Блог
174 0

Духовные учителя Человечества XIX-XX века. Медитативная практика шри ауробиндо

Духовные учителя Человечества XIX-XX века. Медитативная практика шри ауробиндо

Название и местоположение: Шри Ауробиндо Ашрам и Ауровиль, Пондичерри, Тамил Наду.

Основатели: Шри Ауробиндо (1872–1950) и Мать (1878–1973).

Адрес: Sri Aurobindo Ashram, Rue de la Marine, Pondicherry, Tamil Nadu 605002, INDIA.

Tel.: 91-413-34836.

Адрес Ашрама Ауробиндо в Дели: Sri Aurobindo Society, Adabhchini, Near Qutab Hotel, New Mehrauli Road, New Delhi, 110017.

Tel.: 2651-2491, 2652-9022.

Сайты:

Делийское отделение ашрама Шри Ауробиндо было открыто в феврале 1956 года. Во время его открытия Мать передала сюда священные реликвии Ауробиндо. С тех пор делийское отделение, принимает всех людей, чье сердце воспламенено идеями Мастера, кто стремится посвятить жизнь высшим, божественным целям. Мать однажды назвала Ашрам в Пондичерри «подлинной лабораторией для создания будущего общества», а делийское отделение «местом расширения центра садханы». Главные святыни - это место поклонения и зал для медитации. Они продолжает быть центром жизни и познания, любви и благословения Шри Ауробиндо и Матери, всегда пребывающими здесь.

Ашрам расположен на большой (около 10 га) территории, здесь очень светло, чисто - строения и дома утопают в цветах и зелени, и это действительно настоящий оазис в 12-миллионном мегаполисе - Дели. В общеобразовательной школе ашрама занимаются сотни детей - это одно из самых престижных учебных учреждений Дели. В течении всего дня здесь кипит жизнь - на занятиях йогой и на стадионе, на беговых дорожках и в школе. Ашрам предлагает несколько программ обучения, но главное, в соответствии с идеей Мастера, считавшего, что «вся жизнь есть Йога», - это жить так, чтобы любые детали и события жизни стали божественными.

Ашрам располагает небольшой гостиницей-гестхаузом «Тапасья», где можно снять комнату. Для этого следует обратиться в главный офис (с 8 утра до 20 часов вечера).

Стоимость комнаты для одного человека - 400 рупий, для двоих - 600 рупий, включая питание.

Обстановка в комнате скромная - на мраморном полу стоит кровать (всегда чистое белье), стенной шкаф, небольшой стол и над ним книжная полка, где всегда находится несколько книг с трудами Шри Ауробиндо и Матери. В каждом номере есть душ с горячей водой, а вот кондиционеров нет, и летом используют только вентиляторы.

Еда. В столовой Ашрама предлагаются блюда южноиндийской кухни с умеренным количеством специй, а после трапезы вам следует вымыть посуду и поставить ее на место.

Расписание работы столовой:

Завтрак: 07.30–8.00;

Обед: 11.30–12.30;

Полдник (чай): 16.30–17.00;

Ужин: 19.30–располагает около 20.00.

В Ашраме есть несколько магазинов, где можно приобрести книги, тематика которых связана со Шри Ауробиндо и Матерью, ароматические палочки, продукты питания и средства личной гигиены.

Ашрам открыт с 06.00 до 22.00.

Дорога от аэропорта на машине занимает 30–40 минут и стоит 150–200 рупий.

Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872. В 1879г., в возрасте семи лет, он был отправлен со своими двумя старшими братьями в Англию для получения образования и жил там в течение четырнадцати лет. Воспитываемый сначала в английском семействе в Манчестере, он пошел в школу св. Павла в Лондоне в 1884г. и в 1890г., с высшим классическим образованием, поступил в королевский колледж, Кембридж, где он проучился в течение двух лет. В 1890г. он проходит также открытый конкурс за право поступления на Индийскую Государственную службу, но в конце двух лет стажировки не явился на экзамен по верховой езде и был лишен права служить. В это время Геквар Бароды был в Лондоне. Шри Ауробиндо встретился с ним, получил назначение в Бароду и отправился из Англии в Индию, куда прибыл в феврале 1893г.

Шри Ауробиндо провел тринадцать лет, с 1893г. по 1906г., в администрации Бароды, сначала в Отделе государственных сборов и в секретариате для Махараджи, впоследствии как профессоранглийского языкаи, наконец, заместителем директора Барода Колледжа. Это были годы самообразования, литературной деятельности - многое из поэзии, впоследствии изданной от Пондичерри было написано в это время - и подготовки к его будущей работе. В Англии он получил, согласно специальным инструкциям его отца, полностью западное образование без всякого контакта с культурой Индии и Востока. Образование Шри Ауробиндо в Англии дало ему широкое представление о культуре древней, средней и современной Европы. Он был блестяще образован в греческом и латинском. Французский он изучил в детстве в Манчестере и самостоятельно немецкий и итальянский достаточно, чтобы читать Гете и Данте в первоисточнике. Он сдал экзамен для получения отличия в первом классе и получил рекордные отметки по греческому и латинскому на экзамене на Индийскую Государственную службу.В Бароде он восполнил пробел, изучив Санскрит и несколько современных Индийских языков, впитал дух Индийской цивилизации в ее прошлых и настоящих формах. Большая частьпоследних летэтого периода прошла в тихой политической деятельности, поскольку его положение в Бароде запрещало ему общественную активность. Вспышка волнения против разделения Бенгали в 1905г. дала ему возможность оставить службу в Бароде и присоединяться открыто к политическому движению.

Он оставил Бароду в 1906г. и поехал в Калькутту как Руководитель недавно основанного Национального Колледжа Бенгали. Политическая активность Шри Ауробиндо заняла восемь лет, с 1902г. до 1910г. В течение первой половины этого периода он работал за кулисами, закладывая с другими сотрудниками основы Свадеши (Индийское движение шинфейнеров), пока агитация в Бенгали не обеспечила открытого создания более прогрессивного и ясного политического действия, чем умеренный реформизм, который тогда был кредо Индийского Национального Конгресса. В 1906г. Шри Ауробиндо прибыл в Бенгали с этой целью и присоединился к Новой Партии, передовой немногочисленной секции, еще не очень влиятельной, которая была недавно сформирована в Конгрессе. Политической теорией этой партии была довольно неопределенная идея не-сотрудничества; в действии это еще не ушло дальше чем некоторые неэффективные столкновения с умеренными лидерами на ежегодном собрании Конгресса.

Шри Ауробиндо убедил руководителей в Бенгали публично предложить Все-Индийскую партию с определенной и стимулирующей программой, выдвигая главой Тилака, популярного лидера Маратха, и вести атаку на тогдашнюю доминирующую олигархию умеренных (Реформистов или Либералов) старых политических деятелей и ослабить их влияние на Конгресс и страну. Это было происхождение исторической борьбы между Умеренными и Националистами (противники называли их экстремистами), которая через два года изменит в целом лицо Индийской политики. Новорожденная Националистическая партия выдвигает Сварадж (независимость) как цель в противовес отдаленной надежде Умеренных относительно колониального самоуправления, которое будет реализовано через одно или два столетия путем медленного продвижения реформ; она предложила как средство выполнения программу, которая походила в духе, хотя и не в деталях, на политику движения шинфейнеров, которое развилось несколькими годами позже и привело к успеху в Ирландии. Принципом этой новой политики была само-помощь; это нацелило с одной стороны на эффективную организацию сил нации, а с другой выражало полное несотрудничество с Правительством. Бойкот Британских и иностранных товаров и создание отраслей промышленности Свадеши, чтобы заменить их; бойкот Британских законных судов, и основание системыАрбитражных судоввместо них; бойкот Правительственных университетов и колледжей и создание сети Национальных колледжей и школ; формирование обществ молодых людей, которые выполняли бы работу полиции и охранников и, везде, где необходимо, политика пассивного сопротивления были среди немедленных пунктов программы.

Шри Ауробиндо надеялся захватить Конгресс и сделать его центром управления организованного национального действия, неофициальное Государство в Государстве, которое продолжило бы борьбу за свободу до победы. Он убедил партию финансировать недавно основанную ежедневную газету, Банде Матарам, как признанный орган, где он был редактором. Банде Матарам, чья политика с начала 1907г. до резкого окончания в 1908г., когда Шри Ауробиндо был в тюрьме, была полностью направляема им, и распространилась почти немедленно по всей Индии. В течение краткого, но важного существования это изменило политическую мысль Индии, которая несет с тех пор, не смотря на более поздние достижения, печать того времени. Но борьба, хотя неистовая и богатая событиями, и весьма важная для будущего, не длилась долго в то время; потому что страна еще не созрела для столь смелой программы.

Шри Ауробиндо преследовался по суду за мятеж в 1907г. и был оправдан. До настоящего времени организатор и писатель, он был обязан этим случаем, а также заключением и исчезновением других лидеров, своему выдвижению как общеизвестного главы партии в Бенгали, и появлению на трибуне впервые как спикер. Он председательствовал на Националистической Конференции в Шурате в 1907г., где в сильном столкновении двух равных партий Конгресс был разбит на части. В мае 1908г. он был арестован в Алипорской подпольной организации как соучастник действий революционной группы, возглавляемой его братом Бариндрой; но никаких сколько-нибудь весомых свидетельств против него не было, и в этом случае также он был оправдан. После пребывания в качестве подследственного в течение одного года в Алипорской тюрьме, он вышел в мае 1909г., чтобы найти организацию партии разрушенной, ее лидеров рассеянными по местам заключения, высылкой или само-наложенным изгнанием, а саму партию, непосредственно все еще существующую, но бессловесную, удрученную и неспособную к любому напряженному действию. Почти год он боролся без посторонней помощи в качестве единственного оставшегося лидера Националистов в Индии, чтобы восстановить движение.

Он издает в это время, в помощь своим усилиям еженедельную английскую газету, Кармайогин, и еженедельную на бенгали, Дхарма.

Но наконец он был вынужден признать, что нация была еще недостаточно подготовлена, чтобы выполнить его политику и программу. Какое-то время он думал, что необходимую подготовку нужно сначала дать через менее прогрессивное движение Домашнее Правило или пропаганду пассивного сопротивления по типу созданного Махатмой Ганди вЮжной Африке. Но он увидел, что час этих движений не пробил и что сам он не был предназначен в качестве их лидера. Кроме того, так как двенадцатимесячное пребывание в Алипорской тюрьме было посвящено полностью практике Йоги, его внутренняя духовная жизнь требовала от него исключительной концентрации. Он решил поэтому уйти из политической сферы, по крайней мере, на время.

В феврале 1910г. он уходит в тайную отставку в Чандернагоре, и в начале апреля приплывает в Пондичерри во французскую Индию. Третье судебное преследование было начато против него в этот момент из-за подписанной статьи в Кармайогине; в его отсутствии оно было начато против издателя газеты, который был осужден, но приговор был отменен по апелляции в Верховный Суд Калькутты. В третий раз судебное преследование потерпело неудачу. Шри Ауробиндо оставил Бенгали с некоторым намерением вернуться к политической деятельности при более благоприятных обстоятельствах; но очень скоро размер духовной работы, за которую он взялся, предстала перед ним, и он увидел, что от него потребуется исключительная концентрация всей его энергии. В конечном счете он разорвал связь с политикой, неоднократно отказывался принимать президентство Национальным Конгрессом и ушел в полную отставку. В течение всего его пребывания в Пондичерри с 1910г. он все более и более посвящал себя исключительно духовной работе и садхане.

В 1914г. после четырех лет тихой работы над Йогой он начал ежемесячную публикацию философских работ, Арья. Большинство его наиболее важных работ, Жизнь Божественная, Синтез Йоги, Эссе о Гите, Иша Упанишада, появилось последовательно в Арье. Эти работы содержали многое из внутреннего знания, которое пришло к нему в его практике Йоги.

Другие работы были посвящены духу и значению Индийской цивилизации и культуры (Основы Индийской Культуры), истинному значению Вед (Тайна Вед), развитию человеческого общества (Человеческий Цикл), природе и развитию поэзии (Будущая Поэзия), возможности объединения человеческой расы (Идеал Человеческого Единства). В это время он начал также издавать свои поэмы, написанные в Англии и в Бароде и поэмы, в меньшем количестве, написанные в течение его периода политической деятельности и в первые годы его пребывания в Пондичерри.

Журнал Арья прекратил публикацию в 1921г. после шести с половиной лет непрерывной деятельности. Сначала Шри Ауробиндо жил в Пондичерри с четырьмя или пятью учениками. Впоследствии все больше и больше ищущих стало приезжать к нему, чтобы следовать его духовному пути, и их число стало настолько большим, что потребовало организации садхаков для обслуживания и коллективного руководства теми, кто оставил все позади ради более высокой жизни. Это была основа Ашрама Шри Ауробиндо, который в меньшей степени был создан, чем вырос вокруг него как вокруг центра. Шри Ауробиндо начал свою практику Йоги в 1904г. Собрав сначала основные элементы духовного опыта, полученные разными путями божественного единения и духовной реализации, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более полного опыта, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования, Дух и Материю. Большинство путей Йоги - пути к Духу, ведущие в конце концов к уходу от жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью повторно низвести его, чтобы привнести свет, силу и блаженство Духа в жизнь для ее преобразования. Настоящее существование человека в материальном мире представляет с этой точки зрения или видения вещей, жизнь в Невежестве с несознанием в своей основе, но даже в ее темноте и незнании существуют присутствие и возможности Божественного.

Созданный мир - это не ошибка, не тщеславие и не иллюзия, которую нужно отвергнуть душой, возвращающейся к небесам или Нирване, но сценадуховного развития, с помощью которого из этого материального несознания должно быть проявлено растущее Божественное Сознание в материи. Ум - самый высокий уровень, достигнутый в развитии, но это не самое высокое из того, что может быть достигнуто. Выше него имеется Сверхразум или вечное Истина-Сознание, которое по своей природе самосознающий и самоопределеный свет и сила Божественного Знания. Ум - это невежество, ищущее Истину, но это самосуществующее Знание, гармонично воплощающее игру его форм и сил. Только нисхождением сверхразума, совершенство, о котором мечтает все высшее в человечестве, может быть привнесено. Путем открытия большему божественному сознанию возможно достичь этой силы, света и блаженства, обнаружить истинное Я, оставаться в постоянном союзе с Божественным и низводить супраментальную Силу для преобразования ума, жизни и тела. Реализация этой возможность была активной целью Йоги Шри Ауробиндо.

РабиндранатТагор назвал его "Голосом, вкотором воплотилась душа Индии",Ромен Роллан провозгласил его"величайшим мыслителем нашеговремени". В Индии он известен какреволюционер и организаторнационально-освободительногодвижения, а также как великий гуру иосновоположник интегральной йоги.Он был также величайшим поэтом,автором множества поэм, стихов ипоэтического эпоса "Савитри",который в Индии называют пятойВедой.

Иерархиявысоко оценила его труд - во времяодного из телепатических контактовс Е.И.Рерих Учитель Мориа сказал:"Ауробиндо Гхош был ближе всех кцели, но у него все-таки не быложизненной простоты, он удалился отжизни. Ценно, не покидая жизни,подойти к высшим путям". Это, какникто другой, понимал Шри Ауробиндо- именно на этом фундаменте онстроил всю свою систему. Но, какговорил он сам: "Пока у нас свежеезнание, оно непобедимо, но, старея,оно теряет свои достоинства. Этопотому, что Бог всегда движетсявперед...

Родился он вБенгалии, в Калькутте, 15 августа1872г. Получил европейскоеобразование, ничего не зная отрадициях и языках Индии,практически не зная даже своихродителей. Он вырос абсолютнонезависимым от влияния семьи,страны и традиций. Это былсвободный дух. И, может быть, первыйурок, который дает нам ШриАуробиндо, и есть урок свободы. Онблестяще учился, знал всовершенстве основные европейскиеязыки, читал в оригинале множествокниг, при этом влачил почтинищенское существование, но ни вмалейшей степени не заботился ни освоем будущем, ни о карьере. Онвернулся в Индию двадцатилетнимюношей, проведя на Западе 14 лет.

Первое времяон много читал - впервые онпознакомился со священными книгамиИндии - Упанишадами, Бхагавадгитой,Рамаяной.

Путьпосвящения в йогу Ауробиндо прошелне под руководством Учителя, асовершенно самостоятельно. Онсамостоятельно изучил санскрит исмог постичь утерянный смысл Вед.

Наступилпериод, когда он осознал, что можнобесконечно накапливать знания,читая книги и изучая языки, и приэтом не продвинуться ни на один шагвперед. "Йога, которая требуетотречения от мира - не для меня, ячувствовал чуть ли не отвращение кспасению собственной души. И онобратился к Богу с мольбой: "Еслиты существуешь, Ты знаешь моесердце, Ты знаешь, что я не прошуосвобождения, я не прошу ничего,о чем просят другие. Я прошу толькодать мне силу поднять эту нацию ипозволить мне жить и работать дляэтого народа, который я люблю".

Исходнойточкой поисков Шри Ауробиндо сталареальная жизнь, а не философскиеабстракции. Борьба за освобождениеИндии явилась началом его пути.Мало кому известно, что тактикапассивного сопротивления инесотрудничества с англичанами,которой впоследствиипридерживался Ганди, быларазработана Шри Ауробиндо. Однакоглавной темой политическойпрограммы Шри Ауробиндо была"подготовка вооруженноговосстания и публичная пропаганда,направленная на обращение всейнации к независимости...". Длятого, чтобы поднять огромную нациюна борьбу, нужно было вдохнуть в неесилу. Именно в поисках этой силы ШриАуробиндо впервые обратился к йоге.Йога стала средством эффективногодействия, а не уходом от мира. "Яхочу практиковать йогу для работы,для действия, а не ради санньясы(отречения от мира) и Нирваны".

В 1901г. ввозрасте 29 лет он женился наМриналини Деви и пытался разделитьс нею свою духовную жизнь. "Сомною все не так, все необычно, -писал он в письме Мриналини. - Всеполно глубины и чудно для тех очей,которые способны видеть.... Я хотелбы взять вас с собой в этот путь".Она не поняла его - Шри Ауробиндоостался один.

К этомувремени он уже достиг высшегосостояния Нирваны, которое сталодля него не завершением эволюции, аотправной точкой для высшейэволюции. В этом состоянии он былспособен ежедневно издаватьгазету, посещать тайные собрания,выступать с политическими речами.Он вошел в контакт сСверхсознательным, и "с тех порвсе - речь, мои рукописныепроизведения, моя мысль и внешняяактивность приходят ко мне из тогоисточника, который находится вышеголовы",- писал он.

На рассвете 4мая 1908 г. его разбудили вооруженныеанглийские полицейские. Итак, емупредстояло провести целый год вАлипорской тюрьме в ожиданииприговора. "Моя вера на некотороевремя была поколеблена,- вспоминалон, - ибо я не мог видеть сути Егонамерения. Я заколебался и воззвалк Нему в сердце своем: "Я верил,что моя миссия - работать для народамоей страны и до тех пор, пока этаработа не окончена, я под Твоейзащитой. Почему же тогда я здесь?Прошел день, затем второй и третий,когда я услышал голос изнутри:"Жди и смотри". Тогда яуспокоился и стал ждать.... Затем явспомнил, что где-то около месяца домоего ареста я слышал зов, которыйнастаивал на том, чтобы оставитьвсе дела, уединиться и взглянутьвнутрь себя, чтобы войти в болеетесное общение с Ним. Я былслаб и не послушался зова. Мояработа была очень дорога мне, и вгордыне сердца своего я полагал,что без меня она пострадает илипрекратится, или даже провалитсясовсем, поэтому я не оставил ее. Мнепоказалось, что Он вновь заговорилсо мною и сказал: "Я разорвал затебя путы, порвать которые ты был нев силах, ибо не в том воля моя иникогда это в промысел мой невходило - продолжать это дело. Уменя есть для тебя другое, и именноради этого я привел тебя сюда -научить тебя тому, чему ты не смогнаучиться сам, и подготовить тебя кмоей работе".

Так, вАлипорской тюрьме началась работапо реализации космическогосознания и иследованию плановСверхсознательного- плановсознания, лежащих выше обычногоразума. "День за днем Онразворачивал передо мной своичудеса.... День за днем в течениедвенадцати месяцев моегозаключения давал Он мне этознание... Я смотрел на заключенных -воров, убийц, мошенников - и виделБога в этих затемненных душах инеправильно используемыхтелах... Когда начался процесс, тотже внутренний голос говорил мне:"Когда тебя бросили в темницу, неотчаялось ли твое сердце...? Взглянитеперь на судью, взгляни теперь напрокурора..." Я посмотрел на судью- это был Нарайяна, сидевший в суде.Я посмотрел на прокурора - это былШри Кришна, который сидел иулыбался. "Боишься ли ты теперь? -говорил он, - я - во всех людях ируковожу их делами и словами".

Поистине Богне находится вне Своего мира, Он несотворил мир, а стал этим миром, какговорят Упанишады: "Он сталзнанием и неведением, Он сталистиной и ложью... Он стал всем, чтобы то ни было". Это основнойпостулат, на котором основываетсяЙога Ауробиндо. Веданта говорит:"Человек, ты един по природе исубстанции с Богом, ты един по духусо своими человеческими братьями.Проснись тогда и устремись к своейполной божественности, живи дляБога в себе и других". "Этоевангелие, данное немногим,- писалШри Ауробиндо,- теперь должно бытьоткрыто всему человечеству для егоосвобождения". "В каждомчеловеке есть Бог и проявить Его -это цель жизни. Это то, что все мыможем делать".

Цель йоги -совершить духовную трансформациючеловека, преобразоватьчеловеческое бытие. Для ШриАуробиндо ключом являетсяпонимание того, что Дух - это непротивоположность жизни, а полнотажизни, что внутренняятрансформация - это ключ ктрансформации внешней. Главное, длячего Шри Ауробиндо пришел в мир, -это доказать, что нет никакойнеобходимости улетать на небесадля того, чтобы стать духовнымсуществом.

Меньше чемчерез год после освобождения изАлипорской тюрьмы Шри Ауробиндопредупредили о готовящемся аресте.Внутренний голос отчетливопроизнес: "Отправляйся вШандернагор". Это был финал егополитической жизни, завершениеинтегральной йоги и начало йогисупраментальной.

ВШандернагоре он прошел страшныйопыт исследованияподсознательного: "Достичьнебесных сфер не может ни один,минуя недра ада". Цельсупраментальной йоги - не закрыватьглаза на то, что окружает нас внизу.Это первое условие достиженияконтроля. В тот день, когда ондостиг дна, пересек все пластыгрязи, он был резким толчкомвытолкнут в высший Свет - не впадаяв транс, без потерииндивидуальности, не растворяясь вкосмосе, - полностью сохраняячеткое видение.

Так, оноткрыл утерянную Тайну Вед - битвы ссилами подсознательного,великанами - людоедами, гномами измеями, схождение Орфея в Ад,трансмутация Змея, пожирающегособственный хвост. Тьма и Свет,Добро и Зло подготавливалибожественное рождение в Материи.Ничто не проклято, ничто ненапрасно. После нисхождения ивосхождения ищущий становится"сыном двух Матерей" - БелойМатери сверхсознательногобесконечного и земной Матери"темного бесконечного". Онобладает двумя происхождениями -человеческим и божественным.

Через двамесяца пребывания в ШандернагореШри Ауробиндо вновь услышал голос:"Отправляйся в Пондишери"."Я принял за правило... двигатьсяс места лишь тогда, когда мноюдвигало Божественное", - говорилАуробиндо. Он немедленноподчинился - новый арест был сорван.

В 1914г. вПондишери произошла первая встречас той, кого он считал инкарнациейБогоматери. Он дал ей имя Мать - стех пор все называли ее только так.Мирра Ришар родилась в 1878г. вПариже. Как и Ауробиндо, она имеласупраментальное видение, поэтомузнала о существовании ШриАуробиндо задолго до того, каквстретила его на физическом плане.В 1920г. Мать приехала в Пондишери,чтобы посвятить всю оставшуюсяжизнь (она умерла в 1973 г.) ШриАуробиндо и той титаническойработе, которая им предстояла."Сознание Матери и мое сознание -это одно и то же", - сказалАуробиндо.

Последние 40лет жизни Ауробиндо посвятил тому,чтобы превратить индивидуальнуюреализацию в реализацию земную. Ониработали вместе с Матерью. "Мыхотим низвести сюда суперразум какновое качество и свойство. Какразум есть в настоящее времяперманентное свойство сознания вчеловечестве, точно также мы хотимсоздать расу, в которойперманентным свойством сознаниястанет суперразум".

Трансформацияначалась. Вместе с Ауробиндо иМатерью в эту колоссальную работувключились ученики (вначале их былооколо пятнадцати). Они снеобычайной легкостьюосуществляли поразительнейшиеэксперименты -переживания,божественные проявления сталиобычным явлением, и, казалось,законы природы немного отступили.Но Ауробиндо и Мать понимали, что"чудеса по заказу" не помогутдостичь высшей сути вещей. С точкизрения изменения мира они являютсябесполезными.

В ноябре 1926г.Шри Ауробиндо неожиданно объявил,что он удаляется в полноеодиночество. Официально ашрам былоснован под управлением Матери. Такначался второй период работы потрансформации. Он продолжался до1940г. Это был второй период работынад телом и работы вподсознательном. Ему былонеобходимо адаптировать тело,которое сопротивлялось, ксупраментальному разуму: "Этаборьба - как перетягивание каната...Духовная сила теснит сопротивлениефизического мира, а оно цепляетсяза каждый дюйм и предпринимаетконтратаки". Но какая польза виндивидуальном успехе, если егонельзя передать миру?

В 1940г., после14 лет индивидуальной концентрации,Шри Ауробиндо и Мать открыли дверисвоего ашрама. Начался третийпериод трансформации. "ЭтотАшрам был создан... не для отреченияот мира, но как центр и полепрактики для эволюции иного вида ииной формы жизни".

ШриАуробиндо говорил: "Духовнаяжизнь находит свое самое мощноевыражение в человеке, который живетобычной человеческой жизнью,вливая в нее силу йоги.... Именноблагодаря такому союзу внутреннейи внешней жизни человечество вконце концов возвысится и станетмогущественным и божественным".Поэтому он хотел, чтобы его ашрамбыл полностью в повседневной жизни.Именно здесь, а не на вершинахГималаев, должна былаосуществиться трансформация. Более1200 учеников всех социальных слоев,принадлежащих к различнымрелигиям, с семьями, с детьми, были рассеяныпо всему городу. Некоторыезанимались искусством, другиеработали на заводе, третьипреподавали. Никто не оплачивался,никто не считался выше, чем другой.

Сейчас"человек - это переходноесущество, - писал Шри Ауробиндо, -его становление не закончено... Шагот человека к сверхчеловеку станетновым свершением в земной эволюции.Это неизбежно, поскольку это логикаприродного процесса". Эволюцияне имеет ничего общего с тем, чтобыстановиться "святее" или"интеллектуальнее", ее смысл втом, чтобы становитьсясознательнее".

"Для того,чтобы разрушение исчезло из этогомира, недостаточно, чтобы наши рукиоставались чистыми, а души -незапятнанными, необходимо, чтобыкорень зла был удален изчеловечества. Для того, чтобыизлечить мир от зла, необходимоизлечить его основу в человеке"."Есть единственный выход, - писалШри Ауробиндо, - это изменениесознания". Когда глаза наши,ослепленные ныне идеей материи,откроются Свету, мы обнаружим, чтонет ничего неодушевленного, но вовсем присутствуют - проявленно илинепроявленно - и жизнь, и разум, иблаженство, и божественные сила ибытие".

Он пыталсясоздать общечеловеческуюрелигиозно - философскую систему,примиряющую Запад и Восток. В ней онстарался "избежать ихнедостатков: материализма Запада испиритуализма и отрешенности отматериальности Востока." Онпонимал, что "любая философия,являясь односторонней, всегдавыражает истину лишь частично. Мир,каким его создал Бог, - это нежестокое упражнение в логике, но,подобно музыкальной симфонии,бесконечная гармония самыхразнообразных проявлений... Так жекак лучшей религией является та,что признает истину всех религий,лучшая философия - это та, котораяпризнает истину всех философий иотводит каждой из них своенадлежащее место," - говорилАуробиндо.

Он считал,что церкви, ордена, теологии,философии не преуспели в спасениичеловечества, потому что ониуглубились в разработку символовверы, догм, ритуалов и институтов,как будто это могло спастичеловечество, и пренебреглиединственно необходимым -очищением души. Мы должны вновьобратиться к провозвестию Христа очистоте и совершенствечеловеческого рода, кпровозглашению Магомета осовершенной покорности,самоотречении и служении Богу, кпровозвестию Чайтаньи осовершенной любви и радости Бога в человеке,к провозвестию Рамакришны оединстве всех религий. И, собрав всеэти потоки в единую могучуюочищающую и спасительную реку,излить ее на мертвую жизньматериалистического человечества.

Никита / 12.02.2019 Конечно, работы Шри Ауробиндо очень интересны и познавательны. Но и здесь всё не так однозначно. Потому что, например, Агни Йога серьёзно предупреждает о вреде и опасности методов духовного развития, используемых в Индии. В Агни Йоге сказано, что эти методы не только не способствуют духовному развитию, но и вредят энергетике человека, создают опасность психических болезней и одержания. Обычно европейцы считают хатха-йогу полезной и безопасной физкультурой. Но в Агни Йоге сказано, что в Индии каждая асана хатха-йоги выполняется с усиленной концентрацией энергии на той или иной чакре. И такая насильственная активизация чакр чрезвычайно вредна! Это мощная энергия Агни, и чрезмерное нагнетение её к чакре может быть опасным. Также говорится о вреде пранаямы. В Агни Йоге сказано обиндийских йогах, которые на улице демонстрируют прохожим свои способности, собирая за это деньги – что это не имеет отношения к истинному духовному развитию, которое никогда не совершается ради денег или на потеху толпы. Я бы сравнил индийских учителей духовного развития с культуристами. Культуристы непомерно качают мускулы, до уродства, используя допинги и гормоны – и разрушают своё физическое здоровье. А индийские гуру точно так же стараются любой ценой накачать духовные «мускулы» и разрушают своё духовное здоровье. Конечно сейчас, йога стала очень популярной и распространённой на Западе. Во многих странах Европы, Северной и Южной Америк и у нас в России появилось огромное кол-во залов, фитнес-центров для занятий йогой. Но популярность и распространённость ещё не значит, что этот метод лучший и самый эффективный. Я задумался над таким вопросом: А НАСКОЛЬКО ЙОГА КАК МЕТОД ДУХОВНОГО И ФИЗ. РАЗВИТИЯ ПОДХОДИТ ЗАПАДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ? Конкретно американцу?! Конкретно англичанину?! Конкретно французу?! Конкретно русскому человеку?! И т.д. Ведь йога была разработана как способ духовного ифизического развитияцеликом и полностью для восточного человека. Исключительно так. Конечно, какие-то упражнения из йоги подходят для западных людей, но во всём остальном насколько это всё верно и правильно?! И насколько это пригодно для людей иной культуры, иного менталитета, иного климата? Более того. Наука давно уже доказала, что у индусов совершенно иное строение скелета, совершенно отличное от скелета и телостроения западных людей. И неоднократно были зафиксированы такие случаи, когда европейцы, позанимавшись йогой растягивали сухожилия, повреждали связки и даже ломали суставы и прочие кости скелета. Оставаясь, таким образом, инвалидами на всю оставшуюся жизнь. И это ещё одна из причин, по которой йога очень вредна. Если рассуждать дальше. То опять же, можно задуматься над тем, а насколько подходят индусские религиозно-эзотерические учения (Адвайта-Веданта, Двайта-Веданта, Вишишта – Двайта, Миманса. Ньяя, Вайшешика и т.д) западным людям, европейцам и русским в том числе. Ведь эти учения были настроены и заточены под совершенно иную культуру, менталитет и образ жизни. Конечно, они очень интересны, их познавательно изучать для общего развития и расширения кругозора. Но, насколько они приемлимы и подходящи для западного человека? Может ли он жить по ним?! Может быть, и может, но во что это выльется?! Это интересный вопрос. Сильно сомневаюсь в том, что методы физического и духовного развития Востока могут быть полностью и с успехом переняты людьми Запада. Причём, интересно, что сами гуру Востока придерживаются того же мнения.))))))) То, что они демонстрируют туристам, приезжающим с Запада за «духовным просветлением» - это именно аттракцион, который имеет цель собрать с иностранцев побольше денег. Ведь на Востоке считается, что постичь всё это может только тот, кто рождён на Востоке в соответствующей семье. В этом смысле очень наивно выглядят наши кришнаиты, которые игнорируют тот факт, что сами индусы не считают их своими братьями по вере. На Земле очень много различных национальных и этнических групп. Все они очень отличаются от друга. И даже религия не всегда влияет на это! Например, на Кавказе есть мусульманские, а есть христианские народы – но по сути, это ничего не меняет: у них сходные традиции, характер, отношение к женщинам и т.д. Так же есть и арабы-христиане. Однако это всё равно арабы! И ведут они себя соответственно – это заметно, когда по ТВ показывают праздник Пасхи в Иерусалиме. У индусов особый взгляд и поведение. И вряд ли европейцы и американцы смогут это по-настоящему понять и почувствовать. Понятно, что физическое строение тела тоже имеет свои особенности. Думаю, мы что-то можем перенять из восточной гимнастики – но не всё, и только в адаптированном виде.

শ্রী অরবিন্দ Имя при рождении бенг. অরবিন্দ ঘোষ Дата рождения 15 августа ( 1872-08-15) Место рождения Калькутта, Британская Индия Дата смерти 5 декабря ( 1950-12-05) (78 лет)Место смерти Пондишери, Французская Индия Страна Альма-матер
  • Школа св. Павла [d]
  • Королевский колледж (Кембридж)
Язык(и) произведений бенгальский язык и английский Направление йога, индийская философия Основные интересы философия Оказавшие влияние Веданта, Анри Бергсон и Дьюи, Джонsriaurobindoashram.org Шри Ауробиндо в Викицитатнике Медиафайлы на Викискладе

Шри Ауробиндо

Ранние годы и учёба в Кембридже

Возвращение в Индию и борьба за национальную независимость

Получив западное образование и вернувшись в Индию (в ), Шри Ауробиндо посвящает себя самостоятельному изучению санскрита, современных индийских языков, философских систем и древних священных книг Индии - Упанишад, Бхагавад Гиты, Рамаяны, Вед.

В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподаёт английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. После вспышки волнения против разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо открыто присоединяется к национально-освободительному движению. В течение восьми лет ( -) активно участвует в политической жизни страны, что дважды приводит его к арестам с последующим оправданием.

Обращение к йоге и новое направление опыта

В 1907 году Бариндранатх Гхош, младший брат Ауробиндо, познакомил его в Бароде с йогом из Махараштры Вишну Бхаскаром Леле. В течение нескольких лет Ауробиндо уже занимался йогой, а эта встреча, получение от Леле соответствующих наставлений и последующее трёхдневное уединение, способствовали его первому значительному духовному опыту, называемому нирваной - состоянию полного умственного безмолвия, без какой бы то ни было мысли или умственной деятельности. Во время своего второго ареста и пребывания в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте (1908-1909) Шри Ауробиндо испытал духовное озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В тюрьме у Ауробиндо был ряд мистических переживаний. В своих письмах он упоминает, что когда он ожидал суда в тюрьме, в течение двух недель его посещал дух Сва́ми Вивека́нанды и говорил о высших уровнях сознания, ведущих к сверхразуму. Шри Ауробиндо позже рассказывал, что во время заключения он видел всё - заключённых, тюремщиков, полицейских, тюремные решётки, деревья, судью, адвокатов - как различные формы единой божественности, Кришну, Васудеву, Нараяну. В 1910 году Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. Этой деятельностью было движение к «высшим планам сознания, ведущим в направлении Сверхразума (Supermind) (хотя само это название, как подчеркивает Шри Ауробиндо, имеет более позднее происхождение и принадлежит самому Шри Ауробиндо)». Он переселяется в Пондишерри, французскую колонию на юге Индии, чтобы начать интенсивные занятия йогой.

Основные даты

Годы и события

- 15 августа день рождения Шри Ауробиндо. - Переезд в Англию. - Возвращение в Индию. - Начало национал-освободительной революционной деятельности. - Обращение к йоге, чтобы использовать духовную силу для осуществления политических идей. - Встреча с Вишну Бхаскарой Леле. Первое фундаментальное духовное переживание - переживание Безмолвного Брахмана (Нирваны). - Арест по делу о «Банде Матарам». - Оправдание и освобождение из Алипорской тюрьмы. - Переезд в Пондишери. - 29 марта. Первая встреча Шри Ауробиндо и Матери: Мирра и Поль Ришар приехали в Пондишери. - 15 августа. Первый выпуск «Арьи». - 15 января. Последний выпуск «Арьи». - Мать берёт на себя обязанности по управлению Ашрамом Шри Ауробиндо. - 24 ноября. Четвёртая фундаментальная реализация. Нисхождение Кришны, Божества Надразума, в физическое. - 15 февраля. Встреча с Рабиндранатом Тагором. - В Ашраме Шри Ауробиндо - 150 учеников. - В Ашраме Шри Ауробиндо - 350 учеников. - 2 декабря. Открытие школы в Ашраме, которая позднее станет Международным центром образования. - 15 августа. Освобождение Индии. Послание Шри Ауробиндо по всеиндийскому радио. - Медаль «За мир и культуру Азиатского общества». Выдвинут кандидатом на награждение Нобелевской премией мира. - 5 декабря, 01:26. Смерть.

Шри Ауробиндо в индийской философии

Вклад в веданту

В своей концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями - философией «аскетического» спиритуализма адвайта-веданты и материализмом западной философии. Шри Ауробиндо работал над созданием новой интегральной философии, которая вобрала бы в себя лучшее от первой и второй, избавившись при этом от ихслабых сторон. В основе этой новой философии должен быть принцип, из которого можно было бы вывести всё качественное многообразие мира. Эта философия должна показать связь духа и материи, не пытаясь отрицать реальность обоих, и при этом она должна быть избавлена от дуализма при объяснении вселенной. Она должна объяснить поступательный процесс мировой эволюции, её законы, место и назначение человека в этом процессе.

Решение проблемы дуализма в объяснении Вселенной

  • Полемизируя с теорией Ади Шанкары, Шри Ауробиндо отмечает, что адвайта не смогла добиться главной цели своей философии - дать монистическое понимание мира («адвайта» - «недвойственность»). Неизбежно стремясь преодолеть отрыв сущности от явления, адвайта вынуждена была признать наличие двух сущностей: вечного, реально существующего Брахмана (Абсолют), и иллюзорную, творящую вселенную, майя.
  • Преодолевая дуализм адвайта-веданты (Брахман - майя), Шри Ауробиндо наделяет майю реальной силой. Это сила Брахмана, которая делает возможным Его самопроявление, самоограничение и самопоглощение, которые проявляются на разных этапах создания вселенной.
  • Он преодолевает характерный для философии адвайты метафизический отрыв явления от сущности посредством учения о совпадении противоположностей в Абсолюте: определённого и неопределённого, единого и множественного, неподвижного и изменчивого, бесформенного и обладающего формой, бескачественного и качественного, конечного и бесконечного бытия. В качестве истоков он ссылается на идеи Гераклита, а также «Иша-Упанишады» и «Бхагавад Гиты». Такое совпадение противоположностей делает новую философию Шри Ауробиндо свободной от противопоставления сущности и явления при объяснении мира.
  • Синтез идеализма и материализма в философии Шри Ауробиндо даёт совпадение духовного и материального начал в Абсолюте. Однако духовное начало оказывается все же «сильнее», так как оно способно к самостоятельному существованию, в то время как материальное может существовать лишь в качестве его проявления.

Решение проблемы единства и многообразия

  • Шри Ауробиндо критикует идею майа-вада адвайты-веданты, и решает проблему связи между невыразимым единым Брахманом и миром множественности, помещая между ними переходную ипостась - Сверхразум, или Супраментал. Сверхразум в философии Шри Ауробиндо - это творящий божественный принцип, Сознание-Истина, в котором множество индивидуальных сознаний и тел предстаёт как манифестация единства.

Новое понимание Эволюции

  • Одним из самых выдающихся новшеств, привнесённых Шри Ауробиндо в философскую мысль веданты, является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия санкхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии санкхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации материи.
  • Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию супраментального существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, блаженство, сила а также субстанция и энергия супраментального сознания.

Основные положения интегральной йоги

Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной системе интегральной йоги, целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.

Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904 году. Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования: дух и материю. Большинствотрадиционных системйоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальнойфизической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир - это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремлённой к небесам или нирване, но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи.

Общепринято воспринимать человеческий разум как самый высокий уровень сознания, который может возникнуть в результате

Добавить комментарий