Блог
506 0

О турнире. Химический турнир Chemical Challenge Обоснование социальной значимости

О турнире. Химический турнир Chemical Challenge Обоснование социальной значимости

ХИМИЧЕСКИЙ ТУРНИР

«Химия - наука чудес и превращений»

Цели:

  1. Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы
  2. Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умения решать нестандартные задачи и ситуации, применять свои знания на практике
  3. Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей

Девиз: «Химии требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся»

(М.В. Ломоносов)

Химическая сказка

В сказке зашифрован некоторый элемент и его химические соединения. Задачей учащихся является: определить этот элемент; привести схему строения его атома; указать валентности и степени окисления в соединениях; написать схемы превращений и уравнения соответствующих реакций.

Сказка.

Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?»- «Хочу драгоценность получить, дочка». – «Из этой свечи?»- «Нет, из подсвечника»,-отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил-стал синим раствор; Бросил щепотку соды- выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь- и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

Проведение опыта: «Взаимодействие щелочи с фенолфталеином»

(Подсказка.(Си Си2О СиSО4 СиСО3Си(ОН)2)

Задача-загадка

Вы задавали себе вопрос: почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы, входящие в их состав,- соседи по ПСХЭ; первый из газов вдвое легче второго, молекула первого газа двухатомна, второй одноатомен, к тому же второй газ инертен. Назовите эти газы. (Водород и гелий)

Подсказка взаимодействие лакмуса с кислотой

Химическая викторина

Командам по очереди задаются вопросы, на которые необходимо ответить. Времени на размышление не дается.

  1. Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением.

(Это физико-химическое явление, т.к. сначала происходит испарение молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом, служащее причиной свечения)

  1. Почему в одноименном рассказе А.П, Чехова спички были названы шведскими? (Впервые спички стали изготавливать именно в Швеции)
  2. Какую роль выполняет пищевая сода, когда ее употребляют от изжоги?

(Пищевая сода нейтрализует соляную кислоту)

  1. Почему модницы в 70-80 г.г. ХХ в быстро отказались от фосфорных бус?

(Ношение таких бус вредит здоровью, т.к. фосфор- ядовитое веществ)

  1. Почему, оставаясь в машине или ремонтируя ее при работающем двигателе в закрытом гараже, вы рискуете жизнью?

(При работе двигателя внутреннего сгорания потребуется кислород воздуха, а содержащиеся в выхлопных газах СО2 и СО накапливаются в непроветриваемом помещении и могут привести к отравлению и удушью)

  1. Попадание в организм человека простого органического соединения Х, которое можно легко перепутать с этанолом, часто является причиной отравлений, заканчивающихся слепотой или даже смертью пострадавшего. Назовите это вещество. (Метанол)
  2. Почему нельзя тушить водой горящие металлы или сплавы?

(Поскольку при взаимодействии воды с горящими металлами образуется водород, то пламя становится более интенсивным и поэтому нельзя пользоваться водой для тушения горящих металлов)

  1. Одинакова ли скорость сгорания свечи у подножия Эльбруса, на его вершине и в стратосфере?

(Лучше всего горит свеча у подножия Эльбруса. На вершине пламя будет меньше(там воздух разряжен и массовая доля кислорода низкая), а в стратосфере из-за недостатка кислорода она не будет гореть вообще)

  1. Можно ли состав воздуха, чугуна и латуни выразить с помощью химической формулы?

(Воздух, чугун и латунь- смеси, а не химические соединения, и поэтому их состав не может быть выражен в виде химической формулы)

  1. Какой газ является составной частью природного газа, рудничного газа, который бывает причиной взрывов в шахтах? (Метан)
  2. Какие известные вам два газа неядовитые, однако в них гибнут любые животные?

(К числу неядовитых газов можно отнести азот и углекислыц газ)

  1. Может ли вода гореть?

(Может. Вода неплохо горит в атмосфере свободного фтора)

  1. Какая соль серебра используется в медицине?

( Нитрат серебра («адский камень» «ляпис» Одно из древнейших лекарственных препаратов)

  1. Какой воздух легче –влажный или сухой?

(Влажный воздух легче, т.к. молярная масса воды 18 г/моль, а воздуха 29 г/моль

Зашифрованное предложение

Какое изречение здесь зашифровано: Аи, Na, NH3, Ni, I2, Еu, S, In, Li, Аr.

(Знание-сила. Расшифровка названий веществ, обозначенных химическими символами и формулами: золото, натрий, аммиак, никель, иод, европий, сера, индий, литий, аргон)

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

За правильный ответ команда получает 1 балл

  1. Что вы предпримете, если в глаз попал концентрированный уксус?

(Глаз промыть струей холодной воды)

  1. Какая кислота всегда находится в желудкездорового человека, при недостатке – ее употребляют как лекарство? (Соляная кислота)
  2. Что вы предпримете. Если на кожу попала кислота из автомобильной батареи? (Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1-3% раствором соды)
  3. Какой газ используют при снятии болевого шока при операциях? (Веселящий газ)
  4. Что вы предпримете, если в рот или в желудочно-кишечный тракт попала кислота? (Находясь в химической лаборатории, нейтрализовать кислоту суспензией оксида магния, в других условиях можно воспользоваться раствором пищевой соды)
  5. Какой газ в малых концентрациях имеет запах свежести, а в больших- ядовит? (Озон)
  6. Что нужно сделать в случае ожога щелочами? (Промыть и нейтрализовать 1-2% раствором уксусной кислоты)
  7. Чем опасны нитраты для организма человека? (Нитраты превращаются в нитриты, а те переводят Fe2+ в Fe3+ в гемоглобине, что мешает переносу кислорода)
  8. Какими путями яды могут попасть в организм человека? (Через органы дыхания, кожу)

«Химические страсти»

Царь зовет к себе Стрельца,

Удалого молодца,

И дает ему поручение

Государственного значения.

Чтоб я стал опять богат,

Нужен бария сульфат.

Ночь даю тебе подумать-

Утром буду ждать доклад!

Не смогешь -кого винить?

Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье,

Чтоб со страху не забыть.

Задание: из натрия углекислый газ

Подсказка

Задача. Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил - неизвестно. Но только они крупно взаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1, 12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости? (Кальций)

«Кто больше вспомнит слов»

На каждую букву слова «Бром» в течение 5-7мин вспоминаем и пишем химические термины. Выигрывает тот, кто больше и правильнее напишет химических терминов

«Термины- синонимы»

Задача учащихся - правильно составить пары соответствующих веществ

1.Гидрокарбонат натрия 1. Угарный газ

2. Оксид углерода(1V) 2. Поваренная соль

3. Хлорид натрия 3. Мел, известняк

4. Оксид углерода(11) 4. Углекислый газ

5. Карбонат кальция 5. Пищевая сода

«Приключения с господином Ферром»

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр кат5горически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует погреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.

Вопрос: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества.

Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции.

Ответ: Ферр- это железо (феррум)

Кисли- кислород

Аква- вода

Газ- угарный газ

Цепь химических превращений:

Fe Fe2O3 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe

4Fe+3O2 2Fe2O3

Fe2O3+3H2O 2Fe(OH)3

2Fe(OH)3 Fe2O3+3H2O

Fe2O3+3CO 2Fe+3CO2

Межрегиональный химический турнир (МХТ) - это командно-личное соревнование среди учеников 8-11-х классов по решению химических кейсов - задач из области химической науки и технологии, заведомо не имеющих точного решения. Процесс поиска решения формирует умение выдвигать научную гипотезу и отстаивать ее в ходе дискуссии, а также требует от участника широкого кругозора и нетривиального подхода к решению задачи. Ранее на протяжении 4 лет нами успешно реализовывался Химический турнир вСвердловской области. Мероприятие пользовалось высокий спросом среди школьников и учителей, а аудитория проекта увеличилась со 178 до 1033 человек. Была создана традиция Турнирного движения по химии и наданный момент- это крупнейшее движение среди всех регионов РФ. Высокий уровень организации создало Турниру и его команде авторитет и доверие такого уровня, что в 2019 году мы проводим всероссийский МХТ. МХТ будет проводиться в три этапа. 1 этап. Свердловский химический турнир (СХТ) (09.2018-11.2018). Этап МХТ, для учащихся Свердловской области, продолжающий традицию предыдущих 4 лет. К участию будут приглашены команды из 5-6 человек. Для решения задач к участникам будут прикреплены наставники из числа студентов естественнонаучных специальностей и состоятся вебинары по теории и практике турнира. 40лучших командбудут приглашены в очной этап, где в полемике с командами-соперницами смогут защитить свои решения перед компетентным жюри из числа профессионалов-химиков. Для педагогов будут организованы курсы повышения квалификации по подготовке команд на местах и проведению локальных турниров. В 2017 году была проведена предварительная работа по рассылкеметодических материалови был получен отклик. Обучение продлится с 09.2018 г. по 03.2019 г. и будет ориентировано на диалог между участниками и организаторами, обмен опытом и практику. 2 этап. Заочный отбор команд для участия в финале МХТ (09.2018-12.2018). С поддержкой партнеров и используя наш опыт, мы проведем набор команд в других регионах РФ, инициировав, таким образом, развитие турнирного движения в них. Команды присылают решения задач в формате текста и презентации, проходят квалификацию, и победители регионов приглашаются в финальный этап. Участникам также будут доступны вебинары и помощь наставников. 3 этап. Финальный этап (02.2019). Команды-победительницы собираются в Екатеринбурге, чтобы сразиться за звание лучшей в России. Участники СХТ, будут приглашены в качестве зрителей где, пообщаются с сильнейшими командами России и обменяются опытом. В рамках финала состоится образовательная программа: знакомство участников с промышленными и исследовательскими предприятиями Свердловской области, потенциальными работодателями. Так мы комплексно сможем продвинуться к повышению интереса школьников к специальностям связанным с естественными науками, изменению позиции в процессе обучения на активную при поддержке педагогов и формированию видения профессиональной траектории развития в рамках Свердловской области.

Цели

  1. Привлечение школьников на естественнонаучные и технические направления через решение практических задач.
  2. Интеграция турнира в образовательную среду Свердловской области как формата обучения, способствующего развитию навыков XXI века.
  3. Развитие коммуникации школьники-студенты-профессионалы на площадке интеллектуальных соревнований для профориентации школьников в Свердловской области.

Задачи

  1. Установление непосредственной связи с прошлогодними организаторами Межрегионального Химического Турнина (г. Москва) для обмена методической информацией и решения прочих организационных вопросов.
  2. Разработка комплекта задач для участников турнира.
  3. Информационная поддержка проекта
  4. Набор команд школьников из Свердловской области.
  5. Набор команд школьников из других регионов РФ.
  6. Создание института наставничества для интеллектуальных проектов и из участников естественнонаучных турниров прошлых лет, студентов и молодых ученых.
  7. Организация системы поддержки участников путем предоставления видео-лекций, посвященных успешной подготовке и защите решений задач.
  8. Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей химии.
  9. Проведение Свердловского Химического Турнира Школьников в Свердловской области: заочный этап.
  10. Создание сообщества членов жюри из числа преподавателей ВУЗов, молодых ученых и представителей инновационных и научно-производственных предприятий из области химии и химической технологии.
  11. Создание административной системы для организации очного этапа (ведущие секций, счетная комиссия, волонтеры)
  12. Проведение Свердловского Химического Турнира Школьников в Свердловской области: очный этап.
  13. Организация и проведение обучающего семинара для инициативных групп из различных городов Свердловской области.
  14. Проведение практического тура Свердловского химического турнира Школьников.
  15. Проведение заочных этапов в регионах РФ за исключением Свердловской области
  16. Проведение финала Межрегионального химического турнира школьников
  17. Реализация образовательной программы в рамках финала МХТ для участников.

Обоснование социальной значимости

Реализация планов правительства РФ по реорганизации промышленного и научного сектора, перехода от сырьевой экономики к высокотехнологичной, требует принятия комплексных мер как в сфере науки, так и в сфере образования. В том числе необходимо много грамотных, разносторонне подготовленных специалистов в области технических и естественных наук. Сегодня происходит увеличение госзаказа в ВУЗы РФ по приоритетным направлениям подготовки, однако у школьников не наблюдается достаточной мотивации и заметной заинтересованности в обучении на направлениях естественных и технических наук при их высоком потенциале (по результатам международных тестов наши ребята занимают топовые позиции). Это справедливо и для Свердловской области, которая чувствует нехватку подобных кадров при большом количестве промышленных предприятий. Если посмотреть внимательно, то высокие результаты в международных тестах в основном обоснованы компонентой «знание», а не «применение» и «рассуждения». Во многом это связано с "бумажностью"школьной программы, оторванностью ее от реальной жизни и недостаточностью школьного курса химии для полноценного восприятия предмета, что отмечают многие эксперты в области образования. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно пробовали решать задачи, представляющие собой реальные проблемы науки и техники, в таком случае для них будет очевиднее, чем же они как профессионалы смогут заняться в будущем. Поэтому мы предлагаем организовать соревнование по решению задач, не имеющих точного ответа, а являющихся проблемами, требующими анализа, вывода гипотезы и доказательства решения. Это серьезное отличие Турнира и существующих форматы доп. образования детей, таких как олимпиады, научно-практические конференции и т.п. Второе различие в том, что в XXI веке, когда информация становится доступной, важнее то, каким образом ты ей оперируешь, чем то, каким объемом обладаешь. Соответственно появилась потребность в создании и развитии такого формата, который помимо знаний по предмету будет требовать от участников процесса новых навыков работы с информацией и умений, выходящих за пределы предмета. Турнир уже зарекомендовал себя в других областях науки, как формат, удовлетворяющий этим требованиям. Именно в дискуссии между командами перед лицом компетентного жюри, формируются навыки, необходимые современным специалистам: критическое мышление, умение убедительно доказывать собственную точку зрения, работать в команде и многие другие. Ссылки в п. 7.1. заявки

Научно-практический химический турнир «Химический вызов» (Chemical Challenge) проводился в рамках ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии под эгидой Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC).

В турнире Chemical Challengeприняли участие более 600 школьников 9 - 10 классов и студенты СПО России и Казахстана.

О турнире

Химический турнир Chemical Challenge — лично-командные соревнования по решению задач из области химии и химической технологии, которые заведомо не имеют точного решения (кейсы). В ходе турнира участники смогли познакомиться с ровесниками, увлекающимися химией, из разных уголков страны, а также защитить свои решения перед компетентным жюри из числа участников Менделеевского съезда. Среди них видные российские и иностранные ученые, лауреаты Нобелевской премии, представители ведущих российских и зарубежных предприятий химической и фармацевтической промышленности.

Турнир проходил в три этапа с апреля по сентябрь 2016 года в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета.

Первый этап (заочный)

С 4 апреля по 5 мая 2016 года (23:59 по Екатеринбургу) - команды-участники из 4-5 человек решали 2 химических кейса (задачи) из предложенного комплекта. Решение задач заключалось не в поиске единственно верного ответа, а в предложении участниками собственных оригинальных технологических решений и проверке их жизнеспособности.

Второй этап (очный отборочный)

21 мая 2016 года - по результатам первого этапа команды, показавшие лучшие результаты и прошедшие квалификацию, посетили в Уральский федеральный университет для проведения очного этапа отбора. В течение дня участники посетили институты, занимающиеся подготовкой химиков, выполняли поставленные перед ними задачи, проявляли свою эрудицию и находчивость.

Третий этап (очный)

С 29 по 30 сентября 2016 года -24 команды, отобранные по результатам первых двух этапов, в очной сессии защищали свои решения кейсов в дискуссии с другими командами перед компетентным жюри. 3 сильнейшие команды вышли в финал и бились за Кубок Менделеева на завершении ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии в ЭКСПО.

География участников:

  • Алапаевск
  • Астана
  • с. Баранчинский
  • Березники
  • Бирск
  • Богданович
  • Верхняя Пышма
  • Верхняя Салда
  • Воркута
  • Давлеканово
  • д. Шарлык, Благоврский район
  • Екатеринбург
  • Житикара
  • Каменск-Уральский
  • Караганда
  • Качканар
  • Курган
  • Нефтекамск
  • Нижневартовск
  • Нижний Тагил
  • Новоорск
  • Новотроицк
  • Оренбург
  • Павлодар
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Полевской
  • п. Якша
  • п. Цементный
  • Ревда
  • с. Вознесенка
  • с. Москово, Башкортостан
  • с. Тарасково
  • Соликамск
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Ханты-Мансийск
  • Чайковский
  • Челябинск

Все ребята, боровшиеся за выход в финал, показали отличные результаты. В итоговом рейтинге разрыв в баллах между командами достигал нескольких сотых. Финалистами стали команды:

1 место - «Ливерморий» (гимназия № 116 из Екатеринбурга)

2 место - Be_CReAtIV (гимназия № 9 из Екатеринбурга)

3 место - «CH-113» (школа № 113 из Омска)

Всероссийский химический турнир школьников - это лично-командное состязание школьников 8-11 классов общеобразовательных и специализированных школ в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаиваться их в научных дискуссиях - химических вызовах.

Организатором Турнира является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования « Санкт-Петербургский государственный университет ». Состав организационного комитета указан на странице.

Основными целями Турнира являются:. выявление и развитие у учащихся образовательных учреждений, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования,творческих способностейи интереса к научно-исследовательской деятельности;. создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;. распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;. оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии;. повышение педагогической квалификации учителей, аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Турнира.

Химические вызовы проводятся по заданиям, разработанным, отобранным и утвержденным методической комиссией. С заданиями текущего Турнира Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе. Задания прошлых лет представлена на странице архива мероприятий.

Регламент Всероссийского химического турнира школьников представлен в соответствующем разделе, там же представлены регламентырегиональных этапов. Полный список региональных этапов Турнира приведен на странице. Команда-победитель регионального этапа вне конкурса приглашается к участию взаключительном этапеВсероссийского химического турнира в Санкт-Петербурге! Для организации регионального этапа в своём субъектеРоссийской Федерациисвяжитесь с Координатором региональных этапов.

Экспертная комиссия Турнира состоит из научно-педагогических работников, аспирантов, докторов и кандидатов химических наук. В экспертную комиссию могут быть включены представители научных и исследовательских отделов химических и смежных с химией коммерческих предприятий, а также преподаватели и научные работники государственных (муниципальных) научных и исследовательских учреждений, имеющих государственную аккредитацию, преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования, преподаватели образовательных организацийдополнительного образования, преподаватели общеобразовательных организаций.

14 мая 2016 года Всероссийский химический турнир школьников отправил заявку в Российский совет олимпиад школьников на присвоение статуса Олимпиады 2 уровня.

Нормативные документы: Положение об Олимпиаде школьников ВХТШ Регламент проведения Олимпиады школьников ВХТШ

XIII Всероссийский химический турнир школьников Заочный этап: 17 июня 2016 - 14 января 2017 Очный этап: 13 марта - 19 марта 2017* Место проведения: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург *даты уточняются, следите за объявлениями

Добавить комментарий