Блог
806 0

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей 4 лет. Детская дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей 4 лет. Детская дыхательная гимнастика

Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. По данным статистики, в настоящее время часто болеющим является каждый пятый ребёнок. Часто болеют - сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей - дыхательная гимнастика для дошкольников. О том, каких видов она бывает, каковы показания к её проведению, как правильно её проводить с детьми разного дошкольного возраста, читайте в нашем материале.

Виды дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастикадля детей, особенно маленьких, представляет собой комплекс из простых весёлых упражнений

Известно несколько действенных комплексовдыхательных упражнений:

  • гимнастика по А. Н. Стрельниковой
  • гимнастика по К. П. Бутейко
  • гимнастика из хатха-йоги
  • и др.

Основу этихгимнастические комплексовсоставляют упражнения, компонентами которых являются:

  • глубокое дыхание
  • искусственное затруднение дыхания
  • задержка дыхания
  • замедление дыхания
  • поверхностное дыхание.

Дыхательные упражнения бывают:

  • статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
  • динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
  • специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданыспециальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Цель и значение дыхательной гимнастики

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками - это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка
  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
  • правильное дыханиеулучшает работу головного мозга, сердца инервной системыребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
  • дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней органов дыхания.

«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики - носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательные упражнения могут проводиться как дома, так и вдетском саду

Дыхательные упражнения подходят для всехвозрастных группдошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во времяутренней гимнастикиили на прогулке.

«Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребёнку».

Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.

Одна из основных задач - научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая - освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику с дошкольником

  1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
  2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
  3. Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).
  4. Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
  5. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
  6. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
  7. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
  8. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
  9. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
  10. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

«Совет. Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним».

Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним

Техника выполнения упражнений

Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.

В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников - специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое сфизическими упражнениями, которые направлены наобщее укреплениеорганизма ифизическое развитиеребёнка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).

Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста

2-4 года

Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.

Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.

5-7 лет

Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение - стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Попробуйте с ребёнком упражнение «Розочка и одуванчик»

Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.

Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой - глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.

Упражнение «Брось мяч». Исходное положение - стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».

Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная - для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

Основные правила:

  1. Максимум эмоций на вдохе.
  2. Одновременность движений и вдохов.
  3. Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами - 2-3 секунды, а между выдохами - чуть больше.
  4. Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

  1. «Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха - ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох - произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
  2. «Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
  3. «Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох - во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе - выпрямиться. 1 серия - 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

Игры и упражнения для дыхания в стихах

Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс упражнений:

  1. Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 - руки поднять в стороны - вдох

2 - руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох

  1. Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

1 - поворот головы вправо - короткий шумный вдох носом

2 - поворот головы влево - выдох через слегка открытые губы.

  1. Регулировщик

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

1 - правая рука вверх,левая рукав сторону - вдох через нос

2 - левая рука вверх, правая рука в сторону - выдох + звук «р-р-р»

  1. Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

Руки на поясе - вдох

1 - наклон вправо - выдох

2 - руки на поясе - вдох

3 - наклон влево - выдох

4 - руки на поясе - вдох

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки -отличный способпрофилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Но упражнения можно выполнять и болеющим подросткам, и взрослым. По сути, заниматься можно всей семьей. Для первого занятия с малышом достаточно трех упражнений, а весьбазовый комплексгоспожи Стрельниковой состоит из 14-ти.

Освоив простую дыхательную гимнастику, занимаясь регулярно, можно избавиться от множества недугов, которыми страдают дети вдошкольном возрастеи которые имеют свойство переходить в хроническую форму. Итак, узнаем о конкретных способах лечения детских болезней с помощью упражнений.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей: упражнения

Начинать освоение методики следует с трех упражнений, которые являются базовыми. Они, как и все другие, должны выполняться в четком маршевом ритме. Начнем с разминки:

  1. „Ладошки. Исходное положение - прямая стойка ребенка, руки согнуты, ладони повернуты наружу. Каждый вдох - это энергичное сжатие ладошек в кулачки, как бы попытка схватить предмет. Движения выполняются только кистями на четыре коротких и шумных вдоха. Выдох осуществляется произвольно ртом или носом. Далее 5 секунд перерыва - и снова повторяется серия из четырех вдохов. Общее количество их составляет 96. В методике госпожи Стрельниковой такое количество называется сотней.
  2. „Погончики. Ребенок стоит прямо, его руки свободно размещены вдоль тела, а ладошки сжаты в кулаки. Каждый вдох - это резкое разжимание кулачков, подобно отталкиванию чего-то в сторону пола. Надо выполнить по восемь коротких шумных вдохов без перерыва. Затем следует пауза на 5 секунд - и цикл повторяется 12 раз.
  3. „Насос. Мальчик или девочка стоит прямо. Ноги немного расставлены в стороны, руки опущены. Необходимо наклоняться вперед, при этом округляя спинку. Шея не должна напрягаться, голова вниз опускается свободно. При выполнении наклона ребенок должен сделать короткий носовой вдох. При выдохе нужно выпрямиться. Схема выполнения упражнения та же, что и в „Погончике - 12 циклов по 8 раз.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при аденоидах

В этом комплексе есть специальные упражнения, выполнение которых помогает избавить дитя от того или иного недуга. Аденоиды - один их самых распространенных в дошкольном возрасте. Вылечить патологию поможет такая гимнастика:

  • „Кошка. Ребенок должен встать прямо, его ноги слегка расставлены, не на ширине плеч. При выполнении упражнения ступни от пола отрываться не должны. Надо сделать легкое приседание (пружинку) с одновременным резким поворотом туловища в правую сторону и коротким шумным вдохом.

Аналогичное приседание выполняется в левую сторону. Выдохи между приседаниями происходят непроизвольно. Колени сгибаются, приседание не должно быть слишком глубоким. При этом спинку ребенок должен держать ровно, а ручками, согнутыми в локтях, делать хватательные движения.

Это упражнение можно выполнять, и сидя на стульчике, поворотами корпуса. Норма выполнения - 12 раз по 8 вдохов.

  • „ Шаги. Это цикл из двух упражнений. Первое - „Передний шаг. Его выполняют из исходного положения, стоя прямо, ноги немного раздвинуты. Ребенок поднимает левую ногу, сгибая ее в колене до уровня живота. При этом носочек оттянут вниз. Правая нога в это время тоже сгибается, и на ней выполняется легкое приседание с шумным коротким вдохом. Затем надо принятьисходное положение, выдохнуть в этом момент через рот и то же самое проделать с другой ноги. При этом туловище нагибаться вперед не должно, корпус остается прямым. С приседаниями можно одновременно поднимать и руки до уровня пояса. Необходимо сделать 8 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их, кстати, можно делать и лежа в кровати, и сидя, если, например, ребенок больной и соблюдает постельный режим. В этом случае количество выполнений рекомендуется уменьшить вдвое.

„Задний шаг. Исходное положение тела - стоя прямо, одна нога согнута в колене и отведена назад. Слегка приседайте на другой и резко вдыхайте, принимая исходное положение, выдыхайте. Повторяйте движение с другой ноги. Руки при выполнении приседания можно сгибать в локтях и поднимать до уровня пояса. Делают „Задний шаг только стоя. Необходимо, чтобы ребенок выполнил 4 раза по 8 вдохов-выдохов.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме

Дыхательный комплекс помогает также останавливать приступы удушья. Для этого выполняют „Насос. Этой же цели служат такие упражнения:

  • „Обними плечи. Нужно встать прямо, согнуть руки в локтях и поднять их до уровня плеч. Далее надо обхватывать плечи с максимальным захватом, при этом выполнять шумный короткий вдох, возвращаться в исходное положение и выдыхать ртом. Затем положение рук меняется в том плане, что сверху захват выполняет другая рука. При захвате плеч голову можно слегка откидывать назад. Тогда вдох выполняется как бы с потолка. Рекомендуется выполнение 12 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их можно делать и сидя.

Если ребенок ослаблен, то можно начинать с четырех или даже с двух вдохов-выдохов.

  • „ Повороты головой. Ребенок должен стоять прямо, ноги немного уже ширины плеч.Согнутые рукинаходятся на поясе. Необходимо резко повернуть голову вправо и сделать шумный вдох, затем так же быстро повернуть ее влево и выдохнуть ртом. Не нужно останавливаться посередине, принимая исходное положение. Сделав 4 таких поворота, ребенок должен отдохнуть 10 секунд. После этого аналогичные движения головой начинать с левой стороны. И это упражнение делают, сидя на стульчике. Но каким бы ни было исходное положение, нужно контролировать, чтобы спинка мальчика и девочки была ровной.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при заикании

Заикание также лечится с помощью гимнастики госпожи Стрельниковой. И самыми эффективными упражнениями для ликвидации патологии служат вышеуказанные „Насос и „Обними плечи. С заикающимися детками их делают дважды в день. Можно выполнять и другие упражнения, но эти являются в лечении заикания базовыми.

Логопеды констатируют, что при выполнении „Обними плечи голосовые связкиребенка в гортани делают встречное движение. В момент обнимания ребенок помогает им сомкнуться теснее. И уже после двух месяцев ежедневных занятий у заикающегося ребенка изменяется стереотип дыхания. Оно становится очень глубоким, тренируется легочная ткань и диафрагма, активизируются процессы обмена в организме, укрепляются мышцы носоглотки и гортани. Проходя при выдохе через гортань, струя воздуха массирует и колеблет голосовые связки, заставляет их смыкаться при произношении звуков.

Кстати, после одного сеанса такой гимнастики объем легких ребенка увеличивается на 0,2 литра.

Поскольку у детей речевой центр полностью формируется к семилетнему возрасту, то выполнять дыхательную гимнастику Стрельниковой с заикающимися детками надо начинать с 5-6-летнего возраста.

Скорее всего, заикание имеет наследственную природу: кто-то в роду страдал этой патологией либо говорил не совсем внятно из-за нечеткости артикуляции.

Если выполнение вышеуказанных упражнений при заикании будет дополнено занятиями с логопедом, то проблему удастся ликвидировать быстрее.

Лечебная гимнастика по Стрельниковой для детей: отзывы

Популярность дыхательных упражнений растет с каждым днем. Ведь для родителей это шанс без финансовых затрат вылечить многие недуги своих детей. На родительских форумах можно найти множество положительных отзывов об этой методике. Ее популярность давно вышла за рамки страны. За ее пределами комплекс именуют русской национальной гимнастикой и акцентируют на простоте и удобстве выполнения, грамотной основе - резком и шумном вдохе, который нравится детям как игровой элемент.

Именно этот вдох, по словам занимающихся (а среди них и взрослые), привлекает, объединяет мам, пап, детей в выполнении оздоровительного комплекса. Ведь вначале освоить его должны именно взрослые.

Известны случаи, когда в периоды эпидемий гриппа в школах болело большинство детей класса, а те, которые занимались по методике Стрельниковой, оставались здоровыми. Офтальмологи, научные работники, педиатры отмечают, что после двух или трех месяцев занятий такой дыхательной гимнастикой у детей поменялся тип дыхания. Он стал насыщено глубоким. А насыщение организма кислородом - это активизация всех обменных процессов, укрепление иммунитета. Именно это делает здоровым заикающегося ребенка, больного астмой, склонного к частым простудам.

Гимнастика тренирует диафрагму и ткань легких, что отлично сказывается и на детях, которые занимаются вокалом. Их педагоги с большим уважением относятся к методике Стрельниковой, положительно отзываются о ее эффективности. И оперные, и эстрадные певцы практикуют перед концертами такую гимнастику. Их голос звучит легко и уверенно.

Специально для - Диана Руденко

Правильное дыхание – это один из главных принципов крепкого здоровья в восточной медицине. Методы дыхания осваивались людьми еще в Древней Индии, Китае и Тибете. Сегодня подобная практика пользуется популярностью во всем мире. Одна из известных методик в России – дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Сначала в основу гимнастики входили упражнения, направленные на развитие вокальных данных у людей. Но, применив этот метод на собственной дочери, которая страдала сердечным заболеванием, Стрельникова увидела, что состояние ребёнка значительно улучшилось. Комплекс дыхательных упражнений помог излечить болезнь навсегда.

Со временем дочь Стрельниковой присоединилась к матери, чтобы изучать влияние дыхательной гимнастики не только на развитие вокальных данных, но и восстановление всего организма.

Стрельниковыми выявлено и положительное воздействие методики на такое серьезное заболевание, как бронхиальная астма. Впоследствии систему дыхания по Стрельниковой изучал Михаил Щетинин, пациент и ученик педагога. Под его авторством выпущено множество методических пособий.

Суть гимнастики Стрельниковой заключается в упражнениях на основе вдохов и выдохов. При этом вдохи могут отличаться друг от друга глубиной, интенсивностью и частотой, а выдохи самопроизвольные. Во время этих упражнений происходит оздоровление всего организма, выходят шлаки и токсины.

Большое значение уделяется именно вдоху. Дело в том, что на слизистой оболочке носа расположены рецепторы, которые связаны со всеми органамичеловеческого организма. Обильный воздух, проникающий через нос, насыщает все эти системы, влияет положительно на весь организм.

Основные принципы и польза дыхательных упражнений

Эффективность системы дыхания зависит от ее правильного выполнения с соблюдением следующих рекомендаций.

  1. Упражнения нужно выполнять каждый день утром и вечером по часу. В среднем курс лечения включает 15 процедур.
  2. Правильными являются упражнения, при которых вдох воздуха происходит очень шумно и с напряжением диафрагм, выдох – свободно.
  3. Подразумевается сочетание вдох и выдохов соспециальными упражнениями. Это сочетание задействует в работе руки и ноги, голову, шею,поясничный отдел, живот, бедра, плечи и позвоночник, позволяет укреплять мышцы и тонус тела.
  4. Вдохи осуществляются комплексно, до 32 раз за промежуток. Между комплексами делаются короткие паузы для отдыха, 3-5 секунд. Оптимальный вариант – 96 вдохов, по 4 за серию с короткими промежутками. Такие серии вдохов называются «стрельниковской сотней». Освоить их можно только после длительных тренировок.
  5. Одна процедура включает в себя не менее 10 упражнений.

Польза дыхательной гимнастики:

  • укрепление защитной системы организма;
  • повышение тонуса и энергичности;
  • улучшение функцийвнутренних органов;
  • стабилизация дыхания и работы дыхательных органов;
  • уничтожение воспалительных инфекций;
  • улучшение общего самочувствия.

Показания к проведению

Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой рекомендованы при следующих заболеваниях и состояниях:

  • болезни органов дыхательной системы – бронхит, пневмония, астма;
  • кожные болезни;
  • патологии мужской и женской половой сферы;
  • воспалительные процессы в организме;
  • проблемы, связанные с голосом.

Дыхательная гимнастика для будущих мам – отличная подготовка к родам. Если выполнять во время беременности комплекс Стрельниковой, то организм подготовится к родам, станет устойчивым к инфекционным воздействиям.

Правильное дыхание помогает избавиться от токсикоза, снимает повышенный тонус матки, насыщает кислородом организм в последний триместр беременности.

Дыхательную гимнастику успешно можно сочетать с другими физическими упражнениями – бегом, фитнессом, плаванием, ездой на. Также дыхательными упражнениями полезно заниматься не только во время лечения, но и для профилактики.

Ежевечерние подходы по 30 раз повысят энергетический тонус, поднимут настроение, расслабят и снимут усталость и напряжение, накопленные за день. При этом нужно думать только о вдохах, их же тренировать и считать.

Противопоказания и потенциальный вред

Существуют категории людей, которым данная методика противопоказана. Это люди, страдающие близорукостью и глаукомой, повышенным артериальным или глазным давлением, почечной недостаточностью,. Осторожно нужно выполнять упражнения людям с сердечными заболеваниями (они не относятся к прямым противопоказаниям, просто требуют взвешенного подхода).

Кроме этого, к противопоказаниям гимнастики Стрельниковой относится совмещение с другими дыхательными методиками – йогой, оксисайз или цигун.

Упражнения по Стрельниковой

Базовый комплекс гимнастики состоит из 13 упражнений (дополнительно автор методики советует повторять «Насос», чтобы получилось 14 упражнений), которые очень просты в выполнении.

«Ладошки»

Данное упражнение является разминочным. Выполняется по следующему алгоритму: стоя, нужно согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя. На вдохе ладони нужно крепко сжимать, во время выдоха расслаблять. Работать нужно только пальцами.

«Погончики»

Нужно встать ровно, выпрямить руки параллельно телу. Затем согнуть руки в локтях так, чтобы кулаки были прижаты к животу. Руки и плечи напрячь, на вдохе руки резко пустить вниз, разжать кулаки, пальцы растопырить.

На выдохе руки нужно вернуть к животу.

«Насос»

Чтобы выполнитьданное упражнение, нужно встать ровно, руки выпрямить параллельно туловищу. Затем опустив голову и округлив спину, медленно склониться к полу под углом не более 90 градусов.

В конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в исходное положение, до конца не выпрямляясь.

«Кошка»

Чтобы выполнить упражнение «Кошка», необходимо встать ровно, выпрямить спину, расставить ноги, не доходя до ширины плеч, руки прижать к бокам и согнуть в локтях. Кисти рук при этом нужно опустить и держать на уровне груди.

Вдохнув, слегка присесть, развернуться вбок и как бы хватать воздух руками. Выдохнуть по возвращении на исходное положение. Нужно чередовать повороты вправо и влево.

«Ушки»

Это упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. При вдохе необходимо наклонить голову вправо или влево, как бы дотягиваясь ухом плеча. Выдыхать нужно, возвращаясь к начальной позиции. Задействовать нужно только шею.

«Обними плечи»

Во время выполнения этого упражнения нужно встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях и поднять их выше груди, как будто вы сидите за партой. Во время вдоха нужноправой рукойобхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. Сделать это нужно так, чтобы локти сошлись в одной точке.

«Большой маятник»

Это упражнение представляет собой чередование упражнений «Насос» и «Обними плечи». На одном выдохе нужно обнять себя за плечи, на другом – наклониться вперед. Выполнять «Большой маятник» можно как стоя, так и сидя.

«Повороты головы»

Упражнение выполняется стоя, спина при этом ровная и неподвижная. При энергичном вдохе нужно поворачивать голову вправо и влево, между поворотами выдыхая.

«Маятник головой»

Это упражнение выполняется точно так же, как и «Ушки», только в этом случае голову нужно наклонять вперед и назад.

«Перекаты» с правой ногой вперед

Нужно встать ровно, правую ногу немного выставить вперед. На вдохе весь вес нужно нагрузить на правую ногу, которая должна при этом приседать.

«Перекаты» с левой ногой вперед

Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, с переменой ноги.

«Передний шаг»

Это упражнение напоминает шаг на месте. При вдохе одна нога, согнутая в колене, поднимается к животу, а другая приседает. На следующем вдохе ноги меняются.

«Задний шаг»

Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, ноги при этом прижимаются к ягодицам.

Дыхательная гимнастика для детей

Методика Стрельниковой успешно помогает лечить заболевания дыхательных путей, сердечные болезни, сахарный диабет, неврологические болезни, заикания. Кроме того, упражнения развивают в детях пластичность и гибкость.

Преимущество гимнастики Стрельниковой для детей в том, что нет никакихвозрастных ограничений. Выполнять упражнения можно уже с малышами 3-4 лет. Этот возраст характеризуется повышенным риском простудных и инфекционных заболеваний, которые дети приносят из детского сада.

Дыхательная гимнастика поможет усилить защитные функции организма, укрепить иммунитет без использования лекарств и аптечных витаминов.

Еще одна причина приобщения малышей к дыхательным упражнениям – их неумение дышать. Из-за этого организм не получает достаточное количество кислорода, отсюда и простудные заболевания, и низкий иммунитет, и гиперактивность, и даже плохо развитая речь.

Также дыхательная гимнастика по Стрельниковой способна избавить ребенка от заикания. Для этого нужно регулярно выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи». Они улучшают вентиляцию легких, учат глубоко дышать, что помогает полностью изменить технику дыхания. Несколько месяцев упражнений два раза в день эффективно лечат заболевание.

Эффективную помощь приносит правильное дыхание в сочетании с физическими упражнениями и подросткам. Гимнастика помогает уравновесить гормональный баланс, девочкам обезболивает и упорядочивает менструальный цикл. Мальчики, выполняя дыхательные упражнения, снижают риск заболевания фимозом и крипторхизмом.

Правильное дыхание поможет в борьбе с характерными для подросткового возраста проблемами с кожей.

Стремление усилить свои голосовые и певческие данные певицей А.Н. Стрельниковой принесло неожиданные плоды – технология, разработанная автором, оказалась с лечебным свойством. Комплекс упражнений Стрельниковой прост в выполнении и эффективен с первого занятия.

Основные принципы гимнастики

Дыхательная гимнастика Стрельниковой признана уникальной в своем роде технологией и оказывает быстрый благотворный эффект благодаря вдохам и выдохам. Верная методика дыхания по А.Н. Стрельниковой при каждом движении – обязательное условие. При ошибочном исполнении эффективность снижается в несколько раз.

Вдох производится на сжатиигрудной клетки. В техниках Стрельниковой этот момент является пиком активности. Правильный вдох выполняется на протяжении 2 секунд, за которые трижды втягивается воздух отрывистыми, резкими, короткими и шумными действиями.

Выдох проводится бесконтрольно, заострять на нем внимание не нужно. Организм произвольно выполняет это движение. Единственным ограничением становится правило: выдыхать необходимо через рот.

Дыхательная гимнастика по авторскому методу Стрельниковой подразумевает активное включение в работу всех систем и частей организма. В том числе задействуется диафрагма, которая активно используется во время пения. Оздоровительная технология упражнений подходит большинству людей, даже без спортивного опыта и не привыкших физическим нагрузкам.

Эффективность системы

Благотворное влияние дыхательной гимнастики Стрельниковой подтверждено патентом, выданным автору в 1972 г. Однако популярностью методика Стрельниковой стала обладать еще в 1930-1940 г.г. Каждое движение и основная техника дыхания имеют ряд особенностей, приносящих благотворный оздоровительный эффект на организм:

  • все комплексы движений сопровождаются на одной параллели с дыханием. В этот момент все ткани организма активизируются, усиливаются обменные процессы, вы том числе происходит насыщение кислородом клеток тела;
  • правильно выполненный тройной вдох влияет на рецепторы носовых слизистых, в результате чего по цепочке задействуются все группы органов, напрямую или косвенно связанных с дыхательной системой. Происходит активизация иммунной системы и ускоряется процесс выздоровления человека от заболеваний дыхательных путей;
  • тройной довдох полностью заполняет легкие кислородом, расправляя складки и насыщая кровь. Объем каждого легкого увеличивается, в связи с чем глубина дыхания повышается и человек может дольше выдыхать. Такое свойство повышает качество голоса, чистоту и длину издаваемого звука, что просто необходимо для правильного и красивого пения;
  • работа диафрагмы во время вдоха оказывает массажное воздействие на соприкасающиеся с ней органы, тем самым стимулируя их работу;
  • глубокие довдохи по методике насыщают кору головного мозга кислородом. Это оказывает полезное воздействие на мыслительные процессы и улучшает работу центральной нервной системы;
  • во время упражнений происходит стимуляция и самостоятельная регулировка обменных процессов человеческого оргнаизма.

Регулярные занятия гимнастикой Стрельниковой запускают оздоровительную систему организма в целом, а с первых минут упражнения улучшается работа и состояние дыхательных органов.

Лечебная физкультура для дыхания при заболеваниях

Методику Стрельниковой для лечебного и профилактического эффекта используют как занятия физкультурой. При заболеваниях дыхательных путей и искривлениях позвоночника такая зарядка будет полезна вдвойне. Выполняется она ежедневно, 2 раза в сутки по 30 минут. Механизм действия лечебной физкультуры:

  • концентрированное внимание только на вдохах, в совокупности с их подсчетом, обеспечат выполнение необходимого количества движений. Это позволит получитьмаксимальный эффектот нагрузки;
  • регулярность и высокое количество повторов вдохов, находящихся в диапазоне от 1 до 5 тысяч за час, гарантирует укрепление дыхательной системы за первые полторы недели упражнений. В это же время запустится устранение деформации и измененного положения позвоночника. Для полного эффекта потребуется более длительный промежуток времени;
  • данный вид физической нагрузки исключает скопление молочной кислоты вмышечных тканях, что полностью гарантирует отсутствие болевых ощущений до, во время и после упражнений.

При наличии заболеваний бронхов и легочной системы данная методика незаменима в качестве комплексного лечения. Усиление кровообращения и движения лимфы позволяет вывести токсины, а гипервентиляция легких активизирует процесс самоустранения экссудата. Такое дыхание в большинстве случаев позволяет значительно снизить лечение медикаментозными препаратами. На начальных стадиях болезни, по согласованию с лечащим врачом, можно полностью сменить таблетки на даннуюлечебную физкультуруСтрельниковой. Пациенты с заболеваниями органов дыхания отмечают высокую эффективность методики по А.Н. Стрельниковой.

Плюсы и минусы

Занятия гимнастикой по методу Стрельниковой имеет широкий ряд преимуществ:

  • для гимнастики не требуются финансовые затраты и специализированное оборудование;
  • низкое количество противопоказаний к гимнастике позволяет практически каждому человеку ввести дыхательную нагрузку в свой распорядок дня;
  • гимнастику можно комбинировать с другими типами физкультуры: пробежками, ходьбой, растяжками, плаванием;
  • эффект от занятий снимает физическую и моральную усталость, позволяет поднять настроение, улучшает память и поднимает общий тонус организма;
  • технологию можно сочетать с другими методиками и медикаментозным лечением;
  • во время гимнастики Стрельниковой происходит восстановление поврежденных и измененных тканей, органов и их систем, возникает профилактический эффект;
  • при процессе дыхания восполняется и регулируется энергия;
  • использование гимнастики для профилактики простудных заболеваний у учениковначальной школыпозволяет избежать заражения во время эпидемий;
  • небольшая длительность занятия, всего в совокупности 1 час в день, позволит не только не почувствовать усталость, но и ощутить бодрость и прилив сил.

Недостатками дыхательной гимнастики Стрельниковой являются:

  • сложность в исполнении для детей младше 6-7 лет;
  • наличие противопоказаний;
  • длительное использование дыхательной гимнастики повышает риск атеросклероза тканей. Однако этот негативный эффект сглаживается комбинацией методики Стрельниковой с упражнениями Фролова;
  • необходим четкий контроль технологии и количества вдохов, а также их воспроизведение в определенный момент гимнастики.

При соблюдении правил исполнения движений, дыхания и учет противопоказаний виндивидуальном порядкепозволяет ощутить только пользу методики, избегая ее недостатков.

Как правильно изучать программу Стрельниковой

Александра Стрельникова разработала не только комплекс упражнений, но и правила и порядок их выполнения. Очередность следующая:

  1. Разминка, в которой выполняется по 8 вдохов на каждый вид: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Каждый последующий день занятий соответственно добавляется еще одно: «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник». При необходимости каждое из движений можно отработать заранее.
  2. На данном этапе к предыдущим упражнениям поочередно добавляются «Поворот головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Шаги».
  3. После полного овладения данными элементами гимнастики количество вдохов удваивается и равняется 16. При чувстве, что этот уровень сложности пройден и элементы даются легко, количество довдохов вновь удваивается. Но необходимо соблюдать осторожность и не переусердствовать.
  4. Длительность вдоха должна находиться в строгом диапазоне от 3 до 5 сек.
  5. Максимум благотворного эффекта от занятий возможно получить если выполнять каждый день комплекс двукратно: утром и вечером.

Регулярные выполнения дыхательной гимнастики должны войти в привычку и быть комфортными. При наличии негативной реакции организма на упражнения Стрельниковой следует временно прекратить занятия и обратиться к специалисту за консультацией.

Показания к проведению

Спектр показаний, чтобы делать дыхательную гимнастику Стрельниковой, широк. В него входят наличие заболеваний и дисфункций:

  • депрессивное состояние в хронической форме;
  • невротические отклонения;
  • речевое нарушение в виде заикания;
  • миопия;
  • бронхиальные и легочные воспалительные процессы;
  • обструктивная болезнь легких хронического типа;
  • астма бронхиального происхождения;
  • хроническая и острая форма вазомоторного ринита;
  • острые роспираторные вирусные инфекции;
  • аллергические болезни и симптомы;
  • легочный туберкулез;
  • заболевания сердечной мышцы;
  • повышенное артериальное давление;
  • дистония вегетососудистого типа;
  • анамнез инсульта или инфаркта;
  • аритмия сердца;
  • головные болевые ощущения;
  • эпилептические припадки;
  • нарушения в работе опорно-двигательной системы;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • диабет 1 и 2 типа;
  • воспалительные процессы эпидермиса;
  • беременность;
  • мужская половая дисфункция;
  • наличие излишнего веса в любом количестве;
  • курение.

Комплекс Стрельниковой оказывает максимальный лечебный эффект на:

  • позвоночник – исчезают искревления, сколиоз. Осанка и походка улучшается, пропадают болевые ощущения от нагрузок и движения;
  • дыхание носом – при атрофии данного рефлекса гимнастика эффективна при длительном использовании;
  • органы зрения – замедляется ухудшение зрения, при регулярных занятиях возможно улучшение на 2-3 диоптрии;
  • речевые дисфункции – дикция улучшается, пропадает заикание и неуверенность в произношении звуков;
  • обонятельные рецепторы – улучшается способность ощущать запахи;
  • работу мочеполовой системы – повышение потенции, профилактика и ускорение лечения гинекологических болезней, снижение болей и ускорение лечения мочекаменных заболеваний, регулировка менструального процесса и снижение данных специфических болей;
  • период после операции – ускорение регенерации оганизма;
  • легочный туберкулез – ускоряется лечение, облегчается дыхание, снижаются болевые ощущения.

Лечение по методике дыхательной гимнастики Стрельниковой способствует общему поднятию иммунитета. В результате занятий улучшается не тольковнешний види состояние организма, но и настроение человека.

Противопоказания и потенциальный вред

Вне зависимости от широкого спектра показаний к использованию дыхательных элементов гимнастики, методика противопоказана в следующих случаях:

  • повышенная температура тела;
  • острые формы заболеваний;
  • общее угнетенное состояние;
  • патологии в тяжелой форме;
  • тромбофлебит острого вида;
  • кровотечения внутри организма;
  • возраст менее 4 лет.

Вред дыхательной гимнастики и противопоказания к выполнению необходимо учитывать при выборе методики. Без консультации врача и подтверждении отсутствия препятствующих факторов гимнастика может ухудшить состояние здоровья человека.

Упражнения по Стрельниковой

Дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой должны выполняться в строгом соответствии с технологией и правилами. Каждый вид движений имеет свои противопоказания, поэтому занимающийся человек может самостоятельно регулировать сложность и напряженность тренировки.

Лучший эффект от комплекса Стрельниковой возможно получить при следующих условиях:

  • доступ свежего воздуха – помещение должно быть проветрено, либо занятие проводится на улице;
  • вдох активен и резок – выдох пассивен через приоткрытый рот;
  • движение выполняется параллельно вдоху.

Для лечебного эффекта комплекс Стрельниковой выполняется двукратно по 1,5 тысячи вдохов до или после приема пищи по прошествии часа. В профилактических целях, методика применяется 1 раз в утреннее или вечернее время.

Дыхательная гимнастика производится в соответствии со следующим распорядком:

  • разминка выполняется как в утреннее, так и в вечернее время;
  • нагрузка увеличивается постепенно, добавляется по 1 упражнению в день;
  • перерыв между упражнениями 15 сек наначальном этапеи 5 сек при полном овладении техникой;
  • дыхательная гимнастика непрерывна, постепенно заменяет другие виды физических нагрузок.

Предварительно перед занятием необходимо запомнить и выполнить урок вдохов. 3 довдоха производятся резкими толчками, в течении 3-5 сек. После овладения данной техникой можно переходить к выполнению комплекса Стрельниковой.

Ладошки

Технология выполнения: положение стоя, спина выпрямлена. Руки присогнуты влоктевом суставе, ладони развернуты вверх. Производится 4 вдоха, во время которых ладонь сжимается в кулак. После чего руки опускаются и делается перерыв. Выдох производиться без ограничений. Упражнение выполняется в 24 подхода.

Выполнение упражнения «Ладошки»

Противопоказания к гимнастике отсутствуют. Во время выполнения от прилива кислорода может ощущаться кратковременное легкое головокружение. Во время движений необходимо контролироватьправильное положениеплеч – они неподвижны, дыхание – диафрагмальное.

Погончики

Техника исполнения: расположение тела — стоячее, позвоночник распрямлен. Руки плотно прилегают к животу и собраны в кулаке. При довдохах кисти движутся вертикально вниз, мышцы плеч напряжены. При расслабленном выдыхании принимается изначальное расположение. Техника исполняется в 8 подходов.

Упражнение «Погончики»

Противопоказаний нет. Производится контроль за напряжением-расслаблениемплечевого пояса. Эффективность системы напрямую зависит от верности исполнения движений.

Насос

Технология: начальное расположение тела в пространстве – вертикальное с прямой спиной, ноги расположены по ширине плечевого пояса, руки свободны и параллельны торсу. На момент вдыхания воздуха производится наклон корпуса вперед, во время которого за руками тянутся вниз. Главной целью является растяжка, а не касание пола. Поэтому максимального нагиба не требуется. На выдыхании принимается первоначальная позиция, но спина находится в легком наклоне. Технология совершается в течении 60 сек. Число наклонов – 100.

Упражнение «Насос»

  • повреждения позвонков и их скреплений;
  • травмированность черепа и сотрясения;
  • застарелый остеохондроз;
  • сильно повышенное давление в артериях, внутри черепа и глазного характера;
  • каменные образования и песок в системах внутренних органов тела.

Элемент гимнастики должен выполняться только 1 минуту, поэтому к 100 наклонам необходимо стремиться, но не достигать их с первого урока на пределе возможностей. Таким стремлением обеспечится вред здоровью, а польза минимизируется.

Кошка

Исполнение движений: расположение тела стоячее, в полуприсяде, ноги на две трети длины плечевого пояса. После поворота в первую сторону выполняется вдыхание воздуха. В этот момент руки в виде кошачьих лапок исполняют имитацию захвата. Технология исполняется 12 повторений по 8 довдохов.

Упражнение «Кошка»

Противопоказаний не имеется, производится контроль над выпрямленным положением позвоночника и подвижностью исключительно в области талии. Остальные части тела неподвижны.

Ушки

Технология выполнения: начальная точка – ноги поставлены на две трети расстояния плеч, осанка ровная, вертикальная. Подвижность происходить в области шеи. Наклонение головы к одному плечу до касания его ухом на вдыхании воздуха. Аналогичное исполнение в противоположную сторону – на выдыхании. Выполняется 12 склонений на каждую половину по 8 довдохов.

Выполняем упражнение «Ушки»

Обними плечи

Техника исполнения: расположение –вертикальное, осанка прямая, ноги на ширину плечевого пояса. Руки подтянуты на высоту плечевого пояса, согнуты в районе локтя. Без скрещивания на вдыхании производится обнимание плеч, на выдыхании руки возвращаются в первоначальную точку. Всего выполняется 12 разворотов по 8 довдохов.

Показания к запрету на данную технику:

  • инфаркт и инсульт в истории болезни;
  • сердечные дисфункции и пороки;
  • ишемия.

Производится контроль за расположением рук – высота поддерживается во время исполнения всего упражнения, перекрестов нет, руки находятся на близком расстоянии друг от друга.

Большой маятник

Инструкция по выполнению: расположение вертикальное, осанка прямая, ноги на две трети длины плечевого пояса. Производится наклон корпуса вперед на вдыхании воздуха, руки стремятся к полу, но не соприкасаются с ним. На выдыхании принимается первоначальное расположение тела, но руки в перекрещенном состоянии захватывают плечи. Количество повторений – 12, вдыханий – 8.

Противопоказания к исполнению техники:

  • травмированность позвоночника;
  • застарелый остеохондроз;
  • смещение межпозвоночных дисков и наличие грыж в позвоночнике.

Производится контроль над спиной – не допускают прогиба. Ноги без сгибов.

Повороты головы

Изначальное расположение – вертикальное, спина выровнена, ноги на две трети расстояния плеч. На вдыхании производится разворот головы в первую сторону, затем в противоположную. Между разворотами воздух выдыхается. Выполняется 12 повторов по 8 довдохов. Контроль над расположением тела – оно неподвижно, за исключением шеи. Плечи выровненные, выпрямленные.

Упражнение «Повороты головы»

Маятник головой

Техника исполнения: расположение вертикальное, ноги расставлены на три четверти расстояния плеч. Руки вытянуты по направлению торса. Осанка ровная. На вдыхании воздуха голова наклоняется вперед, чтобы взгляд уперся в пол. Затем производится отклонение головы назад, взгляд в небо. Между наклонами воздух выдыхается. Производится 12 подходов по 8 вдохов.

Упражнение «Маятник головой»

Противопоказаниями к выполнению упражнения служат:

  • наличие застарелого шейного остеохондроза;
  • травмы черепа, сотрясения мозга;
  • эпилепсия;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • повышенное давление артериального, глазного и внутричерепного характера.

Производится контроль над положением спины и плеч – они прямые и неподвижные.

Технология исполнения: исходное расположение – вертикальное, осанка прямая, правая нога выставлена вперед, вторая – отодвинута назад. Вес организма перенесен на выставленную опору, задняя опор на носочек. На вдыхании воздуха выполняется приседание на опорную ногу. При принятии первоначального расположения выполняется выдыхание.

Перекаты с левой ногой вперед

Технология аналогична предыдущей, но опорной выноситсялевая нога. В обоих движениях производится контроль над положением плеч и спины – они выпрямлены и не имеют сгибов или наклонов. Проводится 12 подходов по 8 довдохов на каждую ногу.

Передний шаг

Технология исполнения: корпус вертикальный, ноги на три четверти расстояния плеч. Правую ногу приподнимают, сгибают, носочек вытянут вниз. Исполняется присед на опорной ноге на вдыхании. При принятии первоначальной позы производится выдох. Аналогично производится гимнастика на вторую ногу. Выполняется 8 подходов на каждую сторону по 8 вдохов.

Противопоказаниями к упражнению являются:

  • ишемия;
  • ножные травмы;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • пороки и дисфункции сердечной мышцы;
  • с осторожностью выполняется при беременности – нога поднимается невысоко.

Производится контроль над положением торса – плечи и спина прямые, голова расположена ровно и положения не меняет.

Задний шаг

Первоначальная стойка: правая нога немного согнута и поднята, пятка касаетсяягодичной мышцы. На вдохе выполняется присед на опорной ноге. При смене опоры производится выдох. Аналогично производятся манипуляции с другой опорой. В общей сложности проводится 4 повторения по 8 довдохов. Противопоказания и контроль полностью соответствуют движению «Передний шаг».

Упражнение «Задний шаг»

Дыхательная гимнастика для детей

Методика и способы выполнения дыхательных упражнений для детей становятся интересной и веселой деятельностью. Совместно с родителем ребенок с удовольствием будет выполнять движения, единственной сложностью может стать правильное дыхание, однако со временем каждый может ему научиться.

Для детского организма дыхательная гимнастика – настоящий кладезь здоровья и толчок к всестороннему развитию. Благодаря этойфизической нагрузкеактивизируется умственная деятельность, нормализуются отклонения в работе и развитии опорно-двигательного аппарата, регулируется работа желудочно-кишечного тракта.

Гимнастику для дыхания можно проводить детям, начиная с 5 лет. До 7-8 летнего возраста список элементов ограничен. В него входят:

  • «Ладошки»;
  • «Насос»;
  • «Погончики»;
  • «Обними плечи»;
  • «Кошечка»;
  • Упражнения для головы.

В более старшем возрасте список расширяется по мере овладения ребенком техники начальных упражнений.

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой – доступный, бесплатный и легкий комплекс движений с невероятно благотворным и всесторонним влиянием на организм. Выполняя эту физкультуру человек становится здоровее, позитивнее и сильнее. Его харизма, певческие и ораторские данные улучшаются. Регулярное следование методике и ее правилам позволят закороткий срокизбавиться от проблем со здоровьем вне зависимости от пола, возраста и финансового положения.

Заболевания органов дыхания у детей - проблема весьма распространенная. С ней сталкиваются многие родители. Причем лечение медикаментозными средствами приветствуется далеко не всеми. Как же помочь малышу поменьше болеть бронхитами и простудными заболеваниями? Как восстановить его органы дыхания после перенесенной пневмонии? Как улучшить здоровье детей, страдающих астмой?

Как укрепить защитные силы организма? Есть одно несложное решение, позволяющее избавиться от этих проблем, - дыхательная гимнастика для детей.

Польза простых упражнений

Дыхательная гимнастика для детей позволяет организму малыша правильно развиваться. Она очень полезна для здоровья. При помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца. Дыхательная гимнастика для детей, отличающихся гиперактивностью, приносит двойную пользу. Малыши с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.

Уроки дыхательной гимнастики, как правило, проводятся в форме увлекательных и веселых игр. Это помогает не только интересно организовать время ребенка, но и принести пользу его здоровью.

Как выполнять упражнения?

Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, что вдох важно делать лишь через нос. А вот плечи при этом поднимать не нужно. Выдох должен быть плавным и длительным. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы щеки ребенка при этом не раздувались. На этапе, когда упражнения только разучиваются, это можно контролировать с помощью рук.

Противопоказания

Комплекс дыхательной гимнастики должен быть немедленно прекращен в том случае, если ребенок резко побледнел или покраснел. Это предостережение действует и при жалобах малыша на онемение ручек или ножек, а также на дрожание кистей рук. Такие симптомы могут свидетельствовать о гипервентиляции легких. Если это случилось, то малыша необходимо попросить выполнить следующие действия:

Сложить лодочкой ладошки и «окунуть» в них лицо;

Сделать 2-3 раза глубокий вдох и выдох в ладони.

Обычно этого бывает достаточно, чтобы устранить неприятные симптомы.

Гимнастика от кашля

С самогораннего возрастарекомендуется укреплять дыхательные пути ребенка. Это позволит избавить его от мучающего кашля. Делать такие упражнения лучше всего в процессе игры. Например, сдувать перышки с ладони или дуть на одуванчик. Очень полезен свисток. С ним ребенок никогда не заскучает. Увлечет малыша и выдувание воздуха в стакан с водой через трубочку для коктейля. К тому же веселые пузырьки принесут несомненную пользу. Такая игра будет способствовать не только укреплению дыхательных путей, но и развитию речевого аппарата. Деткам можно предложить надувать воздушные шары. Стоит помнить о том, что все подобные упражнения очень утомительны, так что на их выполнение не стоит отводить более пяти-десяти минут.

Лечебная гимнастика

Ниже приведен комплекс дыхательной гимнастики для детей, задачей которого является устранение кашля. Все эти упражнения, которые рекомендуются малышам с двухлетнего возраста, развивают речевой аппарат, дыхательную мускулатуру, мышцы позвоночника и рук, а также координацию движений.

1. «Пузырики». Малыш должен глубоко вдохнуть через нос. Щечки при этом раздуваются, словно пузырики. Затем следует сделать очень медленный выдох через немного приоткрытый рот. Упражнение повторяют два-три раза.

2. «Насосик». Перед началом выполнения упражнения малышу необходимо поставить руки на пояс. Затем ребенку при вдохе следует слегка присесть, а при выдохе - выпрямиться. Приседания постепенно должны становиться ниже. Вдох и выдох - несколько длительнее. Повторить «Насосик» не менее трех-четырех раз.

3. «Говорилка». Малыш должен ответить на вопросы взрослого о том, как говорит паровозик (ту-ту-ту) или как сигналит машинка (би-би-би). Можно просто пропеть любые гласные звуки.

4. «Курочки». Это упражнение взрослый должен делать вместе с ребенком. Следует встать, наклониться, свободно свесить руки и опустить голову. Произнося «так-так-так», нужно одновременно похлопывать по коленкам и делать выдох. На вдохе необходимо выпрямить туловище и поднять вверх руки. Повторить не менее пяти раз.

Эти и другие упражнения дыхательной гимнастики для детей можно чередовать и комплектовать по-своему. Их желательно выполнять малышам с хроническим насморком или при частых ОРВИ. Такие занятия помогут при ларинготрахеитах и гайморитах.

Для укрепления иммунитета

Оградить малыша от простуд - задача непростая. Вирусы и микробы часто одолевают ребенка, ослабляя его иммунитет. Каков выход из этой ситуации? Разумеется, можно обратиться к врачу и поить свое чадо таблетками или применить бабушкины рецепты. Однако знайте, что ни то, ни другое не понадобится, если заняться упражнениями дыхательной гимнастики. Вот некоторые из них:

1. «Большой и маленький». На вдохе малыш должен встать на цыпочки и потянуться руками вверх. Такая поза показывает, какой он большой. Данное положение должно быть зафиксировано в течение нескольких секунд. На выдохе малыш опускает ручки вниз и садится на корточки. При этом он говорит «ух», обхватывает коленки руками, пряча между ними голову. Поза говорит о том, что он маленький.

2. «Паровозик». С ребенком следует ходить по комнате. Согнутые руки должны имитировать движение колес паровозика. Скорость необходимо постоянно менять. Во время упражнения, которое повторяется пять-шесть раз, «паровозик» произносит: «Пух-пух».

3. «Летящие гуси». Нужно медленно ходить по комнате. Руками при этом следует махать, словно крыльями. На вдохе они поднимаются, на выдохе - опускаются с произношением звука «г-у-у». Выполнять такое упражнение следует от пяти до восьми раз.

Сегодня большое количество детей имеют различные нарушения в развитии речи и часто болеют. Им порой сложно адаптироваться в детском коллективе. Задача воспитателей заключается в преодолении имеющихся патологических состояний. Чтобы укрепить физическое и психическое здоровье малышей, проводится дыхательная гимнастика в детских садах. Занятия должны проходить с соблюдением следующих требований:

Упражнения выполняются ежедневно по три-шесть минут (их длительность зависит от возраста малышей);

Занятия проводятся в помещении, где открыта форточка, или в проветренной комнате;

Весь комплекс выполняется до еды;

Дети должны быть одеты в свободную одежду, не стесняющую движений.

Дыхательная гимнастика в детских садах должна выполняться при соблюдении определенного темпа.

Эффективная методика

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей считается даже несколько парадоксальной. Именно поэтому данный комплекс стоит особняком от других. В основе этой системы находится нетрадиционный подход, который предполагает уделять пристальное внимание не процессу дыхания в целом, а только качеству и характеру вдохов. Иначе Стрельниковой рассматривается и выдох. Его автор уникального метода относит к естественному следствию процесса вдыхания.

Гимнастика Стрельниковой строится на том, что во время вдоха идет не расширение, а сжатие грудной клетки. Это происходит искусственно благодаря обхватыванию ребер руками, наклонам и поворотам корпуса. Насколько этот метод действеннее других, пускай спорят специалисты. Родителей интересуют только полученные результаты.

Польза альтернативной разработки

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей впечатляет своими результатами. Простые, но в то же времяэффективные упражненияпомогают малышам избавиться от целого ряда заболеваний, усиливая результаты как медикаментозных, так и альтернативных способов лечения.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этому методу позволяет устранить такие проблемы:

Болезни носовых пазух хронического характера;

Патологии бронхов и легких, в числе которых пневмония и астма;

Болезни сердца;

Сахарный диабет;

Язвенную болезнь в стадии ремиссии;

Неврологические заболевания.

Гимнастика Стрельниковой усиливает иммунитет, развивает гибкость и пластичность. Замечательным результатом ее использования является устранение нарушений осанки у детей. Это становится возможным благодаря работе практически всех мышц во время выполнения упражнений. Организм ребенка начинает оптимально развиваться. При этом активизируется обмен кислорода в тканях, благодаря чему улучшается работа всех систем и органов.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этой методике позволяет избавить малыша от заикания, которое не поддавалось ни гипнозу, ни какому-либо другому воздействию. Правда, в этом случае к основному комплексу упражнений добавляются индивидуально подобранные.

Первые шаги

С чего следует начинать осваивать дыхательную методику Стрельниковой? Прежде всего, необходимо выучить три базовых упражнения. Их выполняют в ритме строевого шага.

Первое из этих упражнений разминочное. Называется оно «Ладошки». Для его выполнения ребенку следует опустить ручки вдоль туловища. При каждом вдохе малыш должен сжимать ладошки в кулачки, как будто пытаясь что-нибудь ухватить. В движении во время этого упражнения находятся только кисти рук. Ребенок должен сделать 4 шумных и коротеньких вдоха и произвольно выдохнуть через нос, а можно и через рот. Затем необходим перерыв от 3 до 5 секунд. После него следует еще одна серия, включающая четыре вдоха. По методике их следует сделать 96.

Второе базовое упражнение - «Погончики». Ребенку нужно встать прямо и держать ручки вдоль туловища. Его кисти должны быть сжаты в кулачки, которые следует резко разжимать при вдохе, словно отталкивая что-то от себя. Методика Стрельниковой предполагает произвести 8 шумных вдохов без остановки, потом немного отдохнуть и продолжить упражнение. Всего повторов должно быть 12.

Последним базовым упражнением является «Насос». Ребенок перед началом его выполнения должен встать прямо и опустить ручки вниз. Затем следует чуть наклониться и округлить спину. Голова опущена вниз, шея расслаблена. Наклоняясь, ребенок должен сделать носом короткий вдох, словно нюхая цветок. На выдохе нужно выпрямиться. Всего делается по 12 повторов из 8 вдохов, между которыми должны быть небольшие паузы.

Дыхательной гимнастикой, разработанной Стрельниковой, можно заниматься малышам с 3-4 лет. Предельной возрастной границы не существует. Доглубокой старостиможет выполняться данная дыхательная гимнастика. Отзывы многих людей говорят о том, что они занимаются по данной методике всей семьей. Это очень увлекательно и весьма полезно.

Для первых занятий достаточно выполнения базовых упражнений. В последующем этот комплекс желательно расширить. На каждом последующем занятии нужно будет разучивать по одному упражнению, разработанному Стрельниковой (всего их четырнадцать).

Добавить комментарий