Блог
171 0

История развития спортивного туризма. Становление и развитие спортивного туризма Спортивный туризм как вид спорта

История развития спортивного туризма. Становление и развитие спортивного туризма Спортивный туризм как вид спорта

Спортивный Туризм - это вид спорта - соревнования по различным видам туризма (лыжный, водный, горный, спелеотуризм и др.).

Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм - вид спорта по преодолению протяжённого отрезка земной поверхности, называемым маршрутом. При этом по "земной поверхностью" подразумевается не только каменная поверхность Земли, но также и водная, и расположенная под дневной поверхностью (пещеры). Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в сплавах по рекам).

Спортивный туризм в России являетсянациональным видомспорта, имеющим многовековые исторические традиции, и включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развитияспортивного туризмапо-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов ("турклубы"), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.

Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях.

В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет. Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.

Спортивный туризм - это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию 1 в 1949. При присвоенииспортивных разрядови звания мастера спорта учитываются количество и сложность совершенных походов, а также опыт самостоятельного руководства ими. Сложность определяется продолжительностью и протяжённостью маршрутов, количеством и разнообразием естественных препятствий. Многодневные походы (пешеходные, лыжные, водные, горные, велосипедные, автомобильные, на мотоциклах и мопедах) проводятся по маршрутам 5 категорий сложности. Маршруты повышенной сложности, особенно 4-5-й категорий, требуют хорошей общефизической испециальной подготовки. Походы проводятся, как правило, при содействии спортивных и туристских клубов, советов спортивных обществ, коллективов физкультуры. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются т. н. походы выходного дня и соревнования по видам туристской техники (по некоторым проводятся всесоюзные соревнования).

Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документации, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР» (утверждены Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС в 1972).

Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях. В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме — речные пороги. Классифицированные препятствия составляют основу методики сравнения путешествий по их сложности. Это похоже на оценку сложности программ по гимнастике илифигурному катанию. С блеском исполненные наиболее сложные путешествия выдвигаются на первенство Москвы и на чемпионат России.

Организация и проведение спортивных путешествий подчиняются Правилам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. В этих Правилах аккумулируется опыт многих поколений путешественников. Поэтому при их выполнении гарантируется достигнутый в спортивном туризме уровень безопасности. Контролирует это система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). В частности, МКК проверяет подготовленность группы к выходу на маршрут и соответствие опыта участников путешествия его сложности. В соответствии с Правилами спортивные путешествия могут иметь шесть категорий сложности (к.с.). Если путешествия первой к.с. посильны для новичков, то путешествия шестой к.с. экстремальны даже для самых сильных и опытных путешественников. Действительно, горные «шестерки» на отдельных участках могут включать восхождения на вершины высотой более 7000 м, лыжные «шестерки» это сотни и сотни километров пути в сорокаградусный мороз по бесконечным сибирским хребтам, водные «шестерки» это умопомрачительные сплавы по бешеным рекам Алтая и Средней Азии.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших (5-й и 6-й) категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 — 6 лет.

Виды спортивного туризма

По видам спортивный туризм различается:

пешеходный туризм - передвижение на туристском маршрутепроизводится в основном пешком. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий пешком, для высоких категорий сложности — в районах со сложным рельефом и климатическими условиями.

лыжный туризм - передвижение на туристском маршрутепроизводится в основном на лыжах. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий по снежному и снежно-ледовому покрову на лыжах, для высоких категорий сложности — в условиях суровых климатических зон и в горной местности.

горный туризм - пешие походы в условиях высокогорья. Основной задачей является прохождение горных перевалов, восхождение на вершины, траверсы горных хребтов.

водный туризм - сплав по рекам на средствах сплава (судах), как правило в горной местности. Основной задачей является прохождение водных препятствий, образованных рельефом русла реки и особенностями ее течения.

спелеотуризм - путешествия по подземным полостям (пещерам, системам пещер, в том числе частично затопленным водой). Основной задачей является преодоление структурных препятствий, встречающихся в пещерах.

парусный туризм- путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер. Основной задачей является выполнение плана похода судна в соответствии с правилами плавания во внутренних водах и в открытом море.

на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедный туризм, конный туризм и авто-мото туризм. Основной задачей является преодоление на протяженном маршруте рельефно-ландшафтных препятствий (дороги и тропы с различным рельефом и покрытием, вплоть до дорог на грани проезжаемости (проходимости), туристических, скотопрогонных троп и троп миграции животных, броды и переправы, горные перевалы, траверсы и т.д.) всложных условиях, как правило в горной или сложной по климату и рельефу сильнопересеченной местности.

комбинированный туризм - походы, сочетающие в себе элементы различных видов туризма;

Мотоциклетный туризм - один из видов туризма, в котором мотоцикл служит средством передвижения. Понятие «мотоциклетный туризм» многозначно и относится как к одному из видовактивного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:

детский туризм;

юношеский туризм;

взрослый туризм;

семейный туризм;

туризм для людей с ограниченными возможностями.

Впоследние годыактивное развитие получили следующие направления спортивного туризма:

путешествия(в том числе - одиночныепутешествия);

экстремальный туризм;

дисциплина дистанции;

Дисциплина дистанциив закрытых помещениях на искусственном рельефе;

короткие маршруты в классе спортивных походов.

Разнообразие рельефа, климата, естественных ландшафтов являются природной основой разнообразных направлений спортивно-оздоровительной рекреации. Одни из них имеют массовый характер (купально-пляжный, прогулочный), другие ориентированы на людей с хорошейспортивной подготовкой, занятие ими иногда связано с риском для жизни (авантюрный или приключенческий туризм). Как ни в одном другом виде рекреации здесь высока доля самодеятельного туризма. Есть и такие направления, которые из-за высокой стоимости специального снаряжения и обслуживания можно отнести к элитарным, рассчитанным на состоятельную клиентуру.

Подводный туризм, несмотря на дороговизну снаряжения, становится все более популярным и имеет целью осмотр подводного мира, фотоохоту, подводную охоту, сбор морских организмов, ракушек, жемчуга.

Дестинации. Подводный туризм больше представлен в тропических странах. Здесь туристов привлекают коралловые рифы — Большой Барьерный Риф у берегов Австралии, атоллы Океании, рифы Карибского моря, побережья Флориды, Красного моря. Погружение под воду с аквалангом называют дайвингом. Многие приморские курорты имеют дайвинг-центры, где можно обучитьсяподводному плаванию, взять на прокат снаряжение.

Дайвинг включает не только элементы спорта и риска, но имеет определенный познавательный интерес. Например, в средиземноморских странах развивается археологический подводный туризм, так как в прибрежных водах немало развалин затопленных античных городов, их с интересом осматривают туристы. Привлекают туристов и остовы затонувших кораблей, нередко туристы занимаются их поиском или поиском сокровищ.

Для тех, кто не в состоянии опуститься с аквалангом под воду предлагаются экскурсии к подводным витражам, специально создаваемым в днищах судов и в подземной части прибрежных зданий. Можно также совершить небольшое путешествие на комфортабельных туристских подводных лодках.

Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых является широко распространенным занятием. Имея самостоятельное значение, он нередко сопровождаетразличные видыспортивного, оздоровительного и лечебно-курортного туризма. Прогулочный отдых включает в себя такие занятия как прогулки на открытом воздухе пешком, на лыжах, пикники (пикник-туризм), осмотр пейзажей. В промыслово-прогулочном туризме прогулки сопровождаются сбором грибов, ягод, орехов, цветов, лечебных растений, морских моллюсков, кораллов, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов, других даров природы, коллекционированием бабочек, жуков, составлением гербария и пр.

Дестинации. В богатых в природном отношении районах промысловый туризм приобретает значительные размеры. В Сибири и на Дальнем Востоке промысел местным населением ягод, грибов, орехов, папоротника и других даров природы по массовости уступает только пригородному прогулочному отдыху. В связи с этим ряд ученых выдвигает промысловый туризм в ранг самостоятельного вида, равнозначного лечебно-курортному, спортивно-оздоровительному и т.д., что вряд ли правомочно, так как массовые заготовки даров природы являются не столько отдыхом, сколько видом хозяйственной деятельности, а для части населения — способом существования. Как правило, при организованной промыслово-прогулочной рекреации объем сбора даров природы незначителен, а в целом по миру данный вид туризма имеет в большинстве случаев подчиненное значение, обычно сопровождая другие виды.

Маршрутный туризм может быть спортивным (квалификационным) и любительским (оздоровительным). Спортивный туризм подразумевает походы по маршрутам определенной категории сложности с целью повышения туристического мастерства, проверки своих физических, психических сил и выносливости, выполнения спортивных квалификационных норм.

Первоначально маршрутный туризм насчитывал 4 вида: пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, со временем к ним добавились мото- и автотуризм. По характеру преодолеваемых препятствий чаще всего маршрутный туризм подразделяется на равнинный и горный. Горный туризм более привлекателен из-за высокой эстетичности горных пейзажей, а также тем, что связан с большими трудностями, опасностями ифизическими нагрузками. Большое развитие получил водный туризм — походы по рекам, озерам, морям на туристских судах. Среди спортсменов и любителей особенно популярны сплавы по рекам на байдарках,надувных лодках, катамаранах, плотах и других плавсредствах. Сплав на плотахразличной конструкциипо сложным горным рекам называется рафтинг. Водный туризм включает в себя также: водно-моторные прогулки и маршруты, гребной (байдарки, каноэ и др. суда), водно-лыжный и парусный спорт. Как правило, эти виды отдыха и туризма сочетаются с купально-пляжным туризмом и рыбалкой. Водно-моторный транспорт играет значительную роль в пригородной и местной рекреации для прогулочного, промыслово-прогулочного, рыболовного и охотничьего отдыха и туризма.

Маршрутный туризм распространен повсеместно, не концентрируясь в пределах каких-то регионов и стран. Конечно, большей популярностью пользуются территории, мало освоенные человеком, отдаленные от больших, шумных городов. Среди увлекающихся походами очень много самодеятельных туристов.

Очень популярен рыболовный туризм. Различают речной, озерный и морской рыболовный туризм. В пресных водах популярными и престижными объектами лова являются рыбы, обитающие в чистых и быстрых реках — форель, хариус, ленок, таймень. Рыбалка на них (особенно на тайменя) привлекает не только местное население, но и зарубежных туристов. Организация рыболовных туров для иностранцев обычно отличается большей экологичностью. Потому, что пойманная рыба, после взвешивания, обмеривания, и фотографирования удачливого рыбака с добычей, чаще всего отпускается обратно в водоем. Нередко, одну и ту же рыбу вытаскивают из воды несколько раз. Конечно, чтобы не нанести вреда рыбе используют специальные рыболовные крючки.

В местном рыболовном туризме список промысловых рыб очень широк и определяется районом лова — карась, сазан, карп, щука, сом и т.д. Объектами лова в морском рыболовном туризме служат самые различные по видовому составу и размерам рыбы, даже небольшие акулы.

Дестинации. Рыбалка — это не только отдых, хобби, промысел, но еще и спорт. Во многих районах мира проводят соревнования рыболовов, в том числе чемпионаты мира. Мировой рекорд был поставлен в водах острова Маврикий — добыт 550 килограммовый голубой марлин. Наиболее богатыми дляморской рыбалкиместами считаются коралловые рифы ( Большой Барьерный риф, острова Океании, Карибское море, воспетое Хемингуэем). В высоких широтах большой популярностью пользуется подледнаярыбная ловля. Так, в Канаде ежегодно проводятся чемпионаты по подледному лову.

В некоторых случаях рыболовный туризм принимает необычные формы. Например, в китайских городах можно за плату порыбачить в бассейнах и аквариумах, расположенных в парках или даже в зданиях.

Охотничий туризм очень разнообразное явление. Для значительной части охотников-любителей основная цель охоты — это прогулка по лесу, а не трофей. Такие виды туризма как фото-, кино- или видеоохота относятся не только к спортивно-оздоровительной, но и познавательной рекреации. В тоже время охотничий трофейный туризм все больше регламентируется в связи с проблемами охраны животного мира. В большинстве стран мира на основные объекты охоты существуют лицензии, ограничивающие количество и виды трофеев, а также сроки охоты. В развитых странах, имеющих низкую лесистость, многих животных специально подкармливают или разводят для охоты. Благодаря этому многие лесные массивы Европы и США, несмотря на небольшие размеры и высокую посещаемость туристами, имеют плотность животных выше чем, например, в естественных лесах России.

Дестинации. Охотничий туризм — один из самых дорогих видов как по стоимости экипировки, так по ценам на предоставляемые услуги. Средняя стоимость обслуживания одного дня туриста-охотника составляет примерно 200 дол., несмотря на нередко спартанские условия быта. Стоимость лицензии на отстрел животного, в зависимости от объекта охоты, составляет от первых сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Особенно дороги сафари в Африке (Кения, Танзания, ЮАР). Нередко, как при африканском сафари, объектами охоты служат охраняемые животные. В определенной степени это оправдано, так как приносит средства, необходимые для охраны животных от браконьеров, ущерб от которых значительно больше, чем от охоты.

Горнолыжный туризм в последние три десятилетия развивается очень быстро. Привлекательность горнолыжного туризма обусловлена тем, что это единственный массовый вид спорта и отдыха в зимнее время. К тому же зимний горный пейзаж отличается высокой эстетичностью, также как и сам спуск по трассе ярко экипированных лыжников. Заниматься горнолыжным туризмом в настоящее время стало модным.

Горнолыжный туризм и отдых включает катание на лыжах, слалом, прыжки с трамплина, фристайл, сноуборд, фрирайд и горнолыжные походы. Наиболее подходят для развития массового горнолыжного туризма территории, обладающие определенными природными условиями. Рельеф — слабо расчлененный с протяженными склонами от сотен метров до нескольких километров крутизной до 35° (оптимально 17°). Мощность снежного покрова — не менее 50 см при устойчивой солнечной погоде.Важнейшим условиемявляется лавинная безопасность трассы.

Для занятийгорными лыжамисозданы крупные комфортабельные туристические базы, микрогородки, состоящие из кемпингов. Они превратились в настоящие курорты, использующие лечебные свойства горного климата.

Родинойгорнолыжного спортаявляются Альпы. В начале ХХ в. в Сан-Антоне (Австрия), ныне известном горнолыжном курорте, был осуществлен первый спуск по горному склону. Альпийские трассы и поныне остаются самыми популярными среди горнолыжников. Лучшие альпийскиегорнолыжные курорты: Шамони, Валь д’Изер (Франция), Давос, Санкт-Мориц (Швейцария), Инсбрук, Сан-Антон (Австрия), Кортина-д’Ампеццо, Курмайор (Италия).

Горнолыжные курорты часто используют для проведения ЗимнихОлимпийских игр. Популярность курортов после этого резко возрастает. Вразные годыБелые Олимпиады принимали Шамони (1924 г., первые зимние Олимпийские игры), Кортина-д’Ампеццо (1956 г., впервые участвует СССР), Гренобль (Франция), Инсбрук, Саппоро, Нагано (Япония), Лиллихаммер (Норвегия), Калгари (Канада), Солт-Лейк-Сити, Лейк-Пласид (США).

В России до последнего времени не было высококачественныхлыжных трасси комфортабельных курортов. Наилучшими природными условиями отличаются горы Кавказа и Камчатки, в Подмосковье. Наиболее известные горнолыжные центры страны: Кировск (Мурманская обл., горы Хибины, характеризуется продолжительным лыжным сезоном, что обусловлено северным географическим положением), Домбай, Терскол, Эльбрус (старейшие горнолыжные базы на Северном Кавказе), Красная Поляна (самый молодой и комфортабельный курорт, расположенный на Западном Кавказе в 70 км от Сочи). Имеются центры на Урале и в горах Южной Сибири. Самый крупный горнолыжный проект России — создание 40 км горнолыжных трасс у поселка Листвянка на Байкале.

Альпинизм — разновидность горного туризма; путешествие, включающее восхождение на вершины. Это спортивный туризм, требующий от участников хорошейфизической подготовкии высокой квалификации. Возникновение альпинизма обычно относят к 1786 г., когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар вершины Монблана — высочайшей в Альпах (4807 м). России первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750м) участников экспедиции Д. Гаусса в 1788 г. Высочайшую вершину Земли — Эверест (8848 м) — покорили в 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерп Н. Тенцинг.

Поскольку альпинизм связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, массовость его не высока. Начинающих альпинистов готовят в альпинистских лагерях, где проводят также тренировочные сборы, слеты, соревнования. Альпинистские лагеря бывают как временные палаточного типа, так и стационарные с летними домиками или капитальными строениями. Нередко в летний сезон используются пустующие горнолыжные базы и курорты. Альплагеря создают при проведении альпиниад — массовых восхождений альпинистов на несложные вершины.

Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты стран и мира. Наиболее престижными для восхождения среди профессиональных альпинистов являются «восьмитысячники» Гималаев (Джомолунгма-Эверест, Аннапурна и другие — всего 11 вершин) и Каракорума (Чогори, 8611 м и др.). Рейтинг альпинистов-профессионалов зависит также от покорения высочайших вершин каждого материка (Европа — Монблан, Африка — Килиманджаро, Северная Америка — Мак-Кинли, Южная Америка — Аконкагуа, Австралия — Косцюшко). Для горных восхождения в горы стали важным источником дохода. Например, обслуживание многочисленных экспедиций, стремящихся покорить Джомолунгму и другие гималайские вершины, дает львиную долю от туристских доходов в Непале.

Спелеотуризм (от греч. spelaion — пещера) — посещение пещер. В зависимости от их сложности спелеотуризм может быть экскурсионным, любительским и спортивным. Спортивный спелеотуризм подразумевает прохождение или первопрохождение технически сложных пещер, требующих для их преодоления профессиональной подготовки. Сложность подземных маршрутов обусловлена разнообразием рельефа пещеры (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и озера), отсутствием света, низкими температурами при высокой влажности воздуха (до 100%). Нередко для путешествия в пещерах требуются навыки пешего туризма, скалолазания, ныряния с аквалангом. Спортивный спелеотуризм обычно сопровождается научным изучением пещер или составлением плана подземных ходов.

Любительский спелеотуризм характеризуется посещением более простых и безопасных пещер, он широко распространен в местном туризме, играет существенную роль в краеведении.

Самые известные пещеры находятся в Альпах. Например, глубочайшая пещера мира — Лампрехтсофенлох, уходящая вглубь земли на 1634 м (Австрия). Вторая по глубине пещера Жан-Бернар находится во французских Альпах (глубина 1602). Одна из самых красивых в мире пещер — Пьер Сен-Мартин (длина 51 км, глубина 1350м) — расположена в Пиренеях на границе Франции и Испании. Много известных пещер на Кавказе. Самая глубокая из них — Снежная в Грузии (глубина 1370 м).

Самые длинные пещеры мира это — Флинт-Мамонтова (горы Аппалачи, США, 563 км); Оптимистичная (Подольская возвышенность, Украина, 207 км); Озерная (там же, 111 км)

Известные карстовые районы с широким распространением пещер находятся в Средней Азии, Южном Китае, Мексике.

ТУРИЗМ СПОРТИВНЫЙ

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Основные вопросы:

История развития спортивного туризма

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА

3. ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.

Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с

Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.

Витебск 2016

история развития спортивного туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.

Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Грецияи Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции. Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника (отпуска). Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом.Важнейшую рольна этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Перваямировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер.

Туризм как вид спорта был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) в 1949 г. Федерация туризма СССР, как и туризм в составе ЕВСК, просуществовали до 1958 г., а затем по чисто бюрократическим соображениям туризм из ЕВСК был исключен, а Федерация туризма ликвидирована.

После 1958 г. в течение следующих семи лет туризм спортивный остался полностью на попечении советов по туризму (т.е. профсоюзов). Количество аварий на маршрутах туристских походов (а именно это послужило поводом к исключению туризма из спорта), тем не менее не уменьшилось, а наоборот, существенно возросло. И туризм восстановили в ЕВСК в 1965 г.

Все эти годы (с 1958-го по 1976-ой включительно на всех уровнях - от областных до Центрального совета по туризму и экскурсиям - работали общественные комиссии по видам туризма и разделам работы (маршрутно-квалификационные, по соревнованиям, по подготовке и аттестации общественных туристских кадров и др.).

Совместным постановлением Белсовпрофа и Комитета по физической культуре и спорту при СМ БССР от 15 февраля 1977 г. была создана Федерация туризма (ФТ), которая, собственно говоря, уже в течение ряда лет существовала в форме Совета по массовым видам туризма при Белсовете по туризму и экскурсиям и которая явилась предшественницей ныне действующей (с 1991 г.) Федерации спортивного туризма. При образовании федераций туризма в 1977 г. ничего особенного, революционного изобретать не нужно было. Структура уже была. Более того, в Белоруссии по инициативе Ю. М. Кокорева, туриста и альпиниста с довоенным стажем, уже в 1963 г. был образован орган, объединявший деятельность всех республиканских комиссий по видам и разделам работы, включая и комиссию по ориентированию на местности. Первым председателем Федерации туризма республики был избран (1977 г.) Эдуард Точицкий. Пять лет спустя - Георгий Шишко, третьим председателем Федерации стал (до 1991 г.) Александр Битус. Два первых - мастера спорта по горному, А. Битус - мастер спорта по водному туризму.

С 1971 по 1980 год включительно проводятся всесоюзные (в ряде республик - республиканские) соревнования на лучшее туристское путешествие. Форма проведения - заочная. Это значительно упрощает систему проведения соревнований, поскольку в них принимает участие любая команда, которая подала заявку на участие, а затем своевременно представила отчет в ГСК.

Большую работу как Всесоюзная ФТ, так и республиканские осуществляли, организуя спортивно-туристские слеты. Уже в начале этого периода (1965- 1980 гг.) разрабатываются правила соревнований по технике водного и горного туризма, позднее - по всем остальным видам туризма, включенным в спортивную классификацию.

К концу 1980 г. Всесоюзной федерацией принимается ряд решений, качественно изменивших характерспортивных мероприятий: начиная с 1981 г. всесоюзные соревнования на лучшее туристское путешествие переводятся в ранг чемпионатов СССР, а туристские слеты проводятся в соответствии с правилами соревнований по технике видов туризма. Престижность соревнований заметно возросла, а следовательно, возрос уровень технической сложности как туристских маршрутов, так и дистанций соревнований. Первые три чемпионата СССР по спортивному туризму (1981,. 1983, 1985 гг. - чемпионаты проводятся раз в два года) свидетельствуют о значительном усложнении маршрутов спортивных туристских походов. Успешно выступают в этих чемпионатах белорусские туристы, которые, начиная с последних всесоюзных соревнований на лучшее туристское путешествие (1977- 1980 гг.), уверенно входят в число лидеров самого высокого уровня.

В период с 1977 по 1991 год ФТ, как и федерации по другим видам спорта, имела свои областные организации (областные ФТ), а также, просуществовавшие, правда, недолго, федерации туризма ДСО. Каждый областной центр имел свой туристский клуб с небольшими штатами. Туристские клубы были созданы и во многих районах. Параллельно работали туристские секции ДСО профсоюзов, клубы туристов предприятий, организаций и вузов, а также вся система станций юных туристов.

Но время 90-х годов оказалось совсем уже другим временем. Собственно говоря, это новое время началось раньше, чем наступило последнее десятилетие XX века. После достаточно спокойного, неспешного, но поступательного развития спортивного туризма в период с 1965 г. по 1980 г., наступает совсем другой период - период борьбы за выживание спортивно-туристской деятельности и той структуры, которая эту деятельность обеспечивала.

Период перестройки, закончившийся в 1991 г. распадом СССР, шаг за шагом изменяет устоявшийся порядок вещей. Уже к концу 1990 г. принимается решение о роспуске Всесоюзной федерации туризма и создании Туристско-спортивного союза СССР, который полтора года спустя преобразовывается в Международный туристско-спортивный союз. При этом в наиболее развитых (в спортивно-туристском отношении) республиках теперь ужебывшего СССР(Россия, Украина, Беларусь) создаются республиканские туристско-спортивные союзы и сохраняются федерации спортивного туризма, представляющие туризм в спорткомитетах (министерствах спорта) этих республик. Что касается профсоюзной опеки, то с конца 80-х профсоюзы шаг за шагом избавляются от самодеятельного туризма и к 1990 г. вполне успешно справляются с этим. Федерации спортивного туризма республик бывшего СССР становятся самостоятельными федерациями суверенных государств, - начался новый этап их истории -- в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса и др., пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны насовременном этапе. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро снять первые сливки, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.

СТ как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

Лекция 14. Туристско-прикладные многоборья как вид спорта, входящий в систему спортивного туризма в Республике Беларусь.

Вопросы, рассматриваемые на лекции.

  1. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладные многоборья».
  2. Содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья.
  3. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Туристско-прикладные многоборья (ТПМ) – один из двух видов спорта, входящих в систему спортивного туризма в Республике Беларусь, имеющий свои Правила соревнований и установленные Единой спортивной классификацией Республики Беларусь разрядные требования. Соревнования по ТПМ – это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения разнообразной туристской техникой и тактикой. Дистанции ТПМ выступают в качестве своеобразной модели маршрута туристско-спортивного похода, а технические этапы ТПМ – модели отдельных классифицированных участков маршрута. С некоторой долей допущения можно говорить о том, что соревнования по ТПМ – это соревнования по технике и тактике преодоления характерных для спортивного туризма препятствий (технических этапов). Как и в случае спортивного туризма, где походы, по способу передвижения подразделяются на пешие (горно-пешеходные), лыжные, водные и велосипедные, соревнования по ТПМ проводят в технике горно-пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма.

1. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладное многоборье»

(краткая историявозникновения ТПМ).

Предшественниками соревнований по ТПМ, как самостоятельного вида спорта, несомненно, являются туристские слеты и соревнования по технике видов туризма.

Что представляют собою туристские слеты с точки зрения их содержания и программы? Туристские слеты являются достаточно специфичными, разноплановыми туристскими мероприятиями. Проведение слетов разного масштаба (республиканских, областных, районных, слетов отдельных организаций, межвузовских слетов и т.д.) практикуется со времен СССР по настоящее время. Например, I Всесоюзный слет туристов, был проведен в Северной Осетии (Кавказ) в 1981г.

Хотя многие туристы, понятия «туристский слет» и «туристские соревнования» понимают одинаково, между ними есть существенные отличия. Главные цели и задачи основной массы туристских слетов – популяризация туризма, и пропагандаздорового образажизни среди широких слоев населения; общение и обмен туристским опытом (Кодыш и др., 1984). Туристские соревнования являются лишь составной (хотя и наиболее важной) частью программы слета (пусть и наиболее существенной). Традиционная «зачетная» программа туристского слета является комплексной и включает в себя, по крайней мере, два раздела: программуспортивных состязанийи т.н. конкурсную программу. Таким образом, кроме состязаний в туристской технике на слетах широко практикуется проведениеспортивных игр, конкурсов туристской песни, фотографий и т.д. Важным компонентом программы слетов являются и разнообразные культурно-массовые (воспитательные) мероприятия.

В туристско-спортивную программу слетов обычно включают следующие соревнования. Во-первых, это соревнования по ориентированию на местности (обычно участники преодолевают дистанцию ориентирования в заданном направлении или ориентирования по выбору, в том числе дистанции ночного ориентирования). Во-вторых, обязательным компонентом туристско-спортивных состязаний является преодоление полосы препятствий горно-пешеходной техники (препятствий, специфичных для горно-пешеходного туризма), а так же дистанции техники водного и велосипедного туризма. Сложность данных соревнований, со спортивной точки зрения, зависит от масштаба слета. Например, на туристских слетах республиканского масштаба акцент делается именно на туристско-спортивную часть программы, и дистанции слета могут приравниваться с технической точки зрения к дистанциям ТПМ четвертого класса сложности (см. ниже раздел 3 данной лекции). На туристских слетах меньшего масштаба преследуются, как мы уже отмечали выше, прежде всего цель пропаганды туризма как средства оздоровления и активного отдыха широких масс трудящихся и учащейся молодежи (а не цель спортивного совершенствования). Поэтому и спортивно-туристские дистанции данных слетов не являются сложными со спортивной точки зрения.

Ни в коем случае не умаляя пропагандистского и воспитательного значения слетов, следует признать, что они имеют косвенное отношение к спорту, как таковому. Соревнования в рамках слетов проводятся без определенных, единых правил, на относительно несложных туристских дистанциях. Правила состязаний в рамках туристского слета оговариваются «условиями» проведения данного конкретного слета и варьируют от слета, к слету (не являются незыблемыми). Участие в данных соревнованиях никак не связано с присвоением туристам спортивных разрядов и званий.

Что представляли собою соревнования по технике туризма? Если главной целью туристских слетов является все же популяризация туризма, то главной целью соревнований по технике туризма являлось все же спортивное совершенствование в технике и тактике спортивного туризма. Соревнования по технике видов туризма зародились в 70-х годах прошлого века в СССР и предлагались вначале, в качествеэффективного способаспециальной подготовки для совершения спортивных походов. Отмечалось, что, «В туристских соревнованиях важно не только и не столько завоевать победу, сколько проверить техническую и тактическую подготовку, общефизическую и специальную тренированность, проверить новые образцы снаряжения в условиях максимально приближенных к походным» (Кодыш и др., 1984). Соревнования проводились по технике пешего, горного, водного, велосипедного, лыжного туризма и вскоре завоевали признание в туристской среде. Сложились предпосылки к переходу от соревнований, как вида специальной подготовки, к формированию самостоятельного вида спорта.

Соревнования в любом виде спорта – это игра по заранее оговоренным, определенным правилам. Поэтому в СССР были разработаны временные Правила туристских соревнований по отдельным видам туризма, утвержденные Центральным советом по туризму и экскурсиям и федерацией туризма СССР. Правилами устанавливалось четыре класса соревнований по возрастанию сложности. Именно в данных правилах было закреплено основное содержание соревнований туристов – преодоление дистанций туристской техники. В то же время до 90-х годов не было выработано единого подхода и единых Правил соревнований по технике разных видов туризма.

Какие дистанции преодолевались туристами в соревнованиях по технике видов туризма? Соревнования по технике пешеходного туризма заключались в преодолении протяженной дистанции кросс-похода с набором естественных препятствий (этапов) и компактно расположенной на местности полосы препятствий. Движение команды по дистанции кросс-похода было приближено к условиям похода (передвижение по маршруту с грузом и преодолением естественных препятствий). Дистанция полосы препятствий выявляла, прежде всего, техническую подготовленность команды. Она была призвана быть зрелищной, динамичной, и преодолевалась обычно без контрольного груза. Характерными техническими этапами и участками на дистанциях данных соревнований являлись: преодоление горных склонов (моделей горных склонов); переправы через водные препятствия,разные видытранспортировки «пострадавшего» и пр.

Соревнования по технике горного туризма высшего четвертого класса проводились на трех дистанциях: скальной, снежно-ледовой, и дистанции преодоления водной преграды. Скальные дистанции заключались в преодолении командой скального склона различной крутизны и протяженности (дистанция 4 класса – крутизна 55-60°, протяженность до 100м) с применением разнообразной техники передвижения и страховки. На ледовой дистанции, соответственно командой преодолевались ледовые склоны, а на дистанции преодоления водных препятствий команды демонстрировали технику и тактику наведения различных переправ (вброд, над водой). Соревнования по технике лыжного туризма проводились на двух дистанциях: туристы преодолевали протяженный лыжный маршрут и полосу препятствий, характерных для лыжных путешествий.

Таким образом, в соревнованиях по технике различных видов туризма не было единой структуры (несмотря на примененный принцип преодоления дистанций туристской техники), не было единых Правил и соответственно, единого метода классифицирования дистанций, определения результатов соревнований. Все это не позволяло до 90-х годов соревнованиям по технике видов туризма трансформироваться в отдельный вид спорта со своими разрядными требованиями, хотя предпосылки к такой трансформации уже были созданы.

В 90-х годах прошлого века желание проводить очные туристские соревнования по единому принципу и с едиными Правилами соревнований, наконец, было реализовано. В Республике Беларусь «родился»новый видспорта – туристско-прикладное многоборье. Заслуга в его появлении, прежде всего, принадлежит мастеру спорта по горному и лыжному туризму, неоднократному победителю и призеру Всесоюзных соревнований по спортивному туризму Владимиру Ильичу Ганопольскому, который является автором-разработчиком ныне действующих Правил соревнований по ТПМ.

Каково содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью? Соревнования по ТПМ, в технике различных видов туризма, заключаются в преодолении дистанций, требующих владения туристами всеми компонентами туристской техники, а так же решения комплекса тактических задач в данных компонентах. При этом под компонентами туристской техники подразумеваются уже известные Вам разновидности туристской техники: техника передвижения и страховки на естественных препятствиях; техника ориентирования на местности, техника бивака и поисково-спасательных работ. Определения ключевых понятий туристских соревнований «дистанция» и «технический этап» нами было представлено ранее (в лекции «Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции»). Они в равной степени относятся и к соревнованиям по ТПМ. Итак, дистанция ТПМ – это спланированный на местности и оборудованный для проведения соревнований по ТПМ маршрут или система маршрутов движения команд и участников с установленными техническими этапами или участками. Данный маршрут (система маршрутов) для движения команд и участников обозначен на локальных препятствиях (естественном рельефе, искусственных сооружениях) или нанесен в том или ином объеме на карте местности. Технический э тап – основной элемент дистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют определенное условиями соревнований технико-тактическое задание.

Состав дистанций туристско-прикладного многоборья одинаков для соревнований по технике всех четырех видов туризма. В соревнованиях по ТПМ командами преодолеваются три вида дистанций: длинная дистанция, короткая дистанция и дистанция поисково-спасательных работ (ТПСР). В зависимости от масштаба соревнований ТПМ, команды преодолевают разный набор дистанций. На соревнованиях класса мастеров (уровня чемпионата Беларуси) команды выступают на всех трех дистанциях. На соревнованиях класса высших разрядов (уровня чемпионата города, области) команды выступают на двух дистанциях (длинной и короткой). Наконец, на соревнованиях класса новичков команды преодолевают одну дистанцию промежуточную по протяженности и числу технических этапов между длинной и короткой дистанциями.

Все соревнования по ТПМ проводятся как лично-командные. Начиная с четвертой группы соревнований, (см. ниже) кроме командных дистанций, участники преодолевают две личные дистанции – длинную и короткую. По результатам, показанных участниками на данных личных дистанциях определяются победители соревнований в личном первенстве. Кроме того, результаты, показанные участниками команды на личных дистанциях (средний балл) учитываются при определении места команды в общекомандном зачете. Соревнования V группы (класса «новичков») проводятся на одной лично-командной дистанции. Победители личного первенства определяются по результатам преодоления участниками отдельных личных технических этапов такой объединенной дистанции.

Что представляет собою длинная дистанция туристско-прикладного многоборья? Длинная дистанция ТПМ – это пешеходнотуристский, лыжнотуристский, воднотуристский или велотуристский протяженные маршруты (до 12км на местности в соревнованиях по технике горно-пешеходного и лыжного туризма), содержащие набор технических этапов. Длинная дистанция является своеобразной моделью маршрута похода, а ее технические этапы моделируют, в свою очередь, естественные препятствия, характерные для данного вида спортивного похода. На этой дистанции оценивается уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· В технике и тактике ориентирования на местности;

· В технике и тактике передвижения по элементам естественного рельефа местности и по выделенным в виде технических этапов естественным препятствиям;

· В технике и тактике организации командной страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий;

· В технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа.

· В технике туристского бивака.

В соответствие с оцениваемыми компонентами техники на длинной дистанции устанавливают ряд технических этапов. Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма являются следующие этапы: преодоление склона со страховкой (подъем, траверс, спуск); переправы через реку с организацией страховки (переправа вброд, по клади, навесная), ориентирование на местности (по азимуту, в заданном направлении, по заданной линии), транспортировка «пострадавшего» по различным элементам рельефа и различными средствами (на вязаных носилках, по склону с сопровождающим и т.д.) и ряд других.

В соревнованиях по ТПМ в технике лыжного туризма вышеперечисленные технические этапы преодоления склона, переправ, транспортировки «пострадавшего» так же присутствуют в том или ином объеме. Характерным этапом для оценки техники ориентирования на местности в зимних условиях является этап ориентирования на маркированной трассе. Разумеется, что для соревнований в лыжнотуристской технике характерны и технические этапы передвижения на лыжах: различные виды техники подъема и спуска на лыжах со склона, преодоление на лыжах участков труднопроходимого леса, «тропление» лыжни в глубоком снегу и пр. С сущностью вышеуказанных технических этапов Вы должны познакомится на практических занятиях по предмету «Туризм» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Представление о применяемой на данных технических этапах технике туризма дано так же в материалах методических занятий «Техника преодоления естественных препятствий», «Технические приемы ориентирования на местности».

Что представляет собою короткая дистанция туристско-прикладного многоборья? Короткая дистанция – это дистанция пешеходнотуристской, лыжнотуристской и пр. техники. Она не подразумевает движения команды и участников по сколько-нибудь протяженному маршруту на местности, а заключается в преодолении характерных для каждого вида туризма естественных локальных препятствий с выполнением командами заданных условиями соревнований технико-тактических действий. В соревнованиях по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма короткая дистанция – это, прежде всего, преодоление командами и участниками локальных участков склонов различной сложности и с разным характером покрытия: глинистых, скальных, снежных и пр. Соответственно, короткая дистанция не разбивается на отдельные технические этапы (с отдельной оценкой за их преодоление) а является единой.

На короткой дистанции ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма акцент делается на оценку двух компонентов туристской техники: техники передвижения по естественным препятствиям; техники организации страховки. Характерная короткая дистанция на соревнованиях в технике горно-пешеходного туризма заключается в преодолении склонов (подъем-траверс-спуск) с организацией страховки. На соревнованиях по технике лыжного туризма та же дистанция подъем-траверс-спуск преодолевается частично в технике пешего передвижения и частично на лыжах (но вновь с организацией страховки на указанных условиями соревнований участках). Кроме того, на соревнованиях ТПМ класса высших разрядов и мастеров, накоротких дистанцияхможет оцениваться и техника транспортировки «пострадавшего» по склону (на вязаных носилках, на сопровождающем участнике и пр.).

Что представляет собою дистанция поисково-спасательных работ? Дистанция ТПСР имеет определенную протяженность на местности (обычно меньшую, чем протяженность длинной дистанции) и разбивается на отдельные технические этапы. Выделенные технические этапы дистанции ТПСР призваны оценить уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· Технике и тактике поисковых работ (технике ориентирования на местности, включая ночное ориентирование).

· Технике оказания первой (доврачебной) помощи «пострадавшему».

· Технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа местности, по естественным препятствиям (склонам, переправам через водные препятствия).

Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма являются следующие этапы дистанции ТПСР: ночное ориентирование в заданном направлении, диагностика травмы «пострадавшего» и оказание ему первой помощи, этапы разнообразной техники транспортировки «пострадавшего».

Как в туристско-прикладных многоборьях указывается уровень (масштаб) соревнований? Масштаб соревнований по ТПМ указывает т.н. группа соревнований. Соревнования по ТПМ проводятся по пяти группам: V группа – соревнования «класса новичков»; IVБ группа – соревнования класса массовых разрядов; IVА группа – соревнования класса высших разрядов; III группа – соревнования класса мастеров (чемпионаты, кубки Республики Беларусь); II и I группы –международные соревнованияс участием команд из различного числа государств. Соревнования V группы проводятся на одной лично-командной дистанции. Соревнования IV группы проводятся в рамках двоеборья – на короткой и длинной дистанциях, причем устанавливаются обе личные и командные дистанции. Начиная с III группы (уровень чемпионата Республики Беларусь), соревнования проводятся в рамках троеборья: на короткой и длинной дистанции (личной и командной) и на дистанции ТПСР (командной).

  1. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Как мы указывали выше – соревнования по ТПМ это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения техникой и тактикой туризма. Чем больше масштаб соревнований, тем более сложные дистанции преодолевают спортсмены. На соревнованиях по ТПМ I, II, III группы устанавливаются наиболее сложные дистанции (в отношении технико-тактической и физической сложности их преодоления); на соревнованиях V группы – наименее сложные. При этом уровень сложности дистанций (этапов) ТПМ определяется понятием « класс дистанции (этапа)».

Какие характеристики дистанций и этапов определяют их класс? Всего правилами ТПМ установлено пять классов сложности дистанций. Дистанция V класса – наименее сложная; дистанция I класса – наиболее сложная. В свою очередь класс дистанций определяется, во-первых, естественной сложностью преодолеваемых командами и участниками естественных препятствий на местности. Например, он зависит от крутизны преодолеваемого склона и сложности лазания на этапе «преодоления склона»; от скорости течения, глубины, ширины преодолеваемых рек на этапе «переправа через водное препятствие»; от наличия или отсутствия очевидных ориентиров, уточняющих местоположение контрольного пункта («привязок») на этапе «ориентирование в заданном направлении» и т.д. Во-вторых, класс дистанций определяется сложностью поставленных перед участниками соревнований технико-тактических задач. Например, один и тот же склон, по условиям соревнований команды могут преодолевать с использованием разных по назначению и сложности технико-тактических приемов и средств: преодолевать склон с самостраховкой; с командной страховкой; с командной страховкой и транспортировкой «пострадавшего» и пр. Подчеркнем, что в основном класс дистанции в целом определяется классом (читай, сложностью) установленных на ней технических этапов (участков), образующих логичную комбинацию.

Каким количественным показателем оценивается сложность (класс) дистанций и этапов ТПМ? Принципы количественной оценки технико-тактической и физической сложности дистанций и этапов разного класса более подробно указаны нами в материалах методического занятия «Особенности планирования и классифицирования технических этапов и дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью». Здесь мы только отметим, что количественная оценка сложности дистанций и этапов определяется так называемым суммарным показателем сложности (СПС), выраженным в баллах. Правилами ТПМ установлено, что основой для балльной оценки дистанций (этапов) различных классов сложности является шкала, выраженная в числах последовательности Фибоначчи: 5, 8, 13, 21, 34 (соответственно для классов дистанции (этапа) V, IV, III, II, I). Эти балльные оценки принимаются за исходные для классифицирования дистанции (этапа) судьями экспертами, причем каждая из них обладает своим, возрастающим диапазоном варьирования, позволяющим дать окончательную оценку в виде:

5 ± 1 (V класс); 8 ± 2 (IV класс); 13 ± 3 (III класс); 21 ± 5 (II класс); 34 ± 8 (I класс).

Можно сказать, что сами числа Фибоначчи определяют оценки стандартных (эталонных) дистанций и этапов соответствующих классов сложности. Это исходные оценки, на которые ориентируются судьи эксперты при планировании дистанции и технических этапов. Используя установленный диапазон их варьирования, они дают их окончательные оценки выше или ниже эталонных, в зависимости от конкретных характеристик препятствий, метеоусловий и предложенных участникам технико-тактических действий.

Какой сложности дистанции и технические этапы устанавливаются на соревнованиях по ТПМ различных групп? Правилами проведения соревнований по ТПМ предписывается, что в соревнованиях III группы (класс мастеров) минимум две дистанции должны быть не ниже II класса; допускается, что одна из трех дистанций может быть III класса и (или) одна дистанция – I класса сложности. В соревнованиях IV группы для подгруппы «А» обе дистанции должны быть не ниже III класса сложности (одна может быть II класса). Для подгруппы «Б» обе дистанции – IV класса. Соревнования V группы (класс новичков) проводятся на одной дистанции V класса.

Для иллюстрации вышеприведенных положений об уровне сложности дистанций в зависимости от группы соревнований приведем конкретные примеры (содержание) дистанций ТПМ V и IV класса в технике горно-пешеходного туризма. Так, протяженность дистанции V группы, поставленной на первенстве Белорусского государственного университетафизической культуры(2005г.), составила 6км. Участники команд преодолевали следующие этапы в индивидуальной технике: «Переправа через сухой каньон по веревке с перилами (параллельные перила)», «Преодоление склона (подъем-траверс-спуск) с самостраховкой на перилах», «азимутальное ориентирование». При этом на двух первых этапах у участников оценивалась индивидуальная техника передвижения по естественным препятствиям и техника самостраховки на вертикальных и горизонтальных перилах (перила наведены судьями соревнований). На третьем этапе оценивалась индивидуальная техника движения по азимуту. В дистанцию входили так же следующие этапы командной техники: «Навесная переправа через ручей» (по наведенным судейским веревкам, скомандной организациейстраховки для первого участника, переходящего ручей вброд и организацией сопровождения основной веревкой переправляющихся по перилам участников); «транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках», «ориентирование по заданной линии». Техническая сложность указанных этапов не выходила за рамки начальной туристской подготовки студентов, полученной ими в процессе изучения курса «Туризм».

В качестве примера дистанции IV А класса приведем некоторые параметры командной длинной дистанции на Чемпионате г.Минска по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма 2007г. (начальник дистанции – мастер спорта Челядинский Р.Н.). Протяженность дистанции составила порядка 10км. На дистанции были установлены следующие этапы в технике переправ: «Навесная переправа через сухой каньон», «Навесная переправа через сухой каньон с транспортировкой пострадавшего на вязанных носилках», «Переправа через водное препятствие по бревну», «Преодоление заболоченного участка местности по гати». Кроме того дистанция включала этапы ориентирования в заданном направлении и ориентирования по указанной линии, а так же этап транспортировки пострадавшего на вязанных носилках по пересеченной местности. Все действия по наведению веревочных перил и организации страховки на этапах, вязка носилок для пострадавшего и т.д., выполнялись силами самих преодолевающих дистанцию команд ими же определялась и тактика преодоления дистанции. В данном случае содержание дистанции требовало уже достаточно высокого уровня квалификации спортсменов (соревнования класса высших разрядов).

Как определяется ранг соревнований по ТПМ? Квалификация спортсменов определяется присвоенными им разрядами испортивными званиями. Причем разряды и звания присваиваются по результатам выступления на соревнованиях и выполнения разрядных требований, установленных в Единой спортивной классификации Республики Беларусь (ЕСК РБ). Ключевое понятие для выполнения разрядных требований – это квалификационный ранг соревнований.

Квалификационный ранг соревнований по ТПМ определяется в баллах (не путать с баллами результатов соревнований!) и напрямую зависит от спортивной квалификации участников соревнований. Так ранг командных соревнований определяется, как средняя величина суммы квалификационных баллов участников команд, занявших три первых места. Квалификационный ранг личных соревнований определяется как средняя величина квалификационных баллов участников, занявших первые 10 мест, умноженная на шесть (в пересчете на стандартную команду ТПМ в шесть человек). При этом квалификационные баллы участников следующие:

Звания и разряды: МСРБ КМС I р. II р. III р.(I юн. р.) без разряда

Квалификационные баллы 100 40 20 5 2 0.5

Разряды и звания в ТПМ присваиваются в соответствие с действующей ЕСК РБ, исходя из результатов командного и личного первенства в конкретных соревнованиях. При этом ЕСК определяет, в зависимости от ранга соревнований, необходимый для присвоения того или иного разряда результат (в баллах). Например, в приложении к соревнованиям V группы, необходимые результаты участников для присвоения им третьего, второго разрядов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Требования к выполнению массовых разрядов в личном первенстве соревнований по ТПМ.

Ранг соревнований (баллы)

Результаты участников необходимые для выполнения спортивного разряда.

(% от значений СПС * дистанции)

II разряд

III разряд

* – СПС – суммарный показатель сложности дистанции.

Литература по теме лекции.

1. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

  1. Кодыш Э.М. Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.-111.
  2. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.
  3. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.
  4. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн.: Белпринт, 1988. – 96с.
  5. Единаяспортивная классификацияРеспублики Беларусь (2001-2004гг). – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2001. – 333с.

Одним из самых динамичных и активных видов спорта является спортивный туризм, тренировки по которому проходят в условиях естественной среды. Смысл его заключается в том, чтобы преодолевать препятствия, созданные самой природой. Маршруты спортсменов могут пролегать через пещеры, перевалы, горные вершины, водные пороги, каньоны и через искусственные рельефы.

Спортивным туризмом в России занимается уже не одно поколение людей. Благодаря им данный вид спорта постоянно развивается и усовершенствуется. Занимаясь спортивным туризмом, спортсмены постоянно находятся в особой атмосфере, которая располагает их не останавливаться на достигнутых результатах.

Спортивный туризм начал свое существование в середине 20 века, а в 1949 году был занесен в Единую всесоюзную классификацию. Первые соревнования прошли в 1970 году посвященныетуристическому походу. На этом туристическом сайте рассказано очень много о спортивно туризме.

Многие любители спортивного туризма состоят в некоммерческих клубах. Но им можно заниматься и самостоятельно. Спортивному туризму присвоен государственный номер 0840005411Я, который говорит о его включении во Всероссийский реестр видов спорта.

Подразделяется спортивный туризм на несколько самостоятельных видов, которые перечислены ниже.

Велосипедный туризм; Туризм, связанный с авто – и мототехникой; Водный туризм, который подразделяется на отдельные категории; Конный туризм; Парусный туризм; Туризм, связанный с прохождением маршрутов на лыжах; Пешеходный туризм; Высокогорный туризм; Комбинированный туризм; Спелеотуризм.

Спортивным туризмом могут заниматься людиразных возрастов. Так проходят соревнования в детской, юношеской и взрослой возрастной категории.

Очень популярен семейный спортивный туризм. Данный вид спорта вызывает огромный интерес среди людей с ограниченными возможностями.

Спортивный туризм имеет несколько направлений, которые постоянно развиваются, например:

Групповые и одиночные путешествия; Из видов спортивных походов популярны короткие маршруты; Дисциплина дистанции; Экстремальный туризм; Прохождение маршрутов на искусственном рельефе в закрытом помещении.

Спортивный туризм имеет разную степень сложности, которая зависит от области похода, возраста участников (походы детских и юношеских групп имеют до трех степеней сложности), от вида препятствий и многих других факторов. При этом каждое направление данного вида спорта подразделяется еще на несколько категорий. Так, например, лыжный и велосипедный туризм подразделяется на шесть категорий сложностей, а конный имеет три.

Каждый спортсмен может претендовать на присвоение ему какой-либо категории разряда, которая говорит об уровне его мастерства. В спортивном туризме можно получить разряд от третьего юношеского до мастера спорта международного класса.

По каждому направлению спортивного туризма проводятся обязательные соревнования, которые подразделяются на классы и социально-возрастные виды.

Добавить комментарий