Блог
607 0

Что нужно для многодневного похода на лыжах. Как подобрать туристические лыжи: в поход – во всеоружии Туристские лыжи

Что нужно для многодневного похода на лыжах. Как подобрать туристические лыжи: в поход – во всеоружии Туристские лыжи

Лыжный туризм – одно из самых консервативных направлений в российском туризме. Ситуация, когда турист, обвешанный, как новогодняя елка, высокотехнологичными девайсами, передвигается на старых, пришедших из серединные 20 века,деревянных лыжах, наблюдается повсеместно. К этому есть, как вполне объективные причины, так и сугубо субъективные, старательно поддерживаемые ретроградами от туризма.

Я сам около 10 лет использовал деревянные лыжи и тросиковые креплениях, но зимой прошлого года понял, что надо развиваться дальше. Осенью 2016 года полностью поменял комплект лыж для зимнего туризма, перейдя с морально устаревшего «народного комплект», состоящего из:

деревянных (без кантов) лыж;

тросикового крепления;

туристического ботинка;

бахилы с резиновой калошей.

На новый, современный комплект для скитура, состоящий из:

Пластиковых лыж (с насечкой и железными кантами);

TLT креплений;

Пластиковых ботинок;

Скитур комплект для лыжного туризма

Этот пост я подготовил на основеличного опыта, в целях освещения и, возможно, опровержения некоторых укоренившихся негативных мнений об использовании ski tour снаряжения в лыжном туризме. Таких как:

1. опасности использования пластиковых ботинок в условиях многодневных походов по причине критичного отсыревания ног и, в связи с этим, возрастающей опасности обморожений;

2. неудобства движения на пластиковых лыжах по причине их сильного проскальзывания назад;

3. неестественности движения ноги, встегнутой в лыжное крепление;

4. избыточности использования skitour снаряжения в условиях уральского среднегорья.

Рассмотрим их по отдельности:

  1. Опасность использования пластиковых ботинок в условиях зимних лыжных походов.

«Пластиковые лыжные ботинки созданы для однодневных маршрутов и не походят для многодневных лыжных походов, нога в них неизменно отсыревает, внутренний ботинок не просыхает, и это грозит обморожениями» – главная страшилка, о которой мне считал своим долгом сообщить почти каждый турист из Уфы, услышавший о том, что я купил для походов пластиковые ботинки.

Смущало и настораживало то, что большинство из предостерегающих не имели личного опыта использования подобных ботинок и всегда ссылались на эту

«Теперь о печальном. Что ни говори, а пластиковые ботинки плохо приспособлены для многочасовой ежедневной ходьбы, даже самые мягкие. Там стоит вечное «болото». Вынимая после 8-9-часовой ходьбы ноги из внутренников, я видел абсолютно белые от влаги ступни в глубоких складках, похожие на рожу морщинистого гномика. Носки можно выжимать. Эти складки кожи со временем начинают болезненно ныть. Ввиду такого водного режима и возможного легкого обморожения пальцев ног, кожа с них после похода отслаивалась больше месяца. Внутренники на ночь убирал в спальник – они ни капли не подсыхали, но главное они были теплыми – а это крайне ВАЖНАЯ профилактика обморожений. Если одеть с утра холодные пласты, а на улице будет -20, и на сборы лагеря уйдет больше часа (то есть не будет активного движения ногами), то обморозить пальцы проще простого. При движении ноги быстро теплели и до вечера самообогревались в «болоте». У парней в треккинговых ботинках и бахилах ноги временами подмерзали в 2-3 носках. Чтобы уменьшить трение и «болото», я однажды попробовал одеть второй носок, но пальцы сразу «затупились» – все-таки горнолыжные боты рассчитаны сугубо на один носок, если правильно подобран размер.»

У меня сразу возник вопрос: Как можно что-то отрицать по информации единственного источника? Возможно у автора пофизиологическим особенностямсильно потеют ноги или было неправильно подобрано снаряжение. Мне неизвестно.

Из личного горнолыжного опыта активного многочасового катания не наблюдал описываемых в цитате проявлений, также полагал, что в условиях похода с палаткой зима (с печкой) извлекаемый внутренний ботинок высушить не составит труда.

В условиях же многодневного движения без теплых ночевок и своего опыта я полагаю, что ботинок сохранить сухим невозможно ни пластиковый, ни обычный туристический.

Но сегодня речь о ночевках в палатке зима, опыт использования пластика «на холодную» будет проанализирован позднее, следите за постами.

Главным сюрпризом поездки, для меня совершенно неожиданным и тем самым еще более приятным, в вопросе использования пластиковых ботинок стало то, что в условиях низких температур сопровождавших нас все дни (от -30 до – 40 градусов по Цельсию) и сильного ветра

«У меня ни разу не замерзли ноги»

Занимаясь лыжным туризмом на протяжении 10 лет и имея подмороженные большие пальцы ног, я даже и представить себе не мог, что так может быть. Подмерзающие пальцы на стоянках или во время сборов – обычное дело. Благо, это своевременно отслеживается, и вопрос решается отмахиванием или активным движением. Но используя пластиковые ботинки, всегда с одним единственным, не толстым носком (в ботинке есть возможность одеть еще как минимум один теплый носок), ноги всегда были в тепле. Это стало полной для меня неожиданностью, и, скажу честно, я был в восторге.

Намного менее хладоустойчивая Татьяна, всегда испытывавшая проблемы с пальцами на ногах и руках зимой, также подтвердила, что практически не мерзла. Правда, она дополнительно использовала переделанные под крепления утепленные бахилы от Red Fox.

Показателен пример, что в при температуре – 34 градуса по Цельсию я сперва активно шел и тропил 6 км в гору, а затем в течении часа стоял на вершине скалы размеров 50х50 см, имея очень ограниченные возможности для движения.

Ноги не замерзли, чего, к сожалению, невозможно сказать про другие части тела.

Также следует отметить удобство ботинок, «подбитых» подошвой вибрам и имеющих жесткую платформу при лазании по несложным скалам.

Что касается отсыревания ног в пластиковом ботинке. Да, оно имеет место быть, но в моем случае не в таком масштабе, как описано в цитате выше. Ноги и правда потеют чуть больше, чем в обычных туристических ботинках, однако это не вызывало у меня никаких проблем после 10-12 часов активной работы. За ночь внутренние ботинки в палатке зима (с печкой) высыхали, и утром я имел возможность надевать сухую и комфортную обувь.

Сами по себе ботинки легкие, комфортные, хорошо гнутся и практически не сковывают движение.

В данном походе у меня не было возможности испытать пластиковые ботинки после «холодной» ночевки, я обязательно это сделаю в течении пары месяцев. Однако, данный вопрос частично освещается в видео, расположенном в конце статьи, другими опытными туристами.

  1. Неудобство использования пластиковых лыж по причине их сильного проскальзывания назад.

Безусловно, горные пластиковые лыжи во время движения адски проскальзывают назад. И это не удивительно, ведь они именно для этого и созданы, для того, чтобы скользить. Проблема не в использовании пластика в лыжном туризме, а в использованиигорных лыж, не приспособленных для пешего движения. Специальные туристические лыжи, с насечкой на скользящей поверхности, в значительной мере решают проблему проскальзывания.

Я не могу сказать являются ли лучшими для этоголыжи FischerS-BOUND, подобные лыжи есть и у других производителей, но я точно могу сказать, что это великолепные пластиковые лыжи, позволяющие передвигаться по слабо пересеченной местности без использования камуса или мазей.

Также в них не представится труда подняться в короткий крутой подъем «лесенкой» или «елочкой».

Когда предстоит преодоление сильно пересеченной местности либо крутого подъема, используется камус.

Угадайте, у кого лыжи с камусом

Распространено заблуждение, что «танцы с бубном» вокруг камуса, его монтаж и демонтаж на лыжу отнимают много времени и нивелируют преимущество от его использования. Данная мысль возникает в основном в головах людей, опять же никогда не пользовавшихся этим снаряжением. Примерное время затрачиваемое на одевание камуса около 3 минут. Для того, чтобы снять камус, надо меньше минуты, для этого даже не надо снимать лыжу. Практика показывает, что экономия сил и времени при подъеме в гору значительно превосходит затраты на манипуляции с камусом.

Правы те, кто утверждает, что в режиме «снял – одел – снял – одел» свойственном для лыжного туризма и при сильном морозе клеевой слой камуса очень быстро забивается снегом и перестает работать. Однако для меня это не создало больших проблем и незначительно снизило его эффективность. Он прекрасно работал на склоне, при движении вверх и вниз, чуть хуже на траверсах.

Единственная возникшая проблема с неприклеенным камусом – это высокая вероятность его потери. При преодолении технических препятствий (камни, растительность и др) держащийся на носке и пятке камус может незаметно слететь, и найти его в снегу может быть проблематично. На гребне Сухгорского камня подобный случай имел место быть. На будущее надо подумать, как удержать камус от полного слетания с лыжи.

Помимо хорошего сцепления, лыжи Fischer S-BOUND 112 очень легкие, крепкие и надежные. Это позволяет ставить более амбициозные задачи и не беспокоиться об их поломке «на ровном месте», что очень часто случается с деревянными лыжами. Также, на мой взгляд, использование пластиковых лыж может значительно сократить размер и вес ремкоплекта.

  1. Неестественное (неудобное) движение ноги, встегнутой в лыжное крепление.

Я несколько раз слышал такое мнение от людей, использующих скитурное снаряжение. Но не ощутил дискофорта на себе. Работа ног при продвижении лыжи вперед ничем не отличалась от привычной. Возможно, некоторый дискомфорт имеет место при использовании креплений типа silvretta. Этого я не знаю.

С креплениями возникла другая заминка, при движении по снегу под механизмом, защелкивающим переднюю часть крепления, скапливался и уплотнялся снег, что приводило к неплотному закрыванию крепления и отстегиванию лыжи. Первое время я не мог понять причину плохой работы крепления, но когда разобрался, проблема была решена в течении 30 секунд. Надо был лишь взял лыжу в руки и палкой отчистить спрессованный снег из под механизма.

В остальном крепления работали удобно и надежно.

  1. Избыточность использования данного комплекта в условиях уральского среднегорья.

Более философский нежели практический аспект подбора снаряжения. На мой взгляд, вопрос об избыточности нужно рассматривать не в ракурсе географии места использования. Надежное, удобное и эффективное лыжное снаряжение не менее актуально для среднегорья (Южного или Северного Урала), чем, например, для Кавказа. И я точно не готов вернуться к использованию, где бы то ни было, деревянных лыж и тросиковых креплений.

Но также правы те, кто говорит, что для новичка или человека, занимающегося лыжным туризмом не регулярно, вложение денег в такое снаряжение не может быть оптимальным. Если сравнить стоимость качественного скитурного снаряжения со стоимостью классического «деревянного» комплекта, разница может достигать 10 раз и более. К сожалению, разница в цене не дает нам такое же преимущество при его использовании. С нами в группе был участник на деревянных лыжах, и в большинстве случаев он двигался не мене эффективно, чем и вся остальная группа. Хотя, конечно, при подъемах и спусках мы учитывали фактор деревянных лыж.

Но дьявол, как водится, в деталях. Как я уже писал выше, ski tour снаряжение:

– более надежно, а это значит вы можете планировать более интересные, «дерзкие» маршруты и сократить вес и размер ремнабора;

– более эффективно на подъемах. В купе с камусом движение в гору значительно ускоряется по сравнению с классической техникой подъема на деревянных лыжах;

– более безопасно и фаново на спусках. С этой зимы лыжный туризм для меня обогатился еще одним удовольствием – контролируемым спуском. Теперь спуски это не мучительное балансирование на грани падения и травмы или поломки снаряжения, а восторг от красоты закладываемой в пухляке дуги. Возможно вы не сможете понять меня, пока не попробуете 🙂

В сухом остатке три важных слова с приставкой «более»: надежно, эффективно, безопасно.

Поэтому мое мнение по данному вопросу такое: если вы планируете серьезное заниматься лыжным туризмом, ходить красиво и эффективно, выбор современного комплекта лыж не избыточный, а необходимый для вас вариант.

Подводя итог

Какой главный вывод я сделал для себя по итогам использования нового лыжного снаряжения на Северном Урале?

Если отстраниться от эмоций, можно сказать так: новое ski tour снаряжение дало мне принципиально другой, более высокий уровень комфорта, безопасности, контроля. Теперь я в значительно большей степени уверен в своем снаряжении и могу ставить перед собой более амбициозные задачи.

Если отдаться эмоциям, можно сказать так: это лучшее, что со мной случалось в лыжном туризме за все 10 лет. Мир лыжного туризма уже никогда не станет прежним!

Ну и напоследок, обещанное видео – экспресс-интервью туристов лыжников, предпочитающих пластик – дереву.

Если вы выбираете лыжи для зимнего похода, можете воспользоваться моим опытом 486 километрового трёхнедельного путешествия по Чукотке, которое я совершил со своими друзьями в мае 2015 года.

Первую часть пути от села Усть-Белая до озера Эльгыгытгын практически всегда под нами был твёрдый снег. Временами заструги и выдутый бетонный наст. Пухляка (я имею ввиду любой рыхлый снег) как такового, не было. Иногда на весенней тундре не было вообще никакого снега! После обеда снег протаивал от солнца и лыжи уходили в него сантиметров на 5. Начинался подлип, поэтому наша сиеста иногда затягивалась на 3 часа, пока не станет попрохладнее.

В горной части похода по Илирнейскому кряжу, снега было гораздо больше, чем в открытой тундре. Лыжи уходили в него сантиметров на 10, но трудностей при передвижении это не создавало. Нога без лыжы уходила в снег по колено и выше.

Из-за того, что в интернете конкретной информации о лыжах нет, никто из продавцов в магазине ничего вразумительного про размеры лыж сказать не смог, я купил лыжи длинной аж 204 см, и это при росте 175 см и весе 67 кг! О том, что они длинные, я понял уже в 1-й день похода. То есть, представляете, консультанту в магазине нужна всего однодневная вылазка в маршрут, чтобы понять всё о лыжах. А у меня впереди было несколько недель похода на неудобных лыжах. В итоге более полусотни километров я вообще прошёл пешком!

Все знают, что длинные лыжи не тонут в рыхлом снегу. И считается, что это главное в лыжах. Отчасти это правда, но в пухляке, как выяснилось, тонет любая лыжа, не зависимо от ширины и длины. Гораздо чаще пухляка нам встречался фирновый рыхлый снег под тонким настом, который состоял из ледяных шариков. Если верхняя корка не держала, то в эту кашу одинаково уходили все имеющиеся у нас лыжи: широкие и длинные, узкие и короткие. Реально не тонуть помогут, видимо, только пара сноубордов. А вот геморроя от длинных лыж гораздо больше, чем мнимой пользы от их непотопляемости.

Ниже я приведу основные факторы, которые я заметил при передвижении на длинных лыжах, и которые вы можете учесть при выборе лыж для туристического похода. При этом не буду заострять внимание на фирмах-производителях туристических лыж, это дело вкуса, расскажу лишь о влиянии размеров на удобство движения.

Чем лыжи длиннее, тем они получаются жёстче для постоянного веса лыжника. В итоге, своим весом вы не продавливаете лыжу на столько, чтобы противоскользящая насечка, которая нанесена под колодкой (под креплением) начинала выполнять свою роль. Поход был с волокушами, и в первый день я буквально не мог сделать шаг: лыжи проскальзывали назад! Более-менее я поехал только когда надел на себя рюкзак весом килограмм 8, и отдал примерно столько же в другие волокуши.

До конца проблема всё-равно не решилась: я не мог нормально толкаться лыжей, то есть, я не скользил на лыжах, а шёл, переставляя их. Смешно, но домашняя проверка жёсткости лыж при помощи листа бумаги, который подкладывается под лыжу, испытание прошла.

Большая проблема длинных лыж в том, что они цепляются носками друг за дружку, стоит их поставить чуть-чуть не параллельно, например, когда вам следует повернуть переступая, а такая необходимость встречается очень часто при преодолении препятствий, особенно при лавировании между застругами. Мы ведь не по накатанной лыжне идём, и лыжи очень затрудняют движение, а так же создают опасность падения.

Представьте, что вы подошли к препятствию, и ваши лыжи упёрлись в него носками, например в заструг. Чтобы его преодолеть, вам, понятно, нужно поставить на него поочерёдно ноги с лыжами. Для этого сначала одну лыжу придётся вынести вперёд на заструг на половину длины, чтобы встать на него колодкой. Когда на ногах длинные лыжи, очень неудобно выносить ногу с лыжей вперёд на целый метр, загружать её, а потом подтягивать вторую лыжу. Её ведь надо и приподнять в раскоряченном положении, так, чтобы она носком не упёрлась в препятствие. Ко всему этому волокуша предательски отдёргивает назад.

Неудобство длинных лыж возникает при подъёме ёлочкой в горку. Широко развернуть лыжи чтобы легче было подниматься не получается, потому что теперь уже концы лыж мешают друг-другу! В итоге подниматься придётся полуёлочкой, что сложнее. Добавьте к этому ещё и насечку на колодке, которая не загружается весом и плохо работает.

При движении по ровным участкам на длинных лыжах неудобно набиратьвысокую скоростьиз-за того, что лыжи нет-нет, да наедут друг на дружку носками. Равновесие теряется и вы либо падаете, либо стараетесь удержать его, выписывая невероятные па. Один раз в результате падения лыжа вывернулась совсем уж неестественным способом, я даже испугался за целостность крепления и скобу на ботинке. К счастью всё осталось целым, но после этого случая от набора скорости я отказался.

Наличие металлического канта на лыжах без преувеличения серьёзно помогает на участках твёрдого снега, особенно при траверсировании склонов или подъёме ёлочкой: кант врезается в наст и не даёт лыже соскальзывать.

Ширина лыж на твёрдом снегу особой роли не играет. Но, вообще, все лыжи для походов делаются широкими, поэтому описывать тут нечего. Взгляните на фото ниже: Женя слева идёт в обычных узких беговых лыжах, а Лёха в широких походных, и оба проваливаются на одинаковую глубину. К слову, оба монстра прошли этот маршрут не смотря на разные типы лыж на ногах, поэтому, дело-то оно, на самом деле, и не в лыжах!

Итак, испытав на себе неоднократно всё, что я описал выше, я шёл по заснеженной Чукотке, смотрел на свои Salomon XADV69 и понимал, что спереди у них можно отрезать, как минимум, 20 сантиметров! А это значит, что и сзади можно отрезать ещё 10 см. В итоге, получается, что мне продали лыжи на 30 сантиметров больше оптимальных! Представляете: не 5, не 10, а целых 30 сантиметров! К слову, Алексей при росте 1,78 м и весе 74 кг чувствовал себя хорошо на лыжах Fisher Crown E109 Xtralite Backcountry 198 см.

Поэтому, как я считаю, длина лыж для туризма должна быть равна вашему росту или на 5-10 см длиннее, в зависимости от характера снега и местности в маршруте.

::Выбор креплений для туристических лыж

Крепления для лыж бывают 2 типов: NNN фирмы Fisher и SNS фирмы Salomon. В нашемлыжном походепо Чукотке участвовали обе фирмы. Обращаю внимание, что я говорю о ручных креплениях под походный ботинок с усиленной широкой и толстой скобой. У беговых ботинок скоба меньшего диаметром и уже, а крепления автоматически закрываются, когда вы вставляете в крепление ботинок. Такие автоматы склонны к замерзанию, и это главный их недостаток: может так случиться, что не отогрев механизм вы не сможете встегнуться в лыжи, или, наоборот, освободиться от них. С ручными креплениями таких проблем нет.

Будучи в магазине, и склоняясь до этого к фирме Fisher, я выбрал Salomon только исходя из следующего: крепления Salomon открываются более естественным способом: их необходимо тянуть к себе, а не «выворачивать» от себя.

И что более важно: крепление Salomon можно захлопнуть с помощью лыжной палки, просто надавив сверху на отпирающий механизм, там даже специальный паз предусмотрен. Не нужно нагибаться или приседать, чтобы закрыть их. Если на вас надет рюкзак, жить становится удобнее.

Конструкция обоих типов креплений позволяет в случае поломки так или иначе закрывать, фиксировать и открывать защёлку какими-либо подручными средствами. То есть, они ремонтопригодны, хотя и ломаться там особо нечему: металл толстый, сочленения надёжные. Отдельно хочу сказать об альтернативных креплениях: тросиковых и тому подобное. Повертев и лыжи и такие крепления, мне не понравился их тандем абсолютно: крайние отверстия на таких креплениях подходят слишком близко к боковинам лыж, нужно выбирать действительно широкие лыжи. Качество металла тоже вызывает сомнения: в интернете много отрицательных отзывов.

Я считаю, что каждая вещь создаётся для своего применения, перед предстоящим походом я не мог рисковать, поэтому остановился на фирменных бэккантрийных креплениях и ботинках, и не пожалел.

::Выбор ботинок для туристических лыж

Выбор креплений предопределяет и выбор ботинок, посколькусистемы NNNи SNS между собой не совместимы! Но, как показал эксперимент, ботинки фирмы Salomon можно встегнуть в крепления Fisher, а Фишеровские ботинки в крепления Саломон не встегнёшь: всё дело в планке под пяткой на креплении. На подошве под неё должен быть вырез, которого у фишеровских ботинок нет (на фото внизу видно этот продольный вырез у ботинок Саломон, справа).

По ощущениям, в магазине выбора ботинок фирмы Fisher гораздо больше, чем Salomon. Туристические лыжные ботинки хороши тем, что в них можно и по горам лазить (следует только быть поаккуратнее со скобой) и на бивуаке ходить, то есть не нужна вторая пара горных ботинок: взгляните на подошву и мощный протектор.

На бивуаке я использовал пуховые чуни и бахилы Баск Leggins THL с толстой стелькой. Немного скользко, но в целом отлично получилось: ноги после перехода отдыхают.

Что касается лыжных ботинок Salomon XADV 5, хоть они и позиционируются не как для туризма, а как для покатушек вне трассы (бэккантри) поход в тандеме с фонариками от снега они выдержали отлично. В них не было жарко, холодно тоже не было. Чисто для туризма фирма Salomon выпускает ботинки Salomon XADV 6 и XADV 8.

К ботинкам Fisher BCX 5 у Алексея нареканий так же нет.

::Выбор лыжных палок

Поскольку у меня итак есть 3 комплектателескопических палок, я даже и не планировал выбирать специальные лыжные палки. Само собой, при движении по пересеченке удобно, если можно менять длину палок: когда идешь по ровной местности делать их длиннее, когда лезешь в горку делать короче. Смена длины палок позволяет так же разгружать время от времениразные мышцы, если они устают.

Для передвижения на лыжах нужны палки немного длиньше, чем для обычного туризма, вы ведь палкой ещё и толкаетесь, а не просто опираетесь на неё. По идее, палка должна доставать до подмышки. Но после того, как я вытянул на максимальную длину треккинговую трёхколенную палку, я заметил, что она начинает играть, пружинить, и КПД движения снижается.

У Жени в походе были двухколенные палки Black Diamond First Strike Trekking Poles и я считаю их отличным выбором для туристических лыжных походов: они жёстче и длиньше.

Безусловно, предпочтение для зимних походов, и вообще для всех походов, следует отдавать палкам с эксцентриковым зажимом, а не с цанговым, которые любят замерзать и не работать.

Коренные лыжники осведомлены, как подобрать комфортную одежду для катания и сопутствующий инвентарь. Для новичков выбрать удобные экспедиционные лыжи сложнее. Рассмотрим тонкости при выборе туристических лыж.

Туристические лыжи подбираются индивидуально и отвечают следующим требованиям:

  • надежность при падении;
  • маневренность на сложных участках;
  • « » не должны проскальзывать при экстренной остановке;
  • не должно быть налипание снежных масс на основания лыж;
  • длинаспортивного инвентарядолжна соответствовать росту лыжника.

Важно: Приобретая лыжи для походов в горы, следует обратить особое внимание на скоростные особенности товара. Об этом консультант по продаже должен оповестить покупателя.

Как подобрать туристическое снаряжение для похода?

К выбору лыж для походов в туристические горнолыжные местности нужно уделить особое внимание.

Критерии выбора:

  1. Комфортная длина лыжной базы подбирается по формуле: рост спортсмена плюс 20 см. При данной длине управление будет маневренным, поездка приятной.
  2. для спорта наоборот: рост лыжника минус 20 см. Высота палок должна приблизительно ровняться плечам. Учтите, что проходя по свежему снегу, палки будут проваливаться под снег гораздо сильнее, чем по проторенному пути.
  3. Подходящие качественные марки бегового зимнего снаряжения: Соломон, Атомик, Росиньол, Илан, Хэд, Фишер.

Виды популярных туристических лыж

На рынке товаров спортивного снаряжениябольшой выборинвентаря. Но как выбрать между пластиковыми и деревянными основаниями продукта?

Материал: дерево

Традиционные снегоступы из дерева делаются методом склейки нескольких листов тонкой древесины. Иногда они изготавливаются из цельного дерева.

После изготовления «сырой» продукции их смолят, чтобы придать им прочность, и мажут смазкой для комфортного скольжения.

Особенности материала при эксплуатации:

  1. Невысокая стоимость продукта и большой выбор.
  2. Легко ухаживать и чинить. Если скользящее оборудование повредилось, то на ходу отремонтировать его простопри наличии соответствующих инструментов и материалов.
  3. Можно кататься на них без специальной обуви. Кожаные крепления аккуратно обнимут и зафиксирую любую обувь (валенки, сапоги, кроссовки с утеплителем и другие виды обувной продукции).
  4. Бискиды, деревянные лыжи с металлическим кантом по торцам, имеют высокую прочность на фоне традиционных.

Минусы деревянных лыж:

  1. Замаскированный материал под слоем красивой краски не дает полной информации о качестве продукта. Зачастую они ломаются как картонные, или у них рвутся крепления. На далекие расстояния, а особенно в горную экспедицию их лучше не брать.
  2. Деревянный материал рассчитан на малые нагрузки, для прогулок в лесу, без дополнительного тяжелого рюкзака, по наезженной колее.
  3. Торцы лыжной базы подвержены быстрому истиранию. Кормовая и передняя части расслаиваются, проезжая по мокрому снегу, насту. Требуется ежесезонный ремонт снаряжения, или покупка нового.
  4. Полное отсутствие маневренности. Большинство деревянных лыж обделены кантом, из-за чего снижается управляемость. Ремешковые крепления препятствуют полному контролю над оборудованием.
  5. На деревянную основу, особенно в плюсовую погоду, постоянно налипает мокрый снег: теплой зимой ходить в путешествие на таких лыжах сложно. Избавление от налипшего снега вручную отнимает силы и время путешественника.

Материал: пластик

Сторонников пластиковых снегоступах больше, чем предыдущего. выбирают молодые и прозорливые горнолыжники, рассмотрим почему.

Плюсы пластикового материала:

  1. Прочный и долговечный материал. Наличие боковых стальных кантов препятствует быстрому износу. Входящее в состав материала стеклянное волокно способствует прочности и стойкости к механическим повреждениям.
  2. Легкость лыжной конструкции помогает спортсмену развивать высокую скорость.
  3. Износостойкий пластик делает лыжи надежными друзьями на длительном пути с разными препятствиями (мелкие камни, ветки, наст).
  4. Благодаря металлическим креплениям и специальной обуви, создается высокая управляемость, позволяющая легко маневрировать среди горных вершин, или густых деревьев.
  5. Скользящая поверхность пластиковой лыжной базы защищена от прилипания снежных масс. Смазка на такую поверхность легко наносится и снимается.
  6. Большие скоростные рамки. В отличие от деревянных снегоступов, пластиковые элементы лучше скользят по снежной дороге, развивая высокую скорость с приложением минимальных усилий.

Минусы эксплуатации пластиковой продукции:

  1. Не поддаются ремонту. При высокой надежности материала возможны поломки. Это редкое явление.
  2. Высокая цена. Лыжи из пластика имеют высокую цену. Не каждый путешественник-любитель может позволить себе их. Пластиковые лыжи рекомендуется приобретать в конце зимнего сезона, летом, когда начинается распродажа старой коллекции.
  3. Данная конструкция требует дополнительных растрат на обувное снаряжение. К ним продаются специальные ботинки с соответствующим креплением.

В поход на пластиковых туристических лыжах

Лыжи для туризма предусматривают широкие лопасти основания, которые предназначены для зимнего долгого путешествия. Ширина лопастей составляет от 7 до 10 см.

Специальные на подошве инвентаря, уберегут лыжника от ската и проскальзывания по насту и утрамбованному снегу.

Важно: Рекомендуемое туристическое место для фрирайда — Итальянский город Турин. Горная Туринская местность выше, чем, например, в окрестностях Вероны.

Широкие туринговые лыжи для горного туризма подойдут мастерамлыжного спорта. Новичкам в горной местности очень опасно: возможен сход лавин, подснежные каменистые преграды, уступы.

Снаряжение для фри туринга имеет складную конструкцию и позволяет переносить лыжи в рюкзаке до места назначения.

Лыжные походы в горы Хибины

Популярное время длягорного катанияв Хибинах — весенний период. Накануне заканчивается полярная ночь.

Опасный и высокий перевал для схода прозорливых спортсменов — Северный Чорргор. Спуск с этого горного массива продолжается около 2 часов. Перевал представляет собой узкую расщелину в хребте.

Чем смазывать деревянные снегоступы?

Смазывать деревянную продукцию необходимо не менее 3 раз за зиму. Дерево очень привередливый материал, обработка специальными смазками защищает его от губительного воздействия снега и улучшает проходимость по трассе.

Можно натереть подошву парафином, затем пройтись по нему горячим шпателем для того, чтобы воск впитался в дерево. После остывания снять остатки парафина шпателем. Таким способом желательно обрабатывать накатанную поверхность перед каждым заездом.

Для обработки продаются специальные, помогающие скользить. Они соответствуют температурным особенностям погоды.

Путешествие на лыжах — прекрасный зимний отдых. Чтобы он был успешным, следуйте общим указаниям и правилам выбора экипировки, особенно для новичков. Спорт делает человека здоровым и счастливым, научитесь правильно организовывать комфортные условия для проведения туристических зимних походов.

Как обеспечить комфортное перемещение по непроложенной трассе или незнакомой заснеженной местности, знают лыжники с опытом. Ведь от удобства и качества экипировки зависит успех и комфортность похода. Как выбрать туристические лыжи начинающему спортсмену, поведает эта статья.

Лыжи — необходимый туристский аксессуар экспедиций и спортивных путешествий. Ими также пользуются ценителизимней рыбалки, охоты, обычных прогулок по лесу. Конструкция должна выдерживать большие весовые нагрузки. Правильное туристическое снаряжение выбирают с учетом:

  • роста спортсмена;
  • прочности и надежности;
  • повышенной жесткости;
  • поверхности скольжения, ведь устойчивость во время передвижения по рыхлому снегу или целине обеспечивает широкая платформа;
  • насечек (препятствуют проскальзыванию скользящей поверхности).

Виды туристических лыж

Благодаря развитию новых технологий туристическое снаряжение пополнилось пластиковыми конструкциями. Модификациям исерьезным изменениямподверглисьлыжные крепленияи ботинки, что облегчило выбор экипировки.

Туристическое снаряжение бывает следующих типов:

  1. Походные лыжи — изделия, предназначенные для несложных походов. Отличаются средней талией (до 60 см), усиленным металлическим кантом, устойчивостью на подготовленной лыжне и целине. Можно использовать как универсальную модель.
  2. Экспедиционные лыжи — представляют собой широкие конструкции, достигающие в средней части до 80 см. Усиленный деревянный или из композитных материалов сердечник — характерная особенность таких моделей.
Туристы и поклонникизимних прогулокв лесу используют деревянные и пластиковые конструкции. Почти полностью ушли в прошлое конструкции из цельных брусков, склеенных древесных слоев.

В современных моделях из дерева изготавливается лишь сердечник, скользящая поверхность производится из пластика.

Модели из дерева

Деревянные лыжи человек использует уже не одну сотню лет. Наибольшим спросом сегодня у потребителя пользуются следующие модели:

  1. Лесные. Модель, предназначенная для катания по лесным тропам. Не подходит для пересеченной местности ввиду плохого управления на спуске. Из-за широкой платформы подняться по горному склону способом «елочка» сложно.
  2. Бескид. Дефицитный товар во времена СССР до сих пор по праву считается одной из самых достойных и качественных моделей. Изделие отличается надежностью, управляемостью, оптимальной шириной (до 75 мм). Купить снаряжение сложно и сегодня, так как фабрика перешла на производство беговых и горных моделей по лицензии Фишер.
  3. Маяк. Аналогичная модель. Обладает «правильной» шириной (75 мм). Длина (180, 190, 200 см) подбирается в соответствии с ростом лыжника.
  4. Армейские (солдатские) — лыжи, для изготовления которых используется древесина мягких пород. По этой причине края конструкции быстро приходят в негодность — стачиваются. Отсутствие отдачи и нужды в использовании дорогих смазок — главные достоинства солдатской экипировки.

Пластиковые конструкции

Широкое применение у потребителей нашли пластиковые изделия:

  1. Беговые — лыжи, способные с легкостью заменить туристические. Экипировка предназначена для похода по лесной местности с накатанной лыжней. Для хорошего скольжения нуждается в специальной смазке, которая подбирается в зависимости от температуры воздуха.
  2. Горные. Еще один вид экипировки, которую использовали в былые времена для турпоходов. Удалив частично или полностью пластик со скользящей поверхности горнолыжную модель «превращали» в туристическую. При выборегорных конструкцийлучше делать выбор в пользу классических моделей. Ширина их платформы не превышает 75 мм.
  3. Лыжи с «чешуей» не подходят для рыхлого снега, предназначены исключительно для наста и накатанной лыжни. Актуальной остается проблема смазки.
  4. Туринг — лыжи ски-тур отличаются удобством, наличием специальной прокладки-камуса (препятствует проскальзыванию при подъеме). Обеспечивают легкие повороты и хорошую плавучесть в рыхлом и притоптанном снежном покрове.

Правила определения размера лыж

В отличие от другой туристической экипировки лыжи выбирают исключительно в соответствии с индивидуальными особенностями лыжника. Длина конструкции приравнивается к величине роста человека, увеличенного на 10-15 см.

Согласно другому варианту, длина лыж равна росту человека, высота палки достигает подмышечной зоны. Некоторые лыжники при учете того, что палки утопают в снегу, выбирают их по уровню плеча.

Ширина снаряжения зависит от области его применения:

  • для рыхлого снега применяется широкая платформа;
  • если снег «держит» достаточно площадки шириною 7 см.

Смазка в пути

Для хорошего скольжения и держания на снегу на скользящую поверхность лыж наносят смазку.

Она бывает твердой, жидкой, порошковой, в виде эмульсии и спрея. Выбор средства зависит от цели использования и вида местности. Не менее важны атмосферные явления (температура воздуха, влажность, консистенция снега). Уход и обработка горных пластиковых изделий требуют опыта, времени и материальных расходов. Владельцам таких конструкций необходимо иметь комплектлыжных мазей, набор парафинов, металлический или пластиковый скребок.

Для смазки деревянных конструкций применяют парафин. Существуют также универсальные мази для пластика и дерева. Ими можно натирать лыжи даже в полевых условиях.

О производителях

Деревянные, пластиковые и комбинированные лыжи с деревянным сердечником и скользящей пластмассовой поверхностью выпускают многие компании. Востребовано туристическое снаряжение марки Armada, Fisсher, Salomon (Саломон). В данный перечень можно также включить лыжи Atomic, K2, Black Diamond. Известностью пользуется снаряжение Rossignol. Madshus — еще один популярный бренд лыжной экипировки. Среди отечественных производителей изготовлением туристических изделий славится фабрика STC.

Зимний туризм

Туристские походы в зимнее время требуют специализированного снаряжения, прежде всего лыжный туризм немыслим без лыж и палок. В отличие от изящных беговых лыж и палок - в туризме и лыжи и палки увесистее, но и запас прочности имеют весьма солидный: в лыжном походе, особенно горном, на палки оказывается большая нагрузка. Зачастую палки используются для оттяжки стен походного шатра - палатки.

В наших магазинах также есть снегоступы - для самого широкого круга пользователей: туристов, охотников, рыбаков, рабочих и просто любителей погулять по целине. Благодаря наличию кошки могут применяться на различном рельефе и снежном покрове разной жёсткости. Универсальные крепления позволяют надеть снегоступы практически на любою обувь.

В качестве обуви в лыжном туризме используются либо те же что и летом треккинговые ботинки, только с зимними термоносками, либо утеплённые ботинки. На ботинки надевают бахилы - просто выражаясь это труба из прочной ткани, пришитая к галоше, либо надевают гамаши. Фирма Снаряжение производит и реализует несколько видов бахил и гамаш - фонариков. Кроме гамаш фирмы Снаряжение у нас можно приобрести гамаши Басег, аналогичные по конструкции, а также утеплённые бахилы фирмы ВЕК, их можно надевать поверх обуви.

В лыжном туризме и ски-альпинизме также бывает часто нужен камус - раньше его изготавливали из шкуры с ног оленя - её подклеивали или прибивали к лыжам ворсом по ходу движения, что позволяло подниматься по склону без проскальзывания лыж назад. Сегодня камуса изготавливают из синтетических материалов и продают в виде ленты, отпускаемой на метраж и потом подклеиваемой к лыжам, либо в виде готового изделия с крепежами на носок и пятку лыжи, что позволяет быстро снимать и одевать камус по мере необходимости.

В зимних походах часто используются групповые шатры, в которых ставится печка. Такие шатры рассчитаны на комфортное размещение группы до 10 и более человек и выпускаются фирмой Снаряжение прямоугольными «домиками» с четырёхскатной крышей либо в виде 10-угольника с конической крышей. В наших магазинах можно подобрать печку для палатки - компания ВЕК выпускает различные по массе и компактности походные печки.

Фирма Снаряжение выпускает также санки-волокушу - незаменимую в тундре и на покрытых льдом больших водоемах и предназначенную для перевозки грузов по заснеженным и ледяным поверхностям.

В наших магазинах также можно подобрать лавинную лопату - имеется несколько вариантов: обычная складная, двухпозиционная, которую при желании можно собрать в виде мотыги, что удобно при работе в тесных условиях, а также лопата со встроенной в ручку пилой для снега - с её помощью можно напилить снежных кирпичей для сооружения ветрового заслона или иглу.

Различные аксессуарыи мелочи - чехлы для лыж, запасные кольца для лыжных палок, запасные тросики для универсальных креплений, смола для деревянных лыж, амортизаторы для промысловых лыж, ледобуры рыбацкие (служат вместо колышков при установке палатки на льду) - всё это и многое другое можно приобрести в магазинах Снаряжение.

Добавить комментарий