Кому нужна выносливость профессия. В каких ещё профессиях нужна выносливость

Кому нужна выносливость профессия. В каких ещё профессиях нужна выносливость

По данным рекрутинговой компании HeadHunter, в настоящее время людям физического труда легче найти работу, чем «белым воротничкам». Сегодня в России наблюдается нехватка представителей рабочих профессий, а работодатели готовы оплачивать их труд даже выше, чем представителей умственного труда. К тому же, за выполнение тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда Трудовым кодексом РФ предусмотрена повышенная оплата.

Согласно определению толкового словаря, физический труд - это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. В его основе лежит активная целенаправленная двигательная активность. Людям физического труда, в отличие от работников интеллектуального труда, требуется больше энергетических затрат на выполнение работы. Особенно много сил и энергии затрачивается при тяжёлой физической работе (человек задействует практически все скелетные мышцы).

По интенсивности труда профессии делятся на 5 групп:

  1. Профессии, связанные преимущественно с умственным трудом (руководители предприятий, медицинские работники, кроме врачей-хирургов, медсестер, санитарок; учителя, воспитатели, кроме спортивных; работники науки, литературы, печати, планирования и учета, секретари и др.)
  2. Профессии, связанные с легким физическим трудом (работники, занятые на автоматизированных процессах, в радиоэлектронной и часовой промышленности, сфере обслуживания, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитарки, продавцы промтоварных магазинов, инструкторы физкультуры и спорта, тренеры и др.)
  3. Профессии, связанные с физическим трудом средней тяжести (станочники, занятые в металлообработке и деревообработке, слесари, наладчики, врачи-хирурги, химики, текстильщики, водителиразличных видовтранспорта, работники пищевой промышленности, коммунально-бытового обслуживания и общественного питания, продавцы продовольственных товаров, железнодорожники, машинисты подъемно-транспортных механизмов, и др.)
  4. Профессии, связанные с тяжёлым физическим трудом (строители, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторы, горнорабочие, работающие на поверхности, работники нефтяной и газовой, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, металлурги и литейщики и др.)
  5. Профессии, связанные с физическим трудом повышенной тяжести (горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах, сталевары, вальщики леса и рабочие на разделке древесины, каменщики, бетонщики, землекопы, грузчики, труд которых не механизирован, работники, занятые в производстве строительных материалов, труд которых не механизирован).

Выполнение физического труда умеренной интенсивности способствуетфизическому развитиюорганизма, его оздоровлению, повышает иммунитет и умственную работоспособность. Физический труд обеспечивает нормальное развитие таких качеств, как сила, выносливость, ловкость, улучшает координацию и гораздо полезнее для осанки, чем сидячая работа.

С другой стороны, чрезмерно тяжелые физические работы снижают работоспособность всех систем организма человека, что может привести к частым болезням.

Физкультура и спорт – прекрасные виды деятельности, которые помогают развивать настойчивость, упорство в достижении цели, честность, умение побеждать и проигрывать с достоинством. Человек, занимающийся физкультурой или спортом, обладает не только крепким здоровьем и тренированным телом, но и сильным духом. Основное различие между указанными понятиями заключается в степени вовлеченности субъекта, целях и правилах. Спорт – это постоянные тренировки, работа на пределе сил и возможностей. Ведь когда наступят соревнования, нужно быть лучше остальных. Физкультурой занимаются по мере возможностей и сил. Ею могут заниматься все желающие независимо от возраста, физических навыков, социального статуса. Если вы хотите зарабатывать на жизнь, занимаясь спортом или физкультурой, есть немало хороших профессий, связанных с этой деятельностью.

Тренер (по виду спорта)

Тренер ведет воспитательную и учебно-тренировочную работу, формирует команду. Осуществляет всестороннюю физическую, техническую и тактическую подготовку спортсменов к соревнованиям. Руководит тренировками, грамотно распределяя нагрузки, интенсивность и режим. Подбирает оптимальные методы тактической, физической, психологической, теоретической итехнической подготовкидля достижения наиболее высоких результатов. В процессе подготовки воспитывает у спортсменов морально-волевые качества, наставляет их во всем, начиная от образа жизни и жизненной философии, заканчивая способами выполнения упражнений и быстрого восстановления сил к решающему старту.

Принимает участие в проведении учебно-тренировочных сборов команды, разрабатывает индивидуальные планы подготовки спортсменов (команды), ведет учет спортивных результатов, обеспечивает безопасность занятий и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Тренер может работать в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, училища олимпийского резерва и пр.), физкультурно-спортивных организациях (спортклубах, секциях и пр.), сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в сборных национальных командах. Характер рабочего места тренера зависит от вида спорта. Это могут быть спортзалы, корты, бассейны, тренажерные залы и т. п.

Тренер должен обладать педагогическими способностями; организаторскими и коммуникативными навыками; аналитическим мышлением. Для данной профессии необходимы хорошая физическая подготовка и высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти. Для успеха в деятельности важны целеустремленность, терпение, настойчивость, выдержка, уверенность в себе, амбициозность, развитые лидерские качества.

Менеджер в спорте

Менеджер в спорте – это специалист в области управления индустрией спорта и спортивной организацией в частности. Он занимается формированием оптимальной структуры управления спортивной организацией (например, спортивным клубом); определением маркетинговой стратегии; грамотным построением отношенийпрофессионального клуба, спортсменов и агентов; правильным формированием клубного бюджета и минимизацией расходов; подбором персонала, его обучением и составлением графиков работы; эффективным распределением функций между менеджерами организации; работой с партнерами, спонсорами и рекламодателями. Участвует в организации мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы организации.

Функции менеджера в спорте предполагают планирование и проведение спортивных классов, проведение групповых ииндивидуальных тренировокпо разным видам спорта. Такой специалист планирует и проводит массовые, семейные мероприятия и праздники с учетом интересов различных аудиторий,возрастных категорийи индивидуальных потребностей участников. Он организует работу на различныхспортивных объектахи разрабатывает рекламные акции и мероприятия по привлечению новых посетителей.

Менеджер в спорте должен обладать высокоразвитыми организаторскими способностями (способностью руководить коллективом и оказывать влияние на окружающих людей); коммуникативными навыками (умением входить в контакт, налаживать взаимоотношения); аналитическим складом ума, логическим мышлением (способностью анализировать множество факторов, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать и предвидеть результаты). Успеху в деятельности будут способствовать личностные качества: энергичность, эрудированность, целеустремленность, деловая хватка, инициативность, уверенность в себе и принимаемых решениях.

Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе

Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе может работать на предприятиях, в учреждениях, спортивных школах,спортивных центрах, спорткомплексах,спортивных клубах, бассейнах, санаториях-профилакториях.

Специалист осуществляет организацию и ведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Организует набор в секции, группыоздоровительной направленности, ведет физкультурно-оздоровительные занятия, работает в тесном контакте с органами здравоохранения для обеспечения медицинского наблюдения за занимающимися. Проводит учебную работу в группах общейфизической подготовки, дает групповые и индивидуальные консультации для тех, кто занимается физической культурой. Осуществляет меры по пропагандездорового образажизни, ведет агитационно-пропагандистскую и лекционную работу в области физической культуры.

Инструктор-методист организует учебную, воспитательную и методическую работу, контролирует проведение учебных занятий, выполнение программ, учебных планов. Руководит работой кабинета, организует оснащение его наглядными пособиями, оборудованием, инвентарем.

Специалист должен иметь хорошую физическую подготовку, организаторские навыки, коммуникативные способности, лидерские качества, склонность к преподавательской деятельности и методической работе.

Инструктор полечебной физкультуре

Лечебная физическая культура (двигательная реабилитация) использует специально подбираемые физические упражнения и некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Инструктор по ЛФК может работать в учреждениях здравоохранения (поликлиниках, больницах, госпиталях и пр.), а также в учреждениях санаторно-курортного типа.

Данный специалист подготавливает помещение, гимнастические предметы и снаряды для проведения занятий по лечебной физкультуре. Проводит индивидуальные игрупповые занятияв зале, бассейне и на механо-терапевтических аппаратах. Контролирует самочувствие больных до и после проведения занятий. Дает рекомендации по проведениюфизических упражненийи плаванию в бассейне, пешеходным ивелосипедным прогулкам, туризму, ходьбе на лыжах, спортивным играм, занятиям на тренажерах и механоаппаратах, трудотерапии. Совместно с врачом инструктор по ЛФК разрабатывает схемылечебной гимнастикидля больных с различными заболеваниями и комплексы физических упражнений, способствующие восстановлению работоспособности. Своевременно и качественно ведет медицинскую документацию, проводит регистрацию пациентов.

Инструктор по лечебной физкультуре знает основы физиологии и патофизиологии организма, методику проведения занятий по лечебной физкультуре для больных различными заболеваниями; показания и противопоказания к проведению занятий по ЛФК, основы проведения лечебного массажа.

Требования профессии к человеку: хорошая физическая подготовка, коммуникативные способности, организаторские навыки, развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно), терпение и выдержка, доброжелательность, ответственность, эмпатия.

Инструктор-методист по эрготерапии

Инструктор-методист по эрготерапии – это специалист, основной задачей которого является развитие или восстановление утраченных у пациента функций с использованием специальных технических приспособлений, а также адаптация его к окружающей среде. Специалист может работать в организациях здравоохранения, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Деятельность инструктора-методиста по эрготерапии направлена на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Эта деятельность помогает улучшить функциональные возможности человека (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические). Специалист разрабатывает предложения по совершенствованию труда и отдыха, рекомендации и другие методические материалы по использованию различных форм и методов физической культуры для максимально возможного восстановления способности человека к независимой жизни, невзирая на имеющиеся у него нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.

Инструктор-методист осуществляет набор в секции, группы оздоровительной направленности, проводит групповые ииндивидуальные занятия. Ведет учетно-отчетную документацию и анализирует эффективность физкультурно-оздоровительных занятий.

Профессия требует хорошей физической подготовки, способности концентрировать внимание, аналитического склада ума. Успеху в деятельности способствуют коммуникативные способности, организаторские навыки, доброжелательность, контактность, общительность, уравновешенность, терпение, тактичность, эмпатия.

Инструктор-методист по туризму

Инструктор-методист по туризму организует и проводит с туристскими группами учебно-тренировочную работу и плановыетуристские походы. В походе осуществляет контроль состояния здоровья туристов (при необходимости оказывает доврачебную медицинскую помощь), следит за темпом движения,правильным питанием, соблюдением требований санитарной гигиены, равномерным распределением груза между туристами, соблюдением правил охраны природы. Информирует туристов о природных, этнографических, культурных и других достопримечательностях района путешествий. Таким образом, инструктор владеет сразу несколькими профессиями. Он экскурсовод, организатор спортивный и культурных мероприятий, повар, врач, спасатель, искусный рассказчик и краевед, хороший психолог и педагог.

Инструктор-методист по туризму может работать в туристических организациях (турагентствах, туристических бюро и пр.).

У инструктора по туризму должно быть хорошо развито логическое мышление, интуиция, умение ориентироваться на местности. Профессия требует хорошей физической подготовки и наличия специальных навыков (навыки страховки и самостраховки, оказания первой помощи при несчастных случаях; способность разработать туристский маршрут и планировать материально-техническое обеспечение похода; умение обустроить бивак в любых погодных и экстремальных условиях и пр.). Успеху в деятельности будут способствовать коммуникативные способности, организаторские навыки, творческое воображение, высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, способность легко и свободно чувствовать себя в любой нестандартной ситуации.

Спортсмен-инструктор

Спортсмен-инструктор выполняет индивидуальный план подготовки, тренировочные и соревновательные задания. Поддерживает высокий уровень общей физической испециальной подготовки, обеспечивающий достижение результатов международного класса. Ведет учет по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки. Соблюдает нормы, обеспечивающие безопасность учебно-тренировочных занятий, правиласпортивных соревнований. Передает в ходе учебно-тренировочного процесса опытспортивных достиженийи оказывает практическую помощь молодым спортсменам.

Спортсмен-инструктор может работать в специализированных учебно-спортивных учреждениях, сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в сборных национальных командах.

Спорт крайне многогранен. Если в одних видах спорта приоритет отдается силе (метание молота, подъем грузов), то в других наиболее важным качеством для спортсмена может являться гибкость, координация движений, растяжка, музыкальный слух (синхронное плавание,художественная гимнастика, спортивные танцы). Поэтому спортсмен должен обладатьфизической силой, уровнем подготовки и специальными способностями, оптимальными для данного вида спорта. Успеху в деятельности также будут способствовать высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти, хорошая координация движений, быстрота реакции, способность к волевому саморегулированию, высокая психоэмоциональная устойчивость.

Каждый спортсмен-профессионал в своей сфере обязан обладать отменными физическими данными, выносливостью, стремлением победить, превзойти свои возможности. Любым спортсменом руководит желание поставить рекорд, оставить след в истории спорта. Поэтому в данной профессии очень важны личностные качества: упорство, настойчивость, терпение, целеустремленность и сила воли.

Спортивный обозреватель

Данная профессия связана не только со спортом, но и с журналистикой. Спортивный обозреватель занимается подготовкой аналитических материалов, обзорных заметок по ключевым спортивным событиям. В рамках своей профессиональной деятельности он посещает тренировки,спортивно-массовые мероприятия, пресс-конференции, осуществляет мониторингспортивных новостейи интервьюирование действующих лиц спортивной сферы.

Спортивный обозреватель работает в сфере масс-медиа (спортивные газеты, телевидение, радио и пр.).

Профессия требует коммуникативных навыков и развитых вербальных способностей (умения говорить четко, ясно, выразительно, доступно излагать информацию); аналитического мышления, умения быстро ориентироваться в событиях. Профессиональный спортивный обозреватель должен знать о спорте очень многое. Важно, чтобы его знания и внимание были сконцентрированы не на отдельной спортивной «ветке», а на спорте в целом. Также весьма важным качеством для обозревателя является не только его умение разбираться в тонкостях различных видов спорта и отдельныхспортивных событий, но и его осведомленность о судьбах и биографиях спортсменов, тренеров, спортивных функционеров как прошлого, так и настоящего.

Спортивный комментатор

Данная профессия в спортивных средствах массовой информации представлена в основном на телевидении и радио. Должность комментатора обычно отдают профессиональному журналисту, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Представитель этой профессии является автором комментариев в отношении какого-нибудь конкретного события, например, футбольного матча.

Спортивные комментаторы часто работают вдвоем. Особенно это важно для тех видов спорта, где по ходу трансляции возникает мало зрелищных событий, и комментаторы вынуждены рассказывать вещи, напрямую не относящиеся к происходящему на экране: биографию, новости изпрофессиональной карьерыспортсменов и т. д.

Чтобы стать спортивным комментатором, не обязательно быть спортсменом. Но комментатор должен обладать обширными знаниями о хотя бы одном виде спорта, а также быть его ярым болельщиком, страстным ценителем и справедливым (пусть и субъективным) судьей. Профессия требует высокого уровня развития вербальных, ораторских способностей. Для комментатора важно иметь богатыйсловарный запас, уметь ясно излагать мысли и точно формулировать вопросы, говорить эмоционально, артистично, захватывающе. Для успеха в деятельности важны мобильность, оперативность, умение быстро адаптироваться в новых условиях, находчивость, чувство юмора и сообразительность.

Действия во времяспортивных игрмогут разворачиваться крайне стремительно. Комментатор должен уметь не только увидеть то, на что могли не обратить внимание зрители, но и вовремя вербально описать все ключевые процессы игры. Для этого важно быть собранным и наблюдательным, обладать безупречной дикцией и правильной речью. Кроме того,спортивный комментатордолжен иметь хорошую память, ведь в процессе работы ему приходится комментировать большое количество различных матчей – необходимо знать наизусть состав каждой команды. Также важны коммуникативные умения, способность легко вступать в контакт, расположить к себе и развить разговор с собеседником.

Преподаватель физической культуры

Преподаватель физической культуры работает в учреждениях образования, детских центрах творчества, спортивных организациях, клубах и т. п. Ведет спортивно-массовую и оздоровительно-физкультурную работу с учащимися. В учреждениях общего среднего образования проводит обучение по предмету «Физическая культура и здоровье», готовит учащихся к практическому применению полученных знаний. Планируетучебный материал, обеспечивает выполнение учебной программы, организует и осуществляет физическое воспитание учащихся, проведение учебных и тренировочных занятий, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Анализирует успеваемость учащихся пофизической культуре, обеспечивает соблюдение ими учебной дисциплины, формирует умения и навыки самостоятельного обучения. Оценивает уровень физической подготовки учащихся, формирует у них потребность в постоянном самосовершенствовании, прививает интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Пользуется разнообразными методами и формамифизического закаливаниямолодежи, обучения ее спортивному мастерству. Проводит массовые мероприятия оздоровительного, спортивного характера, руководит кружками и секциями. Участвует в методической работе, в разработке и внедрении образовательных,учебных программ, составляет тематические и поурочные планы. Оформляет документацию. Решает вопросы оборудования спортивных сооружений, залов и площадок.

В профессии важны преподавательские способности; организаторские и коммуникативные навыки; хорошая физическая подготовка и координация движений, физическая выносливость; высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти; терпение, настойчивость, выдержка, эмоциональная устойчивость.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Организм человека настолько удивителен, что знать все его возможности может далеко не каждый. В данной статье поговорим о том, что такое выносливость и как ее можно развить в своем теле.

Определение понятия

В первую очередь нужно разобраться в главном термине. Итак, что же такое выносливость? Это некая способность организма человека выполнять определенную работу довольно длительное время без снижения ее эффективности. Также это возможность противостояния переутомлению. Стоит сказать, что мерилом данного понятия является время, на протяжении которого выполняется определенное действие, а также интенсивность работы. Важным окажется следующий момент: существует общая, т. е. аэробная выносливость - это возможность организма каждого человека все время выполнять определенные нагрузки без усилий и переутомления. Чтобы лучше понять этот нюанс, нужно привести пример: человек час без проблем может бежать. Это значит, что и иной видспортивной нагрузкидля его организма при желании может длиться такое же количество времени.

О физической выносливости

Некоторых людей может также интересовать такое понятие, как физическая выносливость. Что же это такое? Так, стоит сказать, что это показатель именно двигательных движений человека. Данное понятие применяют часто для того, чтобы данный термин отличать от иных его подвидов.

Виды

Разобравшись, что выносливость - это некая особая возможность организма противостоять переутомлению, стоит сказать, что существует также ее два вида (об этом было сказано еще на симпозиуме в 1971 году).

  1. Общая выносливость, неспецифическая. Это способность организма человека выполнять работу, в которую вовлечены практически все мышцы.
  2. Специальная выносливость, которую еще также называют специфической. Это возможность организма выполнять особую работу в обусловленное время.

Более важным при этом показателем для обычного человека (не спортсмена) является общая, т. е. аэробная выносливость, которая помогает тренировать организм в целом и играет огромную роль в оптимизации здоровья и жизнедеятельности.

О пределе

Также стоит рассмотреть и такое понятие, как предел выносливости. Что же это значит? Это некая граница работоспособности и наличия силы в организме, за пределы которой он просто не сможет выйти. Интересным окажется тот факт, что сам предел у каждого человека разный. Важным является и тот момент, что саму выносливость можно развить, т. е. отодвинуть ее предел немного дальше.

Образ жизни

Насущным также является следующий вопрос: "Возможно ли развитие выносливости?" Так, существуют определенные методики не только для спортсменов, но также и для обычных людей, которые спортом занимаются только время от времени. Стоит сказать о том, что этому отлично поможет правильный режим жизнедеятельности. Выносливость организма будет гораздо выше, если человек будет правильно и грамотно питаться (потреблять достаточное количество витаминов и минералов, не кушать «вредные» продукты питания), достаточное время отдыхать (в том числе и спать не менее 7-8 часов в сутки), чередовать умственные и физические нагрузки. И при этом также важно отказаться от всех вредных привычек, особенно от принятия алкоголя (даже слабоалкогольных напитков) и курения.

Спорт

Какими еще способами возможно развитие выносливости? Так, в этом случае отлично поможет спорт. Регулярные занятия способны не только качественно улучшить общее состояние человека, но также и положительно повлиять на иммунитет. Важным окажется тот факт, что именно физические нагрузки различной сложности способны приучить организм к работе, повысив при этом и уровень выносливости каждого отдельного человека. Однако при этом стоит помнить, что важно также учитывать состояние организма (для занятий спортом должны быть сильными сердечно-сосудистая и дыхательная системы), а также отсутствовать различные заболевания. Если же человек имеет хронические болезни, он должен скорректировать свой режимфизических нагрузокс тренером, который учтет необходимые особенности. При этом также стоит помнить о том, что хорошо на организм влияют положительные эмоции. Если же человекуспортивные занятияв тягость и не приносят морального удовлетворения, вряд ли получится увеличить уровень выносливости и вообще получить от спорта что-то хорошее.

Как должна производиться тренировка выносливости, если человек при этом желает задействовать спорт? Так, для этого есть 6 важных подсказок, придерживаясь которых можно вывести организм на качественно новый уровень.

  1. Постоянство. Тренироваться нужно регулярно, вопреки лени или нежеланию.
  2. Организованность. Также важно помнить о том, что во время тренировок все упражнения нужно повторять через одинаковые промежутки времени.
  3. Рамки. Также нужно при этом уметь устанавливать для себя границы. Если есть цель сделать 20 приседаний, так оно и должно произойти.
  4. Увеличение. Если через определенное время организм привыкает к одному варианту нагрузок, их нужно увеличивать. Делать это надо постоянно.
  5. Питание. Если человек решил заняться спортом, он обязательно должен насыщать свой организм полезными витаминами и микроэлементами. При этом важно ежедневно кушать рыбу, мясо, овощи, фрукты, пить свежевыжатые соки. Само питание должно быть дробным и малопорционным.
  6. Отдых. Важно также помнить и о том, что после тренировки организму очень важно дать небольшой отдых и подпитку. При этом можно скушать яблоко или выпить стакан сока.

Внимание!

Стоит вспомнить и о том, что развитие выносливости должно происходить грамотно. Ведь в желании помочь своему организму можно также ему и навредить. Опасность могут составлять следующие ситуации, на которые обязательно нужно обратить внимание при занятии спортом:

  1. Травмы или растяжения. Если человек напредыдущей тренировкеполучил травму, продолжать нагружать данную часть организма нельзя. Надо подождать до того времени, когда все придет в норму.
  2. Заболевания. Также если человек чем-то заболел, пусть даже это и легкая простуда, также лучше до полного выздоровления остаться дома.
  3. Жара. В жаркую пору во время тренировок человек должен больше потреблять жидкости, об этом не стоит забывать. Также некоторые специалисты советуют уменьшать интенсивность физических нагрузок на организм.
  4. Ну и, конечно же, если есть определенные хронические заболевания, физическая нагрузка для человека должна быть особой, не такой интенсивной, как для здоровых людей.

Отдых

Как еще может тренироваться сила, выносливость? Так, для этого очень важным является отдых. Как уже было выше сказано, человек обязательно должен высыпаться. Каждому для этого нужно различное количество времени, однако минимум, который себе можно позволить, - 6 часов крепкого ночного сна. Идеально для взрослого - восьмичасовой ночной сон. Только если организм в полной мере отдыхает, он на следующий день готов выполнять все нужные функции. Стоит помнить и о том, что работая, нужно обязательно делать небольшие перерывы. Это важно, так организм получает возможность отдохнуть и набраться сил, выносливость его при этом качественно улучшается. Ну и, конечно же, на весь организм в целом, и на выносливость в том числе, отлично влияют положительные эмоции. Если человек находится в хорошем состоянии духа, тело его готово работать и работать. А вот во время, например, депрессии, часто организм просто отказывается выполнять определенные функции.

Комплексность и однобокость

Стоит сказать о том, что повышать выносливость организма можно различными способами. Так, для этого можно задействовать один вид спорта или же несколько. Важным окажется следующее утверждение: отлично развивают выносливость бег, занятиялыжным спортом, плаванье. Однако это будет однобокое действие. Все-таки специалисты рекомендуют развивать данную способность организма комплексно. Например, это может быть занятие рукопашным боем. Если же человек желает плотно обосноваться втренажерном зале, то для того, чтобы повысить выносливость, нужно уменьшить вес и повысить количество повторений в одном и том же упражнении.

Небольшой вывод

Итак, разобрались, что выносливость - это способность организма длительное время выполнять определенное действие, преодолевая усталость. А что нужно делать, чтобы повысить данную функцию организма? Достаточно просто выполнять определенные упражнения систематически и многократно, при этом находясь на границе утомляемости, однако все еще сохраняя отличный темп. Важно также помнить и о том, что наилучший результат даст правильное сочетание грамотно подобранных физических нагрузок и достаточное количество ресурсов организма для его самостоятельного восстановления без вреда для здоровья.

Природа индивидуальных особенностей человека двояка.Такие индивидуальные особенности как интересы,склонности характеризуются непостоянством,колебаниями, изменчивостью.Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью - стимулировать их развитие.

Есть и другой тип индивидуальных особенностей.Они довольно устойчивы. Изменить их практически нельзя,но невозможно и не обращать на них внимания,ибо их влияние ощутимо в деятельности,в поведении,во взаимоотношениях с окружающими.

К таким особенностям относятся черты,связанные с индивидуальными проявлениями основных свойствнервной системы.Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях - первый признак того,что в основе его лежат природные свойства нервной системы.

Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила-слабость (то есть степень выносливости,работоспособности нервной системы,ее устойчивость к различного рода помехам) и подвижность-инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).

При наличии сильной (или слабой) нервной системы,подвижной (или инертной) могут в ходе развития,при разных условиях жизни,воспитания,обучения возникнуть разные психологические черты личности.Сильную нервную систему характеризует высокая работоспособность. Другими словами,нервные клетки длительное время могут воспринимать и передавать нервные импульсы,не переходя в тормозное состояние,"не уставая".Для слабой нервной системы характерна низкая работоспособность нервных клеток,они быстрее истощаются.Эти свойства нервной системы имеют соответствующие проявления в деятельности,поведении человека.

Человек со слабой нервной системой - чаще всего спокойно-тихий,осторожный,послушный. Он не может долго участвовать в шумных,подвижных делах,что связано с его небольшим запасом сил,повышенной утомляемостью.Часто склонен к аккуратность,отличается повышенной впечатлительностью.Непривычная среда,внимание незнакомых людей,оказываемое на него психическое давление - все это может стать для такого человека сверхсильным раздражителем. В таких случаях он теряется,не находит нужных слов,не отвечает на вопросы,не выполняет простейших просьб.

Вследствие своей повышенной чувствительности такие люди отличаются особой уязвимостью,болезненно реагируют на критику,недовольство окружающих. Нередко таким людям не хватает уверенности в себе,им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть,вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.

Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной системой - чаще всего бодрый,уверенный в себе,не испытывающий напряжения в учении,поражающий легкостью,с которой он осваивает значительный по объему материал.Он полон энергии,неутомим,постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым,вялым,расслабленным.Включаясь в работу,он почти не испытывает трудностей;ему нипочем дополнительные нагрузки,переход к незнакомой новой деятельности.Человека с сильной нервной системой отличает большая эффективность использования времени,способность выполнить за тот же отрезок времени больше,чем другие,благодаря своей выносливости,отсутствию остановок и сбоев в работе.

Еще одним преимуществом сильной нервной системы является способность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители,даже имеющие устрашающий характер.У лиц со слабой нервной системой нормальное функционирование нервных клеток в таких условиях нарушается, а, следовательно, страдает и деятельность.

Таким образом,сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание,они способны принятьправильное решениев условиях дефицита времени,не растеряться.В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы "человек - машина".

Профессий,в которых возможно возникновение сложных,опасных для жизни ситуаций,не так уж много (летчики-испытатели,космонавты,шахтеры,авиадиспетчеры,саперы,хирурги,пожарные,спасатели), но цена ошибки в них зачастую может обернуться слишком дорого.

Как показывают специальные исследования психологов,правильность действий профессионала в экстремальной ситуации зависит не столько от стажа и опыта работы,сколько от силы нервной системы.Только лица с сильной нервной системой в нестандартной,сложной ситуации (аварии,взрывы,пожары,стихийные бедствия(способны правильно оценить обстановку,сохранить выдержку,самообладание,найти оптимальное решение для нормализации чрезвычайного положения.Так,изучая деятельность "сильных" и "слабых" операторов энергосистем в аварийной ситуации,психологи обнаружили громадные различия в их поведении.Если "сильные" не терялись и принимали все необходимые меры для того,чтобы предотвратить распространение аварии,ликвидировать ее последствия, то "слабые" вели себя совершенно иначе. Они либо покидали свое рабочее место,либо совершали хаотические действия, которые в перспективе могли лишь ухудшить развитие ситуации, либо полностью теряли возможность совершать какие либо действия.В любом случае их профессиональная деятельность разрушалась.Это не было связано ни с величиной стажа,ни с возрастом,ни с опытом работы.

Таким образом,при выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. "Слабым" не рекомендуется выбирать профессии,в которых реально возможно возникновение аварийных,экстремальных,опасных для жизни ситуаций.Поэтому при проведении профконсультации могут быть внесены ограничения на выбор определенного круга профессий для лиц со слабой нервной системой. Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее. Самому школьнику можно порекомендовать в этой же профессии другую специальность,или,как принято говорить у профконсультантов,другой рабочий пост.Даже в профессии летчика есть рабочие посты,не предъявляющие слишком жестких требований к человеку,- это летчик сельхозавиации,вертолетчик.

В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации,как реаниматолог,хирург.Но им могут быть рекомендованы специальности терапевта,санитарного врача,фармацевта,стоматолога. Надо сказать,что лица со слабой нервной системой имеют и определенные преимущества.Так,многие "слабые" обладают гораздо более высокой чувствительностью по сравнению с "сильными",ориентированы на высокую точность,тщательность выполнения деятельности,на более строгий контроль за качеством выполнения, гораздо лучше,продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообразной монотонной работой.Им могут быть рекомендованы работы,требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир,огранщик, зубной техник, сборщик микросхем, программист).С высокой чувствительностью слабой нервной системы, видимо, связано то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой этого типа. Это свидетельствует о преимуществах "слабых" в овладении профессиями, в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, общение (то есть типа "человек - человек").

Для многих занятий учет свойств силы - слабости чрезвычайно важен. Для одних профессий наличие сильной нервной системы является обязательным условием формирования профпригодности;в этом случае необходим отбор.Для других более подходящими могли бы оказаться лица со слабой нервной системой, именно они могут работать тут наиболее эффективно и качественно.Тем не менее в подавляющем большинстве профессий учет природных особенностей необходим не для отбора, а для нахождения наиболее подходящего рабоче- го поста или выработки оптимального индивидуального стиля деятельности,который позволяет максимально эксплуатировать природные данные и компенсировать недостатки.

Например,наблюдения за водителями автотранспорта показали,что стиль работы "сильных" и "слабых" существенно различается. Так, "слабые" практически не попадают в аварийные ситуации за счет того,что более тщательно готовят машину к рейсу, пытаясь предугадать любую неисправность и поломку, прогнозируя возможности возникновения неблагоприятных ситуаций в пути. Они гораздо осторожнее ведут машину. Психологи, изучая водителей пассажирских автобусов, обнаружили такой факт: в группе водителей с высоким уровнем нарушений безопасности (наличие аварий) представители слабого типа полностью отсутствовали. Однако общее число водителей со слабым типом нервной системы было в выборке невелико.Видимо, эту сложную профессию чаще выбирают люди с сильным типом, т.е. с более высокой работоспособностью и сопротивляемостью стрессовым ситуациям.

Высокие скоростные показатели выполнения разных видов деятельности обеспечиваются такой особенностью нервной системы, как подвижность и лабильность (высокий темп, быстрая переключаемость с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение внимания междуразными видамидеятельности). Противоположными качествами обладают люди с инертными нервными процессами. Для них характерны медлительность, неторопливость, обстоятельность как при выполнении любой деятельности, так и в движениях, речи, выражении чувств. Они тщательно обдумывают любое действие, слово, реплику, медленно реагируют на просьбы, не сразу понимают инструкцию. Ясно,что им гораздо труднее выполнять работу, требующую расторопности, быстроты, частой переключаемости, принятия ответственных решений в условиях дефицита времени. Однако их индивидуальность имеет ряд преимуществ. Они работают более вдумчиво, им свойственны основательность, кропотливость, четкое планирование действий, стремление к порядку. В то же время "подвижные" имеют наряду с положительными чертами ряд отрицательных. Им бывают свойственны торопливость, небрежность, стремление быстрее перейти к другому виду работы, не доведя дело до конца, они менее глубоко вникают в суть проблем, часто схватывают лишь поверхностный слой знаний.

Все эти черты не являются обязательно присущими "подвижным" и "инертным",поскольку оченьбольшое значениеимеют обучение и воспитание,саморегуляция,самодисциплина и самокоррекция поведения и деятельности.

Психологи,специально изучавшие особенности выполнения разных видов деятельности "подвижными" и "инертными", обнаружили, что для последних существует определенный предел в возможностях скоростного выполнения двигательных задач. Но ведь и круг профессий, предъявляющих жесткие требования к скоростным характеристикам, невелик. В подавляющем большинстве профессий нахождение подходящего рабочего поста, выбор наиболее соответствующих своим особенностям занятий, выработка индивидуального стиля помогают успешно справляться с разными видами деятельности как "подвижным",так и "инертным"людям. Например,среди токарей существует такое деление,как токарь-скоростник и токарь-точностник. Первый предпочитает задания, которые требуют оченьвысоких скоростейработы. Будучи "подвижными", такие работники любят высокий темп, быстрые переходы от одних заданий к другим. "Инертные" же не справляются с необходимостью работать в высоком темпе и выбирают себе задания,которые надо выполнять неторопливо, тщательно, с высокой точностью и хорошей отделкой. Им гораздо удобнее, легче работать медленно и кропотливо. Опытные мастера при распределении заданий рабочим учитывают их индивидуальные особенности, поскольку это в конечном итоге обеспечивает высокое качество и эффективность всей деятельности.

То же самое относится к выработке индивидуального стиля деятельности. Очень наглядно это проявилось при изучении представителей ткацких профессий. Действительно, эти профессии требуют очень высокого темпа, ибо эффективность труда зависит от того,сколько времени без остановки работает станок. Остановки чаще всего бывают вызваны обрывом нити и необходимостью смены челнока.

Чем быстрее выполняются эти операции, тем эффективнее работа. Казалось бы, подвижные ткачихи тут обладают преимуществом. Специальные наблюдения за работой тех и других показали тем не менее, что "инертные" ткачихи тоже успешно справляются со своими обязанностями и по производительности труда, качеству работы не уступают "подвижным", а иногда и превосходят их.Но высокая эффективность их труда обеспечивается особой его организацией, когда большая часть рабочего времени отводится на подготовительные, предупредительные операции, снижающие вероятность обрыва нити. Зная свои индивидуальные особенности, они не допускают возникновения экстремальных ситуаций, поскольку им труднее с ними справиться.

Круг профессий, которые требуют очень высоких скоростей выполнения работы (например, музыкант, жонглер цирка),достаточно узок. В большинстве профессий добиться успеха можно людям с разными показателями скорости протекания психических процессов.

Однако для того, чтобы выбираемая работа не была в тягость, надо учитывать особенности нервной системы.Ясно, например, что профессия диспетчера или продавца легче и быстрее будет освоена подвижными людьми, поскольку требует постоянных переключений."Инертным" лучше выбирать себе такие профессии, которые выполняются по редко меняющимся алгоритмам, не требуют спешки и принятия решений в условиях дефицита времени.

Еще одним свойством нервной системы является уравновешенность, которая зависит от степени соответствия силы возбуждения силе торможения, от их баланса.Чрезмерная возбудимость при слабых процессах торможения нежелательна в тех профессиях, где часто нервное напряжение.Такой человек предрасположен к самым неожиданным срывам, поэтому ему нужна более спокойная работа.И, наоборот,чрезмерная тормозимость плоха там, где нужны быстрый темп, частые перестройки и т.д.

У детей уже рано проявляются врожденные особенности строения и деятельности нервной системы,какими являются такие свойства нервных процессов, как возбуждение и торможение, а именно: их сила, подвижность и уравновешенность.На этих качествах основывается темперамент.Российские психологи считают, что особенности темперамента нельзя рассматривать оторвано от профессии.Не каждый тип темперамента годен для любой работы.В.Мерлин утверждает, что имеются профессии, для которых не подходят люди с определенными качествами темперамента.Так,например,для профессии оператора пульта управления электростанции противопоказана слабость нервных процессов, свойственная меланхолику.

Можно иметь накачанные мускулы, но не отличаться выносливостью. Устранить этот недостаток, проявляющийся в отсутствии способности выдерживать продолжительную нагрузку, помогут упражнения на выносливость.

Известны две разновидностимышечных волокон. Одна – белые, которые сокращаются быстро, но так же скоро утомляются. На восстановление им требуется длительный период. К другой разновидности относятся красные, которые слабее белых. Сокращаются они медленно, но на протяжении длительного времени, если кислорода к ним поступает в достаточном количестве. Считается, что количество волокон каждой разновидности определяется генетической предрасположенностью.

Бодибилдерам, у которых вмышечной тканипреобладают белые волокна, удается нарастить мускулы за короткий промежуток времени. Если же больше волокон красных, мышцы увеличиваются в объеме слабо.

Занятия с отягощением, во время которых количество повторений не большое, помогают наращивать белые волокна. Чтобы развить выносливость, за которую отвечают красные волокна, повторений, требуется много.

Упражнения подбираются исходя из конкретной разновидности этой способности.

  • Для выполнения работы средней интенсивности без наступления утомления, необходимо развивать аэробную выносливость. После прекращения выполнения упражнений, восстановление наступает быстро. Углеводы под действием кислорода преобразуются в энергию, запуская процесс расщепления жира.
  • При развитой скоростной разновидности, организм легко противодействует скоростным нагрузкам, значения которых приближены к максимальным.
  • Упражнения на выносливость силовую направлены на развитие способности мускулов в течение продолжительного времени создавать значительное усилие.

Польза упражнений на выносливость в том, что благодаря им:

  • увеличивается количество капилляров, по которым к мускулам доставляется кровь;
  • тренируется сердце. Оно прокачивает крови больше, следовательно, больше кислорода получают мышцы;
  • растет размер митохондрий, которые являются энергетическими фабриками внутри мышечных клеток;
  • стимулируется работа легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода;
  • сокращается содержание молочной кислоты в мышцах. А она, как известно, после занятий спортом вызывает болезненные ощущения;
  • стимулируется развитие мышечных волокон красной разновидности.

Эта разновидность спортивного тренинга подразумевает поступление кислорода в достаточном количестве, следовательно, тренировка не должна быть высокоинтенсивной.

Такие упражнения обеспечивают:

  • постоянную нагрузку;
  • достаточную интенсивность;
  • продолжительное воздействие

Чтобы добиться роста результатов, нельзя допускать, чтобы значения сердечных сокращений выходили за рекомендуемый для каждого возраста диапазон. Для этого, во время занятий обязательно проводится контроль ЧСС. Важно следить, чтобы показатели составляли 60-80% от максимального значения, которое рассчитывается по формуле: 200 минус возраст атлета.

Упражнения, помогающие развить аэробную выносливость

Тренируют выносливость в домашних условиях такие упражнения: бег, ходьба, аэробика, лыжи, велосипед, а также беговой и велосипедный тренажеры, как и другие спортивные движения, заставляющие интенсивно дышать.

Бег на длинную дистанцию – упражнение, развивающее аэробную выносливость.

ЧСС от максимального значения для конкретного возраста составляет 50-80%. Чтобы организм успел восстановиться, ему понадобится сутки, поэтому правильно бегать через день. Но и длинные перерывы не рекомендуется устраивать между тренировками – максимум 2 дня. По мере того, как растет тренированность, темп занятий увеличивают, доводя ЧСС до 90% от максимальной.

После этого, следует фаза медленного бега, продолжительность которой равна бегу ускоренному. Для тренировки сердца и дыхания не важно, какими мышцами используется энергия, поэтому для развития выносливости годятся различные атлетические упражнения без отягощения. Главное, выполнять упражнения с минимальными паузами или без них.

В качестве домашних упражнений на выносливость, подойдут:

  • прыжки через скакалку
  • приседания на одной ноге («пистолет») на двух
  • отжимания
  • махи с большой амплитудой ногами и руками
  • бег на месте, чередовать который нужно прыжками на носках и пр.

Полезно выбранные упражнения объединить в комплекс, который выполнять следует 3-8 раз, отдыхая между подходами не больше минуты, чтобы не снижать пользы тренинга.

Каждое движение выполнять по 15 раз, контролируя показатели пульса.

Несмотря на кажущуюся простоту, для дыхательной системы и сердца они будут достаточной нагрузкой.

Что нужно знать о повышении показателей выносливости

Пока уровень физической подготовки не высок, занятия должны продолжаться не больше 20 минут. Постепенно продолжительность увеличивают вдвое, а затем, и до 60 минут.

Нельзя такие занятия совмещать с тренингом на развитие силы, поскольку пользы такое решение не принесет, а утомление организма вызовет.

Эти занятия проходить должны в разные дни, в крайнем случае, интервал между ними не должен составлять меньше 8 часов: если утром выполняют аэробную тренировку, то вечером допускается силовой тренинг, или наоборот.