Блог
698 0

Расположение велосипедистов мопедов гужевых повозок. Правила дорожного движения для велосипедистов

Расположение велосипедистов мопедов гужевых повозок. Правила дорожного движения для велосипедистов

В соответствии с Постановлением от 22 марта 2014 г. № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров — ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 октября 1993 г. № 1090» с 8 апреля 2014 года в вносятся изменения.

Впоследние годыв России все более популярным становится велосипедный транспорт. Этот факт и послужил необходимостью внести дополнения и корректировки в текст правил, а также внедрение новых дорожных знаков.

Не запретили обгон велосипедистов, не заставили водителей уступать дорогу велосипедистам. Для водителей введены лишь небольшие корректировки, а для велосипедистов фактически полностью изменены Правила дорожного движения.

Предлагаем наш традиционный материал в удобном формате «было» и «стало» с наглядным обзором изменений и комментариями.

  • Изменение определений ПДД РФ

    «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

    «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

    Велосипед получил более четкое определение, официальный статус получили велосипеды с электродвигателем, которые ранее формально приравнивались к мопедам.

    «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

  • Из определения «Механическое транспортное средство» исключены слова «кроме мопеда». В более точной редакции изложено определение «мопед»

    «Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

    «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

    В новой редакции мопед — относится к механическимтранспортным средствам, на которое распространяются требования п.2.1.1.

    Уточнена мощность электродвигателя. Теперь есть четкая грань, которая отличает велосипед с электродвигателем от мопеда. Мокики, скутеры, не смотря на то, что из текста исключено уточнение они по-прежнему в большинстве случаев приравниваются к мопедам. Основной показатель для определения этотехнические характеристикитранспортного средства.

    «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

    «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

    Определение дополнено новыми терминами, добавлены колесные средства передвижения, которые до изменений формально можно было приравнять к транспортным средствам. В новой редакции передвижение на роликовых коньках и самокатах является пешеходным движением.

    «Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от нее газоном.

    В определение добавлена велосипедная дорожка.

    Новые определения ПДД РФ

    «Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

    Управляющий велосипедом получил свое звание — велосипедист

    «Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

    «Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.

    «Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

    «Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

    «Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

    До изменений Правила дорожного движения условно делили участников на две группы. Водители и пешеходы. Передвижение пешком или на транспортном средстве. Велосипед был где то между пешеходами и водителями. Формально водитель, но перекинул ногу и уже пешеход. Новая редакция справедливо вводит равнозначную группу участников дорожного движения — велосипедисты.

    Изменения в тексте ПДД РФ

    регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;

    Изменения в тексте ПДД РФ

    2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

    регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

    Мопедами по-прежнему управляют водители, но теперь уже водители механических транспортных средств. Мопеды не требуется ставить на учет, следовательно у водителей мопедов не может быть регистрационных документов, данная поправка это уточняет. Выше мы рассмотрели, что в соответствии с новым определением водитель мопеда является водителем механического транспортного средства.

    Водительское удостоверение и временное разрешение на право управления водители мопедов теперь обязаны иметь всегда при себе и передавать их сотрудникам полиции. Однако, исходя из сообщения на официальном сайте ГИБДД, требовать водительские удостоверения на право управления мопедами (категория М) сотрудники полиции не будут, так как еще не утверждены программы обучения и фактически такие удостоверения получить на момент вступления в силу поправок не возможно.

    При этом необходимо отметить, что требование о наличии у водителей мопедов водительского удостоверения будет контролироваться сотрудниками ГИБДД при надзоре за дорожным движением только после вступления в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств категории «М» и обучения по этим программам граждан, желающих получить водительское удостоверение соответствующей категории.

    4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам илипешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

    4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

    9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

    9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

    12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

    Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.

    12.4. Остановка запрещается:

    на полосе для велосипедистов.

    Корректировки пунктов в связи с введением новых определений и дорожных знаков.

    13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

    13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

    В новой редакции правил велосипедисты могут пересекать проезжую часть по велосипедным дорожкам, полосе для велосипедистов, велопешеходной дорожке. Данное изменение вносит безусловное преимущество велосипедистов перед поворачивающими водителями.

    Полностью изложен в новой редакции раздел 24 Правил дорожного движения

    24.Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

    24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.

    24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м.

    24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

    • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
    • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
    • двигаться по дороге при наличии рядомвелосипедной дорожки;

    Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

    24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средством, движущимся по этой дороге.

    Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.

    24.5. Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.

    24.6. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.

    24.7. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается;

    24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов

    24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

    24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

    • по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
      • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
      • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
      • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
    • по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
    • по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
      • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
      • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

    24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

    24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

    24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

    Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

    Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

    24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

    24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

    • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
    • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
    • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

    24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

    24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

    Что можно выделить:

    • Допускается движение на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам, в случае отсутствия возможности движения по проезжей части, например, если проезжая часть занята припаркованными автомобилями. Ранее велосипедисты были вынуждены всегда передвигаться по проезжей части. Однако отсутствует грань между отсутствием возможности и отсутствием желания, тем не менее в случае создания помех для пешеходов велосипедист обязан спешиться и следовать требованиям правил для движения пешеходов.
    • Введено возрастное деление, до 7лет, от 7 до 14 лет, старше 14 лет
    • Исключен пункт 24.4, обязывающий водителей велосипедов и мопедов уступить дорогу при пересечении велосипедной дорожки и проезжей части вне перекрестка.

    Требования к движению гужевых повозок и прогону животных выведены в отдельный раздел

    25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных

    25.1. Управлять гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

    25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    Колонны гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

    25.3. Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.

    25.4. Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.

    25.5. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.

    25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

    • оставлять на дороге животных без надзора;
    • прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);
    • вести животных по дороге с асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.
  • Раздел 24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

    24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

    24.2.Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам. Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м.

    24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

    • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
    • перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;
    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
    • двигаться по дороге без застёгнутого мотошлема (для водителей мопедов).
    Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

    24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.

    24.5. Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.

    24.6. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учётом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.

    24.7. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

    • оставлять на дороге животных без надзора;
    • прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);
    • вести животных по дороге с асфальто- и цементно-бетонным покрытием при наличии иных путей.

    Велосипедное движение в нашей стране в последнее время бурно развивается, велосипедистов всё больше и больше, и всё больше и больше появляется велосипедных дорожек в парках, а также велосипедных полос на проезжей части дорог. И всё чаще мы с вами, водители механических транспортных средств, нет-нет, да пересаживаемся на велосипед или мопед. В связи с этим придётся и нам пристально разобраться с 24-тым разделом Правил «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов».

    Особенно это важно для тех, у кого есть дети, которые, как известно, начинают ездить на велосипеде едва ли не раньше, чем научатся ходить. Вот, пожалуй, и начнём с этих, самых маленьких водителей.

    ПДД для тех, кому ещё нет 14.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

    Как видим, человеку, до 14 лет вообще запрещается ездить по проезжей части дорог общего пользования. Только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (то есть только в тех местах, где запрещено движение механических транспортных средств).

    И вот тут мамам и папам надо бы знать, что двор – это НЕ пешеходная зона! Двор это ЖИЛАЯ ЗОНА! И здесь движение механических транспортных средств очень даже возможно.

    Так что во дворе человеку до 14 лет кататься на велосипеде разрешено только по тротуару или по специально предназначенной для этого площадке.

    Родителей этих юных джентльменов надо бы лишить прав (нет, не родительских, не дай Бог, а водительских).

    После чего пусть пересдадут теоретический экзамен за то, что вовремя не удосужились прочитать раздел 24 ПДД и не объяснили своим чадам, что до 14 лет на дороге общего пользования ездить на велосипеде можно только по тротуару.

    А если доведётся пересекать дорогу, то только по пешеходному переходу и только пешком, катя велосипед рядом.

    И по полосе для велосипедистов им тоже нельзя (это же проезжая часть дороги!).

    Только по тротуару!

    Кроме тротуаров, можно ещё по пешеходной дорожке.

    Или по велопешеходной дорожке.

    При этом маленькие (менее 7-ми лет) должны обязательно располагаться на полосе для пешеходов!

    А те, кому перевалило за 7, должны, как взрослые, катиться по полосе для велосипедистов. Так по Правилам.

    А если дорожка не пешеходная и даже не велопешеходная, а чисто велосипедная, тогда сюда Правила пускают только тех, кому за 7.

    ПДД для велосипедистов старше 14 лет.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

    По велосипедной или по велопешеходной дорожке, это само-собой разумеется.

    Но, начиная с 14 лет, велосипедистам можно использовать и проезжую часть дороги, а именно, специально выделенную на краю проезжей части велосипедную полосу.

    Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним.

    Если рядом с дорогой нет никаких дополнительных дорожек (велосипедных или велопешеходных), а на проезжей части нет специально выделенной велосипедной полосы, тогда место велосипедиста – это крайнее правое положение на проезжей части.

    И к такому движению Правила предъявили ещё одно требование:

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части, если габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м.

    Если велосипед уж слишком широкий или если вы перевозите широкий груз, или буксируете крупногабаритный прицеп, вам не запрещено движение и по велосипедной и по велопешеходной дорожке. Но там, скорее всего, вы будете создавать проблемы остальным велосипедистам и, особенно, пешеходам.

    Поэтому, даже если бы здесь и была рядом с дорогой велодорожка, Правила разрешают вам двигаться и по дороге общего пользования.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине.

    Велосипедистов в возрасте до 14 лет Правила вообще не пускают на проезжую часть дороги. Только по тротуару! Ну, или по специальным дорожкам (пешеходным, велопешеходным, велосипедным).

    С теми, кому уже исполнилось 14, всё с точностью до наоборот – никаких тротуаров, только по проезжей части дороги! А если есть специальные дорожки, то ни в коем случае не по пешеходной. Только по велосипедной или велопешеходной!

    А что делать, если специальных дорожек нет, а весь край проезжей части занят припаркованными автомобилями (как это обычно и бывает в городе). И как тогда ездить на велосипеде? Правила учли эти проблемы, возникающие у велосипедистов, и пунктом 24.2 разрешили взрослым велосипедистам в исключительных случаях использовать для движения тротуары и обочины.

    Сейчас велосипедист не прав, в столь солидном возрасте надо двигаться по краю проезжей части (раз уж она абсолютно свободна).

    Разрешается ездить по тротуару или по пешеходной дорожке, если нет никакой возможности двигаться по краю проезжей части (например, на проезжей части столпотворение автомобилей).

    Но только на велосипеде!

    На мопеде или тем паче на автомобиле – ни при каких обстоятельствах! В данной ситуации водители автомобилей грубейшим образом нарушают Правила, объезжая пробку по пешеходной дорожке!!!

    Но во всех случаях велосипедист должен помнить – движение по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон – это, скорее, исключение, а не правило.

    И такое движение возможно только с учётом требований пункта 24.6:

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

    Инспектор остановил велосипедистку и сейчас предложит ей далее идти пешком, катя рядом свой велосипед.

    Да, здесь нет никакой велосипедной дорожки и никакой дороги рядом нет, только тротуар.

    Да, в этом случае по тротуару можно, но только при условии, что это не создаёт опасности для движения иных лиц.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке, если велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

    Как видим, ещё по тротуарам и пешеходным дорожкам разрешается перевозить на велосипеде будущих пешеходов и водителей.

    А если ребёнок сам крутит педали (но ему ещё нет семи), тогда и сопровождающий может двигаться вместе с ним по тротуарам или пешеходным дорожкам, даже если сопровождающему более 7 лет (и даже если сопровождающему более 77 лет).

    Что касается города, то здесь мы разобрали все возможные варианты поведения велосипедистов. Но велосипедисты – народ деятельный, их можно встретить и за пределами населённых пунктов. А там тротуаров нет, там только проезжая часть и две обочины. Хотя местами могут быть участки, где рядом с дорогой проложены велосипедные или велопешеходные дорожки. И Правила об этом тоже не забыли.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

    В принципе, обочина предназначена для движения пешеходов.

    А место велосипедиста – край проезжей части.

    Но и на велосипеде катиться по обочине куда как спокойнее и безопаснее, чем по проезжей части. А если обочина заасфальтирована, так и вообще класс.

    Однако Правила разрешили это делать, только если у вас нет другого выбора, а именно:

    1. Рядом с дорогой нет ни велосипедной, ни велопешеходной дорожки (или они есть, но по ним невозможно двигаться).

    Тогда, будьте любезны, двигаться по полосе для велосипедистов, специально выделенной на проезжей части дороги!

    2. На проезжей части нет полосы для движения велосипедистов (или она есть, но двигаться по ней невозможно).

    3. Нет никакой возможности двигаться и по краю проезжей части.

    И вот только теперь, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, разрешается катиться по обочине!

    Осталось только понять, что значит «отсутствует возможность двигаться по велосипедной или велопешеходной дорожке» и что значит «отсутствует возможность двигаться по правому краю проезжей части».

    Не беру в расчет различные ремонтные работы, с этим всё понятно, но возможны и другие ситуации. Вот пара примеров:

    Пример 1. Спортивные соревнования, день города или любой другой праздник, и местные власти для этого задействовали велосипедные и велопешеходные дорожки, и вам туда временно въезд запрещён. Пункт 24.2 Правил разрешает вам в этом случае использовать для движения на велосипеде проезжую часть дороги.

    Пример 2. Плотное автомобильное движение (пробка), и водители, нарушая Правила, заняли полосу для велосипедистов. Или заняли весь край проезжей части. Что остаётся делать велосипедистам? Пусть катятся по обочине, Правила не возражают.

    И не спрашивайте меня, что делать, если автомобили заняли и обочину. Не знаю. На этот вопрос Правила ответа не дали.

    Теперь отдельно про водителей мопедов.

    Что же касается водителей мопедов, то с ними Правила разобрались более категорично (всё-таки мопед – это механическое транспортное средство!). И для управления им, в отличие от велосипеда, требуются права категории «М».

    Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    То есть водителям мопедов категорически запрещено движение по тротуарам и по любым дорожкам (пешеходным, велопешеходным, велосипедным).

    Только по проезжей части дороги!

    Но не по любой полосе вообще, как это разрешено автомобилям и мотоциклам.

    А только по правому краю проезжей части! И только в один ряд!

    А если на краю проезжей части организована полоса для велосипедистов, можно по этой полосе.

    И вот тут нам придется остановиться в недоумении, ибо в соответствие с пунктом 24.7 Правил проехаться на мопеде по современному мегаполису порой просто не получится.

    Давайте ещё раз вспомним, что такое «Велосипедная дорожка» и что такое «Полоса для велосипедистов», и чем они отличаются друг от друга.

    Что такое велосипедная дорожка.

    Правила. Раздел 1. «Велосипедная дорожка» – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 «Велосипедная дорожка».

    То есть любая велосипедная дорожка это самостоятельный элемент, не имеющий никакого отношения к автомобильной дороге общего пользования.

    И даже если велосипедная дорожка расположена рядом с дорогой общего пользования, она опять-таки является самостоятельным элементом, ибо конструктивно отделёна от проезжей части.

    И никакие «мопедисты» тут ездить не могут. Только велосипедисты.

    А на мопеде в данном случае надо ехать по краю проезжей части (там, где едут автомобили).

    Что такое полоса для велосипедистов.

    Правила. Раздел 1. «Полоса для велосипедистов» – полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 «Полоса для велосипедистов».

    Полоса для велосипедистов это структурный элемент самой дороги.

    Проезжую часть попросту поделили между автомобилистами и велосипедистами с помощью дорожной разметки.

    Ну а раз это проезжая часть, то, конечно, здесь можно ездить не только на велосипеде, но и на мопеде.

    А как быть, если никакой полосы для велосипедистов нет, и правый край проезжей части занят припаркованными автомобилями?

    Ну, велосипедист-то поедет по тротуару, ему можно. А что делать бедному «мопедисту»?

    Он, конечно же, не остановится и продолжит движение, объезжая автомобили. Но уже не по краю проезжей части, тем самым, нарушая требование пункта 24.7.

    Авторы Правил, чтобы не делать водителей мопедов нарушителями, должны были бы изложить пункт 24.7 следующим образом: «Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. А в случае, если это невозможно, должны двигаться по проезжей части, держась как можно правее».

    И уж совсем странной представляется последняя фраза в пункте 24.7:

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    Ну, с пешеходами тут всё понятно. Даже велосипедист, если он двигается по обочине, и там полно пешеходов, обязан идти пешком, катя рядом велосипед (см. выше пункт 24.6).

    Но вот что странно! По Правилам (см. пункт 24.2) на велосипеде разрешается движение по обочине, только если нет возможности двигаться по краю проезжей части. А к «мопедистам» Правила такого требования не предъявили и оставили им полную свободу выбора: хотите, двигайтесь по краю проезжей части, хотите – двигайтесь по обочине.

    Как-то нелогично получается. Остаётся только надеяться, что со временем авторы Правил учтут все эти несуразности.

    Кроме вышесказанного в Правилах есть ещё требования, предъявляемые к велосипедистам и водителям мопедов, которые понятны и не требуют комментария.

    Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

    – управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

    – перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

    – перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

    – перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

    – поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

    – двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

    – пересекать дорогу по пешеходным переходам.

    Из всего этого перечня стоит прокомментировать разве что вот это: «Велосипедистам и водителям мопедов запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении».

    То есть, если в вашем направлении всего одна полоса и нет трамвайных путей, на таком перекрёстке разрешается и повернуть налево, и развернуться.

    Но если в вашем направлении есть хотя бы две полосы (или трамвайные пути), тогда на таком перекрёстке, управляя велосипедом или мопедом, поворачивать налево и разворачиваться запрещено.

    Если нужно развернуться, тогда достаточно просто перейти на противоположную сторону своей дороги.

    Если нужно повернуть налево, тогда придётся перейти и свою дорогу, и пересекаемую.

    Обращаю ваше внимание! По пешеходному переходу надо именно идти, катя велосипед рядом. В общем-то, это было всегда понятно – переход он же не для водителей, а для пешеходов. А велосипедист становится пешеходом, только если спешится.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам.

    То есть пешком-то можно – тогда ты пешеход, а катиться нельзя – тогда ты велосипедист (или водитель мопеда).

    И последнее требование в разделе 24, как мне кажется, тоже особого комментария не требует:

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

    То есть никаких буксировок велосипедов или мопедов, и уж, тем более, велосипедами или мопедами.

    А вот с прицепом ездить можно.

    На этом все требования в 24-том разделе закончились. Осталась только одна весьма полезная рекомендация:

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

    В завершение отметим, что в апреле 2015 года, Правила разрешили велосипедистам ездить по полосам, выделенным для движения маршрутных транспортных средств. В рассматриваемом 24-ом разделе Правил такого разрешения нет, в данном разделе вообще ничего не изменилось. Изменения произошли в дорожных знаках:

    Знак 5.11.1 отныне указывает, что выделенная встречная полоса может использоваться и велосипедистами.

    Аналогичное дополнения сделано и для знака 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств».

    То есть велосипедистам разрешили использовать «выделенку» как встречного направления, так и попутного.

    24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

    Примечание: По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств – специального регистрационного знака.

    24.2.Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.

    24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

    ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

    перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

    перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

    двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

    поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на до рогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

    Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

    24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

    Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.

    24.5. Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.

    24.6. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.

    24.7. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

    оставлять на дороге животных без надзора;

    прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

    вести животных по дороге с асфальто– и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.

    Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

    24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

    24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.

    24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

    ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

    перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

    перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

    двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

    поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

    двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

    Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

    24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

    Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.

    24.5. Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.

    24.6. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.

    24.7. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

    оставлять на дороге животных без надзора;

    прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

    вести животных по дороге с асфальто- и цементно-бетонным покрытием при наличии иных путей.

    Добавить комментарий