Блог
909 0

Что такое тяжелая атлетика для детей. Можно ли детям заниматься со штангой? Польза тяжёлой атлетики

Что такое тяжелая атлетика для детей. Можно ли детям заниматься со штангой? Польза тяжёлой атлетики

Зож

04.12.2018

www.сайт www.сайт

Этот вид спорта основан на поднятии каких-либо тяжестей. Чаще всего ими выступают гиря или штанга. Подразделение на категории происходит по полу и весу спортсмена. Профессионально он стал развиваться ещё в ХХ веке, но до сих пор пользуется популярностью как среди женщин, так и среди мужчин.

Общеизвестно, что занятия тяжёлой атлетикой полезны тем, что способствуют эффективному поддержанию общего тонуса организма. Тяжелоатлеты-культуристы, питающиеся и занимающиеся правильно, здоровы и выносливы, имеют красивый мышечный рельеф. Но кроме того существует немало опасений по поводу того, как тяжёлая атлетика влияет на здоровье. Возможность получить артриты, артрозы, межпозвонковую грыжу, сорванную спину, изношенное сердце в ходе занятий для оздоровления не прельщает. Давайте разбираться с тем, действительно ли настолько серьёзно и негативно влияние на здоровье тяжёлой атлетики.

Тяжёлая атлетика для детей: польза или вред

Силовые тренировки подразумевают поднятиебольших весов. Поэтому детей в возрасте до семи лет не рекомендуют отдавать на занятия. По достижении этого возраста, если ребёнок уже самостоятелен, способен слушать указания тренера, придерживаться правил техники безопасности, занятия вполне могут стать прекрасным вариантом. Если ребёнок заинтересован в данном виде спорта, ему будет полезно узнать, как тяжёлая атлетика влияет на рост мышц. Пусть до 12-14 лет его основной задачей будет именно наращиваниемышечной массы.

Влияет ли тяжёлая атлетика на рост? Этот вопрос часто задаётся детским тренерам, поскольку существует такая точка зрения: силовые аэробные нагрузки способствуют прекращению роста. Согласно как последним исследованиям, так и опыту спортсменов, тренировки с адекватной нагрузкой, начатые в возрасте от восьми лет, не оказывают негативного влияния на рост, не тормозят его. Утверждение о том, что тяжёлая атлетика влияет на рост, надёжно опровергнуто.

Вред от занятий может быть только в двух случаях: неправильная техника выполнения упражнений или наличие противопоказаний. Ими являются какие-либо проблемы со спиной, повышенное давление, заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушения зрения. Даже если у Вашего ребёнка нет ни одной из данных проблем, мы рекомендуем обязательно проконсультироваться с врачом перед началом занятий.

А за правильностью выполнения упражнений должен следить грамотный тренер. Очень важно не допускать чрезмерной нагрузки на неокрепшие кости, мышцы или связки детей. Лучше выполнять большое количество упражнений с небольшой штангой или вообще собственным весом.

Преимуществ же правильных силовых тренировок масса. Вот лишь основные из них:

  • Увеличение выносливости;
  • Наращивание мышц, повышение их силы;
  • Укрепление костей, суставов, связок;
  • Ускорение обмена веществ;
  • Поддержание стабильно нормального уровня веса, давления, холестерина;
  • Поднятие самооценки, чувства достоинства.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотные занятия тяжёлой атлетикой схорошим тренеромположительно скажутся на самочувствии и состоянии даже самого юного спортсмена.

Польза тяжёлой атлетики

Мы разобрали плюсы и минусы занятий этим спортом для детей. Теперь отметим, чем полезна тяжёлая атлетика для взрослых:

  1. Похудение, нормализация веса.Регулярные тренировкиспособны не только формироватькрасивое теловнешне, но и способствовать этому изнутри. Доказано, что занятия тяжёлой атлетикой эффективно ускоряют обмен веществ. Конечно, тренировка сжигает очень много калорий, не давая жиру отложиться на проблемных местах.
  2. Борьба со стрессом. Тренировка способна снять стресс, ликвидировать депрессивное состояние, повысить настроение, помочь переключиться на другую волну после напряжённого дня.Последние исследованияговорят, что тренировки не реже, чем два раза в неделю, снижают уровень кортизола - гормона стресса - в 2-3 раза!
  3. Улучшение качества сна. Силовая тренировка способна неплохо снять нервное напряжение, как следствие - нормализовать сон.
  4. Профилактика проблем со спиной и поясничной областью. Тренировки укрепляют мышцы кора, которые в свою очередь поддерживают позвоночник, формируют осанку. Чем они сильнее - тем меньше вероятность возникновения различных застойных процессов, негативно сказывающихся на здоровье.
  5. Укрепление сердечно-сосудистой системы. Тренировки способны понижать давление, ускорять кровообращение и повышать выносливость в целом.
  6. Улучшение работы мозга и конгитивных функций. Одно из самых новых исследований принесло весьма впечатляющие результаты. Оказалось, чтосиловые тренировкисущественно влияют на ассоциативную память и на организационные функции. А оба эти процесса очень чувствительно относятся к старению и нейродегенерации: вырождению нейронов, происходящем, например, в начале развития болезни Альцгеймера.

Исходя из этого, сделаем вывод: польза тяжёлой атлетики для мужчин и для женщин очень велика. Главное - грамотно, с умом подходить к тренировкам, не забывая о соблюдении техники безопасности.

Вред тяжёлой атлетики

Нужно отметить те ситуации, когда тяжёлая атлетика действительно несёт вред для здоровья. Это происходит в следующих случаях:

1. Занятия при наличии противопоказаний.

Перед началом тренировок необходима консультация врача даже в том случае, если Вы не обнаружите у себя ничего из перечисленного ниже. Заболевания, при которых занятия запрещены или рекомендуются под наблюдением медицинского специалиста:

  • любые нарушения органов зрения;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • повышенное или пониженное давление;
  • нарушения физического развития;
  • травмы головного мозга;
  • заболеваниянервной системы, нарушения психики;
  • хронические заболевания, такие как эпилепсия;
  • нарушения костной системы, в частности - травмы или боли в спине или пояснице;
  • для девушек и для женщин - ограничения в занятиях в зависимости от фазы менструального цикла.

2. Слишком большая неадекватная нагрузка без предварительной разминки.

И это все научно доказанные аспекты того, когда и почему тренировка может быть вредна.

Надеемся, что наша статья была полезна для Вас! Желаем успехов и новых свершений!

Выбирая спортивное направление для своего ребенка, родители заранее стараются разузнать о положительных и отрицательных сторонах этого вида. Те, кто желает отдать малыша в секцию тяжелой атлетики или на занятия пауэрлифтингом, интересуются, не отразятся ли физические нагрузки на росте ребенка?

Занятия со штангой делают человека ниже?

Замечено, что могут расти до 19 лет, до 22. Активная фаза роста наступает: У – с 11 до 13 У – с 13 до 16. В этот период ребенок за год может прибавлять 7–10 см. Поэтому родителе не хотят отдавать их в секции тяжелой атлетики, чтобы не замедлить этот процесс.

Существует мнение, что активные занятия и тяжелые нагрузки нанесут вред неокрепшему организму. Гормоны роста будут тратиться на прирост мышечной массы, энергия и питательные вещества будут направлены не в то русло. Растущий организм не справится с нагрузкой, что негативно скажется на формировании тела ребенка и работе еговнутренних органови систем.

Проводимые исследования показали, что это не так. При соблюденииправильного питания, всех норм по выполнению упражнений и точному расчету нагрузок, никакого вреда здоровью тяжелая атлетика не принесет. Физкультура, наоборот, помогает укрепить и кости, и мышцы.

Если измерить рост человека до и после занятий со штангой, то он изменится и человек «уменьшится» на 3 см. Это допустимая норма.

Рост любого человека в течение дня изменяется. Без нагрузок разница замеров сделанных утром и вечером составит 1 – 2 см. Если вы несли тяжелые сумки или перетягивали мебель, то вы могли стать короче на 1,5 см и более, на некоторое время.
Изменения будут связаны с уплотнением межпозвоночных позвонков. С возрастом любой человек начинает уменьшаться в росте. В 60 лет вы станете ниже на 2–3 см, а в 80 – на 5-7 см, в отличие от 22 лет.

Силовые нагрузки не влияют на рост человека

Обычно в секции связанные с тяжелыми физическими нагрузками такими, как пауэрлифтинг, тяжелая атлетика и бодибилдинг, начинают набирать малышей в возрасте 8–9 лет. Детское тело начинает формироваться, а физические нагрузки помогают правильно развивать костную структуру и мышцы. Существует мнение, что упражнения со штангой замедляют эти процессы. Якобы штанга на плечах давит на позвоночник и это не дает ребенку расти.

Тренер по тяжелой атлетике скажет вам, что это миф.

В неделю на тренировки тратится около 8 часов, чистое время нахождения штанги на плечах составит всего 30 мин. Это 0,3% от общего времени, остальные 99,7% ничто не давит на позвоночник, и ребенок растет.
Доказано, что физические нагрузки, занятия со штангой в том числе, стимулируют выработку гормонов роста. Большая их часть у детей уходит на развитие и рост костного скелета.

Если судить по росту известных спортсменов-штангистов, то следует учесть, что коренастые и низкорослые люди устойчивее держаться на ногах. За счет этого, успех добиваются в основном низкорослые крепыши. Они могут поднять больший вес и дольше удерживать его.

Поэтому, если вы или ваш ребенок желаете заняться тяжелой атлетикой, не сомневайтесь. Любые физические нагрузки под наблюдениемопытного тренеравреда не принесут.

Мой сын пять лет занимался пауэрлифтингом. Начал в 12 лет, в 11-ом классе решил сосредоточиться на учебе и предупредил тренера, что будет заниматься «для себя», а не работать на результат, то есть – без соревнований. Тренер был огорчен и оба потеряли интерес к тренировкам исходя из логики: а чего теперь напрягаться?

В университете была возможность заниматься, но не было времени, сил – да и мотивации, наверно. Однако, приехав домой на каникулы, мой рыжебородый викинг снова начал ходить в зал. И я задумалась: а чего это я на сайте три года прохлаждаюсь, и не рассказала о пауэрлифтинге «на основеличного опыта»? Все ж прошло через мое материнское сердце.

Предыстория

В 12 лет мой сын был типичным «ботаном». Отличник, с кучей комплексов – благодаря школьному окружению. Неуверенный в себе. Предпочитающий книги, телевизор и игровую приставку живому общению. В школе общения по интересам (и по уровню интеллекта) для него не было.

Сначала мы пытались его отправить то в одну секцию, то в другую. Он занимался стрельбой, но без особого энтузиазма. С тренером у него доверительных отношений не сложилось – а ведь это ключ к успеху. Ну, а потом его виртуальная жизнь развратила окончательно.

В дело пошел психологической шантаж: пока не начнешь чем-нибудь заниматься (господи, да хоть чем-нибудь, хоть крестиком вышивай!) – компьютер не купим. Коллега ходила в спорткомплекс и порекомендовала мне своего тренера, который ведет секцию пауэрлифтинга. Она знала характер моего ребенка и была уверена, что с этим тренером у них отношения сложатся.

Наполовину из-под палки, наполовину из интереса – сын пошел записываться. Ему было 12 лет, тренер сказал, что слишком рано. Но так мальчик был высокий, крепкий, он его взял. Сам тренер –чемпион России среди ветеранов. Ходят к нему в основном взрослые, но были и школьники. И девочки были. Так у моего отпрыска наконец-то заполнился вакуум в общении.

Но ближе к делу

Первые годы занятия проходили без экипировки. Это были общеукрепляющие упражнения на силовых тренажерах, большие веса поднимать ему никто не давал. Пауэрлифтинг – это троеборье. Жим лежа,становая тягаи приседание. Сказать, что шибко зрелищно – нет. Не фигурное катание.

Занимался три раза в неделю. Уходил в 17.00, приходил в 20.00. Пропускал только в случае сильного недомогания. Режим – особенно в старших классах – был перевернут с ног на голову. Дневной сон и ночная бессонница. Перед тренировкой обязательно спал. В общем, дурдом. На учебу его занятия не влияли. На иммунитет особенно тоже, но болел исключительно в каникулы.

Как он сейчас признается – занимался не из особой любви к «железу». Отношение тренера – раз. Не хотел его подвести и разочаровать. Дисциплина – два. Амбиции – три. Прекрасное тело – четыре. Ну, про тело я от себя добавила. Думаю, ему по фиг. Он вообще, такой… философ. Уверенность в себе – пять. Достаточное количество.

Основной страх: тяжелая атлетика – это травмы, это нагрузка на позвоночник, это проблемы со здоровьем – не сейчас, так потом.

За пять лет у нас не было ни одной серьезной травмы. Плечо как-то потянул, было дело. Плохо разогрелся перед тренировкой. Тогда-то ему в зале и порекомендовали мазь Никофлекс. А вообще – ни одного синяка. Только от экипировки. Кому интересно – погуглите, что это такое.

Здесь все зависит от грамотного тренера – чтобы видел состояние спортсмена и не давал чрезмерную нагрузку. Правильно рассчитывал его силы. Остальное зависит от спортсмена: насколько он владеет своим телом, насколько точно координирует движения, насколько технично выполняет упражнение.

Следующий вопрос: насколько дорого заниматься пауэрлифтингом? Недорого. Штангетки мы не покупали, занимался в кроссовках, просто выбирали – в которых ему удобнее делать упражнения. Борцовку на соревнования выдаваласпортивная организация. Комбинезон и майку покупали, комбинезон был новый – 5 тыс. руб (по ценам прошлых лет), майка была б/у, досталась почти даром. Да, еще гетры для соревнований и мешки для мусора на 60 л – чтобы натягивать на себя экипировку. Бинты, напульсники и пояс тоже выдавали от организации.

Спортивное питание. После тренировок я старалась кормить его белковой пищей, чтобы «мясо нарастало». Но куда ему еще было нарастать, когда мы и так пулей вылетали из всех брюк и джинсов и не могли ничего купить на его раскаченные ягодицы и бедра? Он и сам не хотел ничего принимать специально. В общем, мясо у нас естественное было. Свое.

Фигура оформляться и лепиться начала в конце первого года тренировок. Кубики пресса. Трицепсы-бицепсы. Ну и все остальное.

Я-то, наивная Серая Шейка, считала, что «пусть занимается для себя, для здоровья, для фигуры». Но мальчику нужны были разряды и КМС.

Вообще, тренер у нас не один - их три, и у каждого своя группа. Вот они между собой и соревнуются. Первые результаты сын начал показывать на городских соревнованиях. Первые медали, первые денежные призы.

Он поверил в себя, и тренер сделал на него ставку. Ведь каждому тренеру хочется вырастить чемпиона. Вопрос: какой ценой он готов этого добиться?

Все серьезные соревнования были выездные. Это, как правило, утомительная дорога, не очень уютное пристанище и фаст-фуд. По ночам тренер храпел – поэтому сын не высыпался. На соревнованиях он показывал хорошие результаты, но они были хуже тех, что в зале. Сказывались стресс, волнение, усталость. Здесь важно было поддерживать на каждом этапе, не давать разочароваться в себе.

Наибольшее наше достижение – третье место в первенстве России в своейвесовой категории.

У сына первый взрослый разряд, по нормативам прошлого года он бы взял КМС, ему очень хотелось, но нормативы как раз перед этими соревнованиями были увеличены на 5 кг. Однако, первый взрослый разряд в 16 лет – это очень неплохо.

Его наивысшие результаты, зафиксированные документально:

Становая тяга: 225 кг

Жим лежа: 122,5

Присед: 225 кг

Противопоказаний у данного вида спорта много. Даже не буду их перечислять. В секцию берут только со справкой от врача. Один мальчик показывал хорошие результаты, но был вынужден оставитьтяжелую атлетику- прогрессирующая близорукость.

Рекомендовать или не рекомендовать – это вопрос очень личный. Я думаю, что у сына пауэрлифтинг все-таки уже в крови и заниматься он будет. «Для себя». Особенного выбора у нас в городе не было. Хотя самыелучшие видыспорта в плане формирования правильных черт характера - командные. Волейбол, баскетбол. Но вот не заинтересовали. Он такой у нас, индивидуалист. Тяжелая атлетика способствует формированию таких отрицательных качеств, как упрямство, недоверчивость. Все это есть. Ну и положительных не мало – упорство, трудолюбие, выносливость. Объективно судить не берусь. А субъективно – высший балл. Все-таки пять лет жизни, по три часа, три раза в неделю… это показатель.

Подготовка юного тяжелоатлета Дворкин Леонид Самойлович

2.1. Развитие организма детей и подростков

В секцию тяжелой атлетики пришли дети 7-10 лет. Читатель, который мало знаком с современными представлениями о методике тренировки в этом виде спорта, будет уверен, что тренер в секцию тяжелой атлетики их не примет и порекомендует заняться более «подходящим» для их возраста видом спорта, например спортивными играми, плаванием илифигурным катанием. Вполне допускаю, что во многих случаях так и происходит в крупных городах, где есть плавательные бассейны, стадионы и ледовые дворцы. Ну, а если это станица, небольшой районный центр, небольшой город, которых в России огромное количество и в которых нет возможности заниматься детям многими видами спорта, какими имеют возможность заниматься дети, проживающие в крупных городах? Часто именно в таких небольших населенных пунктах и готовятся юные тяжелоатлеты высокого класса, если там живут тренеры – фанаты данного вида спорта. Именно к таким фанатам тяжелой атлетики и относятся братья Андрей и Михаил Поповы из станицы Переяславской Брюховецкого района Краснодарского края. К слову сказать, эта небольшая по численности населения станица (около 8 тысяч) вообще является кузницей выдающихся атлетов в самыхразличных видахспорта. Здесь выросли заслуженные мастера спорта по акробатике, многократный чемпион мира Василий Мачуга,олимпийский чемпионАлександр Москаленко, члены сборной команды России по гребле, боксу, велосипедному спорту и др. Теперь громко стали заявлять о себе и юные штангисты, а результаты лично-командного первенства России среди юношей 17 лет, которое проходило 12-16 мая 2004 года в городе Брянске, тому веское подтверждение. Три чемпиона России по тяжелой атлетике из одной станицы – этого не удалось добиться даже многим большим городам. С семи лет тренируется в секции тяжелой атлетики воспитанник Поповых Андрей Молчанов, который в 15 лет на этом первенстве стал чемпионом в весовой категории до 77 кг с результатами в рывке 140, толчке 170 кг и в сумме двоеборья – 310 кг, а на зональном первенстве России этот юный атлет показал вообще феноменальные для данного возраста результаты – соответственно 150, 190 и 340 кг.

Разумеется, следует знать, что работа с этим возрастным контингентом имеет специфические особенности. Дети и подростки – не копия взрослого человека. Многочисленные исследования ученых показали, что деятельность внутренних органов и систем в детском возрасте, и особенно в период полового созревания, заметно отличается от таковой в зрелом возрасте. Подростковый период приходит на смену периоду детства, для которого характерен относительно спокойный и равномерный рост в развитии человека. В течение периода полового созревания происходит бурное развитие всего организма. Доказательством этого являются значительное увеличение роста, веса, окружностигрудной клеткии мускулатуры, повышенная работа сердца, глубокие изменения в деятельности центральной нервной системы, и особенно в деятельности половых желез. Этот период длится у мальчиков в среднем с 12 до 16 лет, а у девочек – с 11 до 15 лет. Детский и подростковый возрастные периоды являются основными в жизни человека на пути к полному расцвету его сил, когда совершенствуются физические и функциональные возможности, происходит становление личности и характера.

Приступая к тренировкам с юными тяжелоатлетами, необходимо учитывать, что современные дети-подростки по своему физическому развитию существенно отличаются от своих сверстников 50– 70-х годов. Современная Россия вот уже почти 15 лет осуществляет радикальные социально-экономические преобразования, которые привели к существенном снижению уровня жизни людей и особенно в небольших населенных пунктах. Выросло новое молодое поколение, которое по своему состоянию здоровья, физическому развитию значительно уступает своим сверстникам, жившим несколько десятилетий назад. Поэтому тщательный контроль за физическим и функциональным состоянием юных тяжелоатлетов является важнейшим требованием в работе тренера этого вида спорта.

2.1.1. Костная система

После рождения человека и в среднем до 24-30 лет происходит окостенение скелета. Вместе с мышцами скелет составляет опорно-двигательный аппарат. Кости выполняют в нем роль рычагов, которые перемещаются в результате сокращения мышц. В скелете человека различают скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы (рис. 2.1).

Позвоночник является опорой туловища и состоит из 33 -34 позвонков и их соединений. В позвоночнике различают пять отделов: шейный – 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 и копчиковый – 4-5 позвонков. У взрослого человека позвонки крестцового и копчикового отделов сращены и представляют крестцово-копчиковую кость. Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заканчивается к 20 годам, крестцовых – к 25, копчиковых – к 30 годам. Наиболее быстрый рост позвоночника в длину отмечается на первом году жизни. Затем этот рост замедляется и снова ускоряется у мальчиков с 9 до 14 лет, потом опять замедляется в большей степени с 14 до 20 лет. К концу периода полового созревания рост позвоночника в длину почти заканчивается. Длина позвоночника составляет приблизительно 40% длины тела.

Позвоночник после рождения приобретает четыре физиологических изгиба (рис. 2.2). С возрастом эти изгибы увеличиваются. У взрослых первый изгиб позвоночника (шейный) – умеренный лордоз, второй изгиб – сильный грудной кифоз, третий – сильный поясничный лордоз и четвертый – сильный крестцово-копчиковый кифоз. У юных штангистов при правильном физическом развитии эти изгибы не имеют патологических изменений.

Но если юный спортсмен неправильно выполняет упражнение или длительное время поддерживает неестественную позу (например, сутулится в стартовом положении во времяспортивных занятий, сидит неправильно за партой в школе), то у него может произойти ненормальное изменение изгибов позвоночника (рис. 2.3).

Если у детей обнаружен грудной сколиоз, их необходимо направить к врачу для прохождениялечебной гимнастики. Различныеспортивные упражнения, ходьба с соблюдениемправильной осанки, развитие мышц спины способствуют исправлению некоторых форм сколиоза.

Рис. 2.1. Скелет человека

1 – череп, 2 –позвоночный столб, 3 – ребро, 4 – ключица, 5 – грудина,

10 – бедренная кость, 11 – большеберцовая кость, 12 – малоберцовая кость,

13 – кости стопы, 14 – подвздошная кость

Грудную клетку составляют 12 пар ребер и грудных позвонков. Окостенение ребер заканчивается приблизительно к 18-20 годам. К 12-13 годам грудная клетка принимает форму грудной клетки взрослого человека, но имеет меньшие размеры.

В период полового созревания происходит интенсивное увеличение грудной клетки. Окостенение ключиц, лопаток иплечевых костейзаканчивается к 20-25 годам, костей запястья – к 10-13, запястья – к 12, фаланг пальцев – к 9-11 годам. Полное окостенение костей таза и сращение отдельных его частей завершается к 20-25 годам. Задержка роста и ненормальное срастание костей таза может произойти при долгом и неправильном стоянии, сидении, нарушении питания. Кости ног – бедренная, болыпеберцовая и малоберцовая – окостеневают к 20-24 годам, плюсневые – к 17-21 и фаланги – к 15-21 году.

Стопа человека образует свод, который опирается на бугор пяточной кости и на головки плюсневых костей. Развитие мышц ног способствует формированию полноценной стопы.

Согласно данным ряда специалистов, при длительном стоянии, переноске больших тяжестей и при ношении узкой обуви в подростковом возрасте развивается плоскостопие. Исследования, осуществленные профессором А.И. Кураченковым, показали, что занятия тяжелой атлетикой в подростковом возрасте, в которых значительное место отведено общейфизической подготовке, не приводят к развитию плоскостопия. При занятиях тяжелой атлетикой наблюдается специфическое изменение скелета, не присущее другим видам спорта. Это изменение проявляется в гипертрофии костей, увеличении мест соединений костей и сухожилий.

Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит интенсивное окостенение скелета, однако полное завершение этого процесса наблюдается уже в зрелом возрасте. Поэтому использование в тренировке подростков 12-15 лет тяжестеймаксимального весадолжно быть строго регламентировано. Неправильное выполнение упражнений, неестественная поза при подъеме штанги могут не только выработать устойчивые неправильные навыки подъема штанги, но и привести к неблагоприятным изменениям в состоянии опорно-двигательного аппарата (ненормальное срастание таза, искривление позвоночника и др.). На развитие скелета значительное влияние оказывают питание и гигиенические условия как в быту, так и на тренировке.

Рис. 2.2. Позвоночный столб

(А – вид справа, Б – вид спереди, В – вид сзади):

1 – семь шейных позвонков, 2 – двенадцать грудных позвонков,

3 – пять поясничных позвонков, 4 – пять крестцовых позвонков (срастаются у

взрослого человека в крестцовую кость), 5 – четыре-пять (реже три-шесть)

копчиковых позвонков (срастаются у взрослого человека в копчиковую кость).

I – шейный лордоз, II – грудной кифоз, III – поясничный лордоз,

IV – крестцово-копчиковый кифоз

Рис. 2.3. Типы искривлений позвоночника:

1-я фигура – кифоз, 2-я – сколиоз, 3-я – лордоз

2.1.2. Мышечная система

При подготовке юных тяжелоатлетов особое внимание нужно уделять гармоничному развитиюмышечной системы. Мышцы представляют собой активную часть опорно-двигательного аппарата. Благодаря их сокращению человек способен выполнять разнообразнейшие движения в окружающем пространстве (рис. 2.4 А, Б).

К 15-16 годам заканчивается в основном развитие мышечной ткани. Она становится такой же, как у взрослых. Это является благоприятным фактором для выполнения тяжелоатлетических упражнений в подростковом возрасте. В то же время сухожилия у подростков развиты слабее, чем у взрослых спортсменов, что важно учитывать при дозированиитренировочной нагрузкис отягощениями. Включение в тренировку юных штангистов различных акробатических игимнастических упражнений,спортивных игри т. д. способствует более эффективному развитию сухожилий.

Скелетные мышцы, являясь активным двигателем тела, выполняют динамическую и статическую работу. Первая характеризуется перемещением тела в пространстве или частей тела относительно друг друга. При подъеме штанги механическая работа (А 1 ) может быть измерена произведением веса груза (Р) на высоту подъема (h) и выражена в килограммометрах: А 1 = Р? h. Эту формулу мы в дальнейшем используем при определении тренировочной нагрузки вспециальной подготовкеюных штангистов.

Наряду с динамической работой мышцы выполняют и статическую работу (A 2 ) – постоянно удерживают части тела в определенном положении друг относительно друга. Ее можно найти, умножив величину силы (f), развиваемой мышцами, на время ее действия (t): A 2 = fxt.

При разработке оптимальной нагрузки в статических напряжениях мы учитывали особенности работы мышечной системы. Как показали наши исследования, отдельные группы мышц у юных штангистов поддаются болееэффективной тренировкепри использовании упражнений и динамического, и статического характера (например, упражнений для развития мышц брюшного пресса,поясничного отдела, нижних конечностей и др.).

Динамические и статические мышечные напряжения дополняют друг друга: статически работающие мышцы обеспечиваютисходное положениетела (например, стартовое положение перед подъемом штанги), на базе которого выполняется динамическая работа; с другой стороны, переход из одного положения в другое происходит в результате движений, т.е. посредством динамической работы. Таким образом, качество выполнения физических упражнений будет тем лучше, чем эффективнее будут использованы в спортивной тренировке оба вида мышечной деятельности. В связи с этим уже вначальной подготовкеюных тяжелоатлетов необходимо применение упражнений не только динамического, но и статического характера. Это обеспечит создание хорошей базы для роста спортивных результатов.

Рис. 2.4, А. Мышцы тела человека (вид спереди):

6 – наружная косая мышца живота; 7 – пирамидальная мышца; 8 – мышца,

натягивающая широкую фасцию бедра; 9 – гребешковая мышца; 10 – длинная

приводящая мышца; 11 –портняжная мышцабедра; 12 – тонкая мышца;

13 –четырехглавая мышцабедра; 14 – мышца, отводящая большой палец;

15 –длинный сгибательпальцев; 16 –длинный разгибательпальцев; 17 – передняя

большеберцовая мышца; 18 – камбаловидная мышца; 19 – икроножная мышца;

20 –короткий разгибателькисти; 21 –длинная мышца, отводящая палец;

22 – короткий разгибатель запястья; 23 –лучевой сгибательзапястья;

24 – длинный лучевой разгибатель запястья; 25 – плечелучевая мышца;

26 –плечевая мышца; 27 –трехглавая мышцаплеча; 28 –двуглавая мышцаплеча;

29 – передняя зубчатая мышца; 30 – большая грудная мышца;

31 –дельтовидная мышца; 32 –трапециевидная мышца;

33 – грудино-ключично-сосцевидная мышца;

34 – грудино-подключичная мышца; 35 – жевательная

мышца; 36 – височная мышца (вид сзади):

Рис. 2.4, Б. Мышцы тела человека

1 – грудино-ключично-сосцевидная мышца; 2 – трапециевидная мышца; 3 – дельтовидная мышца; 4 – трехглавая мышца плеча; 5 – двуглавая мышца плеча;

6 – плечевая мышца; 7 – круглый пронатор; 8 – плечелучевая мышца; 9 – лучевой

12 – поверхностный сгибатель пальца; 13 – полусухожильная мышца; 14 – полуперепончатая мышца; 15 – двуглавая мышца бедра; 16 – икроножная мышца;

17 – камбаловидная мышца; 18 – длиннаямалоберцовая мышца; 19 – короткая

малоберцовая мышца; 20 – подошвенная мышца; 21 – большаяягодичная мышца;

22 – средняя ягодичная мышца; 23 – наружная косая мышца живота; 24 –широчайшая мышцаспины; 25 – передняя зубчатая мышца; 26 – большая круглая мышца; 27 – подостная мышца; 28 – малая круглая мышца; 29 – плечелучевая мышца; 30 – жевательная мышца; 31 – височная мышца

Мышечная деятельность человека оказывает существенное влияние на вегетативные функции (кровообращение, дыхание и др.). В свою очередь, деятельность внутренних органов рефлекторно влияет на функциональное состояние скелетной мускулатуры (висцеро-моторные рефлексы). Следовательно, двигательные и вегетативные функции тесно взаимосвязаны.Спортивная тренировкаспособствует совершенствованиюфизических качеств(быстроты, силы, выносливости), а это приводит к совершенствованию вегетативных функций, что проявляется в увеличении доставки питательных веществ и кислорода к мышцам, в увеличении легочной вентиляции во время работы и т. д. Активная мышечная деятельность в подростковом возрасте, связанная с подъемом тяжестей, не только способствует развитию силы, но и оказывает благоприятное влияние на совершенствование вегетативных функций.

В период полового созревания нарастает, по сравнению с детским возрастом, интенсивность прироста мышечной массы. Это связано с усилением секреции андрогенов коры надпочечников, стимулирующих увеличение мышечной массы в подростковом возрасте. Если у мальчиков 8 лет вес мышц по отношению к общему весу тела составляет 27%, то к 15 годам эта величина достигает 33, а у взрослых людей – 40%. Особенно заметен у подростков прирост веса мышц сгибателей и разгибателей плеча.

2.1.3. Сердечно-сосудистая система

Как известно, от рождения и до 16 лет сердце человека увеличивается более чем в 10 раз, причем рост размеров сердца идет неравномерно в разные периоды жизни. Наиболее интенсивный прирост наблюдается на первом году жизни и в период от 13 до 16 лет.

Так, за время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период – в 1,5 раза. Быстрый рост размеров сердца приводит к тому, что его объем не соответствует просвету сосудов, не достигающих в подростковом периоде анатомической зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. Поэтому высокое кровяное давление у некоторых школьников 13-14-летнего возраста не обязательно является признаком неблагоприятного состояния сердечно-сосудистой системы.

Объем сердца у 10-летнего мальчика составляет 130 см?, а у 13-летнего подростка – 443 см?. У подростков 13-14 лет нередко наблюдается юношеская гипертрофия сердца (т.е. увеличение объема сердца). Например, при гипертрофии поперечник сердца у подростков может достигнуть 12,4 см (в норме – 9,5-11,2 см). Как правило, юные спортсмены с такой формой сердца имеют хорошее физическое развитие. Процесс полового созревания у них не отличается от такового у сверстников с нормально развитым сердцем, а иногда обгоняет его. Такие подростки не предъявляют жалоб на работу сердца. Артериальное кровяное давление у них нормальное, но в отдельных случаях может наблюдаться подъем систолического давления до 130-140 мм рт. ст. Юношеская гипертрофия – обратимый процесс. При хорошей функциональной приспособляемости сердечно-сосудистой системы нет оснований для каких-либо ограничений в занятиях тяжелой атлетикой. Вместе с тем за подростками с гипертрофией сердца рекомендуется установить специальный врачебно-педагогический контроль.

Противоположностью юношеской гипертрофии сердца является малое сердце, нередко сочетающееся с астенической конституцией, т.е. высоким ростом, большим разрывом в показателях роста и веса тела, узкой грудной клеткой, длинными конечностями. Такое сердце отличается малым размером, срединным расположением в грудной клетке, уменьшенным поперечником. Подростки с малым сердцем нередко предъявляют жалобы на быструю утомляемость, головную боль, головокружение, сердцебиение, одышку при физической работе умеренной интенсивности. Такие подростки не допускаются к занятиям в секции тяжелой атлетики без специального разрешения врача детской поликлиники.

Частота сердцебиений зависит не только от возраста, но и от пола. Пульс у мальчиков несколько реже, чем у девочек того же возраста.

В процессе возрастного развития частота пульса уменьшается и в подростковом возрасте приближается к величине, регистрируемой у взрослых людей (табл. 2.1).

Одной из характерных особенностей детского возраста является наличие аритмии, т. е. колебания ритма сердца. У большинства детей колебания ритма сердечных сокращений связаны с фазами дыхания. В фазе вдоха на его высоте ритм сердечных сокращений учащается, в фазе выдоха – в его конце – становится реже. Частота и степень выраженности аритмии в различные возрастные периоды неодинаковы. В раннем детстве аритмия встречается довольно редко. Степень ее выраженности в этом возрасте незначительна. Начиная сдошкольного возрастаи до 14 лет часто констатируется значительная дыхательная аритмия (диапазон колебаний ритма больше 30 сокращений в минуту). В возрасте 15-16 лет резкая дыхательная аритмия встречается в единичных случаях. Этому возрасту свойственна умеренная и слабо выраженная степень синусовой аритмии.

Таблица 2.1

Частота сердечных сокращений у детей и подростков

(по А.Ф. Туру)

Частота сердечных сокращений является весьма лабильным показателем функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Она изменяется под влиянием как внутренних, так и внешних раздражителей. Например, при изменении температуры окружающей среды частота пульса меняется. Повышение температуры вызывает увеличение частоты сердечных сокращений, понижение – уменьшение. Эмоции, как правило, приводят к резкому учащению ритма сердечной деятельности.

При мышечной деятельности отмечается значительное увеличение частоты сердечных сокращений. Частота сердцебиений во время работы и после ее окончания достигает в среднем 180-200 ударов в минуту. Во время интенсивной мышечной деятельности отмечаются возрастные различия. Они выражаются прежде всего в скорости развертывания гемодинамических сдвигов, обеспечивающих повышенное потребление кислорода в процессе интенсивной мышечной деятельности. Период вхождения в работу с возрастом уменьшается. Более короткий период вхождения в работу в старшихвозрастных группахпо сравнению с младшими обусловлен большей потенциальной лабильностью нервных механизмов, регулирующих кровообращение, обеспечивающих быструю перестройку этой функции на новый уровень.

Величина прироста частоты сердечных сокращений при интенсивной мышечной деятельности с возрастом увеличивается. Так, у 8-летних детей прирост частоты в первую минуту работы равняется 50% по отношению к исходной величине; у 17-летних юношей он составляет 72%. Время стабильной частоты сердечных сокращений во время работы с возрастом также увеличивается. Увеличение времени стабильности сердечных сокращений в процессе мышечной деятельности говорит о том, что с возрастом усиливается способность организма к длительной устойчивой интенсификации функции кровообращения. Время восстановления частоты сердечных сокращений при одинаковой нагрузке в старших возрастах по сравнению с младшими значительно уменьшается.

Существенным фактором, обеспечивающим все органы и ткани питательными веществами и кислородом, является ударный и минутный объем крови.

Ударный объем крови – количество крови, выбрасываемое сердцем при систоле на периферию, минутный – объем количества крови, выбрасываемого в 1 минуту. Последняя величина представляет, таким образом, произведение систолического объема на количество систол в 1 минуту.

Наиболее точными способами определения ударного (минутного) объема являются газоаналитический метод Грольмана в модификации И.И. Хренова,физические методыи методы определения с помощью механокардиографии.

Несмотря на большую точность, эти методы весьма трудоемки и при мышечной деятельности малопригодны. Поэтому было сделано много попыток косвенного определения величины минутного объема.

В практической деятельности для оценки эффективности кровоснабжения организма пользуются расчетом минутного объема крови, определяя его величину по данным кровяного давления и частоты пульса (формула Старра), а также вычислением коэффициента эффективности кровоснабжения сердца (КЭК). Коэффициент эффективности кровоснабжения равняется произведению пульсового давления (ПД в миллиметрах ртутного столба) на частоту сердечных сокращений (ЧС): КЭК = ПД? ЧС. Систолический объем сердца в миллиметрах (СО) по формуле Старра вычисляется следующим образом:

СО = 100 + 0,5 ПД – 0,6 ДД – 0,6 В,

где ПД и ДД – пульсовое и диастолическое давление в миллиметрах ртутного столба, В – возраст в годах. Минутный объем в миллиметрах равен произведению систолического объема на частоту пульса.

Н.А. Романцева модифицировала формулу Старра, так как величина минутного объема сердца у детей от 8 до 14 лет, вычисленная по формуле Старра, значительно превышала величину минутного объема, полученную прямыми измерениями. Видоизмененная формула имеет следующий вид:

СО = 80 + 0,5 ПД -0,6 ДД -2 В.

По литературным данным, полученным как прямыми методами определения ударного и минутного объемов сердца, так и косвенными, величина этих параметров с возрастом повышается.

Следует отметить, что с возрастом систолический или ударный объем сердца изменяется более интенсивно, чем минутный, так как одновременно уменьшается частота сердечных сокращений.

У новорожденных детей ударный объем составляет 2,5 мл (М.Т. Матюшонок). К 1-му году жизни он достигает 10,2 мл, в возрасте 7 лет он равняется 23 мл, в 10 лет – 37, в 12 лет – 41 мл (Л.И. Мурский). В 13-16-летнем возрасте величина сердечного выброса достигает 59 мл (М.А. Шалков). У взрослого человека ударный объем 60-80 мл.

Что касается минутного объема крови, то, как говорилось выше, с возрастом он несколько увеличивается: у детей до 1 года он равняется 0,33 л, в возрасте 1 года – 1,2 л, в 5 лет – 1,8 л (Л.И. Мурский, 1961). М.А. Шалков (1941) для детей 6-16 лет установил следующие нормы минутного объема (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Нормы минутного объема сердца у здоровых детей

(по М.А. Шалкову)

Надо отметить, что ударный и минутный объем сердца как в абсолютных величинах, так и в пересчете на 1 кг веса оказывается связанным не только с возрастом, но и с физическим развитием, а именно с ростом и весом (табл. 2.3). У наиболее физически развитых людей и наиболее высокий минутный и ударный объем сердца.

Таблица 2.3

Зависимость относительной мощности сердца

(систолический объем в см 3 на 1 кг веса тела

(по И.И. Хренову)

Известная разница в величинах ударного и минутного объема зависит от пола: величины ударного и минутного объема у мальчиков и мужчин несколько выше, чем у девочек и женщин (И.И. Хренов). При сопоставлении величин минутного объема с величинами артериального давления не обнаруживается тесной взаимосвязи этих показателей между собой. Отмечаются невысокие цифры артериального кровяного давления, сочетающиеся с большими величинами систолического объема, и наоборот.

При нормальном притоке крови к сердцу и достаточной скорости кровотока величина минутного объема сердца находится в непосредственной зависимости от деятельности сердца.

При усилении работы сердца минутный объем увеличивается, при ослаблении – уменьшается. Вот почему при мышечной деятельности, предъявляющей к организму и в первую очередь к сердцу повышенные требования, объем выбрасываемой крови во всех возрастных группахздоровых людей, как правило, повышается. Однако минутный объем крови во время работы у подростков увеличивается меньше, чем у взрослых.

Увеличение минутного объема крови прифизических нагрузкахумеренной мощности во всех возрастах происходит за счет увеличения ударного объема. При предельных нагрузках, требующих большой мобилизации сердечно-сосудистой системы для обеспечения отдельных органов и тканей кислородом, минутный объем сердца возрастает как за счет повышения ударного объема, так и за счет учащения сердцебиений. Чем меньше возраст, тем быстрее во время работы малая величина систолического объема у детей компенсируется большой частотой пульса, обусловливающей большой необходимый минутный объем.

При работе с юными спортсменами необходимо обращать внимание на ритм сердца. Частота сердцебиений менее 60 в 1 мин свидетельствует о том, что у подростка развивается брадикардия (снижение частоты пульса), которая не всегда зависит в этом возрасте от занятий спортом. Исследования брадикардии в подростковом возрасте показали, что она не обязательно является признаком отрицательной работы сердца. Обычно такие подростки занимаются спортом наравне со всеми под наблюдением врача. Противоположное брадикардии состояние сердца – так называемая синусовая тахикардия, т. е. учащение ритма сердца в состоянии покоя. На развитие тахикардии может указывать частота сердцебиений в покое, превышающая 80 ударов в 1 мин (уд./мин). В некоторых случаях она достигает у подростков в покое 100-120 уд./мин. Причиной тахикардии могут быть приобретенные иврожденные порокисердца, малое сердце. Подростки с тахикардией должны находиться под специальным врачебным наблюдением.

2.1.4. Дыхательная система

Емкость легких постепенно увеличивается в процессе развития организма. В общей емкости различают ряд компонентов. Наиболее употребительно измерение жизненной емкости легких, т.е. количества воздуха, которое удается выдохнуть при максимально глубоком выдохе после максимально глубокого вдоха. Жизненную емкость легких измеряют у детей с 4-6 лет. Процедура измерения связана с необходимостью произвольно углубить дыхательное движение. Маленькие дети не в состоянии понять и выполнить такое задание. Величины жизненной емкости легких различаются в зависимости от особенностей развития ребенка, а также от условий жизни и воспитания. По мере роста ребенка жизненная емкость повышается. На пример, по материалам одного из исследований, жизненная емкость в 4 года оказалась равна в среднем 1100 мл, в 6 лет – 1200 мл, в 10 лет – 1700 мл и в 14 лет – 2500 мл (М.А. Шалков).

Жизненная емкость легких зависит от размеров тела. Поэтому при оценке данного показателя надо учитывать физическое развитие ребенка. Одним из приемов, применяемых для этой цели, является вычисление так называемогожизненного показателя, т.е. количества миллилитров жизненной емкости, приходящегося на 1 кг веса тела. Однако такой расчет может и не дать удовлетворительных результатов в связи со значительными индивидуальными колебаниями веса в различные периоды развития детей. Успешнее сопоставление с ростом. В одном из многих подобных исследований получены данные о том, что жизненная емкость легких у мальчиков старше 5 лет равна 2,157? 10 -3? Р 2. 81 мл, а у девочек 1,858? 10 -3? Р 2, 82 мл, где Р – рост в сантиметрах (Cook, De Munth, Hovatt, Hill).

Жизненная емкость легких при прочих равных условиях больше у детей, систематически занимающихся физическими упражнениями. У подростков в 13-14 лет можно наблюдать величины 3-4 л и более, соответственно до 130-150% и более от должной величины. Особенно велика жизненная емкость при занятиях видами спорта, развивающими выносливость, – плаванием, бегом, лыжами, греблей и пр. Увеличение жизненной емкости уюных спортсменовпроисходит благодаря росту и развитию организма под влиянием физических упражнений. Кроме того, тренировка увеличивает размахдыхательных движений, подвижность грудной клетки. В результате углубляется как вдох, так и выдох, и это также увеличивает емкость легких. Вместе с тем имеет значение отбор при комплектованииспортивных команд, школ или секций. Спортсменами часто становятся те дети, у которых легкие были хорошо развиты еще до тренировки.

Жизненная емкость легких складывается из величин дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха. При спокойном дыхании дыхательный объем составляет примерно 10-20%, резервный объем выдоха 30-40%, а резервный объем вдоха 45-55% жизненной емкости легких. Имеются методы, с помощью которых можно сравнительно просто измерить остаточный объем воздуха, остающийся в легких после максимально глубокого выдоха. Измерение остаточного объема связано с определением другой величины, важной для оценки объемов легких. Это величина функциональной остаточной емкости, т.е. суммы остаточного объема и резервного объема выдоха. Функциональная остаточная емкость соответствует количеству воздуха, остающемуся в легких после спокойного выдоха. Изменения ее по мере роста ребенка хорошо коррелируют с длиной тела. Cook, De Muth, Hovatt, Hill дают следующие формулы функциональной остаточной емкости (Ф.О.Е.) в миллилитрах.

Ф.О.Е. = 7,312? 10 - 4? Р 2, 93 мальчиков

Ф.О.Е. = 4,781? 10 - 3? Р 2, 54 девочек

Измерение остаточного объема позволяет рассчитать общую емкость, т.е. сумму жизненной емкости и остаточного объема. У детей в возрасте от 5 до 17 лет остаточный объем составляет в среднем 20– 24% общей емкости легких, примерно столько же, сколько у взрослых людей. У тренированных детей, систематически занимающихся спортом, остаточный объем равен несколько меньшей доле общей емкости, в среднем 18%. Следовательно, спортсмены могут сделать более полный выдох. Понятно, что при этом абсолютные величины остаточного объема больше у спортсменов, как и величины жизненной емкости. Практически интересно вычисление так называемого коэффициента функциональной остаточной емкости, т.е. отношения остаточного объема к резервному объему выдоха. Оба объема должны быть вычислены для этой цели в процентах от общей емкости легких. Коэффициент функциональной остаточной емкости меньше у юных спортсменов по сравнению с нетренированными детьми. В одном из подобных исследований получены средние данные: у юных пловцов 10-16 лет 73,2+3,2%, а у их нетренированных сверстников 92,0+3,2% (А.И. Осипов). Такие большие различия связаны с тем, что у спортсменов относительные величины остаточного объема меньше, а резервного объема выдоха больше, чем у нетренированных. Противоположно направленные сдвиги этих показателей делают особенно ощутимыми различия их отношений.

В абсолютных цифрах минутный объем дыхания повышается с возрастом в соответствии с увеличением обмена веществ. Как и уровень обмена, относительные величины легочной вентиляции, пересчитанные на 1 кг веса или на 1 м? поверхности тела, оказываются тем меньше, чем старше дети (табл. 2.4). Вследствие замедления и углубления дыхательных движений дыхательный объем увеличивается с возрастом в большей степени по сравнению с вентиляцией легких.

Таблица 2.4

Показатели вентиляции легких

(средние данные по М.А. Шалкову)

Мышечная деятельность повышает минутный объем дыхания более или менее пропорционально тяжести нагрузки. Чем старше дети, тем более интенсивную мышечную работу могут они выполнить и тем больше может у них увеличиться вентиляция легких во время работы.

Под влиянием тренировки удается выполнять одну и ту же работу при меньшем увеличении вентиляции легких. В то же время тренированные дети способны увеличить свой минутный объем дыхания при работе до более высокого уровня по сравнению с их сверстниками, не занимающимися физическими упражнениями (А.Н. Крестовников, Н.В. Зимкин). Чем старше дети, тем больше может сказаться на них эффект тренировки и тем большие изменения могут произойти в их организме под влиянием физических упражнений. В 14-15 лет тренировка вызывает у подростков почти столь же значительные сдвиги, как у взрослых людей. В 10-12 лет возможность подобных изменений дыхания и газообмена заметно меньше.

Предела увеличения дыхания (так называемой максимальной вентиляции легких) нельзя достигнуть примышечной работе. Настоящий максимум получается только при произвольном учащении и углублении дыхания в течение 15-20 секунд. Затем результат пересчитывается на минуту. Величину максимальной вентиляции легких, так же как и жизненную емкость, удается измерить только у достаточно больших детей, после того как ребенок окажется в состоянии понять и выполнить подобное задание. Иногда пользуются также понятием о резерве дыхания, т.е. о разнице между максимальной вентиляцией (пределом) и минутным объемом дыхания в данных условиях наблюдения.

Предел дыхания увеличивается с возрастом. По результатам одного из подобных исследований, максимальная вентиляция легких оказалась в 6 лет равна в среднем 42 л/мин, в 10 лет – 48 л/мин, а в 14 лет – уже 68 л/мин (М.А. Шалков). Для оценки максимальной вентиляции принято сравнивать результаты измерения с должными величинами, рассчитанными по различным формулам. В таких формулах исходят из возможного углубления дыхания, т. е. жизненной емкости легких и оптимального (для достижения предела) учащения дыхания. Формула Дембо позволяет определить максимальную вентиляцию легких в литрах. Она равна половине должной жизненной емкости легких в литрах, умноженной на 35. Чем больше у данного лица предел дыхания при произвольной гипервентиляции, тем больше при прочих равных условиях можно увеличить вентиляцию и при мышечной работе. У юных спортсменов предел дыхания оказывается больше, чем у их нетренированных сверстников и часто достигает 150-200% от должной величины. В табл. 2.4 представлены средние данные одного из подобных исследований, проведенного у школьников в возрасте 10-16 лет.

Легочная вентиляция обеспечивает обмен газов между атмосферой и альвеолами. Чем моложе дети, тем меньше у них процент углекислого газа и тем больше процент кислорода в выдыхаемом и в альвеолярном воздухе. Соответственно меньше также процент использования кислорода (табл. 2.5). Это значит, что у маленьких детей легочная вентиляция менее эффективна, чем у взрослых. На один и тот же объем потребленного кислорода и выделяемого углекислого газа ребенку нужно больше вентилировать легкие, чем взрослым людям. Эту зависимость удобно выразить величиной так называемого дыхательного эквивалента, равного частному от деления минутного объема дыхания на потребление кислорода в минуту, умноженному на 10. По данным М.А. Шалкова, он уменьшается с 3,8 в 1-й месяц жизни до 2,4 в 14 лет.

Таблица 2.5

Средние величины максимальной вентиляции легких

(по А.Т. Осипову)

Низкую эффективность вентиляции у маленьких детей можно объяснить, по-видимому, их частым и поверхностным дыханием. При поверхностном дыхании относительно большую долю дыхательного объема составляет объем «мертвого» пространства. Вследствие этого альвеолярная вентиляция, т.е. воздух, фактически участвующий в газообмене, составляет относительно меньшую часть минутного объема.

В результате выдыхаемый воздух состоит в большей степени из воздуха «мертвого» пространства, т.е. из атмосферного воздуха, и в нем меньше оказывается процент выделения углекислого газа и процент использования кислорода из данного объема дыхания.

В зависимости от состояния ребенка вентиляция может быть более или менее эффективной. Многие юные спортсмены вентилируют свои легкие эффективнее, чем их нетренированные сверстники. У спортсменов часто бывают относительно более высокие проценты выделения углекислого газа и использования кислорода, чем у детей, не занимающихся спортом. Однако при систематическом изучении многих юных спортсменов обнаруживается, что эффективность вентиляции у них может не отличаться от уровня нетренированных сверстников. Повышение обмена при мышечной работе обычно приводит к тому, что полнее используется вентилирующий легкие воздух. При утомлении или в случаях, когда работа слишком тяжела для недостаточно тренированного ребенка, выделение углекислого газа и использование кислорода, наоборот, снижаются.

2.1.5. Высшая нервная деятельность

Развитие организма происходит при постоянной адаптации его к воздействию внешней среды, выработке необходимых приспособительных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование всех органов и систем человека. На этой основе физиологические изменения, связанные, например, с физическими упражнениями, происходят задолго до их выполнения в результате деятельности нервной системы, которая регулирует изменения как физиологических функций, так и волевых усилий.

Основные свойства нервной системы являются врожденными и, следовательно, во многом предопределяют ее двигательные возможности (З.И. Бирюкова). Эти особенности нервной системы создают определенные предпосылки к занятиям тем или иным видом спорта. Например, тяжелоатлета высокого класса отличают высокая подвижность и быстрота реакции, способность к максимальной концентрации нервных процессов при выполнении подъема штанги, особенно предельных весов. Однако под воздействием внешних факторов тип нервной деятельности (генотип) может существенно измениться, образуя фенотип, включающий в себя как приобретенные, так и выработанные свойства.

Скоростно-силовые упражненияулучшают способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных центров у 12-14-летних подростков (НА. Фомин, В.П. Филин, 1972). Известно также, что в период полового созревания (у мальчиков с 12 до 16 лет) наблюдается общее повышение возбудимости центральной нервной системы. Все словесные и двигательные реакции могут сопровождаться излишними движениями рук, ног и туловища. В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения над торможением. Часто ответная реакция по своей силе и характеру оказывается не адекватной вызывающим ее раздражителям. Речь подростков замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся лаконичными, стереотипными,словарный запаскак бы обедняется. Нередко приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы получить полный ответ на заданный вопрос. Имеются экспериментальные доказательства того, что ответная реакция на словесные раздражители у подростков более замедленна, чем реакция на зрительный или звуковой раздражитель (П.П. Балевский). В связи с этим для начинающих штангистов необходимо применять различные методы обучения – как словесные, так и с наглядным показом.

Следует иметь в виду, что мозг подростка находится в неблагоприятных условиях питания и снабжения кислородом в связи с тем, что рост сердечно-сосудистой системы отстает от роста тела. Кроме того, в связи с повышением функций мозгового вещества надпочечников увеличивается содержание адреналина в крови, что приводит к сужению кровеносных сосудов. Данные особенности развития являются иногда причиной возникновения у юных спортсменов во время тренировок легкого утомления даже при небольших нагрузках и нередко головных болей.

Подростковый возраст – это период перестройки организма, вызывающей значительное напряжение всей нервной деятельности, требующей разумного и бережного отношения взрослых к юным спортсменам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Специально для подростковВпечатлительные и легковерные подростки составляют в среде бодибилдеров своего рода «группу риска».Молодым ребятам, начитавшимся популярной литературы, с трудом верится, что прогресс в зале не является результатом длительных и частых

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

Глава 2Возрастные особенности развития организма детей и

Из книги Физическое воспитание детей младшего школьного возраста автора Виленская Татьяна Евгеньевна

Глава 3Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростков3.1.Физическое развитиешкольников в условиях базовой тяжелоатлетической подготовкиОрганизация эффективнойсиловой подготовкишкольников, начиная с 1-го класса, связана с необходимостью

Из книги 365 золотых рецептов красоты автора Кановская Мария Борисовна

Приложение 7Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и

Из книги Программа воспитания патриотизма «Рать» автора Коллектив авторов

47. Очищение организмаЦеллюлит – это только внешнее проявление того, что в нашем организме что-то не так. И потому время от времени нужно бороться с этой проблемой «изнутри», то есть проводить очищение организма. Причем основной упор делать на чистку крови, лимфы и

Из книги К бою готов! Стрессоустойчивость врукопашном боюавтора Кадочников Алексей Алексеевич

Особенности программы для подростков 13–16 лет13–16 лет – это период формирования индивидуальности, период «сложных» вопросов, на которые непросто найти ответы. Это возраст поиска идеалов, друзей, взаимопонимания и максимальной потребности в общении. Начало вхождения в

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Три состояния организмаЧтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, удобнее всего, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные группы.Первая группа - норма. Норма - это такое состояние организма, при

В минских фитнес-клубах занимаются не только взрослые, но и дети от полутора лет. Дошкольники танцуют, плавают в бассейне, а по достижении 9–10 лет начинают делать упражнения с отягощениями, формируя мышцы. The Village Беларусь узнал, стоит ли отдавать детей на приседы со штангой и чем чреваты большие нагрузки в раннем возрасте.

Мальчики начинают раньше девочек

Минимальный возраст для поднятия штанги устанавливает Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и Министерство здравоохранения Республики Беларусь в постановлении от 16 января 2017 года № 2/6 «Об установлении рекомендуемого минимального возраста для занятия видами спорта». Согласно ему, мальчики могут заниматься тяжелой атлетикой с девяти лет, девочки с тринадцати.

Доказано, что в предподростковом возрасте благодаря эффективному использованию нервной системы хорошо набирается сила, но плохо - мышцы. По данным ВОЗ самыйранний возраст, когда можно добиться пользы от силовых упражнений, равен десяти годам. Однако ребенок должен заниматься под контролем тренера и спортивного врача.

Виктор Ладес

мастер спорта СССР по тяжелой атлетике, директор Минской центральной СДЮШОР профсоюзов «Спартак»

Делатьфизические упражнениянужно в любом случае, это жизнь. Конечно, в девять лет детям не дадут поднимать тяжести. Они раз в неделю плавают в бассейне, выполняютигровые упражнения, занимаются с небольшими гантелями, отрабатывают технику подъема штанги с палочкой. Укрепляют мышцы, связки, коленный, голеностопный, плечевой,грудной отделы. Серьезные занятия начинаются, когда заканчивается половое созревание. Как правило, это в 14 лет, но здесь все зависит от особенностей организма.

Мы готовим резерв для национальных команд. Но, думаю, наша главная задача - здоровье детей. Мы должны подготовить их не только физически, но и умственно, морально, психологически, чтоб они ничего не боялись, были крепкие и смелые.

У нас нет цели давать большие нагрузки. Дети сейчас слабоватые по сравнению с тем, что были 30 лет назад. Приходят на первый взгляд крепенькие, со справками для занятий тяжелой атлетикой. А потом на диспансеризации отсеиваются со сколиозами и зрением.

Есть у нас и девочки, где-то десяток из примерно сотни учеников, но с ними тяжело работать. Хотя, думаю, заниматься тяжелой атлетикой для женщины лучше, чем шпалы носить или в литейке работать.

Тяжелой атлетики не нужно бояться, это очень интересный, разносторонний вид спорта. Калечит и физкультура, если давать неправильные нагрузки. А спорт не калечит. И вдетском спортеесть травмы, особенно в игровых, контактных видах. Посмотрите на футболистов, хоккеистов, поговорите с тренерами похудожественной гимнастике, сколько у них травм - и спины, и ступни, и колени. Но об этом никто не пишет. В тяжелой атлетике не надо спешить. Нужно потихоньку работать, причем в связке тренер-спортсмен.

Конечно, травмы неизбежны. У меня вот в 61 год тоже голеностопы начинают болеть, вылезают старые травмы. Поэтому мы и отрабатываем навыки работы со снарядами до автоматизма. Техника безопасности стоит на первом месте и у детей, и у работников.

Александр Кривцун

врачспортивной медицины, травматолог-ортопед, мануальный терапевт

Любой профессиональный спорт наносит вред здоровью. Граница между пользой и вредом пролегает там, где начинаются тренировки по два раза в день. «Физкультура для здоровья» - это когда занимаются 3–4 раза в неделю. А здесь 7–8 тренировок плюс регулярные соревнования.

Никакой спортивный врач не ликвидирует вред от последствий профессионального спорта. Он только помогает дольше переносить нагрузки плюс способствует в отборе наиболее предрасположенных в генетическом плане детей.

Если проводить занятия постепенно и медленно, то выдающим спортсменом не станешь. Профессиональный спорт предполагает работу, близкую к границе человеческих возможностей, и выжимания из себя всех резервов.

Нет, заниматься каким-либо видом активности надо обязательно. Но необязательно превращать ее в профессиональный спорт. Набор в различных отраслях спорта происходит вразном возрасте. Обычно набор в спецклассы проводится в седьмом-восьмом классе, и тогда ребенок решает: он хочет заниматься «для себя» или становиться профессионалом.

Я отношусь к женской тяжелой атлетике с большим предубеждением и своего бы ребенка в такую секцию не отдал. Поднятие тяжестей женщине не очень-то подходит. В тяжелой атлетике могут реализоваться девочки, похожие на мальчиков.

Прежде чем выбрать тяжелую атлетику в качестве оздоровительной нагрузки, надо очень серьезно подумать. Ведь эторазные видыспорта: просто силовые упражнения, оздоровительные, и тяжелая атлетика. Использовать тяжелоатлетические элементы в фитнесе можно и нужно. А вот заниматься тяжелой атлетикой… Это всегда решение, которое каждый выбирает для себя, и обосновывает, зачем ему это нужно.

Добавить комментарий