечно, старение лица и шеи в общем должно отражать реальный процесс старения, происходящий с нашим организмом, но так бывает далеко не всегда. Всем известны случаи, когда лицо человека выглядит гораздо хуже его общего состояния, или, наоборот, намного моложе его паспортного и, главное, биологического возраста. Природа не дала нам эталон, на который мы должны равняться. В одних странах люди выглядят лучше, в других хуже, например, на одном из островов близ Японии, женщины и мужчины в 55 лет выглядят как 30-летние, и никто из ученых еще не сумел разгадать причину их моложавости.

    В не таком уж далеком от нас XIX веке мать девушки на выданье во всех русских произведениях обычно называлась «старушка-мать». Хотя и сама бывшая «старушка», скорее всего, родила свою дочь не позже 18-20 лет (в то время, девушки за 25 считались старыми девами, перезревшими матронами). Т.е. по самым скромным подсчетам «старушке-матери» не более 38-42 лет. Точно так же в произведениях А.Дюма, Э.Золя,Ги де Мопассана - дама после 33 лет уже считалась пожилой. Да и теперь в деревнях и мужчины и женщины выглядят гораздо старше своих городских сверстников (вот Вам свежий воздух и экология!). И не только потому, что жизнь их физически тяжелее и уход за внешностью меньше. Человек всегда, вольно или не вольно сравнивает себя с окружающими. В сознание его живут эталоны внешности, соотнесенные с возрастом людей и их внешностью в той среде, где человек живет. Т.е. примерный портрет человека в каждом определенном возрасте. Этот образ формируется на основании его житейского опыта, стереотипов того времени и той местности, где он проживает. NB! Фактически происходит постоянное программирование нашего подсознания, которое и определяет наш внешний вид и скорость старения.

    Поэтому, я настоятельно не рекомендую жить стереотипами или кивать на непреодолимую планку в виде генетики. Ведь, как уже говорилось выше, природой не расписано в наших генах, как старо мы должны выглядеть, и у нас есть шанс доглубокой старостивыглядеть значительно моложе принятых на сегодня стандартов.

    Представляя собой открытую саморегулирующуюся систему (есть в науке даже такой термин - диссипативная система), тело человека представляет собой результат взаимодействия (баланса) внешних, энтропийных по своей сути (разрушающих, снижающих энергию системы) и внутренних, стабилизирующих сил. Причем, действие этих внутренних сил не может быть сведено к банальным законам термодинамики (как следствие окислительно-восстановительных реакций в организме).

    Таблица 1, Факторы здоровья и внешнего вида человека

    ^ Причины и механизмы тканевых повреждений.

    Во все века принято было говорить о наличии в человеке некой жизненной силы, которая в разные эпохи и уразных народовназывалась по-разному (естественно, с претензией на оригинальность и исключительность), см. таблицу 1.

    Эта жизненная сила дана каждому из нас от рождения, а как мы ей распорядимся - зависит только от нас.

    По моему мнению, основу внутренних стабилизирующих сил представляют результаты взаимодействия таких тонкоматериальных процессов, как мысли, ощущения и эмоции, поэтому наш главный враг (причина болезней и неудовлетворительного внешнего вида) сидит у нас внутри!

    Таким образом, факторы, ведущие к нарушению энергетического баланса (читай - болезням), следовательно- эстетическим проблемам, можно разделить на две группы: 1) внутренние (стабилизирующие) и 2) внешние (энтропийные). Включение этих групп факторов может происходить как параллельно, так и последовательно.

    Под внутренними факторами я подразумеваю телесно (соматически) проявленные результаты несогласованности интеллектуальных процессов, по тока эмоций и регуляции двига тельных актов.

    Под внешними факторами подразумевается действие физических

    (чрезмерные нагрузки, травмы, гравитация, в том числе) и химических

    причин (бактерии, вирусы, токсины, лекарственные препараты,

    Рис. 2 - Согласованность стабилизирующих факторов здоровья

    неблагополучная экология). Психоэмоциональные факторы я предлагаю относить к факторам первой (внутренней) подгруппы, т. к, повреждающая активность одного и то же события зависит от индивидуальных реакций личности и может изменяться от максимальной до нулевой у различных субъектов.

    Результаты несогласованности указанных процессов оказывают повреждающее воздействие на ткани тела, а также приводят к повышенной чувствительности (и на причинном уровне) и к действию факторов второй группы.

    Местом действия повреждающих факторов являются соединительнотканные структуры, а сами механизмы повреждения связаны с повышением напряжения и ригидности соединительнотканных структур различных регионов тела. Здесь следует отметить, что под соединительнотканными структурами подразумеваются не только фасции, но также и все ткани мезодермального происхождения - мышцы, сосуды, дермальные слои кожи и.т.п. Более подробное рассмотрение вопросов, касающихся эмбриологических, гистологических и анатомических особенностей соединительной ткани, освещены в соответствующих разделах.

    В результате действия вышеперечисленных повреждающих факторов возникают специфические тканевые повреждения - рестрикции, меняющие биохимические, нейрофизиологические и механические свойства ткани.

    Рис. 3 - Модель фасциальной рестрикции

    В зависимости от повреждающей силы источника и возможностей регуляции организма в начале рестрикция всегда обратима и функциональна. При возникновении рестрикции в тканях происходят изменения их вископластичных и вискоэластичных свойств, снижается кровоснаб-

    Диссоциация эмоций-мышления, ощущений

    Химические (инфекционные токсины, лекарственные препараты)

    Физические (травма, чрезмернаяфизическая нагрузка)

    Рис.5 -Схема формирования рестрикции (тканевого повреждения -участка ограничения подвижности ткани)

    ке и лечении. Я всегда делаю различие между тем, как может проявляться рестрикция, и тем, что создает рестрикцию. Многие дисбалансы в положении тканей могут являться просто адаптацией.

    О рестрикциях судят не столько по амплитуде движения, сколько по резистентности тканей, выявляемой специальными тестами, о которых я подробно рассказываю на своих семинарах. Характерным признаком рестрикции является тканевой барьер. Он включает блокирование или четкое противодействие структур даже при малейшем натяжении.

    Какова же природа этого тканевого противодействия? Элементы, которые определяют механический барьер, могут включать в себя мышечную контрактуру, фасциальное напряжение или тканевую психосоматическую фиксацию. Фактически существует гистологический процесс, который ясно объясняет физиологический механизм всех рестрикций. Это процесс рубцевания соединительной ткани.

    Итак, как уже говорилось выше, причинами рестрикций может быть комбинация следующих повреждающих факторов:

    несогласованность потока эмоций, мыслей и регуляции движения {в т.ч. подавленные эмоции);

    физические факторы (например, травма, чрезмерная физическая нагрузка, в. т.ч. действие гравитации);

    Химические факторы (неправильное питание, побочное действиелекарственных препаратов, различные интоксикации).

    Рестрикции могут создаваться нарушением душевного равновесия, чрезмерными волнениями, желаниями и страстями, умственной перегрузкой или любым другим дисбалансом эмоций и мышления. Из всех эмоциональных факторов, по моему мнению, 90 % занимает страх (тревога) различной степени выраженности и компенсированности (подавленности). Причем, этот страх выступает не явно, а скрыт очень глубоко в недрах нашего подсознания и представляет собой некое подобие «подводной части айсберга», проявляясь типичными рисунками напряжения тканей в теле и характерными мимическими паттернами.

    Под случаями непосредственного физического воздействия подразумевают несчастные случаи (падение, неловкое движение), повторные микротравмы и нарушения осанки. Воздействие гравитации является самым важнымфизическим факторамвозникновения повреждения тканей.

    Инфекционные агенты также способны вызывать многие рестрикции. Как сами бактерии и вирусы, так и продукты их метаболизма создают ответный защитный механизм, что приводит к воспалительной реакции. Эта воспалительная реакция может быть начальной точкой в процессе, который мы идентифицируем как процесс рубцевания. Если создается рестрикция, то в дальнейшем она вызывает биомеханическую дисфункцию, что приводит к еще большей уязвимости организма. Таким образом, создается патологический цикл рецидивов. Инфекция создает рестрикцию, которая в свою очередь способствует облегченному повторению инфекционного заболевания.

    Организм подвергается многочисленным расстройствам со стороны внешней среды, вызываемым климатическим фактором, питанием и диетой, определенными медикаментами, загрязнениями и ритмом жизни. Все это, возможно, является причинами рестрикций. Однажды созданная тканевая фиксация может нарушить систему ауторегуляции и адаптации организма к внешней окружающей среде. И, наоборот, нейтрализация -рестрикций будет способствовать восстановлению гомеостаза. Это в свою очередь повышает резистентность организма и снижает силу воздействия вредных факторов окружающей среды на его метаболизм.

    Процесс образования рестрикций и так называемого преждевременного старения ткани представляет собой ее рубцевание, которое систематически развивается в трех стадиях:

    1.1. Воспаление

    Воспалительная реакция является неспецифическим защитным механизмом организма, который сталкивается с агрессией (физическая травма, химический фактор, бактериальная инвазия, психологический 1.2. Фиброз (разрастание волокнистой соединительной ткани)

    Стадия фиброза соответствует тканевой реорганизации, которая следует за стадией воспаления, которая была очень выраженной, очень длительной или регулярно возобновлялась. Коллагеновые волокна пораженной соединительной ткани увеличиваются в количестве и имеют различную ориентацию в зависимости от оказываемого давления на ткани. Увеличение количества коллагеновых волокон создает тканевую зону, которая становится более адгезивной (связующей) и более прочной, чем окружающие ткани. Как результат - коллагеновая ткань склеивается.

    Стадия фиброза при рестрикциях не является спонтанно обратимой. Однако последовательное проведение терапии дает возможность достижения лучшей реорганизации соединительной ткани и полной или частичной нормализации ее подвижности на этом уровне.

    1.3. Склероз (фиброзное уплотнение)

    Склероз является последней стадией процесса патологического рубцевания ткани. Вследствие недостатка васкуляризации изменения ткани (ее затвердевание) усиливается. На этой стадии мы обнаруживаем обызвествление сухожилий, экзостоз (нарост на кости), склероз артерий, кожный кератит и т.д.

    NB! Следует отметить одну гистологическую особенность соединительной ткани: соединительная ткань является единственной тканью тела человека, которая имеет способность к рубцеванию.

    Хотя стадия склероза и не является обратимой (или минимально обратимой), лечение специальными мануальными техниками, как правило, повышает адаптационную способность организма к этому нарушению."В результате такого лечения достигается стабилизация процесса деградации ткани, который был запущен, либо его минимизация.

    Процесс фиксации тканевого поражения не всегда является линейным процессом, который я описал. Стадия фиброза может включать воспалительные проявления, наблюдаемые при обострении заболевания. Различные стадии поражения могут сосуществовать внутри одной и той же области дисфункции. Иногда, даже после адекватно проведенного лечения, пациенты могут давать такие реакции, как «тугопод-вижность», боль и утомляемость, что предполагает наличие феномена «обратного развития симптомов». Иными словами - стадия фиброза и даже стадия склероза могут вернуться к первоначальной стадии воспаления.

    Подводя черту под вышесказанным, причины эстетических дисфункций представляются мне следующим образом (рис. 7).

    Причины эстетических дисфункций лица и тела

    Основная причина:

    Расщепление реальности нашим умом (наличие модели мира и моего места в нем). Второстепенные регионарные и локальные причины:

    Нарушения миофасциального тонуса;

    Лимфостазы;

    Изменения количества и качества соединительной ткани;

    Нарушения трофики тканей.

    Рис. 7- Основные и второстепенные причины эстетических дисфункций.

    Под расщеплением реальности нашим умом я понимаю процесс

    диссоциации эмоций-мышления-ощущений.

    В этой главе просто, доступно и лаконично описаны способы эстети­ческой мануальной коррекции шеи и лица. Освоить эти методы лучше всего на специально проводимых авторских семинарах, информация о которых есть в конце книги.

    Своим появлением эстетические проблемы лица и шеи обязаны трем основным факторам - миофасциальным дисфункциям (нарушение тону­са как в сторону повышения, так и снижения); нарушению лимфооттока; изменению позиции костей лицевого черепа. Появление глубоких морщин из-за деформации соединительнотканных волокон кожи является след­ствием этих факторов.

    Регулярно встречаются следующие типичные зоны гипертонуса мио­фасциальных тканей в челюстно-лицевой области;

    1. Передний височный, жевательный и передний шейный апоневрозы;

    2. Мышцы глотки и мягкого неба;

    3. Крыловидные мышцы;

    4. Жевательные мышцы;

    5. Круговые мышцы глаз;

    6. Круговая мышца рта, а также мышцы, поднимающие и опускающие углы рта и губы;

    7. Мышцы дна полости рта;

    8. Система мышц подъязычной кости.

    Нарушение лимфооттока может происходить вследствие миофасци­альной дисфункции, но может формироваться и самостоятельно, как следствие нарушения сократительных элементов лимфангионов и лим­фоузлов.

    В качестве примера такой сочетанной эстетической дисфункции мож­но привести типичные лимфостазы в области скул и углов нижней челюс­ти (щеки из-за спины видны), которые формируются при гипертонусе пе­реднего височного и жевательного апоневрозов. Формирование «второ­го» подбородка происходит вследствие лимфостаза поднижнечелюстной области, причина которого гипертонус мышц дна рта - челюстно-подъя­зычной, подбородочно-подъязычной, подбородочно-язычной, переднего брюшка двубрюшной мышцы, а также подъязычно-язычной мышцы. Кро­

    ме этого, в развитии эстетических дисфункций поднижнечелюстной и пе­редней шейной зоны я придаю ключевое значение миофасциальным структурам, входящим в систему подъязычной кости. Формирование мор­щин в районе круговых мышц глаз и рта являются следствием хроничес­кой миофасциальной дисфункции в этих регионах.

    Алгоритмы эстетической мануальной коррекции шеи и лица, разра­ботанные автором книги за последние несколько лет, представлены не­сколькими блоками лечебных техник. Эта схема показала свою высокую эффективность на практике. Именно в таком порядке рекомендуется проводить эстетическое мануальное моделирование лица и шеи. Лечеб­ные блоки весьма самодостаточны и могут использоваться изолированно либо в комплексе с другими косметическими и массажными процедура­ми. Перечень или порядок мануального эстетического моделирования лица и шеи следующий:

    1. Активные лимфодренажные техники шеи и головы;

    2. Коррекция миофасциальных структур вентральной шеи и дна полос­ти рта (интраоральные техники - принципиальная новизна в косметоло­гии и эстетическом моделировании лица!);

    3. Коррекция глобальных лицевых паттернов;

    4. Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры.

    Механизмы эстетических эффектов при использовании предлагае­мых лечебных техник представляются мне таким образом:

    1. Освобождение блокированных в лице и теле эмоциональных блоков;

    2. Гармонизация глубинных зон мозга, межполушарная синхронизация;

    3. Стимуляция кровообращения и микроциркуляции;

    4. Улучшение венозного и лимфооттока;

    5. Достижение функционального баланса миофасциальных структур.

    Активные лимфодренажные техники

    Наше тело на 70% состоит из жидкости. Большинство эстетических дисфункций обусловлено неадекватным перераспределением жидко­стей в органах и тканях. Мы об этом факте почему-то забываем. Первая фаза тканевого повреждения как раз и есть отек ткани и задержка жидко­сти. Подробно суть этих процессов описана в главе, посвященной ткане­вому повреждению.

    Учитывая атаномо-физиологические особенности лимфоциркуляции региона головы и шеи, я предлагаю начинать коррекцию этих регионов с активных лимфодренажных техник, которые включают в себя ликвида­цию тканевых повреждений, локализованных в соединительнотканных зонах под- и надключичной области, (передний шейный иверхняя частьгрудного апоневроза) и т. Р1аНзта, а также непосредственно в гладко- мышечных сократительных элементах лимфангиона и лимфоузлах ука­занной зоны.

    Предлагаемый подход уникален тем, что предполагает ле­чебное воздействие на рестрикции, локализованные в отеках лимфатических сосудов (лимфангион в целом) и со­кратительных гладкомышечных элементах лимфатичес­ких узлов.

    Путем пальпации и перкуссии определяем приоритетные места ткане­вых повреждений в указанных регионах. Чаще всего имеется тенденция к одностороннему расположению зон поражения. При более запущенном процессе - лимфостаз и ригидность ткани двусторонние.

    Техники коррекции - развертывание либо сепарация ткани. Порядок прохождения зон указан цифрами и стрелками на рис. 44.

    Начинать продвижение я рекомендую с рукояти грудины (1), далее под ключицей (2) до ключично-акромиального сустава (3), переход над ключи­цу (4,5), к яремной вырезке (6), далее по средней линии поднимаемся до тела подъязычной кости (7), переходим на передний край грудинно-клю­чично-сосцевидной мышцы (8) и по нему спускаемся в район первого реб­ра (9) (надключичная ямка). Обычно начинают процедуру с менее болез­ненной стороны и делают ее с двух сторон. Можно дополнить алгоритм локальной коррекцией зон лимфостаза и ригидности в регионе переднего шейного апоневроза и.

    Владеющие краниосакральными техниками обычно дополняют этот алгоритм коррекцией диафрагм торакального выхода и

    Предлагаемые коррекционные шаги нормализуют тонус и кровообра­щение что является очень важным терапевтическим ре-

    Рис. 44 - Схема лимфодренажной коррекции соединительной ткани в зонах над- и подключичной области, переднего шейного апоневроза, подкожной мышцы

    шеи и системы подъязычной кости

    Рис. 45 - Схема вставления т. Р1аН$та в мимическую мускулатуру нижнего отдела лица.

    1 - круговая мышца рта; 2 - треугольная мышца нижней губы; 3 - т. Р1аизта.

    зультатом эстетического моделирования шеи и нижнего региона лица. На рис. 45 хорошо видны места вставления т. РШ/зта в круговую мышцу рта, треугольную мышцу нижней губы и мышцу, оттягивающую угол рта (мышцу «смеха»).

    Следующий этап активных лимфодренажных техник - лимфодренаж основания черепа, околоушной и поднижнечелюстной областей. Важ­ность этой процедуры сложно недооценить. Мы можем положительным образом воздействовать на отечные и пастозные ткани лица, убирая лишние объемы (как раз тот случай, когда «щеки сзади видны» или +2-й и 3-й подбородки; и менять цвет кожных покровов с бледно-синюшного или зеленоватого на приятный розово-телесный.

    Лечебная техника осуществляется через два пальца, установленные на смежных зонах. Очередность установки пальцев показана на рис. 47.

    Некоторые специалисты предпочитают обрабатывать правую и левую стороны поочередно. Но лучше всего это делать одновременно с двух сто­рон, так как однородность движения тканей в симметричных зонах является важным показателем терапевтически успешно проведенной процедуры.

    Коррекция миофасциальных структур вентральной шеи и дна полости рта

    Рис. 47 - Схема проведения активного лимфодренажа околоушной области

    (зоны 3 и 4)

    Рис. 46 - Схема активного лимфодренажного продвижения в регионах основания черепа, околоушной и поднижнечелюстной областях

    Миофасциальные структуры вентральной (передней) шеи, помимо широко известной в косметологических кругах подкожной мышцы шеи (т. Р1аНзта), представлены весьма активными в плане локализации ткане­вых повреждений (рестрикций) группами мышц, расположенными цепоч­кой выше и ниже подъязычной кости. При описании этих структур я пред­почитаю использовать термин « система мышц подъязычной кости».

    N8! Мышцы, расположенные выше и ниже подъязычной кости, реципрокно (взаиморегулирующе) влияют друг на друга, на позицию нижней челюсти, тонус лимфостати­

    ческие процессы в поднижнечелюстной области, а также на состояние круговой мышцы рта имышечные группы, опус­кающие нижнюю губу и угол рта.

    Рис. 48 - Схема расположения подъязычной кости

    Рис. 49 - Как найти подъязычную кость

    Мышцы, расположенные ниже подъязычной кости:

    Лопаточно-подъязычная мышца

    Грудинно-подъязычная мышца

    Грудинно-щитовидная мышца

    Щитоподъязычная мышца

    Функция группы мышц - опускание подъязычной кости.

    Мышцы, расположенные выше подъязычной кости, формируют дно полости рта, их дисфункции изменяют форму подбородка (+2-й или +3-й) и всей поднижнечелюстной области. Перечень мышц, расположенных выше подъязычной кости:

    Двубрюшная мышца опускает нижнюю челюсть, тянет ее назад, поднимает подъязычную кость.

    Шилоподъязычная мышца тянет подъязычную кость вверх и назад.

    Челюстно-подъязычная мышца (дно ротовой полости) поднимает вверх подъязычную кость, опускает нижнюю челюсть.

    Подбородочно-подъязычная мышца тянет подъязычную кость впе­ред и вверх или опускает нижнюю челюсть

    Коррекцию системы мышц подъязычной кости лучше проводить в вос­ходящем направлении (сначала ниже подъязычной кости, а затем - выше).

    Рис. 50 - Система мышц подъязычной кости.

    1 - челюстно-подъязычная; 2 - подбородочно-подъязычная; 3 - двубрюшная, переднее брюшко; 4 - двубрюшная, заднее брюшко; 5 - суставной отросток нижней челюсти;

    6 - подъязычная кость; 7 - щитоподъязычмая мышца; 8 - грудинно-подъязычная мышца;

    9- рукоятка грудины; 10- грудинно-щитовидная мышца;

    11 - лопаточно-подъязычная мышца; 12 - лопатка.

    Порядок проведения коррекции мышц ниже подъязычной кости и пози­ция рук терапевта следующие:

    1. рукоятка грудины - щитовидный хрящ;

    2. щитовидный хрящ - подъязычная кость;

    3. рукоятка грудины - подъязычная кость;

    4. подъязычная кость - лопатка (сначала с одной, затем с другой стороны).

    Коррекция мышц, расположенных выше подъязычной кости, пред­ставляет собой высокоэффективное воздействие на дно полости рта (ин- траоральные техники). Мануальное моделирование осуществляется дву­мя руками - одна расположена в полости рта (в резиновой перчатке), а другая работает оппозитно, через кожу и ткани.

    Начинать интраоральную коррекцию следует с мышц, расположен­ных по средней линии (подбородочно-подъязычная и подбородочно­язычная мышцы).

    Терапевт располагается сбоку на уровне головы, краниально распо­ложенная рука (та, которая ближе к голове пациента) в перчатке, 3-м пальцем мягко и аккуратно пальпирует ткани интраорально, другая рука помогает ей в пальпации оппозитно через кожу.

    Следует заранее договориться с пациентом (клиентом) о том, как он будет сообщать вам о наличии болезненности в обрабатываемых зонах.

    Рис. 51 - Коррекция грудинно-подъязычной мышцы. Расположение рук терапевта - на рукоятке грудины и подъязычной кости.

    Рис. 52 - Коррекция лопаточно-подъязычной мышцы. Терапевт располагается на стороне коррекции.

    Позиция рук - ость лопатки на стороне коррекции и подъязычная кость.

    Рис. 53 - Миофасциальные группы полости рта.

    1 - язык; 2 и 3 - верхняя челюсть; 4 - языкоглоточная мышца; 5 - шилоязычная мышца;

    6 - отрезок заднего брюшка двубрюшной мышцы; 7 - шилоглоточная мышца;

    8 - шилоподъязычная мышца; 9 - язычно-подъязычная мышца; 10 - челюстно-подъязычная мышца; 11 - платизма; 12- подбородочно-подъязычная мышца; 13- нижняя челюсть (в поперечном разрезе на уровне подбородка); 14 - подбородочно-язычная мышца.

    Рис. 54 - Интраоральная коррекция мышц, расположенных выше подъязычной кости (дна полости рта)

    Обычно мы поступаем просто: если будет больно, пациент говорит «угу» (скорее мычит, говорить с вашими пальцами во рту он просто не может), а если не больно, - издает звук, похожий на «неа...» Отнеситесь к этому мо­менту очень серьезно, так как он определяет нашу тактику коррекции. Так, если пациент не сообщает о болезненности тканей, а вы ощущаете уп­лотнение и лимфостаз, то просто проводите оппозитную коррекцию зоны техникой развертывания, в качестве критерия успешно проведенной кор­рекции выступает феномен сближения пальцев руки (расположенной ин- траорально и снаружи). Если пациент сообщает нам о болезненности структур при пальпации, то оппозитную коррекцию следует дополнить вторым этапом лечения, перенеся наружно расположенную руку на подъязычную кость и вновь проведя технику развертывания.

    От средней линии следует внимательно и аккуратно, не пропуская тка­невых дисфункций, продвигаться сначала в одну сторону, затем вернуть­ся к средней линии и обработать другую сторону.

    Категорически не рекомендуется интраорально располо­женной рукой пытаться воздействовать на медиальную крыловидную мышцу, которая расположена сразу за ко­ренными зубами. Эта мышца обычно очень болезненна и активна в нейрофизиологическом плане. Необдуманное и резкое нажатие на нее может привести к спазму с последу­ющей дисфункцией основания черепа и нижней челюсти. Если вы не прошли семинары, посвященные краниосакральной терапии, не делайте этого!

    Двубрюшная

    Челюстно-подъязычная

    Подбородочно

    подъязычная

    Рис. 55 - Пальпаторная схема дна полости рта

    Рис. 56 - Результаты однократной коррекции мышц системы подъязычной кости и дна полости рта

    Результаты проведенной интраоральной коррекции (даже однократ­ной) могут очень порадовать.

    Примечание

    Зоны вентральной шеи и дна рта являются активными психосомати­ческими зонами и могут «удерживать»» в себе различные подавленные эмоции. Наша коррекция может приводить к высвобождению подав­ленных эмоций в виде глубоких вздохов. Пугаться этого освобождения не надо, обычно после него пациенты (клиенты) чувствуют себя отдох­нувшими и схорошим настроением, что позволяет использовать пред­лагаемые технологии в улучшении «качества жизни»» в SРА-практике.

    6.1. Коррекция глобальных лицевых паттернов

    Концепция глобальных лицевых дисфункций, активно разрабатывае­мая мною последние годы, использует фрактальные подходы, что позво­ляет рассматривать эстетические дисфункции челюстно-лицевой облас­ти лица как составную часть более крупной проблемы.

    Это очень похоже на стеклянную пластину с нанесенной на нее голог­раммой. Если вы разобьете эту пластину на части, то даже маленький ее кусочек сохранит в себе изображение целостной картины. В нашем слу­чае этот маленький кусочек голографической пластинки символизирует эстетические проблемы лица, а всю пластину целиком (глобальную дис­функцию) мы обычно не видим и не осознаем. Это связано с особенностя­ми нашего восприятия реальности. Проведем эксперимент - пойдем на экскурсию в Третьяковскую галерею и близко подойдем к какой-нибудь большой картине, как можно ближе. Что вы увидели? Правильно, пятна краски и максимум - какой-либо фрагмент картины. Весь сюжет целиком вы видеть и оценить не можете. Чтобы оценить все полотно надо отойти на несколько шагов назад.

    Символы-образы внешней среды (избирательная активация)

    При таком рассмотрении «со стороны» обычная эстетическая пробле­ма (будь то морщины или локальный лимфостаз) представляется дис­функцией более крупного порядка, (по сути, глобальной дисфункцией), называемой нами «типичным лицевым паттерном» (рис. 57).

    Внутренняя структура типичного мимического паттерна

    Локусно-гиперчувствительные нейроны эмоциональных зон мозга

    Отечные и «зашлакованные» мягкие ткани лица

    Рис. 57 - Схема типичного лицевого паттерна

    Типичный лицевой паттерн представляет собой самоподдерживаю- щуюся автономную структуру (что-то вроде ЗАО - закрытого акционерно­го общества) которая представлена:

    1. Внервной системе- отечным участком мозга, нейроны которого па­радоксально гиперчувствительные (реагируют только на сверхслабые избирательные раздражители, а на обычные раздражители - нет);

    2. В миофасциальных структурах типичных зон лица - нейрофизиоло­гически обособленные (гипоафферентные) группы мышц, где под гипо- афферентностью понимают способность мышечных проприорецепторов продуцировать очень слабые сигналы, восходящие в мозг, а самих мышц воспринимать только слабые раздражители, приходящие к ним от мозга;

    3. Внешнесредовой символ-образ - часть глобального паттерна, лока­лизованного за пределами тела (сложно поверить, но это так, примите за аксиому). Это может быть либо кто-то, либо что-то, воспринимаемое на­шими органами чувств (изображение, звук, запах или нечто осязаемое), что является релизером (пусковой кнопкой), воздействующим на специфичес­кий (см. п.1) участок головного мозга. Следует отметить, что релизером может быть даже процесс воспоминания этого символа-образа.

    Как уже говорилось выше, типичный лицевой паттерн является авто­номным образованием и не подконтролен нашему сознанию в обычном состоянии нашей психики (фактически - государство в государстве со своими законами, армией и судами). Таких паттернов может быть не­сколько с доминирующим наданный моментвремени каким-то одним (это наши маски, которые меняются в зависимости от окружающей ситу­ации). Время от времени может происходить смена такого паттерна, как правило, индуцируемая извне каким-либо релизером (стимулом внешней среды). Получается, что наиболее реальное выражение лица человека можно увидеть только посмертно, либо не дожидаясь этого печального момента - применив специальные техники.

    Неадекватное состояние мимических миофасциальных структур, об- лигатно присутствующих в любом паттерне, запускает еще один само- поддерживающийся процесс: отек-фиброз-склероз соединительной ткани, из которой, в основном, состоят эти миофасции.

    Диагностика и коррекция типичных лицевых д исфункций проводится через передний (в районе мимической муску­латуры поверхностный апоневроз отсутствует). Благодаря поперечным со­единительнотканным вставлениям, соединяющим поверхностный апоневроз с более глубокими тканями, поверхностные апоневрозы чутко реагируют на наличие тканевых повреждений, расположенных в своем регионе.

    Вставление переднего височного апоневроза на височной линии, ску­ловой кости, скуловой дуге и плавный его переход со скуловой дуги на восходящую ветвь, угол и тело нижней челюсти - все это создает анато­мические предпосылки для условного разделения овала лица на 4 зоны. Верхние четверти контролируются передними височными апоневрозами, а нижние - жевательными.

    Рис. 58 - Схема расположения переднего височного и жевательного

    апоневрозов

    Рис. 59 - Типичный лицевой паттерн №1 обусловлен напряжением жевательного апоневроза справа и височного апоневроза слева

    При наблюдении более чем за 1500 пациентов я обнаружил повторяю­щиеся с завидной регулярностью 4 типа дисфункции. Ниже представлены типичные лицевые паттерны.

    Диагностика и коррекция типа дисфункции проводится следующим образом - пациент лежит на спине, терапевт находится в изголовье. Ос­нование ладони терапевта пальпирует место вставления височного апо­невроза на височной лиии; пястно-фаланговые суставы пальпируют ску­ловую дугу (место вставления височного и жевательного апоневрозов); кончики 2-го - 4-го пальцев пальпируют нижнюю челюсть так, чтобы тре­тий палец проходил над углом нижней челюсти (рис. 63).

    Рис. 63 - Схема расположения рук терапевта при диагностике и коррекции типичного лицевого паттерна

    Коррекция проводится комбинацией техник развертывания и миофас­циального напряжения. Лечебное движение осуществляется пястно-за­пястным отделом кисти либо фалангами.

    Особенно актуальна коррекция типичных лицевых паттер­нов приразличных вариантахнесимметричности лица - различная ширина глазных щелей, С-образный сколиоз лица («банановидное» искривление). Никакими другими техниками такие дисфункции быстро и экологично (безбо­лезненно и безопасно) не убрать.

    6.2. Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры

    Как уже говорилось выше, поверхностного апоневроза на лице нет, и мимические мышцы вставляются непосредственно в дермальные слои.

    Апоневротический шлем головы

    Височный и Жевательный апоневрозы

    Височный и Жевательный апоневрозы

    Передний шейный апоневроз

    Рис. 64 - Схема баланса фасциальных напряжений в лице

    кожи. Однако со всех сторон лицо граничит с мощными апоневротически­ми образованиями, которые непосредственно влияют не только на пози­цию и состояние мимической мускулатуры, но и кости лицевого черепа (рис. 64).

    Таким образом, баланс фасциальных напряжений в лице присходит благодаря согласованной функции следующих структур:

    Сверху лобно-затылочная мышца и ее апоневроз -апоневротический шлем

    Снизу - передний шейный апоневроз

    Коррекцию апоневротического шлема головы я обычно делаю в не­сколько этапов. Сначала определяется наличие дисфункции апоневроза и ее направление (наиболее легкий вектор смещения - фасциальная тяга). Для этого необходимо поместить 3-й палец вашей руки на макушку пациен­та (клиента). Возможные направления дисфункции апоневроза головы ука­заны на рисунке 65, обычно дисфункция имеет односторонний характер и совпадает с направлением типичного лицевого паттерна.

    Коррекция дисфункций лобно-затылочной мышцы и апоневротичес­кого шлема головы выполняется в направлении выявленной дисфункции. Расположение пальцев терапевта - один палец на точке «2» и два пальца другой руки, расставленные в виде латинской буквы «V» на лобной либо затылочной мышце. Проводится техника развертывания либо сепарации тканей. Идеальным является вариант отработки всех

    Рис. 66 - Схема расположения лобно-затылочной мышцы и ее апоневроза

    Эстетическая мануальная коррекция мимических мышц подразумевает безусловное знание их анатомии. Эта книга не претендует на учебное посо­бие по анатомии, но все же некоторые важные моменты я хочу осветить.

    Расположение, форма и размеры мимических мышц могут варьиро­вать у различных субъектов Ниже представлена усредненная схема ми­мической мускулатуры лица.

    Эстетическая мануальная коррекция мимических мышц проводится по специально разработанному и хорошо себя зарекомендовавшему на практике алгоритму, которого следует обязательно придерживаться. Ис­пользуемые техники - развертывание, миофасциальная сепарация, вхождение в актуальную позицию и удержание, а также их комбинации.

    Рис. 67 - Схема мимических мышц лица.

    1 - лобное брюшко лобно-затылочной мышцы; 2 - мышца «гордецов»; 3 - круговая мышца глаза, включает в себя мышцу век (4); 5 -носовая мышца, 6 - мышца, поднимающая верхнюю губу; 7 - большая скуловая мышца, порция, поднимающая угол рта; 8 - большая скуловая мышца, порция, поднимающая верхнюю губу; 9- жевательная мышца; 10- щечная мышца; 11 - мышца смеха; 12 - круговая мышца рта; 13 - мышца, опускающая угол рта; 14- треугольная мышца нижней губы, опускающая нижнюю губу; 15- подбородочная

    мышца, 16- подкожная мышца шеи.

    Рис. 68 - Натуральный препарат мимических мышц лица.

    1 - мышца, поднимающая верхнюю губу; 2- скуловая мышца, порция, поднимающая верхнюю губу; 3 - скуловая мышца, поднимающая угол рта, порция; 4 - мышца смеха; 5 - вставление подкожной мышцы шеи; 6- оп

    ускающая угол рта мышца; 7 - треугольная

    мышца нижней губы.

    . Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры

    Как уже говорилось выше, поверхностного апоневроза на лице нет, и мимические мышцы вставляются непосредственно в дермальные слои

    Однако со всех сторон лицо граничит с мощными апоневротически-ми образованиями, которые непосредственно влияют не только на пози­цию и состояние мимической мускулатуры, но и кости лицевого черепа

    Таким образом, баланс фасциальных напряжений в лице происходит благодаря согласованной функции следующих структур:

    « Сверху лобно-затылочная мышца и ее апоневроз - апоневротический шлем

    Снизу-передний шейный апоневроз

    С боков - височный и жевательный апоневрозы

    Поэтому перед эстетическим моделированием мимических мышц я рекомендую проводить коррекцию вентральной шеи и глобальных лице­вых паттернов. Благодаря этим шагам половину дисфункций удается уб­рать, даже не притрагиваясь к мимическим мышцам.

    Терапевтические шаги представлены ниже, места фиксации пальцев терапевта на лице пациента указаны черными крестиками.

    Шаг №1 - Поверхностно - коррекция треугольной мышцы нижней губы. Места контакта пальцев терапевта - нижний край нижней челюсти по линии, опу­щенной вертикально вниз от угла рта; четверть расстояния от угла рта на границе слизистой и кожной частей нижней губы. Интраорально - один палец держит губу изнутри, второй – снаружи,

    Рис. 69 - Коррекция треугольной мышцы нижней губы

    Шаг №2 - коррекция мышцы, опускающей угол рта. Постановка пальцев рук терапевта - 0,5 см в сторону от угла рта; нижний край нижней челюсти по линии, опущенной вертикально вниз от угла рта.

    Шаг №3 - коррекция круговой мышцы рта. Техника коррекции кру­говой мышцы рта состоит из нескольких этапов. Вся круговая мышца рта разбивается на 4 части - этому есть анатомические предпосылки, и каж­дая часть отрабатывается по очереди. В завершение проводится коррек­ция всей мышцы через латеральные точки, расположенные в 0,5 см латеральнее угла рта.

    Рис. 70 - Коррекция мышцы, опускающей угол рта

    Рис. 71 - Коррекция круговой мышцы рта- половинок нижней губы, сначала с одной стороны, затем с другой

    Рис. 72 - Коррекция круговой мышцы рта- половинок верхней губы, сначала с одной стороны, затем с другой

    Рис. 73 - Коррекция круговой мышцы рта через латеральные точки угла рта

    Наиболее важный показатель успешно проведенной коррекции - оди­наковые ощущения подвижности тканей в латеральных зонах угла рта.

    NB! Круговая мышца рта относится к важным психосоматичес­ким зонам тела. К тому же, дисфункции круговых мышц тела встречаются, как правило, группами. Если вы видите пациента со спазмированной круговой мышцей рта и сеткой продольных морщин на губах, то у него обязательно будет дисфункция других круговых мышц пищеварительной труб­ки - сфинктеров кишечника. А круговая мышца рта является релизерной для остальных круговых мышц, т.е. проведя ее коррекцию, вы получите значительное улучшение не толь­ко психоэмоционального статуса пациента, но и значитель­но облегчите его проблемы с пищеварением и работой ки­шечника.

    Рис. 74 - Коррекция мышцы смеха

    Шаг №4 - коррекция мышцы смеха. Расположение пальцев тера­певта - от точки, расположенной в 0,5 см от слизистой угла рта (место установки одного пальца), проводим прямую линию в направление наруж­ного слухового прохода. Передвигаясь по ней, примерно от середины рас­стояния к уху, просим пациента улыбнуться и отпустить улыбку. Находим зону, где отмечается угасание сокращение мышцы. В этом месте, где мышца смеха вплетается в капсулу околоушной слюнной железы, и будет место расположение нашего второго пальца (рис.74). Коррекцию реко­мендуется проводить одновременно с двух сторон.

    Шаг №5 -коррекция большой скуловой мышцы. Проводится в два этапа, - коррекция порции большой скуловой мышцы, поднимающей угол рта и порции, поднимающей верхнюю губу. На первом этапе постановка пальцев рук терапевта - 0,5 см от слизистой угла рта и по нижнему краю скуловой кости (рис. 75).

    Рис. 75 - Коррекция большой скуловой мышцы, этап первый- коррекция порции, поднимающей угол рта

    Постановка пальцев рук терапевта на втором этапе - нижний край скуловой дуги и середина половинки верхней губы (рис. 76).

    Рис. 76 - Коррекция большой скуловой мышцы, этап второй- коррекция порции, поднимающей верхнюю губу

    Шаг №6 - коррекция мышцы, поднимающей верхнюю губу. По­становка пальцев рук терапевта- середина половинки верхней губы и под нижним краем орбиты посередине.

    Рис. 77 - Коррекция мышцы, поднимающей верхнюю губу

    Рис. 78 - Коррекция мышцы, поднимающей крыло носа

    Шаг №7 - коррекция мышцы, поднимающей крыло носа. Поста­новка пальцев рук терапевта - медиальный угол орбиты и складка на пе­ресечении крыла носа с верхней губой (рис. 78).

    Шаг №8 - коррекция круговой мышцы глаза. Это очень ответ­ственный шаг, и выполнять его надо очень аккуратно -давление на ткани должно быть минимальным -5-10 граммов! Я всегда начинаю этот шаг с коррекции слезной кости, расположенной в медиальном (внутреннем) углу орбиты. Круговая мышца глаза имеет единственное место прикреп­ления к костям мозгового черепа, а именно - к слезной кости. Слезная кость является местом, где проходит вена угла глаза, по которой осуще­ствляется дренаж жидкости из параорбитальной и околоносовой облас­ти. Кроме этого, через слезную кость проходит одноименный канал, по которому слеза отводится в полость носа.

    Особенно актуальна техника коррекции слезной кости при отеках раз­личного генеза в параорбитальной области (к примеру, после татуажа). После однократно проведенной коррекции отек мягких тканей параорби­тальной области ликвидируется не за неделю, азадень-два!

    В зависимости от размеров пальцев специалиста и орбиты пациента (клиента) технику можно проводить с одной стороны, по очереди, а можно и с двух сторон одновременно.

    NB! Давление наглазное яблококатегорически не допускается!

    Рис. 79 - Коррекция слезной кости, демонстрация на модели

    Расположение пальцев рук терапевта - на бугорке слезной кости в медиальном углу орбиты {рис. 79, 80).

    Рис. 80 - Коррекция слезной кости

    Коррекция круговой мышцы глаза предусматривает разделение мыш­цы на 4 сектора (по аналогии с круговой мышцей рта) - для этого есть ана­томические и гистологические предпосылки. Поочередно отрабатываем верхний и нижний сектора внутренней части орбиты, а затем проводим кор­рекцию верхнего и внутреннего наружных секторов (рис. 81).

    Рис. 81 - Коррекция нижней медиальной порции круговой мышцы глаза.

    (бугорок слезной кости) и середина нижнего края орбиты

    (орбитальный край верхней челюсти)

    Рис. 82 - Коррекция верхней медиальной порции круговой мышцы глаза.

    Расположение пальцев терапевта- медиальный угол глазницы

    (бугорок слезной кости) и середина верхнего края орбиты (орбитальный край

    лобной кости). Ориентиром этой точки может служить середина брови

    Рис. 83 - Коррекция верхнего наружного сектора круговой мышцы глаза. Расположение пальцев терапевта- латеральный угол глазницы и середина

    верхнего края орбиты (орбитальный край лобной кости).

    Ориентиром этой точки может служить середина брови.

    Рис. 84 - Коррекция нижнего наружного сектора круговой мышцы глаза.

    Расположение пальцев терапевта- латеральный угол глазницы и середина нижнего края орбиты (орбитальный край верхней челюсти).

    Рис. 85 - Коррекция мышцы, нахмуривающей брови

    Шаг №9 - коррекция мышцы, нахмуривающей брови. Расположе­ние пальцев рук терапевта - переднее боковая поверхность переносицы и точка, расположенная на границе медиальной и средней трети брови {либо верхнего края орбиты). Технику рекомендуется выполнять одновре­менно с двух сторон. Давление на ткани минимальное!

    Шаг №10 - коррекция мышцы «гордецов». Расположение пальцев рук терапевта - передне-боковая поверхность переносицы и точка, рас­положенная краниальнее на полтора-два поперечных пальца. Технику ре­комендуется выполнять одновременно с двух сторон. Давление на ткани минимальное!

    Рис. 86 - Коррекция мышцы «гордецов»

    Итак, мы с вами разобрали 10 последовательных шагов эстетической мануальной коррекции мимических мышц лица. Я настоятельно рекомен­дую использовать эти шаги в качестве протокольного подхода - или де­лайте все 10 шагов или ни одного! Это объясняется сложными реципроктными взаимосвязями мимических мышц со скелетной мускулатурой тела, круговыми мышцами (сфинктерами) тела, а также глубинными эмоцио­нальными зонами мозга.