Подвижные музыкальные физминутки для начальной школы. Всероссийский фестиваль «Физические минутки на уроках

Подвижные музыкальные физминутки для начальной школы. Всероссийский фестиваль «Физические минутки на уроках

Польза физкультминуток в школе

Детки младших классов в силу своей пытливости и избытка энергии часто не готовы обрабатывать обрушивающийся на них поток информации на уроках. Родители же требуют от педагогов повышения учебной нагрузки и разностороннего развития своих детей. Результат – отвлекаемость школьников, плохое усвоение материала, а зачастую еще и физические отклонения, связанные с ослаблением осанки и ухудшением зрения.
Улучшить восприятие материала и в то же время не дать детям переутомиться помогут физические минутки на уроках. Их задача – предупредить чрезмерную утомляемость детей. Проведя множество исследований в этой области, ученые доказали – физкультминутки положительно влияют на мозговые процессы. Они не только активизируют деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, но и усиливают кровоснабжение органов. Улучшается также работоспособностьнервной системы.
Выбранные педагогом упражнения будут зависеть от того, какие мышцы следует расслабить детям. Физкультминутки могут дополняться негромкой музыкой или мультимедийной презентацией. Преподаватели уделяют особое внимание еще не окрепшим мышцам, которые испытывают дополнительную нагрузку во время учебного процесса. Чаще всего они выбираютпростые упражнения, снимающие усталость кистей и расслабляющие глаза.
Но полный список упражнений гораздо шире. В него входят:

Упражнения для снятия общего напряжения;
- гимнастика для слуха;
- упражнения, направленные на поддержание осанки;
- дыхательные упражнения.
Физкультминутки не только положительно влияют на организм, они позволяют ребенку расслабиться от тяжелой умственной деятельности и содействуют гармоничномуфизическому развитию. Физические минуты проходят в веселой и простой форме. Для этого они сопровождаются стишками, что позволяет одновременно тренировать память. После игровых упражнений у детей улучшается настроение, они лучше воспринимают новый материал.

Лучше, если здоровьесберегающая технология будет привязана к какой-то одной тематике: животным, транспорту, популярным героям. Набор упражнений, объединенных одной темой, может длиться 3-5 минут и даже стать частью урока. Более того, легкие упражнения могут нести дополнительную информацию, быть связанными со счетом, геометрическими фигурами.

Несложныефизические упражненияв игровой форме развивают у детей двигательные способности, способствуют воспитанию потребности в укреплении здоровья и самостоятельнымфизическим нагрузкам. Весь комплекс упражнений способствует развитию волевых качеств.

  • Как показали исследования и практика, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности,
  • препятствуют нарастанию утомления,
  • повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.
  • При этом происходит переключение работы однихмышечных группна работу других, чем обеспечивается более длительное поддержание работоспособности.
  • Нервные центры, утомлённые в процессе учебной деятельности, на некоторое время притормаживаются вследствие деятельности других нервных центров, осуществляющих регулирующую функцию при выполнении специально подобранных физических упражнений.
  • Это обстоятельство способствует снятию утомления, а значит – и повышению работоспособности.
  • Физкультминутки и физкультурные паузы проводятся в классе под руководством педагога или физорга.
  • Физкультминутки не должны превышать 1-2 мин., физкультурные паузы длятся порядка 3-5 мин..
  • Время нача­ла физкультминутки, физкультурной паузы определяет педагог, проводящий урок (как правило, это середина или вторая половина урока).
  • Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы выполняющий их, не мешал своим товарищам.
  • По команде педагога дежурный по классу открывает форточку
  • Учащиеся прекращают занятия, ослабляют пояса, расстёгивают воротники и начинают выполнять упражнения.
  • Каждый комплекс физкультминутки состоит из 3-5 упражнений, повто­ряемых по 4-6 раз; физкультурной паузы – из 5-7 упражнений, повторяемых по 4-6 раз.
  • В него включаются простые, доступные упражне­ния, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц - в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока.
  • В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения в потягивании, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.
  • Движения должны быть простыми, соответствоватьвозрастным особенностям
  • . Движения надо выполнять легко, без напряжения.
  • Примерная схема физкультминутки такова: первое упражнение – для мышц рук (пальцы, кисти, локтевой сустав);
  • второе - для мышцплечевого поясаи спины типа потягивания (поднимание рук вверх и в стороны с прогибанием спины);
  • третье – для мышц туловища (наклоны и повороты); четвёртое – для мышц ног и получения общефизиологического эффекта (приседания, полуприседы, ходьба на месте).
  • Рекомендуют так же включать упражнения гимнастики для глаз, гимнастики для улучшения слуха (в форме самомассажа).

Примерные комплексы упражнений

Заключение

Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающихразличные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья студентов.

При этом не следует пренебрегать проведениемутренней гимнастикидо занятий и организацией подвижных перемен.

И, хотя традиционно считается, что основная задача образовательного учреждения - дать необходимое образование, не менееважная задача- сохранить в процессе обучения здоровье студентов.

Благодарю за внимание!

Преподаватель физической культуры

СтАМТ им.А.Т.Туманова

Манишина Елена Николаевна

Литература

  • Болонов Г.П. Болонов Н.В. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Книга 2.Игровые упражнения. Физкультминутки. Подвижные игры.Полезные советы. Москва, 2004.
  • Поваляева В.В. Сюжетные физкультминутки // Физкультура в школе. 2000. №3. С. 71-72.
  • Производственная гимнастика при монотонном труде. М, 1985.
  • Щербинина В.П. Упражнения для физкультминуток // Физкультура в школе. 2004. №8. С.68-69.

Марина Бабич Презентация «Музыкальная физминутка»

одним из самыхэффективных способовпредупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую. Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными. Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самогораннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжениевнутренних органови работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - минутка активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

Публикации по теме:

«Музыкальная шкатулка». Тематическое занятие из цикла «Музыкальная гостиная»«Музыкальная шкатулка» Тематическое занятие из цикла «Музыкальная гостиная» Цель: Развитие эмоциональных проявлений и творческой активности.

Физминутка на шахматном занятииИгра малой подвижности. Чёрно-белые поля - (Шагают на месте) Дружно встали у меня – (остановились) Тут ферзь- (хлопают) Здесь два коня.

Музыкальная гостиная Сегодня на базе детского сада №16 прошел мастер-класс для педагогов по теме «Музыкально-ритмические движения в досуговой.

Музыкальная гостиная «Я, ты, он, она - музыкальная семья!»Звучит музыка, гости рассаживаются. Вед: аырлы кн! рметті онатар! Как.

Музыкальная гостиная. П. И. Чайковский. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».

У нас вдетском садуя, как музыкальный руководитель, веду вокальный кружок. Почти все детистаршей группыпосещали занятия кружка. Детям.

Музыкальная сказка «Красная шапочка»Музыкальная сказка с использованием коррекционных гимнастик «Красная шапочка» Действующие лица: Ведущая – Воспитатель Дети: Мама Красная.

Пасхальная литературно-музыкальная композицияПАСХАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ В ЗАЛ Ведущий. К нам пришел.