Блог
274 0

Французские единоборства. Пинок в кадык для мсье: как появился французский бокс

Французские единоборства. Пинок в кадык для мсье: как появился французский бокс

Содержание статьи

ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС САВАТ (Savate), видспортивного единоборстваи система самообороны. Арсенал используемых приемов включает как ударную технику (ногами, коленями, руками), так и всевозможные захваты, заломы, броски и болевые замки. Предусмотрена работа с подручными предметами – палкой, тростью и т.д. Система приемов самообороны позволяет одному человеку вести бой с несколькими противниками одновременно. Входит в систему подготовки военнослужащих французской армии.

Название «французский бокс сават» стало общепринятым после второй мировой войны. (Его также называют европейским кикбоксингом.) Как спортивная дисциплина культивируется сейчас во многих странах. Регулярно проводятся соревнования по французскому боксу, в том числе раз в два года – чемпионаты мира среди мужчин и среди женщин.

Правила.

Формула поединка.

Проходит на стандартном боксерском ринге 8×8 м и может состоять из 2, 3, 4 или 5 раундов, длительность каждого из которых составляет минуту, полторы или две минуты «эффективного» боевого времени (назначаемые рефери тайм-ауты не входят в хронометраж поединка). Перерыв между раундами – одна минута.

Соревнования проходят по правилам близким к правилам кикбоксинга, фулл-контакт каратэ и евро-тайбокса (европейской версиитайского бокса– без ударов локтями в голову). Разрешен жесткий контакт руками и ногами.

В савате возможна как победа по очкам, так и чистая победа (нокаут).

Бои проводятся в перчатках весом 16 унций – 454 г, облегченной обуви и гимнастическом трико либо в спортивных брюках и майке. Из защитного снаряжения используются капы, а также (в некоторых видах соревнований) шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д.

Спарринги.

Различают три их вида.

Условный контакт – удары должны быть технически правильными, точными, быстрыми, но не сильными. В подобных поединках оценивается техническое мастерство и индивидуальный стиль бойца.

Полуусловный контакт – удары наносятся в полную силу, но при этом соперники используют весь набор защитных средств: шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д. Помимо техники и стиля, в полуусловном спарринге учитывается также эффективность наносимых ударов и боевой дух соревнующихся.

Полный контакт – защитное снаряжение не используется, удары наносятся в полную силу и на максимальной скорости. Оцениваются, прежде всего, «боевые» оставляющие спортивного поединка.

Разрешенная и запрещенная техника.

В савате различают ударную технику рук и ног. Соответствующие удары классифицируются в зависимости от направления и характера движения ноги (всего – 11 категорий ударов) и руки (прямой удар, апперкот, свинг и хук). Защитная техника включает различные уходы и блоки.

Помимо разрешенных правилами в технике савата есть и запрещенные приемы, применение которых допускается только в целях самообороны, но не во время спортивных поединков. К их числу относятся:

удары ниже пояса (за исключением ударов ногой по ноге);

удары ногой по задней части шеи, по затылку и по макушке;

опасные движения (головой, коленом и пр.)

в соревнованиях женщин – любые удары в область груди.

Правилами запрещается также тянуть или толкать соперника, наносить удары, одновременно удерживая противника, бить его в тот момент, когда он лежит на ринге или пытается подняться, наносить удары ногами, опираясь руками на пол или канаты, затягивать время поединка.

Весовые и возрастные категории.

Согласномеждународным правиламучастники соревнований по французскому боксу подразделяются на 18 (условный спарринг) и 14 (полуусловный и полный контакт)весовых категорий. В первом случае самой маленькой считается категория до 24 кг, а самой большой – свыше 89 кг. Во второй классификации, соответственно: 39–42 кг и свыше 85 кг.

Возрастное деление включает восемь категорий: 7–9 лет, 10–11, 12–13, 14–15, 16–17, 18–20, 21–34 и 35 лет и старше.

Квалификации.

Со времен второй мировой войны во французском боксе существует деление на разряды.

Подобно цветным поясам, принятым в каратэ, здесь используются цветные – «ученические» – полоски на перчатках вокруг запястья шириной один дюйм (2,5 см): синяя, зеленая, красная, белая, желтая. Для инструкторов предусмотрены три степени серебряных полосок и золотая полоска – для профессоров.

Считается, что ученик – при условии непрерывных тренировок – может выполнить норматив «желтых перчаток» за два года. Все степени от синих до желтых перчаток присваивает соискателю инструктор либо профессор в том клубе, где тренируется спортсмен.

Серебряные перчатки присваивает Техническая комиссия Национальной федерации французского бокса. Чтобы быть допущенным к экзамену на серебряные перчатки первой степени, спортсмен должен: быть не моложе 16 лет, иметь стаж занятий боксом не менее двух лет и «желтые перчатки». Для допуска к экзаменам на каждую последующую степень серебряных перчаток, а также на степень профессора, требуется два года тренировок между аттестациями.

Для аттестации на профессорскую степень необходимо продемонстрировать теоретические знания в объеме выпускника физкультурного института или колледжа. Чтобы сдать экзамен на степень профессора, спортсмен должен хотя бы один раз победить на престижном турнире, или не менее трех раз входить в тройку призеров. При этом получить во Франции степень профессора, не являясь гражданином Франции, невозможно.

Помимо цветных полосок на перчатках, боксеры носят соответствующую эмблему на груди, с левой стороны. Наличие эмблемы обязательно для участия в соревнованиях, семинарах и экзаменах. Участвовать в состязаниях могут только боксеры, сдавшие экзамен на степень не ниже «красных перчаток».

Зарождение французского бокса. Его составляющие.

В основу французского бокса легли сават, шоссон, английский бокс и фехтование.

Сават.

Старинное народное развлечение, в котором два соперника старались ударить друг друга ногой по голени. Название происходит от французского «savate» (что означает «старый стоптанный башмак»). Наибольшее распространение, – как вид поединка, – получил среди грузчиков, рабочих, бродяг, уголовников, извозчиков и т.п. Когда именно зародился сават, точных сведений нет. К примеру, французский историк Мишель Делайе считает, что он появился на окраинах Парижа в 17 в.

Удары в савате наносились носком, ребром или каблуком грубого башмака по голени, по колену, в пах или в живот. Удары руками играли вспомогательную роль и производились в основном ребром или основанием ладони, реже – кулаками. Цели для поражения руками – уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Со временем забава простолюдинов трансформировалась в разновидность дуэли ирукопашного боя. Сформировался целый дуэльный кодекс саватеров. Бои шли либо очень жестко («на смерть»), либо в более мягком варианте («до первой крови»). Жесткие единоборства велись в грубых ботинках, подбитых гвоздями, в этом варианте савата разрешалось практически все – удары в горло руками, ногами в пах и т.д. В более мягком варианте допускались удары подъемом ступни по голени и бедру, а руками разрешалось работать только по корпусу.

В середине 18 в. одним из самых известных мастеров дуэльного савата считался бывший танцор Батист. Ему приписывается авторство нескольких ударов ногами на верхнем уровне.

Удары руками в голову привнесли в сават уголовники. Акцент делался на выведение противника из строя одним ударом: выбив глаз, перебив горло, разорвав барабанную перепонку и т.д. Уголовники также первыми стали пускать в ход всевозможные подручные средства – кастеты, дубинки и ножи.

Шоссон.

От фр. chausson (ночной тапочек). В середине 17 в. в Марселе среди французских моряков была популярна игра, в которой надо было коснуться партнера выше пояса ногой в мягкой обуви. Со временем местные моряки стали использовать удары ногами в корпус и голову во время драк. Нередко французские матросы выясняли отношения с английскими. Англичане в большинстве своем хорошо «работали» руками: сказывалась школа английского бокса.

Позаимствованные у англичан приемы со временем заметно обогатили технику французского бокса. Шоссон стал популярен у широкой публики гораздо позднее савата – в начале 19 в. Считается, что сам термин «шоссон» появился в 1829.

Парижские наставники шоссона ввели в обиход пухлые кожаные перчатки. Их волновала сохранность лиц изучавших основы единоборства выгодных клиентов, основную часть которых составляли обеспеченные молодые люди.

«Визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову. Но при этом в шоссоне ценилась не сила, а скорость и точность ударов, техника и ловкость участников поединка. Пик моды на шоссон приходится на 1830–1848.

Английский бокс.

Искусствокулачного бояв сочетании с борьбой и фехтованием на шестах и дубинах существовало на Британских островах еще до норманнского вторжения. К 17 в. сложились три стиля рукопашного боя: вестморлендский, девонширский и кумберлендский. Из их смешения и возник бокс.

Искусство английского бокса во Франции было хорошо известно, – и не только из-за портовых потасовок моряков. В Париже существовали клубы любителей бокса, в которых преподавали английские специалисты.

Один из основателей французского бокса Шарль Лекур изучал английский бокс в Лондоне, а затем продолжил обучение в Париже, у английского тренера по фамилии Адамс. Лекур былсильным бойцомсавата, но уступал английским специалистам в технике рук. Благодаря ему произошел синтез французского бокса и английского. Он же ввел в обиход термин «французский бокс», опубликовал кодекс боксеров, правила (в основном повторяющие правила бокса Броутона 1743 года) и изложение основных технических приемов.

В отличие от английского бокса, в котором еще долго сражались голыми руками, Лекур сразу ввел перчатки. Помимо бокса, Лекур преподавал в своемспортивном залефехтование.

Фехтование.

В классическом французском боксе, существовавшем до начала второй мировой войны, отчетливо прослеживалось влияние фехтования. Например, боевая стойка повторяла стойку фехтовальщика, не признавались уходы с линии атаки: удары противника должны были парироваться. Основными были прямые удары руками и ногами. Удары руками проводились с выпадом вперед – на манер фехтовальных. Характерно, что точность попадания и скорость движения и нанесения удара ценились выше силы удара.

Дальнейшее развитие савата.

Как самостоятельная дисциплина французский бокс окончательно сформировался к середине 19 в. Дальнейшее его развитие связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся мастеров, как отец и сын Шарлемоны и Пьер Барузи.

«Эпоха Шарлемонов».

Признанный мастер фехтования, Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. В 1862 совершил путешествие по ряду европейских стран, где бросал вызов известным мастерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и представителям других единоборств. Ни в одном поединке он не знал поражения.

В 1871 принял деятельное участие в Парижской коммуне, но после поражения коммунаров был вынужден бежать вместе с сыном Шарлем в Бельгию. Там Шарлемон разработал собственную систему единоборства, упорядочил схему проведения поединков и издал книгу по французскому боксу.

По возвращении в Париж в 1879 открыл Академию французского бокса. Последний свой бой провел в Марселе в 1897, – в возрасте 57 лет – с Мишелем Жину, и победил. Прекрасный боец и превосходный организатор, Шарлемон-ст. оказал огромное влияние на дальнейшее развитие французского бокса, по сути, превратив его из сомнительной забавы в настоящее спортивное единоборство.

В 1899 передал руководство Академией сыну Шарлю Шарлемону, которого обучал основам боксерской техники с юных лет. Шарль стал первым в истории чемпионом мира по французскому боксу: в 1899 он выиграл в шестом раунде бой с чемпионом по английскому боксу в среднем весе Джерри Дрисколлом.

Французский бокс в 20 в. Деятельность Пьера Барузи.

Пьер Барузи (он же – граф Бароцци и барон де Санторен) из прожитых им 97 лет 83 посвятил французскому боксу.

С 1922 по 1937 11 раз становился чемпионом Франции в среднем, полутяжелом и тяжелом весе. В общей сложности выходил на ринг более 200 раз, не считая показательных выступлений.Последний бойпровел в возрасте 70 лет.

В 1924 представлял французский бокс наОлимпийских Играхв Париже. С 1934 возглавлял комиссию по французскому боксу в руководстве Французской федерации бокса, объединявшей два направления: французский бокс и английский.

В 1937 году состоялся последний – переддолгим перерывом– чемпионат Франции, следующий прошел только через 30 лет. Накануне второй мировой войны французский бокс в самой Франции практиковало не больше 500 человек (для сравнения: в начале 20 в. их число превышало 100 тыс.). В 1938 закрылась Академия Шарлемона и – вопреки стараниям Барузи – французский бокс оказался на грани исчезновения. Это связано, прежде всего, с огромной конкуренцией со стороны олимпийских спортивных дисциплин и отсутствием мощной и действенной организационной структуры.

Вплоть до 1960 Барузи практически в одиночку издавал журнал, посвященный французскому боксу, на свои средства арендовал залы, обучал тренеров, платил жалование инструкторам.

Возрождение французского бокса началось с середины 1960. В 1965 Барузи создает Национальный комитет французского бокса сават. Комитет объединил 30 клубов по всей стране, с общим числом занимающихся около тысячи человек. Спустя десять лет комитет был преобразован в Национальную федерацию. (По иронии судьбы первая национальная федерация французского бокса была создана – еще в 1922 – не на его родине, а в Бельгии, которая наряду с Францией и Италией стала одним из очагов развития савата.) С 1975 начинается подлинное возрождение французского бокса. Ко времени создания в 1985 ФИС ( см. ниже) Федерация Франции насчитывала 25 000 членов.

Барузи скончался в 1994, будучи почетным президентом национальной и Международной федераций французского бокса, созданных при его непосредственном участии. Единственное, чего он не успел сделать, – добиться признания савата в качествеолимпийского видаспорта.

Международная федерация французского бокса сават (FIS).

Известно, что международные поединки (с участием саватеров Бельгии, Франции и Италии) проводились еще в начале 19 в. Тем не менее, создание Международной федерации стало возможным лишь в конце предыдущего столетия.

Она организована в марте 1985 на встрече представителей 11 государств. Поначалу объединяла около 20 стран: Бельгию, Берег Слоновой Кости, Великобританию, Германию, Нидерланды, Грецию, Испанию, Италию, Камерун, Португалию, Сенегал, Францию, Швейцарию, Югославию и др. В настоящее время в ФИС (иногда используется также аббревиатура СИФ) входят национальные федерации более 60 стран мира, в том числе России.

Под эгидой ФИС проводятся мужские иженские чемпионатымира, Европы (с 1997 также турниры стран Африки, а с 2003 – арабских государств) вразличных видахспаррингов среди взрослых спортсменов и юниоров.

Французский бокс как система самообороны.

Развивается параллельно спортивному направлению. Идет от Мишеля Кассо и барона Фенье.

Мишель Кассо (род. в 1794 в предместье Парижа) с детства участвовал в уличных стычках и приобрел со временем репутацию опытного уличного бойца. В 1824 опубликовал брошюру, в которой описал собственную систему боя, которую он назвал «сават». Приблизительно в это же время открыл ряд спортзалов, где занималось немало представителей знати, в том числе Ш.Лекур.

Основу системы Кассо составляли прямые, боковые и круговые удары ногами, обутыми в грубые башмаки, поголеностопному суставу, голени, колену, паху. Руки лучше держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки ударов, направленных в пах. Удары руками Кассо рекомендовал наносить открытой ладонью по носу, ушам и горлу. В особых случаях советовал пользоваться палкой, либо кастетом.

Система Кассо, не имеющая ничего общего со спортом, тем не менее, является прародительницей современного французского бокса. Сегодня во Франции существует многочисленная группа энтузиастов, пропагандирующая «ортодоксальный сават» как национальную систему самозащиты. Эта группа входит в Ассоциацию воинских искусств «Франкомба».

Французский бокс в России.

Россию с боксом сават познакомил выпускник Жуанвильской высшей школы спорта Эрнест Лусталло. (В этой школе была разработана четырехсторонняя защита, позволявшая бойцу вести бой в 4 направлениях одновременно.) Прибыв в 1897 в Санкт-Петербург по приглашению Атлетического общества доктора В.Ф.Краевского, Лусталло стал преподавать бокс, плавание, фехтование и гимнастику: он имел международные чемпионские титулы по всем названным видам спорта.

В 1899 Атлетическое общество провело первый чемпионат страны по французскому боксу сават, где победил Эрнест Лусталло, его ученики Гвидо Мейер и Франц Кастерс.

В СССР французский бокс не культивировался. Возродился лишь в конце века, когда в 1987 в петербургской Академии физкультуры им. П.Ф.Лесгафта чемпион мира и Европы Ришар Силла продемонстрировал студентам необычную технику спортивного единоборства. Зав. кафедрой бокса Владимир Таймазов поддержал инициативу развития эффективной системы самозащиты и разработал программу методик и наставлений для проведения тренировок.

В 1989 по приглашению Федерации бокса сават России, возглавляемую ныне ректором Академии физкультуры профессором В.А.Таймазовым, к нам в страну прибыли специалисты из Франции, которые провели первый международный семинар для спортсменов, инструкторов, судей.

В 1991 состоялся дебют России на Чемпионате мира в Париже: серебряные медали завоевали петербуржец Александр Иевлев, уступивший лишь неоднократному чемпиону Европы Франсуа Пинаккио, и Вадим Лапин (Архангельск), проигравший чемпиону мира Андре Панза.

Официальный дебют нашей сборной на Чемпионате Европы – в 1992 – был еще более впечатляющим: 3 золотых, 1 серебряная и 7бронзовых медалей. Первое «золото» завоевал Владимир Коноплев (Екатеринбург), одолевший титулованного француза Валери Буше. Блестяще выступили студенты-лесгафтовцы Сергей Володин и Сергей Андрианов, ставшие победителями континента среди молодежи.

Сейчас центры развития бокса сават действуют в Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Мурманске, республике Саха и др. регионах страны.

Удачно выступают намеждународных турнирахи российские спортсменки, освоившие технику набирающего популярность женского савата. Наталья Ларионова за десять лет выступлений трижды становилась чемпионкой Европы и получила Большой кубок чемпионки мира. Чемпионкой мира и континента становилась Елена Логункова из Уфы. Долгие годы лидировали на международной арене представительницы Санкт-Петербурга Елена Фаткуллина, Светлана Гашута и Наталья Агеевец.

С 1991 по 2002 на чемпионатах Европы и мира россияне завоевали в общей сложности 13 золотых, 36 серебряных и 28 бронзовых наград.

Президентом Европейской федерации бокса-сават в настоящее время является В.А.Таймазов, по инициативе которого была проведена всемирная Универсиада по савату.

Игорь Рязанцев

кл слова: сават, бокс, история, видео, Мишель Кассо, шоссон

Слово «сават» по-французски означает «старый стоптанный башмак», а в переносном смысле — «бродяга, босяк, оборванец». Так называется французский метод боя ногами в обуви с подключением, в случае необходимости, ударов руками.

Сават произошел от древнего развлечения французских крестьян, заключавшегося в поочередном обмене ударами обутых ног по голеням друг друга. К началу XVIII века из примитивного «спорта» сават превратился в своеобразный метод «выяснения отношений» между простолюдинами. Дуэльный сават практиковался в двух вариантах: с ограничениями и без них. В первом случае разрешались удары подъемом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Во втором варианте можно было ломать ноги (для этого надевали специальные ботинки с острыми рантами, подкованные гвоздями), выбивать глаза и зубы, превращать лицо в кровавое месиво и т.д.

Этот второй вариант взяли на вооружение бандиты. Помимо обутых ног и голых рук, они широко применяли кастет, нож и дубинку. Иными словами, уголовники практиковали сават как метод жестокого рукопашного боя. Вообще сават пользовался наибольшей популярностью среди нижних слоев общества: бродяг, воров, нищих, батраков, сутенеров, грузчиков, мастеровых, уличных грабителей и тому подобной публики.

В 1824 г. его приемы систематизировал некий Мишель Кассо (1794—1869). Согласно тексту изданной им брошюры, основу техники сават составляли прямые, круговые и боковые удары ступнями, обутыми в грубые башмаки, по коленям, голеням и голеностопным суставам. Удары наносили носком или ребром обуви. Пах и живот чаще всего считались слишком высокими мишенями, но некоторые бойцы предпочитали именно эти места, а отдельные виртуозы били ногой даже в голову. Были весьма популярны подсечки.

Руки требовалось держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Кулаки почти не использовались, ударными поверхностями являлись ладони (основание, «лодочки»), а также пальцы. Цели для ударов открытой рукой находились в основном на голове: глаза, уши, горло, виски, нос. Удары рук и ног не отличались особой силой, но их скорость и точность поистине впечатляли.

В 1832 г. ученик Кассо, по имени Шарль Лекур (1808—1894), соединилфранцузскую техникубоя ногами с техникой боя руками из английского бокса. При этом грубые башмаки он заменил войлочными тапочками, а руки бойцов прикрыл боксерскими перчатками. Кроме того, Лекур ввел правила поединков, составленные на основе правил английского бокса того времени. То, что получилось, он назвал «французским боксом».

В период с конца 30-х гг. XIX века и до 1900 г. французский бокс постепенно вытеснил «классический» сават из сферы народных развлечений и дуэльных поединков. Но среди уголовников и полицейских чинов он сохранялся почти без изменений. С тех пор, когда имеют в виду защиту и нападение «на улице», тогда говорят «сават»! Когда же речь идет о схватке спортивного типа — на ринге, в перчатках и мягкой обуви, по правилам, под присмотром судей — тогда употребляют термин «французский бокс».

Самыми знаменитыми деятелями французского бокса являлись Жозеф Шарлемон (1839—1929) и его сын Шарль (1862— 1944). Шарлемон-отец окончательно завершил работу по разработке техники, тактики и методики обучения, начатую Ш. Лекуром. В частности, он ввел в него ряд принципов и приемов, заимствованных из фехтования на шпагах, а также дополнил удары приемами классической (т.е. «французской») борьбы.

После Первой Мировой войны популярность французского бокса стала неуклонно снижаться. Как спорт, он уступал английскому боксу, а как система самозащиты был значительно слабее классического савата. К 1938 г. его практиковали не более 500 человек по всей Франции. Лишь отдельные энтузиасты прилагали усилия для того, чтобы сохранить французский бокс. Наиболее известным среди них был граф Пьер Барузи (1897—1994), чемпион страны в 1922—37 гг.

В 60-е годы мода навосточные единоборства(особенно мода на каратэ и тэквондо) вызвала во Франции ответную реакцию возрождения собственного наследия. В 1965 г. Пьер Барузи создал Национальный комитет французского бокса, объединив около 30 клубов (примерно - тысяча боксеров). За 20 лет он вырос в Национальную федерацию (25 тысяч членов). В 1985 г. возникла Международная федерация французского бокса, в которую вошли организации из 14 стран. Сейчас регулярно проводятся чемпионаты Франции и Европы.

Удары в савате производили носком, ребром или каблуком грубого башмака по голеностопному суставу, голени, колену противника. Пах, а тем более живот считали слишком высокой ми¬шенью, хотя нередко били и туда. Кулаки использовали реже, чем открытую руку. Ударными поверхностями открытой руки являлись ребро и основание ладони, пальцы, тыльная сторона. Цели для поражения рукой находились в основном на голове и шее: уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Само слово «сават» указывает на то, что эта разновидность боя получила наибольшее распространение в низах общества — среди бродяг, грузчиков, нищих, уголовников, мастеровых, извозчиков и тому подобной публики. Но вот отно¬сительно того, как среди них появился сават, и когда это произошло, точных сведений нет.

В некоторых районах Франции издавна (еще с времен кельтов) у крестьян существовало своеобразное грубое развлечение — обмен ударами по голеням друг друга ногами, обутыми в старую разношенную обувь. В конце концов это развлечение проникло в Париж, где оно довольно быстро из забавы простолюдинов стало техникой боя, как дуэльного, так и бандитского. В этой связи приведем мнение современного французского историка Мишеля Делайе. Он пишет: «сават зародился в парижских предместьях в середине XVII века».

Никаких защитных блоков либо уверток в такой «борьбе» не существовало. Проигрывал тот, кто больше не мог терпеть боль. Отсюда обычай производить удары по очереди. Понятно, что сами удары наносили не в полную силу, иначе ноги ломали бы одним движением, самым первым! Как тут не вспомнить, что у древних и примитивных племен во всех регионах Земли высоко ценилось не искусство увертывания от ударов, а стойкое их перенесение, умение терпеть боль. Между тем, французы имеют кельтское происхождение. Так что вполне возможно, что корни «савата» следует искать именно в кельтских обычаях еще дохристианской эпохи. По мнению писателя Теофила Готье (1811—1872), страст¬но увлекавшегося французским боксом, эволюция савата в Париже выглядела следующим образом. Сначала он был здесь всего лишь уличным развлечением жителей окраин, так сказать, «художественно-спортивным шоу», в котором могли участвовать все желающие. Затем превратился в средство «выяснения отношений», в своеобразные дуэли безоружных представителей низших слоев общества.

Наиболее значитель¬ные поединки происходили на обширном пустыре, извест¬ном под названием «Пуант-де-Лиль». Туда прибывали соперники в сопровождении своих сви¬детелей и спрашивали перед тем, как сразиться: «Идем на все?» В зависимости от степени обиды, ответ бывал либо по¬ложительным, либо отрицательным. В первом случае наде¬вали специальные ботинки с острыми рантами и подкован¬ные гвоздями, разрешались коварные удары (например, в живот, в половые органы), не возбранялось ломать нос, вы¬бивать глаза, превращать лицо в кровавое месиво. Во втором варианте схватки считались допустимыми лишь удары подъе¬мом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Иными словами, имела место аналогия с дуэлями на шпагах, проводившимися «до первой крови» (обычно в результате пустяковой царапины) и «до смерти».

В середине XVIII века самым знаменитым мастером дуэльного савата прослыл некий Батист, бывший танцор, который обучился этому искусству при дворе герцога Беррийского. Сам же он изобрел удар ступней по верхнему уровню, т.е. в грудь и в голову. Место изучения савата этим человеком весьма любопытно. Дело в том, что именно провинция Бери (столица город Бурж), герцогство в периоде 1360 по 1434 годы, являлась одним из тех регионов, где сохранялся древ¬ний народный обычай бить друг друга по ногам ради потехи. Другим таким регионом считается Кальвадос провинция с центром в городе Кан (это в Нормандии).

Помимо Батиста, известными мэтрами савата слыли не¬кие Карп, Миньон, Рошеро, Сабатье, Фанфан, Франсуа и Шампань. Судя по отсутствию фамилий, все они были людь¬ми низкого общественного происхождения и положения. Наконец, на третьем этапе распространения среди пари¬жан, сават взяли на вооружение уголовники.

Это слово переводится как «тапочек, мягкая туфля». По определению одного из французских толковых словарей, «шоссон — обувь без каблука, с подошвой из войлока или дра¬па, которая служит для занятий танцами, фехтованием и дру¬гими упражнениями, требующими «легкой ноги».

Известно, что в середине XVII века в Провансе, особенно в Марселе и вокруг него, были популярны своего рода сорев¬нования, участники которых стремились прикоснуться нос¬ком ступни, обутой в тапочек, к телу партнера выше пояса. Это состязание называлось «же де Марсей» — «Марсельская игра». Особенно оно пришлось по душе матросам коммерческих и военных кораблей, приписанных к марсельскому порту. Плавание парусных кораблей длилось очень долго, экипажи отчаянно скучали, поэтому были рады любому ак¬тивному развлечению временем марсельские моряки стали использовать уда¬ры ступнями в корпус и в голову во время драк на причалах и в портовых кабаках. Правда, техника этих ударов была дале¬ка от совершенства. Часто тот, кто пытался ударить ступней в голову противника, сам падал вместе с ним. Тогда родился такой прием, когда боец упирается обеими руками в палубу, а ступней бьет выше пояса противника. Позже он вошел в арсенал французского бокса.

В Париже шоссон стал популярен значительно позже савата, только в конце 20-ых годов XIX века. Связано это с со¬циальными факторами. Дело в том, что в залах (и особенно в подвалах) тогдашних «саватёров» основную клиентуру со¬ставляли рабочие и обеспеченные молодые бездельники. Однако эффективные приемыуличной дракиинтересовали не только их, но и добропорядочных буржуа, офицеров армии и полиции, людей свободных профессий. При этом «бла¬городная» публика не желала общаться ни с «золотой моло¬дежью», ни, тем более, с пролетариями.

Соответственно запросам правящих классов, в савате бы¬стро набрали силу два направления. Одно — это классический сават,боевое искусствопростолюдинов и уголовников. Его технический арсенал не отличался изощренностью, став¬ка делалась на силу и жестокость. Тем не менее классичес¬кий сават сохранял определенную популярность вплоть до конца XIX века, особенно в сельских районах. Другое направление — сават романтический, где вместо грубой силы ценилось разнообразие техники, ее эстетическое совершенство, точность попаданий, «игра ног». Романтический сават ни¬когда не практиковали на улицах, он появился в залах и тре¬бовал поэтому специальной мягкой обуви, не повреждающей паркетный пол.

Это было такое единоборство, которое позволяло властвующей элите быть сильной, не тренируя силу специально. Как писал несколько позже в своей книге известный наставник французского бокса Луи Лебуше, «в наших уроках ловкость заменяет силу... она придает ей облик грации и изящества». Для данной категории саватёров «марсельская забава являлась просто находкой. В результате слияния романтического савата и марсельской «игры» появился шоссон. Считается, что этот термин вошел в употребление с 1829 года.

Помимо мягкой обуви, наставники шоссона ввели еще и пухлые кожаные перчатки. Их заботила сохранность не толь¬ко паркета, но еще пальцев и лиц состоятельных клиентов. Своего рода «визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову, точно так же, как сегодня аналогичный удар явля¬ется символом каратэ. Особенно моден шоссон был во вре¬мена правления короля Луи-Филиппа, в годы так называе¬мой «июльской монархии»: 1830—1848.

МИШЕЛЬ КАССО

Мишель Кассо родился в 1794 году в пригороде Парижа. С детства он привык к жестоким дракам. В 1824 году он опубликовал брошюру, в которой ярким и образным языком были описаны различные приемы, употреблявшиеся в уличных драках. То, что он довел дообщего сведения, сам Кассо называл "сават". Основу его системы составляли прямые, круговые и боковые удары ступней, обутой в грубый башмак, по голеностопному суставу, колену, голени.

Руки требовалось держать преимущественно внизу для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Впрочем, при удобном стечении обстоятельств Кассо рекомендовал производить еще и удары открытой рукой по голове. А в особо неблагоприятных случаях он считал необходимым применять палку либо кастет. В течении одной недели Кассо стал знаменитостью. К нему толпами повалили ученики. Их оказалось столько, что в начале 1825 года ему пришлось арендовать помещение для занятий на улице Бюффо в Париже.

Среди посетителей этого зала можно было найти представителей всех слоев общества - от уголовных элементов до аристократов. Одним из учеников был 16-летний Шарль Лекур. Через пару лет он уже помогал мэтру. А в 1830-м году открыл свой собственный зал на улице Предместье Монмартр. Однако Лекуру не нравилась репутация савата как метода жестокой драки, популярной в первую очередь среди низов общества и аморальной "золотой молодежи". Поэтому он сменил место преподавания, перебравшись поближе к центру, одновременно он перестал принимать кого попало.

Его клиентуру составляли теперь молодые буржуа и люди свободных профессий (адвокаты, врачи, журналисты, художники). Лекур был силен в савате и фехтовании тростью В конце 1830 года он встретился на ринге в зале Монтескье с Оуэном Свифтом, одним из сильнейших английских боксеров, и потерпел поражение. Тогда Лекур решил выучиться английскому боксу, для чего на следующий год отправился в Лондон, в боксерскую школу некоего Смита.

Вернувшись год спустя домой, но продолжил обучение непосредственно в Париже, у проживавшего там английского тренера по фамилии Адамс. С 1832 года Лекур начал преподавание новой дисциплины, которой дал название "французский бокс" (la boxe francaise). Он провозгласил "кодекс чести", опубликовал правила, довел до всеобщего сведения основные технические приемы. Кроме того, он заявлял, что всякий уважающий себя мужчина просто обязан уметь фехтовать тростью или шпагой.

Период с 1862 по 1924 годы в истории французского бокса можно назвать "эпохой Шарлемонов". Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. После перехода в запас он переехал в Париж и был принят в школу французского бокса Виньерона. В 1862 году месье Жозеф совершил путешествие по ряду европейских стран, бросая там вызовизвестным боксераманглийского бокса, фехтовальщикам на палках и другим бойцам. Ни в одном из матчей он не знал поражения. Так он жил в течении 10 лет. В 1871 году Шарлемон принял деятельное участие в Парижской коммуне, и после поражения коммунаров был вынужден бежать в Бельгию.

Там он и разработал собственную систему, опубликованную в знаменитом трактате 1877 года. Благодаря своей славе Жозеф Шарлемон был амнистирован французским правительством летом 1879 года - за год до официальной амнистии всех уцелевших коммунаров. Вернувшись в Париж, он открыл свою знаменитую "Академию французского бокса", которой руководил лично до 1899 года, когда передал руководство учебным процессом сыну Шарлю.

Шарль Шарлемон был первым чемпионом мира по францзскому боксу. В 1899 году он выиграл на шестом раунде ударом ноги в живот бой с чемпионом Англии в среднем весе Джерри Дрисколлом, поставивший точку в выяснении отношений между английским и французским боксом. Однако из-за господства Шарлемонов не происходило смены поколений мастеров, и после первой мировой войны начался упадок французского бокса. Франция в ходе войны понесла огромные людские потери, тысячи боксеров погибли или стали инвалидами.

Преемником Шарля Шарлемона на посту президента Академии стал граф Пьер Барузи. Именно он спас французский бокс от полного забвения. В 1937 году состоялся последний чемпионат страны по французскому боксу. К этому времени его практиковали не более 500 человек всего лишь в нескольких клубах Парижа, Лиона, Марселя, Сюрена, Лилля. В 1938 году закрылся навсегда зал Шарлемонов. В тяжелое время немецкой оккупации и послевоенные годы Пьер Барузи делал все возможное, чтобы не дать французскому боксу исчезнуть окончательно.

Он за свой счет арендовал залы, обучал тренеров, платил им жалованье, устраивал показательные выступления. Вплоть до 1860 года он в одиночку издавал специальный журнал, посвященный савату. И все это с одной целью - чтобы французский бокс оставался живым в сознании его приверженцев. Между тем, численность тех, кто активно практиковал французский бокс, в конце сороковых годов не превышала ста человек! Наконец, после 20 лет жалкого прозябания, французский бокс стал возрождаться. 5 января 1965 года Пьер Барузи смог создать Национальный комитет французского бокса, объединивший 30 клубов. Спустя десять лет комитет был преобразован в национальную федерацию. А в 1985 году возникла Международная федерация французского бокса сават.

Занимаясь боевыми искусствами многие приходят к тому, что когда-то описал Брюс Ли в своей книге «Путь опережающего кулака» - поиску новой информации о других системах с целью расширения своего кругозора и боевого арсенала. Дэниел Даби своим фильмом «Уличный сават» подтверждает это правило. Кроме Саватэ, он изучал Кунгфу, Самбо, Дзюдзюцу и естественно знаком с трудами Брюса. В свою очередь это наложило отпечаток на его технику и позволило рассматривать методику в рамках Джит Кун До.

Французскому боксу он обучался у мастера традиционного (не спортивного) Савата, Филиппа Бужома. Мастера с большим опытом уличных драк. Скорее всего именно этот опыт и позволил сохранить в его арсенале техники ударов ногой в ботинке. Которые представляют наибольший прикладной интерес, и которые максимально подробно рассмотрены в этом видео.

Эта аутентичная техника удара с использованием каблука и ранта ботинка, рассматривается в каждой из четырех частей. Связано это с тем, что она прекрасно вписывается в рамки самообороны.

Ведь мы чаще ходим в обуви, а не босиком. Это значит, что нужно учитывать те преимущества, которые нам дает обувь - защита стопы во время удара и использование подошвы с ее гранями в качестве ударной поверхности. Это увеличивает арсенал и КПД ударов ногами.

Другой аспект, на который следует обратить внимание, это способ разгона ноги махом. Который дает нам некоторые тактические преимущества в схватке. Именно здесь можно найти место ударам в обуви, отличных от классических вариантов принятых, например в каратэ.

Каждая часть видео имеет свою определенную тему.

В первой части фильма, Дэниел Дабибазовую техникуи разогревающие упражнения.

Во второй, секреты французского бокса - всевозможные хитрости и уловки, которые сохранились до наших времен и известны немногим мастерам современности.

Третья часть останавливающим ударам ногой, объясняет аутентичную технику с использованием каблука и рассматривает Сават, как составляющую часть Джит Кун До.

В четвертой,большое вниманиеработой в клинче, контролю противника с помощью работы ног на близкой дистанции. В этой части разбираются техники заимствованные им из других стилей, что составляет арсенал его боевой системы.

В свою очередь он рассматривает ее как воплощение трех аспектов:

1. Уличный (прикладной) Сават.

2. Спортивный вариант.

3. Сават, как часть личной боевой системы, то есть в рамках Джит Кун До.

Фильм полезен тем, что демонстрирует наглядный пример соединения спортивных и традиционных техник в рамках личной боевой системы с сохранением прикладной направленности.

Сават – этот боксфранцузского происхождения, в нем используются одинаково и руки и ноги, применяются элементы западного бокса в комбинации с ударами ногами. Правила борьбы разрешают только удары стопой, в отличие от других единоборств, в которых разрешены удары коленями и голенями.

Сават – это уникальный стиль, в котором противники носят ботинки.

Сават был создан на основе двух французских школ, изучавших бой ногами. Одна школа находилась в Париже, другая – на юге Франции, неподалеку от Марселя. Ее первым названием было «марсельский сюрприз», из-за особенностей стиля для любого бойца. Однако самым известным названием стиля было «шоссон». Он применялся солдатами и моряками в качестве развлечения во время долгих плаваний на судах того времени.

Сават рижской школы считался самым жестоким. «Сават» переводится как «бой в тапочках», или «стоптанный башмак», а жаргонный вариант перевода этого слова – бродяга, босяк. Именно среди них совершенствовались и передавались приемы парижского варианта савата, что объясняло их жестокость и действенность.

В 1830 году известный боец Шарль Лекур, занимавшийся кроме савата боксом и фехтованием, решил открыть свою собственную школу, т.к. его не устраивала репутация этой борьбы как грубой и жестокой, применимой для уличных драк.

Он обучал савату представителей буржуазии и людей свободных профессий: врачей, юристов, художников. Лекур убрал из своей школы самые опасные приемы, чтобы сделать из сават спортивную схватку, кроме того, он соединил в одну технику удары руками из бокса и удары ногами из сават.

В 1832 году объединение обоих видов в новую дисциплину было с успехом завершено. Лекур начал преподавать новый вид спорта под названием «французский бокс». Был создан специальный кодекс чести, правила, Лекур сообщил широкой общественности основные приемы.

Писатель того времени Теофил Готье, который к тому же был учеником Лекура, писал, что сават, которыйдолгое времяявлялся нечестной борьбой бродяг, был чудесным образом преображен Шарлем Лекуром в настоящее искусство.

Среди учеников Лекура было много знаменитостей того времени, таких как барон де Ларошфуко, Александр Дюма.

Однако настоящим основателем французского бокса по праву считается Жозеф Пьер Шарлемон, который не только был самым выдающимся специалистом своего времени в этом виде спорта, но и опубликовал целую систему, которая определяла сущность французского бокса более шестидесяти лет.

Эпоха Шарлемона началась в 1862 году, когда Шарлемон-старший проехал успешное турне по Европе, а ее окончанием считается 1924 год, когда ученики уже Шарлемона-младшего показали французский бокс в качественационального видаспорта на Олимпийских Играх.

Сейчас в Федерацию французского бокса входят 59 стран, в числе которых находится и Россия.

Правила соревнований по савату (французский бокс)

В савате выделяют 2 раздела соревнований:

  • «Ассо» – легкий контакт – это раздел, в котором нельзя наноситьсильные ударыруками и ногами, важно качество и точность техники.
  • «Комба» – полный контакт – раздел, в котором сильные удары конечностями разрешены.

В зависимости от уровня подготовки спортсменов различают «Пре – комба», когда защита обязательна, и «Комба», когда использование защиты запрещено.

Соревнования подразделяют на командные, личные, лично-командные. Соревнования проводятся в несколько этапов по 2 минуты в зависимости от раздела и этапа турнира.

Все спортсмены должны выходить на поединок в чистом комбинезоне без рукавов, который должен полностью соответствовать правилам, а также использовать защиту в виде перчаток, бинтов, специальных защитных средств. Перед поединком саватисты бинтуют руки эластичными бинтами, которые перед боем помечаются судьей. К специальным средствам относят защиту для зубов, области паха, груди – для женщин. Перед боем вся защита проверяется, при нарушениях в экипировке происходит дисквалификация спортсмена.

Судят бои на основании оценки качества техники и ведения боя, эффективности ведения боя. В каждом раунде спортсменам по определенной системе выставляются очки, причем ничейный счет возможен только в одном из раундов.

Видео: Сават боевое искусство Франции

Что же такое Сават? Портовая французская прикладуха, это современный спорт или какое-то раритетное боевое искусство.

На самом деле Сават – это один из видовсовременного спорта, но также он оставил в себе черты портовой уличной драки. Он потерпел некоторые изменения: облагородился и сгладился для того, чтобы не наносить максимум увечий сопернику в спортивном поединке.

Картинка 1 — Сават

Развитие такого вида борьбы, как смешанные единоборства, происходит семимильными шагами. Бойцы ММА жадно ищут различные приемы в других видах борьбы. Найденные техники и приемы они осваивают на ходу, а затем несут это в свой зал, в свои тренировки, и постепенно внедряют в свой спорт.

Разница заключается в том, что все бойцы абсолютно разные. У них разные техники, разные удары, разные слабые и сильные стороны. Также они совершенно по-другому наносят свои удары, двигаются и прочее. Изменяется и «мода» в ММА. Например, что было «в моде» (удары, фишки и так далее) пару лет назад – сейчас это уже считается «прошлым веком».

Динамика изменений Савата

В миресмешанных единоборствотмечена большая и серьезная динамика изменений.

Картинка 2 – Французское боевое искусство

Одно из множества направлений, которое в последнее время набирают популярность как раз и является французский бокс (Сават). Это искусство появилось в 1800-е годы, и модернизировалось в течении всего века.

Оно было создано для того, чтобы научить людей с улице искусству самообороны, кто вынужден был хотя бы изредка сталкиваться с «дикой» общественностью.

Само название этого французского бокса – «Сават» — происходит от слова «сапог».

Что включает в себя Сават

На сегодняшний день, Сават включил в себя довольно множество направлений и приемов из других видов бокса. Сават включил в себя борьбу ногами, наследуемую от моряков и других членах морского судна.

На юге этот стиль боевого искусства чаще всего носил название, в переводе которое обозначалось «туфля». На севере же этот стиль и назывался «сапогом», что в переводе на другие языки звучал как «сават».

Таким образом, весь мир разделился на 2 половины: северную и южную. Хотя стиль борьбы был один и происходил, в принципе, от одного и того же слова, но все-таки отличия находились, и иногда довольно грубые.

Было решено, что этот стиль нужно полностью делать общим. Но в течении стольких лет, в основным правилам, которые и были взяты за основу, приросли свои фишки и приемы. Проблема заключалась в том, что у каждого подвида этого искусство все было немного по-другому.

Вызвались двое бойцов, которых звали Мишель Кассе и его последователь – Шарль Лекур.

Картинка 3 – Сават – французское боевое искусство

Шарль немного в последствии доработал то, что создал его учитель. Он добавил различные ударные техники.

Современный Сават

В современном Савате главным отличием от предыдущая является только бешенная динамика. Главное отличие, по которому можно отличить французский бокс от любого другого вида единоборств – это однотонные костюмы и соответствующая обувь.

Удары с бока в Савате, которые чаще всего называют ронтальной или низкой фронтальной атаками. Именно эти удары оставляют двойственное впечатление после знакомства с ними. С одной стороны, эти удары довольно эффективны. Но всё-таки, с другой стороны, они все же противоречивы друг другу. Из-за их исполнения боец не имеет хорошей защиты. Но, как показал на собственном примере Густаффсон – лучшей защитой является постоянное движение.

Конор во французском боксе

Конор также внес в этот вид спорта свои дополнения и изменения. Он в свою тактику взял косой удар, и внес свои коррективы. Конор также использует позицию в клинче, а это значит, что скорее всего, и этот прием он взял из мира Французского бокса.

Время идет дальше, а это значит, что через какое-то время Сават снова пополниться новыми фишками, техниками. Добавится что-то новое, модернизируется старое. И этот вид единоборств снова задышит с новой силой, обновиться. Удары либо другие фишки могут долгое время использоваться в октагоне, в боях без правил. Но всё-таки замысел такого стиля единоборств, как Сават, был изобретен именно для того, чтобы показать изящную работу ног, а также телодвижения.

Именно бойца сами обновляют виды спорта. Они развивают свои стили ведения боя, берут что-то изразных видовспорта. МакГрегор развивается в сложнейшей методике, которую сам себе составляет. Развитие этих единоборств проходит очень быстро.

Добавить комментарий