Блог
746 0

Известный в Китае и Европе мастер традиционного Ушу – господином Чжун Ляньбао дал интервью Нашей Версии. История возникновения ушу Боевые искусства ушу

Известный в Китае и Европе мастер традиционного Ушу – господином Чжун Ляньбао дал интервью Нашей Версии. История возникновения ушу Боевые искусства ушу

За последние полгода в Петербурге было проведено несколько чемпионатов по боевым искусствам Ушу и Кунг-фу (кстати, в европейским обиходе эти названия, будучи разными определениями одного и того же явления, часто разделяются).

Именитые ушуисты, среди которых присутствовали многократные чемпионы России, Европы и Мира, демонстрировали зрителям красочные Таолу (комплекс формальных упражнений), «железную рубашку» (практика «жесткого цигуна»), фул-контактые боевые спарринги, вызывая одобрительный гул зала, возможно заставляя вертеться в гробу не один десяток классиков некогда мощнейшего боевого искусства планеты.

Вероятно, ироничная поговорка «Не путайте Ушу с распространённым в нашей стране одноимённым видом спорта» как нельзя лучше отражает положение, в котором сегодня оказались боевые искусства Востока. Современные представления об Ушу, Каратэ, Тхэквандо подчас кажутся просто апофеозом заблуждений: на сайтах даже именитых традиционных школ, всерьёз ведут речь о «десяти смертных грехах в буддизме», о том, что Ушу – это китайскаяоздоровительная гимнастика, а Кунг-фу – борьба, что все боевые искусства придумали монахи Шаолиня, и другие не менее курьёзные анекдоты, приводящие в замешательство любого, кто интересовался этой темой чуть глубже уровня современного кинематографа.

За некоторым исключением, не лучше обстоят дела и на практике. Нередко демонстрирующего мастерство владениясобственным теломушуиста в спарринге легко «выносит» любой начинающий боец Муай-Тай и не обладающий какими-либо особыми навыками уличный «быдляк». На спортивном же ринге Ушу превратилось либо в бессмысленный «танец с саблями», либо в кик-боксинг, не имеющий ничего общего суникальной системойпсихофизического тренинга, которая некогда наделяла тело бойца сверхъестественными для обычного человека способностями.

О том, почему мощное боевое искусство превратилось в выхолощенную спортивную дисциплину, корреспондент «Нашей Версии на Неве» поговорил с известным в Китае и Европе мастером традиционного Ушу – господином Чжун Ляньбао, который гостил в Петербурге в конце августа и встречался с представителями традиционных школ Северной столицы.

– Шифу (учитель – Ред.), вы много путешествуете по миру, доводилось ли видеть, как под эгидой Ушу не ведающей публике в лучшем случае показывают хорошийрукопашный бой?

– Это явление повсеместно, оно происходит не только в России, но и в странах Европы, и в Китае. Всё вполне объяснимо: организаторы соревнований требуют зрелища, следовательно любое выступление должно соответствовать трём условиям: высоко, быстро, сложно. Но это не имеет никакого отношения к истинному боевому искусству. В традиционных стилях необходимо знать, для чего ты делаешь ту или иную Таолу. Ведь по сути дела, это тот же «бой с тенью». Ученик должен знать, что любое её движение имеет практическое применение, неважно удар это, захват или бросок. Спортсмен же просто театрально копирует движения. Спорт не ведает применения, он не уважает традиции, поэтому превращается в полную бессмыслицу.

Тот, кто знает соревнования, не знает применения тех движений, которые он так красиво делает. А кто знает применение, не будет участвовать в таком соревновании. Поэтому то, что вы видите – это не более чем акробатика. Человек, владеющий боевым искусством, просто не может так высоко и сложно прыгать, так выгибаться, так приземляться, ему это не нужно, это не имеет никакого практического смысла.

– Почему, на ваш взгляд, Ушу превратилось в спортивную дисциплину?

– Это связано с политическими событиями. Процесс начался после создания Китайской Народной Республики в 1949 году. Примерно с 1953 года наше правительство начало говорить, что традиционное Ушу нельзя распространять, оно не полезно для сплочения народа. В стране начал продвигаться спорт. Было принято решение показать всё лучшее, что есть в Китае. Начался всплеск Ушу: мир смотрел, удивлялся. Однако существовала чёткая градация того, что показывать можно, а что нельзя. Развивалось спортивое Ушу, а традиционные мастера остались в народе. Потом началась культурная революция, она продлилась 10 лет. Было большое затишье, все мастера ушли в подполье. Сегодня наше руководство говорит, что нужно восстанавливать традиции. Но не делает ничего для этого. Они уважают только красивые вещи, настоящее не пропагандируют.

Ваш президент – Владимир Путин, он молодец, нравится мне своим уважительным отношением к Ушу. Он приезжал в Китай, ему показали наш известный монастырь Шаолинь, бойцов, которые демонстрировали свою технику. Но что там увидел ваш Президент? Знают ли эти бойцы боевое применение тех красивых движений, которые они выполняют? Нет, скажу я вам, уже не знают, боевая техника почти выхолощена.

Мойродной городЯнтай – там много мастеров Танлан-Цуаня (стиль Ушу – Ред.), это родина стиля. Соответственно там много мастеров. Иностранцы могут придти учиться к любому мастеру, но не все из них знают практику применения тем движениям, которые они делают. Практика ушла. Та же история в Гонконге: много школ, которые учат Ушу, но не все знают применения своего стиля. У нас осталось очень мало хороших мастеров, не все из них готовы передать своё умение. Ведь в основе Ушу лежит традиция, которая передаётся от ученика к учителю. Учитель ищет достойных среди своих учеников, и если не находит, может не передать своё мастерство.

Например, у моего шифу – мастера традиционного искусства Лин Дзиньшаня, было трое сыновей. Никому из них он не передал настоящего мастерства. Даже среди моих учеников не все знают применения техники. Вторая сторона медали кроется в том, что не каждый способен взять мастерство. Это долгий, кропотливый труд, за короткий период ничего не придёт. Из 10 тысяч учеников может успеть 1–2 человека, не больше, оно поэтому и называется – искусство. Боец учит и традиционное Ушу. Но это вовсе не значит, что он высокого уровня. Он может выйти на бой и не суметь его применить.

–Западную цивилизацию с Ушу познакомил Брюс Ли, однако непредвзятый анализ биографии показывает, что его образ сильно раздут. Вы считаете, Ли был хорошим бойцом или же Китай просто нуждался в национальном герое?

– Много, кто о нём говорит, но мало тех, кто его знает по-настоящему. Это был молодой человек, настоящего мастерства он не успел взять, но Ли совершил настоящий подвиг тем, что распространил Ушу во всём мире.

– Правда ли, что его убили сами китайцы за то, что он, якобы, выдал какие-то секреты боевого искусства европейцам?

– Он не знал каких-то особенных секретов Ушу. Но зато много сделал для его развития.

– В современной Европе вам доводилось видеть настоящих мастеров?

– Во время путешествий я встречался с некоторыми известными мастерами, но поскольку мы не соревновались, не знаю ихпрофессионального уровня. Сильные мастера не хотят показывать своё мастерство. К тому же в этой структуре есть негласное правило – не критиковать друг друга, поэтому про тех, кто не столь силён, говорить ничего не могут.

– Сегодня в сети Интернет выложено очень много роликов, где показаны мастера «бесконтактного боя» которые энергетическими ударами могут уложить человека, находящегося за несколько метров. Понятно, что эта идея обросла множеством поклонников, говорят, что систему бесконтактного боя применяли не только мастера дзенских искусств, но и русское казачество, и даже спецназ ГРУ. Вам доводилось встречать таких мастеров?

– Нет, я таких не встречал. В Китае, кстати, много говорят об этом. Существуют мнения «за» и «против». Но на мой взгляд – человека, который занимается Ушу 50 лет, бесконтактный бой не реалистичен.

– Вы говорили, что сами начали заниматься Ушу с 1953 года. То есть по времени это совпало с началом «спортсменизации» боевого искусства. Приходилось ли вам «маскироваться» на занятиях? Например, в период запрета Каратэ в СССР, наши каратисты делали вид, что занимаются «оздоровительной гимнастикой Тай-Цзы».

– Нет, мне повезло, я не маскировался. Тогда ещё всё было легальным, и я со своими братьями попал к мастеру традиционного искусства, у которого взял стиль «Кулак богомола семи звезд». Мой шифу Лин Дзиньшань был добродушный человек, мы начали учёбу, когда ему было почти 70 лет. Ушёл он из жизни в возрасте 87 лет, после чего я возглавил школу и возглавляю её до сих пор.

– Какова система тренировок ваших учеников?

– Я заставляю их заниматься минимум по 45 минут ежедневно. Чтобы овладеть Ушу, необходимо заниматься каждый день, делать много повторений, постоянно помнить о применении. Такая система тренировок будет очень эффективна. Сам я тренируюсь по часу в день и ещё несколько часов преподаю.

– Напрошедшей Олимпиадев Лондоне китайская сборная удивила весь мир, взяв второе место по количеству золотых медалей. Многие СМИ, в том числе и «Наша Версия на Неве» задавалась вопросом: неужели китайцы изобрели генный допинг, и в прямом смысле слова научились выращивать идеальных спортсменов?

– Генной инженерии такого уровня у нас нет (смеётся). Просто представьте себе население Китая. Говорят, что там живёт 1,3 миллиарда человек, но на самом деле мы практически перешагнули отметку в полтора миллиарда. Среди такого огромного населения просто больше возможности найти потенциально сильных спортсменов. Если мы сравним 7 миллиардов населения земного шара, то шансы повышаются. К тому же, в нашей стране заложена новая база для развития спорта. Раньше у нас не был развит спорт, и никто не знал, насколько можно соревноваться с другими странами. К пекинской Олимпиаде мы начали развиваться, соответственно те успехи, которые тогда заложили, были усовершенствованы на минувшей Олимпиаде в Лондоне.

Можно сказать, что китайские боевые искусства – это визитная карточка Китая. Очень многие люди во всем мире что-то знают или слышали о легендарном монастыре Шаолинь и его прославленных монахах – мастерах шаолиньского кунг-фу. В самом Китае боевые искусства (в широком смысле этого слова) тесно сопряжены с жизнью практически всех слоев населения. В любом китайском городе утром и вечером в парках можно увидеть группы людей всех возрастов и профессий, которые занимаются теми или иными практиками. Для кого-то это способ поддержать здоровье и развить физическую форму, для кого-то – возможность провести время на природе в компании близких по духу людей, кто-то тренируется ради боевого применения и самозащиты, а для кого-то китайские практики – это путь саморазвития и целая философия жизни. Безусловно, китайские боевые искусства – это намного больше, чем спорт или оздоровительная гимнастика. Это целый пласт культуры, который развивался на протяжении тысячелетий вместе с развитием Китая и его древними традициями.

Примерно с середины XX века китайские практики стали активно распространятся за пределы Поднебесной. Сейчас китайские стили ушу и тайцзицюань известны по всему миру, ими занимается огромное количество людей, во многих странах существуют школы, созданные китайскими мастерами или их учениками. Все больше и больше людей имеют возможность прикоснуться к этим удивительным знаниям, испытать на себе этот опыт и сделать свою жизнь чуточку лучше, чуточку гармоничнее. А в результате и весь мир постепенно становится лучше. Это ли не стимул для занятий? J

Китайский язык очень сложен для западного восприятия. Многие термины и выражения сложно перевести на иностранный язык, поскольку они содержат в себе глубокие смыслы понятные только в контексте китайской культуры и традиции. В боевых искусствах существует как минимум три общеизвестных термина, значения которых иногда смешиваются – ушу, кунг-фу и тайцзицюань. Давайте разберемся, что это такое.

Термин «ушу» ( 武术, wǔshù, дословно – «военное / боевое искусство») обычно употребляется как общее название для всех боевых искусств Китая. Можно выделить следующие направления ушу:

    • спортивное ушу (ушу-таолу) – это вид спорта, по которому проводятся соревнования различных уровней. Спортсмены соревнуются в выполнении комплексов (таолу, 套路 – набор дорожек), а также различных обязательных элементов;
    • саньда (саньшоу), дословно означает «свободные удары» (или «свободные руки») – «китайский бокс»,современный видконтактного единоборства в Китае. Был разработан китайскими военными на основе различных стилей традиционного ушу, а также методов самообороны и элементов других единоборств;
    • традиционное ушу – традиционные китайские боевые искусства, которые развивались на протяжении веков, как правило, в монастырях (в частности, к традиционным относятся стили, развитые в монастыре Шаолинь, в даосских монастырях Удана и др.). Традиционные боевые искусства Китая, как правило, являются квинтэссенцией единоборства и глубокой философии.

Термин «кунг-фу» ( 功夫, gōngfu ) имеет в Китае более широкое значение. Слово кунг-фу (или по китайски гунфу) можно перевести как «мастерство», «упорная работа» или просто «время». То есть кунг-фу может быть в любом деле – единоборствах, кулинарии, строительстве и в чем угодно другом, если человек занимается практикойдолгое времяи достиг мастерства. Однако, на западе это слово, как правило, ассоциируется именно с боевыми искусствами Китая.

Тайцзицюань ( 太极拳, tàijíquán ) – буквально: «кулак Великого Предела», китайское боевое искусство, разновидность ушу (или кунг-фу).

В чем особенность тайцзицюань по сравнению с другими стилями традиционного кунг-фу и есть ли какие-то принципиальные различия между ними?

Тайцзицюань – это древнее боевое искусство, в основе которого лежит древнекитайская философия Инь и Ян – две противоположности, два полюса, существующие всегда в паре и никогда по отдельности, непрерывно меняющиеся и перетекающие друг в друга. Сила создается из внутреннего спокойствия и способности управлять энергией Ци. При этом акцент направлен не на атаку и нанесение ударов, а на мягкое перенаправление силы противника.

Все то же самое можно сказать и о традиционном кунг-фу, в частности, кунг-фу Шаолиня. Шаолиньское кунг-фу – это целостная система, соединяющая в себе боевое искусство и философию Чань. Эта система включает в себя не только технически сложные движения и комплексы, но также и мягкие методы внутренней работы и культивации энергии. В сущности, здесь нет разницы между внутренним и внешним. Любое внешнее проявление силы основано на внутренней работе (нэйгун). Один из основных принципов шаолиньского кунг-фу – в каждом движении есть Чань. «Чань» ( 禪, chán ) – центральное понятие китайского буддизма, Чань-буддизма. Дословно можно перевести как «созерцание». Однако, в китайской традиции это слово имеет намного более глубокий и объемный смысл, который практически невозможно передать словами, можно только почувствовать сердцем.

Это максимальная наполненность и пустота одновременно, это спокойствие духа и внутренняя сила. Познать Чань – это значит познать свою внутреннюю природу и научиться действовать в соответствии с ней. Шаолиньское кунг-фу – это когда боевое искусство и Чань неразделимы. «Каждый удар – это умный удар. Умный – значит внутри есть Чань». Исторически шаолиньские монахи использовали кунг-фу только в качестве защиты, им запрещено нападать первыми.

Таким образом, тайцзицюань и кунг-фу Шаолиня – это два направления традиционного ушу. Они различаются внешне, но не внутренне. Не исключено, что корни этих направлений переплетены в глубине китайской истории и имеют одно начало. И то и другое – системы саморазвития, которое происходит благодаря осознанности и внутренней работе практикующего. Победа над противником не так важна, как победа над самим собой. В изучении и тайцзи и кунг-фу основополагающую роль играет Учитель. «От сердца к сердцу» – основной метод передачи учения в традиции Шаолиня. Этот же принцип в полной мере применим и к изучению тайцзи. Найти настоящего Учителя – это необходимое условие занятий традиционными китайскими боевыми искусствами вне зависимости от выбранного направления.

Сегодня многие люди, при слове УШУ зачастую представляют абсолютно разное наполнение. Для кого то это движения из старых фильмов 80-х и 90-х, когда на пике популярности были такие фильмы как «Хон Гиль Дон», различные киноэпопеи про противостояние ниндзя и Шаолиня, да всего и не перечислить! А для кого-то это оздоровительные движения, так красиво и медленно выполняемые пожилыми людьми в парках. Многие видят в этом системуспортивного боя, эффективную и опасную, а есть те, кто упражняется в высокоакробатических элементах, тренируя сальто и прыжки с поворотом на 360 и 720 градусов…

Мы даже провели специальный опрос, где задавали вопрос: «А что такое УШУ???» Передачу с данным опросом можно посмотреть на нашем канале ютуба прямо здесь:

На самом деле все просто. Если вы хотите заниматься данным искусством, или, возможно, хотите отдать ребенка на УШУ, то вам однозначно надо понимать чему можно научиться в той или иной секции.

Например, человек, насмотревшись на прекрасно подготовленного бойца Забита Магометшарипова, выходца из УШУ, одного излучших бойцовUFC, идет заниматься в секцию УШУ. Но по воле случая он попадает туда, где занимаются совершенно другим направлением. Как минимум этот человек через некоторое время будет разочарован… Или если кто-либо ищетоздоровительные методики, но попадает в секцию, где тренируют спортивный поединок — результат явно будет отрицательный. И возможно, полностью разочаровавшись, люди больше не вернутся в это прекрасное искусство.

Чтобы такого не приключилось, необходимо изначально понимать как свои цели, так и те направления, которые предлагает УШУ. И в таком случае разочарованных не будет! Ибо все, что вы хотите, вы однозначно найдете в данном искусстве! Главное прийти в правильное место!

Давайте, наконец-то, уже и подойдем к развязке в данном вопросе.

А истина заключается в том, что на сегодняшний день УШУ не представляет собой некое единое пространство. Как уже говорилось, эволюционным путем оно разделилось на 3 большие направления.

Начнем по порядку.

Помните старые фильмы, которыми был наводнен кинематограф, где встречались в бою монахи с ниндзя, летающие воины отбивали тысячи стрел, а исчезающие и телепортирующиеся бойцы вообще поражали наше воображение!? Если не помните, то посмотрите фильмы «Хон Гиль Дон», «Ниндзя против Шаолиня» и др…

Да и современный кинематограф не стоит на месте. Для того, чтобы быть актером в фильме в роли бойца кунгфу или другого стиля нужна определенная подготовка. Насколько красочно снимаются моменты поединков, какие крутые приемы делают герои…

А ведь это и есть первое направление — спортивное таолу. Это то направление, которым в Китае в недалекие времена пытались заменить все УШУ. Какие причины данных итераций? Сейчас мы рассматривать не будем. Факт остается фактом — во время так называемой культурной революции было практически вырвано с корнем все, что касается традиций и настоящей воинской подготовки; все, что было связано с ушу как цельной системой подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения, основываясь на понятиях воинской морали.

Но любовь к ушу у людей удалить не получалось и мудрое руководство ЦК Партии КНР решило вопрос кардинально — было создано УШУ для народа, его даже назвали ГОШУ, что означало Государственное искусство!

Были созданы специальные стили, особенностью которых был артистизм и умение красиво двигаться. На сегодняшний день это направление настолько развилось в своей специализации, что спортсмены нарабатывают невероятные головокружительные акробатические элементы. Уровень владения телом вырос до колоссальных высот. Сальто и прыжки, скорость и артистизм здесь на высоте. А что еще нужно для кино?

Но и сама эта система стала действительно самодостаточной чтобы совершенствоваться в ней. Профессионалы в данном направлении реально поражают своей координацией, прыгучестью и акробатикой.

Вот именно отсюда мы имеем спортивное таолу. Это система подготовки, где основной целью тренировок является обучение прихода в стойки, наработке красивых читаемых движений, формированию красивых четких форм рук и ног. Однако в боевом плане, все не так красиво. И нужно четко понимать: это не обучение сражаться — это обучение красиво показать.

И здесь мы плавно переходим ко второму направлению — это диаметрально противоположные цели итренировки. Название данной ветки УШУ —.

Саньда — это как раз система спортивного поединка, где основой подготовки является тренировка тайминга, умение наносить удары, перемещаться и работать против живого противника на ринге или специальном помосте. Здесь эффективность в бою 1 на 1 является основой тренировочного процесса. Именно эффективность ставится превыше артистизма и красоты движений. Это подготовка бойца.

По сравнению с разделом спортивного Таолу здесь совершенно другие движения, другие перемещения, другая работа тела. Это как 2 конца одной ооочень длинной палки.

Чем более профессионально вы занимаетесь любым из этих направлений, тем дальше от середины палки вы отодвигаетесь к краю. Вы никогда не сможете держаться за 2 конца одновременно.

И зачастую люди, которые занимаются, к примеру, спортивным таолу, глядя на саньдаистов попросту говорят: «Да это же не УШУ вообще!» И наоборот. Те, кто занимается саньда, часто вообще не понимают что делают спортсмены в разделе спортивного таолу…

А на самом деле это всего лишь 2 разных направления, в которых можно совершенствоваться очень долго. И в каждом из них можно добиться потрясающих результатов! Только надо четко понимать свои цели и то, какие цели преследует выбранное направление.

И здесь мы переходим к третьему разделу, к тому, из которого и вышли первые два. Это корень или, так сказать, связующее звено.

Это традиционное УШУ или, лучше сказать, традиционные стили УШУ. Это те знания, которые накапливались Мастерами и передавались из поколения в поколение, отбирая наиболее эффективные илучшие техники. Основой тренировок в данном направлении является, безспорно, эффективность. И здесь мы видим схожесть направления Саньда, которое взяло эффективность за основу тренировочного процесса.

Однако, говоря об эффективности, следует сказать, что, эффективность в традиционных направлениях связана далеко не только с умением вести бой с одним или несколькими противниками. Эффективность касается также иоздоровительных практик. Техники приведения сознания в спокойное и уравновешенное состояние также занимают значимое место в передаче традиций.

Все эти техники направлены на саморазвитие и воспитание в человеке необходимых моральных, этических и, конечно же, физических качеств.

Ибо человек, обладающий знаниями боевых искусств, но не впитавший в себя моральные ценности Удэ, может быть очень опасен для общества.

Поэтому традиция — это то место, где до сих пор сохраняются отношения Учитель-Ученик, проходит посвящение в последователи и хранители традиций стиля. И все в точности так как в книгах о древних героях-Мастерах, которыми зачитывались все ребята в детстве.

Благо в последнее время Китайское правительство одумалось и стало возрождать традиционное УШУ. Однако утеряно очень много. Но всетаки остались Мастера, которые смогли создать как спортивное УШУ Саньда, так и сохранить традиционные знания. Сегодня они, как и десятки лет назад, бережно передают их тем, кто готов их принять.

Не обошлось, конечно, без проблем. Популярность низкосортных фильмов 80-х годов породила множество школ, где за мастерство выдавалось откровенная подделка. Что и произошло во всем мире и на постсоветском пространстве в том числе. Мы имели громадное количество школ, называемых «семейными» или «клановыми», или еще как нибудь. Однако, в лучшем случае, создатель таких школ имел небольшую подготовку в каратэ, спортивном ушу таолу, возможно боксе… Так как не было возможности проверить откуда у него знания, то все очень просто закрывалось словами типа: «мне это передал сам Мастер»…. Да и сами «Мастера», даже если они были азиатской внешности, зачастую были так сказать самоназванными «хранителями клановых и семейных традиций»… Последователи тратили годы, десятки лет на изучение таких сокровенных практик. Результат прост. Его просто нет. И, к большому сожалению, на сегодняшний день еще масса таких школ и мастеров, которые выдают свой самодел за настоящее кунгфу. Но это уже отдельная тема.

Это все очень негативно сказалось и до сих пор сказывается на действительно великом искусстве УШУ. Незнание и непонимание основ и базы стилей приводит к изменениям в самом тренировочном процессе. А непонимание целей и задач приводит вообще к самым плачевным результатам.

Именно поэтому традиционное направление является наиболее сложным. В действительности именно здесь происходит слияние казалось бы невозможного — красоты и эффективности. Ведь красота также является одним из атрибутов УШУ. Только насколько эта красота разнится с привычной для нас — об это узнаем из другой статьи.

Вернемся же к стилям. На самом деле существует не бесчисленное их множество. И даже не тысячи и тысячи, а всего 129 стилей, традиционность которых подтверждена в ходе многолетних исследований в самом Китае. Это было сделано специально для того, чтобы постараться оградить истинно традиционное направление от шарлатанства.

На самом деле во всем мире не так много настоящих специалистов в традиционных стилях. Однако все они чтят и хранят традиции, и точно также, как и много веков назад, передают знания своим ученикам. Так что найти настоящего Мастера в традиционном направлении реально намного труднее, чем тренера в спортивных направлениях. А стать посвященным учеником или хранителем традиций является задачей очень трудновыполнимой. Слишком уж высокие требования предъявляются к кандидатам.

Итак, что же мы имеем в итоге?

А то, что прежде чем пойти заниматься УШУ, нужно четко понять какие цели вы преследуете. Затем нужно понять какое из направлений преподают в той школе, куда вы обратились. Не надо стесняться задавать вопросы тренеру. Важно понять какое направление практикуется в данном месте.

А практиковаться может только следующее:

  1. Спортивное таолу, куда относятся специально созданные стили Чаньцюань и Наньцюань. Такжеспортивные комплексыс оружием, длинным или коротким. Все это выступления, специально подобранные для соревнований, отличающиеся сверхчистотой движений, красочностью и высокой акробатикой на серьезном уровне подготовки.
  2. Искусство спортивного поединка. Это техника свободного боя на специальном помосте или на ринге по определенным правилам, которые на самом деле во многом и отличают данное направление от других смежных видов единоборств. Данное направление характеризуется высокой эффективностью и довольно широким разнообразием техник боя.
  3. Традиционные стили УШУ, где вам предстоит изучить настоящий стиль воинского искусства, пришедший из глубины веков и сохранивший все элементы эффективности касаемо боя, оздоровления и практик для развития сознания. Здесь вам предстоит кропотливая работа над базой, изучение комплексов разной направленонсти — как боевой, так и оздоровительной. Это, пожалуй, самое сложное направление. И здесь больше всего подводных камней. Так или иначе, приготовьтесь к кропотливому труду.

Следует отметить, что время соревнований наложило отпечаток и на традиционные стили. Практически в каждом стиле есть специфические комплексы, которые изучаются специально для соревнований. Они уже больше похожи на спортивное таолу. Потому что, в большинстве случаев, для удобства оценки их формируют так, чтобы они походили на спортивные. Конечно, в боевом плане здесь не все движения могут быть применимы. Это также следует помнить, если вы приступаете к изучению традиции.

Также существует очень сложный вопрос о том, насколько вообще методика изучения комплексов таолу является эффективной. Но это также тема для отдельной статьи!

Как можно видеть, УШУ сегодня позволяет найти нужное направление КАЖДОМУ из нас! Так что не раздумывайте и приходите на тренировки! Ибо сколько бы мы ни читали, сколько бы ни обдумывали… ничто не заменит реальных занятий!

А видео с ответом на вопрос — что такое УШУ для современного человека можно посмотреть здесь:

Боевое искусство УШУ

Термин «ушу» в переводе с китайского означает «боевая (или воинская) техника (или искусство)». Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались термины «цзицзи», «цзи-цяо», «цзиюн», «цюаньшу», «цюаньюн» (которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники, «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из эих названий (цюаньюн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Шицзин», датируемой XI-XII веками до нашей эры).

Боевое искуство УШУ (Китай)

Боевое искуство УШУ (Китай)

Основные задачи УШУ

Основными задачами ушу являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.

Боевое искуство УШУ (Китай)

Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки «саньда» (что означает «рассеянные удары», т.е. не объединенные в комплексы формальных упражнений), строго говоря, в ушу не входят. Стили и школы УШУ

Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).

Легенды о создателях школ УШУ

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль «Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.

Три крупных центра УШУ

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу: шао-линьского, уданского и эмейского.

Уданское направление

сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его «дай», то есть Пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-яни пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.

Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себедыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.

Создаваягимнастические комплексы, даосы стремились укрепитьвнутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения.Физические упражнениябыли неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, жившихдольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых «звериных» стилей, характерных для всех направлений ушу.

Система доктора Хуа То

Первый из дошедших до нас трактатов ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: «У меня есть своя система упражнений… В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения».

Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты». В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии «ци» по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; дие-тологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.

Мягкий стиль

Почему же уданский стиль ушу называют мягким? Все его школы (Тайцзи-цюань, Багуа-чюань, Синь-И-цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии.

Основные принципы всех мягких стилей

удан-ского направления сводятся к следующему.

Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений. Плавность и округлость движений. Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией. Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - этовнешнее движение, а контроль за дыханием, разумом и волей - внутреннее. Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в уданском ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.

Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием «тао». В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, «перед тем как исчезнуть», передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для «тао» всех школ характерны чередование мягкости и жёсткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени,правильное дыханиеи распределение энергии! Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.

Схемы движений в тао

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует «магическим» числам. Все тао различных школ уданского ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм «Книги перемен». Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.

В уданском ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубуюфизическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают…

Идущему впереди тех, кто; слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность… хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».

Шаолиньское направление

Другим крупным направлением в ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

История

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.

Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йогачара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.

Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй. О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.

Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань («чань» по-китайски то же самое, что «дхьяна» на санскрите - «медитация»). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания ушу, упорной физической тренировки тела как «вместилища духа».

Трактаты кулачного боя

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится: «В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусства. Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены овладению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов…» Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое мест занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны - «72 шаолиньских приема захватов и освобождений». Позднее они вошли в арсенал почти всех школ ушу, но под разными названиями. Вот лишь некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков», «72 тайных захвата», «Искусство разрыва связок и сухожилий», «Коварная или дьявольская рука».

Точное знание анатомии

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось вбоевом единоборствеайки-дзюцу.

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей «Тигра», «Дракона», «Леопарда», «Змеи», «Журавля».

Стиль «Тигра»

как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания. В стиле «Дракона» сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.

Стиль «Леопарда

» основан на умении накапливать упругую силу и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется

нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным. Стилю «Змеи»

присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражатьточным ударомв уязвимое место.

Стиль «Журавля»

характеризуется oсобой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.

Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям. Искусство управления энергией

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей…

На базе шаолиньского ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа «Обезьяны» синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в ушу. Сложной акробатикой наполнены стили «Пьяницы», «Катающегося по земле», «Мицзун». Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.

В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта ушу.

Пять больших южных школ ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шао-линя.

Третье направление в народном ушу - эмейское

Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.

Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

История мастера «Волшебная нога»

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.

Стиль Ду-мэнь

связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь

отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие наболевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».

Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку - требовал совершенного психофизического аппарата.

Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае, зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу.

Эти формы, с появлением бронзового оружия эволюционировали в технику боевого искусства, и стали применяться для тренировки войска (Цзюнь-лянь). В эпоху Чжаньго (Воюющих царств 770 до н.э. - 221 до н.э.), востребованность боевых искусств возросла, из-за непрекращающихся конфликтов между удельными князьями, которые, зачастую, держали в своей свите наставников боевых искусств. Первыеписьменные упоминанияо формах двигательной активности, отдаленно напоминавших ушу, встречаются в древних литературных памятниках Китая. В памятнике эпохи Хань Шицзин (Книга песен), в Оде о клеветниках, встречается строка У цюань у юн, которая может быть переведена как: Не владеющий искусством кулака не может быть храбрецом. В период Тан и сунн (618-1279) формы ушу стали постепенно систематизироваться. Так, например, Сунский генерал Юэ Фэй, согласно преданию, обучал своих солдат созданному им стилю Юэцзяцюань. Другая легенда гласит, что Юэ Фэй мастерски владел техникой копья, на основе которой, впоследствии, был создан стиль Син’ицюань.

Наивысшего расцвета развитие ушу достигло во времена династий Мин и Цинн. Автор минской эпохи Ци Цзигуан оставил первое сочинение, систематизирующее различные стили и направления ушу - Цзисяо синьшу (новое исследование о военных искусствах), где перечислялись основные виды ушу. К тому времени были введены военные экзамены по ушу. В отличие от военного ушу, которое было сосредоточено в основном на прикладном аспекте, применимом в бою, ушу, развивавшееся вне военных кругов, в процессе эволюции, дало толчок развитию огромного количества стилей и направлений, основанных на разных принципах, и различных философских школах. С появлениемогнестрельного оружия, ценность ушу как военного искусства заметно снизилась, и ушу, постепенно, превратилось вкомплексную системусовершенствования личности, с глубоким философским обоснованием. Основной функцией ушу в этот период стало совершенствование индивидуального мастерства занимающегося и приведением его в соответствие с ценностными характеристиками саньцзяо - трех основных филосовских школ Китая - Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются такие основополагающие теоретические трактаты ушу как Цюань и шу чжэнь, Багуацюань сюэ, Тайцзицюань сюэ, Син’ицюань сюэ Сунь Фуцюаня, Чэньши тайцзицюань тушо Чэнь Синя, Тайцзицюань цзин Ван Цзунъюэ и другие. В период восстания ихэтуаней ушу превратилось в мощный этноинтегрирующий фактор: для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране возникали отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу. Такие группы, называвшиеся ихэцюань (кулаки согласия и справедливости) практиковали эзотерические формы ушу, с выраженным мистическим компонентом. После Синьхайской революции количество занимающихся ушу пошло на убыль, однако уже с 1928 года начался новый расцвет этогодревнего искусства. В Шанхае создается Цзин у хуэй - Ассоциация Боевой дух, по всей стране создаютсяучебные центрыушу и начинают проводится соревнования. В 1936 году Китай направляет команду мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Берлине.

Что такое у-шу - воинское искусство, спорт, лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг, философия, система? Прежде всего - это путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. Термин "у-шу" в переводе с китайского означает "боевое искусство". Само название у-шу появилось только в начале нашего века, до этого использовали термины "цинь-юн", "цзи-юн" и т.д.

Ушу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметьхорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

Уже в конце второго века появилась стройная системаиндивидуальной подготовкивоинов, носившая название уи. Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые "18 боевых искусств", состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнерами.

На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимно дополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к само совершенству.

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

Условно существует деление на "внешние" и "внутренние" школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что "внешние" стили базируются на развитии физических качеств, а "внутренние" - на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать "внешние" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а "внутренние" - с равнинной, огибающей их.

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарнымифизическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем "внутренние" стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но побольшому счетуэто деление весьма условно, так как в любом "внешнем" стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая "внутренняя" школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

Процесс обучения во "внутренних" и во "внешних" школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности. Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в подражание животным, дажедыхательную гимнастику. Но самое главное, во все времена Ушу воспринималось как "чудесное и утонченное", как "сокровенное искусство" (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в "одухотворенном ударе" (шэнь цюань), даровало истинное мастерство" (чжэнь гунфу), "благую мощь" (дэ). Несложно заметить, что все это как бы некий священный "от Неба данный характер" Ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: "упражняться в достижении мастерства" (лянь гун), в противоположностьспортивным секциям, где просто "тренируются". Все это лишь подтверждает связь традиции Ушу с духовными и религиозными системами.

Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы "праформу" японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом - даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.

Если японские боевые искусств распространялись в мире по "официальной" линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде всего через общины китайцев - эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, - гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых "стилей" и "школ". Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией.

О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.

Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ - "еще лучше", как писали о нем западные журналы типа "Inside Kungfu" и "Karate". Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название "китайский бокс", а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о китайском карате.

Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали выходить первые, пусть недостаточно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную литературу о "смертельных касаниях и энергетических ударах". Так постепенно становилось ясно, что Ушу - явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика.

С созданием в 1949 году Китайской Народной республики в развитии ушу наступает настоящий перелом: ушу признается официальным видом спорта и включается в программу Всекитайских соревнований. В 1958 году создается Всекитайская ассоциация ушу, перед которой ставится задача разработки правил и соревновательного стандарта для спортивных школ и секций ушу. По всей стране создаются вечерние спортивные школы ушу (ею ушу сюэсяо), в институтах физической культуры открываются отделения ушу, в спартакиаду народов КНР ушу включается обязательным видом программы.

В 1979 году Государственный комитет пофизической культуреи спорту КНР поручает группе специалистов провести работу по составлению энциклопедии школ и разновидностей ушу. Эта работа, длившаяся почти 6 лет позволила зафиксировать на видеопленку около 500 различных стилей ушу, составить реестр мастеров традиционных видов ушу и издать Большой энциклопедический словарь китайского ушу, где перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.

В 1986 году при Всекитайской ассоциации ушу создан Институт изучения ушу КНР (Чжунго ушу яньцзю юань) в задачу которого входит разработка, подготовка и изданиеучебно-методических материаловпо ушу, подготовка тренерско-преподавательских кадров, совершенствование правил соревнований.

Создание в 1991 году Международной федерации ушу и включение ушу (таолу) в программуОлимпийских игр2008 года открывает в истории этого вида спорта новую страницу.

Добавить комментарий