Блог
200 0

Критерии оценки соревновательной деятельности. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в избранном виде фсд Оценка соревновательной деятельности

Критерии оценки соревновательной деятельности. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в избранном виде фсд Оценка соревновательной деятельности

Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов высших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый учащийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В разделах интегральной подготовки указано количество соревнований (игр) на каждый год в системе многолетней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого занимающегося, поэтому раздел «соревновательная деятельность» включается в систему контроля.

В группахначальной подготовкии учебно-тренировочных группах учитывается участие (без учета результата) в районных (РС) или республиканских соревнованиях (РК), к которым относятся в том числе выезды на межрайонные турниры.

Таблица 10

ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При зачислении в группу спортивного совершенствования второго года обучения оценивается эффективность игровых действий по следующим параметрам:

1. Потери подач в игре – 16 %

2. Эффективность нападения в игре – выигрыш 40%, проигрыш – 20%

3. Полезное блокирование в игре – 30%

4. Ошибки при приеме подачи в игре – 14%

Эффективность игровых действий волейболистов определяется на основании результатов наблюдений в 3 календарных и контрольных играх. Для этого применяют различные системы записи игр (графически, на видеокамеру и пр.).

Итоговая аттестация

Освоение дополнительной предпрофессиональной программы завершается обязательной итоговой аттестацией, которая проводится по завершении второго года обучения этапа спортивного совершенствования.

Для оценки уровня освоения Программы по предметной области «Теория и методикафизической культурыи спорта» проводится устный экзамен по пройденным темам.

Для тестирования уровня освоения Программы по предметной области «Общая и специальная физическая подготовка» используют контрольные упражнения, которые дают оценку развития основных и скоростно-силовыхфизических качеств.

Для оценки уровня освоения Программы по предметной области «Избранный вид спорта» используются контрольные упражнения по технико-тактической подготовке.

При успешном выполнении 80% контрольных упражнений (таблица 11) и положительной оценке в устном экзамене, учащийся считается прошедшим итоговую аттестацию.

Таблица 11

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Контрольные упражненияЮношиДевушки
Прыжок в длину, см
Бег 30м, сек4,55,3
Прыжок вверх, см
Метание мяча (2кг), м6,605,60
Бег 600м, мин1,502,05
Вторая передача (чередование), №4
Подача верхняя прямая, №9
Нападающий удар, № 10-15
Прием, № 17
Блокирование, № 18
Действия при второй передаче, №19
Действия при нападающем ударе, №20

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

1. В области теории и методики физической культуры и спорта:

История развития избранного вида спорта;

Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта;федеральные стандартыспортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальныхспортивных соревнованийи об ответственности за такое противоправное влияние);

Основы спортивной подготовки;

Необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

Гигиенические знания, умения и навыки;

Режим дня, закаливание организма,здоровый образжизни;

Основыспортивного питания;

Требования к оборудованию, инвентарю испортивной экипировке;

Требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.

2. В области общей физической подготовки:

Развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

Освоение комплексовфизических упражнений;

Укрепление здоровья, повышение уровняфизической работоспособностии функциональных возможностей организма, содействие гармоничномуфизическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (взаимопомощь, коллективизм).

3. В области избранного вида спорта:

Овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;

Приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

Развитие специальных психологических качеств;

Обучение повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры;

Освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных и соревновательных нагрузок;

Выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов, и званий по избранному виду спорта.

4. В области специальной физической подготовки:

Развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости;

Повышение индивидуального игрового мастерства;

Освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником;

Повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности.

Требования к результатам освоения программы, выполнение которых дает основание для перевода на программу спортивной подготовки

Одаренные обучающиеся, по собственному желанию и по результатам сдачи промежуточной аттестации могут быть переведены на Программу спортивной подготовки. Для перехода необходимо:

Показать высокие спортивные результаты на соревнованиях;

Выполнить требования для зачисления на Программу спортивной подготовки по общей и специальнойфизической подготовке(таблицы 12-14);

По остальным предметным областям необходимо показать наивысшие показатели по результатам промежуточной аттестации.

Таблица 12

НОРМАТИВЫ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Таблица 13

НОРМАТИВЫ

ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

ПО ПРОГРАММЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Развиваемое физическое качествоКонтрольные упражнения (тесты)
ЮношиДевушки
БыстротаБег 30 м (не более 5,0 с)Бег 30 м (не более 5,5 с)
Челночный бег 5 x 6 м (не более 10,9 с)Челночный бег 5 x 6 м (не более 11,2 с)
СилаБросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 16 м)Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 12,5 м)
Скоростно-силовые качестваПрыжок в длину с места (не менее 220 см)Прыжок в длину с места (не менее 200 см)
Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 56 см)Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 48 см)
Техническое мастерствоОбязательная техническая программа

Таблица 14

НОРМАТИВЫ

ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Высшим критерием оценки эффективности соревновательной деятельности волейболистов служат результаты соревнований (занятое место) и степень соответствия показанных результатов модельным характеристикам соревновательной деятельности, установленным на период данных соревнований.

В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступления команды также производится с позиций Единой всесоюзнойспортивной классификации(ЕВСК) - игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание: юношеские разряды (I-III),спортивные разряды(кандидат в мастера спорта и I-III), звание "Мастер спорта СССР", "Мастер спорта международного класса".

Оценивается также выступление команды за определенный период времени (год, два и т. п.) суммарно вразличных соревнованиях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (I- IV) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Поскольку соревновательное противоборство волейболистов жестко регламентируется специальными правилами, то вполне понятно, что изменения в правилах соревнований оказывают существенное влияние на структуру соревновательной деятельности по всем ее составляющим.

Соревнования и соревновательная подготовка

Соревнования, как уже отмечалось, являются ядром спортивной деятельности. В спорте соревнования одновременно - генетический фактор, механизм функционирования, цель деятельности и ее продукт, критерий эффективности и наиболее специфическое средство подготовки спортсменов.

Для каждого коллектива спортсменов (команды) в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности. Для сборной страны это олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, для команд высшей лиги - это чемпионаты СССР и т. д. На таких соревнованиях спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка перед основными соревнованиями в годичном цикле, а также в многолетней подготовке. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была, для успеха недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами - обязательное условие для приобретения и совершенствования у волейболистов необходимых соревновательных качеств, способствующих эффективному выступлению в основных соревнованиях. В свою очередь, основные соревнования годичного цикла являются подводящими к основным состязаниям в многолетнем цикле.

Соревновательная подготовка таким образом входит составной частью в систему подготовки волейболистов и в той или иной форме существует на протяжении всей многолетней подготовки спортсменов.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы волейболисты научились максимально реализовать в условиях основных соревнований все то, что они усвоили в процессе тренировок. Для достижения цели волейболист должен:

  • знать значение предстоящих соревнований и конкретные задачи, которые вытекают из структуры соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее эффективность;
  • располагать Детальной информацией о командах соперника, уметь профессионально понимать установку на игру для команды и для себя лично и творчески, в пределах игровой дисциплины, выполнять задания;
  • знать правила соревнований, особенности их трактовки на предстоящих соревнованиях, манеру того или иного арбитра и т. д. (ритуалы построения, разминки, замен, перерывов, структуру проведения соревнований (программу) и т. п.);
  • эффективно вести игровые действия в различных условиях (смены часовых поясов, климатических зон и т. д.);
  • достигать к моменту соревнований оптимальной психической готовности к ведениюспортивной борьбыс любым по силе соперником.

Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности посредством: а) интегральной подготовки (реализация в единстве структурных компонентов соревновательной деятельности) в процессе игровых действий в двусторонней игре в волейбол; б) соревнований по технико-тактической, физической подготовке; в) соревнований по мини-волейболу (дети 8-10 лет), по волейболу 1X1, 2X2, 3X3, 4X4, 6X6 (внутри учебной группы, спортивного коллектива); г) контрольных игр с подбором спарринг-партнеров различных по стилю игры и уровню подготовленности; д) подводящих соревнований.

В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться следующими положениями:

  • направленность и степень трудности соревнований должна строго соответствовать задачам и особенностям построения определенных контингентов волейболистов;
  • к участию в соревнованиях допускать только достаточно подготовленных спортсменов;
  • планировать соотношение соревновательной и тренировочной Деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей волейболистов в условиях соревнований;
  • состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей спортсменов.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть оптимальное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может нарушить нормальный учебно-тренировочный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсутствие также нарушает нормальный ход подготовки. Ориентировочные нормы соревновательной нагрузки в многолетней подготовке (в год): в командах высших разрядов - 70-80 игр, в группах спортивного совершенствования вспортивных школах- 60-70, в учебно-тренировочных группах - 30-50. Половина игр и более - календарные (подводящие и основные).

Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями волейболистов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения волейболу. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной.

В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность.

Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность волейболистов. Главным здесь будет следующее: во-первых, климатогеографические условия того региона, в котором проводятся соревнования; во-вторых, состав соперников, их характеристики по основным показателям соревновательной деятельности и уровню подготовленности; в-третьих, условия проведения встреч с конкретными соперниками (спортивное сооружение, время суток, удаленность от места проведения встречи, очередность игр); в-четвертых, характеристика зрителей (эмоциональный фон, особенности поведения на играх); в-пятых, судейство соревнований (подходы к судейству в целом на данных играх, особенности каждого судьи).

В конечном счете подготовка команды и каждого отдельного волейболиста проводится с учетом игры конкретной команды соперника. Для этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды. В результате составляется тактический план ведения игры. Этот план проигрывается на тренировочном занятии против модели соперника.

Непосредственно перед встречей проводится установка на игру. Определяется стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому волейболисту и отдельным группам по взаимодействиям и т. п., определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд,спортивная одежда, разминка и т. п.).

Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков своей команды и команды соперника и вносит коррективы по составу команды, ведению игры и т. д. Для этого в его распоряжении имеется 30 с времени в каждой партии (два перерыва), а также время после смены площадок после окончания партии. Искусство тренера вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.

После окончания встречи организуют разбор игры. При этом используют результаты наблюдений за действиями волейболистов в игре, анализ технического протокола игры. Все данные сравнивают с установочными и делают соответствующие заключения по выполнению тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют сильные ислабые стороныв действиях игроков, оценивают отношение спортсменов к игре и т. п. В последующихтренировочных занятиях, с одной стороны, исправляют выявленные ошибки, с другой - учитывают особенности игры соперников в предстоящей игре.

После окончания соревнований делают общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнований: в основных соревнованиях главный критерий - занятое место и его соответствие запланированному; в подводящих стартах - достижение модельных показателей, установленных на этот период по всем основным параметрам.

Спортивная борьба в пауэрлифтинге проводится с косвенным влиянием со стороны соперника. Чтобы победить равного по силам соперника или показать свои наилучшие результаты, атлету нужно наилучшим образом использовать имеющиеся в его распоряжении подходы к штанге и возможно лучше распределить свои силы. Намеченному тактическому плану должны соответствовать организация тренировок и «схема» выступлений на соревнованиях. Организационные мероприятия проводятся заблаговременно, и непос­редственно перед соревнованиями, и на самом соревновании.

Мероприятия, проводимые задолго до соревнования, преследуют, в частности, цель так организовать тренировку, чтобы атлет заранее мог адаптироваться к специфическим условиям соревнования. Для этого необходимо установить, когда, где и в какое время суток оно будет проводиться. Чтобы составить себе представление о продолжительности соревнований, внести коррективы в расстановку атлетов по весовым категориям, оптимально спланировать начальные веса, важно знать, сколько тяжелоатлетов участвует в каждойвесовой категориии кто именно.

В мероприятиях, проводимых непосредственно перед соревнованиям, уточняются сведения о сопернике. О его результатах в приседаниях и жиме лёжа на тренировках. О состоянииспортивной формы, о результатах, показанных на последних соревнованиях, о его весе сейчас и весе при достижении лучших результатов. О степени легкости подъема: штанги на соревновательных тренировках, о зависимости достижений в жиме лёжа и становой тяги, об его вероятной тактической установке. Все это подлежит оценке.

Предварительный план тактических действий - расчет подходов, определение размеров весовых надбавок основывается на ряде очень значимых многогранных, и сочетающихся между собой факторов Физической, спортивно-технической и психической работоспособности атлета. Тщательно наблюдая за ним в процессе тренировки и контролируя его достижения, тренер должен перед соревнованиями иметь четкое представление о возможностях своего подопечного.

План расчета подходов надо составлять заблаговременно и достаточно точно, чтобы непосредственно перед началом соревнований не возникли сомнения. Возможны коррективы плана в процессе соревнований, нередко они зависят от факторов, связанных как с соперниками, так и с самим спортсменом.

Важную тактическую задачу спортсмену приходится решать во время взвешивания перед соревнованиями. Атлет, у которого меньше вес на взвешивании, будет победителем в случае одинаковой с соперниками суммы троеборья. Поэтому он может добиться победы, дублируя подходы соперника.

Иногда атлеты настолько свыкаются с намеченным планом выступления, что потом не решаются даже на крайне необходимые поправки и изменения в ходе соревнований. Важно всегда быть готовым к возможным тактическим коррективам, если этого потребуют обстановка, самочувствие.

В ходе разминки перед соревнованием тренеру особенно важно определить работоспособность, координационные возможности, общее самочувствие, психологическую готовность спортсменов. Тренер должен не только уловить технические ошибки атлета, но и определить, насколько он в состоянии управлять своими эмоциями, как относится к предстоящему выступлению: хочет соревноваться или готовится к выходу на помост как к неприятной необходимости.

Первый подход (к начальному весу) в приседаниях, жиме лёжа, становой тяги очень ответствен, к нему нужно относиться с полной сосредоточенностью. Удачный подъем штанги в первом подходе дает возможность избежать нулевой оценки, прочувствовать вес, настроиться, приобрести уверенность в успешности следующих подходов. Благодаря этому возможные сомнения, тревога уступают место соревновательному энтузиазму, необходимой мобилизационной готовности.

Во втором подходе ставится задача развить успех и, как правило, показать наилучший по уровню готовности атлета спортивный результат. В зависимости от удачи первого подхода, легкости выполнения упражнения, самочувствия атлета, варианта надбавки веса и действий противников вес штанги во втором подходе может увеличиваться на 2,5, 5, 7,5, 10 кг и более.

Увеличение веса штанги для второго, подхода на 2,5 кг практикуется редко, обычно в тех случаях, когда начальный вес поднят с очень большим трудом или· для выигрыша соревнований можно ограничиться минимальной надбавкой. Как правило, атлеты набавляют по 5 кг. Увеличение веса штанги на 7,5 кг осуществляется, когда атлет уверен в успешном подъеме штанги и в то же время такой надбавки достаточно для победы или она заставит соперника идти на сомнительный для него вес.

Вес штанги во втором подходе на 10 кг увеличивают чаще всего тогда, когда начальный вес поднят безупречно и с исключительной легкостью. Кроме того, в случае неожиданного срыва при следующем подходе он не сможет повлиять на занятое место. Такая надбавка веса может быть целесообразна и в ситуациях, когда для победы необходим риск.

В третьей попытке атлеты пытаются увеличить свой предельный результат или компенсируют неудачу второго подхода (с тем же весом штанги), а иногда для проверки своих возможностей пытаются поднять рекордный для себя вес. Надбавка веса штанги для третьего подхода чаще всего 2,5 кг, реже 5 кг и в исключительных случаях больше.

Успешное выступление команды в соревнованиях зависит от качества выступления каждого зачетного участника. Нередко тактические просчеты приводят к нулевым оценкам. Поэтому в ответственных командных соревнованиях завышения начальных весов недопустимы. Прежде всего, необходимо следить за весовым режимом участников: учитывать, при каком лишнем (сверх нормы) весе были показаны предельные результаты на тренировках.

Важно знать, как велико влияние сгонки веса на результат. Исследования и обобщение опыта выступлений в соревнованиях показывают, что сгонка веса тела спортсмена на 2 кг приводит к снижению результата до 2,5 кг при сгонке веса на 2- 3 кг - уже до 5 кг. При сгонке веса на 3- 4 кг результаты уменьшаются на 5 кг и более. При уменьшении веса на 4- 5 кг результаты снижаются на 7,5 кг.

В ответственных командных соревнованиях тактический план обсуждается совместно с тренером и командой. Здесь необходимо, действовать, прежде всего, в интересах коллектива. Поэтому начальный вес на таких соревнованиях должен быть на 7,5 - 10 кг. А иногда, и на 15 кг меньше предельного результата на данном этапе подготовки спортсмена. Очень осторожно определяется начальный вес для атлетов, сгоняющих вес, и для атлетов, перешедших в следующую весовую категорию. Новый предельный результат, впервые показанный на пред соревновательных тренировках, еще не дает основания считать, что он будет, достигнут и в соревновательной обстановке. Таким: атлетам опасно начинать соревнования с веса штанги, который еще ни разу не был поднят на соревнованиях.

Учитывая техническую подготовленность атлета, стабильность его техники выполнения и влияние на этого спортсмена соревновательной обстановки, заявляют тот начальный вес, с которым он может справиться достаточно уверенно. Если спортсмен перевозбужден на соревновании, то возрастает вероятность ошибок в его выступлении. К такому же результату приводит и небрежное отношение к технике выполнения классических упражнений на тренировках.

К тактическим действиям в условиях напряженной борьбы с равноценными соперниками относится дезинформация противника о планируемом начальном весе штанги. Заявив при взвешивании очень малый или чрезмернобольшой вес, атлет окончательно заявляетнужный веснепосредственно перед вызовом на помост, что нередко заставляет соперника ломать свой тактический план.

Иногда атлет, удовлетворенный успехом в первом подходе, снижает свою активность, требовательность к себе, что может привести к неудаче в последующих подходах. Необходимо поддерживать мобилизационную готовность до конца соревнований.

Успех тактических действий во многом зависит от точности определения предельных результатов в упражнениях вданный момент, от выбора целесообразной степени риска, от выдержки спортсмена, а также от веса тела, от жеребьёвки, от ряда факторов подготовки атлета к данному соревнованию.

Список литературы

1.БалькоП.А. Алгоритмы анализа и управления временной структурой и структурой соревновательной деятельности в пауэрлифтинге/ П.А. Балько//Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2008 № 3(37). – С 16-18

2. Глядя С. А.,и др., Стань сильным.Книга 1 /С.А.Глядя., М. А Старов., Ю. В Батыгин // Учебно-методическое пособие по основам пауэрлифтинга. –Укр.:1997. 33с.

3.ХолоповВ.А. Построение и содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров старших разрядов. автореф. дис. канд. Пед. наук: 13.00.04 / В.А.Холопов. – Москва., 2008.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ОЦЕНКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Г.Ф. ВАСИЛЬЕВ, А.А. НОВИКОВ, Е.Я. КРУПНИК, О.В. ТИУНОВА,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Впервые в боксе проведен ретроанализ результатов участия ведущих боксеров мира вОлимпийских играх современности, что позволило сделать прогноз на будущие Олимпиады. Определены основные манеры ведения поединков, как победителями Олимпиад, так и боксерами, проигравшими бой. Полученные цифровые показатели являются целевыми установками для планирования будущих победных боев.

Ключевые слова: спорт, прогноз, методика,

результат, бокс.

For the first time in boxing held Retro-analysis of the participation of the world"s leading boxers in theOlympic Gamesof modern times, which made it possible to make a prediction for the future of the Olympics. The basic manner of conducting duels as the winners of the Olympics and boxers lost the fight. These numerical values are the target settings for the planning of future winning fights.

Keywords: sport, prediction method, the result of boxing.

Введение

Спортивная деятельность боксера направлена на достижение победы в личном поединке с соперником или в соревновании в целом и обеспечивается соответствующим его квалификации уровнем технической, тактической, общей и специальной физической и психологической подготовленности. Имеют значение и генетические индивидуальные особенности спортсмена, и индивидуализированные способы подготовки.

Важны также индивидуальные особенности соперника, условия соревнований, жеребьевка и т.д. В видах единоборств результат не зависит от одного какого-либо ведущего качества, как, например, от силы - в тяжелой атлетике, от быстроты - в спринтерском беге и прыжках в длину, от выносливости - в стайерском беге и т.д. Победа в поединке боксеров зависит не только от уровня специальной физической, технической и психологической подготовленности спортсмена, но и от тактики поединка.

В зависимости от специфики соревнований тактика может быть индивидуальной (личной), но иногда учитываются интересы команды (при командных и лично-командных видах соревнований). В единоборствах выделяются отдельно тактика боя и турнирная тактика, так

как соревнования на Олимпийских играх, первенствах мира, Европы, России обычно состоят из нескольких поединков, от исхода которых зависит конечный результат.

Анализируя вопросы построения и совершенствования тактической подготовки в боксе, разные авторы по-разному определяют этот вид тренировочного процесса. Именно оценка соревновательной деятельности является основой совершенствования технико-тактической подготовки и прогнозирования результатов в предстоящих поединках. Первый иважнейший вопрос, встающий перед тренерским советом сборной команды России по боксу в начале 4-летнего олимпийского цикла, является вопрос - что ждет впереди? И действительно, было бы интересно заглянуть вперед и увидеть, хотя бы приблизительно, каким будет бокс финала следующей Олимпиады. Сегодня возможность такого «ясновидения» вполне по плечу современной спортивной науке в связи с имеющимися в каждой команде записями выступления атлетов на Олимпиадах. В боксерской науке уже достаточно продолжительное время применяется анализ видеозаписей боев с последующим расчетом коэффициентов атаки и защиты через просчет ударов, нанесенных боксерами, и ударов, дошедших до цели.

Основные стороны мастерства спортсмена постоянно приводятся в соответствие с особенностями технического арсенала единоборца как реализующего фактора, обеспечивающего результат в соревновательной деятельности.

Методика определения высокого или низкого уровня технико-тактического мастерства спортсмена-единоборца предопределяет, в основном, возможность программирования тренировочного процесса и, соответственно, прогнозирования соревновательного результата как конечного целевого результата тренировки. Лимитирующим фактором этого процесса является недостаточное знание резервных тактико-технических и физических возможностей спортсменов.

Для решения этого вопроса необходимо в условиях соревновательной деятельности изучить основные характеристики этой самой деятельности. И желательно сделать это в ходе наиболее значимых международных соревнований, для которых характерна наиболее высокая степень всех сторон подготовки и наивысший уровень специальной физической подготовленности, обеспечивающей максимальную специальную работоспособность, которая в измеряемых видах спорта приводит к рекордному результату. Поэтому словосочетания «рекордный уровень результата» и «результат на уровне наивысшей специальной физической работоспособности» в спортивной практике фактически являются понятиями-синонимами, поскольку отражают одно и то же - уровень готовности спортсмена к проявлению своих максимальных специфических возможностей, которые в измеряемых видах спорта приводят к победе с рекордным показателем, а в видах спорта, где рекорд невозможно зафиксировать, - к окончательной победе, что на весах спортивной значимости оценивается одинаково - мировой илиолимпийской медальючемпиона.

Методы и организация исследования

По своей структуре форма оценки соревновательной деятельности боксеров имеет двойственную характеристику: 1) Оценку внешних факторов успешности вы-

ступлений (количество боев, успешность выступлений, количество поражений, комплексная оценка побед и поражений, качество побед и поражений и т.п.); 2) Оценку внутренней компоненты, связанной с успешностью или неуспешностью ведения конкретных боев и включающую подсчет количества ударов нанесенных, достигших цели, парированных, оценку скорости ударов, темпа ударов и т.п.

В основу оценки достижений боксеров в соревнованиях была положена классификация по уровню оцениваемого соревнования, согласно занятому месту, количеству проведенных боев и одержанных побед. Однако распределение мест участников какого-либо турнира не всегда соответствует подлинным возможностям спортсменов, особенно в боксе, где жеребьевка и олимпийский принцип выбывания после первого поражения могут вывести из соревнования на предварительных этапах претендентов на призовые места. Поэтому для объективной оценки требуется учитывать итог выступления боксеров во всех соревнованиях по критериям, позволяющим сравниватьдостигнутые результаты. В качестве критериев оценки успешности выступления боксеров был взят балл за место, занятое спортсменом в соревнованиях, и за каждую одержанную в них победу. Величина оценки зависела от уровня соревнований.

Составляя балльную шкалу оценок, мы исходили из статистического анализа результатов чемпионатов России, Европы, мира, Олимпийских игр, международных турниров, который показал, что в среднем первое место на чемпионате Европы соответствует третьему месту на Олимпийских играх, первое место на чемпионате России -третьему месту на чемпионате Европы и т.д. По этому принципу была построена шкала оценок всех зачетных соревнований, при этом были использованы статистические данные нескольких лет.

В основу балльной оценки был положен принцип, принятый в спортивной практике при оценке любых соревнований, который предлагает давать за: 1 место -7 очков, 2 место - 5 очков и 3 место - 3,5 очка. В нашем случае дробное значение третьего места нами было округлено до 3-х целых единиц (табл. 1).

Таблица 1

Оценка выступления боксеров в соревнованиях

Основной состав СКР*

1 Олимпийские игры 21 19 17 15

2 Чемпионат мира 20 18 16 14

3 Кубок мира 19 17 15 13

4 Чемпионат Европы 18 16 14 12

5Международный турнир17 15 13 11

6 Чемпионат России 16 14 12 10

7 Кубок России 15 13 11 9

8 Всероссийский турнир 14 12 10 8

Окончание табл. 1

№ п/п Наименование соревнования Занятое в соревнованиях место Оценка каждой победы, баллы

Состав юниоров СКР

9 Первенство мира 13 11 9 7

10 Первенство Европы 12 10 8 6

11 Международный турнир 11 9 7 5

12 Первенство России 10 8 6 4

13 Всероссийский турнир 9 7 5 3

14 Первенство автономий 8 6 4 2

15 Первенство республик 7 5 3 1

* СКР - Сборная команда России.

Для оценки соревновательных достижений боксеров и их классификации в каждой весовой категории подсчи-тывались: 1) сумма баллов зазанятые меставо всероссийских имеждународных соревнованияхили за количество побед в них; 2) коэффициент успешности выступления как отношение суммы очков к общему количеству боев, в том числе и проигранных в зачетных соревнованиях.

Классификация спортсменов в каждой весовой категории позволяет находить математическое ожидание выигрыша для боксера в его возможном поединке с другим соперником, что является основанием для прогнозирования результатов выступления в будущем.

Постоянно проводимые исследования на основных международных соревнованиях типа чемпионатов Европы, мира и Олимпийских Игр позволили разработать систему автоматизированного анализа соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев. Причем основным критерием отбора и расчета ведущих компонентов двигательной деятельности является их информативность, достоверность и воспроизводимость в условиях тренировочной деятельности, что имеет особенную значимость в случае разработкиудачного вариантапрогнозирования соревновательного результата и последующего переноса его в особенности процесса подготовки.

Наши многолетние исследования в этой области позволили выделить и обосновать методами статистического анализа значимость следующих шести элементов соревновательной деятельности (СД): надежность защиты (НЗ), эффективность атаки (ЭА), интервал атаки (ИА), длительность атаки (ДА), общее количество боевых действий (КУ), количество успешных боевых действий (УУ). В данной аббревиатуре КУ означает общее количество ударов, нанесенных боксером, УУ -количество успешных ударов, достигших цели.

В боевыхударных единоборствах, где поединок может закончиться после нанесения одного решающего удара, значение надежности защиты подчеркивается изначальным определением бокса как «благородного искусства самозащиты». И здесь необходимо подчеркнуть, что надежная защита напрямую связана с успешными атакующими действиями, что в практике трактуется как «нападение - лучшая защита». Показатель надежности

защиты определяется отношением количества ударов, нанесенных противником, к количеству ударов, не дошедших до цели. Эффективность атаки определяется отношением количества ударов, нанесенных боксером, к количеству ударов, достигших цели.

В научной практике аппроксимирование (описание приблизительной диаграммы рассеивания) производится с помощью математического выражения следующего вида:

V = a + Ь X х,

где а и Ь - реальные значения показателей боевых действий в индивидуальном выражении между Олимпиадами;

х - величина динамики (уменьшающаяся либо возрастающая) в зависимости от вектора этой динамики.

Это математическое выражение называется уравнением регрессии и используется в науке с целью прогнозирования результата спортсменов.

В процессе видеоанализа финальных боев боксеров нами фиксировались следующие первичные показатели: количество боевых эпизодов, время боевых эпизодов, общее количество нанесенных ударов, количество ударов, достигших цели, и скорость атакующих действий.

Для каждого из участников финальных боев были рассчитаны: длительность интервала атаки, эффективность ударов, коэффициент эффективности атаки, коэффициент надежности защиты. При расчете интервала атаки общее время атаки было разделено на количество боевых эпизодов. Коэффициент эффективности атаки рассчитывался делением количества ударов, достигших цели, на общее количество нанесенных ударов и затем полученное число умножалось на 100. Надежность защиты определялась через количество ударов, нанесенных соперником, и количество ударов, достигших цели. Из общего количества ударов вычитались удары, достигшие цели, и полученное число делилось на количество ударов, достигших цели. Таким образом, мы получали реальное представление о том, сколько надо нанести ударов, чтобы один из них дошел до цели, что и определяет эффективность ударов.

Результаты исследования

Полученный в результате видеоанализа и последующей математической обработки материал позволил сделать достаточно аргументированный прогноз на идентичные показатели для финальных боев в Рио-де-Жанейро, который представлен в табл. 2, 3, 4.

Результаты видеоанализа

Последующей математической обработке были подвергнуты индивидуальные показатели эффективности атак и надежности защит у победителей и проигравших в финалах Олимпиад, которые представлены в табл 5.

Таблица 2

финальных боев Олимпиад

Олимпийские игры в: Показатели боев по формуле: 4 раунда по 2 минуты

Барселоне 59 158 238 9 1,5

Атланте 58 136 200 12 1,47

Сиднее 43 90 207 25 2,4

Афинах 40 80 210 30 2,6

Пекине 36 70 215 35 3,0

Лондоне 32 66 213 40 3,4

Обозначения показателей боев: 1 - количество боевых эпизодов. 2 - время боевых эпизодов. 3 - общее количество нанесенных ударов. 4 - количество ударов, дошедших до цели. 5 - скорость атакующих действий.

Таблица 3

Результаты видеоанализа финальных боев Олимпийских игр в период с 1992 по 2012 год

Олимпийские Игры в: Показатели действий за один раунд

Барселоне 15 40 60 2

Атланте 14 34 50 3

Сиднее 11 22 52 6

Афинах 10 20 52 8

Пекине 8 18 50 10

Лондоне 7 16 48 12

Таблица 4

Производные показатели эффективности боев Олимпийских игр в период с 1992 по 2012 г. с прогнозом на Олимпийские игры 2016 г. в Рио-де-Жанейро

Олимпийские игры в: Интервал атаки Эффективность ударов

Барселоне 2,6 1/30

Атланте 2,3 1/16

Сиднее 2,1 1/9

Афинах 1,8 1/5

Пекине 1,6 1/3

Лондоне 1,5 1/2

Прогноз в Рио-де-Жанейро 1,4 1/1

Таблица 5

Эффективность атак и надежность защит у боксеров, одержавших победы в финальных боях и потерпевших в них поражения

№ п/п Город и год проведения Олимпийских игр Коэффициент атак Надежность защит

Победитель Проигравший Победитель Проигравший

1 Барселона - 1992 4,2 1,9 51,9 24,3

2 Атланта - 1996 7,5 3,4 35,6 14,6

3 Сидней - 2000 12,3 7,5 15,7 9,2

4 Афины - 2004 15,1 9,7 13,3 8,1

5 Пекин - 2008 15,3 9,9 14,6 8,7

6 Лондон - 2012 15,2 9,5 13,8 8,4

7 Прогноз в Рио-де-Жанейро - 2016 15,1 9,4 13,7 8,3

Обсуждение

Анализируя таблицы, видно, что и эффективность атак, и надежность защит у победителей примерно в 2 раза выше, чем у проигравших на всех Олимпиадах. В то же время, динамика эффективности атак от Олимпиады к Олимпиаде возрастает и у победителей, и у проигравших, а надежность защит при этом соответственно уменьшается, что также необходимо иметь в виду тренерскому совету. В то же время надо также иметь в виду, каким образом меняется от Олимпиады к Олимпиаде темп выполнения атакующих действий, которые в табл. 1 отражены показателями 5. Изменение регламента соревнований на последних двух Олимпиадах привело к значительному росту скорости нанесения атакующих ударов.

Следующий вид анализа касался так называемого «рисунка» боя, т.е. того, как строят свои бои в финале победители Олимпиад. Было проанализировано изменение показателя общего количества ударов, наносимых в раун-

дах, и по этим показателям формировали сам рисунок боя. В результате проведенного анализа выяснилось, что из общего числа чемпионов на представленных Олимпиадах 42% наращивали количество ударов во 2 и 3 раундах, а в 4 раунде снижали темп, видимо, «сделав свое дело»; 33% -делали бурный старт, во 2 и 3 раундах снижали темп и только в 4 раунде снова его увеличивали; 25% -увеличивали количество ударов от раунда к раунду. Не вызывает сомнения, что и эти показатели необходимо учитывать тренерам сборной команды, если они хотят готовить чемпионов, формируя, соответственно, рисунок ведения боя в 42%, как превалирующий.

Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить, что проведенный нами анализ и прогноз сделаны в боксе впервые и, возможно, недостаточно точны, ведь жизнь иногда опровергает самые смелые прогнозы. И тем не менее дальнейшее проведение работы в этом направлении позволит делать все более точные варианты анализа и достаточно близко подойти к реальному прогнозу.

Литература

1. Тиунова, О.В. Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии / О.В. Тиунова, А.Е. Злобин // Вестник спортивной науки». - 2008. - № 3. - С. 16-20.

2. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства. - М., ВНИИФК, 2003. - С. 208.

3. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология - теория, методология, практика. - М.:Советский спорт, 2005. - С. 408.

4. Новиков, А.А. Стратегия и тактика управления спортивной подготовкой в единоборствах с помощьюсовременной системынаучно-методического обеспечения / А.А. Новиков, Г.Ф. Васильев, А.О. Новиков, Р.С. Соляник, Е.Я. Крупник // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 19-23.

5. Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: ФиС, 1986. - С. 190.

6. Васильев, Г.Ф., Савин, Г.И. Что предстоит молодежной команде в будущем? / Г.Ф. Васильев, Г.И. Савин // Бокс: Альманах. - М.: Терра спорт, 1999. - С. 49-51.

7. Худадов, Н.А. Прогнозированиеолимпийского результатав боксе / Н.А. Худадов, Г.Ф. Васильев // Сборник научных трудов ВНИИФК за 2000 г. - М.: ВНИИФК, 2001. - С. 266-268.

8. Ванаев, Г.В. Индивидуализация тренировочной нагрузки в процессе подготовки боксеров высокого класса с учетом их личностных и психофизиологических особенностей / автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1979. - С. 18.

1. Tiunova, O.V. Marketing mobile technologies applied to the problems of sports psychology / O.V. Tiunova, A.E. Zlobin // Vestnik sportivnoy nauki. - 2008. -No. 3. - Pp. 16-20.

3. Kuramshin, Y.F. Sport recordology - theory, methodology, practice. - M.: Soviet Sport, 2005. -P. 408.

4. Novikov, A.A. Strategy and tactics of management of sports training in the martial arts with the help of a modern system of scientific and methodological support / A.A. Novikov, G.F. Vasil"ev, A.O. Novikov, R.S. Solyanik, E.Ya. Krupnik // Vestnik sportivnoy nauki. - 2016. -No. 1. - Pp. 19-23.

5. Balandin, V.I. Forecasting in the sport / V.I. Balandin, Yu.M. Bludov, V.A. Plahtienko. - M.: FiS, 1986. - P. 190.

6. Vasil"ev, G.F. What will the youth team in the future? / G.F. Vasil"ev, G.I. Savin // Boxing: Almanac. - M.: Terra Sports, 1999. - Pp. 49-51.

7. Hudadov, N.A. Prediction of outcome in Olympic boxing / N.A. Hudadov, G.F. Vasil"ev // Collection of scientific works VNIIFK for 2000 y. - M.: VNIIFK, 2001. - Pp. 266-268.

8. Vanayev, G.V. Customization of training load in preparation of high-class boxers taking into account their personal and psycho-physiological characteristics / author. Diss.... Cand. Ped. Science. - M., 1979. - P. 18.

9. Polozov, AA. Ranking in the sport yesterday, today and tomorrow. - M.: Soviet Sport, 2007. - P. 314.

Соревновательная деятельность, направлена на достижение наивысших результатов. Важной чертой результативностисоревновательнойдеятельности является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнованиях. Факторы:

Факторы, определяющие результативность: успешность, стабильность, надежность.

Факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности: 1.Определенная сложность соревновательной программы, соответствующая правилам соревнования. 2. Оптимальная готовность в физическом отношении (определенный уровень исполнительского мастерства, отсутствие ошибок). 3.Оптимальная готовность в психологическом отношении (умение пользоваться приемами саморегуляции психических состояний).

4. Наличие соревновательного опыта (от кол-ва стартов в году и степени успешности выступления на них). 5. Грамотное подведение спортсмена к соревнованиям полным составом тренеров. 6. Грамотная организация и проведение учебно-тренировочного процесса и проведение предсоревновательных сборов. 7. Организация и проведение соревнований на должном уровне. 8. Квалифицированное и объективное судейство. 9. Стабильность и надежность выступления.

10. Условия проведения соревнований - места проведений соревнований

112. Физиологическая классификация физических упражнений. Характеристика стандартных циклических и ациклических движений. Классификация по Фарфелю:

ПОЗЫ: Лежание; сидение; стояние; с опорой на руки.

ДВИЖЕНИЯ:

I. Стереотипные (стандарт-е) движ-я

1) Качественного значения (с оценкой в баллах).

2) Количественного значения (с оценкой в кг, метрах, секундах).

Циклические по зонам мощности: максимальной (10-30с), субмаксимальной (30с-5мин), большой (5-30 мин), умеренной (30 мин до нескольких часов).

Ациклические: собственно-силовые, скоростно-силовые, прицельные.

II. Ситуационные (нестандарт-е) движения:спортивные игры, единоборства, кроссы.

К нестандартным или ситуационным движениям относя спорт. игры, единоборства и кроссы из-за большой сложности профиля трасс. Для этих движений характерны: переменная мощность работы, изменчивость ситуации с дефицитом времени.

Предъявляются высокие требования к творческой ф-ции мозга из-за отсутствия стандартных программ двигательной деят-ти. Особое значение имеют процессы восприятия и переработки информации в ограниченные интервалы времени

113. Физиологические механизмы, стадии и закономерности формирования двигательного навыка. Двигательный динамический стереотип. Особенности формирования двигательного навыка в избранном виде ФСД. Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осущ-ся без участия сознания и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнете-менными). Вначале это лишь общее представление о двигательной задаче. На втором этапе обучения начинается непосредственное выпол-нение разучиваемого упр-ия.

3 стадии формирования двиг.навыка:

1. стадия генерализации (иррадиация возбуждения) – созданная модель становится основой для перевод внешнего образа во внутренние процессы формирования программы соб-ственных действий. Иррадация воз-буждения по различным зонам мозга и обобщение характера переферических р-ций. 2. стадия концентрации – происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. Навык на этой стадии уже сформирован, но еще очень непрочен. Воздействие любых новых раздражений разрушает неокрепшую еще рабочую доминанту, едва установившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приводит к иррадиации возбуждения и потере координации. 3. Стадиястабилизации и автоматизации. Помехоустойчивость рабочей доминанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т.е. возникает автоматизация навыка. Прочность работчей доминанты поддерживается четкой сонастройкой ее нейронов на общий ритм корковой активности (усвоение ритма). Внеш-ние раздражители лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Снижается участие лобных ассоциативных отделов коры.

Доминанта – комплекс нейронов, гос-подствующий очаг в ЦНС. Подавляет деятельность посторонних нервных центров и, соответственно, лишних скелетных мышц.

Динамический стереотип (по Павлову) – система условных и безусловных рефлексов. Она вырабатывается при повторении одного и того же порядка раздражений (ситуаций) и, соответ-ственно, выражается в цепи закре-пленных ответных р-ций, т.е. стереотипе. Но при этом изменение внешних условий может вызвать перестройку этой системы или ее разруше-ние, что отмечается термином – динамический.

Двигательный динам-ий стереотип – порядок возбуждения в доминирующих нервных цетрах, закрепленный в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровож-дающих их вегетативных р-ций. ДвДинСт связан с цепью моторных актов. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускет следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения и освобождает сознание человека от мелочного контроля за каждым его элементом. Навыки, в основном, представляют условные рефлексы 2 рода – оперантные или инструментальные условные рефлексы. В них новым отделом реф-лекторной дуги явл-ся эффекторная частть, т.е. создается новая форма движения или новая комбинация из ранее освоенных действий.

Он легче образуется при выполнени циклических упражнений, чем ациклических. Пример – прыжок.

114. Физиолого-биохимическая характеристика восстановления послемышечной работы. Периоды восстановления. Классификация и краткая характеристика средств, используемых в спортивной практике для ускорения восстановительных процессов. Восстановление - совокупность физиологич., биохимичих и структурных изменений, которые обеспечивают переход организма от рабочего уровня к исходному (дорабочему) состоянию. Чем больше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее процессы их восстановления.

Вследствие функциональных и структурных перестроек, осуществляющихся в процессе восстановления, функциональные резервы организма расширяются и наступает сврехвосстановление (суперкомпенсация).

Процессы восстия можно разделить на 3 периода:

1. Рабочий период – восстаные р-ции, которые осуществл-ся уже в процессе самой мышечной работы (восстановление АТФ, креатинфосфата, переход гликогена в глюкозу и ресинтез глюкозы из продуктов ее распада – глюконеогенез). Рабочее восст-ие поддерживает норм-е функ-циональное состояние организма при выполнения мышечной нагрузки.

2. Ранний период – наблюдается сразу после окончания работы легкой и средней тяжести в течение нескольких десятков минут (восстановление выше названных показателей, нормализация кислородной задолженности, гликогена). Раннее восстановление лимитируется главным образом временем погашениякислородного долга. Погашение алактатной части кислородного долга происходит в течение нескольких минут и связано с ресинтезом АТФ и креатинфосфата. Погашение лактатной части кисл.долга обусловлено скоростью окисления молочной кислоты, уровень которой при длительной и тяжелой работе увелич-ся в 20-25 раз по сравнению с исходным, ликвидация этой части долга 1,5-2 часа.

3. Поздний период восстановления отмечается после длительной тяжелой работы и затягивается на несколько часов и даже суток. Нормализуется большинство показателей организма, удаляются продукты обмена в-в, восстан-ся водно-солевой баланс, гормоны и ферменты.

Регуляция восст-ия осущ-ся при уча-стии нервного и гумор-го механ-мов.

Закономерности восст-х процессов: 1. Неравномерность. Сразу после окончания тяжелой физ. работы вос-ст-ие идет быстро, а затем скорость его снижается и наблюдается фаза медленного восст-я. После умеренных нагрузок погашение кислородного долга носит однофазный характер (фаза быстрого восст-ия).

2. Гетерохронность – неодновременное протекание различных восст-ых процессов обеспечивает наиболее оптимальную деят-ть целостного организма (вначале восст. алактатная фаза кислородного долга и фосфагены; затем пульс, артер.давление, ударный и МОК, V кровотока – лактатная фаза кисл.долга; через несколько часов внешнее дыхание, глюкоза и гликоген; через несколько суток обмен в-в, периферическая кровь, вводно-солевой баланс, ферменты и гормоны).

3. Фазность восст-ия – 3 фазы:

1) Ф. пониженной работоспособности (сразу после работы); 2) Ф. повышенной работосп-ти (при сверхвос-становлении); 3) Ф. исходной работосп-ти.

4. Избирательность восст.процессов. После аэробной работы восст.процес-сы показателей внешнего дыхания, сердечного цикла происходят медленнее, чем после нагрузок анаэробного хар-ра.

5. Восст.процессы подвержены тренируемости.

Восстановит. мероприятия:

1. Постоянные. Проводятся с целью профилактики – режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, дополнит-я витаминизация, закаливание, общеукрепляющие физ.упр-я, оптимизация эмоцион-го состояния.

2. Периодические. Осущ-ся по мере необходимости – воздействие на биологически активные точки, вдыхание чистого кислорода, массаж, тепловые процедуры, ультрафиол. облучение, использование стимуляторов, не относящихся к допингам.

115. Физиолого-биохимическая характеристика изменений в организме при выполнении динамической работы различной мощности. Характери­стика сердечно-сосудистой, дыхательной системы, двигательного аппа­рата, системы крови. Энерготраты. В системе крови набдюдается увеличение кол-ва форменных элементов. Наблюдается миогенный эритроцитоз и миогенный тромбоцитоз. В зависимости от тяжести работы проявляются различные стадии миогенного лейкоцитоза. При работе увеличивается отдача кислорода из крови в ткани. Соответственно, становится болше артерио-венозная разность по кислороду и коэффициент использования кислорода. Рост кислородного долга при передвижениях спорстменов на средних и длинных дистанциях сопровождается увеличением в крови концентрации молочной кислоты и снижением рН крови. В связи с потерей воды и увеличением кол-ва форменных элементов повышение вязкости крови достигает 70%.

ССС участвует в доставке кислорода работающим тканям. Увеличивается систолический объем крови (при больших нагрузках до 150-200 мл), нарастает ЧСС (до 180 уд/мин и ), растет минутный объем крови (до 35 л/мин и ). Происходит перераспределение крови в пользу работающих органов – главным образом, скелетных мышц, а также сердечной мышцы, легких, активных зон мозга – и снижение крововснабжениявнутренних органови кожи. Кол-во циркулирующей крови при работе увеличивается за счет ее выхода из кровяных депо. Увеличивается скорость кровотока (норм. 21-23 с, при работе 8-10 с), а время кругооборота крови снижает-ся вдвое.

Дыхание значительно увеличивается при мышечной работе – растет глубина дыхания (до 2-3 л) и частота дыхания (до 40-60 вдохов в мин). Минутный объем дыхания может увеличиваться до 150-200 л/мин. Но большое потребление кислорода дыхательными мышцами (до 1 л/мин) делает нецелесообразным предлельное напряжение внешнего дыхания. Увеличивается легочная вентиляция.

Наибольшие сдвиги происходят при работе субмаксимальной мощности (от 35-40 с до 3-5 мин).

В двигательном аппарате при работе повышаются возбудимость и лабильность работающих мышц, повыш-ся чувствительность их проприорецепторов, растет температура и снижается вязкостьмышечных волокон. Улучшается кровоснабжение, но при больших статических напряжениях кровоток в мышцах резко затрудняется или вовсе прекращается из-за сдавливания кровеносных сосудов. ДЕ в целойскелетной мышцепри дли-тельных физ.нагрузках вовлекаются в работу попеременно, восстанавлива-ясь в периоды отдыха, а при больших кратковременных напряжениях – включаются синхронно.

При мышечной работе увеличивается потребность в кислороде. Рефлексы возникают с рецепторов работающих мышц, увеличив-ся работа мышечных идыхательных насосов, что увеличивает венозный приток крови к серд-цу, увеличиваются симпатические влияния на сердце. Все это вызывает увеличение систолического и минутного объема крови и ЧСС.

Сист. V крови 60-80 мл – 150-200 мл

МОК 5-6 л/мин – 35-40 л/мин.

При этом происходит перераспределение крови в пользу работающих органов, в первую очередь к работающим мышцам, сердцу, легким и некоторым управляющим зонам мозга. Кол-во циркулирующей крови при работе увелич-ся за счет ее выхода из кровяных депо. Увелич-ся ско-рость кровотока, а время кругооборота крови снижается вдвое.

Симпатические влияния влияют по разному на разные сосуды. Вызывают уменьшение кровотока во внутр. органы и к коже, сужая сосуды, но не влияет на сосуды сердца и мышц. При работе кровоток через мышцы увеличивается в 100 млн.раз. При циклической работе сокращение мышц улучшает венозный кровоток через них, т.е. включает мышечный насос. Усиление дыхания присасывает кровь из вен вгрудную клетку, т.е. включается дыхательный насос.

В мышцах открываются спавшие в покое капилляры, их число увелич-ся в 100 раз и возникает так называемая рабочая гиперемия, т.е. 2 кровотока через мышцы.

116. Физиолого-биохимическая характеристика утомления. Особенности развития утомления при выполнении работы разного характера. Утомление – функциональное состояние организма, вызванное умственной и физич. работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение ф-ций организма и появление субъективного ощущения усталости. Выделяют 2 вида утомления: физическое и умственное. Главным и объективным признаком утомления явл-ся снижение его работоспособности. Критерием оценки утомления явл-ся изменение ф-ций организма в период работы. Процесс утомления характериз-ся субъективным симптомом, усталостью. Утомление связано с развитием функциональных изменений во многих органах и системах, с различным сочетанием деятельности органов и систем, уху-дшение ф-ций. Утомление явл-ся нормальной физиологич. р-цией организма на работу. Утомление ведет к снижению работоспособности спортсменов, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функцых резервов организма.

При выполнении циклической работы мах мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утомления явл-ся уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС с преобладанием торможения. Разрушается рабочая система взаимосвязей активности корковых нейронов, в них падает уровень содержания АТФ и креатинфосфата. Существенное значение в развитии утомления при этом имеет изменение функционального состояния самих мышц, снижение их возбуди-мости, лабильности и скорости расслабления. При циклической работе субмакс. мощности ведущими причинами утомления явл-ся угнетение деят-ти нервных центров и изменения внутренней среды организма. Причина этого – большой недостаток кислорода, вследствие которого развивается гипоксемия. Циклическая работа большой мощности приводит к развитию утомления вследствие дискоординации моторных и вегетативных ф-ций. Длительное выполнение цикличе-ской работы умеренной мощности приводит к развитию охранительного торможения в ЦНС, истощению энергоресурсов, напряжению ф-ций кислород транспортной системы, желез внутренней системы и изменению об-мена в-в. В организме снижаются запасы гликогена, что ведет к уменьшению содержания глюкозы в крови. В механизме развития утом-ления при длительной физ. работе могут играть роль изменения белко-вого обмена и снижение ф-ций желез внутр. секреции. Приразличных видахациклических движений, при выполнении ситуационных упр-й, при разных формах работы переменной мощности большие нагрузки испытывают высшие отделы головного мозга и сенсорные системы. При выполнении гимнастических упр-й и в единоборствах утомление развивается вследствие ухудшения пропускной способности мозга и снижения функционального состояния мышц (уменьш-ся их сила и возбудимость). При статической работе основными причинами утомления явл-ся непрерывное напряжение нервных центров и мышц.

Предутомление или скрытое утомление – наличие при работе существенных функциональных изменений со стороны некоторых органов и систем, но ком-пенсированных другими ф-циями, вследствие чего работоспособность человека сохраняется на прежнем уровне. Развитие скрытого утомления обусловлено изменениями координации двигательных и вегетативных ф-ций без снижения эффективности работы.

Хроническое утомление – пограничное функциональное состояние организма, которое характериз-ся сохранением к началу очередного трудового цикла субъективных и объективных признаков утомления от предыдущей работы, для ликвидации которых необходим дополнительных отдых. При хрон. утомлении необходимый уровень спорт. работоспособности может поддерживаться лишь кратковременно за счет повышения биологической цены и быстрого расходования функц-ых резервов организма.

Переутомление – патологическое состояние организма, которое характер-ся постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушением аппетита, болями в области сердца и др. частя тела. Главным объективным критерием переутомления явл-ся резкое снижение спорт.результатов и повышение грубых ошибок при выполнении упр-й.

Перенапряжение – резкое снижение функц. состояния, вызванное нарушением нервной и гуморальной регуляции, нарушение гомеостаза при чрезмерных и форсированных нагрузках.

117. Физиолого-биохимические механизмы проявления быстроты. Определение, формы. Резервы быстроты и их особенности проявления в различных видах спорта. Возрастные изменения, сенситивные периоды, тренируемость. Быстрота – это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты. Комплексные формы включают скорость двигатель-ных действий и кратковременность умственных р-ций в сочетании с другими качествами. Элементарные фор-мы: 1. Общая скорость однократных движений – напр. прыжков, метаний. 2. Время двигательной р-ции ( ВДР ) – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной р-ции, р-ции на движущийся объект (особое значение в ситуац.видах спорта и спринте). Оценка ВДР производится от момента подачи сигнала до ответного действия. 3. Максимальный темп движений, характерный, напр., для спринтерского бега.

Факторами, влияющими на ВДР, явл-ся врожденные особенности человека, его текущее Функциональное состо-яние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спорт. мастерства, кол-во воспринимаемой спортсменом информации.

Быстрота зависит от следующих факторов: лабильность – скорость протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках; подвижность нерв-ных процессов – скорость смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот; соотношение быстрых и медленных мышечных воло-кон в скелетных мышцах.

В сложных ситуациях, требующих р-ции с выбором,большое значениеимеет пропускная способность мозга спортсмена – кол-во перерабатываемой иныормации за единицу времени. Величина ВДР прямо-пропорц-но на-растает с увеличением числа возмож-ных альтернативных решений – до 8 альтернатив, а при большем их числе оно резко и непропорц-но повыш-ся.

При осущ-ии р-ции на движущийся объект большое значение приобретают явления экстраполяции, позволяющие предвидеть возможные траектории перемещения соперников или спорт. снарядов, что ускоряет подготовку ответный действий спортсмена. Способствуют этому и поисковые движения глаз: быстрота действий спо-рт-а здесь связана со скоростными возможностями мышц глазодвигательного аппарата.

В процессе спорт.тренировки рост быстроты обусловлен следующими механизмами: увеличение лабильности нервных и мышечных клеток, ускоряющих проведение возбуждения по нервам и мышцам; рост лабильности и подвижности нервных процессов, уве-личивающих скорость переработки информации в мозгу; сокращение времени проведения возбуждения через межнейронные и нервно-мышечные синапсы; синхронизация активности ДЕ в отдельных мышцах и разныхмышечных групп; своевременное торможение мышц-антагонистов; повышение скорости расслабления мышц.

Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. С ними частично совпадают сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в т.ч. педагогическим и тренерским. Сенситивный пе-риод для развития быстроты 11-14 лет (макс. значение – 15 годам).

Из физических качеств наиболее зависимыми от врожд. задатков явл-ся качества быстроты и гибкости. развития быстроты – 11-14л

118Физиолого-биохимические механизмы формирования и проявления силы. Определение, классификация. Факторы, определяющие максимальную мышечную силу (основные и дополнительные). Физиологические основы тренировки и резервы мышечной силы. Тренируемость, сенситивные периоды, возрастные изменения. Сила мышцы – это способность за счет мышечных сокращений преодоле-вать внешнее сопротивление. Различают абсолютную и относительную мышечную силу.

Абсолютная сила – это отношение мышечной силы к физологическому паперечнику мышцы (площади поперечного резерва всех мышечных воло-кон). Измеряется в Ньютонах или кг силы на 1 кв.см. В спортивной практике измеряют динамометром силу мышцы без учета ее поперечника.

Относительная сила – отношение мышечной силы к ее анатомическому поперечнику (толщине мышцы в целом, которая завилит от числоа и толщины отдельных мышечных волокон), измеряется в тех же единицах, что и абсолютная сила. В спорт. практике для ее определения используют отношение мышечной силы к сесу тела спортсмена, т.е. в расчете на 1 кг. В зависимости режимамышечного сокращенияразличают: 1. Статическую силу (изометрическую), проявляемую при статических усилиях; и 2. динамическую – при динамической работе, в т.ч. так называемую взрывную силу – определяется скоростно-силовыми возможностями человека. Скоростно-силовые возможности зависят от наследственных св-в орг-ма.

Правильное чередование тяжести физ. нагрузок с оптимальными интревалами отдыха обеспечивает возможность использования явления суперкомпенсации – сверхвосстановления организма.Тренировочные нагрузкидолжны постепенно повышаться в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей. Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться max нагрузки.

В условиях электрического раздра-жения мышцы можно можно выявить max мышечную силу, которая окажется больше той силы, которую человек проявляет при предельном произволь-ном усилии – так называемой max произвольной силы. Разница между max мышечной силой и max произволь-ной силой называется дефицитом мышечной силы. У систематичски тренирующихся спортсменов происхо-дит относительное увеличение общих и специальных физиологических резервов. К числу общих функциона-льных резервов мышечной силы отнесены следующие факторы: включение дополнительных ДЕ в мышцыах, синх-ронизация возбуждения ДЕ в мышце, своевременное торможение мышц-антогонистов, координация сокращений мышц-антогонистов, повышение энергетических ресурсов мышечных волокон, переход от одиночных сокращений мышечных волокон к тетаническим, усиление сокращения после оптимального растяжения мышцы, адаптивная перестройка структуры и биохимии мышечных волокон.

Тренируемость или спортивная обучаемость спортсмена – способность повышать функциональные и специ-альные спортивные возможности под влиянием систематической тренироки. Обеспечивается двумя параметрами: 1. степенью прироста различных признаков организма в процессе многолетней спортивной подготовки; 2. скоростью этих сдвигов в орга-низме. Ниболее тренируемыми физ. качествами явл-ся ловкость и общая выносливость, а наименее – быстрота и гибкость. Среднее положение зани-мает качество силы.

Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в т.ч. предагогическим и тренерским. Учет сенситивных периодов необходим при проведении спортивного отбора. Сенситивные периоды дляразличных качествпроявляются гетерохронно. Сенситивный период проявления различных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14 лет, мышечной силы – 14-17 лет, выносливости –15-20 лет.

119.Физиолого-биохимические основы скоростно-силовых способностей. Факторы, определяющие скорость и силу в процессе двигательной деятельности. Особенности проявления скоростно-силовых качеств в различных видах спорта. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (напр., отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега). При этом, чем значительней внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (подъем штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (метание копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельными напряжениями мышц, проявляемыми в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная силаотражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (напр., при низком старте в беге накороткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – это способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Специфические виды:

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. Динамическаясиловая выносливостьхарактерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе.

Силовая ловкость – проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба). Ее можно определить, как « способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

Факторы:

К анатомо-физиологическим факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых и красных мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и масса мышц; качество межмышечной координации; особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания.

К биомеханическим факторам относят: расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс.

К психологическим факторам относят: готовность человека к проявлению мышечных усилий, мотивационные и волевые компоненты, эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Похожая информация.

Добавить комментарий