Блог
743 0

Дорожка где устроил завал пелотон. Общество на колёсах: соблюдение правил в пелотоне

Дорожка где устроил завал пелотон. Общество на колёсах: соблюдение правил в пелотоне

Пелотоном называется группа велогонщиков. Они не могут перемещаться упорядочено из-за того, что их слишком много. Некоторые гонщики прекращают езду в группе на защищенной позиции и стремятся стать во главе пелотона, пытаясь оживить его, так как здесь не существует общего мнения, каким должен быть темп и порядок, а также как быстро велогонщики должны сменять друг друга. Для одного велогонщика размеренный темп езды навевает скуку, другой и вовсе начинает нервничать. Помимо всего прочего, определенный темп езды для каждого гонщика разнится, то есть в заезде могут участвовать велосипедисты, для которых он может быть запредельным. Непредвиденные обстоятельства могут случаться в группе на протяжении всей гонки. Соблюдение личной безопасности – вот что должно соблюдаться в первую очередь. Притом же все велогонщики преследуют разные цели, для кого-то важнее хорошее времяпрепровождение, а для кого-то поддержание отличной формы тела.

Гонщик – придерживайся своей линии

Важнейший навык езды в группе велогонщиков – это перемещение по своей линии. При езде в одиночку гонщику важно следить за различными дорожные препятствиями, конструктивными особенностями дорожного полотна. В группе же следует следить за перемещением впередиидущего гонщика. Чтобы понять, как происходит движение в группе велосипедистов можно представить себе рыбные косяки: рыба внутри них движется как единое целое, друг друга при этом не задевая. В случае когда группа поворачивает направо или налево независимо от выставленных на пути препятствий, велосипедисту необходимо обращать пристальное внимание на гонщика, идущего впереди.

Переднее колесо должно быть защищено

Перемещаясь в составе группы, проще всего устроить завал, зацепившись своим передним колесом зазаднее колесовпередиидущего гонщика. Представьте себе дугу, которую описывает передняя часть велосипеда – полукруг, радиус которого равен 2–3 фута, должен быть нетронутым. В случае если какой-то гонщик нарушит это пространство, вам следует немедленно сместиться, чтобы защитить ведущее колесо.

Нормальное явление – выпадение из группы

Многие велосипедисты, которые впервые перемещаются в группе, выпадают из нее. Даже случается, что многие гонщики подвержены этому явлению, если они не находятся в форме. Для новичка в подобных заездах нужно знать основные моменты перегруппировки, чтобы, следуя по новому маршруту, знать как двигаться по нему. На всякий случай возьмите с собой карту, если вы незнакомы с дорогами этой местности. Вы должны помнить о том, что большинство велосипедистов на протяжении всей гонки не в состоянии поддерживать заданный темп езды. Если у вас есть возможность держать оптимальный темп езды после того, как выпадете из группы, то есть вероятность того, что скорость группы впоследствии снизится, и вы без особых проблем сможете ее догнать, прежде чем она перегруппируется.

Следует остерегаться эффекта аккордеона

Общая форма пелотона меняется то, замедляя, то ускоряя свое движение. Группа, состоящая из четырех велосипедистов в ширину и восьми в глубину, способна превратиться в группу в два ряда по шестнадцать велосипедистов либо тридцати двух, следующих в одну цепочку. Все это происходит потому, что все гонщики набирают скорость в определенном темпе в одно и то же время. Задержка в реакции гонщиков происходит потому, что в голове группы велосипедисты ускоряются намного быстрее, чем в хвосте. Для того чтобы не отставать от передних гонщиков задние должны резче реагировать на изменение скорости иначе они могут отстать от группы.

При замедлении группы она сжимается в объеме из-за того, что гонщики, следующие позади, тормозят намного позже по сравнению с велосипедистами, идущими впереди. Следовательно, гонщики впереди группы обязаны снижать скорость настолько, насколько это допустимо. При резкой остановке велогонщика неизбежно столкновение идущих позади.

Научитесь отставать

Чтобы не допустить выпадения из группы нужно перед подъемом или ускорением продвинуться в пелотоне. Это потребует от гонщика определенных знаний и опыта. Если, начиная подъем или ускорение, вы приближаетесь к голове пелотона, то вы имеете возможность провалиться по группе вниз, лучше справиться с ускорением в надежде что темп группы спадет до того момента, когда вы выпадете из своей связки либо достигнете хвоста пелотона. Большинство гонщиков во время езды ориентируются на светофор, чтобы, ожидая быстрого отрезка заезда, оказаться в передней части группы. Следует учитывать то обстоятельство, что многие опытные и профессиональные гонщики не допустят, чтобы рядом с ними ехали новички, особенно если они недостаточно выносливые и сбивают темп езды. Если вы совершили остановку на светофоре, то лучше будет, если вы будете находиться ближе к голове группы, чем непосредственно вначале.

Научитесь продвигаться

Новичкам рекомендуется продвигаться вперед по краю группы. Потребуется время на то, чтобы почувствовать себя более уверенным и когда зазоры в группе открываются, вы сможете продвигаться по ним вперед. Но прежде чем переместиться вперед следует покинуть группу и ждать прибытия следующего гонщика, который пройдет мимо вас и, обеспечив безопасное расстояние, двигайтесь за ним вперед группы.

Правильно подбирайте себе место в группе

Именно от позиции в группе будет зависеть дальнейшая езда в ее составе. Спереди едут, как правило, самые сильные велосипедисты – это около десятка смельчаков. Если вам посчастливилось попасть в их число, то вам следует быть готовым заполнять просветы либо быть способным их натягивать. Просвет – это пространство, величина которого равняется длине велосипеда.

В голове группы поддерживается наибольший темп езды. Большинство велосипедистов пытаются намного дольше продержаться вблизи первого ряда гонщиков – это самое оптимальное место в группе. Средняя часть группы бывает переполнена, поэтому становится страшновато ведь именно здесь наиболее заметно ускорение темпа группы. Задняя часть пелотона – тоже неплохой вариант, однако ускорение темпа требует от велосипедиста отличной реакции при ускорении.

Заполняйте оставленные другими гонщиками просветы

Если гонщик, идущий впереди вас, начинает смещаться в сторону, оставляя после себя зазор в шесть футов (около 180 см), толучшим вариантомдальнейшего развития событий будет, если вы закроете этот просвет. Если вы не можете совершить подобное, то дайте понять другому гонщику, что вы нуждаетесь в помощи и отступите назад.

Во время езды пейте жидкость

Когда вы совершаете многочасовую велогонку необходимо потреблять большое количество воды, чтобы пополнить баланс жидкости в организме, которая теряется при потении. При самостоятельной езде либо в составе маленькой группы нужно выделить время на остановку, чтобы утолить жажду. Но если вы перемещаетесь в составе большого пелотона, который не останавливается чтобы попить, то утолять жажду придется в процессе езды.

Помните, если вы пьете на ходу с помощью одной руки, вторая должна управлять, тормозить и переключать скорости. Очень важно уметь взять флягу, выпить воды и поменять её, не глядя на совершаемые действия. Для правшей в идеале эффективно управлять левой рукой, тогда как жажда утоляется при помощиправой руки. Это придаст вам большей уверенности по сравнению с управлением велосипеда при помощи левой руки.

Временами профессиональный пелотон похож на класс младшеклассников - злых, раздражённых, готовых бросаться друг на друга, и нет учителя, который бы навёл порядок. Но если вы будете гоняться по полной программе в любую погоду, день за днём, набиваться в отель в конце каждого этапа, проводить слишком много времени за чтением того, что люди пишут о вас на Интернет-форумах, вы тоже станете раздражительным.

В прошлом году Тур де Франс был полон ссор и пререканий, длившихся на протяжении всей гонки, которые выходили из-под контроля и проявлялись случаями раздражительности на дороге. Был внутренний спор в «Астане», когда Лэнс Армстронг в твиттере выразил неудовольствие поведением Альберто Контадора. Затем был этап до Безансона, когда всё получилось некрасиво. Джордж Хинкепи находился на пути к жёлтой майке, когда «Гармин» стал преследовать. Армстронг выдвинулся с речью о том, как всё было ужасно, и Интернет взорвался гневом и контробвинениями, когда фанаты дискутировали о том, что правильно, а что нет. Решение «Гармин» помешать Хинкепи провести день в жёлтой майке, возможно, выглядело подло, но это гонка, соревнование, и на кону репутация и спонсоры. Не слишком нравственно, как может показаться, но, возможно, команде «Гармин» не понравилась мысль, что другая американская команда получит ещё один кусок пирога? Никто никогда не будет признаваться, было ли так или нет, но эта мотивация логична, и такое происходит не в первый раз.

В 1980-х две крупные голландские команды - одна под руководством Яна Рааса ( Jan Raas, команда Kwantum team ), другой руководил Питер Пост ( Peter Post, команда Panasonic ) - постоянно готовы были вцепиться друг другу в горло. Говорили, что единственная вещь, которая сделает Поста счастливее кроме победы своего гонщика, будет поражение одного из команды Рааса. Единственный разумный анализ приводит к тому, чтобы принять, что работа требует добиваться лучшего результата для команды каждый день. И если для этого нужно преследовать кого-то, о ком Лэнс думает, как о великолепном парне, то так тому и быть. Если это означает выравнивание счёта путём заблаговременно припрятанной ссоры, то это также честная игра, до тех пор, пока вы готовы принимать последствия. Потому что пелотон - это общество на колёсах. Там то же самое общество со всей его иерархией, кодом поведения, писаными и неписаными правилами.

Самое простое правило, которое надо понять - если ты обманул кого-то сегодня, то завтра это же вернётся к тебе, если не завтра, то когда-нибудь в будущем. Месть - это блюдо, которое подают холодным, и история спорта изобилует людьми, которым было трудно бороться с долгой, не знающей границ национальностей, памятью соревнований.

Вот один излучших анекдотовна тему горького и мелкого соперничества в пелотоне, может быть, он не совсем достоверный, но великолепный - один гонщик рассказывал, что в Бельгии на кермесах была команда, чьей единственной работой было преследовать определённого гонщика из команды соперников, которого ненавиделспортивный директор. В велоспорте сделать так, чтобы кто-то наверняка проиграл гораздо легче, чем выиграть самому.

Гнев на Sky.

Тур Омана -новая гонкав этом сезоне, заставившаяся задержаться на Ближнем Востоке ещё на одну неделю. Это не Чемпионат мира, но то, каким образом раскрутились споры по поводу 4-го этапа, прошедшего в среду, могут заставить вас думать, что разыгрывается нечто столь же важное. Даже гонщики, находившиеся в пелотоне, не могут прийти к согласию, что собственно произошло, но всё зависит от того, кому вы поверите. И тогда все следующие утверждения могут быть правдой. Или нет.

1. Команда Sky начала прибавлять скорость в зоне питания. 2. Команда Sky затем пыталась использовать ветер и дорогу, чтобы разбить пелотон на эшелоны. 3. Cervelo и другие команды разозлились и вышли вперёд. 4. Хаген, лидер гонки из команды Sky остановился на биологическую паузу за 50 км до финиша, а Cervelo в это время увеличило скорость. 5. Гонщики в твиттере представили две точки зрения: или «это просто гонка», или «это не только гонка».

Боассон Хаген пропустил момент раскола пелотона, потерял лидерскую майку, так же, как это случилось с ним на Туре Катара, когда другие команды критиковали Sky за то, что те не проконтролировали отрыв из двух человек, в котором находился будущий победитель Вутер Мол. Грег Хендерсон, товарищ Хагена по команде, сказал в твиттере: «Мне жаль Эдвальда и остальных ребят из команды Sky в Омане. Хотя теперь подлили масла в огонь. Что посеешь, что и пожнёшь». Курт-Асле Арвесен поддержал: «Только что поговорил с ребятами в Омане. Отвратительная история на сегодняшнем этапе!»

Так кто был прав, кто виноват? Попробуем объяснить.

Закон джунглей.

Что это за «неписаные правила»?

В велоспорте есть несколько давно соблюдаемых договорённостей, которые фактически не являются прописанными правилами, но рассматриваются как таковые.

Сюда входят следующие табу:

- Нельзя атаковать в зоне питания. Итак достаточно хаоса и опасностей, когда нужно взять сумку, заполненную едой и бутылками с водой, не хватало ещё, чтобы какой-нибудь идиот использовал это как возможность убежать.

- Нельзя атаковать, когда пелотон делает остановку на биологическую паузу. Обычно пелотон нейтрализует сам себя, замедляясь и позволяя тем, кому это необходимо, остановиться. Но, если на этапе остаётся проехать последнюю треть дистанции, и скорость большая, ты должен рассчитывать на свои собственные возможности. Если Боассон Хаген нуждался в биологической паузе за 50 км до финиша, как это сообщалось, у него было два варианта - терпеть или делать это прямо на велосипеде (как не неприятно это звучит). Ты не можешь ожидать, что группа будет ждать, даже если ты - лидер, если ехать в гонке осталось менее часа.

- Нельзя атаковать жёлтую майку, если лидер упал или у него технические проблемы. Так же, как и правило о зоне питания, где нельзя атаковать, это правило нарушалось много раз, но в меньшей степени. Если лидер гонки пострадал от несчастного случая, пелотон обычно замедляется и даёт ему время разобраться. Но остановка на биологическую паузу не рассматривается как несчастный случай.

Кто должен преследовать отрыв?

Команду Sky многие критиковали, что на Туре Катара отрыв отпустили слишком далеко, а начали помогать, когда ситуация стала выглядеть слишком опасно. Кто преследует - дело тактики, а не договорённости. Некоторым командам хорошо бы помнить, что команда лидера гонки не обязана защищать своё лидерство. Возможно, команда Sky просто не хотела вкалывать впереди по три часа каждый день в феврале? Возможно, у них была иная тактическая причина не преследовать отрыв, и если они так решили, это их дело. Ничто не мешало одной из других команд начать преследование, если они хотели вернуть отрыв в группу. Sky, как и любая другая команда, вправе вести гонку так, как считает нужным. У них может быть свой тактический план, которого они придерживаются. Может быть, временами их ведение гонки отличается от шаблонного, но они имеют право делать то, что хотят. Впереди ещё долгий сезон, и победа на Туре Омана, возможно, не входит в верхние строчки листа их приоритетов. Во время Тур де Франс было удивительно наблюдать, что Columbia так раздражалась, когда все отходили назад, предоставляя команде проводить всю работу по преследованию. Но спросите сами себя, если бы вы были в команде соперников, почему вы должны помогать им добывать очередную победу? Изнурённый поезд «Коламбии» играл на руку многим другим, так оставьте им право вести свою собственную тактическую игру.

Помогают ли команды друг другу в гонке?

Конечно. Поддержку дают и просят. Услуга за услугу. Одной команде может быть выгодно помочь другой, если у них одна цель. Наиболее распространённый пример, когда команды сильных спринтеров работают вместе, чтобы нагнать отрыв.

Действительно ли команда Sky непопулярна?

Кажется, они не стали лучшими друзьями каждого в пелотоне. Однако, как бы они не хотели прикрыть недостатки, некоторые вещи, случившиеся зимой не были проглочены другими командами. Дэйв Брейлсфорд, возможно, и не слышал открытого неодобрения, но так не работают в пелотоне. Те, кто испытывает недовольство, даже небольшое, потом отыграются на дороге. Любой, кто гонялся, скажет вам, что если хотите быть успешными, вам нужны друзья, потому что гораздо легче бороться против кого-то, чтобы тот проиграл, чем выигрывать самому. Люди могут отмести незначительные, маленькие эпизоды в сторону, как не относящиеся к делу, но все эти штрихи, складываясь вместе, создают впечатление. «Гармин» и «Катюша» могут проявлять эмоции по поводу Виггинса и Свифта, но их спортивные менеджеры не единственные, кто выражает неприязнь по отношению к тактике Sky. Многие были не слишком довольны, прочитав, что Шон Йетс намекает, что Sky может сотрудничать с Radio Shack на Тур де Франс, например. Может появиться множество незначительных мотивов (для недовольства). Это легко приписать зависти, в такой точке зрения есть и элемент истины. Sky имеет много денег и продвигается к высшим спортивным сферам. Понятно, что другие хотели бы немного их осадить.

Что значат все эти доводы в долгосрочной перспективе?

В конце концов, это спорт. Это соревнования, и в каждый данный день может быть лишь один победитель. Недавно появилась нежелательная тенденция - стремление свести сложный, приводящий в восторг спорт к двум колонкам: победители и проигравшие. Проблема в том, что если вы смотрите велоспорт только ради побед, то чаще будете оставаться разочарованными, чем воодушевлёнными. Велоспорт нельзя сводить к бесконечному подсчёту очков. Если каждая победа Sky, например, будет преследоваться в глазах критиков, а каждое поражение должно демонстрировать, что они проиграли со своими кознями, то сезон будет изнурительным и не доставляющим особого удовольствия. Давайте не будем приравнивать велоспорт к игре «камень, ножницы, бумага» на велосипедах. Потому что мы все знаем, никто не сможет победить вдолгой игре, ни камень, ни ножницы, ни бумага, это просто серия повторяющихся снова и снова результатов. Велоспорт может предложить гораздо больше, и полемика должна приносить радость, а не скуку.

Очень часто, особенно на соревнованиях, можно наблюдать плотные группы велосипедистов. Такие группы называются пелотоном.

Зачем райдерам ехать так близко и как вести себя в плотном потоке?

Пелотон – плотная или основная группа велосипедистов. Чаще всего его можно наблюдать на крупных велосоревнованиях с массовым стартом, таких как Тур де Франс и подобных.

Пелотон бывает двух видов:

  • спортивный,
  • любительский.

Что касается первого, то он состоит из профессиональных гонщиков и имеет место быть на соревнованиях. Образуется он непроизвольно из-за большой плотности велосипедистов и узких дорог. задают отдельные группы спортсменов, которые зачастую едут в головной части пелотона.

На соревнованиях некоторые спортсмены могут предпринимать попытки разогнать других участников пелотона.

Они могут с ними договариваться заранее, а могут и самостоятельно наращивать темп. Во втором случае нет стопроцентной уверенности в том, что другие участники поддержат инициативу.

Другое же дело пелотон, который образуется на. Тут его участники уже сами договариваются заранее о скорости движения, о лидерах группы и очередности смены ведущих. Чаще всего такой пелотон представлен колонной шириной 1-2 велосипедиста.

Велосипеды, самокаты, комплектующие

Зачем ехать в пелотоне?

Как уже было сказано ранее, спортивный пелотон образуется самопроизвольно. Можно сказать, что это простая группа велосипедистов, которые имеют примерно одинаковый уровень подготовки.

Для более пелотон может только мешать реализовать себя, а тем, кто слабее, наоборот помогает держаться в основной группе. Все же ехать в пелотоне намного выгоднее, чем одному.

Итак, если ехать позади основной группы, то будет большое отставание от лидеров, поскольку длинна пелотона может достигать нескольких десятков метров. Если же уезжать самостоятельно вперед группы, то будет физически и психологически тяжело двигаться в одиночку.

Теперь следует обратить внимание на минусы и плюсы движения в пелотоне.

Преимущества и недостатки пелотона

  • Малое сопротивление ветра;
  • Командная работа;
  • Двигаться в группе психологически легче,
  • Нет необходимости.
  • Низкая мобильность внутри группы;
  • Большая вероятность завала.

Движение против ветра тратит много сил велосипедиста. Гонщики, едущие во главе пелотона, разрезают собой потоки воздуха и тем самым уменьшают сопротивление для идущих сзади гонщиков.

Получается, что преследователи едут в слипстриме, т.е. в воздушном мешке практически без встречных потоков. Чаще всего во главе пелотона различных или одной команды гонщиков.

Езда в пелотоне позволяет активно взаимодействовать гонщикам одной команды. Непосредственная близость напарников позволяет им легко общаться друг с другом и оказывать другую помощь.

Работать в группе с другими спортсменами намного легче. Велосипедист старается не отпускать идущего впереди гонщика, а следующие позади подгоняют его.

Двигаясь в плотном потоке, можно не обращать внимание на то, что происходит на дороге. Главный ориентир – это гонщики спереди и по бокам. Но все же необходимо внимательно следить за окружающими спортсменами.

Помимо плюсов существует и ряд минусов, из-за которых многие воздерживаются от движения в плотных группах. Во-первых, из-за высокой плотности спортсменов перемещение внутри пелотона очень затруднительное. Покинуть его из середины тоже достаточно проблематично.

Следующий негативный момент – это практически всего пелотона.

Из-за большой плотности у гонщиков не остается ни времени на реагирование, ни пространства для объезда препятствия или упавшего велосипедиста. Чаще всего при падении одного падают и его преследователи по принципу домино.

Негативные эффекты пелотона можно минимизировать, если следовать ряду правил движения в нем.

Правила движения в пелотоне

Первое, о чем следует побеспокоиться при движении в плотном потоке, – это защита своей позиции в пелотоне.

В первую очередь следует занимать и держать такую позицию, чтобы всегда оставалось место для поворота. Многие райдеры специально зажимают переднее колесо противников, вынуждая их отступать на более дальние позиции.

Следует опасаться эффекта гармошки. Он часто проявляется при движении в длинных группах во время резкого изменения скорости.

При снижении скорости, например во время подъема, задние гонщики не успевают притормаживать или сбрасывать скорость и догоняют впереди идущих спортсменов.

Получается, что перед крутым подъемом лучше стараться растягивать пелотон, поскольку он соберется вновь, а перед спуском или скоростным участком, наоборот стараться продвинуться ближе к голове группы.

Следующие моменты касаются умения продвигаться в пелотоне. Для уверенной езды в плотной группе, само собой, требуется опыт, но знание нескольких правил и особенностей помогут новичкам адаптироваться.

Во-первых, всегда стараться заполнятьсвободное пространство. Как только боковой или передний гонщик начинает смещаться ближе к голове, необходимо перемещаться на его место. Это особенно важно на старте, когда плотность группы максимальна.

Не стоит двигаться по периферии в одиночку. Следует дождаться еще одного велосипедиста. Чаще всего это товарищ или товарищи по команде.

Не стоит паниковать или волноваться в пелотоне. Следует ехать уверенно. Опытные спортсмены всегда видят тех, кто дает слабину психологически и выдавливают их из своей группы.

Конечно же, основные, когда велосипедист начнет уверенно двигаться и передвигаться в пелотоне. Сможет понимать, когда следует уйти от основной группы вперед или, наоборот, оттянуться от нее.

В некоторых моментах потребуется проявлять и спортивную наглость, чтобы занять удобную позицию в группе.

Любительский пелотон

Что касается правил движения в любительском или, то они намного проще. Для движения в нем не требуется большого опыта и определенных навыков.

Все потому что, в любительской группе дружественная обстановка, в отличие от спортивного, где идет постоянная борьба между велосипедситами.

При движении в походном пелотоне важно выбрать лидера группы, ведущих и замыкающих.

Ведущими должны быть наиболее подготовленные спортсмены, которые будут периодически меняться. Замыкающий тоже должен мочь поддерживать заданный темп и следить за тем, чтобы другие не выпадали из пелотона.

препараторэ (итал. preparatore) - тренер в общем смысле, либо человек из тренерского состава команды, который занимается подготовкой спортсмена в определённой области

доместик (фр. domestique: слуга) - общее определение: гонщик из состава команды, который работает не на свой личный, а на командный результат, помогая капитану команды, идущему на результат в генеральной классификации или другому защищённому гонщику идущему на значимый для команды результат. Помощь чаще всего заключается в организации построений в группе, дающей возможность защищённому гонщику более комфортно двигаться в группе, тратя меньше сил на борьбу с потоком встречного воздуха. Так же задачей доместиков является ведение пелотона в удобном для своего капитана темпе или поднятие общей скорости, когда надо ликвидировать отрыв, уехавший от группы, либо просеять группу и высадить из группы конкурентов.

В исторические времена, на этапе становления велоспорта подобная работа была запрещена и сам термин родился, когда директор велогонки пытался оскорбить одного велосипедиста, не имевшего шансов на победу, оказавшего помощь другому, имевшему все шансы победить. В настоящее время является почётным званием, которое надо ещё заслужить хорошей командной работой. Не все гонщики выполняющие работу на команду, могут называться доместиками. Доместики всегда находятся возле капитана, по сути это его личная гвардия.

Очень часто, при заключении контракта с командой, велогонщики высокого уровня ставят в условия заключения договора переход в команду так же своих доместиков. Цена контрактов некоторых доместиков такая же как и у капитанов команд, что подчёркивает значимость очень качественной командной работы.

В самом общем смысле слова доместиками называют всех командных гонщиков, работающих на командный результат, а не только работающих в построениях. Помощь может быть не только в непосредственном выкатывании капитана, но и вовремя покормить капитана, подвезти ему и его лейтенантам воды, отдать капитану колесо со своего велосипеда в случае повреждений, когда техничка не может оперативно подъехать и оказать помощь.

грегари (итал. gregario: рядовой) - тоже, что и доместик. Не смотря на то, что в дословном переводе означает рядового солдата, не имеющего званий, это тоже самое почётное звание, что и доместик, только на итальянском языке.

лейтенант (рус.) - тоже, что доместик и грегари. В русском языке часто «личную гвардию» капитана команды называют лейтенантами, подчёркивая этим их статус, по отношению к просто гонщикам.

водовоз - роль; командный гонщик, который по ходу гонки, опускается из группы к каравану техничек, что бы набрать бачков с водой и едой из командной технички и потом возвращается в основную группу, отдавая воду гонщикам своей команды. Хороший водовоз может загрузиться до 8-10 бачков с водой, распихивая их в задние карманы джерси, под майку, за пазуху. Роль водовоза обычно выполняет не доместик команды, поскольку доместики обычно заняты командными построениями и сопровождением капитана. На многодневных гонках это может быть гонщик, специализация которого на этом этапе не позволяет претендовать на результат. Так например лучший спринтер современности и действующий чемпион мира и обладатель радужной майки, Марк Кавендиш, на не спринтерских этапах многодневки Тур де Франс 2012, которые ему совершенно не подходили в плане шансов на победу, часто выполнял роль водовоза в своей команде.

тяговитый гонщик - определение, гонщик обладающий очень хорошим индивидуальным ходом, т.е. способный очень долго и равномерно ехать с высоким темпом. Из тяговитого гонщика может выйти очень хороший доместик, роллёр, а в идеале даже раздельщик.

роллёр - специализация, гонщик способный успешно отбираться в отрывы на групповых гонках и по долгу и помногу успешно ездить в них. Специализация требует как минимум обладания хорошим индивидуальным ходом, а так же умением организоваться в работу сменами в малой и очень малой группе.

раздельщик - специализация, гонщик обладающий исключительным индивидуальным ходом и способный выигрывать, показывая максимальную среднюю скорость на всей дистанции. Специализация требует кроме индивидуального хода так же умение максимально грамотно и равномерно разложить силы по всей дистанции гонки. В групповой гонке способны иногда в одиночку уезжать от группы преследователей и успешно противостоять попыткам догнать себя. По физиологии обычно рослые, мощные спортсмены способные работать под очень высокой нагрузкой непрерывно длительное время. По физике - спортсмен, способный показать максимальную среднюю мощность по всей дистанции гонки.

спринтер - специализация, гонщик обладающий очень мощным кратковременным рывком, способный развить очень большую мгновенную мощность и очень высокую скорость на коротком отрезке. Велоспринтер, в отличии от легкоатлетов - это не тот кто с места быстрее всех проедет 100 метров, а тот, кто вместе с группой проедет все 100-200 км дистанции групповой гонки и на финишном развозе, когда группа будет двигаться на своей самойвысокой скорости, суметь ещё прибавить в скорости и выскочить из этой группы вперёд. По физиологии это очень мощные и мускулистые спортсмены, с большим объёмом рабочеймышечной массы. Из-за своего большого мышечного веса обычно испытывают трудности в крутых горах. По физике - это спортсмен, способный кратковременно развить максимальную мгновенную мощность.

штатный спринтер - роль; спринтер в команде, защищённый гонщик, наиболее полно специализирующийся на победы на спринтерских этапах и на борьбу за спринтерскую очковую номинацию. Обычно этот тот спринтер, на которого работает вся команда на спринтах, так же как и на основного капитана команды в генеральной классификации и только в случае каких либо неудач которого, может работать на достижение результатов других спринтеров в команде

спринтерская команда - командная специализация; команда, имеющая в своём составе штатного спринтера и нескольких доместиков-развозящих, способная организовать полноценное построение в пелотоне и устроить своему спринтеру развоз на основном или промежуточном финише

горняк - специализация, гонщик способный быстрее других и с меньшими энергозатратами заезжать в длинные и крутые горные подъёмы и перевалы. По физиологии это спортсмены среднего и ниже роста с очень низкимсобственным весом. Определяющим фактором здесь является максимальная мощность, которую способен развить гонщик, на 1 кг его собственного веса. Типовой усушенный горняк - это 165-175 см роста на 55-60 кг собственного веса. Благодаря более низкой абсолютной мощности (без учёта веса) не обладают резкостью спринтеров на равнине и не имеют такого индивидуального хода как раздельщики.

горняк оборонительного плана - субспециализация, горняк обладающий хорошим индивидуальным ходом, меньшим чем у раздельщика, но за счёт более низких энергозатрат на преодоление силы тяжести в подъёмах, способный поддерживать большую среднюю скорость при затяжных длинных крутых подъёмах, по аналогии с раздельщиками на равнине

горняк атакующего плана (горный спринтер) - субспециализация, горняк, по аналогии с классическими спринтерами, способный развивать кратковременно резкое ускорение в подъёмах, когда остальные гонщики не способны поднять темп.

универсал - специализация, гонщик умеющий одновременно хорошо ехать индивидуальную гонку с раздельным стартом и хорошо едущий в горах, таким образом имеющий минимальное количество недостатков и способный на различных по конфигурации трассах показывать стабильно высокий результат

классик - специализация, гонщик успешнее других выступающий на классических однодневных велогонках, способный максимально эффективно мобилизовать все свои силы и распределить их на один день соревнований. Специализация требует умения быстрой езды по асфальту, брусчатке (обязательный элемент классических гонок), с умением хорошо преодолевать многочисленные изменения рельефа и обладать хорошим индивидуальным ходом. По физиологии классик ближе к компромиссу между раздельщиком и спринтером, так например самую сложную и престижную классическую велогонку Париж-Рубэ выигрывали в последнее время чемпион мира в разделке Фабиан Канчелара и позиционировавший себя одно время как спринтер Том Боннен.

многодневщик - специализация, гонщик универсал, максимально эффективно и равномерно умеющий проезжать многодневные велогонки, успевая ежедневно восстанавливаться после каждого этапа. В отличии от классиков, здесь важен именно фактор быстрого ежедневного восстановления и умение работать в очень напряжённом темпе по 2-3 недели фактически без дней отдыха.

генеральщик - специализация, это такой многодневщик, который не просто стабильно едет многодневную гонку, но ещё и занимает высокое место в генеральной классификации, обычно капитан команды на многодневную гонку, на которого работает вся команда. Это всегда защищённый гонщик, задача которого каждый день находиться в максимально высоких результатах, но совершенно не обязательно в пределах подиума на этапе. Генеральщики редко предпринимают атакующие действия по отношении ко всей группе, их задача не допускать резких провалов на каждом этапе, поэтому очень важно сохраниться на протяжении всех недель гонки. Обычно активные атакующие действия генеральщики предпринимают посредством своих команд целиком и направлены они на других генеральщиков. Генеральщик - это по определению самый сильный многодневщик в команде. Обычно открытые поединки между генеральщиками начинаются только тогда, когда человеческий ресурс в виде доместиков заканчивается и остаются только одни капитаны между собой.

В зависимости от характера многодневной гонки, генеральщики обычно бывают раздельщиками, хорошо едущими в гору, либо горняками, хорошо едущими разделку. Классические спринтеры обычно замыкают генеральную классификацию и не бывают генеральщиками, из-за того что в многодневных гонках часто бывает большое количество горных этапов, на которых тяжёлые спринтеры обычно получают большое отставание от лидеров.

развозящий - роль, обычно самые сильные доместики, иногда даже специалисты спринтеры, чья работа на этом этапе или гонке построена на достижение победы другого спринтера. Заключается в работе впереди группы на максимальной скорости для того что бы вывезти своего командного спринтера на финиш в выгодной позиции и задать ему максимальное ускорение перед его собственным рывком. Это гонщики, которые в конце гонки, когда группа приближается к финишу, поднимают скорость всей группы и устраивают развоз.

защищённый гонщик - гонщик из состава команды, чьи позиции в гонке защищаются другими членами команды, это может быть капитан команды, идущий на победу гонки или высокую позицию в генеральной классификации, либо гонщик претендующий на получение других наград, кроме основной победы (титульные майки горного или спринтерского зачёта ) или претендующий на победы на отдельных этапах многодневной гонки. В общем случае - это тот гонщик, который обязательно получает помощь от других членов команды, которая может заключаться во многом: часть доместиков могут опуститься из группы, для того что бы в случае какой то остановки гонщика посадить его на колесо и довезти обратно в группу с меньшими потерями сил или отдать своё колесо, в случае если техничка не может быстро подъехать.

усушенный гонщик - жаргонное, очень худой гонщик, практически не имеющий никакоголишнего весаи жировой подкожной прослойки

звёздный грегари - гонщик высокого класса, сам добивавшийся очень высоких и значимых побед, но в текущий момент работает на другого, более сильного на этот момент гонщика и на достижение его победы. Иногда гонщики одинаково высокого уровня в одной команде выполняют роль грегари друг для друга на разных гонках или в разные сезоны, но чаще всего это профессионалы высокого уровня, которые со временем полностью специализируются на работе грегари и являются соавторами многих побед своих капитанов команд. Лучшими грегари считаются ныне Стюарт О’Грэйди и Джордж Хинкепи.

п елотон (фр. peloton: рой) - основная, чаще всего самая многочисленная группа гонщиков в гонке.

группетто (итал. gruppetto: группа) - гонщики, отставшие от пелотона и сформировавшие группу для совместной работы. Иногда употребляется и в качестве обозначения вообще любой группы гонщиков, движущейся отдельно от основного пелотона, а не только позади него.

спринтерское группетто - группа спринтеров, которые в силу сложности рельефа горного этапа многодневной гонки, предпочитают проезжать горы своим, более медленным чем у специалистов горняков темпом. Это не формирование и не построение, а скорее тенденция, когда после начала штурма высокогорного крутого перевала или вершины, первыми в отстающем группетто оказываются тяжёлые и мощные спринтеры.

отвал - группа гонщиков (группетто), отставшая от пелотона и потерявшая с ним контакт

отрыв - группа гонщиков, отъехавшая от пелотона вперёд в результате удачной атаки и сформировавшая построение для эффективной совместной работы сменами. Отрыв имеет чётко выраженные стадии развития и жизненного цикла. Начинается он с атаки из группы, с этого момента начинается фаза формирования отрыва, после того как отрыву удаётся успешно начать совместную работу происходит стабилизация отрыва. С момента, когда основная группа начинает догонять уже уехавший отрыв, начинается ликвидации отрыва.

атака из группы - попытка гонщика или группы гонщиков отъехать от пелотона вперёд с целью сформировать отрыв или уехать в одиночку и получить преимущество по ходу. Далеко не каждая атака бывает успешной, поскольку группа внимательно следит за тем, кто пытается отобраться в отрыв и если атакующий имеет достаточно силён, что бы доехать в отрыве до конца гонки, то группа предпринимает определённые действия и начинает перестраиваться, что бы ехать быстрее и не дать возможности для успешных атак из группы. Если же в отрыв пытаются отобраться гонщики не представляющие угрозу для основной группы, то их могут спокойно отпустить покататься какое то время в отрыве.

зевнуть - потерять на короткое время контроль над соперниками, в результате которого кто-то из гонщиков или целая группа гонщиков успевает реализовать атакующие действие и отъехать от группы.

формирование отрыва - процесс, который начинается с атаки и заключается в отъезде гонщиков, желающих отобраться в отрыв из пелотона и попытках сформировать слаженную совместную работу сменами, что бы двигаться быстрее пелотона и получить комфортный зазор по времени перед ним.

стабилизация отрыва - фаза жизненного цикла отрыва, когда гонщики успешно отъехали от основной группы, организовали совместную работу, а пелотон в этот момент решает, что отрыв не представляет угрозы на данном этапе гонки и решает не бросать все силы вдогонку отрыву и позволяет ему свободно ехать на некотором расстоянии впереди. В больших гонках пелотон обычно стремиться контролировать своё отставание от отрыва и держать его не больше 2-10 минут. Если отрыву удастся сделать большее преимущество по времени, то тогда он уже может иметь все шансы так и доехать до конца гонки впереди основной группы.

ликвидация отрыва - период гонки, когда основная группа решает что сформировавшийся отрыв уже вполне накатался впереди и начинает представлять опасность для остальных гонщиков, т.е. у отрыва появляется шанс уехать и не быть догнанным. Для ликвидации отрыва, команды, заинтересованные в ликвидации отрыва, начинают построения в пелотоне, выходят в голову группы и начинают поднимать общий темп группы и увеличивать скорость движения пелотона.

выставочный отрыв - отрыв, который не ставит себе задачей во что бы то ни стало выиграть у основной группы, а отъезжает от пелотона с целью показать себя, сорвать свою порцию оваций зрителей, показать спонсорские логотипы, немного напомнить о своём существовании.

полицейский - гонщик уехавший в отрыв, но не с целью убежать от основной группы, а с целью не дать возможность отрыву убежать от группы. Он не предпринимает каких то то активных действий по отношению к отрыву, поскольку это не допустимо с точки зрения правил, а просто не предпринимает активных действий по совместной работе в отрыве, снижая его эффективность

переложиться - успешно отъехать от одной группы и догнать в одиночку другую, впереди едущую группу. Переложиться из пелотона в отрыв - отъехать от пелотона и суметь догнать отрыв и остаться в нём. Так же как и переложиться из группетто в пелотон - суметь вернуться из отвала в основную группу

зависнуть - обычно это неудачная попытка переложиться, когда сил хватает только на то, что бы отъехать от своей группы, а догнать впереди идущую уже не получается и гонщик оказывается в одиночестве между двумя группами, на какое то время так и не приближаясь ни к одной из них

мостик - ситуация, когда кто-то из одной группы пытается переложиться в другую и в результате та группа, из которой отъехал гонщик, начинает ускоряться и тянется за отъезжающим гонщиком и постепенно сокращает расстояние до первой группы и иногда даже целиком догоняет впереди идущую группу. Либо когда кто-то из гонщиков зависает между группами, а другой перекладывается из отстающей группы вначале до него, а потом отъезжает от него и перекладывается до впереди идущей группы.

сидеть на колесе - тактика; ехать вплотную за другим гонщиком, экономя при этом силы на преодоление сопротивления воздуха, двигаться в аэродинамической тени от впереди едущего, что позволяет экономить большое количество сил.

везти в [купейном] вагоне - комментаторский жаргон; плотно закрывать гонщика (капитана команды) от всех порывов ветра со всех сторон, как спереди, так и с боков и от случайных или специальных контактов с другими гонщиками в пелотоне

выпасть (высыпаться) из группы - не в состоянии поддерживать скорость группы, даже сидя на колесе у других гонщиков и в результате отстать от группы

высадить из группы - действие, обычно по отношению к кому либо конкретно; преднамеренно поднять темп основной группы настолько, что бы кто-то в ней не смог удержаться и выпал

просеять группу - поднять темп основной группы настолько, что бы высадить одновременно много гонщиков из неё и существенно сократить число гонщиков в основной группе

стрела, струна - формирование пелотона, когда темп группы настолько велик, что гонщикам становится очень тяжело ехать рядом друг с другом и весь пелотон старается сидеть друг у друга на колесе и выстраивается в длинную цепочку в одного.

стрелочник - гонщик который выпадает из центра группы, в то время когда она выстраивается в стрелу, и из-за которого группа разрывается на части и образуется отвал

натягивать - поднимать темп группы из-за чего она начинает потихоньку выстраиваться в струну

раздача - активная совместна работа сменами группы гонщиков, чаще всего доместиков и развозящих, в голове пелотона с целью поднять темп, натянуть или просеять группу или с целью догнать и ликвидировать отрыв.

вертушка - жаргонное, см. работа сменами

работа сменами - совместная работа нескольких гонщиков, когда каждый по очереди оказывается впереди группы, везя остальных на колесе, тратя больше сил на преодоление сопротивления воздуха, после чего, отведя короткий кусок времени, выходит следующий. Такое чередование, позволяет группе гонщиков двигаться быстрее с оптимальными затратами сил, чередуя для каждого период короткой интенсивной работы и более продолжительного отдыха и поддерживая высокий средний темп

везти группу - активно работать впереди группы

паровоз - построение; групповое командное формирование - вершина командной работы спринтерской команды, заключается в построение в одного друг за другом сильнейших развозящих доместиков перед своим спринтером, которого они вывозят на финиш и такой набор скорости на финише, что бы ни одна другая команда не смогла рядом организоваться своё построение или кто-то из группы не то что бы смог выехать вперёд, но даже выехать рядом на такой скорости не смог бы.

развоз (финишный, спринтерский) - самая активная фаза раздачи, обычно в самом конце гонки или этапа гонки, когда впереди пелотона остаются уже только развозящие и спринтеры, которых они вывозят. Обычно развоз сопровождается построениями спринтерских паровозов впереди пелотона с целью занять выгодную позицию для своего спринтера на финише. В процессе развоза доместики, выполняющие роль развозящих по очереди работают с максимальной интенсивностью в голове пелотона в составе паровоза, но не сменами, а отведя на максимуме своих возможностей отрезок пути, отъезжают в сторону с тем, что бы следующий развозящий мог поддержать, или лучше, ещё больше поднять скорость паровоза и тоже потом уйти, постепенно оставив только одного спринтера перед самым финишем, давая ему возможность развить свою максимальную скорость.

нейтрализация (финишного времени генеральщиков) - отметка на спринтерских этапах за несколько километров до основного финиша, обычно за 3 км, в случае пересечения которой основной группой в виде одной цельной группы гонщиков и отсутствии впереди отрывов, всем гонщикам из этой группы даётся одно финишнее время за этот этап, даже в случае завала и схода гонщиков с этапа после этой отметки. Это делается для того, что бы генеральщики защищая стратегические задачи, своё время и позиции в генеральной классификации многодневной гонки, не старались финишировать вместе со спринтерами и после отметки нейтрализации могли спокойно доехать до финиша, не вмешиваясь в агрессивные и очень часто завалоопасные разборки спринтеров во время финишного развоза. Чем многочисленнее приезжает толпа на сам основной финиш спринтерского этапа, тем больше шансов на образование завалов в большой толпе и на большой скорости, а при отсутствии нейтрализации, все те, кто в первую очередь стремится сохранить свои позиции в генеральной классификации, будут вынуждены бороться в толпе спринтеров за секунды, что непременно спровоцирует давку и завалы.

Спринтеры обычно не борются за позиции в генеральной классификации, а соперничают между собой в номинациях за очки, которые даются не за секунды отставания, а за позиции на финише, таким образом, нейтрализация времени даёт возможность спринтерам на спринтерских этапах разбираться уже только между собой, в меньшей толпе в голове группы.

заколоться - получить прокол трубки или камеры колеса, проколоться

завал - падение в пелотоне или большой группе гонщиков, провоцирующее за собой падение других гонщиков, а так же образование заторов в движении и разрывов основной группы.

побывать в завале - стать участником завала, при этом можно и не получить повреждений и даже избежать собственно падения, но всё равно получить задержку и контакт с другими гонщиками

быть отсечённым завалом - попасть в затор, вызванный завалом впереди и хоть и не участвовать самому в завале, но не иметь на какое то время возможности объехать завал и двигаться дальше по гонке, т.е. находится в вынужденной остановке, в то время как часть группы, которая не попала в завал и находилась перед ней, продолжает двигаться по гонке.

завалить группу - стать автором завала, обычно это велосипедист упавший первым, либо чьи действия привели к падению других гонщиков. Чаще всего это не преднамеренные действия (падать никто не любит), как например потеря контроля над траекторией движения в виражах на большой скорости или при наезде на какое то препятствие (выпавший бачёк, собака, зритель и т.д.) или погодные условия (дождь, снег). В таких случаях гонщики, даже не смотря на высокую травматичность массовых завалов, не имеют друг к другу претензий, поскольку понимают, что такие случаи возможны и на сто процентов от них застраховаться нельзя.

Но когда завал происходит в результате опасных и неоправданных по риску атакующих действий гонщика, группа имеет к нему в таком случае много претензий, независимо от того, как он сам пострадал. Разборки в таких случаях не заканчиваются только выяснением личных претензий к гонщикам, а ещё и сопровождаются дисквалификациями и крупными денежными штрафами со стороны UCI в адрес автора завала.

мюзетта (фр. musette) - открытая сумка-мешок небольшого размера из тонкой ткани, одеваемая через плечо за единственную лямку, в которой в пунктах питания на дистанции спортсменам передают еду и питьё на ходу. Содержимое мюзетты чаще всего составляет пара бачков с питьём (вода, изотоники, электролиты), питательные батончики, энергетические гели, маленькие булочки с сыром, джемом или ветчиной. Форма сумки сложилась исторически и очень удобна, для того что бы спортсмен мог на ходу взять сумку, повесить её через плечо и взять всё нужное и после этого смотав её, выбросить на обочину, где она скорее всего сразу же будет подобрана как сувенир зрителями.

бачёк (велофляга) - ёмкость для питья велогонщика, обычно с клапаном в крышке, который позволяет гонщику открывать его и пить держа сам бачёк только одной рукой. Изготавливается из мягкого пластика, типа полиэтилена либо из биоразлагающегося пластика. Является одноразовым расходным материалом на крупной гонке и обычно после того, как заканчивается его содержимое выбрасывается гонщиком на обочину (и подбирается зрителями на сувениры). За один этап крупной многодневной велогонки уровня Тур де Франс, одна команда выкидывает до 200 бачков.

соска - значение 1: клапан бачка (велофляги), который открывается и закрывается обычно зубами и содержимое бачка выдавливается лёгким нажатием и высасыванием через этот клапан-соску.

соска - значение 2: ниппель камеры или трубки колеса, через который колесо накачивается

рогатка - жаргонное название разделочного велосипеда из-за характерной формы руля

разделочный велосипед - специализированный велосипед для индивидуальной (ITT) либо командной (TTT) гонки с раздельным стартом. Конструктивно отличается от велосипеда для групповой гонки большей аэродинамикой и жёсткостью, формой рамы и типом руля, позволяющими спортсмену принимать самое аэродинамичное положение, практически лёжа на руле. Участие в любых групповых гонках на разделочном велосипеде запрещено регламентом UCI из-за того, что такой велосипед, рассчитанный на достижение максимальной скорости самим спортсменом, крайне небезопасен в плане управляемости при движении в группе

лежак - жаргонное, велосипедный руль для индивидуальной гонки с раздельным стартом, который позволяет велосипедисту буквально лежать на нём руками, вытянув их вперёд.

насадка на руль - одна из форм названия лежака

кепи (фр. képi) - элемент одежды; лёгкая велосипедная кепка с коротким козырьком, раньше была самостоятельным головным убором, сейчас одевается под шлем. Защищает от ветра и от перегрева на солнце. Сама по себе, как головной убор, является имиджевым элементом старой велосипедной школы (oldschool ака ретро).

допер - велогонщик уличённый в явном и сознательном планомерном применении сильных допинговых препаратов, признавший этот факт, получивший наказание и вернувшийся в велоспорт по окончании срока дисквалификации. Допером например является Дэвид Миллар, выступающий в 2012 году за Garmin-Sharp. Он не отрицает фактов приёма допинговых препаратов в прошлом, а открыто говорит, что это было сознательное действие. Сейчас, после своей дисквалификации является одним из самых активных борцов против допинга и за чистоту спорта. Доперами не принято называть спортсменов дисквалифицированных за какое то разовое неосознанное применение по незнанию или у которых одна из десятков проб далаположительный тестна не сами стимуляторы, а на маскирующие препараты или мочегонные средства (диуретики), но тем не менее получивших дисквалификацию от допингового комитета.

доминатор - жаргонное, велогонщик явно доминирующий во всех аспектах гонки и имеющий запас технического и физического превосходства над соперниками.

канибалл - жаргонное; исторический эпитет; прозвище великого велогонщика Эдди Меркса, который в годы своих самых значимых побед выигрывал гонки с тотальным преимуществом, не оставляя ни малейших шансов своим конкурентам. В качестве сравнения применяется ингода к гонщикам, начинающим выигрывать гонки сериями с большим преимуществом

телега - жаргонное; гонщик, едущий в хвосте группы, либо выпавший из неё, который в силу ряда причин не может уже поддерживать темп основной группы или группетто и потихоньку докатывается (тележит) до окончания гонки. Как и все другие определения, не носит никакого отрицательного оттенка. Обычно тележат позади всех командные гонщики, выполнившие свою часть тяжёлой командной работы и у которых уже не осталось сил на поддержание темпа основной группы.

радужная майка - привилегия; индивидуальная форма действующего чемпиона мира в той дисциплине, в которой проходит гонка, говорящая о его статусе в этом виде спорта. Радужная, потому что представляет из себя форму белого цвета с разноцветными полосками синего, красного, чёрного, жёлтого, зелёного цветов, символизируя таким образом интернациональность. Радужную майку в групповой гонке носит только действующий чемпион мира в шоссейной групповой гонке. В индивидуальной гонке с раздельным стартом и на на этапах с раздельным стартом в многодневных гонках радужная майка только у чемпиона мира в индивидуальной гонке с раздельным стартом.

Экс-чемпионы мира обычно имеют несколько небольших радужных полосок цвета радужной майки на рукавах обычной формы. Это допускается UCI и не имеет срока давности, как основная радужная майка, право обладать которой есть только у действующего чемпиона. Победителиолимпийских игрне имеют по регламенту UCI никаких особых привилегий в форме и идентификации.

проклятье радужной майки - комментаторское суеверие, говорящее о том, что действующему чемпиону мира очень трудно или почти не возможно выиграть отдельные гонки или этапы в многодневной гонке, основывается однако на реальной тактической ситуации, когда весь пелотон, зная очень высокий уровень обладателя радужной майки строго контролирует любые его действия и старается не допустить его атак или максимально резко их ликвидировать. Таким образом, чем сильнее гонщик, тем сложнее ему выиграть гонку, потому что тем больше гонка превращается в поединок «чемпион против всех».

красный номер - награда: самый агрессивный гонщик; отдельный приз симпатий гонщику на каждом этапе за самую атакующую тактику. Чаще всего присуждается голосованием жюри спортсменам, которые больше других провели времени в отрывах

вращать сковородку - жаргонное, то же что и карданить. В общем смысле пытаться ехать на большой звезде в системе, когда диапазона задних звёзд уже не хватает и нужно уже переключаться на меньшую звезду в системе спереди.

карданить, ломать кардан - жаргонное, вращать большую передачу с низким каденсом

подламывать - комментаторский жаргон, ехать не с очень низким каденсом, но с каденсом ниже нормального комфортного

каденс - определение; количество оборотов педалей в минуту, чем медленнее вращает велосипедист педали, тем ниже каденс. Нормальный, безопасный для здоровья каденс около 85-95 оборотов в минуту.

техничка - машина технической помощи команды, в которой едут обычно спортивный директор команды и механики. Машина имеет специальные быстросъёмные багажники на крыше, в которых везёт запасные велосипеды, отдельные запасные колёса для велогонщиков. Так же техничка везёт бачки с водой, питание, ветровки, куртки, туфли и прочее, что может потребоваться гонщику для быстрой замены в гонке.

к араван техничек - движется в гонке после основной группы, за судейской машиной. Когда гонщику надо получить помощь прямо в процессе гонки, он опускается из основной группы в караван техничек и получает помощь на ходу. Когда гонщик уезжает в отрыв от группы и разница с основной группой составляет более 30 секунд, техничка имеет право обогнать аккуратно основную группу и следовать за группой отрыва. Техничек от одной команды может быть более одной, в этом случае вторые технички, если они не уезжают с отрывом или группетто, располагаются в самом хвосте каравана техничек, после всех основных техничек и других машин сопровождения.

В караване технички располагаются строго в порядке рейтинга команд и имеют рейтинговые номера на борту и командную расцветку. Когда гонщику нужна помощь прямо в гонке, он опускается в конец пелотона и голосует, тогда техничка его команды, поднимается из каравана и встаёт за судейской машиной, замыкающей пелотон, после того как гонщик получит необходимую помощь, техничка обязана вернуться на своё место в караване.

опуститься к техничке - перестроиться в пелотоне в самый его конец немного отъехать от него, для того что бы командная машина технической помощи могла не мешая другим гонщикам подъехать и оказать на ходу необходимую помощь.

ф иктивный старт (фр. Départ fictif) - старт спортсменов из стартового городка со стартового створа. При фиктивном старте все двигаются до отметки нулевого километра одной группой за судейской машиной, которую запрещено обгонять.

р еальный старт (фр. Départ réel) - даётся с отметки нулевого километра

стартовый створ - место, где гонщики строятся перед началом гонки и откуда начинают движение за судейской машиной, после фиктивного старта. Расположен в стартовом городке.

нулевой километр - отметка начала гонки, с которой даётся реальный старт гонки с хода, обычно удалена от стартового створа на несколько километров, которые велосипедисты проезжают спокойным темпом за судейской машиной. Реальный старт гонки даётся отмашкой директора гонки из судейской машины, идущей перед пелотоном.

лимит времени - время, отставание от лидера, в которое должны уложиться гонщики что бы иметь право продолжить многодневную гонку на следующем этапе. В случае слишком большого отставания гонщик может быть снят с гонки на следующем этапе, т.е. не быть допущенным к старту следующего этапа

красный фонарь - гонщик, замыкающий генеральную классификацию многодневной гонки, т.е. последний в генеральной классификации, кто укладывается в лимит времени. Несмотря на замыкающую позицию в генерале, само по себе проехать многодневную гонку и остаться в лимите времени - очень достойно

красный флаг (фр. drapeau rouge) - отметка, обозначающая что остался последний километр до финиша, чаще всего в виде красного треугольного флага, подвешенного на перекладине ворот.

разделка (Individual Time Trial) - индивидуальная гонка с раздельным стартом, в которой каждый спортсмен стартует индивидуально друг за другом, через определённый период времени, и задача проехать дистанцию максимально быстро, т.е. за минимальный период времени. Езда на колесе, подъезд на ходу к техничке в такой гонке строго запрещены.

командная гонка (Team Time Trial) - тоже, что и разделка, но старт даётся не гонщикам индивидуально, а целиком командам, друг за другом через промежуток времени. Это гонка с раздельным стартом, в которой стартует вся команда сразу, и старается совместно, одной группой преодолеть дистанцию гонки за минимальное время.

групповая гонка - обычная шоссейная велогонка, в которой все гонщики всех команд стартуют одновременно (масс-старт) и выигрывает тот, кто приезжает на финиш первым.

апхил - гонка в гору, чаще всего представляет из себя разделку (ITT), в которой вся дистанция гонки проложена в постоянным набором высоты и финиш находится намного выше уровня старта

классическая однодневная гонка - старейшие традиционные велосипедные гонки, проводимые в течении многих десятилетий в формате однодневной групповой велогонки. Одни из самых тяжёлых однодневных гонок в ввиду того что имеют ряд специфичных традиций проведения, как например относительно большую протяжённость дистанции (200-250 км), так и зачастую большое количество участков, где асфальтовое покрытие отсутствует вообще, а вместо него есть участки с историческим архаичным брусчатым покрытием, либо специально для гонки восстановленным брусчатым покрытием.

многодневная гонка - гонка, которая проводится в несколько этапов, разнесённых по дням. Такой формат гонки даёт возможность спортсменам отдохнуть и восстановиться между этапами и пытаться предпринимать более активные действия на самих этапах, поскольку средняя протяжённость этапа многодневной гонки существенно меньше и составляет 120-200 км.

Этапы многодневной гонки часто имеют разный характер и разную специализацию, для того что бы больше по разному специализированных и более универсальные гонщики имели больше шансов на победу как на отдельных этапах, так и в общей генеральной классификации.

спринтерский этап - этап многодневной гонки, преимущественно с небольшим перепадом высот по дистанции с основным финишем по равнинной местности, позволяющим командам организовывать спринтерские построения и выигрывать этап специалистам спринтерам. На финише спринтерского этапа идёт розыгрыш очков спринтерской классификации.

горный этап - этап многодневной гонки в котором присутствуют несколько крупных горных перевалов и подъёмов к вершинам высокой категории с большим набором высоты и большим градиентом, позволяющим специалистам горнякам использовать своё преимущества хода в гору и организовывать успешные атаки и отрывы от группы, заканчивающиеся победой из отрыва. Победа на горном этапе даёт очки в горную классификацию.

этап с раздельным стартом - разделка; индивидуальная гонка с раздельным стартом, проводимая в рамках многодневной гонки, в которой зарабатываемое гонщиками временное преимущество идёт в зачёт генеральной классификации

пролог - короткая разделка, обычно не более 7-9 км проводимая как первый этап многодневной гонки и по результатам которой формируется первая генеральная классификация. Часто даже пролог считают этапом, проводимом до первого этапа многодневной гонки, т. е. отсчёт этапов начинается уже после него, но тем не менее - это полноценный этап многодневной гонки.

транзитный этап - этап многодневки, когда его специализация не явно выражена в сторону спринтерского или горного, обычно идёт перед сложными и трудными этапами гонки. На таких этапах, зачастую, основная группа не предпринимает активных действий, экономя силы и восстанавливаясь перед предстоящим более трудным этапом. Как таковой строгой специализации в плане транзитного нет, обычно это тактическая ситуация по ходу самой гонки, когда течение этапа приобрета в составе /p доминатортелегамногодневную гонкует спокойный характер и гонщики без особых приключений докатываются до финиша.

генеральная классификация - рейтинг; основной рейтинг гонщиков в процессе многодневной гонки, представляет из себя сумму индивидуального времени прохождения каждого этапа каждым гонщиком и в результате отставание по суммарному времени одних гонщиков от других по результатам всех этапов. Гонщик возглавляющий генеральную классификацию - это гонщик который потратил меньше всего времени на прохождение всех этапов гонки. Победитель генеральной классификации - это победитель всей многодневной гонки.

В процессе гонки, текущий лидер генеральной классификации получает специальную привилегию - право ехать этапы гонки в форме специального цвета, ярко выделяющегося из командной формы. При смене лидера генеральной классификации эта привилегия передаётся новому лидеру, никаких привилегий у гонщика потерявшего лидерство в генеральной классификации нет.

майка лидера генеральной классификации - привилегия; форма специальной, яркой и заметно выделяющейся расцветки строго определённого цвета, в которой едет текущий лидер генеральной классификации. Цвет формы является историческим для каждой конкретной гонки и хорошо заметен в общей толпе гонщиков в пелотоне.

Есть ряд исторически сложившихся расцветок маек лидеров гонки, так например для Тур де Франс традиционным считается ярко-жёлтый цвет майки, на котором на основном фоне кроме логотипов титульных спонсоров больше не присутствует ничего. Для Джиро де Италия цвет майки лидера - ярко-розовый, а для Вуэльта а Испания это красная майка.

Несмотря на то, что привилегия называется «майка», в яркий цвет окрашивается не только майка, но и велотрусы, шлем, очки, перчатки, носки, сам велосипед и всё на что хватит фантазии самих гонщиков.

жёлтая майка - привилегия; майка лидера генеральной классификации на многодневной гонке Тур де Франс.

розовая майка - привилегия; майка лидера генеральной классификации на Джиро де Италия

красная майка - привилегия; майка лидера генеральной классификации на Вуэльта а Испания

очковая классификация - рейтинг; накопительный зачёт гонщиков в отдельных номинациях, помимо генеральной классификации, где идёт суммирование не времени отставания от лидера, а набор очков за победы на основных или промежуточных финишах. Очки начисляются за позиции на финише начиная от первого места и дальше по убывающей, таким образом не важно, с точки зрения очковой классификации, сколько один гонщик выигрывает у другого в секундах, важно на какой позиции он приезжает на финиш. Очковые классификации бывают спринтерскими, горными.

спринтерская классификация - рейтинг; очковая классификация лучшего спринтера на многодневной гонке, возглавляет которую гонщик набравший максимальное количество очков на спринтерских основных и промежуточных финишах. В зависимости от категории финиша очки получают несколько первых гонщиков на каждом финише, по убыванию, т. е. больше всех получает гонщик выигравший спринтерский финиш, остальные по убыванию в зависимости от занятой позиции

спринтерская майка - привилегия; форма специальной расцветки, которая выделяет лидера спринтерской очковой номинации. На Тур де Франс имеет зелёный цвет.

горная классификация - рейтинг; очковая классификация лучшего горняка на многодневной гонке. Так же как и в спринтерской классификации возглавляет её гонщик набравший по ходу гонки максимальное количество очков в горной номинации.

В горной номинации присутствует строгая классификация категорий вершин и перевалов, по убыванию: особая категория, высшая категория, первая, вторая третья и четвёртая категории.

SC (особая категория) - одна вершина на всю многодневную гонку, на ней даётся максимально возможное количество очков за одну отдельно взятую победу. Обычно это самая трудная, высокая, продолжительная вершина (или перевал) на гонке, но не обязательно. Этап, в котором присутствует гора особой категории имеет особый статус « королевского горного этапа »

HC (высшая категория) - несколько, обычно 2-4 вершины за всю многодневную гонку, иногда больше. Гора высшей категории, может быть и выше и труднее горы особой категории, но статус её тем не менее ниже и очков начисляется меньше чем за гору особой категории. Так же как горы особой категории, горы высшей категории могут давать статус « королевского горного этапа » этапу многодневной гонки, но не обязательно. За победу на основном или промежуточном финише на горе высшей категории может даваться до 25 очков в горную классификацию.

C2, C3, C4 – горы и перевалы второй, третьей и четвёртой категории. Гора четвёртой категории даёт только 1 очко в горную номинацию только одному гонщику.

горная майка - привилегия; форма специальной расцветки для текущего лидера горной номинации. На этапах Тур де Франс это форма белого цвета в крупный красный горох (polka-dot).

горный король - жаргонное; лидер горной классификации

промежуточный финиш - это промежуточная отсечка на трассе этапа многодневной гонки, на которой разыгрываются очки спринтерской или горной классификации. Тип промежуточного финиша: спринтерский или горный не зависит от типа самого этапа и один промежуточный финиш всегда даёт очки только в одной номинации. Так промежуточный спринтерский финиш даёт очки в спринтерскую номинацию, промежуточный горный финиш - в горную.

Промежуточных финишей на одном этапе может быть много, обычно все крупные перевалы и подъёмы являются промежуточными горными финишами. Так же может быть 1-2 промежуточных спринтерских финиша. Промежуточный финиш никак не влияет на позицию в генеральной классификации. После прохождения промежуточного финиша гонка продолжается до тех пор пока не достигнет основного финиша.

летучий финиш - жаргонное; промежуточный спринтерский финиш

c ombativity c lassification - классификация самого агрессивного велогонщика, присуждается на каждом этапе отдельно, обычно не является накопительной. см красный номер.

белая майка - рейтинг, привилегия; отдельная номинация внутри генеральной классификации, для молодых гонщиков. Считается как генеральная классификация, но только для гонщиков до 23 лет.

бонификация - дополнительное преимущество в виде присуждаемых секунд лидерства в генеральной классификации за победы на этапах многодневных гонок. Присуждается на отдельных многодневных гонках и может отсутствовать вообще.

пункт питания - пологий и широкий участок трассы, обычно с небольшим набором высоты по ходу, где гонщикам передают питание в мюзеттах. Чаще всего располагается ближе к середине дистанции

санитарная остановка - остановка отдельных гонщиков для справления естественных нужд во время гонки, обычно по общей договорённости в пелотоне происходит снижение скорости и группа катится более спокойно, что бы все кому надо пописать успели это сделать и вернуться в группу. Сам пелотон в целом не останавливается, просто продолжает двигаться более спокойным темпом.

ловушка для генеральщиков - жаргонное; сложный этап или часть этапа многодневки где в случае успешной атаки можно выиграть не много, но в случае неудачи проиграть очень много. Чаще всего это сложный горный этап с чередой вершин высокой категории.

асфальтовая болезнь - жаргонное; последствия падений, раны, ушибы.

метла - термин; машина, чаще всего большой автобус, который замыкает весь караван, движется позади всех машин и подбирает гонщиков, которые не могут по каким либо причинам продолжать гонку, т.е. уже сошли и которым не может оказать помощь техничка команды.

Добавить комментарий