Блог
571 0

Основы искусства кунг-фу монастыря шаолинь. Общие понятия и структура шаолиньского нэйгун Чаши для метания у монахов шаолиня

Основы искусства кунг-фу монастыря шаолинь. Общие понятия и структура шаолиньского нэйгун Чаши для метания у монахов шаолиня

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делаякруговые махируками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастерарукопашного боясобрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день. Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

Наранних стадияхобучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно,наибольшее вниманиеуделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме». На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных" упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Рис. 6.1 Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Рис. 6.2 Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

1. "Ровный кулак". 2. "Солнцеобразный", или "вертикальный" кулак. 3. Удар "леопарда". 4. Удар "глаз феникса". 5. "Слоновий" кулак. 6. Ладонь "ласточкино крыло". 7. Ладонь "дракона". 8. "Драконья лапа". 9. "Тигриная лапа". 10. "Орлиный коготь". 11. "Голова змеи". 12. "Один палец дзен". 13. "Палец-меч". 14. Крабья клешня". 15. «Клюв журавля». 16. «Обезьянья лапа». 17. «Лапка богомола». 18. «Рука-крюк».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

1. Прямой удар. 2. Пушечный удар. 3. Удар «рогом». 4. Диагональный удар. 5. Сметающий удар. 6. Удар «кнутом». 7. Волнообразный удар...

8. Рубящий удар. 9. Вешающий удар. 10. Погружающий удар. 11. Подмышечный удар. 12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов "ровным кулаком"

ПОЗА «ВСАДНИКА» И ДРУГИЕ СТОЙКИ

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

1. Поза «всадника». 2. «Лук-и-стрела». 3. «Обманная нога». 4. «Шаг единорога». 5. «Шаг кольцом». 6. Стойка одной стопы. 7. Боковая стойка...

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Поза «всадника» также перемещает ваш центр тяжести с уровня плеч на уровень желудка, делая вас «свежим сверху, устойчивым снизу», то есть чутким и уравновешенным, одинаково и физически, и умственно. Эти два качества, причем намного больше, чем специальные техники, которым вы научитесь позже, являются главнымиотличительными чертамимастера кунг-фу. И наконец, поза «всадника» формирует сгусток энергии в вашем брюшном дань тьянь, то есть энергетическом поле. Только тогда, когда в вашем дань тьянь наберется достаточно энергии, вы сможете заняться выработкой в себе внутренней силы, поскольку эта сила проистекает именно из наших энергетических полей и целиком зависит от их состояния.

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми инеправильными тренировкамив тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколькополезных советовпо поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где назаднюю ногуприходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

1. «Черный тигр вырывает сердце» 2. «Одинокий тигр появляется из пещеры» 3. «Ядовитая змея выбрасывает яд» 4. «Красавица смотрится в зеркало» 5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос» 6. «Мах рукой из стойки "обманной ноги"» 7. «Золотая звезда в углу» 8. «Бессмертный появляется из пещеры»

Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество. На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении. Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов. Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимальнокороткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи. Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы». Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимодолгое времясначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.) В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы. Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:. 1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.. 2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.. 3. Выполнить подряд все восемьбазовых приемовкунг-фу без единого изъяна.. 4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости. В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить вседостигнутые результатыс поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.

Древний монастырь Шаолинь – настоящая икона мира боевых искусств. Буддистская философия широко распространилась по западному миру благодаря современному кинематографу: начиная Брюсом Ли и заканчивая Кунг-фу Пандой, восток проникает в наши сердца с широких экранов. Однако, несмотря на то, что боевые искусства Шаолиня прочно укоренились в современной культуре, большинство из нас знает на удивление мало об этом феномене.

10. Шаолинь был основан индийцем

Монастырь Шаолинь кажется столь неотъемлемой частью китайской культуры, что многие удивляются, узнав, что его основателем был вовсе не китаец. Основателем Шаолиня был странствующий буддийский монах из Индии по имени Батуо или Буддхабхадра. Он появился в имерии Северная Вэй в 464 году нашей эры и проповедовал там несколько десятков лет, прежде чем император Сяовэн приказал построить для него монастырь Шаолинь на горе Сун (нынешняя провинция Хэнань). Старец стал первым настоятелем этого монастыря. К сожалению, у нас мало исторических свидетельств того времени, но по тем из них, что попали в руки историков, было сделано заключение, что монастырь в те времена служил центром перевода буддийских текстов на китайский язык. Во главе с Батуо, монахи следовали уставу буддийской школы Хинаяна, но поскольку даже монахам было достаточно трудно следовать этому пути, монастырь долгое время оставался относительно небольшим. Только с приходом Бодхидхармы, другого буддийского монаха, монастырь отказался от пути Хинаяна и заменил его дзэн-буддизмом, которому монахи Шаолиня следуют и по сей день.

9. Это не единственный орден монахов-воиновВопреки распространенному мнению, Шаолинь не единственный орден монахов-воинов. Более того, это даже не первый по счету монастырь, где обучались боевые монахи. За столетие до того, как был основан Шаолинь, многие китайские монастыри уже располагали своими запасами оружия и практиковали боевые искусства. Сам же Шаолинь был построен в качестве мирного обучающего центра. По легенде, лишь с приходом Бодхидхармы в 5-6 веках нашей эры, монахи Шаолиня начали практиковать боевые искусства. Первые же реальные записи, свидетельствующие о практике боевых искусств в Шаолине, датируются 14-м веком. В самом деле, в мире не было недостатка в религиозных орденах, практикующих обучение боевым искусствам. В Индии, к примеру, Нага Садху была одной из самых хорошо вооруженных и воинственных сект во всей стране. Преданные Шиве воины Садху хорошо знакомы современным туристам, как индуистские святые в набедренных повязках со спутанными волосами, но в эпоху Великих Моголов они были в числе самых опасных бойцов Азии, вооруженные вселяющими ужас заточенными железными щипцами. Корейские буддийские монахи монастыря Бул Кио Му Суль также занимались изучением боевых искусств, и даже призывались одно время на защиту страны во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то контролировали крупные территории, веря в путь к спасению посредством священной войны. Даже в Тибете насчитывалось несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.

8. Кунг-фу пошло не от ШаолиняВ Китае часто можно услышать, что все боевые искусства пошли от Шаолиня, но на самом деле это не так. Несколько столетий после основания монастыря, это было мирное сообщество, без малейших признаков изучения боевых искусств. Монахи действительно участвовали в боях, которые помогли прийти к власти династии Тан (618-907 годы нашей эры), но и это не доказывает тот факт, что они разработали особые методы ведения боя. Историки полагают, что во время боевых действий монахи просто пользовались оружием, предоставленным им династией Тан, и были не более опытны в боевых искусствах, чем обычные солдаты. В то время, как самые первые упоминания о боевых искусствах, практикуемых в монастыре Шаолинь, датируются 14-м веком, другие ордена монахов начали усердно заниматься изучением боевых искусств и боям на палках уже в 12-м веке. Возникновение первых упоминаний о рукопашном бою в Шаолине датируется 16-м веком, тем временем история кунг-фу началась задолго до этого времени, не говоря уж о том, что первые упоминания об этом искусстве восходят к временам, когда монастырь Шаолинь еще даже не был основан. Записи Чуньцю, которые были сделаны около 800-500 годов до нашей эры, ссылаются на «жесткие» и «мягкие» техники ведения рукопашного боя – именно эти две техники легли в основу современного кунг-фу. Во время правления династии Мун (1368-1644 года нашей эры), когда Шаолинь только начал ассоциироваться с совершенными боевыми искусствами, кунг-фу уже был известен во всем Китае.

7. Шаолинь помог королевской династии прийти к властиНачало становления могущества Шаолиня пустило корни в конце правления династии Суй (581-618 года нашей эры). Династия Суй объединила Китай, но серия народных восстаний и последующее убийство императора привело к их скорому свержению. После этих печальных событий несколько благородных домов начали соперничать в борьбе за контролем над разваливающейся на глазах империей. Одним из претендентов на престол был Ван Шичонг, бывший генерал при династии Суй, успевший уже захватить провинцию Чжэн. Чтобы укрепить свою власть над древней столицей Лоян, Ван Шичонг соорудил сигнальную башню и оасположил военный лагерь на горе Хуаньюан – участке земли, который был подарен монастырю Шаолинь императором Вэнь-ди династии Суй. Опасаясь, что монахи будут бунтовать, он послал армию к стенам монастыря, приказав осадить его. Чтобы оказать должное сопротивление, монахи поклялись в верности его сопернику – Ли Юаню, который, в конце концов, и стал основателем династии Тан. Ли Юань отправил своего сына Ли Шимина на помощь монахам. При помощи монахов Ли Шимин смог разбить армию Ван Шичонга, освободил Лоян и вынудил захватчика сдаться. После этой победы династия Тан занялаправящее положениев Китае, которое удерживала до 907 года. Роль, которую сыграли монахи Шаолиня в этой войне, обеспечила им долгие годы почета и уважения.

6. Мифическое происхождение чаяЛюбимый напиток всего Китая окружает множество мифов и легенд, относящихся к его возникновению. Один из мифов о чае восходит еще к временам правления династии Тан. Это довольно жуткая история о невероятной религиозной преданности и нескольких отрубленных частях тела. Согласно легенде, спустя столетие после основания монастыря Шаолинь, один набожный монах по имени Бодхидхарма предпринял долгое и опасное путешествие из родной Индии в Китай, надеясь там распространять свое учение. Пройдя через весь Китай, он, наконец-то, добрался до храма Шаолинь, и решил остаться отдохнуть в пещере неподалеку от него. Девять лет он медитировал в этой пещере, прислонившись спиной к холодной каменной стене, без еды и воды, сидя с широко раскрытыми глазами. Спустя некоторое время он решил повторить этот подвиг, но на этот раз задремал посреди медитации. Возмутившись своей недисциплинированности, в наказание он отрезал себе веки, чтобы никогда больше не поддаваться сладкому соблазну сна. К его удивлению, на том месте, куда упали его веки, выросло растение, листья которого обладали свойством, помогающим оставаться бодрым и не засыпать. Таким образом, на свет появился чайный куст. Считается, что именно поэтому сухие чайные листья так напоминают увядшие веки.

5. Шаолиньский вервольфСогласно легенде, во второй половине 19-го века жил человек по имени Тай Джин, которого прозвали Шаолиньским оборотнем. Джин страдал гипертрихозом и был известен на всю округу благодаря своему покрытому волосами телу, но не только это придало ему такую известность – он быллучшим бойцомво всем Китае. Шаолиньский обротень родился в суеверной китайской семье, где его посчитали демоном. Полагая, что он навлечет на семью несчастья, мальчика завернули в пеленки и оставили умирать в ближайшем лесу. К счастью, проходящие в то время мимо монахи Шаолиня услышали крики мальчика и сжалились над ним, забрав с собой в храм Шаолинь, расположенный в провинции Фуцзянь. Монахи пытались найти семью, готовую усыновить Тай Джина, но никто не желал брать покрытого волосами ребенка. В конце концов, монахам ничего не осталось, как вырастить мальчика самим. В храме мальчик учился боевым искусствам у монахов, и в отличие от других, посвящающих всю жизнь лишь одному виду единоборств, мальчик решил выучить их все. Говорят, что мальчик освоил более 200 приемов «пустой руки» и мог использовать в бою более сотни видов оружия. Более того, он обучился печально известному приему Дим Мак под названием «смертельное прикосновение». Кроме того, многие считают, что Тай Джин обладал сверхчеловеческими органами чувств. Широко известна история, рассказывающая следующее: когда Джин пошел на встречу с 12-ю мастерами Шаолиня, вместо положенного приветствия, мальчик метнул нож в крышу. К удивлению и шоку всех присутствующих, сверху упал прятавшийся на крыше убийца. Кинжал торчал из его груди. Когда Джина спросили, как он узнал, что там был убийца, мальчик ответил, что когда он вошел в комнату, он услышал дыхание 13 человек, а не 12. К сожалению, не сохранилось никаких официальных свидетельств того, что Тай Джин был связан с Шаолинем и что он вообще существовал. В любом случае, эта легенда продолжает вдохновлять мастеров боевых искусств и по сей день.

4. Божество ШаолиняБогоподобное существо, которое монахи Шаолиня особенно уважают и почитают как покровителя и святого, чаще всего упоминается под именем Бодхисаттва Ваджрапани. Как и христианские святые, Ваджрапани окружена множеством странных легенд. Одна из самых странных историй, связанных с Ваджрапани рассказывает о том, как она спасла молодого монаха от хулиганов. Давным-давно, почти сразу после основания Шаолиня, жил неподалеку от него монах по имени Шенчу, который постоянно страдал из-за издевательств со стороны своих товарищей-монахов. Устав от этого, он принялся просить о божественной помощи, которая прекратила бы его мучения. Для этого он отправился в храм, где находилась статуя Ваджрапани, и принялся ей молиться. Он молился шесть дней и шесть ночей, без еды, которая могла бы утолить его голод и без воды, которая могла бы утолить его жажду. На шестую ночь перед ним предстала дева. Громовым голосом она вопросила монаха, готов ли он стать сильнее. Когда Шенчу нетерпеливо кивнул головой, Ваджрапани поднесла ему огромную миску, наполненную дымящимся мясом, и приказала съесть его. Шенчу пришел в ужас, поскольку монашество подразумевало отказ от всякого мяса. Раздраженная реакцией монаха, Ваджрапани достала его нож и угрожая им заставила монаха открыть рот и затолкала в него мясо. Шенчу попытался выплюнуть мясо, но Ваджрапани пригрозила ему побоями, если он не начнет сотрудничать. Придя от одной лишь мысли об этом в ужас, Шенчу наконец-то проглотил мясо. По возвращении в монастырь, Шенчу подошел к задиравшим его монахам. Ко всеобщему удивлению, он показал впечатляющую силу и физические навыки, с легкостью победив всех. Его новые способности были настолько удивительны, что, рассказывают, он был способен бегать по стенам, прыгать на высоту в несколько этажей и с легкостью поднимать огромные предметы. Излишне добавлять, что с этого дня издевательства прекратились, а все благодаря Ваджрапани и огромной миске мяса.

3. Шаолинь против японских пиратовПо мере развития своих боевых навыков, монахи Шаолиня часто участвовали в сражениях за Китай. Одна из самых значимых угроз стабильности экономики страны возникла со стороны моря в лице свирепых Вокоу, «карликовых пиратов» из Японии. В начале 16-го века прибрежные города Китая постоянно подвергались грабежам со стороны этих пиратов. Торговля была сильно затруднена, и люди бежали с побережья в массовом порядке. Последней каплей стало нападение Вокоу в 1553 году на портовый город Ханчжоу. Сотни погибли, тысячи остались без крова, множество зданий было разрушено, весь город был разграблен до нитки. Тогда по королевскому приказу 120 элитных монахов-воинов были направлены на уничтожение угрозы в лице пиратов. Руководили этим походом генералы Шаолиня по имени Тяньчжен и Тяньчи. Монахи искали пиратов, чтобы уничтожить их, но это было не так-то просто, как им казалось. В трех из четырех сражений монахам не удалось ничего сделать, лишь во времяпоследней битвымонахам удалось одержать победу и разбить врага. Во время этого похода монахи показали себя с довольно жестокой стороны, убивая каждого пирата, который попадался на их пути. Один из монахов даже воспользовался железным посохом, чтобы убить жену пирата, за то что тот попытался сбежать.

2. Jieba Любители фильмов о кунг-фу с участием монахов Шаолиня, возможно, заметили, что тех часто изображают с девятью круглыми точками на лбу (по три точки в ряду). Этот рисунок известен, как Jieba – священная метка, нанесенная на монаха его наставником, и означает, что монах закончил свое обучение. Эта метка обладает важным значением в мире Шаолиня. Каждая точка означает одно из фундаментальных правил поведения, которым должен следовать каждый монах. К сожалению, вплоть до недавних пор эта метка была запрещена. Процесс нанесения метки представляет собой целую церемонию, которая включает в себя целый месяц интенсивной медитации и физической подготовки. В кульминационный момент на голову монаху прикрепляют девять палочек с благовониями, которые затем поджигают и ожидают, пока те не сожгут кожу вокруг себя. В 2007 году правительство Китая частично отменило запрет на проведение этой церемонии, позволив монахам возродить древнюю традицию. Всего лишь сотня монахов была признана физически и морально готовой перенести эту процедуру, и только 43 из них удалось пройти через нее. На сегодняшний день в мире есть лишь один житель запада, получивший эту метку – это Франко Тестини, также известный, как Ши Янь Фан. Это монах итальянского происхождения, который в настоящее время управляет небольшим храмом в Калифорнии.

1. Звездные Войны и Шаолинь По словам самого Джорджа Лукаса, монахи Шаолиня были ключевыми фигурами, вдохновившими его на создание персонажей рыцарей-джедаев. Все фильмы из серииЗвездных войнцеликом и полностью обязаны своим появлением настоящим монахам Шаолиня. Концепция всеохватывающей «Силы», находящейся в каждом живом существе, сопоставима с понятием «Чи» в Шаолине. Легендарные монахи Шаолиня черпали свою сверхчеловеческую силу в контроле и манипуляциях с Чи, так же, как и джедаи черпали энергию в Силе. Используемый джедаями стиль драки на световых мечах очень похож на акробатические приемы, используемые монахами в драках с применением обоюдоострых мечей и посохов. Даже вера джедаев в полу-пацифизм (применяя силу лишь, когда в этом есть острая необходимость) и воздержание от земных благ и удовольствий зеркально отражает основные идеи буддизма. Кроме того, нельзя не заметить сильное сходство между предысторией ордена джедаев и историю становления монастыря Шаолинь, а борьба за власть между орденом джедаев и императором Палпатином напоминает конфликт монахов Шаолиня с императором династии Цин. В фильме «Месть ситхов», Палпатин приказывает Анакину Скайуокеру напасть на Храм джедаев и убить всех детей, что обучаются там. Шаолинь испытал схожую судьбу, когда император Цин приказал уничтожить храм и перерезать всех его жителей, включая и детей.

Узнайте, историю Шаолиня, распорядок дня монахов, как они тренируются и почему много времени отдают медитации.

Краткая история создания монастыря Шаолинь

В последний день марта 495 года на горе Шао-ши был построен новый монастырь, который впоследствии получил название Шаолинь. Согласно преданиям, его основателем стал монах из Индии - Бато. Следует заметить, что всего существовало десять храмов, которые носили название Шаолинь. Сейчас мы говорим о том, который сохранился до наших дней - Северный храм Суншань Шаолиньсы.

В момент создания этой духовной обители, Китай переживал времен «Троецарствия» и был разделен на три части. Каждая правящая династия хотела руководить страной единовластно, и это приводило к неутихающим войнам. Вполне очевидно, что в подобной ситуации наблюдалась разруха и храмы, в том числе и Шаолинь, неоднократно подвергались нападениям.

Чтобы это прекратить, в храм были приглашены мастера рукопашного боя Гэнь Сувэй и Хэн Гайчжан. Они начали обучать монахам тактике ведения боевых действий. Кроме этого по их указанию монастырь был превращен в неприступную крепость. Обитатели монастыря оказались хорошими учениками и в результате смогли успешно противостоять нападениям разбойников и отрядам противоборствующих группировок.

Когда междоусобные войны были завершены, а власть в поднебесной централизована, император быстро обратил внимание на Шаолинь. Во время первого посещения он остался впечатлен увиденным и высоко оценил духовность монахов. А вот боевые навыки обитателей храма вызвали у императора гнев и по его распоряжению недалеко от Шаолиня начали создавать военный гарнизон.

В результате монахи отказались от изучения боевых искусств, ведь императорская армия охраняла их обитель. В результате, на протяжении века ушу в монастыре не преподавалось. Возрождение боевой славы шаолиньцев началось после появления в храме 28-го патриарха Бодхидхармы. Этот человек завоевал любовь самого императора, и по его просьбе было получено разрешение возобновить тренировки.

С этого момента тренировки монахов Шаолиня состояли из двух этапов - познание пути и практическая медитация. Однако очень быстро стало понятно, что монахи не обладают достаточнойфизической подготовкойи это мешает им достичь полного просветления посредствам медитации. Чтобы исправить ситуацию, Бодхидхарма принял решение начать обучать обитателей храма древнемубоевому искусству- «Кулак 18 архатов».

Параллельно монахи практиковали различные системы закаливания и укрепления тела. Вскоре они начали изучать и основы боя сразличными видамиоружия. Мы сейчас рассказали вам об этапе становления храма, который в будущем ждала масса потрясений. Однако сегодня мы говорим не о самой духовной обители, а тренировках монахов Шаолиня.

Распорядок жизни в монастыре Шаолинь

Для большинства людей Шаолинь является обителью лучших воинов Поднебесной. Однако не это было главной целью монахов. Физическое совершенство неотделимо от духовного и для достижения поставленных целей им приходилось терпеть массу невзгод и ограничивать себя во многом. Только так можно добиться духовного просветления.

Традиции храма были заложены при его создании и практически не менялись на протяжении всей его истории. Во всех монастырях Поднебесной день начинался в пять часов утра. На протяжении первых двух часов послушники медитировали. Если же кто-то из них засыпал, то надзиратели били его палками.

Медитацию сменялаутренняя гимнастика, задача которой заключалась в улучшении гибкости. Все обитатели Шаолиня без проблем садились на шпагат. После завершения зарядки, послушники переходили к водным процедурам, используя для этого ближайший горный ручей. Чтобы подготовить мускулы к предстоящим серьезнымфизическим нагрузкам, проводился массаж с использование мазей, изготовленных по особым рецептам. Вы же не думаете, что вся тренировка монахов Шаолиня состояла только из упражнений на растяжку?

После водных процедур наступало время первой трапезы и последующего изучения древних текстов. Только после этого начиналась основная часть тренировки монахов Шаолиня, во время которой ими изучалось мастерство боя. По завершении занятия послушники обедали, а затем в их распоряжении был час свободного времени. Вечером тренинг возобновлялся, и монахи проводили спарринги. Причем схватки проводились в полную силу, а надзиратели внимательно следили, чтобы никто не погиб.

Особенности тренировки монахов Шаолиня

В монастырефизическое развитиепослушников соседствовало с физическими тренировками. Монахи выполняли большое количество упражнений, позволяющих развивать не только мускульную силу, но и сухожильную. Вероятно, у кого-то появился вопрос, почему же они не отличаются мощной мускулатурой? Во многом здесь «виновата» генетика. Большинство жителей Поднебесной являются эктоморфами, и набирать массу им тяжело.

С другой стороны, это и не требуется. Огромные мускулы не всегда являются синонимом большой физической силы. Также свою лепту вносит и питание, ведь послушники Шаолиня - вегетарианцы. Если вы интересуетесь культуризмом, то знаете о роли мяса в наборе массы. Не стоит сбрасывать со счетов и режим дня, о котором мы говорили выше. Постоянные тренировки не способствуют гипертрофии волокон мышц, так как организм не успевает полностью восстановиться. Только в такой ситуации мышцы могут увеличиваться в объёме.

Однако занятия шаолинцев нельзя назвать бесполезными. Наш организм может приспособиться к различным условиям существования. Когда человек проводит ежедневныевысокоинтенсивные тренировки, то и его организм постепенно адаптируется к такому распорядку. Однако все ресурсы направляются не на строительство мускулатуры, а повышение сухожильной силы. Именно в этом и состоит секрет огромной выносливости и физических данных послушников монастыря при отсутствии больших мышц.

Однако одной силы для победы в поединке явно недостаточно. Согласно преданиям, монахов боялись даже тяжеловооруженные воины. Достичь этого позволило искусство рукопашного боя. В духовной обители послушники изучали пять основных стилей Шаолинь цюань:

  1. Стиль тигра - способствует укреплению костных структур и для этого монахам приходилось много времени проводить в низких стойках.
  2. Стиль змеи - обеспечивал максимальную подвижность и гибкость воину, и при этом была возможность в нужный момент проявить все силовые качества.
  3. Стиль журавля - на тренировке монахов Шаолиня использовались статические упражнения, целью которых было укрепление сухожилий.
  4. Стиль леопарда - в природе леопард внешне уступает тигру в силе, но на практике это не так. Именно для увеличения силовых показателей и выполнялись эти упражнения.
  5. Стиль дракона - в китайской мифологии дракону отводится особое место. Как и это сказочное существо, монахи не испытывали страх, что позволяло им в любой ситуации проявлять свои лучшие качества.
Как только послушник достигал определенных успехов в изучении всех этих стилей, он получал звание воина-монаха и соответствующие его уровню подготовки пояс. Здесь вполне уместна аналогия с известной многим системой градации по мастерству в каратэ. По мере прогресса перед каждым послушником открывались новые горизонты для совершенствования. В результате мастера Шаолиня владели 170 техниками боя.

Когда послушник переходил в категорию воинов, то его тренировки проходили в специальном зале, а преподавателями становились лучшие мастера. Занятия здесь носили совершенно иной характер, хотя и тренировки монахов Шаолиня первого уровня нельзя назвать легкими.

Тренинг послушников монастыря не сводился только к освоению навыков рукопашного боя и умению владеть любым видом оружия. Они также изучали медицину и искусство воздействия наболевые точки. В определенный момент, обучения заканчивалось и монаху требовалось сдать своеобразный выпускной экзамен. После этого он получал звание «старейшина».

Философия Шаолиня

Для современного человека Шаолинь в первую очередь ассоциируется с боевым искусством. Однако в первую очередь храм является духовной обителью. Следует признать, что по многим пунктам философия монастыря напоминает йогу. Предлагаем вам познакомиться с девятью испытаниями Люй Дунбиня:
  1. После возвращения из очередного путешествия Люй Дунбинь с прискорбием обнаружил, что все его домочадцы умерли от серьёзного недуга. Однако он смог стойко перенести эти тяготы и после похорон родственников, продолжил тренировки.
  2. Когда Люй Дунбинь работал на рынке продавцом, он обнаружил, что клиент не отдал ему всю сумму. Однако он не проявил никаких эмоций, чтобы не нарушить равновесие своей жизни.
  3. Во время встречи Нового Года на улице ему встретился нищий. Люй Дунбинь предложил ему деньги и пищу. Однако в ответ он не услышал слов благодарности, а только проклятья. Но вывести Дунбинь из равновесия невозможно и он с улыбкой принес извинения и удалился.
  4. Однажды он пас овец в горах и благодаря высокой концентрации смог защитить стадо от волков. В результате Люй Дунбинь смог избежать ненужных расходов по возмещению стоимости животных своему нанимателю.
  5. Во время медитации в горах Люй Дунбинь встретилкрасивую девушку, которая на протяжениитрёх днейбезуспешно пыталась отвлечь его от практики.
  6. Когда Люй Дунбинь приобрел проволоку для починки забора, вернувшись с рынка домой, он с удивлением обнаружил, что она изготовлена из золота. Люй поспешил к продавцу и поменял товар на нужный.
  7. Находясь на рынке в поисках пищи, Люй Дунбинь заметил даоса, который не хотел внимания и утверждал, что его лепешки отравлены. Люй купил у него одну, и она оказалась восхитительной на вкус.
  8. Во время переправы в лодке через реку, Люй Дунбинь с другими людьми оказался застигнут бурей. Это вызвало серьёзную панику, и только благодаря спокойствию Дунбинь лодка не перевернулась.
В храме существовал ряд внутренних запретов:
  • Всеми силами избегай лени и нерадивости.
  • Зависть мешает развитию внутренней энергии ци.
  • Гнев вредит сердцу.
  • Не увлекайся женщинами и вином.
  • Пройди все уровни обучения.
История храма полна загадок и при этом весьма увлекательна. В определенные времена Шаолинь представлял собой грозную силу, ведь послушники были практически непобедимы. Они часто принимали участие в кровавых междоусобных войнах. Однако затем храм стал сердцем духовности всей Поднебесной и посторонние не моги изучать боевое искусство.

Тренировки монахов Шаолинь в видео ниже:

Шаолинь – это, пожалуй, самый известный в мире буддийский монастырь, расположенный на горе Суншань в Центральной части Китая и окутанный огромным количеством легенд. Все свободное от медитации время монахи Шаолиня тратили на развитие силы и выносливости и изучение боевых искусств. В VII веке они помогли императору Ли Шиминю удержаться на престоле, благодаря чему Шаолинь стал самым прославленным и уважаемым монастырем в Азии, а монахов боялись даже профессиональные воины.

Распорядок дня

Как и во всех монастырях, день в Шаолине начинался рано – в 5 утра. Первые два часа после подъема послушники тратили на медитацию. Надзиратели следили за каждым учеником и били их палками, если те засыпали.

После медитации следовала утренняя гимнастика, направленная на улучшение гибкости. Каждый монах должен был свободно садиться на шпагат, для этого растяжкой занимались с самого детства. Заканчивалась утренняя гимнастика купанием в горном ручье и массажем с применением специальных мазей из трав, который готовил мышцы к последующей тяжелой нагрузке.

Затем следовал завтрак и изучение священных текстов, после чего монахи отправлялись на основную тренировку. Первая ее половина отдавалась упражнениям, развивающим силу и выносливость мышц, вторая часть тренировки посвящалась занятиям боевыми искусствами. После тренировки монахи отправлялись на обед, за которым следовал час свободного времени.

Вечерние тренировки состояли из спаррингов, во время которых монахи отрабатывали изученные приемы уже на живом сопернике. Спарринги были как кулачными, так и с различными видами оружия. Драться монахи обязаны были в полную силу, а надзиратели следили за тем, чтобы бойцы не переубивали друг друга.

Стили ведения боя

Новички изучали и отрабатывали 5 основных стилей искусства ведения боя.

Стиль Тигра подразумевал укрепление костей – монахи подолгу стояли в низких стойках, чтобы приспособить кости, суставы и связки к нагрузкам.

Стиль Змеи подразумевал максимальную подвижность и гибкость, сочетающуюся с умением мгновенно проявить силу. «Даже самая лучшая сталь может быть использована как веревка, которая обвязана вокруг столба», — говорили мастера, характеризуя стиль Змеи.

Стиль Журавля отрабатывался статическими упражнениями, направленными на укрепление сухожилий.

Стиль Леопарда – это развитие силы. Леопард выглядит менее внушительным и страшным, чем тигр, но на самом деле он гораздо сильнее.

Стиль Дракона – это тренировки, направленные на формирование силы духа. Дракон лишен чувства страха и потому в любой ситуации действует легко и непринужденно.

Особые техники

Помимо общих физических упражнений и практики в боевых искусствах, монахи изучали специальные техники, разработанные непосредственно в стенах Шаолиня.

«18 рук Архатов»

Самой первой и важной техникой Шаолиня был комплекс «18 рук Архатов» или «18 приемов Архата». Архат – это последователь Будды, достигший наивысшей ступени просветления. Комплекс включал в себя отработку ударов кулаками, ладонями, подсечек и невысоких ударов ногами, а также несколько вариантов захвата и освобождения от него.

«Искусство пальца»

Техника, позволяющая одним пальцем пробивать любую преграду, практиковалась новичками изо дня в день на протяжении трех лет. Сначала монахи наносят удары пальцем в пшено, затем в песок и гравий. Когда пальцы приспособятся, мягкая преграда заменяется на железные опилки. По ним нужно нанести 9 тысяч ударов.Ежедневные тренировкив итоге приводят к тому, что на пальце образуется мозоль, а нервные окончания атрофируются, и удары становятся безболезненными для монаха, но убийственными для его противника.

«108 манекенов»

Специальная тренировка, на которой монахи готовятся к заключительному испытанию, после которого они переходят из послушников в мастера. Чтобы пройти экзамен, монаху нужно преодолеть темный коридор со 108 манекенами, которые специальными механизмами приводятся в движение и наносят удары, от которых необходимо либо уклоняться, либо парировать их. Чтобы стать мастером, монах должен был пройти 108 манекенов, не дав сбить себя с ног.

Выносливость, а не масса

Несмотря наусиленные тренировки, монахи Шаолиня не обладают внушительноймышечной массой, напротив, выглядят очень щуплыми. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, азиаты в большинстве своем склонны к худобе, то есть по типу телосложения они эктоморфы и с большим трудом набирают килограммы. Во-вторых, монахи питаются только пищей растительного происхождения, им запрещено есть мясо и рыбу, которые являются необходимыми слагаемыми больших мышц. В-третьих, тренировки трижды в день не дают мышцам восстановиться, а отдых является одним из обязательных слагаемых успеха в наборе массы.

Хотя отсутствие отдыха не дает развивать мускулатуру, оно позволяет совершенствовать другой, более необходимый монахам показатель – выносливость. Большие мышцы – это красиво, но непрактично для ведения боя, ведь они уменьшают подвижность и отнимают больше энергии. Выносливость и сила – вот то, что поистине важно для воина.

искусство Шаолиня

Альтернативные описания

Вид борьбы с характерными очень низкими ударами ногами на уровне колена

Вид восточного единоборства

Китайская гимнастика, искусство

Традиционная китайская система совершенствования личности, включающая физич. упражнения и приемы боя с оружием и без него

Традиционный китайский вид спорта

Система самосовершенствования человека, включающая его оздоровление и самозащиту

Боевая зарядка китайцев

Воинское искусство Китая

Китайская гимнастика

Именно его «внешние» стили базируются на развитиифизических качеств, а «внутренние» - на выжидании и использовании жизненной силы ци

Это китайское слово состоит из двух иероглифов, и традиционно переводится как «воинское искусство»

Традиционная китайская система совершенствования личности, включающаяфизические упражненияи приемы боя с оружием и без него

Китайская борьба

Китайский вид спорта

Восточное единоборство

Гимнастика монахов Шаолиня

Гимнастика

Религиозно-боевое китайское искусство

Разминка по-китайски

Зарядка китайцев

Гимнастика из Поднебесной

У японца айкидо, а что у китайца?

Китайский аналог японского айкидо

Единоборство

Утрення зарядка родом из Китая

Дисциплина в Шаолине

Китайское боевое искусство

Борьба из Китая

Гимнастика китайца

Утренняя зарядка родом из Китая

Китайские воинские искусства

Традиционные китайские воинские искусства

Добавить комментарий