Дыхательная гимнастика при заикании у детей упражнения. Упражнения для развития правильного речевого дыхания

Дыхательная гимнастика при заикании у детей упражнения. Упражнения для развития правильного речевого дыхания

Заикание у детей, нарушение речевой функции, проще всего лечить в дошкольном возрасте. Стоит заметить, что проблема практически всегда поддается коррекции, если обратиться к профессиональному логопеду, а также психологу, способному выяснить, в чем причина дефекта.

Основные причины патологии

Основные этапы формирования речи начинаются в раннем детстве, при этом не исключено, что выявятся нарушения согласованности работы органов речевого аппарата и дыхания. По сути, дефект проявляется судорогами, которые распространяются на язык, губы,мышечные тканигортани, приводя к клиническим симптомам – паузам, повторам слов и слогов, удлинению звуков.

При этом замечено, что чаще всего дефект развивается среди мальчиков, обладающих меньшей эмоциональной устойчивостью, чем девочки. В лечении заикания у детей причины должны учитываться обязательно.

Выделяют несколько провоцирующих факторов:

  • логоневроз или невротическое заикание диагностируется примерно в 15% случаев и вызывается такими распространенными причинами, как психоэмоциональное потрясение или частые стрессы;
  • органическое поражение нервной системы, вызванное патологией родовой деятельности либо внутриутробного развития,частыми заболеваниямив грудничковом возрасте;
  • генетическая предрасположенность – теоретическое предположение, основанное на выявлении заикания у нескольких поколений рода.

Необходимо как можно раньше принимать меры при выявлении дефекта, так как у детей лечение заикания проходит наиболее эффективно.

Если у ребенкадошкольного возрастапоявились симптомы подобного нарушения речи, родители должны не только обеспечить профессиональное лечение, но и в домашних условиях придерживаться определенной программы:

  • Малыш дошкольного возраста впитывает в себя как губка, особенности поведения окружающих его взрослых. Поэтому желательно в домашних условиях разговаривать неторопливо, плавно строя свою речь. Необходимо отучить ребенка от торопливого, невнятного произношения слов с захлебывающимися интонациями;
  • Как правило, такая речь является признаком повышенной эмоциональной возбудимости. Нужно постараться уменьшить ее, используя разрешенные врачом седативные средства;
  • Необходимо снизить речевую нагрузку, но при этом постоянно практиковать упражнения, рекомендованные логопедом. До 4 лет запрещается заставлять малыша проговаривать сложные или малопонятные для него слова и фразы, необходимо, чтобы головной мозг был достаточно развит для усвоения сложной информации;
  • Отсутствие специальной гимнастики, нежелание родителей совместно разучивать стишки приводят к замедлению развития речевого аппарата. Еще одна причина прогрессирования патологии – несерьезное отношение к страхам ребенка, который, например, боится спать в темной комнате. В этом случае психологи рекомендуют не «ковать» характер, а стараться успокоить малыша, осмотрев вместе с ним все подозрительные уголки и объясняя, что нигде не прячется ужасный «бука»;
  • Нежелание идти навстречу ребенку и оставлять в его комнате включенный ночник, способно привести к развитию неврозов, которые могут сопровождаться заиканием;
  • Кроме того, следует постараться создать максимально спокойную обстановку и не перезагружать ребенка с заиканием посещением многочисленных кружков.

Даже в домашних условиях лечение заикания у детей должно строиться на основании рекомендаций грамотного врача, который не только назначит препараты, помогающие снятьмышечные спазмы, но и посоветует оптимальные методики улучшения моторики органов речи.

Как лечить заикание у детей дыхательной гимнастикой

Хороших результатов добиваются, используя комплексдыхательных упражненийпо авторской разработке А. Н. Стрельниковой.

При заикании у детей дыхательные упражнения выполняют с активным участием диафрагмы, с обязательным продолжительным выдохом и наначальном этапебез речевого сопровождения.

Гимнастика должна проходить по следующим правилам:

  • нужно делать вдох коротким и резким;
  • выдох должен выполняться протяжно, бесшумно и без напряжения;
  • вдох сопровождается движением в маршевом ритме;
  • упражнения выполняются на счет 8, при этом вести ритм нужно мысленно;
  • во время упражнений можно сидеть или стоять.

Дыхательные упражнения, позволяющие справиться с заиканием:

  • «Ладошки». Выполняется стоя, согнув в локотках руки и повернув их ладошками вниз от себя. Сначала делают шумный быстрый вдох, сгибая локти, и как бы хватая воздух. Затем выполняют свободный и шумный выдох. Рекомендуется 2 подхода по 4 вдоха с паузами в несколько секунд, во время которых нужно опускать ручки;
  • «Погончики». В той же позиции плотно сжимают кулачки и прижимают их к талии. Делая вдох, напрягают плечи и толкают резко руки кулачками по направлению к полу. Выполняют упражнения 8-12 раз;
  • «Насос». В той же позиции, расставив до ширины плеч ноги, нужно тянуться выпрямленными руками к полу, наклоняя вперед туловище с прямой спиной. Во время наклона делается короткий резкий вдох. Движение напоминает то, которое выполняется при накачивании шины насосом. Делают 4 подхода по 12 раз. Идеально, если во время упражнения ребенок поднимает с пола палку. В случае необходимости лечить патологии позвоночника или сердечно сосудистой системы нельзя наклонять туловище низко;
  • «Кошка». В той же позиции нужно присесть, одновременно выполняя поворот туловища в сторону. Во время приседания – вдох, при выпрямлении – выдох. Делают 12 подходов по 8 раз;
  • «Маятник». Из той же позиции следует наклониться вперед с вытянутыми по направлению к полу руками и делая вдох. Вернувшись в прежнее положение, наклониться назад, также выполняя резкий вдох;
  • «Уши». Не меняя позы, голову поочередно наклоняют в обе стороны, старясь прикоснуться ухом к плечу и глядя перед собой. Выполнять следует 12 подходов по 8 раз.

Существует множество подобных упражнений для успешного восстановления речи ребенка. Если выполнять их даже всего на протяжении пары месяцев ежедневно, можно добиться значительного укрепления диафрагмы, мышечно-связочного аппарата гортани и легких. Постепенно происходит углубление вдоха, что позволяет сделать борьбу с дефектом намного эффективнее.

Лечение нарушенной речи при заикании у детей враннем возрастепроходит достаточно трудно, так как еще не изучены все механизмы патологии. Чтобы у детей не возникло страха во время речи ил закомплексованности, необходимо проводитьспециальные комплексыупражнений, направленных на восстановление речевого центра и нервной системы больного ребенка. В данной статье мы расскажем о наиболееэффективных комплексахупражнений, включая точечный массаж, дыхательную гимнастику, логоритмику, а также занятия с песнями и играми.

Как помогут дыхательные упражнения

Наданный моментв медицине широко используется методикадыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работаголосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохекороткими фразамиили словами.

В результате проведения дыхательных упражнений можно будет восстановить правильное речевое дыхание у больного ребенка. Это позволит запасаться воздухом, прежде чем начать произносить речевые отрезки различной длины.

Правила и техника выполнения

При создании методики дыхательной гимнастики для детей с заиканием Стрельникова ставила несколько основных задач. В первую очередь терапия была направлена на то, чтобы научить дышать больного глубоко. Это позволило бы им заполнять легкие воздухом полностью.

Затем дыхательные упражнения нужно, чтобы регулярно тренировать диафрагму больного, заставляя ее активно работать при голосообразовании. Также при тесном смыкании голосовых связок в период фонации, сделать их более подвижными и эластичными.

Самая эффективная и распространенная техника выполнения упражнений, чтобы избавить больного ребенка от заикания, является «насос» и «обхват плеч». По правилам их нужно проводить не менее 2 раз в день перед приемом пищи или через полтора часа после еды.

Упражнение «насос» может помочь заполнить кислородом легкие в большем объеме, при котором вдох сопровождается шумом. Так как у заикающихся детей легкие плохо вентилируются, то процедура это оказывает хорошее действие.

Упражнение «обхват плеч» по Стрельниковой при вдохе через носверхняя частьлегких сужается, что позволяет проникнуть воздуху в наиболее объемные места. При таком дыхании будет заполняться большая часть альвеол, которые ранее могли не принимать участие в газообмене организма. Такой гимнастикой можно избавить детей от признаков кислородного голодания.

При вдохе голосовые связки будут делать встречное движение, а при обхвате своих плеч в момент вдоха связки будут еще теснее смыкаться. Кроме дыхательной гимнастики Стрельникова рекомендует использовать методику для постановки голоса. Занятия будут проходить с песнями в детском репертуаре.

Терапия с песнями для укрепления голосовых связок должна проходить после дыхательной гимнастики, чтобы подготовить все органы, которые принимают участие в дыхании и образовании речи. Использование песенных репертуаров позволит детям больше раскрепоститься и расслабиться. Нужно стать ровно, поставив ножки на ширине плеч, положить ладони на животик.

Исполняя песню, затягивая гласные буквы, нужно будет при каждом звуке постепенно наклоняться, и при этом надавливать на живот руками и напрягатьбрюшные мышцы. Для этого можно подобрать песни, репертуар которых будет ассоциироваться у ребенка с играми и положительными эмоциями. Избавить больного от дефекта речи можно при регулярном проведении подобных процедур.

Видео «Логопедическая гимнастика для детей»

Комплекс упражнений при заикании

Чтобы избавить больного ребенка от заикания можно использовать и другие методики, которые также оказывают немалый эффект при лечении. Избавить больного от симптомов недуга можно при помощи упражнений, которые проводятся под руководством специалиста. Комплекс занятий включает логоритмику, проведение точечного массажа, отдельные упражнения с песнями и чистоговорками, а также расслабляющие ванны. Занятия обычно рассчитываются на то, чтобы активировать, а затем расслабить группу мышц, которые связаны с построением речи.

Одним из наиболееэффективных способовпомочь больному в раннем возрасте – придерживаться упражнений логоритмики. Логоритмика позволит избавить ребенка от признаков заикания, но начинать такое лечение следует после 6 лет. Логоритмика подразумевает использование упражнений, которые будут сопровождаться музыкой и в движении. Такая терапия может помочь расслабить мозговой центр больного и мышцы. При расслабленных мышцах у детей лучше получится воспроизводить полноценные звуки, слова или предложения.

Чтобы избавить ребенка от симптомов заикания можно делать специальный массаж. Помочь устранить заикание можно акупрессурой. Это точечный массаж, который направлен на восстановление и регулирование речевого центра. Точечный массаж проход с надавливанием на акупунктуру (особые чувствительные точки) в области головы, шеи и плеч. Надавливать на точки при массаже нужно только подушечками пальцев, выполняя массирующие круговые движения.

Точечный массаж может помочь снять напряжения с лицевых мышц, успокаивает нервную систему. Важно, чтобы движения были плавными и осторожными, чтобы не повредить связки и не причинить боль. Точечный массаж можно применять даже для маленьких детей при первых признаках заикания. В качестве общей оздоровительной терапии можно проводить массаж всего тела, а не отдельных частей.

Кроме массажа хорошо может помочь расслабляющая ванна. Для этого не нужно проводить никаких упражнений. Проводить данную процедуру можно с играми. Игры хорошо подходят для детей любого возраста. С играми они более охотно проводят любые упражнения, так как это позволяет их заинтересовать и приковать все внимание. Подход с использованием игр улучшает эффективность лечения, так как мозговая деятельность ребенка при этом увеличивается.

В теплое время года можно проводить занятия на свежем воздухе. Также на улице можно разнообразить игры. Занятия во время прохождения курса терапии у больного ребенка должны быть регулярными. Только при частых занятиях восстановление речевого аппарата будет эффективным.

Занятия могут проходить с использованием специальных игр, которые направлены на выработку плавной и четкой речи. Также такие игры позволяют снимать нагрузку с лицевых мышц. Клогопедическим занятиямможно причислить игру «Путешествие Кроша», чистоговорки. Занятия также проводятся в определенном темпе и должны быть активными.

Чтобы избавить ребенка от дефекта речи также в комплексе можно использоватьлекарственные препараты. Они будут случить в качестве дополнения до курса реабилитации. При таком лечении избавить больного от недуга можно значительно быстрей.

Видео «Дыхательные упражнения при работе с заиканием»

В данном ролике опытный врач-логопед представит вашему вниманию несколько действенных ипрактических упражненийпо лечению заикания. Не поленитесь ознакомиться и взять на вооружение полезные советы.

Дыхательная гимнастика нашла широкое применение в борьбе с заиканием из-за своей высокой эффективности.

Заикание является распространённой речевой патологией приносящей множество проблем людям, которые им страдают. Однако каждодневное выполнение упражнений поможет избавиться не только от речевого нарушения, но и от причин, которые спровоцировали его развитие.

Дыхательная гимнастика при заикании способна полностью наладить разговорную функцию пациента при условии регулярного соблюдения всех правил выполнения.

Что такое заикание

Расстройство ритма и темпа речи называется заиканием.

Чаще всего им страдают мальчики в возрасте от двух до пяти лет.

Именно в это период малыши активно начинают пользоваться фразовой речью. Соответственно любые негативные факторы (патологии нервной системы, психологические проблемы, частые простудные заболевания) могут спровоцировать нарушения разговорной функцииразличного типа, в том числе и заикание.

Также не исключается наследственная предрасположенность к данному заболеванию.

При возникновении симптомов заикания у ребёнка, необходимо вместе с ним посетить несколько специалистов - невролога, психолога и логопеда.

Физиология заикания заключается в следующих процессах, протекающих в организме человека:

  • Происходит дисбаланс в передаче нервных импульсов в зону, отвечающую за репродуцирование речи.
  • Появляются спазмы мышц, так называемые «судороги». В органах артикуляционного аппарата (язык, гортань, губы, глотка). Также в патологическом процессе принимают участие диафрагма, мышцы груди и брюшины.
  • Заикающимся пациентам присуща высокая эмоциональность, психологическая неуравновешенность.
  • Присутствует постоянное расстроенное, напряжённое выражение лица.
  • Слова произносятся с заметным удлинением, неконтролируемыми остановками в процессе произношения - ррр-ря-бина, бб-бита.
  • Наблюдается тремор мышц рта.

Важно! Заикание гораздо легче и быстрее поддаётся коррекции при максимально раннем обращении к врачу. Ребёнок, столкнувшись сильным напряжением в общении, может вовсе отказаться разговаривать

Образование голоса, дыхание, артикуляция - это три неразрывно связанных процесса. Соответственно дыхательные упражнения будут очень полезны для восстановления разговорной функции при любом виде заикания, а также нормализации нервной системы.

Однако для полного выздоровления пациента необходимо комплексное лечение. Часто наряду с дыхательной гимнастикой, применяются медикаментозная терапия и различные психотерапевтические методики.

Общая характеристика дыхательной гимнастики

Пациентам, которые заикаются, огромную помощь в борьбе с заболеванием, окажет дыхательная гимнастика, специально подобранная врачом после медицинского обследования.

Она состоит из разных по сложности упражнений.

Дыхательная гимнастика от заикания, при условии регулярного выполнения, поможет, наладить правильный ритм и темп речи.

Первоначально упражнения осуществляются без включения голосовой функции далее, усложняются воспроизведением звуков.

Для того чтобы достичьмаксимального эффектаот гимнастики необходимо понимать основные задачи, которые решает данная техника. Например, такие, как:

  • Соблюдение правильного баланса вдоха и выдоха.
  • Увеличение тонуса брюшных мышц.
  • Развитие диафрагмального дыхания.
  • Самостоятельное регулирование дыхательного ритма.
  • Формирование расслабленного дыхания при разговоре.

Систематическое выполнение дыхательных упражнений от заикания научит пациента вдыхать нужное количество кислорода при разговоре, постепенно придаст уверенность в себе, полностью избавит от патологии.

Однако следует запастись терпением. Избавление от заикания проходит медленно. Лечение требует больших усилий, но прогноз благоприятен при патологии любой степени тяжести.

Метод Стрельниковой

Существует большое количество дыхательных методик от заикания. Гимнастика Стрельниковой считается наиболее эффективной.

С техникой выполнения основных упражнений можно ознакомиться в таблице ниже.

Упражнение

Алгоритм выполнения.

  1. Необходимо стоять прямо.
  2. Губы сомкнуть.
  3. Руки, согнуть в локтях, поднять вверх.
  4. Выполнить с шумом восемь вдохов через нос. В это время сжимать ладони.
  5. Выдох через рот, с разжатыми губами, плавно без задержек. Ладошки разжать.
  6. Пауза 2-3 секунды.
  7. Повторять упражнение 24 раза.

Необходимо контролировать плечи, следить, чтобы они не поднимались во время работы над дыханием

Погончики

  1. Сжатые в кулаках руки положить на талию.
  2. Сделать восемь активных полноценных вдохов, плавных выдохов.
  3. В процессе вдоха кулаки толкать с силой вниз. Во время выдоха возвратить обратно.
  4. Пауза 3 секунды.
  5. Цикл повторить 12 раз
  1. Наклониться с опущенными вниз руками.
  2. Сделать восемь вдохов.
  3. При выдохе возвращаться в положение стоя.
  4. Перерыв около трёх секунд.
  5. Повтор 12 раз.

Чтобы легче было представить, как делаетсяданное упражнение, необходимо визуализировать, что ручным насосом накачивается автомобильная шина

На занятие уходит примерно пятнадцать минут. Гимнастику нужно проделывать регулярно два раза в день: утром и вечером.

Следует соблюдать некоторые правила при выполнениидыхательной техники. Например, такие, как:

  • Внимание должно быть направлено именно на вдох (только через нос, шумный и резкий, напоминающий хлопок в ладоши).
  • Выдох пассивный, бесшумный через рот.
  • Все движения выполняются только одновременно с вдохом.
  • Комплекс упражнений осуществляются в любом удобном положении для пациента.

Важно! Необходимо знать, что в период, когда пациент дышит по данной методике, у него может закружиться голова. Если присутствует такое проявление, упражнения следует выполнять сидя

Когда ребёнок перестаёт испытывать затруднения во время занятий, врач добавляет болеесложные упражнения.

Для закрепления дыхательной техники во время общения необходимо запомнить следующие основные аспекты:

  • Перед тем, как начать разговаривать очень важно, сделать вдох.
  • Слова произносятся на выдохе, один выдох - 3-4 слова.
  • Должно присутствовать абдоминальное дыхание (животом).
  • Стараться вдыхать во время пауз, соответствующих смыслу разговора.
  • При воспроизведении речи нужно следить за состоянием мышц - избегать зажимов в области лица, шеи, артикуляционном аппарате.

Дыхательная гимнастика при заикании, как и любой другой вид терапевтических мероприятий, имеет свои противопоказания.

Например, такие, как:

  • Различные острые состояния (свежая черепно-мозговая травма, высокая температура тела, болевые ощущения).
  • Повышенное артериальное и внутричерепное давление.
  • Мочекаменная болезнь. При данном заболевании доктор к выбору упражнений подходит избирательно. Например, такая техника, как «насос» может спровоцировать обострение.
  • Травмы позвоночного столба.
  • Врождённый пороксердца является относительным противопоказанием. Возможно, выполнение упражнений будет разрешено врачом после внесения некоторых ограничений, в зависимости от степени тяжести заболевания.

Необходимые условия для выполнения дыхательной гимнастики

Для того чтобы достичь максимально положительный эффект во время выполнения упражнений при заикании необходимо соблюдать следующие правила:

  • Всегда проветривать помещение перед занятиями.
  • Следить за чистотой комнаты, регулярно вытирать пыль, проводить влажную уборку.
  • Не заниматься в помещении с повышенной влажностью.
  • Приступать к дыхательной гимнастике нельзя на голодный желудок, однако сполным животомтакже не рекомендуется. После приёма пищи должно пройти минимум 2 часа.
  • Необходимо избегать физического переутомления и высыпаться.
  • Важно добавить пациенту, борющемуся с заиканием занятия спортом, которые благоприятно сказываются на работе сердца, нервной и дыхательной системах (бег, плавание, катание на коньках, лыжах).
  • Необходимо улучшить пищевой рацион. Ребёнку нужно употреблять нежирное мясо, кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень,морскую рыбу, крупы. Лучше организовать четырёх разовое питание с соблюдением точного режима времени приёма пищи.
  • Если у больного появились жалобы на затруднённое дыхание (ринит, кашель), занятия лучше отложить до полного выздоровления.

Важно понимать - дыхательная гимнастика при заикании у детей должна вызывать положительные ассоциации. Нельзя кричать на малыша во время выполнения упражнений, заставлять тренироваться силой. В семье необходимо поддерживать спокойную благоприятную обстановку. Малыш должен доверять своим родителям и чувствовать их поддержку.

В лечении заикания немаловажную роль играет темп дыхания. Специально разработанныегимнастические упражненияпозволяют эффективно справляться с логоневрозом и контролировать состояние нервной системы. При условии выполнения всех правил и регулярного проведения сеансов у пациентов появляется возможность забыть о проблеме навсегда.

Цели занятий

Дыхательные упражнения при заикании у детей предназначены:

  • для обучения ребенка самоконтролю;
  • для укрепления носоглоточных мышц и диафрагмы;
  • для повышения насыщаемости крови и головного мозга кислородом;
  • для восстановления биоритмов организма;
  • для укрепления мышечных структур брюшной полости.

Разновидности дыхательных гимнастик

Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются виндивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

  • статическая - успокаивающий комплекс упражнений;
  • динамическая - предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
  • специальная - проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

Часто используется техника, разработанная Стрельниковой. Она предполагает комплекс сложных упражнений, которые не подойдут малышам 3 лет.

Правила проведения

Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

Не переутомляйте его. Это плохо отразится нанервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

Упражнения для малышей

Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях. Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.

Игра в ветерок. Малыш и вы - ветер, который решил пошалить. Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте. Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание. Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.

Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день. Еще один вариант - дуть в стакан с водой через соломинку.

Логоритмика как способ исцеления

Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения - логоритмика. Техника основана на сочетаниифизических упражнений(движений рук и тела) с произношением речевого задания. Она дает возможность наладить гармоничную работу речевого и слухового анализаторов, развить моторику. Продолжительность занятий - 20–40 мин. Проводятся в небольших группах с целью развития коммуникативных навыков.

Начальное и конечное упражнение - маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:

  • малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка - перепрыгнуть преграду;
  • детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
  • ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости - вытягиваться, как солдатики.

Артикуляционная гимнастикапри заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.

Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха. Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.

Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.

Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный текст. Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.

Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.

Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

  • ладошки;
  • погончики;
  • насос;
  • скороговорки.

Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.

Ладошки

Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

Вдох осуществляется носом при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких. В процессе работы обязательно отслеживайтеправильное положениеосанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте. Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к. резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания. Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.

Погончики

Ручки плотно сжаты в кулаки и не поднимаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.

Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.

Насос

Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая - короткий вдох, как будто накачивается шина.

Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.

Скороговорки

Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании справильным дыханиемпомогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.

Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость. Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.

Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.

Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.

Противопоказания к техникам по Стрельниковой

Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:

  • повышение АД и ВД;
  • дисфункция почек, мочеполовой системы;
  • травмы позвоночника;
  • острые простудные заболевания.

Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и скорректировать их, не запрещая полностью.

Заключение

Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используютпростые упражнения, преподнося информацию в игровой форме. Школьникам подбирают программу посложнее. Основная цель гимнастики - повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело. Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.

Дыхательная гимнастика при заикании является неотъемлемой частью лечения.Специальные упражненияразработаны для улучшения функционирования артикуляционного аппарата, выравнивания речи и голоса. Перед началом курса лечения лучше проконсультироваться с логопедом, чтобы максимально правильно составить план процедур. Дыхательная гимнастика доказала свою эффективность при работе с детьми, ведь их артикуляционный аппарат сформировался не полностью, поэтому легко поддается коррекции.

Лечение заикания у взрослых, детей школьного и дошкольного возраста

Логопедическая работа при заикании носит комплексный характер, ведь для достижения желаемого результата занятий с логопедом недостаточно. Сегодня передовым методом лечения заикания является система исправления речи, предложенная Н. А. Чевелевой. Базируется метод на ручной деятельности: пациентам предлагается создавать поделки своими руками, параллельно выполняя определенные упражнения. Вся система лечения распределяется на четыре периода:

  • сопровождающая речь;
  • завершающая речь;
  • предотвращающая речь;
  • закрепление навыков самостоятельной речи.

Такие занятия проводятся в школьных, больничных и санаторных логопедических кабинетах. Каждый период соответствует определенной учебной четверти. В специализированных школах рекомендуется проводить занятия ручного труда. Автор методики отмечает, что в лечении заикания большую роль играют родители и педагоги. Важной частью реабилитации являются занятия, направленные на коррекцию нервной системы.

Проблема при заикании заключается в том, что речь у пациентов отличается аритмичностью, и это негативно влияет на артикуляционный аппарат. Специальный курс упражнений в комплексе с массажем дает результат, при котором ребенок начинает правильно и плавно разговаривать. Задачей логопеда является выработка у пациента новой привычки. Артикуляционная гимнастика позволяет существенно уменьшить нарушения речи как у взрослых, так и у детей. А дыхательные упражнения позволяют сделать речь более ритмичной, глубокой и равномерной.

Артикуляционная гимнастика для заикающихся проходит в игровой форме. Во время игры дети учатся правильно делать вдохи и выдохи, что в результате приводит к улучшению речи и голоса.

Эффективные дыхательные упражнения для лечения заикания

Комплекс дыхательных упражнений составляет 50% отобщей системылечения заболевания. Занятия подбираются врачом в зависимости от степени выраженности заикания. Болезнь может развиваться по следующим причинам:

  • проблемы в работе нервной системы;
  • принуждение левшей писать правой рукой;
  • постоянные стрессы и сильное переутомление.

Дыхательная гимнастика для заикающихся выполняется с соблюдением определенных правил и принципов. Во время упражнений вдох совершается резко и быстро, при этом ребенок должен быть полностью сосредоточен на процессе. Выдох должен быть ненапряженным, спокойным и бесшумным. Пациент не должен прикладывать никаких усилий к этому действию. Какие-либо движения совершаются только во время вдоха. При выдохе необходимо соблюдать абсолютный покой. При выполнении упражнений нужно мысленно считать до 8. Это позволит выработать соответствующую ритмичность. Ребенок может сидеть, стоять или лежать.

Методика лечебной гимнастики Стрельниковой от заикания

Логопедия и заикание изучаются учеными всего мира. Постоянно разрабатываются новые методики, позволяющие справиться с заболеванием максимально быстро. От заикания не существует панацеи, поэтому лечение требуеткомплексного подходаи кропотливой работы со стороны логопедов, родителей и педагогов.

А. Н. Стрельникова разработала авторскую методику, которая успешно используется в сфере логопедии и позволяет лечить детей даже в домашних условиях. Дыхательная гимнастика, разработанная Стрельниковой, применима ко всем типам заикания, поэтому является универсальной и используется повсеместно.

Нормализация дыхания – это приоритетное направление при лечении заикания. Преодолеть болезнь можно только после решения проблем с правильностью вдоха и выдоха

Авторская методика учитывает дыхание как ртом, так и носом. Гимнастика направлена на оптимизацию и координацию вдоха и выдоха. В процессе упражнений диафрагма ребенка активизируется. Из-за этого выдох становится более продолжительным, а вдох быстрым и резким.

Выполнение упражнения «Ладошки»

Руки необходимо согнуть в локтях, ладони направить вверх. Ладони сгибаются и выполняется резкий вдох воздуха. В это время необходимо совершить имитацию того, что ребенок хватает воздух руками. Далее делается спокойный и плавный выдох. Во время упражнения делается 4 вдоха (повторяется 2 раза). Периодичность составляет 4 секунды.

Особенности упражнения «Насос»

Стоим прямо, разводим ноги на ширину плеч. Делаем наклоны вперед и тянемся руками к полу. При этом совершаем резкий вдох с шумом. Спина должна иметь округлую форму. Нужно стараться делать спокойный и почти незаметный выдох.

Особенности выполнения упражнения «Погончик»

Сжатые кулаки приблизить к талии. Вдыхая, толкать кулаки вниз, напрягать плечи и вытягивать руки к полу. Повторяется упражнение от 8 до 12 раз. Запрещается поднимать кулаки выше талии.

Описание упражнения «Кошка»

Сразу ставим ноги на ширину плеч, руки распрямляем вдоль туловища. Приседая, повернуться в правую сторону. Одновременно сделать сильный вдох. Выпрямляясь, выполнить спокойный выдох. Повторить действия в противоположную сторону.

Выполнение упражнения «Обнять плечи»

Стать прямо, согнуть руки и направить локти вниз. Обнять себя руками в области плеч и сделать глубокий вдох. Расслабление должно быть уже на свободном выдохе. Выполняя упражнение, необходимо немного отводить голову назад для соблюдения воздушного баланса.

Особенности упражнения «Маятник»

Ноги необходимо расставить на ширину плеч (при возможности еще шире). Наклонившись и потянувшись руками к полу, сделать глубокий вдох. При наклоне назад также сделать глубокий вдох. После этого выполняется спокойный и незаметный выдох. Это упражнение разрешается делать даже сидя.

Принцип выполнения упражнения «Поворот головой»

Встать прямо и поставить ноги на ширине плеч. Делать вдох, поворачивая голову право. При повороте головы влево сделать незаметный выдох. Затем действия повторяются. Необходимо стараться делать повторения без пауз, чтобы добиться определенной ритмичности.

Как выполняется упражнение «Уши»

Ноги расставить чуть шире плеч, выпрямиться. Выполняются наклоны головой (ухо к плечу). При этом делается шумный вдох через нос. Затем наклоняем левое ухо соответственно к левому плечу и снова делаем вдох. Делаем легкие покачивание головой из стороны в сторону. Смотрим прямо перед собой и выдыхаем воздух.

Описание к упражнению «Маятник головой»

Поставить ноги на ширине плеч и выпрямиться. Сделать резкий вдох, одновременно повернув голову вниз и устремив взгляд в пол. Поднять голову, посмотреть в потолок, снова сделать вдох. Выдыхать необходимо при изменении положения головы незаметно и плавно.

Правильное выполнение упражнения «Перекат»

Левую ногу выставить вперед, встать прямо. В это время права нога, выпрямленная в носке, находится сзади. Приседая, необходимо перенести тяжесть на правую ногу и сделать шумный вдох. После этого совершить незаметный выдох, перенося центр тяжести налевую ногу.

Описание к упражнению «Передний шаг»

Поднять и согнуть в колене левую ногу на ширине пояса. Носок левой ноги максимально тянется к полу. В этот момент опорной является правая ноги, на ней необходимо немного присесть. В движении совершить резкий вдох. Во время выполнения упражнения спина должна быть ровной.

Особенности упражнения «Задний шаг»

Выпрямиться, резко отвести назад левую ногу. При этом на правой ноге слегка присесть. Параллельно с этими движениями сделать шумный вдох. Повторить действие с правой ногой.

Польза логоритмики при заикании

Логоритмика – это активная и всесторонне применяемая терапия, которая помогает быстро преодолетьречевые нарушениячерез развитие двигательных функций, применяя слова и музыку. Уникальность методики заключается в том, что она позволяет создать у ребенка положительный эмоциональный настрой по отношению к развитию речи.

Логоритмика при заикании дает существенные результаты уже через месяцежедневных тренировок. Пациент замечает следующие положительные изменения:

  • отсутствие мышечных зажимов;
  • ощущаются последствия массажа диафрагмы;
  • легкое проникновение воздуха через дыхательную систему.

Программа реабилитации решает следующие проблемы:

  • нормализация ритма и темпа речи;
  • правильное произношение звуков;
  • развитие моторики;
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие слухового внимания;
  • воспитание выразительности движений;
  • развитие физиологического дыхания, мимики и моторики.

Упражнения проводит логопед-заиколог, который способен правильно оценить способности и навыки ребенка, а также оценить перспективы его развития. Логоритмика используется в комплексе с другими методиками лечения и реабилитации, демонстрируя прекрасные результаты. Данное направление реабилитации в качестве целей ставит перед собой воспитание, коррекцию, образование, оздоровление. Помимо активного развития речи, наблюдается укрепление опорно-двигательного аппарата, ребенок становится более раскованным и смелым в своих действиях.

Какой показан массаж при заикании

Чаще всего детям с заиканием назначается сегментарный, или точечный массаж. В некоторых случаях требуется совмещать два вида процедур, чтобы добиться желаемого результата. При сегментарном массаже осуществляются обособленные воздействия на мышцы, которые отвечают за речь ребенка.