Блог
991 0

Мастера славяно горицкой борьбы кто. Что стоит за славяно-горицкой борьбой? Структура славяно-горицкой борьбы

Мастера славяно горицкой борьбы кто. Что стоит за славяно-горицкой борьбой? Структура славяно-горицкой борьбы

Очерк посвящён развитию Ю.А.Харкевичем славяно-горицкой борьбы в Витебске. Опубликовано в белорусских СМИ (точных данных нет).

Андрей Геращенко

СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

Сейчас, когда повсеместно широко распространены всевозможные школы и стили восточных единоборств - каратэ, вьет во дао, джиу-джитсу, таэквондо, ушу и другие, менее известные направления, до широкой общественности, по сути, остаётся неизвестным такой самобытный и уникальный вид единоборств, как славяно-горицкая борьба, которая является единым техническим сплавом различных элементов русской состязательной культуры.

В дохристианской Руси поединки были составной частью языческого обряда Тризна. Погребальный курган назывался горицей, отсюда и современное название борьбы.

Известна и давняя традиция русских кулачных боёв, когда сходились стенка на стенку и начинали разговаривать друг с другом, предлагая померяться силой на кулаках.

РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО

В 1986 году Александр Белов основал современную школу славяно-горицкой борьбы, придав организационную и техническую завершённость русскому объединённому стилю. Основу славяно-горицкой борьбы, помимо обрядового славяно-этногроафического направления Тризна составили штурмовой, классический, тотальный и военно-прикладной бои. Последний включает в себя преодоление полосы препятствий, схватку на ножах.

Самым главным и, пожалуй, знаковым отличием славяно-горицкой борьбы является её идеология - особый менталитет, опирающийся на традиции родной земли. Восточные единоборства построены на оборонительной тактике, на работе вторым номером. Славяно-горицкая школа, наоборот, учит работать на опережение, бить первым номером. В реальных столкновениях способность опередить противника, умение нанести удар первым зачастую является залогом успеха и победы.

В восточных единоборствахбольшое вниманиеуделяется отработке боевых стоек, действиях босыми или облачёнными в лёгкую обувь ногами. Это связано как с тёплым климатом стран Востока, где носят лишь лёгкую обувь, так и с условиями гор, где жёсткая стойка является неотъемлемым элементом единоборства, обеспечивая равновесие и спасая бойца от падения со скалы.

У нас совсем другие условия - холодный климат, мягкая, часто болотистая почва. Всё это неизбежно накладывает свой отпечаток и на технику борьбы. Удар в славяно-горицкой борьбе рассчитан на ногу в обуви. Соответственно, такие удары требуют не столько растяжек, столь популярных в восточных единоборствах, сколько подвижности и динамичности суставов.

Большую часть техники славяно-горицкой борьбы представляет спланированная атака, построенная на взрыве эмоций, выбросе адреналина. Подобные психологические условия присутствуют на реальной войне, в горячих точках. Не случайно многие подразделения спецназа и ОМОНа изучают славяно-горицкую борьбу - некоторые техники в самом прямом смысле спасают бойцам жизнь.

Славяно-горицкая борьба берёт за основу высоко-подвижный стиль, движения и техника которого максимально приближены к человеческому и природному естеству. Сама энергетика борьбы черпается из ведических вещей, будучи во многом родственной энергетике пожара, селя, землетрясения. Не случайно помимо чисто технической стороны боя школа славяно-горицкой борьбы уделяет большое внимание морально-волевой подготовке, формирования воина не только на поле брани, но и в духовной сфере жизни, культивируя лучшие человеческие качества - способность к борьбе, самопожертвование, стойкость и мужество.

Славяно-горицкая борьба получила основное распространение на территории трёх славянорусских государств - в России, Белоруссии и на Украине. Но, несмотря на её организационную молодость, большой интерес к нашей национальной школе единоборств уже проявили в Италии, во Франции и даже в Японии.

ЮРИЙ ХАРКЕВИЧ

В Белоруссии этот уникальный вид единоборств напрямую связан с именем Юрия Анатольевича Харкевича, создавшего в Витебске в 1991 году клуб древнеславянских ратоборств Берсек. Но о клубе чуть позже - вначале поговорим о его создателе.

Юрий Харкевич родился в 1961 году в Витебске. Учился в СШN16 в живописном зелёном районе Лучоса, через который протекает одноимённая река. С детства Юрий серьёзно увлекался спортом, особенно акробатикой, поэтому неудивительно, что уже в 1977 году он стал мастером спорта СССР поспортивной акробатике. В 1982 году он в составе первого выпуска факультета физического воспитания закончил витебский педагогический институт.

Спортивная выучка и отменное здоровье пригодились сразу же - после окончания института Юрий был призван на срочную службу и направлен в разведроту полка охраны штаба ГруппыСоветских войскв Германии. Здесь произошло его первое по-настоящему серьёзное знакомство с единоборствами и рукопашным боем.

В 1984 году после демобилизации Харкевич устроился на работу в автошколу ДОСАФ. Затем был ФОК, СДЮШОРN2 и, наконец, новое возвращение в армию - пять лет сверхсрочной службы в звании прапорщика. Довелось побывать и в радиоактивной зоне в качестве ликвидатора на Чернобыльской АЭС.

Наверное, всё это и выработало такие личные качества, как смелость, мужество, находчивость. Харкевич прыгал с парашютом, летал на дельтоплане, очень любит подводную охоту, купается зимой в ледяной проруби. Как-то за один присест проехал 400 километров на мотоцикле.

В общем, налицо стремление реализовать свою внутреннюю потребность быть воином и настоящим мужчиной. Ко всему прочему Юрий - хороший семьянин. Его жена, Татьяна Васильевна, работает в научно-исследовательском секторе ВГУ, старшая дочь - Алёна, студентка ВГУ, младшая Марина - школьница.

БЕРСЕК

Теперь пришло время поговорить и о самом клубе Берсек. Вначале о названии. Берсек - это опытный воин, рубака, которому абсолютно неведом страх смерти. Слово весьма древнее и по своему происхождению, поэтому существует и несколько вариантов его произношения: берсек, берсерк, берсеркер, борьсек.

Русская земля хранит немало преданий о легендарных русских богатырях-берсеках: Ольбеге Ратибориче, Рагдае, Демьяне Куделевиче, воеводе Владимира Святославовича по прозвищу Волчий Хвост, кулачном бойце Василие Буслаеве, Евпатие Коловрате. Согласно преданию Евпатий Коловрат так отчаянно бился с монголо-татарами, что вокруг него образовалась целая гора вражеских трупов. Захватчики не смогли взять его в открытой сече и забросали камнями из камнеметательных машин. Батый, не склонный к излишнему благородству, был так поражён таинственной неуязвимостью и силой русского богатыря, что приказал откопать его из-под камней, отвезти тело домой к Евпатию и похоронить его с почестями.

Вообще же ощущение неуязвимости берсерков часто возникало у врагов при встрече лицом к лицу в бою. Берсерки снимали кольчуги и шли в самую гущу битвы, наводя ужас на противника одним своим видом.

Несомненно, что все эти удивительные, эпические примеры нашей истории сталихорошим примеромдля тех, кто начал возрождать исконные русские традиции единоборств, которые легли в основу возрождаемой славяно-горицкой борьбы.

В самом клубе существует совершенно особая атмосфера - Харкевич и его соратники работают в энергии рассеяния, основной смысл которой в том, что от учителя, подобно лучам солнца, должна исходить энергетика, впитываемая учениками.

Во взаимоотношениях ученика и учителя есть серьёзное отличие от соответствующих взаимоотношений на Востоке. Там существует традиция, согласно которой ученик может быть лишь подобием учителя и редко достигает уровня его мастерства. В славяно-горицкой борьбе, наоборот, скверно, если ученик не превзошёл своего учителя.

Чем больше тренер тратит сил и энергии, тем больше ему вернётся и воздастся.

В клубе не задерживаются злые, недоброжелательные люди. Все члены клуба независимо от возраста и мастерства считаются братьями. Конечно же, опытные, известные бойцы имеют некоторые привилегии, но в любом случае они остаются братьями - в крайнем случае кто-то старший, кто-то - младший.

В славяно-горицкой борьбе есть один важный, знаковый принцип - в поединке не жалей, но береги, то есть в бою каждый работает всерьёз, но нужно беречь проигравшего от серьёзных травм, нельзя добивать упавшего.

Случайный человек здесь не приживётся. Если он не вписывается в традиции клуба, с ним просто никто не захочет работать в спарринге. Его никто не станет выгонять - он просто уйдёт сам.

Сейчас в Витебске славяно-горицкой борьбой занимается около 100 человек, а всего за несколько лет школу мужества прошли не менее 1000 спортсменов. К сожалению, пока нет нормальных залов и помещений - в основном приходится ютиться в небольших тренировочных зальчиках.

Заниматься славяно-горицкой борьбой можно начинать лет с пяти. Дочь Харкевича начала это делать даже с трёх. Верхнего предела возраста, как такового, просто нет. Но для работы с людьми старше 40-45 лет просто нет возможности, так как небольшие зальчики, используемые клубом Берсек, рассчитаны на методики занятий с более молодыми спортсменами.

Жизнь доказала особую ценность приёмов и философии славяно-горицкой борьбы именно в современном мире сплошных локальных войн. Ведь славяно-горицкий стиль - это оперативное мышление и борьба (и не только физическая, но и духовная). Не случайно славяно-горицкой борьбой стали заниматься десантники Рязанского воздушно-десантного училища, бойцы московского транспортного ОМОНа, одинцовского спецназа, охраняющего ракетные войска, чирчикского спецназа.

СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как и у каждого вида единоборств, есть в славяно-горицкой борьбе и свои титулы и звания. Если на Востоке степень мастерства определяется поясом, то здесь - вышивкой. 1 разряд - птицы клевучие (примерно соответствует 1 разряду в других видах спорта), 2 разряд - турица (мастер, мастер спорта международного класса), з разряд - всадник (обладатель этой вышивки - профессионал), 4 разряд - князь (заслуженный мастер спорта, тренер).

Само определение разрядов проводится по итогам турниров и рейтинговых боёв и на данном этапе развития славяно-горицкой борьбы всё это только-только выходит на официальный уровень. Здесь есть и ещё одна проблема - славяно-горицкая борьба не внесена в официальный классификатор видов спорта ни в Российской Федерации, ни в Белоруссии, что не способствует нормальному развитию этого вида единоборств. Пока не зарегистрирована и федерация славяно-горицкой борьбы. Больше повезло отдельным направлениям - приверженцам боя на клинковом оружии и боя на мечах удалось зарегистрировать федерацию исторического фехтования.

Несмотря на это Харкевич и клуб Берсек уже пять лет подряд проводят межгосударственные турниры по славяно-горицкой борьбе на призы витебской областной газеты Народнае слова, многочисленные показательные выступления на Международном фестивале искусств Славянский базар, на республиканском Фестивале авторской песни, выполняют сложные элементы каскадёрских трюков, снимаются в исторических кинофильмах, участвовали в праздновании 850-летия российской столицы.

В МОСКВЕ

О Москве хочется сказать особо. Сразу же по приезду к крепко сложенным ребятам из Берсека прямо на вокзале подошли стражи порядка и поинтересовались содержанием тяжёлых сумок. Ребята честно ответили, что там - копии древнерусского оружия, шлемы и кольчуги, но разрешения на них пока нет. Разрешение пришлось ожидать двое суток и всё это время оружие и кольчуги находились под охраной милиции.

Но это не испортило впечатлений гостям из Белоруссии. Им было доверено представить своё мастерство прямо на Красной площади в рамках финала интеллектуальной игры для школьников Моя Москва, а затем было участие в карнавале на Театральной площади. Выступление прошло на ура, а на память спортсмены сфотографировались с известным российским телеведущим Вальдисом Пельшем.

ЛУЧШИЕ СПОРСМЕНЫ

Московская поездка имела и чисто спортивную сторону - четверо спортсменов клуба Берсек - Максим Григорович, Игорь Холод, Вадим Волчик и Сергей Коваль приняли участие в соревнованиях по славяно-горицкой борьбе и сдали экзамен на первую техническую ступень, что даёт право участвовать в соревнованиях международного ранга. Здесь самое время сказать несколько слов и о лучших спортсменах-славяногорцах, подготовленных Харкевичем. Это Игорь Холод (Ружан), занявший второе место по штурмовому бою на чемпионате россии в 1998 году, второе место на кубке Беларуси по ушу (саньда), неоднократный победитель турниров по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Максим Григорович (Ивко) - занял второе место на известном международном турнире вьет во дао в Витебске (2000 год), был призёром турниров по славяно-горицкой борьбе в Белоруссии. Алексей Янишин - победительмеждународного турнирапо вьет во дао ивосточным единоборствамв Витебске (2000 год) среди юниоров. Захар Казаков - чемпион Беларуси 2000 года по ушу среди юниоров, в 2003 году - серебряный призёр чемпионата Беларуси по ушу среди взрозлых в 2003 году, чемпион Беларуси 2001 года по рукопашному бою, неоднократный победительразличных соревнованийвнутри Республики по славяно-горицкой борьбе, ушу и рукопашному бою. Сергей Коваль (Бреслав) занял третье место на Кубке Престижа по славяно-горицкой борьбе в 1998 году, чемпионВитебской области2001 года по рукопашному бою среди спецподразделений, призёр различных соревнований по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Вячеслав Быковский (Вуслав) занял второе место на молодильных боях в 1993 году, третье место на Кубке Волги в 1994 году, является неоднократным победителем турнира по славяно-горицкой борьбе в Беларуси.

Список вполне впечатляет и впереди воспитанников Харкевича ожидают новые успехи и победы.

Есть у Харкевича одна мечта - построить коттедж с залом для спорстменов,с игровой площадкой для детей, местом для занятий с пенсионерами и обязательно баню, где можно было бы заняться фитотерапией, делать травяные чаи и настои, привлечь медиков, использовать систему славянского оздоровления. Но не так всё просто - на всё нужны немалые деньги.

Я не знаю, построит ли Юрий Харкевич коттедж и баней, но уверен в другом - именно благодаря таким людям, настоящим пассионариям пока держится и стоит Русский мир. А славяно-горицкую (очень хочется в это верить) ожидает достойное и славное будущее.

С уровнем обучения в школах и секциях классических направлений боевых искусств не все так просто, как хотелось бы, а тут еще постоянно появляются фейковые системы типа славяно-горицкой борьбы. Не попадайтесь! Мошенничество!

Что представляет собой славяно-горицкая борьба? Это относительно новое спортивное направление, системарукопашного боя, которое сейчас активно продвигается в массы и собирает учеников на занятия, больше похожие на собрания сектантов.Профессиональные спортсменыотносятся к славяно-горицкой борьбе как к очередной авантюре, которая также быстро исчезнет, как и появилась. А вот у новичков, которые мало знают о единоборствах, не так много шансов не попасть под влияние «сенсея».

Вы видите объявление о наборе в группу славяно-горицкой борьбе? Пройдите мимо. В каждом городе есть большое количество секций и достойных тренеров, у которых можно, затратив время, научиться полезным приемам, повысить тонус мышц тела и получить психологическую разрядку. На занятиях по славяно-горицкой борьбе вы просто потратите время. В мире спорта это фейк.

Создателем направления и его идейным вдохновителем является некто господин Белов, который носит псевдоним Селидор. Он в частности утверждает, что стиль его борьбы зародился еще во времена языческой Руси и тамдолгое времябыл единственным способом подготовки бойцов. Потом якобы все приемы были утрачены. И только в 1986 году господин Белов возродил исконно русское направление борьбы.

По каким источникам были восстановлены приемы и способы ведения боя у «славян», сказать сложно.

В книгах Белова, коих он издал уже великое множество, научные теории, славянские мифы и художественный вымысел причудливо переплетаются, создавая ту реальность, которая выгодна автору для продвижения в массы своих идей.

Сама «исконно русская» система рукопашного боя позиционируется как очень эффективная и даже смертоносная, способная поразить противника с любым уровнем подготовки. А вот тренироваться в зале и отрабатывать стойки-приемы-блоки вовсе не обязательно.

Узнать, как проходят тренировки, можно из многочисленных видео, размещенных в сети интернет. В съемках участвую настоящие славянские воины, которые, подражая былинному Добрыне Никитичу, начинают говорить густым басом и слегка нараспев, а в речи используют большое количество старославянских слов и устаревших оборотов.

Посмотрев видео, можно и на тренировку записаться, на платной основе, естественно. Проходят тренировки обычно в лесу. Тренируются люди в камуфляже. Со стороны это выглядит странно, так как какой-то определенной системы тренировки нет.

Подготовка бойцов проводится в три этапа:

  • классический бой, который предполагает участие спортсмена в показательных выступлениях и соревнованиях;
  • штурмовой бой, который предполагает обучение навыкам нападения на противника;
  • тотальный бой, последняя ступень обучения, предполагающая постижение неких тайных приемов, делающих воина неуязвимым.

Создатель направления утверждает, что любой «славянин» может побороть представителя любой другой школы единоборств, включая и тех спортсменов, кто практикуетбоевое самбо. Подготовка любого бойца «славянина» гораздо лучше, а для тренировок вовсе не нужны залы, татами, спортинвентарь, защита. Общефизическая подготовка также не особо важна.

Тренировки «славян» проходят по следующей схеме: на первых занятиях мастер показывает азы, а затем уже каждый из учеников сам нарабатывает комплекс приемов, которые больше всего соответствуют его комплекции и прочим физическим данным. Готовой системы приемов у «славян» нет.

Соревнований по славяно-горицкой борьбе не проводится. Серьезные спортсмены шутят, что причиной этого может быть наличие у «славян» особых смертоносных знаний и навыков, которые не оставляют противника в живых. К слову, в каждой шутке есть только доля шутки. «Славяне», даже начинающие, уверены, что могут отбиться от нападения любого противника. Эту уверенность им внушает тренер, не имея для этого никаких оснований.

Казалось бы, ну верит человек в свои бойцовские качества, ну и что? А вот что! Если на улице такой «боец» встретит хулиганов, будет он стараться убежать или договориться? Нет! В бой ринется. А бой этот с учетом реально низкого уровня подготовки для «славянина» может стать последним.

Не рассчитывайте на то, что в секции славяно-горицкой борьбы вы сможете научиться защищать себя от нападения. Тут ничего лучше таких проверенных направлений как классический бокс или карате нет. И то при условии регулярных занятий у серьезного тренера в течение как минимум нескольких лет.

Славяно-горицкая борьба (СГБ)- возрожденное А. Беловым национальное боевое искусство. СГБ соединяет самые разноплановые традиции отечественной состязательной культуры, и хотя как система она ранее не существовала, ее составные части - засечный, стеношный, охотницкий бой и Влесова боротьба - реальные элементы состязательной традиции.

Славяно-горица вобрала в себя все те крупицы древнерусских ратоборств, которые удалось собрать в многочисленных этнографических экспедициях энтузиастам возрождения национальной состязательной культуры.

На западе СГБ известна как gorits fighting.

Виды боя в СГБ

Классический бой - комплекс организованных боевых действий, направленных на продолжительный бой в стойке. Имеет специальную задачу - достижение победы над противником за счёт использования тактического искусства и комбинационного превосходства. Классический бой наиболее применим в поединках с представителями других видов единоборств, когда борьба лёжа ограничена или запрещена.

Штурмовой бой - комплекс организованных атакующих действий, в задачу которых входит активное наступательное подавление любых форм сопротивления противника, независимо от его физических данных и степени боевой подготовки. Имеет особую техническую и этико-философскую разработку. Базируется на изучении и управлении моделями поведения человека и стандартами механики его действий. Штурмовой бой наиболее применим в условияхуличной драки, а также в ситуациях, требующих принятия единственно правильных решений.

В основе уличного Штурма - оперативная оценка боевого поведения противника и использование этой оценки для выбора наиболее точной формы атаки. Звучит ёмко, а выполняется вся процедура рефлекторно, в объёме одной секунды. Данный вариант Штурма можно считать реакцией на поведение противника.

Спортивный Штурм имеет массу условностей, характерных только для данного жанра. Он обязывает соревнующихся атаковать на протяжении всего времени поединка, иначе действия сторон вряд ли можно назвать Штурмом. Обоюдное наступление выглядит обычно жестоким взаимным избиением на "заклинившей" дистанции. В этом сложность спорта. Уходить с дистанции с целью обороны нельзя, по правилам, это означает отказ от боя. Побеждает тот, кто способен прорваться в клинч, сбить противника на землю и, не теряя инициативы, завершить начатую атаку на земле. Первыми в бой вступают ноги, это тоже обязательное условие.

Схема спортивного Штурма:

  • с дальней дистанции - удары ногами;
  • насредней дистанции- серийные удары руками;
  • после сближения - сбивание на землю;
  • безостановочное продолжение атаки на земле.

На всё про всё - 10 секунд, данный отрезок времени называется "сходом". Всего в одномспортивном бою10 сходов. По правилам, время пауз между ними не должно превышать времени самого схода (т.е. 10 секунд).

Тотальный бой - комплекс специально организованных технических действий для профессионального поединка в бое без правил. Особенностью Тотального боя является специальная техническая подготовка, ориентированная на ведение боя с борцами джиу-джитсу, дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса, кикбоксинга и каратэ, а также русская стилистическая организация приёмов этого боя. Тотальный бой наиболее применим для поединков с представителями других видов единоборств по правилам, не имеющим ограничений на борьбу лёжа.

Военно-прикладной бой - специализированный армейский комплекс, отвечающий целям и задачам подготовки воина для ведения боевых действий на коротких огневых дистанциях и в условиях рукопашного соприкосновения с противником. Включает в себя: огневую подготовку по нетрадиционной программе; плавательную подготовку специальным способом; особые приёмы перемещения и контроля пространства; искусство выживания в условиях длительной изоляции и экстремальных ситуациях; универсальные навыки владения холодным оружием.

Базовые стили

РАДОГОРА - стиль боя руками, вобравший в себя технико-тактические наработки школ: славяно-горицкой борьбы, советского бокса и русских этнографических стилей.

ПОДОЛ - стиль боя ногами, где руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов, из исторических школ русского рукопашного боя.

КОРОМЫСЛО (пропорциональный стиль) - система боя, в котором высокий темп движений достигается поочерёдными ударами рук и ног за счёт инерции и пластики, что экономит усилия.

УКЛАД (сплав нескольких видов борьбы) - способ борьбы, объединивший технико-тактические наработки русской исторической школы и арсенал специальных приёмов для ведения Тотального боя.

ПОЗЁМ (комплексный бой на земле) - стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, любые удары лёжа.

СВИЛЯ (боевая гимнастика) - система действий, позволяющих уклониться от ударов и захватов противника. Формирует у бойца особую пластику движений: позволяет избежать атаки без чрезмерных усилий.

Стили применения

ПЯТА (стиль неплановых ситуаций) - вырабатывает навыки ведения боя в темноте и тесноте, на скользком покрытии и при численном превосходстве противников.

ГРУДОК - способ организации боя с противником, превосходящим физически (по росту, весу и силе).

ГИБКИЕ ПЕРЕСТРОЕНИЯ (противосистема) - маневрирование и тактические хитрости с учётом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства.

"С-42" - славяно-горицкая борьба, адаптированная к применению в реальных боевых условиях. Включает в себя наиболее результативныетехнические действия, систему выживания и специальные навыки.

ОГНЕВОЙ БОЙ - бой с использованиемогнестрельного оружия. Система строится на основе: а) пистолетного троеборья: встречный бой (дуэльная стрельба в движении),прицельная стрельба, демонстрация техники боевого перемещения; б)общих принциповбоя с автоматом.

КЛИНКОВЫЙ БОЙ - система боя на основе ножевого троеборья (свободный бой, метание ножа и демонстрация боевой техники в перемещении).

Славяно-горицкая борьба

Славя́но-го́рицкая борьба́ - видспортивного единоборстваи комплексное боевое искусство, состоящее из четырёх видов и двенадцати базовых стилей, объединённых общим названием.

Славяно-горицкая борьба - авторская система, разработанная А. К. Беловым на основе боевых и состязательных традиций восточных славян и ряда европейских боевых искусств. Основная задача системы - подготовить бойца-универсала, способного бороться по любым правилам и в любых условиях, против нескольких противников (в том числе вооружённых) и т. д.

Базовые стили

  • Радого́ра - стиль боя руками, вобравший в себя различные стили русскогокулачного бояи элементы советского бокса; удары наносятся в любую часть тела (в том числе в паховую область, основание черепа,позвоночный столб); боец наносит удары кулаком, ладонью (плошкой), предплечьем (ратовищем), локтем, а бьет скрутом корпуса;
  • Подо́л - стиль боя ногами, в котором руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов славян, из исторических школ русского рукопашного боя и европейских единоборств (шассон, сават, пуринг, фольдерскал). Удары наносятся преимущественно стопой в любую часть тела, в связи с чем рекомендуется обувь с плотной подошвой и выступающим рантом;
  • Коромы́сло (пропорциональный стиль) - система боя, в которой высокий темп движений достигается поочередными ударами рук и ног (нога-рука-рука-нога) за счёт инерции и особой пластики, что позволяет экономить силы бойца;
  • Укла́д - сплав нескольких видов борьбы в стойке (боец должен сбить противника с ног без перехода в партер), используется техника пуринга;
  • Позём (бой на земле) - стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, а также различные удары в положении лёжа;
  • Сви́ля (боевая гимнастика) - система приёмов, позволяющих уклоняться от ударов и захватов противника. Существует три уровня свили: уход от ударов; уход от ударов и контратака; навязывание противнику определенной тактики поведения;
  • Пята́ (стиль неплановых ситуаций) - вырабатывает навыки ведения боя в специфических условиях: в темноте, в тесноте, на скользком покрытии, при численном превосходстве противника и на ограниченном пространстве;
  • Грудо́к - способ организации боя с превосходящим физически (по росту, весу, силе) противником;
  • Ги́бкие перестрое́ния (противосистема) - маневрирование и тактические уловки с учётом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства;
  • «С-42» - разновидность славяно-горицкой борьбы, адаптированная к реальным боевым условиям;
  • Огнево́й бой - бой с использованием огнестрельного оружия;
  • Клинко́вый бой - система боя на основе ножевого троеборья.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Славяно-горицкая борьба" в других словарях:

    Айкидо в Йошкар Оле … Википедия

    - «Русский стиль» стиль рукопашного боя, основан в «краснодарской школе» В. А. Спиридоновым. Также, термин Русский стиль применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направление, в которое входят русские единоборства такие, как… … Википедия

    - «Русский стиль» стиль рукопашного боя, основан в «краснодарской школе» В. А. Спиридоновым. Также, термин Русский стиль применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направление, в которое входят русские единоборства такие, как… … Википедия

    - … Википедия

    В Белоруссии занимаются следующими видами боевых искусств и единоборств. Содержание 1 Бокс 2 Греко римская борьба 3 Вольная борьба … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Русский стиль (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Единоборства виды спорта в которых участники физически состязаются друг с другом, один на один, без применения огнестрельного оружия.[уточнить] Цель единоборства действуя в рамках оговоренных правил, проводить приемы, которые могут… … Википедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Обычно в кэмпо выделяют несколько направлений. Спортивное – главной целью являются соревнования. Это Бокс, Вольная, Греко римская борьба, Дзюдо, Кикбоксинг. Прикладное различные системы самообороны, армейские прикладные системы. Смесь… … Википедия

Книги

  • Последняя тайна Варяжской Руси. Мифы и правда о русской цивилизации, Селидор (Александр Белов). "Подлинная история варяго-русов интереснее любой фантастики", утверждает автор этой ярко написанной книги. С дерзостью первопроходца он доказывает, что те самые варяги, которых наши предки…

Славяно-горицкая борьба - это видбоевого искусстваи спортивного единоборства, включающего в себя четыре основных вида и двенадцать базовых стилей, которые объединены одним общим названием. Главная цель системы - подготовка универсального бойца, способного сражаться в любых условиях и по любым правилам.

Предыстория

Первые славянские школы боевых единоборств появились в 3 веке до нашей эры. То есть бойцовские традиции на Руси насчитывают многовековую историю. Параллельно с боевыми развивалась и развлекательная, игровая народная традиция. При явном различии, между данными направлениями всё же существовала взаимосвязь: народная забава считалась базовой школой для подготовки будущих воинов.

Самым древним считается медвежья. Она практиковалась ещё в дохристианскую эпоху, когда медведя считали защитником рода и относили к категории Считалось, что ритуальные схватки на полях отгоняли злых духов от посевов. Медвежья борьба породила такие виды состязательной культуры, как состязания на вороток, в крест, в схватку, в охапку и т. д. Потом стала очень популярна борьба на поясах, которая сейчас является официальным видом спорта.

На Руси практиковались призовые бои (бои за заклад) и судные поединки. Огромное влияние на формирование национальной боевой культуры оказали воинские сословия - воевод, бояр, дружинников. Русских воинов учили фехтовать, бороться в доспехах, метать ножи и т. д.

Особое место в истории отечественных боевых искусств занимали ярыги, или берсерки (были и у индоевропейских народов). Эти воины-одиночки с лёгкостью могли противостоять целому вражескому отряду. Находясь в они не испытывали страха, не чувствовали боли и были гораздо выносливее обычных бойцов.

С появлением огнестрельного оружия рукопашный бой потерял былое значение. Тем не менее народная состязательная культура продолжала существовать и развиваться.

Основатель системы

И вот в начале 80-х годов появилось новое единоборство, которое придумал Александр Белов: славяно-горицкая борьба. В давние времена на курганах погибших в бою воинов совершались обрядовые поединки. Они назывались горицы. Отсюда и произошло название единоборства. Александр Константинович долгое время изучал народные предания, игрища и обряды, участвуя в экспедициях по разным регионам Севера, Сибири, Перми, Урала и Центральной России. Основной материал Белов собрал благодаря переписке и личным встречам с людьми, берегущими и соблюдающими национальные традиции. Они являли собой настоящий кладезь знаний иполезной информации. Что же касается исторических документов, то в них почти не упоминаются поединки, так как церковь считала их языческой традицией.

Многие думают, что существующее сейчас единоборство и есть доподлинно воссозданная славяно-горицкая борьба. Белов так не считает. Основатель системы придумал её, скомпоновав приёмы изразных видоврусской борьбы, и модифицировал всё это в соответствии с современными реалиями.

Виды боя

Славяно-горицкая борьба (обучение занимает несколько лет) включает в себя четыре основных вида боя:

1. Классический

Комплекс боевых действий, совершаемых в стойке на протяжении длительного времени. Победа достигается благодаря хорошей технике, а нафизической силе. Классический бой целесообразно применять против представителей других школ единоборств, когда по каким-то причинам невозможна борьба в партере.

2. Штурмовой

Комлекс атакующих действий, направленных на подавление любых форм вражеского сопротивления. Причём абсолютно не важна степень боевой ифизической подготовкипротивника. Штурмовой бой основывается на изучении и управлении моделями человеческого поведения. Очень эффективен в уличной драке.

3. Тотальный

Комплекс технических действий при проведении боя без правил. Для участия в тотальном поединке нужна определённая техническая подготовка, акцент в которой делается на ведение боя с представителями различных единоборств. Например, славяно-горицкая борьба против каратэ, кикбоксинга, самбо, дзюдо и т. д.

4. Военно-прикладной

Армейский комплекс, созданный для ведения рукопашного и огнестрельного боя накоротких дистанциях. Включает в себя: плавательную и огневую подготовку; специальные приёмы перемещения и контроля окружающего пространства; навыки владения холодным оружием; искусство выживания в экстремальных ситуациях.

Базовые стили

Славяно-горицкая борьба (в Москве и других российских городах) предполагает обучение 12 стилям:

1. Подол - бой исключительно ногами. Руки используются только для защиты. Удары и способы передвижения заимствованы из европейских единоборств (фольдерскал, пуринг, сават, шассон), рукопашного боя и славянских плясок.

2. Радогора - боевой стиль с использованием рук. Состоит из технико-тактических наработок славянских боевых школ.

3. Коромысло - стиль с высоким темпом и ногами, который достигается за счёт особой пластики и инерции. Это существенно экономит силу бойца.

4. Позем - стиль комплексного боя на земле с применением удержаний, переворотов, заломов, ударов, а также удушающих и болевых приёмов.

5. Уклад - комбинирование нескольких видов борьбы. Включает приёмы для тотального боя и наработки русских исторических школ.

6. Пята - помогает овладеть навыками драки в специфических условиях: на скользком покрытии, в темноте, при численном превосходстве и т. д.

7. Свиля - система приёмов для уклонения от захватов и ударов противника. Помогает сформировать у бойца пластику движений для лёгкого уклонения от вражеских атак.

8. Гибкие перестроения - тактические уловки и маневрирование с учётом стереотипных движений противника, характерных для того или иного вида единоборств.

9. Грудок - стиль боя с противником, который превосходит вас физически (по силе, весу, росту).

10. С-42 - это уже не борьба славяно-горицкая, а её разновидность, адаптированная к боевым действиям в реальных условиях. Состоит из комплекса наиболее результативных технических приёмов, специальных навыков выживания и способов ведения партизанской войны.

11. Клинковый бой - в основу этой системы легло ножевое троеборье (боевая техника в перемещении, метание ножей и свободная схватка).

12. Огневой бой - сражение с применением огнестрельного оружия. В основу легло пистолетное троеборье: прицельная стрельба, встречная схватка и стрельба в перемещении.

Соревнования

Борьба славяно-горицкая - совсем молодое единоборство. Первый Всесоюзный семинар по этой дисциплине прошёл в 1991 году в Кинешме. Чемпионаты России, а также областные и городские соревнования стали регулярно проводиться с 1994 года. В 1996 году Александр Белов основалРоссийскую Федерациюславяно-горицкой борьбы, которая объединила сеть региональных союзов, клубов и спортивно-методических школ. Клуб «Сварог» является центральной школой. Каждый год составляется рейтинглучших бойцовРоссии. У федерации есть официальный сайт с массой полезной информации. Там можно узнать, где проводится обучение в конкретном городе. Для этого нужно просто выбрать соответствующий раздел, к примеру, «славяно-горицкая борьба в Липецке».

Правила проведения состязаний. Общие положения

Соревнования по всем описанным выше стилям проводятся по почтиодинаковым правилам, за исключением грудка.Главный принцип- максимальная реалистичность при минимальных ограничениях на используемую технику.

Площадь ринга должна быть не меньше 36 кв. м. Для огневого боя этот показатель равен 50 кв. м.

Славяно-горицкая борьба в соревновательном варианте предполагает наличие экипировки. Во всех видах состязаний (кроме огневого и клинкового боя) она состоит из капы, и перчаток, которые позволяют как наносить удары, так и проводить броски. При желании спортсмена, на него надевают защитные протекторы, а по взаимной договорённости участников могут применяться приспособления для защиты предплечий, локтей, ног и коленей. В разряде «подол» можно использовать ручной щит площадью 1 кв. м.

В клинковом бою применяют ножи с затупленным острием и лезвием, а также защиту для тела. В огневом бою - пневматические пистолеты, защитное снаряжение и шлемы (всё это обязаны иметь и судьи).

На ногах участников должна быть лёгкаяспортивная обувь. Что касается одежды, то лучше выбрать специальный костюм, не стесняющий движений.

Хронометраж

Бои в разрядах «Клинковый бой», «Подол», «Радогора» проходят за один 5-минутный сход. В разрядах «Тотальный поединок» и «Классический бой» время одного схода - 30 минут (у юниоров - 15 минут). Остановка времени осуществляется исключительно для оказания помощи пострадавшему спортсмену. У «Штурмового боя» 10 десятисекундных сходов. В «Огневом бою» на стрельбу отводят 10 секунд, а на поединок - 10 сходов.

Весовые категории

Борьба славяно-горицкая до 2003 года не имела весовых ограничений. В 2004 году в разряды «Подол» и «Радогора» ввели категории в соответствии с типом сложения:

  • тяжёлая (выше 185 см и тяжелее 85 кг);
  • средняя (до 185 см и до 85 кг веса);
  • лёгкая (до 170 см и до 70 кг веса).

В остальных стилях соревнования проходят без учёта роста и веса бойцов.

Нарушение правил и запрещённая техника

Славяно-горицкая борьба (уроки демонстрируются на семинарах) имеет ограничения по допустимым приёмам. Но все они минимальны и связаны с особенностями конкретного стиля. Например, в «Радогоре» запрещены удары ногами, а в «Подоле» только ими и можно атаковать. На разрешённые правилами техники не распространяются ограничения по жёсткости и по областям нанесения ударов.

Запрещено: кусаться, царапаться, бить по позвоночнику и в пах, уклоняться от поединка, разговаривать во время схватки, наносить удары после остановки боя и т. д. Также запрещается снимать защитное снаряжение во время поединка. Не допускается некорректное поведение по отношению к судьям и сопернику.

Судейство

В соревновательном варианте славяно-горицкая борьба, отзывы о которой в основном положительные, предполагает наличие судей. Судейское вече состоит из трёх человек. За технические действия участники поединка получают баллы. Начисление происходит на основании внешней убедительности, технической чистоты и правильности нанесённого удара. Снимают баллы за несвоевременные, неэффективные и неумелые оборонительные действия. По оценкам, выставленным вече, главный судья присуждает участнику боя победу (поражение), но не участвует в выставлении оценок за технические действия.

Во время соревнований по клинковому бою судейское вече выбирает и назначает двух наблюдателей, которые будут внимательно отслеживать действия бойцов. Сам наблюдатель не может остановить сражение, но если участник нанёс квалифицированный удар, и никто этого не заметил, то он может обратиться к судье (подняв руку) с требованием прекратить бой и выслушать его мнение.

Определение победителя

Во всех стилях (кроме огневого и клинкового боя) возможны три исхода поединка:

  • Победа по баллам - присуждается судейским вече после подсчёта очков.
  • Победа с преимуществом - когда один из соперников явно превосходит другого по уровнютехнической подготовкиили боеспособности. Также эта победа присваивается при многократном нарушении правил одним из соперников.
  • Чистая победа - противник отказывается или просто не может продолжать бой.

В штурмовом и классическом бое за каждый проведённый поединок спортсмену начисляют от 1 до 5 баллов. Это выявляет сильнейшего участника по результатам двух схваток.

Баллы рассчитываются так:

Поражение (при победе с преимуществом или чистой победе) - минус 3.

Поражение при техническом или физическом преимуществе соперника - минус 2.

Победа физическим превосходством - 1.

Победа техническим превосходством - 2.

Победа по общим показателям - 3.

Победа с явным превосходством - 4.

Чистая победа - 5.

Если итоговые показатели побед одинаковые, то судьи учитывают очки за поражение. Каждое предупреждение о нарушении правил, полученное участником в ходе поединка, снижает показатель его победы на одну ступень.

Действия бойцов оцениваются судейским вече по следующим параметрам:

  • Тактическое и техническое искусство при ведении боя.
  • Оборонительные навыки бойца.
  • Атакующие способности при нанесении ударов руками и ногами.

Огневой бой

Тройной и одиночный выстрел - вот две версии, которые включает в этом разряде славяно-горицкая борьба. Русская профессиональная драка - это, конечно, хорошо, но бывают ситуации, когда нужна поддержка огнем.

После команды судьи «Кон!» участники выходят на площадку и пытаются поразить противника с любого расстояния (но не меньше, чем 5 метров). На это отводится определённое число выстрелов. В ходе боя допустимы любые способы передвижения (включая акробатические трюки, перекаты, кувырки, прыжки, бег и шаг). Можно применять стиль «Свиля».

В огневом бою существует собственная система оценок:

  • Высший балл - попадание в голову (любая часть), шею или горло, левую часть или середину спины (груди), в правую часть низа живота или спины.
  • Средний балл - входящее попадание в колено, бедро, плечо, ключицу, живот, правую часть спины или груди.
  • Низший балл - входящее попадание в предплечье/голень или скользящее попадание по корпусу (ноге, руке, голове).

Победитель определяется путём суммирования баллов по всем произведённым выстрелам. Чистая победа (досрочное прекращение боя) засчитывается, если участник получает высший балл. Победа с преимуществом признаётся при получении 2 средних баллов. Техническая победа - это 3 низших или 1 средний балл. При равенстве средних или высших баллов признаётся обоюдный проигрыш участников. Ничья возможна при взаимном промахе противников или при наличии у них пары низших баллов.

География единоборства и развитие

Вданный моментэтот вид единоборства очень активно продвигается в городах России. На книжный рынок выходит много тематических изданий. Например, Андрей Геращенко написал книгу о том, как развивается славяно-горицкая борьба в Витебске. Но территорией РФ дело не ограничивается. Борьба славяно-горицкая уже вышла за пределы нашей страны. Она есть в некоторых странах СНГ (Украина, Белоруссия и др.) и дальнего зарубежья. Например, в Италии на регулярной основе проходят семинары, в Японии сняли учебный фильм, а в Болгарии проводятся чемпионаты.

Добавить комментарий