Маунтинбайк - один из самых разнообразных видов спорта. Всего он насчитывает двенадцать стилей катания, даже не учитывая, что некоторые из них делятся еще и на подвиды.
Многие дисциплины заимствованы из других видов спорта, таких как BMX, сноубординг и горные лыжи. Все они отличны друг от друга - занимаясь ими, вы достигаете различных целей и результатов. Одни дисциплины, такие как кросс-кантри, апхилл и байкер-кросс, имеют более спортивный оттенок и менее экстремальны, другие, такие как стрит, слоупстайл и дерт-джампинг, предназначены для получения приятных эмоций. Удовольствие от катания в лесу, в горах и скейтпарках, адреналин на трамплинах и городские просторы - все это может вам дать горный велосипед. Попробуйте найти дисциплину себе по душе, поймите, чего больше хочется, и узнайте, что для этого пригодится...
Кросс-кантри (XC)
Пыль во рту, кровь в легких, рваный ритм сердца и еще много миль впереди по непролазному маршруту. Легкая рама, легкая вилка, легкие колеса и длинные шатуны. Под эту категорию попадают велосипеды Rigid, Hardtail, Full Suspension и Soft Tail (расшифровку моделей смотри в статье "Как выбрать горный велосипед"). Навесное оборудование обычно максимально легкое и не предназначено для экстремальных нагрузок. Такой велосипед не должен весить больше 13 кг. Назначение XC-байка - это езда по пересеченной местности на большие расстояния. Кросс-кантри - самый простой и самый распространенный вид горного велосипеда. Этот вид входит в программу Олимпийских игр, и помните: вам понадобятся выносливость, физическая сила и сила воли. Для катания потребуются: шлем, закрывающий верхнюю часть головы, контактные педали и контактные ботинки (повышают эффективность педалирования).
Будут полезны потоотводящее белье и одежда, велоперчатки, а от солнца и несанкционированного попадания мухи в глаз спасут очки с комплектом линз для разного времени суток. Небольшой рюкзак с гидросистемой незаменим в солнечные дни, кроме того, туда можно положить небольшой насос, запасную камеру и энергетический батончик.
Из этой дисциплины вышли лучшие экстремалы, фамилии которых входят в верхние строчки всех МТБ-рейтингов.
Ол-Маунтин (All-Mountain)
Название говорит само за себя (All Mountain в переводе с английского - "предназначенный для катания по всем видам гор"). Это - универсальный велосипед, он тяжелее, чем XC-шный, но и более надежный. Спуск, подъем - вам везде дорога. Вы хотите попробовать все? Пробуйте! Обыкновенно в этом стиле используются велосипеды с прочной рамой и легкой навеской, поэтому конечный вес не должен превышать 14 кг. Такие байки используют в многодневных марафонах, поэтому зима, проведенная в спортзале, будет неплохим подспорьем для велосипедиста, который хочет катать All-Mountain. Из аксессуаров - все то же самое, что и для XC, плюс немного легкой защиты в виде наколенников, и велоперчаток с длинными пальцами.
Апхилл (UH)
Здесь все просто: вы должны подняться вверх по склону с максимально возможной скоростью (uphill - по-английски значит "вверх по горе"). Работа идет на износ, поэтому велосипед должен быть максимально легок - до 10 кг в самый раз. Проблема выбора - хардтейл или двухподвес - решается на рельефе: если рельеф ровный и более гладкий, то тут сильнее выступит хардтейл, ежели на нем много кочек и прочих неровностей, на которых заднее колесо хардтейла будет терять сцепление, сильнее окажется Full Susp, или двухподвес. Защита и другие аксессуары не обязательны, все кидается в топку уменьшения веса. Почувствуйте себя покорителем самых крутых вершин!
Даунхилл (DH), или скоростной спуск
Амплитуды и скорость, обрывы и пролеты, приземление, крутой вираж, полет в никуда… О, вы еще живы? Тогда горы - это ваша стихия! Инъекция адреналина в сердце ждет каждого на вершине!
Название этой велосипедной дисциплины взято из горнолыжного спорта и полностью описывает задачу - съехать с горы как можно быстрее. Здесь поможет велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, весом не более 20 кг (вес здесь так же важен, как и в XC). На легких, но прочных байках мотоциклетного вида "отцы" этой дисциплины могут перепрыгнуть до трех серий трамплинов одним наскоком.
DH-велосипед по-настоящему тяжел: катать на нем просто так, а тем более в гору, представляется достаточно проблематичным занятием. Тут нам на помощь приходят горнолыжные курорты с кресельными подъемниками, где летом выстраиваются специальные трассы для велосипедистов. Не надо брать с собой воду и запасные камеры (все это должно ждать вас внизу). Если вы отвлечетесь во время заезда, то бой будет проигран - в DH борьба идет на доли секунды. На трассе вам больше помогут шлем с защитой подбородка (full face), очки-маска, защитный панцирь, наколенники с защитой голени, перчатки с защитными пластинами, а в некоторых случаях и мотоботы - специальные сапоги, собранные из ударопрочного пластика. И да пребудут с вами сила, контроль и устойчивость!
Фрирайд (FR)
Фрирайд - это свобода во всем, где каждый хочет подняться и уйти за пределы возможного.
Раньше слово фрирайд объединяло все экстремальные направления в МТБ, теперь же это понятие означает свободный спуск с горы вне трасс и тропинок на максимально возможной скорости. Фрирайд возник как чистый фан, удовольствие и противопоставил себя давно существующим дисциплинам, которые в своем развитии опирались на возможность катания только по специально подготовленным трассам. Но это всего лишь жалкое определение такого широкого понятия, которое некогда было взято из сноубординга.
В этой дисциплине преобладают двухподвесы, близкие по конструкции к даунхильным аппаратам, но претерпевающие изменения в зависимости от их назначения. Бывает так, что человек увлекается дроппингом - прыжками со скал с огромной высоты, тогда его велосипед может весить больше 20 кг. Если же человеку просто нравится совершать безумные поступки и не важно, едет он вниз или вверх, то тут нужен велосипед не больше 17 кг. Альпинистские умения и выносливость здесь только приветствуются, потому что подъемники "растут" не везде и на самых интересных участках их, как назло, не водится. Из одежды потребуются: шлем "с подбородком" - фулфейс, полная защита всех частей тела, рюкзак с гидросистемой, а остальная часть экипировки зависит от вашего воображения. И помните: хороший фрирайдер - это старый фрирайдер! Ни пуха вам…
Норт-Шор (NS)
В переводе с английского North Shore значит "северное побережье". Эта дисциплина и вправду появилась на севере, у Тихоокеанского побережья Канады, около портового города Ванкувер. Там, в Кордильерах, фрирайдеры стали строить из дерева различные конструкции, которые помогали им преодолевать интересные участки в горах. Эта гремучая смесь естественного рельефа с деревянными конструкциями делает трассу опасней и интересней. Норт-шор - это трамплины и приземления, узкие дорожки на высоте нескольких метров, качели, проворачивающиеся колеса и прочее, на что только может хватить воображения. В общем, строй лучше - катайся круче, вот девиз поклонника NS. Для этого вида велоэкстрима подойдет любой велосипед с короткими "перьями" для быстрых стартов (см. статью "Из чего сделан горный байк") и хорошей системой амортизации для удачных приземлений. Вес велосипеда зависит от ваших пожеланий, чем жестче катание, тем тяжелее велик. Обычно такое катание не требует серьезной физподготовки, но навыки овладения техникой катания по деревьям придется приобрести!
Поэтому - отжигайте резину, но не словите гвоздя!
Дуал-Слалом (DS), или параллельный слалом
Один из старейших видов велосипедного экстрима, название и идея позаимствованы из горнолыжного спорта. Два спортсмена несутся по разделенной на две части трассе вниз с горы, входят в повороты и преодолевают трамплины. Кто приехал первым - тот и прав. И так - пока не победишь всех, кто встал с тобой перед стартовыми воротами. Но в 2002 году дуал-слалом официально уступил место байкер-кроссу (4Х), о чем ниже.
Байкер-кросс (4Х)
В заезде участвуют 4 человека. Четверки формируются исходя из результатов, показанных спортсменами по итогам прошедших ранее гонок. Стартуют все четыре райдера одновременно на одной трассе, длина которой обычно около 250 метров. Первый и второй участники, пришедшие к финишу, проходят в следующий круг соревнований. В финале встречаются четыре сильнейших райдера, которые соревнуются за первые четыре места. Перед финальным заездом проводится малый финал для проигравших в полуфинальных заездах. В нем распределяются места с 5-го по 8-е.
Зрителям на заметку: в процессе прохождения дистанции возможен некоторый ненамеренный контакт между гонщиками на трассе, который не будет наказан в случае, если он не противоречит духу честной борьбы и спортивному отношению к соперникам. Такие правила, конечно, добавляют зрелищности и массовости этому виду спорта. В 4Х должны использоваться широкие трассы, что оставляет много пространства вашей фантазии. Тут очень пригодятся реакция и хорошие спринтерские качества, так как лидерство обычно разыгрывается на старте, а затем удерживается на протяжении всей гонки. Не забудьте подобрать правильный велосипед: это должен быть хардтейл с укороченной верхней трубой и короткими задними перьями, легкой навеской, контактными педалями и накатистыми покрышками. Все это уменьшит время разгона, который так важен в этой дисциплине. Вес спортивного снаряда не должен зашкаливать за 12 - 13 кг. К аксессуарам надо подходить очень внимательно, это, конечно, не даунхилл, но уже и не кросс-кантри. Так что потребуется надеть "котелок", очки, наколенники и налокотники. Так как заезд проходит в течение одной-двух минут, рюкзак и прочие прибамбасы не нужны. Изучите трассу, пройдясь по ней пешком, затем сделайте пару упражнений для разогрева мышц и задайте перцу!
Триал (TR)
Прыгайте с высоты, скачите на заднем колесе, запрыгивайте на постаменты, крутите "градусы" и пробуйте стать кошкой. На соревнованиях по триалу, главная задача - пройти трассу быстрее остальных. Обычно полосу препятствий составляют из различных предметов, как-то: машин, шин от грузовиков, валунов, стройматериалов и даже настоящих или искусственных водопадов. Судьи должны внимательно следить за тем, чтобы спортсмен не касался ногами трассы.
У триального велосипеда можно выделить такие особенности: рама - максимально низкая с укороченными задними перьями и вытянутым передним треугольником, седла часто нет, рама очень легкая и жесткая; колеса широкие и не тяжелые. Также используются жесткие или легкие амортизационные вилки. Велосипеды данной категории всегда отличаются завидно маленьким весом, иногда даже в ущерб прочностным качествам. Хороший велосипед с 26-дюймовыми колесами будет весить около 9 кг. Из экипировки тут пригодятся легкий шлем, защита голени, перчатки и скейтерские кеды с широкой подошвой.
Так что если вы не хотите использовать велосипед как средство передвижения и вас манит мир трюков, то стоит задуматься над покупкой именно триального велика.
Дерт-джампинг (DJ)
Ты летишь по лесу на велосипеде и вдруг взмываешь в воздух, отпускаешь руль, а затем ноги (исполняя таким образом трюк nothing)… Мгновение свободного полета, земля уже приближается и ты хватаешь руль, ставишь ноги на педали и перед тобой появляется следующий "верблюд". Это не о зоопарке. Верблюдом (или "дертом") называется трамплин, разделенный на вылет и приземление, между которыми - пустота (потому что всем лень нести еще 40 ведер земли из-за такого трусишки, как ты). Чтобы начать заниматься этой дисциплиной, необходимо иметь рядом лесопарковую зону. Необязательно с готовыми дертами - их можно построить самому. Поверьте, если отнестись к этому с умом и конструкторской мыслью, это может захватить вас больше, чем само катание. Ваш велосипед должен напоминать BMX: хардтейл с одной передачей (синглспид), без амортизационной вилки, без переднего тормоза - чтобы исполнять трюк с вращением переднего колеса, широкие педали-"топталки" для BMX, широкие покрышки, и т. д. Вес в этой дисциплине некритичен, многие производители с целью экономии ваших денег и увеличения прочности велосипеда выпускают рамы из стали. В первое время тяжело почувствовать себя в воздухе, и тяжелый велосипед как нельзя самый лучший помощник - есть за что "уцепиться". Хотя в определенный момент захочется взлетать выше и дальше, тут-то все опять начинают задумываться о весе.
Особой выносливости или силовых качеств дерт не требует, единственный совет - начинать с небольших трамплинов и помнить главное правило: "Убрался - отполз", чтобы не мешать получать удовольствие остальным. Из экипа вам помогут "котелок", наколенники, хорошие перчатки с длинными "пальцами" и скейтерские кеды. Можете принести с собой бутылку воды, прыгать с ней совсем необязательно, а вот друзьям она поможет утолить жажду. Охота уже началась.
Стрит (Street)
Ты несешься по раскаленному от напряжения городу, вокруг тебя пробки из машин, толпы людей, но ты знаешь, кто хозяин этих улиц и как со всем этим справиться. Слева - "забитая" дорога, справа - полный народа тротуар. Твои глаза ищут выход, и ты делаешь прыжок и едешь по стене…
Стрит - пока еще не дисциплина, но это уже довольно распространенный стиль катания. И большинство байкерского народа в городах стараются ездить именно так. Свое начало и название стрит берет от BMX: ребятам на горных велосипедах понравилось запрыгивать и пускать искру с перил и парапетов, прыгать с лестниц, заезжать на стены и вообще всячески покорять городской рельеф, прибавляя к этому различные МТБ-трюки.
Для этих целей используются хардтейлы наподобие моделей из байкер-кросса и дерт-джампинга. Хотя сравнительно недавно появился новый вид стритовых велосипедов, у которых рамы и шатуны сделаны из стали, для большей прочности и "неубиваемости" при скольжениях по перилам и во время случайных падений. Колеса для лучшей управляемости уменьшены с 26 дюймов до 24, вес такого велосипеда доходит до 14 кг. В этом стиле вам пригодятся навыки из норт-шора, триала и дерт-джампинга. Среди стритерской тусовки модно кататься в casual стиле в вперемешку со скейтерской и heavy-metal символикой. Народ ездит без защиты, но это не значит, что они кидаются в омут с головой и не просчитывают каждый свой шаг, соизмеряя уровень своего профессионализма и опасность ситуации.
Ночь - хороший друг любого стритера, особенно в больших городах, где ночью меньше машин и нужные места ярко освещены. Попробуй новое измерение, набери свою неповторимую коллекцию трюков. Все это ждет тебя прямо за твоим окном…
Слоуп Стайл (SS)
Этот стиль пришел к нам из сноубординга, и это что-то совсем сногсшибательное. Представьте трассу, которая включает норт-шорные конструкции, фрирайдные обрывы, триальные препятствия и "верблюды" из дерт-джампинга, переходящие в уличные темы стрита (например, грузовики и машины). А заключает все это дело халф-пайп, взятый из зимних видов спорта. Да, тут победит сильнейший - тот, кто смог освоить все предыдущие стили и взять из них самую соль. На соревнованиях судьи смотрят не на время прохождения трассы, а только на стиль, качество, красоту, разнообразность и даже на актуальность тех или иных трюков. Таких соревнований проводится немного, но они существуют, собирая огромные толпы зрителей, это: Red Bull Rampage, Adidas Slopestyle и Crankworx Slopestyle. Велосипеды используются разные - если вылеты достаточно велики, то подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то "велос" для стрита - в самый раз. Вращения, флипы, скольжения (грайнды)… Придумай, как обмануть гравитацию, и сможешь подняться над обыденностью!
Вот вы и знаете про все двенадцать видов катания на велосипеде. Выбирайте любой, все они заслуживают уважения и серьезного подхода. В целях предосторожности, никогда не повторяйте трюки, которые выполняют другие райдеры, не попробовав их заранее в безопасном месте и с меньшей амплитудой. Не делайте необдуманных поступков, держите ситуацию под контролем. Всегда лучше опомниться и уйти от опасности заранее, чем потом проводить время в компании дедуль со сломанной шейкой бедра. Пользуйтесь защитой и найдите себе товарища или инструктора, который вам поможет и объяснит азы. Купив себе стритовый велосипед, ни за что не говорите, что кросс-кантрийщики "сосут лапу" по сравнению с ребятами, гоняющими стрит или слоуп. Также нельзя говорить, что кросс-кантри - единственный олимпийский вид, поэтому остальные лишь дышат пылью вдогонку. Уважайте всех двухколесных братьев и помните, еще 10 лет назад маунтинбайки почти не отличались друг от друга…
Для того что бы начать кататься на велосипеде по бездорожью нужен хороший байк, а что бы знать как его выбрать и предназначена эта статья!
«Зачем нужен горный велосипед если живешь в городе?» – чаще всего задают люди не понимающие ничего в этом. Но, не редкость в том, что название не совсем подходит содержимому: горный велосипед прекрасно управляется на асфальте, и также хорошо ведет себя на дорогах с частыми спусками и подъемами. Конечно, горный байк не успевает за шоссейным на ровной и гладкой поверхности, но МТВ плевать если он встретит яму или выбоину. Так что если вам нужен надежный велосипед, то именно маунтинбайк должен стать им.
Простой пример: вы решили покататься по местному лесопарку или выехать за город. «Асфальтовый» велик не позволит вам этого сделать, ведь там нет глубокого рисунка протектора на покрышках и прямого руля для уверенной езды. В то же время, передвигаясь по шоссе на горном велосипеде, дискомфорт отсутствует как таковой. Главный недостаток заключается в том, что маунтинбайк не позволит развить максимальную скорость.
Итак, если вы: предпочитаете велотуризм; часто ездите по плохим дорогам; ищете универсальный байк,
МТВ станет лучшим вариантом. Теперь давайте разбираться в особенностях выбора горного велосипеда.
Каждому – свое: определяемся с габаритами модели
Прежде чем смотреть на количество передач велосипеда, его тормозную систему или оценивать фирму-производителя, нужно ограничить круг поиска идеальной для вас модели. Для этого первым делом определитесь с физическими параметрами байка.
Здесь ключевой момент состоит в выборе размеры рамы, длина которой непосредственно зависит от вашего роста. Существует стандартная таблица ростовок для горного велосипеда.
Как видно из таблицы, во всех соседних пунктах происходит стык ростовок, что обусловлено ориентацией на разные стили езды. Например, если ваш рост составляет 175 сантиметров, и вы предпочитаете агрессивную езду, во избежание травм «19-й» раме лучше предпочесть «18-ю». Для райдеров, которые предпочитают спокойные, размеренные поездки, бо́льшая рама считается более приоритетной.
Теперь следует определиться с диаметром колес. Чаще всего на рынке встречаются модели с 26- и 28-дюймовыми колесами. Последние характеризуются массивным ободом, отличным сцеплением с поверхностью, медленным разгоном, но значительным импульсом. Они порядком влияют на вес маунтинбайка, поэтому не слишком подойдут для резкой и маневренной езды.
«26-е» колеса – полная противоположность «найнеров»: обладая большим накатом, они идеальны для велосипедных марш-бросков на значительные дистанции и гонок на ровной местности.
Хардтейл, двухподвес или какая конструкция МТВ нужна мне?
Классический горный велосипед оборудуется только передней амортизированной вилкой без заднего подвеса. Отсюда и название «хардтейл», которое с английского дословно переводится как «жесткий хвост». При изготовлении рамы для этих байков чаще всего используются алюминиевые сплавы, обеспечивающие легкий вес модели. На велосипедах вроде Cannondale Trail 6 одно удовольствие кататься по лесным тропинкам, паркам и пересеченной местности в целом.
Двухподвес рекомендуем выбирать ценителям комфортной езды: задняя амортизация даст о себе знать при езде по гравию или камням, при спуске с холмов и гор. Правда, стоимость действительно качественных байков с парой амортизаторов значительно превышает цену хардтейлов с аналогичным обвесом. Это обусловлено наличием гидравлических тормозов. Отметим, что двухподвесы вроде Bergamont Fastlane Team и GHOST RT Actinum 5700 окажутся комфортными в эксплуатации для людей, у которых есть проблемы с позвоночником.
Смотрим на трансмиссию и тормоза
К трансмиссии любого велосипеда принято относить переднюю и заднюю перекидку, ручки переключения передач (манетки), передние и задние звезды. На стоящих моделях устанавливается обвес производства Shimano линейки Alivio и выше (Deore, Deore LX, SLX, Deore XT, XTR). Также производством качественных компонентов занимается компания Sram.
Выбирая нужную передачу на маунтинбайке, вы легче преодолеете подъем, лучше пройдете пересеченную местность или увереннее будете держаться на шоссе. Спереди в большинстве случае располагается 3 передачи сзади – от 3. Мы рекомендуем выбирать модели минимум с 8 задними звездами, лучше с 9 или 10. Большее количество скоростей (от 24) позволит установить полный контроль над характером поведения МТВ на том или ином покрытии.
И немного о тормозах. Они бывают ободными, дисковыми механическими и дисковыми гидравлическими. Ободные (они же вибрейки) гарантируют нормальную работу только по сухой погоде, а если вдруг колесо начинает ходить «восьмеркой», тогда на вибрейки можно не надеяться. Гидравлика обеспечивает практически моментальную остановку после легкого нажатия тормозной ручки, но в их регулировке разберется только опытный райдер. Дисковые механические – самый оптимальный вариант: они надежны и в дождь, и в грязь, и даже когда колесо ведет себя неустойчиво из-за ослабления натяжки спиц.
Резюмируем
Горный велосипед – наиболее универсальный байк, который призван покорять плохие дороги, но весьма неплохо стоит на асфальтированном покрытии. При выборе велосипеда, изначально определитесь с размером рамы и диаметром колес, затем – общей конструкцией модели и только потом обращайте внимание на трансмиссию и тормоза. Неплохим начальным маунтинбайком станет велосипед вроде Cronus Holts 340 – хардтейл с дисковыми механическими тормозами, 27 скоростями и рамой из алюминиевого сплава.
По материалам: technoportal.ua
Горный велосипед, или велосипед MTB (от английского mountain bike), — это, безусловно, самый распространённый вид транспорта сегодня. Он эргономичен, обладает колоссальной проходимостью (даст фору современным внедорожникам премиум-класса) и позволяет испытать уникальные впечатления. И при всём этом он очень доступный. Горный велосипед — это образ жизни.
Истории появления маунтинбайков
Существует множество легенд насчет того, как появился велосипед MTB. Так как произошло это в эпоху корпораций и индустриального общества, каждый кто может тянет одеяло на себя, поэтому точную «родословную» горного велосипеда составить невозможно.
Самая распространённая теория гласит, что горный велосипед появился вследствие того, что горнолыжные курорты простаивают несколько месяцев в году. И вот некий Гарри Тёрнер, основатель бренда GT, создал для этой цели велосипед с толстыми колёсами и могучей рамой, взяв за основу обычный дорожник. Но такой велосипед мог только успешно спускаться с гор, но не подниматься. Так, велосипеды горные MTB обзавелись своеобразной
Также есть еще одна легенда происхождения горных велосипедов. Она гласит, что появлением этих двухколёсных чудес человечество обязано велосипедистам Калифорнии. Лихачи тех краёв очень любили ездить по горам на мотоциклах и велосипедах, но однажды по инициативе экологов езда в на моторизированных средствах была запрещена, и еще больше людей стали использовать велосипеды. Шоссейники тех времён начали постепенно мутировать в покорителей гор. У истоков этих процессов стояли Джо Бриз, Марк Вендетти и Отис Гай — заядлые велосипедисты тех времён.
Какой бы правда ни была, а привело всё к тому, что примерно в 1979 году появился термин ATB (all-terain bike — вседорожный байк), который позже превратился в MTB (mountain bike — горный байк).
Структура и классификация горных велосипедов
Классический велосипед MTB отличается слегка уменьшенными и утолщёнными колёсами — 26 дюймов в диаметре и два дюйма в ширине. Рама маунтинбайков спроектирована таким образом, чтобы от педалей до земли было как можно большее расстояние, чтобы можно было преодолевать разные неровности. В довесок ко всему этому горные велосипеды оснастили дисковыми тормозами и расширенным количеством передач (на все случаи жизни). Создавали велосипед для гор, а получился универсал, на котором можно и по шоссе летать, и горы покорять. Этим объясняется колоссальная популярность данной «породы» велосипедов.
Современные маунтинбайки делятся на категории по виду подвески. Первый тип, который мы рассмотрим, будет ригид — бесподвесный велосипед. Он не раскачивается подвеской по ходу езды и обладает поразительно лёгким ходом. Профессионалы это очень ценят, но новичкам и просто любителям стоит посмотреть на другие типы конфигурации подвесок, ибо ригид им может показаться слишком жестким.
Велосипеды MTB, фото которых представлены ниже, имеют различные типы подвески. В первом случае это бесподвесный ригид.
Например, хардтейл. Это велосипед с одной только передней подвеской. Согласно отзывам, это идеальный вариант для ездоков всех классов. Они лёгкие, дешевые и легко управляемые. Дополнительная амортизация повысит комфорт езды, при этом не нарушив эргономические характеристики велосипеда. И любители, и профессионалы сходятся во мнении, что хардтейл — самый сбалансированный
Есть еще вариант с двумя подвесками (так и называется — двухподвес), но, откровенно говоря, велосипедисты их невзлюбили. Отзывы свидетельствуют, что сильная амортизация создаёт сильную раскачку каркаса, что очень затрудняет педалирование и ускоренно изнашивает цепь. А еще они тяжелые (20-23 килограмма для двухподвеса — это классика) и дорогие. Да, есть и дешевые, но они сделаны из пластилинового металла, который разваливается от одного падения. Дорогой двухподвес — идеальный велосипед на все случаи жизни, но он должен быть по-настоящему дорогим. Вы никогда не услышите, как профессионал жалуется на велосипед ригид, а вот двухподвесы обросли уже массой негативных отзывов.
Выбор и обкатка велосипеда
Велосипеды горные MTB очень непросты в своей конструкции. Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к выбору «коня», следует еще посмотреть на другие его аспекты.
Тормоза
Их всего два вида — классический ободной V-Brake и, так сказать, неоклассический дисковый тормоз. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Тормоз V-Brake лёгкий и дешевый. Его просто ремонтировать. Пользователи говорят, что детали для него можно найти в любом городе. Недостатки - недолговечность и возможное деформирование обода. Также при установке тормозов такого вида следует учитывать (и не на все размеры можно найти тормоза). Но на классический велосипед MTB 26 дюймов найдется всегда. Отзывы советуют не использовать такой вид тормозов для экстрима, зато для мирных прогулок по шоссе и лёгкому бездорожью они подойдут идеально.
Дисковые тормоза — это полная противоположность ободным. Они дорогие, тяжелые, сложные в эксплуатации (особенно гидравлические) и ультранадёжные: колесо останавливают намертво. Кроме того, очень долговечные и, однажды правильно настроив, можно будет о них забыть. При езде по холмам и ухабистым лесным дорогам без таких тормозов не обойтись, но для обычной дорожной езды это будет дорогим излишеством. Отзывы велосипедистов-любителей на такого рода тормоза не слишком лестные, ибо, однажды случайно повредив их, придется приготовиться к тратам денег и, как правило, нервов.
Трансмиссия
Здесь всё намного проще. Профессионалы доверяют трансмиссиям фирм Shimano и Sram. У этих производителей можно найти «втулки» (так иначе называют трансмиссию) всех ценовых сегментов.
Велолюбители отмечают, что количество скоростей для любительской езды не важно — хватит и 12 на все случаи жизни. Для более изощрённой и экстремальной езды потребуется 21-27.
Обкатка
Новый велосипед может вести себя не так, как хотелось бы. Могут трансмиссия может чирикать, как сверчок, и многое другое. Как правило, причина всему этому то, что детали еще не притерлись между собой.
Искушенные велотуристы предупреждают: не стоит отправляться в далекий путь на следующий день после покупки велосипеда! Покатайтесь на нём с неделю по ближайшим территориям, чтобы детали как следует притёрлись между собой.
Стиль езды
В зависимости от назначения вашего будущего болида стоит подбирать его комплектацию.
Внедорожные велосипеды — это те велосипеды, которые мы видим каждый день на улице. Они могут всё понемногу. На таком можно и в турне по родной стране отправиться, и горные просторы рассекать. Запчасти для MTB-велосипедов такого вида доставать проще всего.
Кросс-кантри велосипеды дороже своих «сородичей». Они обладают прочной лёгкой рамой и, как правило, двумя подвесками. Их главное предназначение — быстрая езда по пересеченной местности. Велосипед Oskar Jetix MTB 26 — яркий представитель бюджетного класса кросс-кантрийных велосипедов.
Следующий тип — даунхилл и фрирайд. Такие велосипеды очень надёжны и неповоротливы. Они идеально подходят для спуска с горы, но для всего остального они приспособлены очень плохо. Прежде чем спуститься с горы, этот велосипед нужно на неё затащить.
Обобщая отзывы опытных велосипедистов, можно посоветовать следующее: велосипед должен быть экстрапрочным, ибо ему придется переживать столкновения с многочисленными кочками на скорости примерно 100 км/ч!
Велосипеды MTB Dirt, несмотря на своё «грязное» название, приспособлены вовсе не для болот. Их назначение — прыжки и трюки.
Велосипедная рама
Сразу оговоримся, что для мирных и дальних поездок стоит покупать велосипед MTB со стальной рамой. Она дешевая, прочная и никогда не ломается внезапно: о грядущей поломке стальная рама предупреждает своего владельца трещинами.
Алюминий — отличная альтернатива стали. Он легче и немного дороже. Жителям квартир стоит подумать именно об
Собственно выбор велосипеда
- Ниже 300 $: за эти деньги стоит покупать либо ригид, либо хардтейл-велосипед MTB. Но лучше иметь в резерве еще долларов 50, ибо, скорее всего, некоторые детали придется заменить. На велосипеде такой категории стоит неделю покататься, а потом заменить то, что отвалилось. Таким образом можно сэкономить немного денег ценой собственного времени и получить вполне годный велосипед.
- 300-900 $: в этом диапазоне обитают все виды велосипедов, которые мы рассматривали выше. За эти деньги можно купить хороший и лёгкий хардтейл или ригид с качественными комплектующими. На таких велосипедах можно смело отправляться в путешествия на дальние расстояния. Покупать двухподвесы рекомендуется только с отметки в 500 $, и то нужно при этом тщательно присматриваться к каждой мелочи.
- 600-1000 $: это велосипеды полупремиум-класса. Они в полной мере соответствуют требованиям к своему классу. MTB bike-велосипед за эти деньги будет лёгким и надёжным. За ним потребуется минимальный уход, и он всегда будет готов к самым разным турне: хоть в дождь, хоть в зной, хоть в слякоть. Это предел любителя, дальше идут профессиональные велосипеды.
- 1000-2500 $: велосипеды для соревнований и показательных выступлений. Такие кони ультралёгкие, прочные и быстрые. Для покупать что-то дешевле просто нелепо и нерационально.
Опытные велосипедисты поучают: нижняя граница цены более-менее приличного горного велосипеда находится на уровне 500 $.
Перед покупкой обязательно совершите тестовую поездку, а также выделите долларов 20 на ремонтный комплект! Попутного вам ветра!
Маунтинбайк – велосипед, специально разработанный и выпускаемый для езды вне дорог. Обладая специальными возможностями, маунтинбайк легко проходит там, где обычным велосипедам проезд заказан.
Маунтинбайк, в общем, универсальный велосипед. Помимо прямого своего предназначения для езды вне дорог, на нем можно с комфортом передвигаться по шоссе, по городским дорогам, по треку. Правда, из-за своей специальной конструкции он стоит дороже своих собратьев.
Особенности маунтинбайка
Горный велосипед маунтинбайк, что понятно по его предназначению, снабжен:
- более прочной рамой, имеющей трапециевидное очертание;
- мягкой амортизационной вилкой;
- задней подвеской (правда, эта опция присутствует лишь е его некоторых модификациях, выпускаемых для определенных дисциплин) ;
- поднятой кареткой, что увеличило дорожный просвет у велосипеда до уровня с втулками;
- толстыми покрышками, у которых выпуклый и зацепистый протектор;
- более прочными колесами.
Кроме того, большинство модификаций маунтинбайка имеют вынесенный вперед руль (5…12 см относительно рулевой стойки). Цепная передача горного велосипеда, благодаря имеющемуся переключателю скоростей, может обеспечить пониженную передачу, облегчающую путешественнику или спортсмену легче преодолевать крутые подъемы.
Вес маунтинбайка, несмотря на использования самых современных материалов (углепластик, полимеры, титан, алюминий) в конструкции, составляет 8…20 кг. Самые легкие велосипеды (8…12 кг) выпускаются для велосипедистов-профессионалов, занимающихся спортом и выступающим на различных соревнованиях. Машины в 15…17 кг из бюджетного сектора; это самая многочисленная и раскупаемая обычными потребителями модификация. Велосипеды, используемые в дисциплине скоростного спуска с гор, достигают веса 20 кг, что объяснимо особыми требованиями к прочности и надежности изделия, подвергающегося сверхнагрузкам.
Практически у всех горных велосипедов современные дисковые тормоза. Они бывают механическими (передача усилий производится через трос) и гидравлическими (в конструкции предусмотрена гидролиния, заполненная тормозной жидкостью). Из последних нововведений: в 2010…2014 гг. установлен стандарт на размеры колес горных велосипедов. Для обычных это 27,5 дюймов (ранее 26 дюймов), для «найнеров» – 29 дюймов.
Разнообразие модификаций горных велосипедов отражается и на их цене. Она составляет 17…900 тыс.руб. Зависит от использованных в конструкции материалов, присутствием дополнительных или отсутствием традиционных опций и пр.
Виды маунтинбайков
Сегодня производители выпускают разные модификации горных велосипедов. Это связано с их прямым предназначением, с требованиями к технике при использовании велосипеда в конкретных дисциплинах. В частности, у них может быть разным ход амортизаторов, размеры колес, конструкция рамы, тип сборки.
На рынке присутствуют горные велосипеды для занятий:
- велотриалом, в котором преодолевают естественные и искусственно созданные препятствия;
- дертом или прыжками по трамплинам и выполнением при этом трюков;
- стритом, представляющим экстремальное катание по городским улицам, искусственным объектам;
- слоупстайлом: состоит в преодолении трассы, устроенной на склоне возвышенности или горы; катание включает элементы других дисциплин, в частности, дерта, норд-шора, даунхилла;
- кросс-кантри или скоростной ездой вне дорог;
- параллельным слаломом и байкер-кроссом: дисциплина предполагает одновременный и параллельный спуск с возвышенности нескольких гонщиков; при движении они могут вести контактную борьбу один с другим;
- скоростным спуском, называемым еще даунхиллом;
- фрирайдом – катанием по сложной местности; препятствия на трассе для маунтинбайка могут создаваться искусственно;
- all mountain – пересечением несложной пересеченной местности и пр.
История маунтинбайка
Кто из изобретателей стоял у истоков горных велосипедов сказать затруднительно. К созданию маунтинбайка причастны многие инженеры, которые, придумывая различные приспособления, постепенно превратили обычный шоссейный велосипед в аппарат, способный выдерживать экстремальные нагрузки горных трасс.
Из известных исторических фактов известно следующее:
- 1970-е гг.: в штате Калифорния запрещена езда моторизованных средств за пределами дорог; в ответ любители катаний по пересеченной местности стали использовать велосипеды;
- в это же время у молодежи появилось новое увлечение, связанное с экстремальным спуском с гор (даунхилл); проводились такие соревнования в горах Тамальпас, расположенных в округе Марин;
- на этих же соревнованиях впервые стали использовать велосипеды-балунеры с широкими покрышками, достигающие размера в 26 дюймов; они значительно облегчали спуск с гор;
- среди первых балунеров большей популярность пользовались Schwinn Excelsior, у которых была прочная рама, одна передача и втулочные тормоза; весили такие велосипеды более 20 кг;
- 1973 г: Рас Махон добавил к балунеру переключатель передач ступенчатого типа;
- 1974 г: Чарль Келли и Гари Фишер впервые использовали на гонках балунеры, имеющие и переключатели передач, и барабанные тормоза, тормозные ручки которых были взяты от мотоциклета;
- далее балунеры претерпевают значительные переделки и усовершенствования: меняется геометрия руля, появляется низкая и прочная рама, широкие колеса, система переключений скоростей, ободные тормоза, амортизационные вилки; появляется современный маунтинбайк;
- 1982 г: на рынке появились первые серийные маунтинбайки; выпустил их Майк Синьярд на своей фирме Specialized;
- дальше развитие горного велосипеда свелось к его облегчению, к увеличению функциональности и надежности; достигалось это применением к раме, деталях сплавов алюминия, титана;
- 1990-е гг.: у маунтинбайка появились гидравлические тормоза, которые поставила на велосипед компания Sachs;
- 1980-е гг.: начало бурного развития спортивной истории горного велосипеда; образуется первая ассоциация в США, которой любители маунтинбайка обязаны первым официальным соревнованиям с использованием таких велосипедов;
- позже маунтинбайки стали завоевывать Европу, другие континенты; те же 1980-е гг. стали временем создания Международной федерации маунтинбайка (IMBA) ;
- 1990 г: первые соревнования, которые связаны с горными велосипедами и дисциплинами;
- 1993 г: включение дисциплины кросс-кантри на горных велосипедах в Олимпийские игры.
Горные велосипеды постепенно вытеснили с рынка большую часть других моделей. Сегодня их доля в продажах превышает 80%.
Виды соревнований
Маунтинбайк чемпионат мира сегодня проводятся по двум дисциплинам: скоростному спуску (даунхиллу) и езде по пересеченной местности (кросс-кантри). По другим дисциплинам организуются соревнования более низкого масштаба. Хотя интерес к ним не меньший и у велосипедистов, и у болельщиков.
Правила маунтинбайка
Правила проведения соревнований по маунтинбайку приведены на сайте http://www.uci.ch/templates/UCI/UCI2/layout.asp?MenuId=MTkzNg&LangId=1 , принадлежащем Международному Союзу Велосипедистов (UCI). В частности, в разделе четвертом изложены правила проведения соревнований по горному велосипеду.
В разделе содержится десять глав, каждая из которых посвящена одному из вопросов. К примеру:
- первая глава посвящена общим вопросам проведения соревнований по маунтинбайку; в ней определены какие виды гонок проводятся в этой дисциплине, кто может принимать в них участие, по каким трассам они проводятся и пр.; например, в параграфе «Типы гонок» определено, что кросс-кантри может быть олимпийским, марафоном, из пункта в пункт, шорт-трек, с раздельным стартом, командной гонкой, многодневной гонкой; то же имеется и для других дисциплин;
- вторая глава конкретно описывает требования к соревнованиям по кросс-кантри: по особенностям гонок, по трассам и их разметке, по зонам финиша и старта, по техпомощи, по безопасности и пр.;
- третья глава – раздел, посвященный соревнованиям по даунхиллу с конкретным описанием всех требований к трассе, помощи, безопасности и пр.;
- четвертая глава – все вопросы, которые встречаются при проведении соревнований по 4х;
- шестая глава посвящена правилам проведения многодневных гонок;
- седьмая глава рассматривает вопросы чемпионата по маунтинбайку, проводимого по категории «Мастерс»;
- восьмая глав посвящена организации Кубка Мира;
- девятая глава содержит классификацию по UCI;
- десятая глава посвящена комплектации команд по маунтинбайку.
Выбираем маунтинбайк
Как указано выше, сегодня рынок заполнен разнообразными модификациями горных велосипедов. Поэтому, решив приобрести маунтинбайк, прежде всего стоит определиться со стилем и условиями, в которых вы будете его эксплуатировать. Кроме того, необходимо оценить и свои финансовые возможности, ведь разброс цен на горные велосипеды большой и составляет 150…7000 долларов США.
В последнем помогает то, что производители выпускают велосипеды для конкретных условий эксплуатации еще и по классам. Последние отличаются материалом, который использован в раме, в деталях изделий, количеством дополнительных опций. И, соответственно, стоимостью. Хотя нужно знать, что цена достаточно хорошего горного велосипеда имеет определенную нижнюю планку. Покупать маунтинбайк стоимостью ниже ее – все равно, что выбросить деньги на ветер.
Последнее, на примере велосипеда для кросс-кантри: велосипед для этой дисциплины стоит в России 7,5…10,5тыс.руб. Значит, если вы встретили изделие стоимостью ниже 7,5 тыс.руб., то к нему нет смысла даже прицениваться. Такой маунтинбайк будет менее надежным, чем «правильный» велосипед для кросс-кантри.