Особенности движения туристов лыжников. Организация и проведение лыжного похода

Особенности движения туристов лыжников. Организация и проведение лыжного похода
  • 3.2. Организационно-управленческая система туризма
  • Вопросы к главе
  • Глава 4. Характеристика спортивного туризма как вида спорта
  • 4.1. Содержание соревновательной деятельности и нагрузочные характеристики спортивного туризма
  • 4.2. Методические основы категорирования туристских маршрутов и основные положения разрядных нормативов по спортивному туризму
  • Глава 5. Организация спортивных туристских походов
  • 5.1. Схема организации спортивного похода
  • 5.2. Личное снаряжение
  • 5.3. Групповое снаряжение
  • 5.4. Аптечка туриста: первая помощь
  • 5.5. Организация питания
  • Энергетическая ценность некоторых продуктов
  • Типовая походная раскладка продуктов
  • 5.6. Возможности пополнения продуктов за счет «даров природы»
  • Глава 6. Организация подготовки туристов-спортсменов
  • 6.1. Основные задачи, принципы и методы спортивно-туристской подготовки
  • 6.2. Содержание спортивно-туристской подготовки
  • Вопросы к главе
  • Глава 7. Организация врачебно-педагогического контроля туристов Общие положения
  • Глава 8. Расчетные методы в организации спортивно-оздоровительного туризма
  • 8.1. Модельные характеристики спортивных туристских походов
  • 8.2. Расчетный метод определения механической работы
  • 8.3. Расчетный метод определения скорости передвижения
  • 8.4. Прогнозирование рекреационной направленности туристских классифицированных походов
  • 8.5. Вероятностный подход к оценке безопасности человека в природных условиях
  • 8.6. Расчет показателей состояния развития спортивного туризма
  • 8.7. Расчет себестоимости, цены и прибыли спортивного туристского похода.
  • Вопросы к главе
  • Глава 9. Основы организации обеспечения безопасности в спортивном туризме
  • 9.1.Основные положения системы обеспечения безопасности
  • 9.2. Обеспечение безопасности человека в природных условиях
  • Вопросы к главе
  • Глава 10. Топография и ориентирование в туризме Общие положения
  • 10.1. Основы топографии и ориентирование на местности
  • 10.2. Ориентирование на местности
  • Слышимость звуков на ровной местности
  • Расстояния различимости предметов на местности
  • Некоторые геометрические размеры тела человека и предметов
  • 10.3. Ориентирование на местности с помощью приборов спутниковой навигации
  • 10.4. Особенности ориентирования в различных видах путешествий
  • 10.5. Спортивное ориентирование
  • Вопросы к главе
  • Глава 11. Водный туризм Общие положения
  • 11.1. Основные препятствия водных туристских маршрутов
  • 11.2. Снаряжение для водных спортивных походов.
  • 11.3. Тактика и техника водного туризма
  • 11.4. Техника преодоления типичных препятствий
  • 11.5. Особенности обеспечения безопасности в водных походах.
  • Вопросы к главе
  • Глава 12. Лыжный туризм Общие положения
  • 12.1. Основные препятствия и опасности лыжных туристских маршрутов.
  • 12.2. Снаряжение для лыжных спортивных походов.
  • 12.3. Техника лыжного туризма.
  • 12.4. Тактика лыжных спортивных путешествий.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме
  • 12.6. Оказание медицинской помощи
  • Вопросы к главе
  • Глава 13. Горный туризм Общие положения
  • 13.1. Препятствия горных туристских маршрутов
  • 13.2. Снаряжение для горного путешествия
  • Личное снаряжение, обувь, одежда.
  • Специальный инвентарь и приспособления.
  • 13.3. Техника горного туризма Техника преодоления травянистых склонов
  • Техника преодоления осыпей
  • 13.4. Тактика горного путешествия
  • 13.5. Особенности обеспечения безопасности в горном туризме
  • Вопросы к главе
  • Иллюстрации
  • Глава 14. Пешеходный туризм Общие положения
  • 14.1. Основные препятствия пешеходных туристских маршрутов Болота
  • Проходимость болот (по с. Э. Некляеву, 2004)
  • Пустыня
  • Переправы
  • Методика категорирования пешеходного маршрута
  • Баллы за локальные препятствия (лп)
  • Баллы за протяженные участки (пп)
  • 14.2. Снаряжение для занятий пешеходным туризмом
  • Личное снаряжение в пешем путешествии
  • Особенности группового снаряжения
  • 14.3. Техника и тактика пешеходного туризма
  • Тактика прохождения пешеходного маршрута.
  • 14.4. Особенности обеспечения безопасности в пешеходном туризме
  • Обеспечение безопасности при укусах ядовитых змей и насекомых
  • Вопросы к главе
  • Глава 15. Спелеотуризм Общие положения
  • 15.1. Основные препятствия спелеотуристских походов
  • 15.2. Снаряжение для спелеотуризма
  • 15.3. Техника и тактика спелеотуризма.
  • 15.4. Особенности обеспечения безопасности в спелеотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 16. Велотуризм Общие положения.
  • 16.1. Основные препятствия велосипедных походов.
  • Минимальное количество протяженных препятствий на маршруте
  • Локальные препятствия
  • 16.2. Снаряжение для велотуризма
  • 16.3. Техника велотуризма (по а. А. Булгакову, 1984).
  • 16.4. Тактика велопохода
  • 16.5. Особенности обеспечения безопасности в велотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 17. Парусный туризм Общие положения (по материалам е. Антонова, 2002)
  • 17.1. Основные препятствия и опасности парусных туристских маршрутов
  • 17.2. Снаряжение для занятий парусным туризмом.
  • 17.3. Техника парусного туризма.
  • 17.4. Стратегия и тактика путешествия под парусом.
  • 17.5. Особенности обеспечения безопасности
  • Вопросы к главе
  • Глава 18. Конный туризм Общие положения
  • 18.1. Основные препятствия конных туристских маршрутов.
  • Локальные препятствия:
  • 18.2. Туристу о лошади.
  • 18.3. Снаряжение для занятий конным туризмом.
  • 18.4. Техника конного туризма
  • 18.5. Особенности обеспечения безопасности в конном туризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 19. Автомототуризм Общие положения
  • 19.1. Основные препятствия автомототуризма.
  • 19.2. Снаряжение для автомототуризма.
  • 19.3. Тактика и техника автомототуризма
  • 19.4. Безопасность автомотопоходов.
  • Вопросы к главе
  • Приложение 1
  • Дополнение к нормам, требованиям и условиям их выполнения по виду спорта «спортивный туризм»
  • Условия выполнения норм
  • Приложение 2 Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме

    Однойиз самых распространенных причинтравмирования в зимнем туризме является падение при спуске на лыжах. Общейрекомендацией для исключения подобныхтравм является запрещение спуска налыжах с незнакомых склонов, особенно сгрузом, который значительно снижаетустойчивость лыжника. Следуетпридерживаться на спусках небольшойскорости, при которой турист можетвладеть лыжами. Скорости «гасят» вэкстренных случаях технически правильновыполненным падением. Технику внезапныхостановок на спусках, включая падения,необходимо освоить на тренировочныхвыходах до похода.

    Правильноевыполнение приема внезапной остановкипадением заключается в том, что туристдолжен резко перейти из положения стояв сидячее и затем падать назад вбок отлыж. При этом лыжи сами развернутсяпоперек движения и помогут торможению.Приседать и падать надо мимо лыж, иначеможно легко превратиться в нагруженныенеуправляемые санки.

    Впоходах следует запрещать свободноекатание со склонов во время отдыха, таккак травма или поломка лыж может поставитьгруппу в тяжелое положение.

    Дляобеспечения безопасности при прохождениилавиноопасного склона направлениедвижения следует выбирать под защитойпрепятствий на пути возможной лавины(участки камней, выступающих из-подснега, кусты и деревья). Также можнодвигаться по выположенным участкамвыше перегибов, уступам склонов,контрфорсам, каменистым и заснеженнымгребням, даже если это удлинит путь ипотребует нежелательного набора высоты(рис. 12.26). Заснеженные склоны следуетпроходить выше линии основного снегосбора, склон с твердым слоем снега – в верхней,а с рыхлым – в нижней выположеннойчасти; по наветренному и теневому склонудвижение безопаснее, чем по подветренномуи солнечному.

    Передначалом преодоления склона руководительдолжен организовать движение и настойчиводобиваться выполнения намеченногоплана.

    Вначале необходимо выставить на безопасноеместо схорошим обзоромпреодолеваемогоотрезка наблюдателя и установитьсигнал предупреждения о лавине.Наблюдатель смотрит за движением ификсирует в случае схода лавины местоисчезновения участника (рис. 12.27).

    Важнопроверить состояние снега на путиследования: первый турист, застрахованныйс помощью основной веревки, проверяет,не дает ли снег осадки, не происходитли его сползание. При неустойчивомсостоянии снежного покрова надонемедленно отказаться от избранногопути.

    Преждечем начать движение, каждый обязанзастегнуть капюшон, заправить штормовкув брюки, вынуть руки из темляков лыжныхпалок, ослабить плечевые ремни рюкзака,лыжные крепления, распустить лавиннуюленту. Руководитель еще раз напоминаетпорядок действий в случае схода лавины,а также путь, по которому целесообразноскатываться, и местные предметы, закоторыми можно укрыться от нее.

    Придвижении участники должны соблюдатьустановленную дистанцию (не менее100 м), идти след в след впереди идущего,не кричать, не делать резких движенийи без необходимости не останавливаться.

    Мерысамостраховки туриста при траверсировании,подъеме или спуске «лесенкой»заключаются в постоянной готовноституриста к самозадержанию в случае потериравновесия. Для этого используютледорубы, лыжные палки, обращенныештычками к склону. Для увеличениясцепления со снегом, фирном, льдомиспользуют «кошки», а также репшнур,многократно обмотанный вокруг лыжи укрепления. Последний способ считаетсяаварийным, когда торможение необходимо,а другого снаряжения нет. Репшнур иливеревка делают лыжника неустойчивым,при этом возникает риск потянутьголеностоп. Кроме того, шнур истираетсяи не годится в дальнейшем для страховочныхработ.

    Рис.12.27. Зона возможного нахождения участника; попавшего в лавину. Положение: 1 - группы; 2 - наблюдателя; 3 - участника в момент схода лавины; 4 - то исчезновения участника; 5 - зона поиска; 6 - знаки маркировки зоны поиска; 7- направления выката участников, зондирующих склон при повторном сходе лавины.

    При движении по узким каньонам следует наблюдать за снежными надувами,карнизами, ледовыми стенами и наплывами,отмечая и обходя места со следами обваловснега и льда. По особо опасным участкампроходят по одному в ускоренном темпе.Прохождение таких мест нужно планироватьна время с устойчивой морозной погодой.Запрещается движение по узким каньонамс нависающими козырьками во время илисразу после снегопада или сильнойметели, в условиях плохой видимости илипри раскисающем снеге. В этих условияхнеобходимо найти другой, безопасныйвариант пути или дождаться устойчивогосостояния снежного покрова.

    Движениепо плато с обрывами и каньонами следуетпланировать только при хорошей погоде,когда эти потенциально опасные участкихорошо просматриваются. При резкомухудшении погоды на этапе подъема кплато необходимо немедленно вернутьсявниз в безопасную зону, при нахождениина плато – движение прекратить и быстроорганизовать бивак с защитой палаткиот ветра. В случаях крайней необходимостидопускается продолжение движения вусловиях пониженной видимости.

    Приэтом группа должна двигаться компактнымколлективом, по одной лыжне. Необходимоорганизовать передовую двойку-связкудля страховки на случай срыва с карнизаили вертикального обрыва. В такихусловиях запрещается самостоятельное,отдельно от группы, движение участниковс целью поиска рационального пути илиудобного места спуска. Руководительобязан двигаться в основной группе,чтобы в случае срыва туристов распорядитьсядействиями оставшихся.

    Придвижении по руслам рек и водоемов соблюдают дистанцию между участниками,равную 20-25м, чтобы не проломить участкитакого льда, а также внимательно следятза характером льда и изгибами реки,избегая мест с быстрым течением. Особаяосторожность необходима при движенииу скал, камней, резких поворотов рек.Если река принимает характер каньона,лучше покинуть русло и выбрать инойпуть.

    Движениепо таким участкам допускается тольков крайних случаях при соблюдении всехколлективных и индивидуальных мерпредосторожности. Следует остерегатьсяповерхностных незамерзающих вод, таккак при морозе намокание ног можетпривести к обморожению. Кроме того, наскользящую поверхность нарастет лед,что затормозит движение группы. Еслиучастник в морозную погоду промочилноги (проломил лед, попал в глубокиеповерхностные воды), нужно срочно сменитьноски, а ботинки протереть изнутри сухимснаряжением. Если турист провалилсяпод лед, нужно, не теряя самообладания,попытаться вползти на крепкий егоучасток или удержаться за край доорганизации помощи. При сильном течениии большой глубине нужно сбросить рюкзаки попытаться освободиться от лыж.

    Дляоказания помощи провалившемуся, следует как можно быстрее достать илиизготовить подручные спасательныесредства. К таким средствам относитсяверевка, которую при выходе группы нареку укладывают сверху, положив ее подклапан. Она должна находиться у замыкающего– он быстрее, чем передние, увидитпроисшествие и окажет помощь. Подручнымсредством могут быть и соединенныелыжные палки. Спасательное средствонужно протянуть пострадавшему изположения «лежа», стараясь при этомнаходиться как можно дальше от опасногоучастка. Вытаскивающему нужно закрепиться(зацепиться) на льду, так как пострадавшийможет притянуть к себе спасателя.Вылезать из пролома следует в положении«лежа», не вставая на колени. При первойвозможности нужно освободиться отрюкзака, навалив его на край пролома.Это поможет снизить удельное давлениена краевой участок льда.

    Вытащивпострадавшего, быстро организуют бивак(разводят костер или зажигают все примусыв палатке), переодевают в запаснойкомплект одежды и согревают чаем илидругими согревающими средствами. Припереодевании полезно растереться сухойшерстяной одеждой, а затем интенсивнопомахать руками и ногами или побегать.

    Припрохождении незамерзшей реки следуетвначале поискать выше или ниже по течениюзамерзший участок, искусственный илиснежный мост. Такие участки проходятпо одному со страховкой с берега, приэтом первый участник – разведчик идетбез груза. Пересекать ненадежные ледовыеучастки и снежные мосты на реках нужнона лыжах для снижения удельного давленияна снег или лед. Если таких участковпоблизости нет, переправу организуюттак же, как и в летних условиях.

    Вначалевыбирают участок реки, где она на взгляддостаточно мелкая, а ниже по течениюнет выступающих камней, кустарника,плавника, застрявших льдин, за которыеможет зацепиться страхующая веревка.Выбрав место переправы, организуютпереход первого туриста. Он должен снятьботинки, оставшись в толстых носках,приготовить запасную одежду: брюки,носки, закрепить лыжи под клапаномрюкзака. При переходе удобно пользоватьсясдвоенными лыжными палками в качестведополнительной опоры. Перейдя реку,участник должен быстро переодеться,развести костёр, а затем закрепитьверевку для переправы остальных. Вглухих таежных районах допускаетсяпереправа по клади (по поваленномупоперек русла дереву).

    Профилактика против переохлажденияи отморожения предусматривает комплексмер, включающий правильный выборснаряжения, умелую тактику передвиженияи регулярный контроль состоянияучастников на марше. Количество надетогона участнике теплоизоляционногоснаряжения должно соответствоватьтемпу движения и охлаждающему воздействиюсреды. Нужно стремиться, чтобы организмвсегда находился в оптимальныхтемпературных условиях. Поэтому в началедвижения следует надеть дополнительнуюодежду (пуховую или ватную куртку,свитер), а спустя 10-30 мин., когда организмразогреется движением, часть снаряженияможно снять. При сильных ветрах, которые«продувают насквозь», полезно надеватьветрозащитные куртки и брюки (иликомбинезон). Они не должны стеснятьдвижений и быть, по возможности, легкими.Наиболее практичным материалом дляизготовления такого снаряжения являютсяколандрированный капрон, болонья,легкий, но плотный брезент.

    Наостановках следует надевать дополнительноеснаряжение, чтобы не дать организмуостыть.

    Приочень сильных ветрах и низкой температуревоздуха нужно защитить пах. Для этогопод ветрозащитные брюки помещают кускимеха, запасные варежки или простополиэтиленовый пакет.

    Влияниетактики движения на профилактикупереохлаждения заключается в правильномвыборе темпа движения, регламентаостановок и дистанции между участниками.Следует периодически осматриватьоткрытые части тела, что поможет избежатьотморожения. Даже при незначительнойпотери чувствительности пальцев ног ирук, являющейся признаком началаотморожения, рекомендуется остановитьсяи оттереть или отогреть замерзшие частитела на животе, под мышками.

    Нерекомендуется обертывать ноги бумагой:она перетирается, скатывается в комки,что вызывает натирание и способствуетотморожениям. Следует также отказатьсяот смазывания ног жировыми составами,поскольку они препятствуют испарениюпота и увеличивают влажность кожи.Отогреть ноги можно энергичными махамидо появления боли и чувствительностив пальцах. Если это не помогает, нужноснять ботинки, носки и растереть ноги(обе одновременно) сухим материалом (неснегом!). Применяют также согреваниеног на животе товарища и в теплой ванне.После согревания отмороженного участкав течение получаса его следует забинтоватьи максимально утеплить.

    Надопомнить, что каждый участник должен прималейшей потере чувствительности частитела сказать об этом руководителю илитоварищу и принять меры к немедленномуотогреванию. Ложный стыд или пренебрежениемогут не только привести пострадавшегок тяжелым последствиям, но и поставитьгруппу в критическое положение, сорватьпоход. Чтобы избежать общего переохлажденияорганизма (например, при длительномнахождении в лавине или вне группы внедостаточнотеплой одежде) следуетбыстро организовать бивак, поставитьпалатку, раздеть пострадавшего иприменить растирание и массаж.

    Вопрос открыт 19.11.2017 в 17:18

    Если Вы собрались в лыжный поход, то помните, что Вас ждут снег и низкие температура воздуха. Поэтому снаряжение должно обеспечить Вам тепло и защиту от переохлаждения

    Подготовка к лыжному походу

    Обязательно возьмите с собой 1-3 пары валенок в зависимости от количества человек в группе. Валенки понадобятся для кухонных и костровых работ на привале, а также как запасная обувь на случай порчилыжных ботинок. Их размер должен рассчитан на самую большую ногу в группе.

    Имейте набор лыжных смазок, парафина для всех видов зимней погоды (в том числе, и для оттепели), пробки для их растирания, жировую смазку для пропитки обуви и запасные крепления. Также рекомендуется брать с собой одну-две запасные лыжи Перед походом рюкзак, палатку, одежду, обувь обработайте водоотталкивающими средствами для защиты от грязи и воды. Если маршрут проходит по местам, где много кровососущих насекомых, то пропитайте палатку и одежду репеллентами.

    Обувь пропитывается жировой смазкой и при необходимости растягивается по ноге. Для этого ботинки нужно подержать десять минут в горячей воде (50-55 градусов). Вынув ботинки из воды, в них вкладывают стельки и горячими надевают на ноги (на одну-две пару толстых шерстяных носков). Походив в ботинках час-два их снимают, набивают бумагой и смазывают. Пропитку обуви проводят при небольшом нагревании.

    Для лыжного похода у туристов должно быть следующее:

    Личное снаржение:

    Куртка утепленная синтепоновая (2-х или 3-х слойная)

    Брюки (легкие, непродуваемые, прочные), утепленные штаны.

    Лыжная шапочка

    Подшлемник

    Свитер (шерсть, полар)

    Водолазка или тельняшка (шерстяная) – 2 шт

    Термобелье

    Ботинки туристские (жесткая подошва, носок и пятка, пропитать кремом)

    Шерстяные, хлопчатобумажные носки по 3-4 пары.

    Маска ветрозащитная, носовой платок.

    Лыжные ботинки с войлочными стельками внутри. На два размера больше обычной обуви.

    «Фонарики» для защиты ботинок.

    Перчатки, варежки.

    Термос 0,5-1 литра.

    Туалетные пренадлежности.

    Миску, ложку, кружку (см. «Посуда для похода»).

    Лыжи, палки.

    Рюкзак, спальный мешок (температура «Экстрим» до минус 20-30 градусов).

    Личный ремонтный набор (иголки, нитки).

    Электрический фонарик

    Групповое снаряжение:

    Специальная палатка

    Легкая носимая печь

    Пила, топоры,лопаты, варочная посуда,ведро (или кастрюли), половник, тросик

    Веревки, свечи, спички (в гермоупаковке), сухое горючее.

    Имейте в запасе ремонтные наборы для ремонта поломок!

    Режим дня, специфика движения

    Режим дня лыжника в походе зависит от продолжительности светового дня, морозов и необходимости тратыбольшего количествавремени на разбивку лагеря и утренние сборы (в отличии от пеших походов). При низких температурах рекомендуют выходить на машрут не ранее 9-10 часов утра, а также сокращать малые привалы.

    При движении по готовой лыжне общий темп определяется по скорости наиболее «тихоходного» лыжника. Помните, что следует избегать резких рывков. Периодическое перегревание и охлаждение на морозе опасно для здоровья. А на маршруте не всегда будут условия, чтобы сменить и высушить промокшую от пота одежду. При движении поснежной целинетемп группы определяется скоростью прокладки лыжни. На участках с глубоким снегом и тяжелых рюкзаках применяют поочередное тропление без рюкзаков. А пробив лыжню, турист пропускает группу, возвращается за рюкзаком и нагоняет товарищей.

    Лыжный туризм у нас в стране появился уже давно. Туристами освоены многие районы нашей родины, в том числе и труднодоступные: Приполярный и Полярный Урал, Алтай, Саяны, Ямал, Чукотка, Верхоянский хребет и Становое нагорье, а так же многие другие.

    Лыжные походы совершаются в наиболее суровые времена года – зиму и межсезонье, к которым человек по природе своей приспособлен слабо, и в которые ему придется прикладывать все силы для борьбы за жизнь.

    Усложнение путешествий, расширение их географии в сочетании с непрерывным ростом массовости делают проблему обеспечения безопасности в зимнем туризме исключительно важной и острой.

    Причиной многих травм является нарушение правил безопасности, которые каждый турист должен знать и неукоснительно выполнять. На дальних же маршрутах соблюдение правил безопасности становится жизненно необходимым условием, так как их нарушение может привести к травме или гибели не только пострадавшего, но и всей группы, попавшей в аварийную ситуацию.

    Нередки в практике зимнего туризма потери участников в пургу, попадание в снежные лавины, травмы из-за недостаточного владения техникой передвижения на лыжах с грузом и преодоления естественных препятствий, непрохождение маршрута из-за возникших в группе разногласий.

    Вопросы обеспечения безопасности в зимнем туризме обширны и сложны. Неверно думать, что выполнение простейших правил безопасности на маршруте гарантирует группе его успешное прохождение. Только комплексной изучение и соблюдение всех правил, методов и средств обеспечения безопасности на всех стадиях - от начала подготовки к походу до составления отчета о нем и передачи материалов в туристскую библиотеку - гарантируют успех туристским группам.

    Факторы в лыжных походах, представляющие угрозу для туристов:

    • Климатические условия (зима!), включая лавиноопасность
    • Рельеф местности
    • Антропогенные факторы (опасности, привносимые в Горы человеком)

    Обратимся к статистике:

    Процентное соотношение погибших (1975 – 2004гг):

    • Лавины – 80,2%(89)
    • Замерзание – 10,8%(12)
    • Срыв – 7,2%(8)
    • Болезни – 1,8%(2)
    • н/к – 13,5%(15)
    • I – 9,0%(10)
    • II – 27,9%(31)
    • III – 12,6%(14)
    • IV – 9,9%(11)
    • V – 21,6%(24)
    • VI – 5,4(6)

    Выводы:

    1. Главная опасность в лыжном походе – лавины и факторы, связанные с состоянием/изменением снежного покрова.
    2. Более 2/3 НС случаев происходит по вине человека. Это так называемый антропогенный фактор, или.

    Практические выводы – как уменьшить риск для конкретного участника:

    1. Подготовиться, изучить район и что ожидает на маршруте – как в плане климата (холода, снега,.. .), так и рельефа. Подготовиться психологически и материально.
    2. Знать и понимать стратегию и тактику прохождения маршрута, т.е. что и почему задумал Командиръ? Не стесняться задавать вопросы ДО похода и в подходящие моменты (именно в подходящие моменты – важно!) во время
    3. Досконально знать всё про лавиноопасность вообще и на данном маршруте конкретно. Досконально знать (выучить!) правила поведения в лавинопасном районе.
    4. На маршруте быть адекватным контролировать свои действия, как участника Команды, отвечающего за свою личную безопасность и безопасность товарищей.
    5. «Командир всегда прав» - основополагающий тезис – Командир истина в первой инстанции. Самодисциплина и единоначалие в группе –ключевой моментуправляемости команды и, как следствия безопасности. (При этом, правило лыжного туризма «не слушай придурков» ему не противоречит.)

    Собственно, сами опасности

    Климатические условия:<<<

    Погода не только может усугубить влияние других опасностей, но и сама по себе представляет угрозу для здоровья и жизни человека.

    Холод.

    Холод – неотъемлемая часть лыжных походов. От него никуда не деться. К холоду нельзя привыкнуть.Холод может грозить туристам-лыжникам обморожением, замерзанием или простудными заболеваниями. О данных неприятностях было рассказано на лекции Медицина.

    Если всё же имело место обморожение или замерзание организма, то основной алгоритм такой:

    • устранить поражающий фактор (поместить человека в тепло);
    • обеспечить поступление энергии в организм (дать горячего сладкого питья);
    • лечить обморожения, если оно имело место быть.

    Бороться с данной проблемой нужно начинать ещё дома. Ответственно относиться к личному и общественному снаряжению, закаляться и повышать общую силу организма. На маршруте следует постоянно отслеживать своё состояние и состояние участников команды, в случае признаков поражения холодом принимать немедленные меры.

    Первое правило лыжного туризма: «Не ленись!», во всех его проявлениях:

    • не ленись одеться когда холодно, остановиться и во-время раздеться когда жарко (до момента когда пот польёт ручьями) – и то и другое делать оперативно и быстро!!!
    • не ленись двигаться на маршруте, выходить вперёд тропить;
    • не ленись заниматься хозделами и прочими делами – оглянись вокруг и найди себе занятие! Как только человек перестаёт зимой двигаться, он начинает замерзать. В движении – жизнь.

    Снегопад.

    Даже обильное выпадение сухого снега в безветренную погоду не опасно для группы, двигающейся по равнине или среднепересеченной местности. Он может только снизить темп движения. Положение резко меняется, если выпадает сырой снег при сильном ветре и группа оказалась на сложном рельефе в этих условиях.

    Основные неприятности, которые может создать снегопад – лавинная опасность!! ! Второстепенные неприятности – увеличение снежного покрова, затрудняющее тропление. Плюс при сильном снегопаде на биваке следует отслеживать нагрузку снега на палатку и вовремя устранять нападавший снег.

    Борьба со снегопадом сводиться к борьбе с лавинами, о которых будет рассказано ниже.

    Предупредительные меры тоже относятся в большей степени к лавинной опасности.

    Ветер.

    Сильный порывистый ветер поджидает туристов в основном вне зоны леса. В тундровых районах и в горах.

    Степень холодного влияния ветра зависит от его силы и выражается тепловым эквивалентом. Так, если при штиле температура воздуха равна - 10°, то при скорости ветра 10 м/сек холодовой индекс его будет соответствовать температуре-30,5°, а при скорости ветра 10-18 м/сек - температуре -36° (свыше 18 м/сек дополнительный холодовой эффект незначительный). Опасность охлаждающего влияния ветра в зависимости от температуры и его силы условно подразделяется на зоны: в пределах от-10 до-25°-«зона нарастающей опасности», а от -30 до -50° - "опасная зона".

    Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием. Сильный, порывистый ветер опасен при движении по скальным и заснеженным гребням, по крутым склонам: он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. В результате длительного нахождения на ветру может наступить необратимое переохлаждение организма. Ветер может стать серьезной проблемой при постановки лагеря.Ветер может доставить широкий спектр неприятностей, рассказ о которых займёт лекцию сродни медицине.

    Готовиться к борьбе с ветром стоит ещё в Москве. В основном – это ветрозащитное снаряжение. Так же необходимы четкие знания о необходимых действиях при сильном ветре. Для защиты палаток от ветра строят снежные стенки. В лесу ветер меньше.

    Пурга и метель.

    Пурга и метель сочетая сильный ветер, мороз и снегопад.

    Пурга и метель многократно увеличивают отрицательное влияние на человеческий организм каждого отдельного фактора и не без основания считаются самыми серьезными опасностями лыжных маршрутов: холодовое воздействие усугубляется проникновением снега под одежду и ее отсыреванием, что обычно приводит к отморожениям и ускоряет переохлаждение.

    Пурга и метель оказывают также морально-психологическое воздействие на человека. У слабых натур нередко наблюдается снижение морального тонуса, наступает состояние безысходности, понижается способность бороться за жизнь. Притупляется мышление, становится трудно сосредоточиться для выполнения даже простейших логических операций.

    Доставляемые опасности можно почерпнуть из предыдущих трёх пунктов.

    Предупредительные меры описаны там же. Не рекомендуется движение в метель, т.к. из-за отсутствия хорошей видимости и непредсказуемых климатических изменений можно дезориентироваться и оказаться в потенциально опасных местах, а так же не суметь разбить лагерь при наступлении темноты.

    Ограниченная видимость.

    Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальной обстановки: определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. Опыт подсказывает, что при плохой видимости самое благоразумное - прекратить движение.

    В темноте крутизна склонов и скорости спуска на лыжах оцениваются, как правило, меньшими, чем на самом деле. Следствием этого очень часто бывают травмы и поломка лыж. Туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы, пейзажи: низкий берег кажется горным хребтом, снежные заструги - вершинами, а отдельные маленькие камни - чуть ли не скалами. Трехметровый каменный столб благодаря оптическим свойствам тумана кажется огромной башней, упирающейся в небо.

    Возможно продолжение движения при наличии точных навигационных приборов и отсутствия реальных опасностей, связанны с рельефом или климатическими факторами.

    Солнце.

    В лыжных походах при хорошей погоде Солнце отражаясь от снега попадает прямо в глаза незадачливому туристу.

    Солнце особенно опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Отмечаются случаи заболевания глаз у людей, даже находящихся в палатке.

    Снежная слепота вызывает мучительную резь в глазах, человек не может не только уснуть, но даже забыться. Из воспаленных глаз текут слезы, будто в них попало много песка.

    Много хлопот в тундровых и ледовых районах доставляет «белая мгла» - рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, отчего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов.

    Про средства лечения глаз вам было рассказано на лекции медицина. Для излечения солнечной слепоты иногда бывает достаточно побыть один-два дня с завязанными глазами. Рекомендуется также применять примочки из спитого чая.

    Для предохранения глаз каждый участник должен иметь солнцезащитные очки, преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова.

    Резкая смена погоды.

    Отдельное внимание хотелось бы уделить резкой смене погоды, т.к. если она застанет туристов врасплох, что приведёт к НС.

    Резкое похолодание, например после оттепели, опасно, если группа вынуждена продолжать движение в сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно не сохраняющий тепло. В худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления сложного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (предварительно переодевшись во все сухое) может предохранить от неприятностей с тяжелыми последствиями.

    Изменение погоды зимой, как мы отметили, сопровождается определенными признаками. Привести их исчерпывающий перечень, в равной мере относящийся к различным районам нашей страны, задача, вероятно, нереальная, поскольку каждый регион, кроме общих, имеет свои особые приметы, которые также нужно знать.

    «На все случаи жизни» четких рекомендаций дать нельзя, т.к. изменение погоды может быть весьма разнообразным. И негативным может быть, как резкое похолодание, так и резкое потепление. Тут необходим опыт и компетентность руководителя, чтобы оперативно решить возникшую проблему и перестроить тактику прохождения маршрута в связи с климатическими изменениями.

    Предупредить климатические изменения можно только имея некий опыт в этом вопросе и производя постоянный мониторинг метеообстановки.

    Признаки малооблачной, без осадков, морозной погоды:

    • очищение неба от облаков и похолодание к вечеру;
    • красная заря при заходе солнца
    • на безоблачном небе голубовато-серебристое свечение неба после захода солнца;
    • к ночи в лощинах становится холоднее и появляется туман;
    • дым от костра в безветрие поднимается «столбом»;
    • слабое мерцание звезд голубоватым светом рога месяца остры;
    • уменьшение после полудня кучевых облаков и полное их исчезновение после заката солнца;
    • улучшение скольжения лыж к вечеру;
    • повышение барометрического давления.

    Признаки ухудшения погоды:

    • потепление к вечеру и ухудшение скольжения лыж;
    • появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо (часов через двадцать возможен снегопад);
    • солнце садится в тучи;
    • вечерняя и утренняя заря багрово-красной окраски;
    • сильное мерцание звезд;
    • появление и интенсивное увеличение количества кучевых облаков, быстро движущихся по небу;
    • появление вокруг солнца или луны белых кругов;
    • ветер резко меняет направление и усиливается к вечеру;
    • отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания (более характерно для гор, обусловленно увеличением влажности);
    • на вершинах гор и гребнях появляются «снежные флаги»;
    • падение барометрического давления;
    • Настораживающий признак ухудшения погоды на Кольском полуострове - появление на чистом горизонте свинцово-черного пятна, которое быстро разрастается и за два-три часа заволакивает все небо клубящейся черной тучей;
    • Еще при чистом небе «над головой» возможны сильные порывы ветра со штилевыми паузами: приближается «снежный заряд». Он продолжается обычно не меньше суток. Ветер нередко достигает ураганной силы. Упавшему на насте бывает невозможно удержаться;
    • На Полярном Урале неоднократно наблюдалось ухудшение погоды через одни-двое суток после полярного сияния.

    Факторы рельефа.<<<

    Основная опасность – лавины. Будут рассмотрены чуть позже, т.к. это отдельная важная тема для обсуждения.

    Преодоление склонов.

    Помимо лавин склоны таят в себе опасность срыва. При недостаточной координации движения участника (вызванной технической неграмотностью или же психологической или физической усталостью) возможен срыв с последующим неконтролируемым падением.

    Основные травмы при этом – переломы, ушибы, вывихи и растяжения.

    О том как их лечить было рассказано на лекции по медицине.

    Во избежание данных НС необходимо, чтобы все участники были технически подготовлены к преодолению снежно-лодово-фирновых склонов. Обладали техникой страховки и самостраховки, а так же техникой самозадержания при падении. Так же необходим постоянный самоконтроль, дабы избежать привыкания к монотонной работе и, как следствие.потери бдительности.

    Снежные карнизы.

    Снежные карнизы образуются на на гребнях. Обвал их может быть вызван: резким изменением погоды (потеплением, усилением ветра и т. д.) нагрузкой сверху, если люди подходят близко к краю подрезанием склона ниже карниза.

    При обвале карниза как правило возникает лавина. Так же группа может сорваться вместе с этим карнизом и улететь далеко вниз по склону.

    Травмы те же, что и при падении на склонах. Лечение соответствующее. Только в данном случае более вероятен летальный исход.

    Надо стараться избегать хождения под и по карнизам.

    Уход под лёд.

    При движении по замёрзшим речкам и озёрам необходимо не забывать о возможности того, что лёд может сломаться под вами. Вероятность данной неприятности возрастает с наступлением весны.

    Когда под вами ломается лёд существуют следующие варианты развития событий:

    • вы уходите под лёд с головой, вас засасывает и тянет подо льдом (скорее всего исход плачевен).
    • вы сумели задержаться на поверхности и ждёте помощи или пытаетесь выбраться сами.
    • глубина небольшая, опасности утонуть нету.

    Намокание очень опасно, т.к. вода ледяная, человек может замёрзнуть в ней в течении нескольких минут. Плюс к этому в ледяной воде нарушена координация движений, что осложняет вылезания из полыньи.

    Если вы чувствуете, что под вами начал проламываться лёд – постарайтесь завалиться на бок и распределиться по льду как можно большей площадью. После чего отползти от полыньи.

    Если вы всё же ушли под воду, то следует помнить следующее: рюкзак первое время будет сохранять положительную плавучесть, после чего потянет вас на дно, так что его необходимо скинуть.

    Действия команды:

    • не бежать толпо й на помощь товарищу, т.к. есть вероятность, что вы окажетесь в похожем положении.
    • ОДИН человек, распластавшись на льду подбирается к пострадавшему и пытается протянуть ему или палку или верёвку с завязанными на ней петлями. Петли нужны, чтобы пострадавший за них цеплялся, т.к. из-за холода его руки не слушаются и верёвку должным образом он схватить не сможет.

    В это время остальная команда готовится оказать первую помощь. Необходимо поставить палатку, разжечь костёр, сделать горячего сладкого чая. Пострадавшего тут же надо переодеть в сухие вещи и дать ему медикаменты для помощи организма в борьбе с переохлаждением.

    Чтобы избежать подобных неприятностей необходимо помнить следующее:

    • не идти плотной группой по реке;
    • при обгоне или пропуске сзади идущего отходить от лыжни на приличное расстояние, чтобы не скапливаться;
    • стараться не выходить на середину реки, где она глубже;
    • полыньи с большей вероятностью образуются на внешних радиусах поворотов;
    • отслеживать состояние льда и погоды.

    Бытовые травмы.

    Травмы, получаемы на биваке.

    Ожоги, порезы, падающие сушины, падающие на трубу от печки снег, слетающее топорище, отравления и прочее.

    Зависит от травмы.

    Быть внимательным даже на биваке.

    Проблемы с местным населением.

    Если имеет место, то до или после похода, когда группа находится в населённой зоне. Представляет опасность местная гопота, пьянь и пр.

    Главное правило – если что-то спрашивают, говорите, что руководитель мол всё знает, а сам я не бум-бум.

    Лавинная опасность.<<<

    Лавины – самая страшная и коварная опасность гор в любое время года. Попав в сухую лавину, человек задыхается от снежной пыли. Мокрые лавины имеют колоссальный вес и погребают под собой все, что попадается на пути. (1 кубометр сухого снега весит 60, влажного – 200, мокрого – до 800 кг!). Скорость сухих лавин может достигать 300 км/ч. При сходе таких лавин перед ними движется ударная волна воздуха, имеющая огромную разрушительную силу. Около трети от общего числа НС в горах – следствие лавин.

    Причины образования лавин, объективные факторы:

    • характер склона: крутизна, подстилающая поверхность и т. п. Наиболее часто лавины сходят на склонах крутизной от 30 до 50 градусов.
    • температура и влажность воздуха. При потеплении и дождях увеличивается удельный вес снега и смачивается подложка. При повышении влажности воздуха снег не испаряется, что также повышает лавиноопасность. Перепады температуры приводят к образованию «снежной доски».

    "*температура внутри снежных масс. На глубине снег теплее, чем на поверхности. Происходит возгонка водяных паров – вода испаряется снизу и сублимируется наверху, превращаясь в плотный наст, под которым – пустота. Это также приводит к образованию «доски». Чем больше разница температур, тем быстрее.

    • воздействие ветра. Ветер перемещает снежные массы и надувает карнизы.

    Признаки лавинной опасности:

    • наличие лавинных конусов
    • голые склоны без деревьев
    • подходящая крутизна склонов
    • резкие изменения в погоде. Глубина свежевыпавшего снега.
    • состояние снега.

    Выбор пути по лавиноопасному участку:

    Факторы, обусловленные рельефом местности

    Лучше держаться как можно выше, стараясь идти выше зоны отрыва лавины. Выбирать выступающие формы рельефа, избегать кулуаров и оврагов. Подъем и спуск осуществлять только в лоб, по линии падения воды. В широких долинах придерживаться середины. В узких теснинах надо быть особенно внимательными, следить за склонами и при необходимости быть готовыми принять меры для спасения друг друга.

    Правила преодоления лавиноопасного участка:

    • выбрать наиболее удобный и безопасный путь (см. выше).
    • надеть теплую одежду, расстегнуть пояса рюкзаков
    • привязать лавинную ленту и распустить ее. Не пренебрегать этим при малейшей опасности, которая может привести к гибели.
    • приготовить лавинное снаряжение и распределить его среди замыкающих
    • договориться о действиях, назначить наблюдателей, идти след в след
    • пересекать опасный склон по одному. малый итервал приводит к перегрузке склона
    • подъем и спуск - строго по вертикали, в лоб
    • в особо опасных местах обеспечить страховку

    Действия при попадании в лавину

    1. по команде Лавина!!!, которую подает наблюдатель, оценить обстановку и попытаться убежать в безопасную зону (вбок, вниз или навстречу лавине, если она слабая).
    2. если спастись бегством невозможно, немедленно освободиться от палок, лыж и рюкзака. Стараться всеми силами удержаться на поверхности, "выгребать" вверх и к краю. Защитить лицо шарфом или перчатками, чтобы не задохнуться от снежной пыли. Обеспечить себе пространство, пока снег не застыл. Снег своей массой так плотно охватывает человека, что полностью сковывает движения. Освободится самостоятельно практически невозможно. При охлаждении снег, особенно влажный, смерзается в "цемент", который не берет даже лопата.
    3. при попадании в воздушную волну надо упасть ничком и постараться вжаться глубже в снег. Закрыть нос, рот и уши от снежной пыли. Прятаться за деревья нельзя - их ломает как спички. Можно укрыться за большим камнем.
    4. Если лавина всё же накрыла, попытаться определить где верх, где низ, пустив струйку слюны изо рта и посмотрев куда она потечёт.

    Поиски попавшего в лавину:

    1. наблюдатель должен четко запомнить место, где он в последний раз видел человека, засечь ориентиры.
    2. поиск ведется во всех местах скопления сошедшего снега ниже этой точки.
    3. попавший в лавину не должен отчаиваться. Товарищи не уйдут и приложат все силы для поиска и оказания помощи.

    Лавинное снаряжение:

    • лавинные ленты;
    • лавинные щупы;
    • лавинные лопаты;
    • радиомаячки - "бипперы".

    Первая помощь извлеченному из лавины

    Трудное и серьезое дело. Возможна потеря сознания, мнимая смерть от удушья, замерзания, тяжелые травмы.

    1. в первую очередь освободить голову. Очистить от снега рот, нос, глаза и уши. Остальные откапывают тело;
    2. восстановить дыхание и сердцебиение путем искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
    3. переносить осторожно - обмороженные конечности становятся хрупкими, возможны переломы;
    4. поместить в тепло: спальник, лучше в нагретую палатку.

    Антропогенный фактор<<<

    Наступлению несчастного случая могут способствовать следующие причины, которые можно назвать одним ёмким словом «раздолбайство».

    1. недостаточная физическая и техническая подготовленность подготовленность туристов, несоответствие выбранного маршрута их силам и опыту.
    2. недостаточный опыт и авторитет руководителя.
    3. отсутствие дисциплины, четкого распределения обязанностей, слаженности в действиях, взаимовыручки.
    4. недостаточное знание маршрута.
    5. плохое знание опасностей и мер по обеспечению безопасности при движении на маршруте.
    6. неправильная страховка или ее отсутствие.
    7. ослабление внимания на «легких» участках.
    8. плохое качество или неукомплектованность снаряжения, продуктов и медикаментов.

    Психологический аспект безопасности (субъективные факторы)

    Влияние личного фактора

    • недостаточная способность к распределению и концентрации внимания, низкие качества по осмотрительности, наблюдательности, рассудительности, сообразительности, недостаточная установка к деятельности.
    • Очень важным является неосознание опасности, рискованных моментов (работа «на грани срыва»), недостаточная выдержка и неумеренная (чрезмерно большая или малая) склонность к риску. "Это не может случиться со мной"
    • Большое влияние на предрасположенность оказывает эмоциональный фактор - эмоциональная устойчивость, способность противостоять эмоциональным помехам.
    • Личный фактор надо рассматривать как развивающийся и изменяющийся комплекс
    • Берегите женщин в экстр. ситуациях

    Психофизиологические факторы

    1. утомление

    Рано или поздно любой человек, как бы он не был хорошо подготовлен, устаёт. Причины утомления могут крыться в напряженности маршрута, несоответствие его физическому состоянию группы, плохое питание и т.д. При утомлении человеку труднее сконцентрироваться, падает реакция, ослабляется иммунитет, что и приводит к несчастным случаям.

    1. состояние здоровья

    Больной организм ослаблен, т.к. большие ресурсы организма идут на борьбу с болезнью. Из болезни вытекают те же самые причины НС, что и при утомлении. В случае серьезного заболевания участника рекомендуется его изолировать от физических нагрузок. Дать «отлежаться» либо пытаться его транспортировать к людям.

    1. эмоциональная напряженность

    Может возникать из-за некомпетентных действий руководителя или же из-за отсутствия взаимопонимания в группе, причиной так же может послужить стресс. Приводит к совершению необдуманных поступков и принятии поспешных решений, что может повлечь за собой создание опасных ситуаций.

    1. установка на выполнение определенных действий (мобилизация организма)

    Если человек настраивает себя на определённую ситуацию и определённый исход, его организм соответственно пытается перестроиться. Как пример, можно привести случаи заболевания участников в последние дни маршрута, когда человек уже мыслями находиться в тепле и уюте, а на самом деле он всё ещё в пребывает жестких условиях.

    Выше уже говорилось о стрессе, как об одном из наиболее вероятных причин создания опасных ситуаций. Что же такое СТРЕСС.

    Стресс (в психофизиологии) (от англ. stress - напряжение) - напряжение неспецифических адаптационных механизмов организма, сопровождающееся комплексом защитных физиологических реакций в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров). Термин предложен канадским патофизиологом Г. Селье в 1936 году.

    Стрессовая реакция может возникать под влиянием травмы, холода, ожога, избытка или дефицита информации, при действии на организм различных патогенных раздражителей.

    Развитие стресса проходит 3 стадии, или фазы:

    1. фаза тревоги (повышение активности симпатической нервной системы и усиление секреции надпочечниками адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов в ответ на действие стрессора);
    2. фаза резистентности (повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям под действием гормонов)
    3. фаза истощения (утрата надпочечниками способности к требуемой секреции глюкокортикоидов и резкое ухудшение состояния организма).

    Стрессоры

    • условия работы (сложность, продолжительность, интенсивность, резкое изменение условий); (технически сложные участки, транспортировка пострадавшего и т.д.)
    • длительные экстремальные ситуации; (затяжная непогода)
    • давление фактора времени; (ограниченность светового дня)
    • изолированность друг от друга, недостаточные межличностные контакты (уровень общения);
    • монотонная работа (на высоте, на снегу);
    • недостаточная двигательная активность (на вынужденных бивуаках);
    • различные внешние воздействия;
    • изменение стереотипной системы действий (например, переход после трудного подъема по скалам к спуску по снегу);
    • стрессоры социального характера.

    Для повышение безопасности лыжных походов необходимо периодически проводить мероприятия по снятию психологического напряжения у группы. Например: устраивать днёвки/полуднёвки, вечером за ужином проводить релаксационные мероприятия, пытаться вовлечь всех участников в планирование следующего дня и организовать их взаимодействие.

    Вывод лекции:

    Любой лыжный поход и ответственное мероприятие, к которому надо серьёзно готовиться и участвовать делая всё зависящее чтобы минимизировать риск несчастного случая.

    Исключить фактор риска невозможно, но успех похода на 2/3 определяется домашней подготовкой, как командной (командирской), так и личной. И ещё 1/3 – это адекватные действия группы на маршруте.

    Ссылки на материал по теме

    http://www.mountain.ru/useful/lavin/2002/lavin_guid/lavin_guid.shtml - По этой ссылке вам читались факторы, вызывающие лавины.

    http://www.turpohod.ru/biblioteka/lukoanov/luk_038.htm - труд П.И.Лукоянова "Зимние спортивные походы"

    Память это способность всех жив.систем хранить и воспроизводить ранее полученную инфор. В психофизиологическом плане П. это сохранение иформации о радражителе действие кот. Прекратилось.

    П.может рассматриваться и как процесс состорящий из запечатления следав и этот феномен яв.прямым продолжением процесса восприятия. Хранение следов это не пассивный процесспоскольку в этот перицд происходит слож.обработка получюинфор. Она обобщается,свертывается и утрапчивает детализированость, чем и отличается давно полученная от полученного только что. В нек. Случаях говорят и о так наз. симантическом кадировании при котором на уровне памяти происходит и смысл. Обработка поступившей иформ. Третий этап это извлечение образовавшихся следов. Механизмы которого до сих пор не изучены.Предпологается чокаждый человек на протяж.жизни а также с учетом врожденных механизмов выробатывает свою стратегию поисков необходимого на «складе». Известно что вноме такие стратегие исключительно эффективны поскольку желаемая инфор. В прогблемной ситуации может быть извлечена за сотые доли секунды.

    Существуют разная классификация видов П. ее делят на произвольную и непроизвольную непосредственную и опосредованную на врожденную и преобретеную но чаще всего в зависимости от времени хранении инфор. И в этих случая выделяют 3 вида П.:1. мгновенная (иконическая), 2 кратковременая и 3 долговременная.

    Мгновенная П. хранит информацию доли секунды т.е. на протяжении того времени поека переферич. Рецептор находиться в состоянии возбуждения. Уже после того как воздействие раздражителя прекратилось. Специфика этой памяти в том что она хранит инфор. Именно в той модальности в которой она поступила. Этот вид памяти играет исключительную роль и в восполнении выш. Псих.фукций таких как процессы чтения и процессы прослушивания чужой речи. На доли сек. Каждая буква и кажд. Звук зхадерживается в анализаторных аппаратах благодоря чему делается доступным восприятие целостных слов либо же воспириятие слож.предметов. По отношению к слуху это П, получ. Наз. эхолической.

    Кратковременная память удерж инфор.от неск.секунд до неск минут, а по нек.данным даже неск.часов и дней. В этой П. лаколизуется лишь инфор. Для октуальной деятельности. Поэтому данную память инга наз и оперативной. Однако в инжененрной психологии аператив П. имеет собственный смысл о ней говорят в тех случаях когда от испытуемого тебуется удержание в памяти какойто промежуточной информации для достижния конеч цели. НАпр., запоминания результатов промежу точных вычеслений. Объхем кратковрем П.в норме описывается класическим числом 7 + 2 единцы. В порследние время стали говорить не о количестве ифор.единиц а о каличестве ичек памяти, в каждой из которой может храниться довольнобольшой объем инфор. Напр., слож живописное полотно какойто рассказ, представление о конкретном челлвеке и таму подобное.

    ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА

    Сколько люди помнят себя, их всегда тянуло в "дальние страны". Интерес к путешествиям, даже пассивный – за книгой, в кино или у телевизора, наверное, будет вечным.

    Не зря отдых у любого человека ассоциируется с поездкой. Или это извечное влечение к перемене мест? Или это естественная, особенно в современных условиях урбанизации, подсознательная тяга городского жителя к общению с природой? Но зачем люди стремятся в походы, да еще зимой? Для чего бессмысленная трата времени, сил, здоровья...? Зачем?

    А, может быть, сами того не понимая, мы идем за яркими эмоциональными впечатлениями, возвышающими наши души, очищающими нас от городской грязи. На всю жизнь остаются в нас светлые воспоминания о друзьях, о преодоленной слабости, о победе. Нам снятся и манят к себе дальние белые горы.

    ... Прошло больше двадцати лет, но все еще стоят перед глазами белые гребни вершин. А мы, грязные до черноты, взмокшие, промерзшие и обессиленные, сидим в светящемся, сверкающем на солнце сугробе после спуска с вершины. Мы захлебываемся от беспричинного восторга, перебивая друг друга, хохочем. В этом походе наши ботинки оставили следы на шести вершинах. Мы счастливы, но понимаем, что скоро счастью конец: надо спускаться в базовый лагерь, а там – выходить к железной дороге. Поэтому уходить отсюда нам не хочется, вставать – нет сил...

    По эмоциональной насыщенности лыжные походы вместе с водными стоят, пожалуй, впереди остальных видов туризма, может быть еще и потому, что цель зимнего путешествия достается нелегкой ценой. Лыжный поход всегда сложнее аналогичного летнего. Ясно, что на холоде необходимы специальная одежда и бивуачное снаряжение, а это увеличивает груз за спиной туриста-лыжника. Зимой нередко приходится прокладывать путь по глубокому снегу, и препятствия становятся сложнее и опаснее. Участники лыжных путешествий должны хорошо владеть техникой пешеходного и горного туризма, лыжного и горнолыжного спорта.

    Но мало владеть техническими приемами. Туристу необходимо сознательное стремление навстречу трудностям. Отношение к ним, как к нормальной ситуации для зимнего похода – мощный психологический фактор, ослабляющий действие суровых зимних условий.

    Зимние походы отличаются от летних ограниченностью светового дня, так как проводятся обычно с ноября до апреля. Длинный световой день в лыжных путешествиях бывает только в период межсезонья и в северных широтах, где походы можно совершать в апреле и даже в мае. Поздний рассвет, ранние сумерки, мороз и ветер – вот характерные условия проведения лыжных походов.

    Но главная, невидимая постороннему или неопытному взгляду, особенность лыжного туризма – усталость от холода и устройство каждодневных ночлегов. В многодневных зимних походах к обычному физическому утомлению добавляется, так называемая, холодовая усталость от постоянного пребывания на морозе, от постоянной борьбы с холодом, привыкнуть к которому нельзя. Холодовая усталость отрицательно влияет на психику и настроение туристов. Устойчивость к ней приобретается только постепенным накоплением опыта зимних походов. Говоря об устройстве ночлегов, следует помнить, что всякая работа на стоянках вызывает гораздо большую усталость, чем ходьба на лыжах. По выражению А.Бермана, утомляют не ходовые дни, а ночлеги. Поэтому в зимнем путешествии надо стараться как можно быстрее и комфортабельнее устраиваться на бивуаке.

    Несмотря на указанные трудности, лыжный туризм имеет и ряд преимуществ, выгодно отличающих его от пешего туризма. Зимой туристы имеют техническое средство передвижения – лыжи.

    Выпавшим снегом сглаживаются неровности рельефа, замерзают реки, а это позволяет спрямить путь, облегчает преодоление простых препятствий. Самое выигрышное обстоятельство – скольжение лыж на спусках и ровной местности, что в сочетании с красотой и величием зимней природы увеличивает эмоциональность лыжного путешествия.

    Ходить в лыжные походы с каждым годом становится и легче и тяжелее. Тяжелее, так как современные путешествия требуют большой подготовительной работы, перед ними возникают новые проблемы, растет сложность и продолжительность лыжных путешествий, ширится география туристских районов. Легче, потому что совершенствуются техника и тактика лыжного туризма, обновляется и облегчается снаряжение, накапливается и осмысливается коллективный опыт десятилетий развития туризма в нашей стране.

    Лыжный туризм начал развиваться в СССР еще в тридцатые, довоенные годы. Но, в основном, имел прикладное значение в армейских частях. Армейские группы совершали многодневные лыжные переходы в условиях автономного существования. Ввиду отсутствия или недостаточности специального снаряжения в обычной жизни лыжный туризм ограничивался кратковременными походами выходного дня и экскурсиями. Массовым лыжный туризм становится в пятидесятые годы после преодоления военной разрухи и с ростом благосостояния жителей городов. Это были годы всплеска туристского энтузиазма во всей стране. Но применяемое армейское снаряжение было тяжелым и примитивным: брезентовые шатры, ватные спальные мешки, телогрейки и ватные брюки, полушубки, рукавицы, шлемы и т.п.

    К 1960 году туристами-лыжниками освоены значительные районы Урала (от Южного до Приполярного), Восточные Саяны, Карелия. Техническая оснащенность и накопившийся опыт позволили осваивать районы безлесья и тундры, Полярного Урала и Кольского полуострова. Лыжные маршруты начинают проходить по безлесным районам среднегорья. Конец шестидесятых и начало семидесятых годов знаменуются освоением Арктических территорий Советского Союза и совершением зимних технически сложных горных походов на лыжах.

    Мощный толчок лыжному туризму дали Всесоюзные семинары-сборы инструкторов и руководителей сложных лыжных походов, ежегодно проводимые с 1974 года Центральной лыжной комиссией федерации туризма. Бессменным инициатором, организатором и душой этих семинаров стал ветеран советского туризма П.И.Лукоянов. На семинары съезжались туристы - лыжники со всей страны, обменивались опытом, умением ходить в походы, привозили новинки снаряжения. Сборы стали действенным началом качественного подъема лыжного туризма в СССР. В семидесятые годы сформировались представительные школы лыжного туризма в Ленинграде, Москве, Перми, Свердловске и Иркутске. В эти же годы взоры и мысли лыжников устремились к Северному полюсу. В начале восьмидесятых годов к такому походу в нашей стране были готовы 4-5 групп. Но в то время полюс оказался недоступен туризму: на него было наложено вето партийного режима, правившего страной. И только в 1989 году группа советских туристов-лыжников под руководством Чукова В.С. в автономном режиме дошла до Северного полюса.

    В настоящее время лыжный туризм развивается в следующих направлениях:

    · совершенствование техники и тактики;

    · дальнейшая модернизация и облегчение снаряжения;

    · разработка рационального питания в походе;

    · освоение новых районов Восточной Сибири;

    · внедрение транспортной доставки продуктов и снаряжения по пути следования туристской группы. Этот вопрос вызывает немало споров среди туристов. При отсутствии автономности существования туристской группы - это уже не спортивный туристский поход, а лыжный рекламный пробег, обилием которых славится наша страна. Если сбрасывать с воздуха группе лыжников через неделю-две необходимое снаряжение и продукты, или пустить рядом с ними вездеход, то они не только дойдут до полюса, но и смогут обогнуть весь Земной шар.

    Остаются пока неразрешенными для туристов и такие проблемы:

    · промышленное изготовление качественного снаряжения, пригодного для использования в лыжных походах;

    · современное медицинское обеспечение туристских групп и контроль за здоровьем участников зимних путешествий;

    · обеспечение всех туристских групп радиосвязью;

    · снабжение туристов топографическими картами необходимого масштаба.

    Но туристы – неунывающий народ. Они постоянно ищут, выдумывают, пробуют и решают проблемы своими силами. Ведь не зря же спортивный туризм в нашей стране официально зовется самодеятельным. Будем надеяться на создание отечественной индустрии туризма.

    Большая часть территории нашей страны на длительный период покрывается снегом, и снежный покров держится несколько месяцев. Не случайно лыжный туризм сегодня по массовости и доступности не уступает пешеходному. Кроме того, лыжи дают возможность попасть в места, труднодоступные летом. Поход на лыжах в природных условиях дарит неизгладимые впечатления. В зимних походах туристы-лыжники приобретают навыки действовать в суровых климатических условиях, преодолевать сложные препятствия и переносить большие физические нагрузки.

    Чтобы принять участие в многодневном лыжном походе в трудных зимних условиях, нужна серьёзная и длительная подготовка. Необходимо отработать определённые элементы прохождения маршрута, организацию привала, ночлега, преодоление различных препятствий. Проводить такую подготовку необходимо, продвигаясь от простого к сложному, постепенно накапливая опыт и навыки походной жизни в зимних условиях. Подготовка к лыжным походам должна учитывать основные опасные факторы. Это прежде всего короткий световой день, низкая температура воздуха, сильный ветер, глубокий снег.

    Однако начинать подготовку к лыжным походам следует с укрепления своего физического здоровья и закаливания организма. Об этом вы узнали в 5 классе. Для подготовки к лыжному походу нужна и специальная тренировка, которая выработает устойчивость к длительному пребыванию на морозе, умение дышать холодным воздухом и не простудиться. Кроме того, необходимо приобрести навыки длительного передвижения на лыжах, овладеть техникой подъёмов, спусков, поворотов.

    Всего этого можно достичь на систематических лыжных тренировках, которые проводятся на уроках физкультуры, и самостоятельно во внеурочное время. Размеренная ходьба на лыжах будет способствовать укреплению вашего здоровья, развитию выносливости и закаливанию организма. Постоянные лыжные

    Одежда и обувь туриста-лыжника

    Одежда и обувь туриста-лыжника должны быть тёплыми, лёгкими, желательно непромокаемыми, не стеснять движений, защищать от ветра. Нательная рубашка должна быть из шерстяной ткани. Плотно прилегая к телу, она ограничивает теплоотдачу и хорошо впитывает пот. Влажная шерстяная ткань лучше других сохраняет теплоотдачу.

    Свитер должен быть плотной вязки, с высоким плотным воротником и длинными рукавами. Он обеспечивает защиту от холода в сильный мороз и при ветре.

    Штормовой костюм, состоящий из куртки с капюшоном и брюк, служит для защиты от ветра. Штормовая куртка (штормовка) должна быть на ладонь выше коленей, очень свободной в плечах и в области подмышек.

    Рукавицы должны быть лёгкими, плотными и свободными, чтобы не натягивались при обхватывании лыжной палки. Необходимы также шерстяная шапочка или шерстяной подшлемник, а при сильном ветре — тканевая маска.

    Лыжные ботинки должны быть настолько свободными, чтобы можно было надеть одну пару простых и две пары шерстяных носков. Стелька в ботинках должна быть войлочной. Как вы помните, в лыжных походах для защиты лыжных ботинок от снега и влаги могут использоваться бахилы. Изготавливаются бахилы из палаточного полотна. Наиболее простая конструкция бахил для лыжного похода — это мешок длиной 45—50 см и шириной 30—35 см.

    Лыжи должны обеспечивать возможность передвижения туристов в различных условиях местности. Они должны быть широкими, крепкими, надёжными, нетяжёлыми. Для лыжного туризма используются не беговые, а специальные туристские лыжи. У таких лыж увеличена опорная поверхность, они на 1—2 см шире беговых. Туристские лыжи короче беговых лыж (их длина всего на 5—10 см превышает рост туриста).

    Состав группового и индивидуального туристского снаряжения зависит от конкретных условий путешествия. Так, в состав группового снаряжения могут входить походные печки, многоспальные мешки, топливо (бензин, сухой спирт и т. п.), примусы.

    Организация движения в лыжном походе

    Режим движения в лыжном походе определяется характером местности, погодными условиями и уровнем физической подготовленности участников похода. Так, группа среднего уровня подготовленности (имеющая опыт лыжных походов) двигается со скоростью до 4 км/ч, за день она может пройти 20—25 км. Группа новичков, впервые участвующих в походе, двигается со средней скоростью 3 км/ч и может пройти за день 15—18 км. Суточное ходовое время движения не должно превышать 7 ч.

    В лыжном походе туристы передвигаются по готовой лыжне или по целине.

    По лыжне первым идёт турист, умеющий ровно выдерживать заданный темп. Оптимальное расстояние между лыжниками в хорошую погоду 8—10 м, при ограниченной видимости не более 4 м.

    В тех случаях, когда лыжня прокладывается заново, в голове колонны идут наиболее сильные туристы и тропят лыжню, постоянно сменяясь.

    При движении в лесу необходимо чаще сверять направление движения группы по компасу. Это делает один из замыкающих, принимая за линию движения направление на лыжника, идущего первым.

    При движении через болото, озеро, реку, ручей следует проявлять особую осторожность. Наиболее опасным местом на реке является береговая кромка, а на озере — места впадения или истока рек: ледяной покров в этом месте может быть тонким. При движении по незнакомому водоёму следует придерживаться троп, проложенных пешеходами.

    Источники

    http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06.html

    http://www.youtube.com/watch?t=5&v=_8w2nTWJloE

    http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%91%D0%96_6_