Блог
837 0

Эстафетный бег зона передачи палочки. Эстафетный бег: техника, тактика, тренировки

Эстафетный бег зона передачи палочки. Эстафетный бег: техника, тактика, тренировки

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.

Смотреть что такое "Принять эстафету" в других словарях:

    принять эстафету - продолжить Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    принять эстафету - у кого О традициях, передаваемых от одного поколения другому … Словарь многих выражений

    Принимать/ принять эстафету - 1. Книжн. Продолжать чьи л. начинания, традиции. ФСРЯ, 538; БМС 1998, 645; Мокиенко 1990, 129; ФМ 2002, 641; 2. Жарг. мол. Продолжать в порядке очереди половое сношение с общей партнёршей. Никитина 2003, 845. 3. Жарг. мол. Заражаться венерическим …

    принять - приму/, при/мешь; приня/л, ла/, ло/; приня/вший; при/нятый; нят, а/, о., св. см. тж. принимать, приниматься, приём, приёмка … Словарь многих выражений

    принять - приму, примешь; принял, ла, ло; принявший; принятый; нят, а, о. св. 1. кого что. Взять из рук у того, кто даёт, отдаёт. П. на руки ребёнка. П. подарок. П. дар (высок.). П. пальто. П. мяч (вспортивной игре). П. от подруги, отца, родных,… … Энциклопедический словарь

    От кого, у кого. ПРИНЯТЬ ЭСТАФЕТУ от кого, у кого. Нов. Продолжать чьи либо начинания … Фразеологический словарь русского литературного языка

    приня́ть - приму, примешь; прош. принял, ла, ло; прич. прош. принявший; прич. страд. прош. принятый, нят, а, о; сов., перех. (несов. принимать). 1. Взять из рук у того, кто дает, отдает. [Дубровский], закрывая ноты, подал ей украдкою записку. Марья… … Малый академический словарь

    эстафе́та - ы, ж. 1. Существовавшая ранее срочная почта, доставлявшая письма, донесения со специальными нарочными, сменявшими друг друга в пути. В неделю раз проскачет почта, порой промчится эстафета или генерал губернаторский курьер пролетит. Короленко,… … Малый академический словарь

    ЭСТАФЕТА - Рабочая эстафета. Публ. Устар. Об одном из видов социалистического соревнования. БМС 1998, 645. Передавать/ передать (донести) эстафету. 1. Книжн. Передавать что л., не прекращая движения вперёд. БМС 1998, 645. 2. Публ. Передавать кому л. свой… … Большой словарь русских поговорок

    Тайцзицюань - в Шанхае Тайцзицюань (кит. трад. 太極拳, упр … Википедия

Книги

  • Третье человечество. Микролюди, Вербер Бернар. Еще меньше. Еще женственнее. Еще сплоченней. Дэвид Уэллс и Аврора Каммерер создали новое человечество, которое могло бы принять от нас эстафету. После "Третьего человечества""Микролюди"…

Эстафетный бег - это командный видлегкой атлетики. Различают следующие виды эстафет: а) по беговой дорожке; б) кольцевые по городу (старт и финиш в одном месте); в) звездные по городу (старт в разных местах, финиш в одном месте для всех команд).

По составу участников эстафеты бывают: детские, юношеские, мужские, женские, смешанные и комбинированные. Классические эстафеты - 4 х 100 и 4 х 400 м - проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, выделяют эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов (например, 10 х 1000 м), а также «шведские» эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке).

Эстафетная палочка представляет собой цельную гладкую полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Согласно правилам проведения соревнований, эстафетная палочка должна иметь вес не менее 50 г, длину 28-30 см и длину в окружности 12-13 см. Ее передача осуществляется только в зоне, равной 20 м (по 10 м в каждую сторону от начала этапа); при этом запрещается какая-либо помощь одного бегуна другому (подталкивание и т.п.). Спортсмен, закончивший этап, может сойти с дорожки лишь в том случае, если убедился, что не помешает остальным бегунам. В случае утери палочки во время бега ее можно поднять и продолжать бег дальше. Если же палочка утеряна при передаче, ее может поднять только передающий бегун.

Наиболее сложной из всех видов является эстафета 4 х 100 м, так как передача эстафетной палочки в ней происходит на максимальной скорости. Правила соревнований разрешают спортсмену, принимающему эстафету, начинать бег за 10 м до зоны передачи. Это позволяет бегуну раньше достигнуть максимальной скорости и выполнить передачу в середине зоны, с меньшим риском нарушить правила. Поэтому на каждом этапе спортсмен начинает разгон в тот момент, когда передающий достигает контрольной отметки, расположенной примерно в 7-8 м от места старта принимающего бегуна. Чтобы осуществить такую передачу, оба бегуна, передающий и принимающий, должны иметь одинаковую скорость в зоне передачи и произвести ее в тот момент, когда они находятся на расстоянии 1,5 м друг от друга. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на первом этапе 110 м, на втором - 130 м, на третьем - 130 м, на четвертом - 120 м.

Существует два способа передачи эстафетной палочки: снизу-вверх (рис. 2.10, а) и сверху-вниз (рис. 2.10, б). При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отгибается в сторону от ладони, четыре пальца сомкнуты, плоскость ладони смотрит вниз-назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу- вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть. Во втором способе рука отводится также назад чуть в сторону и несколько выше, при этом ладонь смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

Рис. 2.10.

Эстафетный бег может осуществляться:

  • 1) без перекладывания эстафетной палочки;
  • 2) с перекладыванием эстафетной палочки.

Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4x100 м. На нервом этапе бегун стартует снизкого стартав вираж. Эстафетная палочка держится тремя пальцамиправой руки, а указательный ибольшой пальцывыпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 2.11). Для того чтобы бегун первого этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать влевую рукупартнера. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий бегун начинает стартовый разгон. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, лучше по краям беговой дорожки, в зависимости от руки, осуществляющей передачу. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за два беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, продолжаетбыстрый бегпо своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегаиия зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Рис. 2.11.

Бегун второго этапа (рис. 2.12) несет эстафетную палочку в левой руке и осуществляет передачу бегуну третьего этапа в правую руку. На третьем этапе бегун бежит по виражу, как можно ближе к бровке, и передает эстафету четвертому участнику команды из правой руки в левую. Данный порядок передачи эстафеты является наиболее совершенным и применяется всеми сильнейшими командами. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

Рис. 2.12.

В других видах эстафетного бега передача всегда осуществляется из левой руки в правую. Спортсмен, принявший палочку, сразу перекладывает ее в левую руку. В эстафетном беге 4 х 400 м и во всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Действия бегуна, принимающего палочку, зависят от того, с какой скоростью его товарищ по команде заканчивает свой этап. Если эта скорость заранее известна, пользуются контрольной отметкой. В том случае, если к месту передачи приближается группа бегунов, и их скорость возрастает или снижается, следует начинать бег в зависимости от обстановки, не допуская наталкивания передающего бегуна или исключая преждевременное начало бега. Бегуны второго этапа в эстафете 4 х 400 м осуществляют переход на общую дорожку после того, как пересекли линию первого виража. Бегуны третьего и четвертого этапов должны быть расставлены под руководством судьи в том порядке, какой занимают их члены команды после пробегания 200 м. После пробегания этой отметки не разрешается менять расположение спортсменов в зоне передачи.

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видетьконтрольную отметкуи подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки или, опустив голову, смотрит назад иод неопорной рукой. Оченьважный элементтехники в момент передачи - бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т.е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи. Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 2.13). Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон передающим бегуном принимающего, и, наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

  • показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;
  • надежность передачи эстафетной палочки;
  • согласованность действий партнеров команды;
  • целостность единого коллектива.

Рис. 2.13.

При составлении команды обычно стремятся расставить спортсменов так: слабейший бегун - на первом этапе, следующий по силам - на втором и т.д. Однако имеется ряд обстоятельств, которые наменяют это правило. В эстафете 4 х 100 м нужно учитывать, что отдельные спортсмены значительно хуже бегут по виражу, чем по прямой. Умение быстро стартовать, четко принимать и передавать палочку также может изменить место участника в команде. В эстафете 4 х 100 м и на более длинных дистанциях часто приходится учитывать тактические замыслы противников и в зависимости от этого распределять участников по этапам.

Обучение технике эстафетного бега

Основные задачи обучения:

  • ознакомить с техникой эстафетного бега;
  • научить технике:
    • - передачи эстафетной палочки на месте и в ходьбе,
    • - передачи эстафетной палочки в медленном беге,
    • - старта бегуна, принимающего эстафету;
  • научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне;
  • совершенствовать технику эстафетного бега по «связкам» парами, всю эстафету в целом.

КОНКУРСЫ ДЛЯ ЭСТАФЕТЫ «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»

Веселые старты– это множество самых разнообразныхспортивных конкурсовдля команд. Задания зависят только от фантазии организатора и детских возможностей.

Цель: организация досуга учеников, развитие физкультурно-оздоровительной испортивно-массовой работыв школе.

Задачи:

    Сплочение учеников.

    Развитие физических качеств.

    Пропагандаздорового образажизни.

    Привлечение школьников к занятиямфизической культуройи спортом.

Место проведения: спортзал, спортивная площадка.

1 Эстафета «Передача эстафетной палочки». Команды построены в колонны по одному за линией старта, в руках у направляющего эстафетная палочка. По сигналу первый номер добегает до фишки, обегает её и возвращается к команде, передаёт палочку следующему. Второй выполняет то же задание и т.д.

Инвентарь: палочки.

2 Эстафета «Переправа с обручем». Все участники выстраиваются в колонну. Первый игрок надевает на себя обруч. По сигналу он бежит до фишки и обратно, затем надевает обруч на второго участника и бежит вместе с ним в обруче до фишки. Первый участник остается на противоположной стороне площадки, а второй бежит за третьим и т.д. Как только последний игрок будет «переправлен», команды должны построиться в колонны.

Инвентарь: обручи.

3 эстафета Кенгуру. Первый участник, зажав между ногами (выше колен) мяч, должен двигаться прыжками вперёд до фишки и обратно. Вернувшись, передать эстафету следующему игроку. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.

Инвентарь: мячи.

4 Эстафета «Передай другому». Команды выстраиваются в колонны, первый игрок получает мяч. На некотором расстоянии перед каждой командой кладут обруч, в который игрок бросает мяч. Ловит мяч второй участник команды, а первый тем временем занимает место в конце колонны. Если мяч не пойман, то бежит за ним третий игрок. Далее мяч кидает второй игрок. Побеждает команда, в которой мяч быстрее вернется к первому игроку.

Инвентарь: мячи и обручи.

5 Эстафета «Волна». Команды выстраиваются параллельно, игроки в команде стоят колонной в затылок друг другу на расстоянии одного шага от другого. Первые номера в командах кладут перед собой мяч так, чтобы до него можно было сделать один шаг. По сигналу ведущего первый номер, наклонившись вперед, берет руками мяч, поднимает его над головой, и, отклонившись назад как можно дальше, передает мяч стоящему за ним второму номеру команды. Второй номер, наклонившись вперед, принимает мяч и передает его назад через свои широко расставленные ноги. Третий номер передает мяч как первый, четвертый – как второй, мяч путешествует по шеренге игроков поочередно: над головой – под ногами, над головой - под ногами, совершая волнообразные движения. Побеждает та команда, которая, не сделав ни одной ошибки, не уронив мяч, быстрее сумеет передать мяч от первого номера до последнего.

Инвентарь: мячи.

6 Эстафета «Перенос трех мячей». На старте первый участник эстафеты берет сразу три баскетбольных мяча и, по сигналу ведущего, бежит с ними до ориентира (обруча). Оставляет их там, бежит обратно и передает эстафету следующему участнику. Тот должен доставить мячи обратно к линии старта. И так далее.

Инвентарь: обручи и мячи.

7 Эстафета «Эстафета с волейбольным мячом». Команды выбирают капитанов. На площадке на расстоянии 3-х метров чертят две параллельные линии: за одной выстраиваются команды, за другой становятся капитаны, каждый лицом к своей команде. У капитанов в руках по волейбольному мячу. По сигналу капитаны выполняют бросок мяча впереди стоящим игрокам в своих командах. Поймав мяч, игрок выполняет бросок обратно капитану, а сам занимает место в конце колонны. Затем капитан бросает мяч второму игроку и, получив его обратно, - третьему и так далее по порядку. Передав мяч капитану, каждый играющий убегает в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда у стартовой линии окажется тот, кто первым ловил мяч, брошенный капитаном.

Инвентарь: волейбольные мячи.

8 Эстафета «Ловкий футболист». От линии старта игроки выполняют ведение футбольного мяча ногой по прямой до обруча, обводят его и возвращаются обратно, так же с ведением футбольного мяча ногой по прямой. На стартовой линии осуществляется передача мяча без помощи рук. Следующий участник команды не может начать эстафету до момента пересечения предыдущим игроком стартовой линии.

Инвентарь:футбольные мячии обручи.

9 Эстафета « Бег со скакалкой ». По сигналу судьи первый участник каждой команды выполняет перепрыгивание через скакалку под каждый беговой шаг от стойки до стойки. Затем игрок бежит к обручу и кладет в него скакалку, оббегает обруч и возвращается к своей команде обычным бегом. Передача эстафеты осуществляется касанием руки второго игрока. Второй игрок начинает эстафету с обычного бега, подбегает к обручу, берет скакалку и возвращается с прыжками на каждый шаг от стойки до стойки, затем добегая до стартовой линии передает эстафету. Выполнение детьми задания «перепрыгивание через скакалку под каждый беговой шаг» должно в обязательном порядке проводиться от стартовой линии до стойки. В случае нарушения игроком условий эстафеты, он возвращается судьей обратно к стартовой линии для правильного выполнения эстафеты.

Инвентарь: скакалки и обручи.

10 Эстафета «Переход болота». У первых участников по 2 листка бумаги. Задача – пройти через «болото» переступая по «кочкам» - листам бумаги. Нужно положить «кочку» на пол, встать на нее двумя ногами, а другую «кочку» положить впереди себя. Побеждает та команда, которая первая прошла «болото»

Инвентарь: Листки бумаги А4.

Преимущества эстафет: яркость, динамичность и зрелищность; непродолжительность по времени; универсальность с точки зрения площадки; не требует особойфизической подготовки; легко адаптируется под любое количество участников; незаурядный формат; позитивная атмосфера.

Количество и вид заданий, составляющих эстафету, варьируется в зависимости от конкретных задач и условий мероприятия.Командная играпредполагает практически неограниченное количество команд и участников от 10 до 1000 человек.

Эстафетный бег — неотъемлемая часть легкоатлетических соревнований. Он улучшает не только физическое воспитание, но и развивает дисциплинированность и умение работать сообща.

Слово «эстафета» с французского языка переводится «курьер, посыльный» и означает объединение командных видов спорта, где участники по цепочке, проходя определенные этапы, передают друг другу эстафетную палочку. Задача команды заключается в первенстве прихода на финиш.

Основой этого вида бега, является правильная передача палочки, без препятствования прохождения дистанции соперникам. Ее подача осуществляется в пределах коридора, определенной прямой, имеющей ограничения в ширине и длине. Категорически запрещается использование каких-либо приспособлений или веществ, способствующих залипанию палочки к руке.

Техника обучения

Техника обучения этому виду спорта ничем не отличается от бега по прямой или по кругу.

Старт бегуна

Старт – это начальная точка дистанции, с которой спортсмен начинает движение. Отличие обычного бега на дистанции от эстафеты, заключается только лишь наличием специальной палочки в руке. Старт бывает двух видов: низкий и высокий.

Низкий старт применяют для того, чтобы набрать наиболее максимальную скорость. Это позиция была заимствована у кенгуру, так как при команде «на старт» или выстреле, спортсмен, сжимая тело как пружину, резко бросается вперед. При этом он опирается на специальный инвентарь – стартовые колодки, которые устанавливаются в самом начале дистанции и используются для упора ноги в момент отталкивания.

Старт разделяется на три последовательных действия:

Отличие низкого старта от высокого состоит в различительных особенностях позиции:

  1. При команде «на старт» одна нога носком ставится к линии старта, а другая отводится назад в положение «на носок», руки при этом опускаются.
  2. Команда «внимание» означает такие манипуляции: тело наклоняется вперед, одну руку выводят вперед, другую – назад. Ноги при этом слегка сгибают.
  3. По команде «марш» начинают бежать.

Э стафетная палочка представляет собой металлический или деревянный цилиндр, длиной 30 см и диаметром 4 см. Передается палочка только из рук в руки, не разрешается ее бросать. При случайном обронении палочки, подбирает ее передающий. Если палочка пронесена без нарушений от старта до финиша, то дистанция считается пройденной.

Зона передачи

Для передачи эстафетной палочки установлена зона передачи в 20 м. То есть она разделена на 10 м от начала одного этапа, и на 10 м до последующего. Спортсмен, принимающий палочку, имеет право разбежаться за 10 м до этой зоны, что позволяет развить наиболее высокие результаты скорости.

Наиболее частой ошибкой в прохождении эстафеты является отклонение от рамок коридора, то есть обозначение дистанции, имеющее ограничение в ширине (4 м) и в длине (100 м).

Прием палочки и финиширование

В приемах передачи эстафетной палочки, как правило, используют два способа: «сверху» и «снизу».

Но передача «сверху-вниз» является более рискованной из-за возможности утери инвентаря. Существует и передача из левой руки в правую. Что имеет ряд преимуществ.

Поскольку в момент подачи скорость получающего гораздо ниже скорости передающего, получающий разбегается за 10 м до точки соприкосновения, что позволяет соблюдать обще командный темп. Этот способ наиболее распространен среди спринтеров. Также используется метод с перекладыванием палочки, то есть заменой левой руки на правую, и способ без перекладывания, который наиболее часто используется.

Финиширование в эстафете ничем не отличается от бега на короткие дистанции. Скорость в конце дистанции довольно сложно сохранить, она обычно снижается на 4-7%. Различают несколько видов:

  • обычным пробеганием;
  • рывком груди вперед;
  • финиширование боком.

При обычном пробегании финиша учитывается время преодоления ноги финишного створа, то есть воображаемой вертикальной стены. Также в некоторых ситуациях спортсмен преодолевает финиш посредством выпячивания груди, что позволяет раньше коснуться финишной ленты.

Еще одним видов окончания бега является прорывание ленточки касанием плеча. Такой метод используется в основном при находжении соперников на одном уровне, что позволяет раньше одержать победу.

Тактика

Тактика во время эстафетного бега заключается в том, что самых сильных спортсменов ставят в начале и в конце забега, так как бегущие в середине эстафеты, устают и постепенно их скорость снижается.

Также здесь учитываются некоторые нюансы, например, какой спринтер лучше проходит стартовый и финишный участки дистанции, а какой показываетмаксимальный результатна виражах и при передаче эстафеты.

Внимание: Чтобы улучшить показатели бега на дистанции, важно уметь правильно разминаться, дышать.

Различаются три вида тактики бега:

  1. быстрый финиш;
  2. «рваный» бег или фартлек;
  3. лидирование.

Спринтеры, умеющие ускоряться перед финишем, в забеге имеют одну задачу – не отстать от группы лидеров.

Смысл «рваного» бега состоит в том, чтобы соперник просто «выдохся» и начал отставать от группы. Бег, заключается в ускорении с попеременным отдыхом и резким увеличением скорости перед финишем.

При тактике лидирования спортсмен сразу занимает позицию впереди группы. Обычно для этой тактики выбирают членов команды, не обладающих выносливостью, но умеющих развивать высокую скорость.

Полезное видео

Эстафета 4×400 м Девушки

Улучшение

Методика улучшения техники эстафетного бега заключается только в тренировке скорости. Накануне соревнований проводят занятия по бегу по всей дистанции. При разделении этапов важна грамотность в распределении спортсменов.

Так, например, в начале забега ставятся спринтеры, обладающие быстрым стартом, а также не снижающие скорость на поворотах и виражах, в середине – бегуны, умеющие хорошо передавать эстафету и обладающие выносливостью, и в завершении, соответственно, ставится спортсмен, обладающий техникой быстрого финиша. Освоенные техники, в купе с тренировками могут принести отличные результаты для всей команды.

Добавить комментарий