Блог
594 0

Методы обучения. Обучение плаванию — базовые техники плавания! Методические приемы обучения в плавании

Методы обучения. Обучение плаванию — базовые техники плавания! Методические приемы обучения в плавании

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I.МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАВАНИЯ - КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

2.1 Характеристика плавания как вида спорта

2.2 Урок как основная форма проведения занятий по плаванию

2.3 Основы методики обучения плаванию

2.4 Методы обучения плаванию

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. В настоящее время умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений (Е.Карпенко с соавт., 2009).

Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой. За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе. Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания. Спортивное плавание содержит различного характера соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами. Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград. Фигурное (художественное) плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.

Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе такую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). Умение хорошо плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств необходимо и всем военнослужащим. Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств советской системы физического воспитания.

Цель курсовой работы: Повысить эффективность учебного процесса по обучению плаванию.

Задачи курсовой работы:

1. Укрепление здоровья, закаливание организма человека

2. Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимыми навыками плавания.

I. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛ АВАНИЯ - КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Предметом учебной дисциплины «Плавание» является изучение закономерностей физического совершенствования человека с помощью специфичных для плавания средств, методов и форм организации занятий. Главная задача обучения плаванию -- способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка.

Учебная дисциплина «Плавание» развивается с учетом других дисциплин: анатомии, физиологии, педагогики, теориифизической культуры, основспортивной тренировки, гидродинамики,спортивной медицины. Как учебная дисциплина оно определяется принципами и закономерностями развития и функционирования организма в процессе занятий, формирования техники движений, приемов и действий в воде. Основная задача учебной дисциплины -- дать обучающимся знания, привить умения и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в своей практической деятельности. В системе физического воспитания плавание представлено в качестве: массового средства разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет; массового средства оздоровления, закаливания,активного отдыханаселения; средства профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны; вида массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений. Нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваютсяспортивные разрядыи звания от юношеского разряда до звания «Мастер спорта международного класса».Спортивная работапо плаванию проводится детско-юношескимиспортивными школамии клубами, а также другими физкультурно-спортивными организациями. Курс плавания имеет практические и теоретические разделы. Практические разделы предусматривают освоение студентами техники и методики обучения спортивному и прикладному плаванию, ознакомление с подводным исинхронным плаванием, прыжками в воду, водным поло, а также с играми и развлечениями в воде. Теоретические разделы включают в себя изучение истории, условий взаимодействия человека с водной средой, Теорию и методику преподавания этих видов. Плавание -- учебная дисциплина, которая включает в себя следующие направления: спортивное, прикладное, оздоровительное, а также водные виды спорта.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАВАНИ Я

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАВАНИЯ КАК ВИДА СПОРТА

Плавание - вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота; скоростные видыподводного плаванияотносятся не к плаванию, а к подводному спорту.

По классификации МОК (согласно принципу «одна федерация - один вид спорта») плавание как вид спорта включает в себя:

· собственно плавание

· водное поло

· прыжки в воду

· синхронное плавание

В русскоязычной спортивной литературе в качестве синонима плавания в этом значении употребляется словосочетание «водные виды спорта». Координацией развития водных видов спорта в мире занимается Международная федерация плавания (ФИНА, фр. FINA, Fйdйration Internationale de Natation, которая создана в 1908 году), проводящая чемпионаты мира с 1973.

В Европе - Лига европейского плавания (ЛЕН, фр. LEN, Ligue Europйenne de Natation, созданная в 1926 году, проводящая чемпионаты Европы с 1926 года.

Согласно Всероссийскому реестру видов спорта все водные виды считаютсяразличными видамиспорта.

Также плавание является составной частью современного пятиборья (заплыв на 200 м), триатлона (различные дистанции в открытой воде) и некоторых прикладных многоборий.

2.2 УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ

Урок -- основная форма организации учебной работы. По своей структуре урок плавания делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть урока может проводиться только на суше или на суше и частично в воде, основная -- только в воде, заключительная -- в воде и на суше. Каждая часть урока имеет свои конкретные задачи, причем основная задача урока решается именно в основной его части. Урок строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи урока, подчинены ей. Например, основная задача урока -- изучение скольжений. Следовательно, материал подготовительной части должен содержать упражнения, способствующие освоению этоговажнейшего элементатехники, подготавливать занимающихся к освоению скольжений -- координационно, функционально, физически и т. д. Основой работы с дошкольниками, если она осуществляется круглогодично, является урок именно такой структуры, его продолжительность -- 45 мин.

Подготовительная часть (10 мин). Построение занимающихся, перекличка, объяснение задач урока в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих иподготовительных упражнений(частично могут проводиться и в воде), знакомство с подвижными играми.

Основная часть (30 мин). Изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.

Заключительная часть (5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала урока. Подведение итогов урока.

Первые уроки должны быть менее продолжительными -- по 15--20 мин. Если температурный фактор не является помехой, то продолжительность урока зависит только от стажа занятий плаванием; после 4--5 уроков она стабилизируется и доводится до общепринятой нормы. Физическая нагрузка от урока к уроку должна постепенно увеличиваться; на каждом из них пик нагрузки приходится на вторую треть основной части, после чего происходит плавное ее снижение. Выполнение различных по сложности упражнений, их дозировка в равной мере доступны мальчикам и девочкам дошкольного возраста.

Первый урок плавания проводится на глубине немного выше коленей для всех детей, второй и третий -- на глубине до пояса, а на последующих уроках глубина зависит от степени освоения занимающимися учебного материала. Если занятия проводятся в бассейне с покатым дном или террасного типа, то эту проблему дети решат самостоятельно и довольно быстро -- каждый расположится там, где ему наиболее удобно.

Специфика плавания состоит в том, что все движения пловец выполняет в горизонтальном безопорном положении. Вот почему на выполнение упражнений, направленных на изучение и совершенствование этого положения, должно отводиться до 80% времени основной части урока (включая игры, эстафеты, другие развлечения). Бывают случаи целесообразного и вынужденного (по целому ряду причин) нарушения запланированной в уроке последовательности изучения материала. Опасаться тут нечего, нужно смело, обоснованно изменять и совершенствовать планирование. Что же может быть причиной таких изменений? Например, потеря интереса у детей к материалу данного урока. Как поступить в таком случае? Спросите у детей, что бы они хотели сегодня делать. Они ответят: то-то и то-то. Хорошо! Учтите их пожелания и постройте урок таким образом, чтобы решать его основные задачи (закаливание,физическое развитие, познание окружающего мира, формирование навыка плавания), используя новые, интересные нетрадиционные средства.

В процессе занятий плаванием с детьмидошкольного возрастамогут применяться следующие типы уроков: учебный, учебно-игровой; игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный.

2.3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Плавания способом кроль на груди. Способ кроль на груди является наиболее доступным и относительно легким в освоении. Продолжительность обучения зависит от поставленных задач, условий обучения и индивидуальной подготовленности обучаемых. Методика обучения способу кроль на груди основана на учете педагогических принципов, использовании средств и методов в обучении плаванию, общей схеме в обучении и этапах, описанных выше. Вместе с выполнением общеразвивающих и общеподготовительных упражнений по освоению с водой для изучения кроля на груди используются упражнения, которые объединяются по своей направленности в комплексы. Комплекс упражнений для обучения движениям ногами и согласованию с дыханием на суше:

1.И.п. -- стоя руки вверх, голова между руками. Быстрый семенящий бег на месте, незначительно сгибая ноги в коленных суставах и не отрывая носки от пола.

2.И.п. -- сидя на скамейке (или на краю бортика бассейна) с опорой руками сзади. Быстрые попеременные движения ногами, как при плавании кролем.

3.И.п. -- лежа на груди на гимнастическом мате или вдоль скамейки, руки вперед ладонями вниз (голова между руками). Прогнуться и, глядя на кисти рук, выполнять быстрые попеременные движения ногами, как при плавании кролем.

4.И.п. -- лежа на груди на гимнастическом мате или вдоль скамейки, одна рука вытянута вперед, другая у бедра, голова опущена лицом вниз. Выполнять быстрые попеременные движения ногами, как при плавании кролем. преподавание обучение плавание

5.И.п. -- лежа на груди на гимнастическом мате или вдоль скамейки, руки вперед ладонями вниз (голова между руками). Выполнять попеременные движения ногами, во время движений ног повернуть голову лицом в сторону руки, вытянутой у бедра, сделать выдох-вдох, затем повернуть голову в и.п. и задержать дыхание, продолжая попеременные движения ногами. При выполнении упражнений необходимо следить, чтобы движения выполнялись почти прямыми и оптимально напряженными ногами от бедра, а носки ног были оттянуты и повернуты немного внутрь.

Комплекс упражнений по общему согласованию движений в воде

1.И.п. -- стоя в наклоне вперед (глубина по пояс), одна рука вперед, другая сзади у бедра. Движения руками, как при плавании кролем, с притопыванием ногами в ритме шестиударного кроля.

2.Скольжение (одна рука вперед, другая у бедра) с непрерывными попеременными движениями ногами и последующим присоединением движений руками кролем на груди (сделать три цикла движений).

3.Плавание кролем с полной координацией на задержке дыхания после отталкивания от бортика бассейна из и.п. -- одна рука вытянута вперед, другая у бедра. Довести количество полных циклов движений до пяти.

4.Плавание кролем на задержке дыхания с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вытянута вперед. Повторить упражнение, но с гребками другой рукой.

5.И.п. -- лежа на груди, доска в вытянутых руках, два гребка слева, два гребка справа, выдох в воду, вдох в сторону работающей руки.

6.Плавание кролем с попытками поворачивать голову в сторону и выполнять один вдох-выдох на два-три полных цикла движений рук. Постепенно перейти на один вдох-выдох на каждый полный цикл движений руками (в левую или правую стороны -- по выбору ученика).

Методика обучения плаванию способом кроль на спине. Имитационные упражнения для обучения движениям ногами на суше в кроле на спине такие же, как и в кроле на груди. Комплекс упражнений для обучения движениям ногами в воде

1.И.п. -- лежа на спине с опорой руками о бортик бассейна. Попеременные движения ногами кролем.

2.В скольжении на спине, руки у бедер -- попеременные движения ногами кролем.

3.В скольжении на спине -- одна рука вперед, другая у бедра, попеременные движения ногами кролем.

4.Плавание на спине с помощью движений ногами кролем с плавательной доской в вытянутых вперед руках (голова затылком у заднего края доски).

Комплекс упражнений для обучения движениям руками на суше

1.И.п. -- стоя, одна рука вверх, другая вниз. Круговые движения руками назад («мельница назад»).

2.Предыдущее упражнение, но растягивая резиновый амортизатор, закрепленный сзади.

3.И.п. -- лежа на спине на узкой скамейке, одна рука вперед, другая у бедра. Движения руками, как при плавании кролем на спине.

4.И.п. -- лежа на спине на узкой скамейке, одна рука вперед, другая у бедра. Движения руками, как при плавании кролем на спине, в согласовании с дыханием.

Комплекс упражнений для обучения движениям руками в воде

1.Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков одновременно двумя руками до бедер (сделать два-три цикла движений).

2.Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и 2-3 гребков одной рукой, другая вытянута вперед. Усложнить упражнение: выполнять поочередно 2-3 гребка одной и 2-3 другой рукой.

3.Плавание на спине с помощью движений ногами кролем из и.п. -- руки вытянуты за головой, 2 гребка левой, 2 гребка правой, 1 гребок одновременно 2 руками.

4.Плавание кролем на спине с помощью движений руками и с надувным кругом или дощечкой между бедрами.

Комплекс упражнений по общему согласованию движений на суше

1.И.п. -- стоя, одна рука вверх, другая вниз. Движения руками, как при плавании кролем на спине, с притопыванием ногами в ритме шестиударного кроля.

2.И.п. -- стоя, одна рука вверх, другая вниз. Движения руками, как при плавании кролем на спине, с семенящим бегом на месте.

3.И.п. -- руки вдоль туловища. Круговые движения рук, левая вперед, правая назад, с разворотом туловища. Выдох в момент встречи рук над головой, вдох -- в положении их вдоль туловища.

Методика обучения плаванию способом брасс. При обучении технике плавания брассом основная сложность состоитв разучивании движений ногами. Необходимо следить за плавным сгибанием ног, быстрым разворотом стоп носками в стороны, энергичным разгибанием и сведением ног, симметричности выполняемых движений.

Комплекс упражнений для обучения движениям ногами в воде

1.И.п. -- стоя на глубине по пояс боком к стенке и опираясь о нее рукой (другая на поясе), ноги на ширине плеч, носки развернуты в стороны «до отказа». Приседания, разводя колени в стороны и не отрывая пяток от пола.

2.И.п. -- стоя боком к стенке бассейна, взявшись рукой за бортик. Согнуть одну ногу в коленном суставе, отвести голень в сторону и взяться рукой за стопу этой ноги, разворачивая ее носком в сторону «до отказа» (рука и нога -- одновременно). Отпустить стопу и сделать рабочее движение одной ногой до соединения с другой, как при плавании брассом. Повернуться другим боком к стенке и выполнить то же другой ногой.

3.Передвижение по дну бассейна прыжками, пятки вместе, носки развернуты в стороны («пингвины»).

4.И.п. -- сидя в воде на небольшой глубине (подбородок над водой) с опорой руками о дно сзади, имитация движений ногами брасс (рис. 35).

5.И.п. -- на груди на небольшой глубине (подбородок над водой) с опорой руками о дно, движения ногами брассом.

6.И.п. -- на груди (или на спине) с поддержкой преподавателя. Движения ногами брассом (рис. 35).

7.И.п. -- лежа на спине с опорой руками о бортик. Движения ногами, как при плавании брассом.

8.И.п. -- лежа на груди с опорой руками о бортик. Движения ногами, как при плавании брассом (рис. 35).

9.В скольжении на груди, руки вперед -- движения ногами брассом (выполнить два-три цикла движений).

10.В скольжении на спине, руки у бедер -- движения ногами брассом (выполнить два-три цикла движений).

11.Плавание с помощью движений ногами брассом, руки вперед, с плавательной доской в руках и без нее.

2. 4 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Методы обучения-- теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач (Н.В. Чертов, 2001).

При обучении плаванию применяются три основных группы методов:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил. Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе. Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понимания, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практические указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому. Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты. Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеетобратную связьс учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников. Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия. Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполении правильных исходных положений, основныхключевых моментоввыполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай». Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше -- до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принятьисходное положение. Сделать вдох -- «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...» Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения. Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения -- для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» -- при освоении выдоха в воду. Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений -- наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежатьтипичной ошибкидля всех начинающих -- излишнего сгибания ног и рук. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кинограмм, кинофильмов:

Непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших спортсменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяющими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый технический элемент;

Разучивание и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,

Разучивание и совершенствование движений в целом;

Устранение ошибок в технике прямым или косвенным путем.

Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2-3 раза напрягать мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением отдельных частей (фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде -- занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

1)инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;

2)занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают. Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается связь тренера (инструктора) с группой и каждым учащимся в отдельности и управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и др.

К практическим методам относятся:

Методпрактических упражнений;

Соревновательный метод;

Игровой метод.

Метод практических упражнений может быть:

Преимущественно направленным на освоение спортивной техники;

Преимущественно направленным на развитиефизических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется наначальных этапах, вторая -- на последующих. Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений. Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

Равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);

Переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);

Повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);

Интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов. Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные трудности, препятствующие широкому распространению плавания среди малышей. Цели и задачи занятий. Виды методик и упражнений для обучения детей плаванию. Проведение упражнений в воде на примере игры: "Кто дольше удержится на поверхности воды?"

    реферат, добавлен 01.03.2011

    Ознакомление с приемами обучения техники кроля на спине: изучениеправильного положениетела на воде, особенностей дыхания, движений ног и рук, их согласованности. Определение основных ошибок при овладении техники плавания и методы их исправления.

    контрольная работа, добавлен 23.04.2010

    Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей. Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Обучение основам техники плавания кроль на груди и кроль на спине.

    дипломная работа, добавлен 27.10.2015

    История плавания. История плавания. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания.Общая характеристикаотдельных техникплавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй. О некоторых принципах обучения плаванию.

    реферат, добавлен 30.04.2004

    Влияние водной среды на организм человека. Содержание и принципы теории ожирения. Методика обучения плаванию и критерии, влияющие на ее эффективность. Особенности и этапы развития детей младшего школьного возраста, а также их двигательных навыков.

    дипломная работа, добавлен 12.02.2015

    Исследование психофизиологических особенностей детей 9-11 лет. Изучение условий и средств формированиякоординационных способностейу детей в процессе обучения волейболу. Роль подготовительных, подводящих упражнений и подвижных игр в обучении детей.

    дипломная работа, добавлен 25.06.2016

    Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП). Физическое состояние и двигательные нарушения при ДЦП. Профилактика травматизма при обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья и специальное снаряжение, используемое в адаптивном плавании.

    курсовая работа, добавлен 21.06.2011

    Исследование роли подготовительные упражнений для освоения с водой. Учет индивидуальных особенностей занимающихся плаванием. Проведение игр и развлечений на воде. Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков. Элементы техникиспортивных способовплавания.

    реферат, добавлен 22.04.2014

    Роль и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей; его влияние на закаливание и укрепление организма. Методы обучения детей плаванию, структура тренировочных циклов, дозирование нагрузок; оценка эффективности учебного процесса.

    курсовая работа, добавлен 03.10.2012

    Упражнения для освоения в воде, сенсетивный период развития навыка привыкания к воде у детей 3–5 лет. Обзор подвижных игр для форсированного освоения. Исследование данной проблемы и особенности использования подвижных игр, оценка их эффективности.

Эффективным средством для укрепления здоровья и физического развития человека - плаванье. Методика тренировок разработали для того, чтобы плаванье приносило пользу человеку от рождения и до старости. Для достижений спортсменов и новичков разработали программу тренировок по плаванью дляправильной тренировкии быстрого достижения своих целей.

У спортсменов практика повышает мастерство. Для пловцов разрабатывается план тренировок по плаванью. Спортсмен уделяет внимание теоретической части, так продуктивнее будет практическая. Пловец тренируется и быстрее плывет. Плаванье не перегружает, положительно влияет на психику человека, снимает стресс. Программа тренировок для плавания в бассейне проходит с полной отдачей и способствовует улучшению результатов спортсмена.

Плавание методика тренировок

Подготовка к плаванию. Местом тренировки пловца - вода, к здоровью предъявляются специфические требования. Их учитывает программа тренировок по плаванию. Для этого спортсмен проходит обследование у врача и получает одобрение на начало тренировок.

Фото 1. Упражнение посиловой подготовкедля пловцов на суше с эластичным ремнем и удобными ручками

Врачами назначается специальное питание. Для каждого пловца — индивидуальное. В некоторых случаях программа назначается как реабилитационные тренировки в воде для спортсмена в случаях травм или долгий период времени отсутствия. Также спортивных врачей интересуют легкие. Ведь у пловца они должны быть хорошо развиты, важен объем легких. Надувание воздушного шара —эффективный способдля их развития.

После одобрения врачами, пловец приступает к тренировкам. Позволяет атлету продемонстрировать эффективное плавание, методику тренировки пловцов и триатлетов. Начиная с разминки на суше и заканчивая продуктивной тренировкой в бассейне на воде. Дляэффективных тренировокважно соблюдать правильное питание и вестиздоровый образжизни. Занимаясь плаванием, снижается частота сердечных сокращений, что позволяет сердцу работать в экономном режиме. Чем меньше ЧСС, тем сердце не тратит усилий на сокращение, отдыхает.

Чрезмерная интенсивность тренировок приводит к перенагрузкам и вызвает истощение. Процесс проходит по установленному плану.

Фото 2. При отработке спортсменами плавательных движений на суше задействуется множество мышц

План тренировок по плаванию

На соревнованиях некоторая категория пловцов выступает в специальных гидрокостюмах, а для того, чтобы продемонстрировать результаты разрабатывают специальную программу тренировок по плаванью. Спортсмен не преодолевает дистанцию, а борется с мощным сопротивлением воды.

Еще с древних времен пловцы брили не только тело, а даже голову. Натирали кожу маслом, для снижения силы трения и увеличения скорости.

При планировании тренировки по плаванию программа для профессионалов составляется тренером. Планируя свою тренировку на воде, пловец ставит перед собой цель: чего хочет добиться, подготовиться к соревнованиям по плаванью или триатлону, возможно совершенствование тела,общее укреплениездоровья или снизить вес. Поставить перед собой задачу и мотивировать себя на выполнение действий, вследствие которых достигнет желаемого результата.

Фото 3. Обладатель двух серебряных и золотой медали на соревнованиях по плаванию на 200 м Маркус Роган выступает в гидрокостюме

Вода в бассейне должна отвечать требованиямпитьевой воды. Для проверки воды в бассейне работает специальный инженер, который берет пробу воды минимум два раза в день. Следит за стабильной температурой воды (не ниже 24 и не выше 27 градусов), чтобы пловец не тратил свои силы для разогрева и не расслаблялся в тепле.

Тренируются каждый день, не пропуская, или результата спортсмен не получит. Раз в неделю он ставит перед собой новую цель и стремится выполнить ее. Тренироваться позволяет программа тренировок по плаванию на год на основании которой в последующем составляется план тренировки по плаванию на неделю, увеличивая нагрузку.

Фото 4. Тренер составляет г рафик тренировок и указывает на недочеты при плавании

Вам также будет интересно:

Программа тренировок по плаванию для начинающих

Главной целью для начинающих пловцов это по максимуму развить выносливость и выработать правильное дыхание. Программа тренировок по плаванию для начинающих отличается отпрофессиональных спортсменов. Перед любой физической деятельностью разрабатывают, разминают и разогревают мышцы. Для этого в обязательном порядке перед тренировкой в воде проводят разминку на суше.

Задачи разминки:

  • Подготовить сердечно-сосудистую систему для выполненияфизических нагрузок;
  • Разогреть мышцы, связки и суставы, так они работают продуктивнее. Разминкой пловец повысит гибкость и эластичность связок и суставов. Следовательно, и движения в воде будут эффективными. Кроме этого повысится чувство воды;
  • Понизить вероятность травм;
  • Психологическая подготовка к плаванию — является немаловажной составляющей разминки. В процессе выполнения упражнений на суше пловец настраивается на тренировку. Обдумывает сколько проплыть, рассчитывая свои силы и время, цели предстоящей тренировки.

Фото 5. Комплекс специальных упражнений перед тренировкой на разогрев мышц

Как выполняютспециальные упражненияна суше:

  • Разминают шею, плавными наклонами назад-вперед, вправо-влево;
  • Круговые движения головой, по три раза;
  • Разминаютплечевые суставы, круговыми движениями рук вперед и назад;
  • Выполнить упражнение махи руками, при этом ноги на ширине плеч;
  • Вращение руками, по одной и по две руки, по 15 раз на каждую;
  • Вращение двумя руками с выполнением прыжка 10 раз вперед и назад;
  • Выполнить наклоны в стороны, при этом руки на поясе, упражнение повторить по 10 раз;
  • Выполнить наклоны, касаясь руками пола: к правой ноге, к левой, посередине;
  • Разогретьколенные суставыс помощью круговых вращений коленями;
  • Выполнить упражнение «мельница» 20 раз в быстром темпе вперед и назад;
  • Растянуть группы мышц.

Людям, которые приходят в бассейн после тяжелого дня на работе или любой другой занятости тренировка служит своего рода переключением от одного вида деятельности к другому.

Фото 6. Плавательный тренажер Vasa Trainer Pro SE для подготовки пловцов применяет систему нагружения с использованием веса тренирующегося

После разминки на суше начинают специальные упражнения в воде. Для начинающих пловцов в форме,средняя дистанциябудет составлять около 600 метров.

Этапы тренировки в воде:

Этап 1. Плыть разминку 100 метров кролем, при надобности отдыхать на повороте;

Этап 2. Выполнить 4х50 метров кролем, стараясь плыть в одинаковом темпе, отдыхая между 50 метрами не более 30 секунд;

Этап 3. Выполнить 4х25 метров кролем с изменением гребка: плыть, дыша на 2 гребка, увеличивать и плыть на 4 гребка и так чередовать;

Этап 4. Плыть 2х50 метров любым, удобным способом, отдыхать между ними по 30 секунд;

Этап 5. Заканчивать тренировку: плыть 100 метров кролем — чтобы расслабить группы мышц, уравнять дыхание.

По окончанию заплыва, делают около 10 выдохов в воду, это поможет успокоить дыхание. После того как начальный этап тренировок будет пройден, для дальнейшего развития используется программа тренировок по плаванию средний уровень подготовки.

Порядок выполнения

Стиль

Темп

Дистанция

Кроль (вольный стиль)

Медленный

1 подход в 200 м

Кроль (вольный стиль)

60% МЧСС

1 подход в 200 м

Брасс

60% МЧСС

1 подход в 200 м

Баттерфляй

60% МЧСС

1 подход в 200 м

Кроль (вольный стиль)

75% МЧСС

1 подход в 150 м

Брасс

75% МЧСС

1 подход в 150 м

Баттерфляй

75% МЧСС

1 подход в 150 м

Кроль (вольный стиль)

85% МЧСС

1 подход в 100 м

Брасс

85% МЧСС

1 подход в 100 м

Баттерфляй

85% МЧСС

1 подход в 100 м

На спине

Медленный

1 подход в 200 м

Пример тренировки для начинающих

Тренировки по плаванию программа для профессионалов

Программа тренировок по плаванию высокий уровень предполагает, что профессиональные пловцы тренируются каждый день по одной - две тренировки в день. Перед выходом на воду спортсмены приходят в зал. Качаются, растягиваются и разминаются. После отправляются в воду.

Тренировки по плаванию для профессионалов, план которых также составляет тренер, предполагают, что средняя дистанция, которую они проплывают за занятие составляет около 5 км.

Фото 7. Плавание в ластах входит в комплекс упражнений профессиональных пловцов

Начинается плаванье с разминки.

  • Разминка комплексным стилем 2х400 метров;
  • Дистанцию, проплывают с ускорением, которое устанавливает тренер (лесенкой). Спортсмен плывет 50, 100, 200, 300, 400 метров и по убывающей: 300, 200, 100, 50 метров. Между ускорением минута отдыха. Всю дистанцию плывут на одном ритме;
  • После таких ускорений используют упражнение с досточкой. Работа ногами осуществляют стилем «батерфляй» или «кроль». На ногах 500 метров;
  • После упражнения на ногах, пловец увеличивает скорость передвижения и проплывает на руках. Берется доска в ноги, в обиходе пловцов называется колобашка. Помещается она в ноги. Пловец плывет, работая одними руками, иногда надевают лопатки. Упражнение на 600 метров;
  • Плаванье в ластах без остановки, спортсмен плывет 1500 метров на одном ритме;
  • Плавание 400 метров вольным стилем на одном дыхании, проплыть на технику движений.

Фото 8. Колобашка используется для того, чтобы спортсмен не подключал работу ног

В среднем такая тренировочная серия идет полтора— два часа усердной работы и составляет 5км 500 метров.

Даже краткое планирование круглогодичной тренировки плавания позволяет добиться системности и прогресса в развитии пловца.

Программа тренировок по плаванию для детей

Уметь плавать ребенок должен так же, как и ходить. Как ребенок родился задумываются о том, чтобы научить его определенным навыкам взаимодействия с водой и правилам поведения на воде. Ребенок индивидуален, к каждому подбирают особый подход. Важно заинтересовать ребенка, чтобы у него проснулось желание тренироваться и развиваться в этой сфере дальше.

Фото 9. Для начинающих спортсменов младшего возраста важно иметь интерес в плавании и получать от него удовольствие

Тренируют детей на глубине, на которой они могут ощутить дно, чтобы избежать паники.

Начинать программу тренировок по плаванью для детей, следует с того, что дать ребенку «ощутить» воду. Важно чтобы маленький пловец прочувствовал дно ногами, для полной уверенности. Дать начинающему спортсмену освоится в воде. Дают задание ребенку, чтобы он сделал несколько выдохов в воду с погружением под воду.

План тренировки по плаванию для детей, в комплексе упражнений:

  • Пловец берется руками за бортик, погружает голову в воду и работает ногами в стиле кроль. Поднимая голову и вдыхая воздух, погружая голову в воду - выдыхает;
  • Давать задание ребенку двигаться в воде.
  • Как ребенку нравится, пускай так и плавает, в свободное от заданий время;
  • Давать ребенку задания типа «стрела» - это работа на скольжение. При этом вырабатывается дыхание;
  • Давать ребенку задание плавать на руках и на ногах.

Фото 10. На начальном этапе обучения ребенка обеспечьте его плавательной доской и поддерживайте, чтобы избавить от страха воды

Не надевайте на ребенка нарукавники и другие средства, облегчающие плаванье. Важно, чтобы ребенок самостоятельно научился чувствовать себя в воде уверенно. Обязательно наличие шапочки и очков.

Ну и конечно же важно желание ребенка. Если он заинтересован плаванием, такова будет награда и его результаты.

Видео: Программа тренировок по плаванию на суше

Оцени статью:

Средняя оценка: 3.71 из 5. Оценили: 7 читателей.

Большинство из тех, кто по каким-либо причинам не сумел освоить навыки плавания в юном возрасте, отчаиваются когда-нибудь обрести этот полезный навык и предпочитают даже не предпринимать попыток по его получению. Таких людей всегда легко найти глазами на летнем пляже: в основном они заходят в воду по шею и плещутся там, не рискуя зайти на большую глубину. Мало кто из них задумывается о том, насколько новые краски обретет пляжный отдых, если они освоят хотя бы начальные навыки плавания.

Обучение плаванию с нуля

Научиться плавать тем или иным стилем никогда не бывает слишком поздно. И если человек не освоил этот полезный навык, то никто и ничего не мешает сделать ему это прямо сейчас. Хотя, неоспорим тот факт, что маленькому ребенку сделать это будет гораздо легче, нежели взрослому сформировавшемуся человеку, но, если четко следовать профессиональным советам, то сделать это не составит никакого труда.

Достаточно часто возникают ситуации, в которых обучению плаванию взрослого сформировавшегося человека может помешать такая неприятная вещь, как психологический фактор. Именно из-за этого взрослых людей бывает гораздо тяжелей обучать этому навыку. С годами мы все больше и больше обрастаем слоем неприятных мерзких страхов, из-за которых становимся часто даже слишком осторожными. Маленькие дети, лишенные этой особенности психики, с легкостью могут держаться на поверхности воды, не имея для этого совершенно никаких навыков, в то время как у взрослого человека может возникнуть панический страх глубины.

Во время первого входа в воду человеку, подверженному этой фобии, необходимо представить ту ситуацию, в которой он плавает и это приносит ему неописуемое удовольствие. Затем нужно обязательно запомнить эти внутренние эмоции и заполнить ими свой разум во время первого погружения. Необходимо запомнить следующее истинное утверждение: пока человек не научится питать доверие к воде, пока он не сумеет подавить свой иррациональный страх глубины, он никогда, ни за что в жизни не научится плавать. Во время начального обучения плаванию стоит сконцентрировать свое внимание не на своей фобии, а на четкости техники, необходимо забыть про страх и расслабить свое сознание и тело. Если же человека обуревает боязнь, то помимо скованных мышц и разума он абсолютно ничего не получит. Методика обучения плаванию заключается по большей части в том, чтобы сконцентрировать все свои усилия на единственной основной цели: научиться плавать. Совсем скоро человек, обучающийся этому навыку, даже не сможет вспомнить как он жил до того, как смог обладать этим умением.

В том же случае, когда страх по тем или иным причинам не хочет покидать человеческого разума, стоит начинать первые занятия по обучению плаванию взрослых людей с нуля в специальном бассейне с использованием спасательного жилета, нарукавников, досочек и других подобного рода приспособлений. Паническую фобию глубины помимо этого может успокоить и присутствие профессионального инструктора, который может страховать начинающего и давать ему разнообразные полезные практические советы.

Женщинам, которые хотят обучиться навыкам плавания с нуля, необходимо проходить курс обучения исключительно в слитных купальниках. И сильной половине человечества, и прекрасным представительницам слабого пола для обучения плаванию понадобятся специальная шапочка и плавательные очки. Шапочка сможет полностью защитить волосы, а очки - глаза от неприятного хлорного раздражения. Плавательные окуляры также поспособствуют улучшению видения предметов под слоем воды, а в современном мире представлен широкий ассортимент защитных очков с диоптриями, которые предназначены специально для людей со слабым зрением - каждый сможет подобрать что-то именно для себя. Также не помешает носить на занятия плавание сумку, которая будет иметь отдел, который сможет хранить в себе мокрые после купания вещи.

Итак, для людей, которые хотят обучиться технике плавания и которым совершенно чужд страх глубины, опытные специалисты советую начать занятия с такогопростого упражнениякак «поплавок», ведь именно оно помогает начинающим освоить навык сохранения тела на поверхности воды.

Поплавок

Крайне важным аспектом при обучении плаванию детей и взрослых является контроль дыхания. Конечно, не стоит забывать о технике, но и при выполнении тех или иных упражнению в первую очередь необходимо контролировать собственное дыхание.

Для выполнения упражнения «поплавок» нужно первым делом погрузиться в воду на уровеньгрудной клетки. После этого необходимо сделать очень глубокий вдох, задержать дыхание на этом моменте, присесть и опуститься в воду полностью с головой, и наконец, сделать выдох, находясь под водой. Потом необходимо вынырнуть и вдохнуть воздух. После того, как это упражнение будет выполнено несколько раз, нужно будет его усложнить. Теперь останавливаться нужно на уровне выше пояса, задержать дыхание и опуститься поглубже под воду полностью с головой. После выполнения этого алгоритма действий необходимо как можно быстрее обхватить руками колени, которые были заблаговременно согнуты, и всплыть, покинув дно. Это будет совершенно несложно совершить, ведь тело, находящееся в подобном положении, гарантированно будет вытолкнуто на поверхность самой водой. Нужно продержаться в таком состоянии до того момента, когда у организма возникнет потребность в том, чтобы сделать следующий вдох, и привести тело в естественное положение.

Совершенно не стоит паниковать, ведь цель выполнения этого крайнеполезного упражненияв том, чтобы показать человеку, обучающемуся плаванию с нуля, то, что вода действительно способна держать тело на поверхности своими собственными целями. Прекрасное упражнение «поплавок» просто необходимо выполнять до тех пор, пока это естественное благотворное чувство не укоренится в человеческом сознании.

Превосходное упражнение, которое имеет название «скольжение», имеет своей целю показать обучающемуся то, что человеческие ноги имеют гораздобольший вес, нежели вода. Для того чтобы правильно и технично выполнить это упражнение, при его оттачивании в обязательном порядке необходимо повернуться лицом к берегу. Это обусловлено тем, что обучающийся плаванию человек будет плыть именно по направлению к нему. Для выполнения упражнения «скольжение» нужно глубоко вдохнуть, присесть как можно ниже, наклонив свое туловище вперед, и сделать сильный толчок от дна. Тело должно находиться в максимально прямом состоянии горизонтально по отношению к водной поверхности. Руки обучающегося плаванию должны либо находиться вытянутыми перед его лицом, либо строго по швам. Гораздо легче будет скользить по водной глади не напрягая тело, а наоборот - максимально расслабляя его.

Движение в упражнении «скольжение» имеет свое логическое завершение, и когда оно к нему подойдет, ноги обучающегося должны плавно опуститься ко дну, а тело принять вертикальное положение. После того, как движение прекратилось нужно отдохнуть и придти в себя, а затем повторить «скольжение» несколько раз.

Работа ногами

После того момента, когда предыдущее упражнение будет отточено должным обществом, стоит переходить к тому, чтобы после момента отталкивания от дна включать в работу ноги. Ведь скорость плавания по большей части зависит именно от того, насколько активно в процесс плавания включены нижние конечностичеловеческого тела. Включение в движение на воде ног позволит плыть спокойно, без рывков и напряжения.

При осуществленииданного упражнениявовсе не стоит отчаянно молотить ногами по поверхности воды - это будет простой и бесполезной тратой энергии организма, а меж тем работа ног должна быть равномерной и координированной.

Этот комплексначальных упражненийпозволит человеку, желающему освоить технику передвижения на воде, плавать действительно хорошо и качественно.

Стиль плавания по-собачьи - это самый простой способ передвижения по воде. Для того чтобы плавать данным стилем, необходимо при выполнении скольжения включить еще и работу рук, которые должны быть согнуты впереди тела. Грести ими нужно только под себя, голова должна находиться при этом над уровнем воды.

Детское плавание

Как мы можем заметить, обучение плаванию взрослых людей является достаточно трудоемким процессом. Именно по этой причине просто необходимо заниматься обучением плаванию детей. Занятия по обучению плаванию следует проводить еще в детском саду, в котором нужно проводить хотя бы начальное обучение плаванию. Но все это будет совершенно бесполезно, если родители не занимаются обучением плаванию грудничков и детей дошкольного возраста. Для этого они вполне могут воспользоваться видео, которыми сегодня наполнен Интернет. С помощью этих простых мер можно добиться того, что уже в следующем поколении может не остаться людей, которые не умеют плавать.

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

Прииндивидуальном обучениикаждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно-урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а такжеучебный материалрасчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Цель работы: изучить состояние вопроса путем реферативной обработки литературных данных

Задачами курсовой работы являются:

1. Проанализировать состояние вопросов по данным специальной литературы.

2. Изучить технику плавания различными способами.

3. Рассмотреть ошибки в технике различных способов плавания и пути их устранения.

Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть полезен тренерам, преподавателям и инструкторам по физической культуре для подготовки спортсменов, а также студентам факультета физической культуры при подготовке к занятиям; для коррекции основной направленности тренировочного процесса прыгунов с шестом.

Успешность учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно - урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно - урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система. Полноценное решение задач обучения по плаванию возможно только при сочетании и преемственности различных форм, которые группируются по двум направлениям.

Рассматривая структуру организации занятия по плаванию, необходимо выделить несколько звеньев этой работы, она может быть представлена в виде схемы:

Используяразличные способыпроведения упражнений, нужно учитывать контингент занимающихся и решаемые задачи на занятии, регулируя воздействия упражнений с помощьюразличных вариантовнагрузок: малой, средней и большой.

Рассмотрев общие вопросы организации занятий по плаванию, необходимо остановиться на организации построения учебного процесса, который имеет свои закономерности.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися. Основные принципы, методы и средства обучения плаванию приводятся ниже.

Принципы обучения плаванию:

сознательность и активность;

наглядность;

доступность и индивидуализация;

систематичность и последовательность;

повторность и постепенность.

Методы обучения плаванию:

словесные;

наглядные;

практические;

контроля и оценки.

Средства обучения плаванию (упражнения):

общеразвивающие;

для развития физических качеств;

игры и развлечения;

имитационные;

подготовительные:

для освоения начального плавания;

для изучения техники облегченных способов плавания;

учебные прыжки в воду;

подводящие;

специальные:

для разучивания техники спортивных способов плавания;

для устранения ошибок;

для совершенствования техники;

контрольные.

Одной из форм организации занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания является урок. В связи с основными дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они располагаются на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше - подготовительная, основная; в воде - подготовительная, основная, заключительная; на суше - заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план - график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план - конспект) отдельных уроков.

К каждому уроку по плаванию педагог составляет план - конспект по описываемой ниже форме.

Во второй графе план - конспекта последовательно указываются части урока, и продолжительность каждой части. В третью графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В четвертой графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В пятой графе указываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники.

Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и в воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально - гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определять длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок.

О системе подачи сигналов учитель должен заранее договориться с учащимися, познакомить их с каждым из них.

Сигналы на занятиях различают: звуковые, зрительные и комбинированные.

Применяемые ориентиры в плавании подразделяются на внешние, внутренние, постоянные и временные.

При изучении подготовительных упражнений по освоению с водой и техники плавания используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, изучая всплывания и скольжения, употребляют выражения: «нырни в бочку», «нырни как утка», «вытянись в струнку», «смотри, как убегает дно»; при обучении вдоху и выдоху говорят: «задуй горящую свечу», «гуди как паровоз», «дуй на горячий чай»; при изучении техники движения конечностями: «смахни крошки со стола», «работай руками как мельница», «растопырь пальцы на ногах», «работай ногами как лягушка» и т.д.

Значительное место в работе преподавателя по плаванию занимает жестикуляция - способ общения педагога с учениками с помощью жестов. Это необходимое условие работы, так как повышенный шум (40-80 децибел) в бассейне не всегда позволяет педагогу руководить занимающимися при выполнении упражнения через слово. Поэтому преподаватели по плаванию применяют большой арсенал условных сигналов, ориентиров и жестов, позволяющих установить тесный контакт с группой.

Наиболее простыми средствами звуковой сигнализации служат короткий возглас педагога, хлопок в ладоши и т.п. Они могут напомнить занимающимся о необходимости выполнить определенное движение, стимулировать усилие, создать нужный темп, ритм и т.п. Однако возможности звуковой сигнализации в работе преподавателей плавания ограничены. Поэтому широко пользуются специальной условной сигнализацией, т.е. жестами. К настоящему времени в плавании разнообразие жестов классифицировано Пыжовым В.В.

Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых педагог воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Известны три основные группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.

Словесные методы. С помощью словесных методов у учащихся создают предварительное представление об изучаемом движении, о его форме и характере, способствуют развитию умения анализировать созданное педагогом представление о движении, выявлять, и устранять ошибки. Видами словесных методов являются объяснение, рассказ, беседа, замечание, команда и распоряжение, указание, подсчет и др. Специфика обучения плаванию предъявляет к словесным методам свои требования. Например, подробные объяснения техники плавания нужно проводить на суше, а в воде следует напоминать лишь о главных деталях упражнений, не допуская переохлаждения детей.

Объяснение - это изложение сути изучаемого конкретного понятия, движения, действия. Оно приучает занимающихся к логическому осмысливанию основного содержания преподаваемого материала и помогает выделить из него основные, наиболее важные детали, факты. Например, объясняя тему урока, преподаватель выделяет главные ее моменты и на. них сосредоточивает внимание учащихся.

Рассказ - это сжатое повествование, характеризующееся единым направлением и последовательным раскрытием содержания. При использовании рассказа как одного из словесных методов обученияфизическим упражнениямв нем должны иметь место факты, выражающие сущность изучаемого понятия (материала).

Беседа как метод обучения проводится в форме вопросов и ответов с целью выявления знаний, проверки степени понимания сущности изучаемых движений, обсуждения возникающих ошибок и способов их устранения. Разновидностью беседы является анализ, предусматривающий детальное осмысливание и обсуждение содержания упражнений, движений, действий. Вопросы в процессе беседы активизируют занимающихся и повышают интерес к ее содержанию. Они концентрируют внимание собеседников на обсуждаемом факте.В целях исправления возникающих при выполнении движений ошибок преподаватель делает замечания. Они должны, быть краткими, конкретными и понятными.

Команды и распоряжения применяются дляправильной организациии четкого руководства деятельностью занимающихся в процессе урока. Они определяют место, время, направление и продолжительность выполнения отдельных движений и действий. Команды должны побуждать учащихся к немедленному и беспрекословному выполнению движений или действий. ^Различают команды предварительные, мобилизующие внимание учащихся, и исполнительные, после которых они начинают упражнение. Команды надо отдавать громко, четко, в повелительном тоне. На уроке плавания иногда вместо команд используют распоряжения, например: "Поставить кисти на колени", "Взяться руками за желоб" и т. д.

Для определения темпа и ритма движений, а также акцентирования внимания на отдельных деталях упражнений используется подсчет. Подсчет может вести преподаватель или вся группа занимающихся одновременно.

Указания - это объяснения в краткой, сжатой форме. По мере накопления учащимися двигательного опыта преподаватель использует указания для устранения ошибок, оценки выполняемого упражнения и т. д. Указания, как правило, даются без остановки движения (по ходу) голосом и жестами. Если, например, занимающийся, плывущий брассом, забывает разворачивать стопу при выполнении рабочего движения, то преподаватель подсказывает: "Стопа". Иногда полезно пользоваться методическим приемом контрастности: сначала показать неправильное положение какой-либо части тела, а затем правильное.

Наглядные методы обеспечивают создание у занимающихся конкретного представления о изучаемом действии, движении или упражнении. Эти методы включают: показ упражнений, учебных наглядных пособий, кинокольцовок, учебных фильмов.

Показ изучаемого упражнения проводится квалифицированным исполнителем лучше всего перед началом занятий в воде. Демонстратор должен уметь выделить наиболее характерные детали изучаемого движения.

Во время показа группа должна располагаться так, чтобы особенности техники плавания были видны всем. Для этого упражнение показывают в плавании вдоль и поперек бассейна. Можно наблюдать за техникой пловца через смотровые окна, расположенные в стенках бассейна. Показ упражнений должен сопровождаться краткими объяснениями основных деталей техники.

Учебные наглядные пособия -это циклограммы, кинограммы, плакаты, рисунки, диаграммы и графики. С помощью их преподаватель разъясняет учащимся элементы техники, координационные связки иважнейшие упражнениядля изучения техники плавания.

Кинокольцовки позволяют рассматривать любые детали техники многократно. При этом желательно, чтобы пленка была отснята ускоренно ("рапидом") тогда на экране движения будут демонстрироваться в замедленном темпе. Сложные детали техники можно рассматривать при остановке кадра.

Учебные фильмы обычно содержат материал по обучению какому-то разделу программы или демонстрируют технику способов плавания. Такие фильмы лучше всего демонстрировать перед началом изучения соответствующего раздела программы или в процессе изучения, когда нужно напомнить занимающимся основные детали техники плавания.

Помимо перечисленных методов, на занятиях по плаванию широко применяются звуковые, зрительные и комбинированные сигналы (голосом, свистком и жестами). О системе подачи сигналов преподаватель должен заранее договориться с учащимися.

Практические методы. Группу практических методов составляют метод упражнения, соревновательный и др. Главным из этих методов является метод упражнения, который предусматривает многократное повторение движений, направленных на овладение элементами и способом в целом. Все упражнения, применяемые в процессе обучения плаванию, объединены в целостно-раздельную систему. Это значит, что изучаемый способ плавания вначале демонстрируется и анализируется (дается подробное объяснение), затем он расчленяется на составляющие его элементы (движения ногами, дыхание, согласование движений ногами и дыхания и др.), которые изучаются последовательно и подводят учащегося к освоению способа плавания в целом.

При обучении плаванию широко используются многочисленные методические приемы, например облегчение или усложнение условий выполнения, медленное плавание, выполнение изучаемых движений в соревновательной или игровой форме и др. Рассмотрим некоторые такие приемы.

Облегчение условий выполнения движений обычно проводится в мелком бассейне, при проведении урока поперек бассейна, при использовании облегченных способов плавания. Обучение в усложненных условиях, как правило, является кратковременным и способствует лучшему выполнению упражнений в обычных условиях. Применяются, например, такие приемы: переход к обучению в глубоком бассейне, плавание по всей длине бассейна безостановочно, удержание плавательной доски в руках ввертикальном положении, плавание с помощью только рук, ног и т. д.

Медленное плавание применяется для оценки степени овладения навыком согласования движений и дыхания. Если занимающийся проплывает определенное расстояние с техническими ошибками, очень медленно и без остановок, справильным дыханием, то это значит, что условнорефлекторная связь "движение-дыхание" образована и преподаватель может приступать к устранению наиболее серьезных ошибок в технике движений, а по мере их ликвидации увеличивать длину проплываемой дистанции и темп плавания. Если же по мере увеличения темпа плавания будет нарушаться дыхание, то следует вновь вернуться к медленному плаванию. С помощью медленного плавания можно эффективно обучать движениям руками и ногами.

Выполнение изучаемых движений в соревновательной и игровой форме целесообразно по мере освоения движений в различных положениях (опорном, безопорном). Во время игры занимающиеся перестают контролировать правильность плавательных движений, поэтому здесь наиболее ярко проявляется степень освоения этих движений. Преподаватель контролирует действия занимающихся и после окончания игры указывает на допускаемые ими ошибки в технике плавания.

Выполнение упражнений в форме простейших соревнований значительно повышает эффективность обучения. Однако нужно помнить, что при использовании этого приема учащиеся должны обязательно знать итоговый результат своей деятельности, иначе такой методический прием теряет свой смысл. На начальных этапах обучения в форме соревнования можно выполнять упражнения на оценку (в баллах), назвав того, кто сделал упражнения лучше всех. Применяются такие соревнования: "Кто дальше проскользит", "Кто быстрее всплывет", "Кто дольше пролежит на воде" и т. д. По мере освоения техники, кроме оценки в баллах, применяется плавание на скорость как по элементам (с помощью одних ног или рук) в опорном и безопорном положениях, так и в полной координации с использованием облегченных и спортивных способов плавания.

При обучении плаванию часто используют различные ориентиры. Они могут быть постоянными и временными. Постоянными являются поперечные и продольные линии на дне бассейна, разные цвета окраски поплавков на дорожках, квадраты на поворотных щитах и другие обозначения, облегчающие условия выполнения заданий. Временными ориентирами могут быть: место, занятое преподавателем перед началом выполнения упражнений, предмет, установленный на определенном расстоянии от старта, дорожка, протянутая поперек или в длину бассейна, и т. д. Ориентиры помогают преподавателю в организации деятельности учащихся, облегчают постановку перед ними конкретных заданий.

Упражнения можно выполнять в парах с поддержкой партнера, предварительно объяснив способ поддержки, очередность выполнения, задачи выполняющего движения и поддерживающего. При использовании этого методического приема поддерживающий становится помощником преподавателя. Он указывает выполняющему на допускаемые ошибки и помогает их устранить. Как правило, этот прием применяется после изучения упражнений у неподвижной опоры.

В процессе обучения применяются и так называемые контрастные приемы. Например, учащийся выполняет упражнение на всплывание. Для того чтобы подчеркнуть необходимость предварительного глубокого вдоха и последующей задержки дыхания, ему предлагается не делать глубокого вдоха, погрузиться в воду и принять заданное положение (тело не поднимается на поверхность воды). Сразу после этого учащийся выполняет упражнение правильно (делает глубокий вдох, опускается в воду и задерживает дыхание), и тело всплывает на поверхность воды.

Для того чтобы научитьправильной техникеплавания, нужно опробовать несколько ее вариантов, из которых выбрать "свой". С этой целью в процессе занятий следует выполнять упражнения с различными углами сгибания рук и ног, чередовать их, во время движений применять различные мышечные усилия при выполнении рабочих движений, а также плавать с изменением скорости. Такой методический прием способствует освоению варианта техники, отвечающего анатомо-физиологическим особенностям каждого занимающегося.

При изучении упражнений и элементов техники используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, "Гуди, как паровоз", "Задуй горящую свечу" (при изучении выдоха в воду); "Нырни как утка", "Вытянись в струнку", "Смотри, как убегает дно" (при обучении всплываниям и скольжениям); "Работай руками, как мельница", "Работай ногами, как лягушка" (при изучении элементов техники плавания).

Наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных методов и методических приемов в зависимости от задач урока.

Общая схема обучения плаванию слагается из следующих этапов:

демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов;

теоретическое обоснование (объяснение) техники данного способа и его элементов;

опробование способа (попытка плавать изучаемым способом);

практическое ознакомление с формой движений на суше;

овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений в воде;

освоение способа плавания в целом;

совершенствование техники способа и его элементов.

При демонстрации способа плавания в целом следует рассказать об основных особенностях техники изучаемого способа (положение тела, характер дыхания, форма движений рук и ног, согласование движений с дыханием и т. д.). Демонстрируя элементы способа плавания, необходимо четко указывать положение конечностей, выделять работу каждого их звена, объяснять положение основных гребущих поверхностей, указывать моменты наибольшего приложения усилий в рабочем движении, давать характеристику темпа и ритма движений. Здесь же следует показывать основные упражнения, с помощью которых изучаются различные элементы способа.

После демонстрации и объяснения техники изучаемого способа необходимо рассказать занимающимся о его спортивном, прикладном и оздоровительном значении, в том числе о его популярности, скоростных возможностях, уровне рекордов, соревновательных дистанциях, об использовании его при спасании утопающих, буксировке груза, о значении в развитиидвигательных качеств. Затем занимающиеся на мелком месте бассейна пытаются плавать изучаемым способом.

Практическое ознакомление с формой движений на суше предусматривает выполнение основных имитационных упражнений, создающих у занимающихся представление об амплитуде, направлении и скорости движений конечностей, углах сгибания в суставах, о наиболее целесообразном согласовании движений в цикле и т. д.

Овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений, а также освоение способа в целом осуществляется в воде. Для успешного овладения движениями в воде необходимо прежде "всего научиться принимать правильное исходное положение для выполнения всех упражнений. С этой целью в обязательном порядке перед изучением упражнения проводится опробование данного исходного положения.

При обучении различным плавательным движениям используются многочисленные упражнения. Они должны выполняться так, чтобы последовательно расширять двигательный арсенал обучающихся. Это, в частности, достигается путем изменения положения рук при плавании с помощью одних ног. Однако не следует увлекаться увеличением числа упражнений. Нужно применять такие, которые были бы направлены на решение конкретной задачи, использовались бы для приобретения определенного навыка.

Отдельные элементы техники облегченных и спортивных способов плавания и их согласования изучаются в таком порядке.

1. В опорном положении без продвижения (опираясь руками о бортик или стоя на дне) и с продвижением (выполняя движения руками и продвигаясь по дну в положении наклона вперед). В опорных положениях в воде проводится подробное ознакомление с движениями и их предварительное изучение, и, 2. В безопорном положении с продвижением (скольжение с последующими движениями конечностями согласно заданию).

3. В движении с подвижной опорой (о доску, надувной круг и пр.). Такое плавание используется для совершенствования навыка плавания и развития физических качеств.

При изучении согласования движений с дыханием наиболее распространены следующие варианты.

Вариант 1. Элемент техники изучается при произвольном (подбородок у воды) и задержанном на вдохе (голова опущена в воду) дыхании последовательно: в опорном (у бортика или стоя на дне) и безопорном (только на задержанном дыхании) положениях. Далее этот элемент в такой же последовательности изучается уже в согласовании с дыханием.

Вариант 2. Элемент техники изучается при произвольном и задержанном на вдохе дыхании в опорном положении, затем в этом же положении, но уже в согласовании с дыханием. Далее проводится изучение элемента в безопорном положении на задержанном дыхании, затем в безопорном положении, но уже в согласовании с дыханием.

Вариант 3. Элемент техники изучается в опорном положении. Первое упражнение, направленное на изучение этого элемента, вначале изучается при произвольном, затем при задержанном дыхании и, наконец, в согласовании с дыханием. Далее в такой же последовательности выполняются второе, третье и все последующие упражнения в опорном положении. По этому же принципу осуществляется изучение элемента техники в безопорном положении: каждое упражнение вначале выполняется на задержанном дыхании, а затем в согласовании с дыханием.

Выбор того или иного варианта определяется главным образом степенью плавательной подготовленности учащихся. Если плавательная подготовленность средняя, то наиболее целесообразно использовать третий вариант, при плохой подготовленности - первый или второй.

Однако в процессе обучения целесообразно комбинировать все варианты.

При изучении способа плавания в целом следует проплывать заданные отрезки дистанции в оптимальном темпе, но выполнять при этом полный выдох в воду ("подчинять движения дыханию"). Только такое сочетание движений с дыханием может способствовать качественному освоению всех способов плавания в полной координации.

В процессе обучения плаванию необходимо обращать внимание учащихся на основные ошибки и устранять их в первую очередь. Как правило, эти ошибки создают дополнительное сопротивление воды, мешают правильному выполнению рабочих движений, нарушают координацию движений и т. д.

После выполнения любых упражнений, в том числе связанных с задержкой дыхания, следует каждый раз проделать несколько выдохов в воду.

При совершенствовании техники способа плавания и его элементов используется безопорное плавание и плавание с подвижной опорой (доска, надувной круг и пр.) на небольшие отрезки дистанции. При плавании с помощью одних ног без опоры и с опорой о доску необходимо согласовывать движения ногами с дыханием (выдох выполнять в воду). По мере совершенствования техники и функциональной подготовленности занимающихся длина и скорость проплываемого расстояния увеличиваются.

Добавить комментарий