Результаты после упражнения большое дерево. Прохлопать ноги сверху вниз со всех сторон, начиная от точки Хуаньтяо


  • БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. Введение.

  • БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. Практическая часть.

  • БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. Рекомендации.

  • Заключительные упражнения.

  • Сопутствующие феномены.

БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. Введение


Это самое важное упражнение первой ступени. Ему несколько тысяч лет. В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигун и ушу. Однако в них оно называется чжан чжуан и переводится как «столб» (иногда - высокий пень). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. Ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно, подобно столбу.

В системе Чжун Юань цигун различные формы этого упражнения практикуют на четырех ступенях. Но здесь оно означает Большое дерево. (Если в Китае говорят о позе «Большого дерева», то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун. Сравните сами: под высоким пнем или столбом подразумевается нечто неподвижное и неживое, а в большом дереве заключены мощь и дыхание жизни.)

Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж.

Сейчас ученые всего мира пришли к выводу, что длительность жизни можно определять по наличию половой потенции. Именно это, а не возраст и внешний вид говорит о том, стар человек или нет. До 12 лет у большинства людей эти функции отсутствуют, потом они появляются и где-то в 50 лет начинают угасать. Тогда говорят, что этот человек уже немолод. Но практикуя цигун, можно и в 80 лет чувствовать себя молодым. В реальной жизни все происходит не так. У очень многих людей, которым чуть более тридцати, половые функции ослаблены. А при практике цигун они начинают быстро восстанавливаться, у человека прибавляются силы и энергия, улучшается здоровье... А как добиться долголетия, как продлить жизнь?

Совсем иное дело - растительный и животный мир. Некоторые виды черепах живут до тысячи лет, но самые большие долгожители на Земле - это деревья. В Китае дольше всех живет лиственное дерево Гинго. Многим деревьям около 2000 лет и они еще не считается старыми. А по-настоящему старому дереву около 6 тысяч лет.

Многие современные ученые считают, что естественный возраст человека может колебаться от 150 до 180 лет. Мы же сейчас живем половину этого возможного возраста, даже меньше половины... Мы не знаем по-настоящему, как жить дольше, поэтому нам надо этому учиться у деревьев, и не только этому. Известно, что в случае болезни дерево очень быстро умеет восстанавливаться. Мы тоже должны научиться быстро избавляться от своих болезней и снова как бы заново расти.

Мы страдаем от эмоций, вечно куда-то спешим, нервничаем. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы... Совсем иное дело - мир деревьев: зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем живут они, не испытывая желаний. Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется ветром, купается в солнечных лучах днем, а ночами принимает свет звезд и луны. И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они перемещаются по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.

Для того чтобы учиться у деревьев, нужно стать деревом, отождествить себя с ним. Тогда можно почувствовать энергию внутри тела, которую мы принимаем от Земли и Неба, понять, как такой практикой может быть вылечено множество болезней. И мы будем учиться восстанавливать свой организм.

В соответствии с опытом Больших Мастеров и практикующих на протяжении тысяч лет, было установлено, что имитация позы дерева и отождествление себя с деревом действительно может увеличить жизненную энергию, продлить жизнь. Согласно философии Чжун Юань цигун, чтобы понять природу и Вселенную, нам нужно вернуться к природе, соединиться с нею. Становясь мысленно деревом, вы входите в природу и соединяетесь с ней.

БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. Практическая часть


На первой ступени Чжун Юань цигун Большое дерево выполняется следующим образом:

1. Исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты, спина прямая, для этого таз немного подать вперед. Подбородок немного опущен, чтобы шея была выпрямленной. При этом голова как бы подвешена за макушку. Тело расслаблено. Язык прикасается к верхнему нёбу, глаза прикрыты, но не полностью. На лице легкая улыбка для расслабления ума и сознания...

Можно отрегулировать положение тела так, будто кроме ног есть третья точка опоры, например хвост, как у кенгуру. Ваше тело не должно заваливаться назад: если вы в этой позе упретесь пятками в стену, то ваше тело со стороны спины не должно касаться стены. Ваша поза будет правильной, если вам удобно в ней удерживать на голове какой-то предмет или ловить его головой.

2. Поднять руки так, чтобы ладони находились на уровне пупка. Для этого немного отставить локти в стороны, чтобы открыть подмышки, будто там находятся хрупкие, как яйца, теннисные мячики. Затем перенести ладони на уровень пупка. Линии рук округлы так, будто охватывают шар. Расслабить руки - не должно быть никакого усилия, никакой физической силы.

Представить и почувствовать между ладонями и пупком упругий энергетический шар.

3. Затем забыть о себе - вы превращаетесь мысленно в Большое дерево - это может быть сосна, которая живет сотни лет, может быть дерево Гинго.

Можно представить себе, что вы находитесь в лесу и обе ваши ноги прорастают глубоко в землю и превращаются в корни могучего де;рева, и подобно корням дерева, впитывают из земли влагу, питательные вещества и энергию инь.

4. Представить, как туловище вырастает высоко в небо, выше облаков, превращаясь в могучий ствол, а голова в крону. И оттуда вы принимаете и впитываете в себя солнечный свет и энергию Космоса ян. И сами вы становитесь огромны, как Космос. Вы - Большое дерево.

5. Забудьте о себе, о своей позе. Почувствуйте, как снизу сквозь ноги-корни поднимается ци Земли, а сверху поступает ци Космоса. Почувствуйте это движение и энергетический шар между ладонями и пупком. И снова забудьте.

6. Модификация п.5. Представить и почувствовать, как этот шар начинает расти, становится все больше и больше, его границы проходят сквозь ваше тело, и вы оказываетесь внутри шара. Почувствуйте себя внутри этого шара, почувствуйте ощущения от звуков музыки, когда вы и шар огромны, как Космос.

Затем шар начинает уменьшаться в размерах. Он становится все меньше и меньше, а энергия внутри него все плотнее и плотнее. Оболочка его, уменьшаясь, проходит сквозь ваше тело, и вот он снова умещается между вашими ладонями и пупком. Затем он снова увеличивается в размерах, и вы - внутри шара. Затем он снова уменьшается. И так несколько раз.

7. Закончив это упражнение, следует вернуться в свое обычное состояние. После этого вы снова начинаете ощущать энергетический шар между руками и пупком, его следует мысленно уменьшить в размерах, ввести через пупок и опустить в нижний даньтянь. При этом руки поместить на область пупка: женщины помещают на пупок правую руку, а левую сверху; мужчины - наоборот. Большой палец верхней руки прячется под нижнюю руку в «замок», и центр нижней ладони (точка Лаогун) должен совпадать с центром пупка.

Мысленно сконцентрировать ци в нижнем даньтяне в как можно меньший объем. Прислушаться к ощущениям в глубине тела под руками... Почувствовать теплый или горячий участок или пульсацию под ладонями. Затем медленно открыть глаза.

Помните!
1. Женщинам во время регул рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и тар на уровне груди напротив среднего даньтяня. Оканчивая упражнение, ввести шар в средний даньтянь, затем опустить в нижний даньтянь.
2. Во время беременности Большое дерево выполняется аналогичным образом. В конце опустить энергию вниз в нижний даньтянь своим сознанием без помощи рук и не концентрироваться на ощущении шара в нижнем даньтяне.


Минимальная длительность выполнения Большого дерева - 30 минут. Это вызвано тем, что кровь и ци проходят по всем сосудам и каналам нашего тела примерно за 30 минут. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела. Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой позе, длительность выполнения Большого дерева можно довести до двух часов.

Обратите внимание на то, что во время выполнения упражнения Большое дерево во рту образуется много слюны. Сначала она привычного для вас вкуса, затем сладковатая, а после определенного периода практики дает целую гамму вкусовых ощущений, вплоть до нектара цветов. Её не нужно потом выплевывать - по мере накопления слюны в полости рта, ее надо медленно проглатывать, опуская мысленно ещё дальше, в желудок и в нижний даньтянь. Раньше такую слюну называли нефритовой или золотой жидкостью, золотой водой, подчеркивая тем самым, что она столь же драгоценна для организма. Считалось, что она дороже золота. Уже современные биохимические исследования позволили установить, что в такой слюне содержится, очень много микроэлементов, и она оказывает: лечебное действие на слизистую желудка и кишечника, улучшает их функции и процесс пищеварения.

Для восстановления здоровья и поддерживания его в хорошем состоянии достаточно ежедневно практиковать 30 минут. После того как упражнение не будет вызывать в теле неприятных ощущений, можно практиковать его реже, например 2 раза в неделю или даже один раз, но тогда дольше. Если вы чувствуете, что простыли и заболеваете - сразу начните практиковать Большое дерево не менее часа. При высокой температуре двухчасовая непрерывная практика позволит нормализовать температуру.

Для серьезной практики необходимо выполнять упражнение ежедневно не меньше часа или 1-2 раза в неделю по нескольку часов подряд.

Заключительные упражнения


1. Растереть ладони до ощущения в них жара.

2. «Умыть» ими лицо вверх (от подбородка к волосам) - легким движением, затем в стороны (разглаживая лоб) и вниз (через виски к подбородку) - с нажимом. При этом большими пальцами проводить по ушным раковинам сверху вниз.

3. Интенсивно похлопать мягкими ладонями по голове в направлении от затылка ко лбу.

4. «Расчесать» волосы подушечками пальцев в направлении от лба к затылку и от висков к затылку. При этом пальцы должны с интенсивным нажимом массировать сквозь волосы кожу головы.

5. Растереть ушные раковины, разминая их между пальцами, сверху вниз, и козелок - до появления ощущения «горения ушей».

6. Интенсивно прохлопать мягкой ладонью руку от плеча к запястью по наружной и внутренней стороне (поочередно: сначала левую, затем правую).

7. Двумя руками синхронно прохлопать туловище спереди сверху вниз (от шеи до лобка) и на уровне поясницы (от боков к нижнему даньтяню).

8. Прохлопать ноги сверху вниз со всех сторон, начиная от точки Хуаньтяо.

9. Прохлопать спину снизу вверх вдоль позвоночник.

10. Снова растереть ладони и положить их на область почек. Прислушаться, как тепло ладоней переходит в область почек, надпочечников.

Значение и смысл упражнения

1. Интенсивное растирание ладоней способствует приведению в равновесие инь-ян. Перед растиранием можно проверить баланс инь-ян после выполнения Большого дерева. Если температура ладоней одинакова, значит, инь-ян уравновешены, если разная - равновесия нет.

2. При выполнении упражнения ладони активизируются, вокруг них возникает интенсивное поле ци. «Умывание» лица такими ладонями улучшает микроциркуляцию крови в кожном покрове, усиливает обменные процессы. Происходит массаж кожи полем ци. Представьте и почувствуйте, что ваши ладони разглаживают морщины на лбу и вокруг глаз. При регулярном выполнении этого упражнения кожа лица омолаживается, становится свежей и здоровой.

В древности это был один из косметических способов омоложения кожи энергией ци без каких бы то ни было мазей, кремов... При этом не возникают никакие побочные эффекты. Такой способ используется и в настоящее время. Когда вы умываетесь, то регулярно, не отдавая себе отчета, производите массаж кожи лица. То же самое происходит при втирании в кожу кремов. Но при этом возможно привыкание к одним и тем же препаратам, а при длительном использовании косметики кожа без нее теряет эластичность и стареет. Можно в активизированную ладонь взять немного воды и аккуратно втирать ее в кожу, одновременно мысленно производя массаж своей энергией ци.

3. Прохлопывание по голове активизированными ладонями с интенсивным полем ци вокруг них способствует открытию каналов и активных точек, расположенных в области головы, нормализации движения ци в этих зонах, а вместе с ней и крови и, как следствие, избавлению от головных болей (у кого они бывают). Кроме того, улучшается питание мозга.

4. «Расчесывание» волос приводит к улучшению микроциркуляции крови в кожном покрове (благодаря одновременному массажу кожи энергией ци пальцев). Если выполнять по 300-500 таких движений 2-3 раза в день, то в течение месяца начинает восстанавливаться волосяной покров даже у облысевших людей.

5. На ушных раковинах расположено множество БАТ, связанных со всеми внутренними органами тела. Интенсивное растирание активизированными пальцами ушных раковин равнозначно массажу всего тела и его внутренних органов. Точки, вызывающие болевые ощущения, следует растирать дольше и особенно активно, так как это указывает на нарушения в органе, связанном с этой точкой.

6-9. Прохлопывания рук, ног, туловища производятся по ходу энергетических каналов с целью открытия БАТ, расположенных на этих каналах, и улучшения циркуляции ци в них. Если это делать достаточно интенсивно, то человек приобретает разновидность гунфу, при котором его тело становится менее чувствительным к ударам. Такого типа упражнения включаются в практику жесткого цигун.

10. Упражнение способствует улучшению функций почек.

Само упражнение Большое дерево лучше выполнять утром. Оно способствует приему и накоплению энергии из окружающей среды, повышает работоспособность в течение дня. После выполнения этого упражнения вечером у многих возникает избыток энергии и бывает трудно уснуть. Но выбор времени практики индивидуален и зависит от ваших возможностей. Жестких рекомендаций для практики первой ступени нет.

Помните! Перед выполнением Большого дерева нужно открыть каналы на пальцах рук (а если позволяет обстановка, то и ног), а после его окончания обязательно проделать заключительные упражнения, так как они способствуют равномерному распределению ци в организме, В противном случае могут возникнуть головные боли, ощущения жжения или распирания на отдельных участках, дискомфортное состояние.

Сопутствующие феномены


На первых этапах выполнения упражнений различают восемь ощущений, которые относятся к разряду нормальных. Это - тепло (бывает очень горячо, до боли) и холод (иногда такой сильный, будто кровь «стынет в жилах», а иногда длительный озноб). Это - онемение, мурашки (как будто по отдельным участкам тела с разной скоростью бегают или ползают насекомые, причем еще и разного размера). Это - зуд (он бывает настолько нестерпимым, что хочется буквально разодрать кожу). Это - ощущения легкости (или ощущение полной потери веса, а иногда и тела) и тяжести (как будто на ноги, руки, плечи повесили гири или будто ноги вросли в землю и их невозможно оторвать). Сюда же относится и ощущение распирания, которое возникает при переполнении энергией. Реже возникают ощущения скользкости (впечатление такое, будто кожа скользкая, как лед, или намазана жиром) или шершавости. Интенсивность ощущений зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния организма, как физического, так и психоэмоционального.

Помимо этого встречаются феномены и ощущения, связанные с определенными заболеваниями или просто изменениями в физическом теле и эволюционированием практикующего, например вибрации в теле, боль, появление звуков, света или вспышек. Рассмотрим вкратце наиболее распространенные феномены.

Нормальные феномены

1. Холод или тепло практикующий может испытывать в том случае, если инь-ян в организме не уравновешены.

Концентрация ци в нижнем или среднем даньтяне обычно вызывает ощущение теплого или горячего шарика. При правильном выполнении Большого дерева и интенсивном наборе ци из окружающей среды иногда возникает ощущение столь сильного жара, что его трудно выдержать. Учащается сердцебиение, начинается обильное потоотделение.

На определенных этапах практики у некоторых возникают ощущения разной температуры правой и левой ладони или правой и левой половины тела. Это связано с тем, что одна половина у нас больше янская, а вторая - иньская. Существуют методики практики, которые позволяют усилить и закрепить такой эффект. В древние времена они использовались в боевых системах. Одной рукой можно было обжечь противника, как огнем, другой - сковать холодом.

Иногда несколько дней практикующий чувствует озноб, начинает кутаться, но все равно не может согреться. Тогда надо больше практиковать. Это говорит о начавшейся перестройке в организме. Иногда после выполнения Большого дерева возникает ощущение столь резкого холода, что кажется, будто кровь стынет в жилах. Пугаться такого состояния не надо, не надо пытаться прервать его искусственно массажем, горячей ванной, горячим питьем или «горячительными» напитками. Это значит, что в теле продолжают происходить изменения, несмотря на прекращение выполнения упражнений. Надо продолжать практику или просто перетерпеть такое состояние. И после этого вы подниметесь на следующую ступеньку в развитии своего организма.

2. Открытие активных точек сопровождается ощущением бегающих по телу мурашек или зуда. Если эти точки где-то были заблокированы (особенно на голове), то зуд может быть просто нестерпимым, Обычно столь интенсивные ощущения быстро проходят, и практикующий после этого начинает испытывать облегчение и легкость на этом участке. Он может через него как бы дышать.

Иногда ощущения мурашек сопровождаются вибрацией этих зон, но не постоянных, а как бы накатывающихся волнами. Такие ощущения скорее интересны, чем дискомфортны, но иногда они могут граничить с болевыми, что говорит об очень интенсивном открытии точек. После завершения процесса кажется, что тело стало пористым и продувается насквозь. В таком случае, пока вы не сроднитесь с этими ощущениями, лучше воздержаться от контрастного душа и купания в холодной воде.

3. Легкость, невесомость тела возникает тогда, когда вам удается во время упражнений «забыть о себе» - вы переходите в иное состояние, при котором тело не мешает и не ограничивает ваше восприятие, ваши ощущения. Это первая стадия Состояния цигун. С этого момента начинается следующий этап вашего развития.

4. Ощущение тяжести возникает как из-за неумения расслабиться и принять правильную позу (тогда непривычное положение различных частей тела вызывает тяжесть или боль, онемение и пр.), так и при вхождении в образ и наполнении энергией ци.

Наполнение ци вызывает также ощущение распирания: набухают пальцы (их трудно согнуть), отекают ноги... Со временем автоматически начинает происходить перераспределение энергии во всем теле.

5. Ощущение вибрации часто связано с поступлением ци извне и прохождением энергии по каналам. Иногда кажется, что в теле находятся «гудящие провода».

6. Закладывание ушей, гул, как в самолете при изменении высоты полета, связаны с получением большого количества ци извне и поступлением ее в мозг. В будущем практикующий может получить способность слышать отдельные звуки и разговор на очень большом расстоянии.

7. Вспышки света перед внутренним взором связаны с активизацией БАТ в области Третьего глаза, когда в эту зону поступает достаточное количество ци.

8. Видения: образы или общение с Иисусом, Буддой, святыми, беседы с ними, картины из различных эпох земной жизни, картины иных миров, голоса, советы и т.д.

На первых ступенях цигун все это является моделями, продуцируемыми нашим мозгом, сознанием, психикой и базирующимися на имеющейся информации на сознательном и подсознательном уровнях. Это не является истиной. Это не более чем феномены. Не следует на них акцентировать внимание, как бы интересны они ни были. Видения и ощущения будут все время меняться, так как это связано с изменениями тела и сознания.

Если уделять внимание таким феноменам, то можно легко сойти с дороги, ведущей на вершину, и никогда не достичь конечной цели. Это можно сравнить с трассой, по которой вы едете в машине и которую нужно преодолеть за определенное время. За окнами мелькают различные пейзажи. Вы можете ими любоваться, откладывать их куда-то в память, но при этом следить за основной дорогой и помнить о конечной цели своего путешествия.

Если вы будете останавливаться на каждом новом участке или выходить, чтобы осмотреть окрестности, то можете застрять в самом начале Пути, не подозревая о том, что все это лишь Начало, Преддверие, а далее — иные пейзажи, иное восприятие...

Вы рискуете заблудиться, безнадежно опоздать или вовсе не доехать до места. Вашей жизни может не хватить на то, чтобы достичь цели путешествия.

Помните! Видения - это всего лишь иллюзии. Не обращайте на них внимания. Не потакайте своим слабостям и желаниям соприкоснуться с необычным. Оно придет само, естественным образом, и станет Вашей обыденностью.

9. Болевые ощущения могут быть вызваны несколькими причинами. Если практикующий здоров и у него появляется достаточно ци, которая поднимается вверх к области головы и Третьего глаза, то:

а) боль возникает при активизации БАТ в области Третьего глаза и при его открытии, а также при активизации и открытии точек верхней части головы (по периметру). Это подготовка тела к возможности будущего выхода души;

б) если у практикующего есть или были какие-либо заболевания, травмы, операции и пр., то болевые ощущения неизбежны.

Остановимся на этом подробнее.

Феномены, связанные с болезнями практикующего

1. Болевые ощущения. С точки зрения традиционной китайской медицины на любом участке локализации заболевания (нынешнего или прошедшего) наблюдается сужение либо «закупорка» каналов, по которым циркулирует энергия ци. Это вызывает застой или непроходимость ци сквозь этот участок и, как следствие, нарушения циркуляции крови. Такое состояние каналов можно сравнить с руслом пересохшей реки, когда только в наиболее глубоких местах еще осталась влага.

Во время выполнения Большого дерева в организм начинает извне поступать ци. По мере накопления она автоматически «перетекает» на те участки, где ее не хватало. Происходит перераспределение ци. И когда она начинает проходить через суженный или закупоренный участок канала, то человек испытывает боль. В Китае при этом говорят: «Ци сражается с болезнью».

Боль может быть различной интенсивности и длительности:

а) бывает так, что острая боль возникает во время занятий в зале
или дома и быстро проходит, не возобновляясь в будущем. Это говорит о том, что человек получил достаточно ци, чтобы сразу, как бы рывком, «пробить» труднопроходимый участок канала. Тогда болезнь начинает отступать;

б) бывает, что возникающая боль похожа на обычное обострение болезни и длится долго, иногда несколько дней или недель. Но стоит прекратить практику цигун - и боль уходит. Так бывает при длительных хронических заболеваниях. Иногда при этом начинает болеть все... Это значит, что у вас слишком много нарушений в организме и он наверняка перенасыщен лекарствами. А накопление ци идет медленно. Тогда требуется время на то, чтобы победить болезни и вывести из организма всю «грязь» (лекарства, шлаки, соли).

Поэтому ни в коем случае нельзя прекращать практику. Надо дать возможность ци довести процесс лечения до конца. Ведь при любом лечении болезнь часто обостряется, а потом наступает выздоровление. Так и здесь. Но в данном случае, в отличие от обычных методов лечения, во-первых, нет побочных эффектов (как от лекарств), а во-вторых, вы лечитесь своей собственной ци, которой надо только помочь накопиться в достаточном количестве в вас самих. Поэтому она не может причинить вам вред. Ведь вас лечит не что-то внешнее, а вы сами себя лечите. И не кто-то воздействует на вас, а ваша собственная ци автоматически поступает туда, куда ей нужно поступить, и выполняет ту работу, которую нужно выполнить. Так постарайтесь не мешать ей, если, конечно, вы хотите стать здоровым;

в) бывает так, что у практикующего ничего не болело и он хорошо себя чувствовал, пока... не начал практиковать. А при практике начал испытывать боль. Это надежная самодиагностика.

Помните! Там, где ци проходит без затруднений, человек никогда не испытывает боль или дискомфорт.

Боль сигнализирует о том, что на этом участке имеются нарушения. Поэтому сначала постарайтесь припомнить, не было ли здесь каких-либо травм, операций, переломов - не обязательно к моменту занятий. Это могло быть 5,10... 50 лет назад, в раннем детстве. А если вы ничего не можете припомнить, то это значит, что в этой области у вас возникли какие-то нарушения и необходимо принимать меры. Если боль терпима - продолжайте практиковать, и она исчезнет, унеся с собой болезнь. А если боль очень сильная - обратитесь к врачу и обследуйте этот участок организма, так как неявно выраженные нарушения могут развиться в будущем в очень серьезную болезнь.

Итак, если у вас были операции, переломы, ушибы, травмы, хронические воспаления внутренних органов или суставов, радикулиты, артриты, синуситы и пр., то болевые ощущения неизбежны при пра-вильном выполнении упражнений. Иногда в этих зонах вместо боли возникают ощущения ярко выраженного дискомфорта;

г) но бывает еще одна причина боли при практике цигун - очень интенсивная тренировка своей энергии. Такие неприятные симптомы связаны с тем, что движение энергии оказывает влияние на наше физическое тело, и тело меняется. В этом случае, как правило, нужно принимать какие-то дополнительные микроэлементы. Поэтому если где-то у вас возникли более сильные боли, то не тревожьтесь - это обычная реакция, которая длится, как правило, несколько дней.

2. Обморочное состояние. Если практикующий недавно перенес тяжелую операцию и недостаточно оправился, если он просто физически слаб, немощен, если у него заболевания сердца или резкие нарушения кровяного давления, если у него нарушения в шейном отделе позвоночника, то при выполнении третьего подготовительного упражнения и Большого дерева возможна кратковременная потеря сознания. Причина - интенсивное поступление ци в ослабленный организм, особенно в мозг. Это не опасно. Как правило, через несколько минут человек приходит в себя самостоятельно. Иногда потеря сознания переходит в обычный сон.

Нажатие пальцем на точку Женьчжун под носом на верхней губе приводит человека в чувство. Тем, кто чувствует себя достаточно слабым, и тем, кто находится на грани потери сознания, при умывании лица необходимо пальцами потирать область носа (это лечит и заболевания носа). Затем массировать большими пальцами виски и зону у волосяного покрова. Если болит голова и возникает полуобморочное состояние, то следует массировать точки Женьчжун и Хэгу (рис.31) у основания большого пальца на тыльной стороне кисти между первой и второй пястными костями, ближе к лучевому краю, вращением пальцев (8 раз в одну сторону и 8 раз в обратную).

3. Интенсивные вибрации всего тела. Так случается, если практикующий не умеет хорошо расслабляться, перенес нервные стрессы, от которых полностью не оправился, или имеет ряд нарушений нервной системы и эмоционального состояния. Это вызывает многочисленные «зажимы» нервов, мышц, энергетических каналов на разных участках тела. Ци, поступающая в организм во время Большого дерева, начинает «пробивать» эти блоки и искать «обходные пути». Такое состояние надо отслеживать и стараться максимально расслабиться, чтобы помогать энергии выполнять работу по нормализации состояния организма. Если вибрации становятся чрезмерными и неконтролируемыми, то следует интенсивно нажать на точки Хэгу, а затем сложить руки на Ся даньтянь.

4. Сильная тошнота и позывы на рвоту в процессе выполнения Большого дерева возникают при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, в частности гастритах и язвенной болезни. При практике в домашних условиях не надо себя сдерживать, а после освобождения желудка следует продолжить упражнение. При регулярной практике состояние улучшается и начинается выздоровление.

5. Интенсивные движения, сильное раскачивание:

а) если у практикующего не уравновешены инь и ян, то, расслабив и «отпустив» тело, он слегка раскачивается. Это длится обычно первые 2-3 занятия или некоторое время в начале каждого занятия (в зависимости от величины дисбаланса). Потом тело успокаивается, и практикующий стоит неподвижно;

б) если нарушена проходимость ци на каких-либо участках энергетических каналов, тело перемещается автоматически во время попыток ци пройти эти зоны;

в) интенсивное движение или раскачивание туловища возникает при проблемах с позвоночником, нарушении состояния нервной системы, родовых травмах, ДЦП, заиканиях, некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии, а также при многочисленных хронических болезнях или травмах, приведших к спазмированию энергетических каналов. В этом случае (при интенсивных движениях) следует практиковать с открытыми глазами и не более 30 мин.

6. Громкие звуки (плач, слезы, смех, пение, крики) во время Большого дерева возникают при определенных заболеваниях сердца и легких. Тогда:

а) при правильной практике в состоянии цигун с этими звуками
уходит из тела больная ци, а на ее место поступает извне хорошая. Но
не следует при имеющихся заболеваниях специально плакать, смеяться или кричать. Этому можно позволить быть лишь в том случае, если все происходит естественным образом, автоматически, в Состоянии цигун;

б) если вы достаточно сенситивны, чтобы почувствовать соответствующую болезнь находящегося рядом человека, то этим тоже может быть вызвана ваша реакция. Тогда, например, после вашего плача его состояние начнет улучшаться.

Все это - проявление лечебного эффекта.

Цигун упражнение столб является базовым и выполняется как в начале практики, так и на всех последующих этапах с разными акцентами. Упражнение направлено на открытие меридианов и успокоение сердца. Упражнение оказывает оздоровительный эффект для всех внутренних органов в области нижнего даньтянь, нормализуется работа меридиана мочевого пузыря.

Выполнять упражнение можно сидя, но обычно мы выполняем его стоя. Приступим к выполнению упражнения.

Упражнение Дерево, начальная позиция

1. Подготовка. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Язык слабый, касается нёба за зубами. Соприкосновение языка и нёба соединяет переднесрединный меридиан (жэнмай) и заднесрединный меридиан (думай). Точку хуэйинь необходимо немного втянуть, чтобы замкнуть переход.

2. Ноги. Поверните стопы внутрь на 9 градусов. Пальцы ног расслабьте и немного откройте (пальцы растопырены). Настроение такое, что точка юнцюань (R1) как бы соединяется с землей, но не слишком сильно прижата, ноги укореняются на несколько метров вниз. Щиколотки чуть выдвинуты вперед и немного растягиваются, чувствуем расслабление в щиколотках. Колени согнуты до того градуса, чтобы центр колена смотрел на юнцуань, если опустить перпендикуляр. Чувствуем под коленями небольшие шарики.

3. Таз и поясница. Таз немного растянут вниз и тазобедренный сустав открыт. Копчик подвернут вниз и вперед. Крестец немного назад. Ягодицы стремятся вниз, таз чуть-чуть подан вперед. Поясница расслаблена.

4. Спина. Позвоночник ровно. Спина округлая и чуть отклоняется назад. От точки чанцян (VG1 – между анусом и копчиком) вниманием проходим до точки дачжуй (VG14 – седьмой шейный позвонок) на шее, почувствуйте, что дорога открыта. Потом от точки дачжуй внимание идет до точки байхуэй (VG20), и область вокруг точки байхуэй стремится вверх.

5. Руки. Руки расслабленны, плечи подаем вперед. Подмышки открыты и чувствуем в них пустоту, как будто в подмышках держите яйцо – нельзя слишком сильно сжать и нельзя уронить. Руки расслаблены и чуть согнуты в локтях, и получается, что руки не прямые, а естественно приподняты у нижнего даньтянь, большой палец каждой руки упирается в сгиб первой фаланги указательного пальца.

Упражнение Дерево, руки у нижнего даньтянь

6. Голова . Глаза смотрят прямо перед собой, обзор около 90 градусов, можно чуть прикрыть глаза, не стоит их полностью закрывать, подбородок чуть вниз. Уши слушают, что происходит позади (это важно). Область вокруг точки байхуэй стремится вверх.

7. Настроение . Чувствуем, как наше тело одновременно распирает по шести направлениям: вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад. В области среднего даньтянь чувствуем пустоту, а в области нижнего даньтянь чувствуем шарик размером с яйцо, а внутри у шарика пустота. Глаза как бы излучают свет, и этот свет освещает этот шарик. Настроение такое, что байхуэй стремится в небо, и через небо в байхуэй приходит чистая ци. Через точки юнцюань корни уходят глубоко в землю. Постарайтесь почувствовать, что небо и земля, точки байхуэй и юнцюань вместе. Тело расслабленное и легкое, не чувствуется усталость, наоборот чувствуем, что везде очень приятно. Важно заниматься просто и легко. Нельзя сильно концентрировать внимание.

8. Дыхание . Дыхание свободное, мягкое и длинное через нос. Сделайте цикл: 9 раз вдох-выдох, потом вниманием пройдите от точки байхуэй до точек юнцюань, чувствуйте в каждой части тела расслабление. На первом этапе занятий можно выполнять цикл 7 раз.

9. Окончание . По окончании упражнения выполните массаж. Положите две ладони на пупок, совершайте круговые движения 9 раз по часовой стрелке (если смотреть сверху) от маленького круга вокруг пупка к большому кругу по ребрам, постепенно увеличивая радиус, и 9 раз в обратную сторону от большого круга до маленького.

На первом этапе занятий руки могут быть опущены, как описано выше. Не надо специально поднимать руки вверх. Однако вы можете почувствовать, что руки сами хотят подняться вверх как бы на волне теплого воздуха. Если у вас есть такое чувство, то не надо ему мешать, пусть округлые руки как бы сами поднимутся вверх перед собой на уровень груди.

На втором этапе практики попробуйте поднять руки вверх перед собой на уровень груди. Очень хорошо, если руки как бы сами хотят подняться на волне теплого воздуха. Следите, чтобы плечи были опущены. Если вам тяжело держать руки на уровне груди, то это означает, что руки недостаточно расслаблены. Направляйте внимание на те места, где очень больно, чувствуйте, как ци приливает к этой точке. Каждый человек может стоять в позе Дереве с поднятыми руками час или больше, надо только научиться расслабляться, и никакого другого секрета здесь нет. В начале постарайтесь научиться без сверх напряжения стоять в Столбе хотя бы 20 минут.

Упражнение Дерево, позиция с поднятыми руками

Основное упражнение в системе Чжун Юань Цигун — это Большое дерево (Да Гу Шун).

Этому упражнению несколько тысяч лет. В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигуни ушу. Однако в них оно называется чжан чжуан и переводится как «столб» (иногда - «высокий пень»). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. При практике в этих системах ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно, подобно столбу.

В системе Чжун Юань цигун это упражнение также является одним из наиболее важных, его различные формы практикуют на четырех ступенях. Здесь оно означает БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО .

Если в Китае говорят о «Большом дереве» при такой позе, то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун. Сравните сами: под высоким пнем или столбом подразумевается нечто неподвижное и неживое, а в большом дереве заключены мощь и дыхание жизни.

Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж.

Мы говорили, что система Чжун Юань цигун может продлить жизнь. Но для того, чтобы жить дольше, необходимо быть здоровым. А что означает выражение «Жить дольше»? Я бы задал другой вопрос: «Как долго вы сможете жить?» Если просто говорить, что мы должны жить дольше, то это будет не совсем точно. Определяющими являются другие факторы. Например, сейчас вам 50 лет, а после практики цигун вы ощущаете себя двадцатилетним. С этой точки зрения можно сказать, что вы стали моложе. А если вам 20 лет, а выглядите вы на 50, то в этом случае нельзя говорить, что вам действительно 20 лет. Мы можем судить о возрасте человека не по количеству прожитых лет, а с точки зрения запаса жизненной энергии. Иногда реальный возраст мы можем даже не знать, а говорить о количестве жизненной энергии. Что подразумевается под этим с научной точки зрения?

Сейчас ученые всего мира пришли к выводу о том, что длительность жизни можно определять по наличию половой потенции. Именно это, а не возраст и внешний вид говорит о том, стар человек или нет. До 12 лет у большинства людей эти функции отсутствуют, потом они появляются и где-то в 50 лет начинают угасать. Тогда говорят, что этот человек уже немолод. Но практикуя цигун, можно и в 80 лет чувствовать себя молодым… В реальной жизни все происходит не так. У очень многих людей, которым чуть более тридцати, половые функции ослаблены. А при практике цигун они начинают быстро восстанавливаться.

И все-таки, как продлить жизнь? Вы знаете, что в нашем мире очень многие растения и животные живут намного дольше нас. Самые большие долгожители - это деревья. Никто не удивляется, если дереву 200, 300, 400 лет. А если 1000 лет, 2000 лет? Поэтому, если мы хотим жить дольше, то должны этому учиться у деревьев. Почему деревья живут дольше нас? Давайте проанализируем.

Мы страдаем от эмоций, вечно куда-то спешим, нервничаем. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы… Совсем иное дело - растительный мир. Многие деревья живут сотни лет. Зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем растут они, не испытывая чувств и желаний. Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется ветром, купается в солнечных лучах днем, а ночами принимает свет звезд и луны. И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом, дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они перемещаются по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.

А если человек уподобится дереву? Если человек так же будет принимать инь из Земли и ян из Космоса, то сможет ли это продлить его жизнь? Так ли это на самом деле, можно узнать только в результате практики. В соответствии с экспериментами, проходившими на протяжении тысяч лет, эмпирическим путем было установлено, что этот метод (имитация позы дерева) действительно может продлить жизнь. Очень скоро мы начинаем чувствовать увеличение нашей жизненной энергии. Поэтому с точки зрения здоровья практика Большого дерева удлиняет жизнь.

Надо отметить, что сходные методы практики были известны и культивировались у многих народов. Первым из известных столпников был св. Симеон в V в.н.э. Суть заключалась в том, что человек взбирался на столп, на котором оставался долгое время в молитвах. Столпы находили, столпы специально строили. Столпников такого рода было не много и это считалось подвигом. На Руси столпничество носило немного иной характер, и культивировалось в некоторых монастырях. Известно, что Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, его ближайшие ученики и последователи были «столпниками». Что это означает, для чего и как это делалось?

В средневековье и вплоть до XIX века принявшие постриг монахи уходили порой по велению души в отшельничество в пустошь (пустошью называли лесные чащи, удаленные от поселения мирян). Живя годы в уединении, рубили они себе жилье, обустраивали по христианским обычаям и молились вдали от соблазнов и мирской суеты, слушая свое сердце и признавая судьей лишь Бога да совесть.

Постепенно весть о таком отшельнике разносилась по округе, и жители сначала ближних деревень, а затем и дальних вплоть до уездных городов навещали его, принося с собой самое необходимое для уединенной лесной жизни. Те, кто победнее, добирались пешком, кто побогаче - на телеге… Дорога в пустошь была не близкой. Вот и доводилось оставаться на ночлег, а значит, и молиться вместе. И вот рубилось жилье для посетителей, конюшня, церквушка для молитв. А ее надо было уже организовать по правилам. И тогда обращались с прошением в какой-нибудь монастырь или приход, и часто по решению синода привозили в эту новую церковь икону, которая становилась в ней главной, и освящали и церковь, и место это как основу будущего монастыря, а монах-отшельник становился главой будущей общины. Так был основан и Сергием Радонежским монастырь в Беловежской пустоши.

И становился монастырь людным местом. И не всегда можно было для разговора с богом уединиться, так как строг был распорядок дня, и много времени отнимали наставничество и хозяйственные дела. И вот в отдалении от монастыря находили в лесу два рядом растущих дерева. Их срубали примерно в полуметре от земли и выравнивали место сруба. А затем становился человек на эти два пня ногами, представлял себя их продолжением - теми деревьями, что были срублены - и сливался с природой, вознося ввысь молитвы и отрешаясь от себя. И стоял он так час или два, а иногда, по некоторым свидетельствам, и по б часов кряду. Через два года регулярной практики у такого монаха появлялся дар целителя, а иногда и провидца. И если такого монаха приводили в другой монастырь, то эту практику передавал он там своим ученикам и последователям. Так и преподобный Иов пришел в Почаевский монастырь со своей практикой.

А с точки зрения цигунэто упражнение позволяет объединиться со всем Космосом. Мы соединяем воедино Небеса, Человека и Землю - три внешних юань объединяются в один. Сначала мы представляем себя большим деревом, позже это понятие исчезает и остается Большой человек, объединивший все это в себе. Конечно же, не сразу, а после практики всех трех ступеней.

На первой ступени Чжун Юань цигун Большое дерево выполняется следующим образом :

1. Исходное положение - ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты, спина прямая, для чего таз немного подается вперед. (Можно отрегулировать положение тела так, будто кроме ног есть третья точка опоры - хвост, как у кенгуру) Подбородок немного опущен, чтобы шея была выпрямленной. При этом голова как бы подвешена за макушку. Тело расслаблено. Язык прикасается к верхнему нёбу, глаза прикрыты.
2. Представьте себе, что обе ваши ноги прорастают глубоко в землю и превращаются в корни могучего дерева, и, подобно корням дерева, впитывают из земли влагу, питательные вещества и энергию инь.
3. Представьте, что ваше туловище вырастает высоко в небо, выше облаков, к солнечному свету, к свету звезд, Луны. И оттуда вы принимаете и впитываете в себя свет, ветер, дождь, энергию Космоса ян. И сами вы становитесь огромны, как Космос.
4. Приподнимите руки так, чтобы ладони находились на уровне пупка. Локти отставлены от туловища, будто под мышками находятся хрупкие, как яйца, теннисные мячи. Линии рук округлы и расслаблены, будто охватывают большой надувной мяч. Представьте и почувствуйте между ладонями и пупком упругий шар.
5. Забудьте о себе, о своей позе. Почувствуйте, как снизу сквозь ноги-корни поднимается ци Земли, а сверху поступает ци Космоса. Почувствуйте это движение и энергетический шар между ладонями и пупком. И снова забудьте.
6. Модификация п. 5. Представьте и почувствуйте, как этот шар начинает расти, становится все больше и больше, выходит за пределы вашего тела, и вы оказываетесь внутри него. Почувствуйте себя внутри этого шара, когда вы и шар огромны, как Космос. Затем шар начинает уменьшаться в размерах. Он становится все меньше и меньше, а энергия внутри него все плотнее и плотнее. Оболочка его, уменьшаясь, проходит сквозь ваше тело, и вот он снова умещается между вашими ладонями и пупком. Затем он снова увеличивается в размерах, и вы - внутри шара. Затем он снова уменьшается. И так несколько раз.
Минимальная длительность выполнения Большого дерева - 30 минут. Это вызвано тем, что кровь и ци проходят по всем сосудам и каналам нашего тела за 30 минут. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела.
Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой позе, длительность выполнения Большого дерева можно довести до двух часов.
7. Заканчивая упражнение, следует сконцентрировать ци в нижнем даньтяне. Сложите руки на этом участке (женщины - правую руку на пупок, левую сверху; мужчины - наоборот). При этом центр нижней ладони (точка Лаогун) должен совпадать с центром пупка. Мысленно сконцентрируйте и сожмите шар в нижнем даньтяне в точку. Почувствуйте горячий участок или пульсацию под ладонями. Это и есть центр Ся даньтянь. Затем медленно откройте глаза.
Женщинам во время менструации рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла - Чжун даньтянь. Во время беременности Большое дерево выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего котла.

Обратите внимание на то, что во время выполнения упражнения Большое дерево во рту образуется много слюны. Сначала она привычного для вас вкуса, затем сладковатая, а после определенного периода практики дает целую гамму вкусовых ощущений, вплоть до нектара цветов. Раньше такую слюну называли нефритовой, золотой, бриллиантовой, подчеркивая тем самым, что она столь же драгоценна для организма. По мере накопления слюны в полости рта, её надо медленно проглатывать. Современные исследования позволили установить, что в такой слюне содержится очень много микроэлементов, и она оказывает лечебное действие на слизистую желудка и кишечника. Проглатывая ее, вы должны почувствовать, как она проходит дальше в нижний даньтянь. Позже такая слюна не проглатывается, а преобразуется в пену, фактически трансформируется в гун.

Этому упражнению несколько тысяч лет. В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигун и ушу. Однако в них название переводится как столб (иногда - высокий пень). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. При практике в этих системах ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно подобно столбу.

В системе Чжун Юань цигун это упражнение также является одним из наиболее важных, различные формы его практикуют на первых трех ступенях. Однако здесь это означает БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. И если в Китае говорят о «Большом дереве» при такой форме, поясняя смысл упражнения, то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун . Сравните сами: высокий пень или столб подразумевает нечто неподвижное и неживое, а большое дерево - могучее, живое, дышащее.

Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы. Совсем иное дело - растительный мир. Многие деревья живут сотни лет. Зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем растут они, не испытывая чувств, желаний, эмоций. Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется от ветра, купается в солнечных лучах днем и принимает свет звезд и луны ночью. И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом, дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они проходят по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.

А если человек уподобится дереву? Не продлит ли это его жизнь? Долгие годы подбирались и отрабатывались формы такой практики, пока было установлено, что регулярное выполнение упражнения такого рода действительно позволяет накапливать энергию Земли Инь и Космоса Ян, удлинять жизнь и избавляться от многих болезней.

На первой ступени Чжун Юань цигун форма «Большое дерево» выполняется следующим образом:

Внимание: Женщинам во время регул рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла Чжун даньтянь (напротив центра грудины). Во время беременности Чжан Чжуан выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего котла.

Обратите внимание на то, что во время выполнения упражнения «Большое дерево» во рту образуется много слюны. Сначала она обычного вкуса, затем сладковатая, а после определенного периода практики дает целую гамму вкусовых ощущений. Раньше такую слюну называли золотой, бриллиантовой, подчеркивая тем самым, что для организма она столь же драгоценна, сколь и бриллиант. По мере накопления в полости рта, ее надо медленно проглатывать. Современные исследования позволили установить, что в такой слюне содержится очень много микроэлементов, и она оказывает лечебное действие на слизистую желудка и кишечника.

«Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL»

(При использовании статьи или какой-либо ее части ссылка на центральный сайт школы Чжун Юань цигун www.сайт обязательна. )

Практикуется на начальной стадии для очищения и набора энергии.

Этому упражнению несколько тысяч лет.

В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигун и ушу.

Однако в них название переводится как столб (иногда — высокий пень). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. При практике в этих системах ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно подобно столбу.

В системе Чжун Юань цигун это упражнение также является одним из наиболее важных, различные формы его практикуют на первых трех ступенях. Однако здесь это означает большое дерево.

И если в Китае говорят о «Большом дереве» при такой форме, поясняя смысл упражнения, то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун. Сравните сами: высокий пень или столб подразумевает нечто неподвижное и неживое, а большое дерево — могучее, живое, дышащее.

Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы. Совсем иное дело — растительный мир.

Многие деревья живут сотни лет. Зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем растут они, не испытывая чувств, желаний, эмоций.

Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется от ветра, купается в солнечных лучах днем и принимает свет звезд и луны ночью.

И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом, дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они проходят по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.

А если человек уподобится дереву?

Не продлит ли это его жизнь? Долгие годы подбирались и отрабатывались формы такой практики, пока было установлено, что регулярное выполнение упражнения такого рода действительно позволяет накапливать энергию Земли Инь и Космоса Ян, удлинять жизнь и избавляться от многих болезней.

Исходное положение — ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты, спина прямая — таз для этого слегка подать вперед.

(Можно отрегулировать положение тела так, будто кроме ног есть третья точка опоры — хвост, как у кенгуру).

Подбородок немного опущен, чтобы шея была выпрямленной.

При этом голова как бы подвешена за макушку (как у елочной игрушки). Тело расслаблено. Язык прикасается к верхнему небу, глаза прикрыты, но не закрыты совсем.

Представьте себе, что обе ваши ноги прорастают глубоко в землю и превращаются в корни могучего дерева и подобно корням дерева впитывают из земли влагу, питательные вещества и энергию Инь.

Представьте, что ваше туловище вырастает высоко в небо, выше облаков , к солнечному свету и к свету звезд, Луны. И оттуда вы принимаете и впитываете в себя свет, ветер, дождь, энергию Космоса Ян. И сами вы становитесь огромны, как Космос.

Приподнимите руки так, чтобы ладони находились напротив пупка. Локти отставлены от туловища, будто под мышками находятся теннисные мячи, хрупкие, как яйца. Линии рук округлы и расслаблены, будто охватывают большой надувной мяч. Представьте и почувствуйте между ладонями и центром пупка упругий шар.

Забудьте о себе, о своей позе. Почувствуйте, как снизу сквозь ноги-корни поднимается ци Земли, а сверху поступает ци Космоса. Почувствуйте это движение и энергетический шар между ладонями и пупком. И снова забудьте.

Минимальная длительность выполнения упражнения Большое Дерево — 30 мин.

Это вызвано тем, что кровь омывает все участки нашего тела за 30 мин. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела.

Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой форме, длительность выполнения упражнения следует довести до двух часов.

Выход: сконцентрируйте ци в нижнем даньтянь. Медленно откройте глаза и сложите руки на этом участке (женщины — правую руку на пупок, левую — сверху; мужчины — наоборот). При этом центр ладони (точка Лаогун) руки, находящейся на пупке снизу, должен совпадать с центром пупка.

Мысленно сконцентрируйте и сожмите шар в нижнем даньтянь в точку. Почувствуйте горячий участок или пульсацию под ладонями. Это и есть центр вашего Ся даньтянь.

ВНИМАНИЕ: Женщинам во время регул рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла — Чжун даньтянь. Во время беременности Большое дерево выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего котла.

Заключительные упражнения

  1. Растереть ладони до ощущения в них жара.

  2. «Умыть» ими лицо вверх (от подбородка к волосам) - легким движением, затем в стороны (разглаживая лоб) и вниз (через виски к подбородку) - с нажимом. При этом большими пальцами проводить по ушным раковинам сверху вниз.

  3. Интенсивно похлопать мягкими ладонями по голове в направлении от затылка ко лбу.

  4. «Расчесать» волосы подушечками пальцев в направлении от лба к затылку и от висков к затылку. При этом пальцы должны с интенсивным нажимом массировать сквозь волосы кожу головы.

  5. Растереть ушные раковины, разминая их между пальцами, сверху вниз, и козелок - до появления ощущения «горения ушей».

  6. Интенсивно прохлопать мягкой ладонью руку от плеча к запястью по наружной и внутренней стороне (поочередно: сначала левую, затем правую).

  7. Двумя руками синхронно прохлопать туловище спереди сверху вниз (от шеи до лобка) и на уровне поясницы (от боков к Ся даньтянь).

  8. Прохлопать ноги сверху вниз со всех сторон, начиная от точки Хуаньтяо.

  9. Прохлопать спину снизу вверх вдоль позвоночника.

  10. Снова растереть ладони и положить их на область почек. Прислушаться, как тепло ладоней переходит в область почек, надпочечников.

Пояснения к заключительным упражнениям

1. Интенсивное растирание ладоней способствует приведению в равновесие инь-ян. Перед растиранием можно проверить баланс инь-ян после выполнения Большого дерева. Если температура ладоней одинакова, значит, инь-ян уравновешены, если разная — равновесия нет.

2. При выполнении упражнения ладони активизируются, вокруг них возникает интенсивное поле ци. «Умывание» лица такими ладонями улучшает микроциркуляцию крови в кожном покрове, усиливает обменные процессы. Происходит массаж кожи полем ци. Представьте и почувствуйте, что ваши ладони разглаживают морщи ны на лбу и вокруг глаз.

При регулярном выполнении этого упражнения кожа лица омолаживается, становится свежей и здоровой.
В древности это было одним из косметических способов омоложения кожи энергией ци без каких бы то ни было мазей, кремов… При этом не возникают никакие побочные эффекты.

Такой способ используется и в настоящее время. Когда вы умываетесь, то регулярно, не отдавая себе отчета, производите массаж кожи лица. То же самое происходит при втирании в кожу кремов.

Но при использовании косметических средств иногда наблюдается побочный эффект так как у разных людей различная чувствительность кожи. Кроме того, возможно привыкание к одним и тем же препаратам, а при дли тельном использовании косметики кожа без нее теряет эластичность стареет, выглядит несвежей и требует постоянного ее применения.

Это связано с тем, что регулярное привнесение в кожу различных материалов извне снижает или вовсе прекращает функцию выработки необходимых веществ самой кожей.

Можно обойтись без каких бы то ни было косметических средств, если в активизированную ладонь взять немного воды и аккуратно втирать ее в кожу, одновременно мысленно производя массаж своей энергией ци.

3. Прохлопывание по голове активизированными ладонями с интенсивным полем ци вокруг них способствует открытию каналов и активных точек, расположенных в области головы, нормализации движения ци в этих зонах, а вместе с ней и крови и, как следствие, избавлению от головных болей (у кого они бывают).

Кроме того, улучшается питание мозга.

4. «Расчесывание» волос приводит к улучшению микроциркуляции крови в кожном покрове (благодаря одновременному массажу кожи энергией ци пальцев). Если выполнять по 300-500 таких движений 2-3 раза в день, то в течение месяца начинает восстанавливаться волосяной покров даже у облысевших людей.

5. На ушных раковинах расположено множество БАТ , связанных со всеми внутренними органами тела/ Интенсивное растирание активизированными пальцами ушных раковин равнозначно массажу всего тела и его внутренних органов. Точки, вызывающие болевые ощущения, следует растирать дольше и особенно активно, так как это указывает на нарушения в органе, связанном с этой точкой.

6. Прохлопывания рук, ног, туловища производятся по ходу энергетических каналов с целью открытия БАТ, расположенных на этих каналах, и улучшения циркуляции ци в них. Если это делать достаточно интенсивно, то человек приобретает разновидность гунфу, при котором его тело становится менее чувствительным к ударам. Такого типа упражнения включаются в практику жесткого цигун.

ЗАПОМНИТЕ : Перед выполнением Большого дерева нужно открыть каналы на пальцах рук (а если позволяет обстановка, то и ног), а после его окончания ОБЯЗАТЕЛЬНО проделать заключительные упражнения, так как они способствуют равномерному распределению ци в организме. В противном случае могут возникнуть головные боли, ощущение жжения или распирания на отдельных участках, дискомфортное состояние.

Сопутствующие феномены:

На первых этапах выполнения упражнений различают 8 ощущений, которые относятся к разряду нормальных (перечислены ниже).

Интенсивность ощущений зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния организма, как физического, так и психоэмоционального.

Нормальные феномены

1. ХОЛОД или ТЕПЛО практикующий может испытывать в том случае, если инь-ян в организме не уравновешены.

Концентрация ци в нижнем или среднем даньтяне обычно вызывает ощущение теплого или горячего шарика. При правильном выполнении Большого дерева и интенсивном наборе ци из окружающей среды иногда возникает ощущение столь сильного ЖАРА что его трудно выдержать. Учащается сердцебиение, начинается обильное потовыделение.

Иногда несколько дней практикующий чувствует озноб, начинает кутаться, но все равно не может согреться. Тогда надо больше практиковать. Это говорит о начавшейся перестройке в организме.

2. Открытие активных точек сопровождается ощущением бегающих по телу МУРАШЕК или ЗУДА . Если эти точки где-то были заблокированы (особенно на голове), то зуд может быть просто нестерпимым. Обычно столь интенсивные ощущения быстро проходят, и практикующий после этого начинает испытывать облегчение легкость на этом участке. Он может через него как бы дышать.

3. ЛЕГКОСТЬ, НЕВЕСОМОСТЬ тела возникает тогда, когда вам удается во время упражнений «забыть о себе» — вы переходите в иное состояние, при котором тело не мешает и не ограничивает ваше восприятие, ваши ощущения. Это первая стадия СОСТОЯНИЯ ЦИГУН. С этого момента начинается следующий этап вашего развития.

4. Ощущение ТЯЖЕСТИ возникает как из-за неумения расслабиться и принять правильную позу (тогда непривычное положение различных частей тела вызывает тяжесть или боль, онемение и пр.), так и при вхождении в образ и наполнении энергией ци. Наполнение ци вызывает также ощущение распирания: набухают пальцы (их трудно согнуть), отекают ноги… Со временем автоматически начинает происходить перераспределение энергии во всем теле.

5. Ощущение ВИБРАЦИИ часто связано с поступлением ци извне и прохождением энергии по каналам. Иногда кажется, что в теле находятся «гудящие провода».

6. ЗАКЛАДЫВАНИЕ УШЕЙ, ГУЛ , как в самолете при измене нии высоты полета, связаны с получением большого количества ци извне и поступлением ее в мозг. В будущем практикующий может получить способность слышать отдельные звуки и разговор на очень большом расстоянии.

7. ВСПЫШКИ СВЕТА перед внутренним взором связаны с активизацией БАТ в области Третьего глаза, когда в эту зону поступает Достаточное количество ци.

8. ВИДЕНИЯ: образы или общение с Иисусом, Буддой, святыми, беседы с ними, картины из различных эпох земной жизни, картины миров, голоса, советы и т. д.

На первых ступенях цигун все это является моделями, продуцируемыми нашим мозгом, сознанием, психикой и базирующимися на имеющейся информации на сознательном и подсознательном уровнях. Это не является истиной. Это не более чем феномены Не следует на них акцентировать внимание, как бы интересны они ни были.

Видения и ощущения будут все время меняться, так как это связано с изменениями тела и сознания. Если уделять внимание таким феноменам, то можно легко сойти с дороги, ведущей на вершину, и никогда не достичь конечной цели.

9. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ могут быть вызваны несколькими причинами. Если практикующий здоров и у него появляется достаточно ци, которая поднимается вверх к области головы и Третьего глаза, то:
а) боль возникает при активизации БАТ в области Третьего глаза и при его открытии, а также при активизации и открытии точек верхней части головы (по периметру). Это подготовка тела к возможности будущего выхода души;

б) если у практикующего есть или были какие-либо заболевания, травмы, операции и пр., то болевые ощущения неизбежны. Остановимся на этом подробнее.

Феномен, связанные с болезнями практикующего

— Болевые ощущения. С точки зрения традиционной китайской медицины на любом участке локализации заболевания (нынешнего или прошедшего) наблюдается сужение либо «закупорка» каналов, по которым циркулирует энергия ци. Это вызывает застой или непроходимость ци сквозь этот участок и, как следствие, нарушения циркуляции крови.

Во время выполнения Большого дерева в организм начинает извне поступать ци. По мере накопления она автоматически «перетекает» на те участки, где ее не хватало. Происходит перераспределение ци. И когда она начинает проходить через суженный или закупоренный участок канала, то человек испытывает боль.

В Китае при этом говорят: «Ци сражается с болезнью».

Бывает так, что у практикующего ничего не болело и он хорошо себя чувствовал, пока… не начал практиковать. А при практике начал испытывать боль. Это надежная самодиагностика.

ПОМНИТЕ : Там, где ци проходит без затруднений, человек никогда не испытывает боль или дискомфорт. Боль сигнализирует о том, что на этом участке имеются нарушения. Поэтому сначала постарайтесь припомнить, не было ли здесь каких-либо травм, операций, переломов — некоторое время назад, или в раннем детстве.

А если вы ничего не можете припомнить, то это значит, что в этой области у вас возникли какие-то нарушения и необходимо принимать меры. Если боль терпима — продолжайте практиковать, и она исчезнет, унеся с собой болезнь, а если боль очень сильная — обратитесь к врачу и обследуйте этот участок организма.