Блог
689 0

Русские силачи 20 века. Тренируйся как силач старой школы

Русские силачи 20 века. Тренируйся как силач старой школы

На Руси в середине XIX века в царском кабинете существовала должность «Главнонаблюдающего зафизическим развитиемнародонаселения». Развившиеся под таким наблюдением представители русского населения до сих пор удивляют этим самым своим развитием. Например, в тяжелой атлетике тем, кто «тянул» меньше 100 килограммов, в Клубе сильных было делать нечего.

Сегодня мы расскажем о семерке самых сильных мужчин Руси и Союза. Надеемся, для тебя они станут откровенным образцом для подражания, или хотя бы мотивируют сегодня пойти в тренажерку вместо бара.

1. Сергей Елисеев (1876 - 1938). Маленький тяжелоатлет

Рекордсмен мира, потомственный богатырь небольшого роста, он прославился случайно на городском празднике в Уфе - выиграл в турнире поясной борьбы у многократного чемпиона. На следующий день к дому Елисеева привезли трех баранов, как великодушный акт признания от поверженного экс-чемпиона.

Трюк. Брал вправую рукугирю весом 62 кг, поднимал ее вверх, затем медленно опускал на прямой руке в сторону и несколько секунд удерживал руку с гирей в горизонтальном положении. Три раза подряд он вырывал одной рукой две несвязанные двухпудовые гири. В жиме двумя руками он поднимал 145 кг и толкал 160,2 кг.

Источник: wikipedia.org

2. Иван Заикин (1880 - 1949). Шаляпин Русских мускулов

Чемпион мира по борьбе, чемпион по поднятию тяжестей, цирковой артист. Зарубежные газеты назвали его «Шаляпиным русских мускулов». Его атлетические номера вызывали сенсацию. В 1908 году Заикин гастролировал в Париже. После выступления атлета перед цирком были выставлены разорванные Заикиным цепи, погнутая на его плечах железная балка, «браслеты» и «галстуки», завязанные им из полосового железа. Некоторые из этих экспонатов были приобретены Парижской кунсткамерой и демонстрировались наряду с другими диковинками.

Трюк. Заикин носил на плечах 25-пудовый якорь, поднимал на плечи длинную штангу, на которую усаживалось десять человек, и начинал ее вращать («живая карусель»).

Источник: wikipedia.org

3. Георг Гаккеншмидт (1878 - 1968). Лев, не человек

Чемпион мира по борьбе и рекордсмен мира по тяжелой атлетике. Тренировался с детства: прыгал в длину на 4 м 90 см, в высоту с места - на 1 м 40 см, 180 м пробегал за 26 с. Для укрепления ног практиковал подъемы по винтовой лестнице к шпилю церкви Оливеста с двухпудовыми гирями. В спорт попал случайно: доктор Краевский — «отец русской атлетики» — убедил его в том, что «он легко может стать самым сильным человеком в мире».

В 1897 году Георг сорвался в Петербург, где разнес в пух и прах столичных тяжеловесов. Тренируясь у Краевского, силач быстро берет все первые места в России (кстати, он ел все, что хотел, но пил только молоко), и едет в Вену. Далее - Париж, Лондон, Австралия, Канада, Америка — и звание Русского льва и Самогосильного человекаконца XIX — начала XX века.

Трюк. Одной рукой выжимал штангу весом 122 кг. Брал в каждую руку гантели по 41 кг и разводил прямые руки горизонтально в стороны. Выжимал на борцовском мосту штангу весом 145 кг. Скрещенными на спине руками поднимал из глубокого приседа 86 кг. С 50-килограммовой штангой приседал 50 раз.

Источник: do4a.com

4. Григорий Кащеев (настоящ. - Косинский, 1863 — 1914). Великан-дауншифтер

Богатырь из деревни с преимуществом в росте — 2,18 м. На деревенской ярмарке победил заезжего циркача Бесова, который сразу же его убедил поехать с ним — «являть силу». «Приезжаем с Гришей в глухой-преглухой городишко. Там таких людей как мы, и не видели… Кащеев (псевдоним Косинского) — косматый, как зверюга, а моя фамилия Бесов… Облика человеческого у нас нет. Решили, что мы — оборотни… Не говоря дурного слова, заарканили нас, вывезли за град и говорят: «Ежели ни уйдете из нашего города добром, так пеняйте на себя».

В 1906 году Григорий Кащеев впервые встретился с борцами мирового класса и подружился с Заикиным, который помог ему выйти на большую арену. Вскоре Кащеев клал на лопатки всех именитых силачей, а в 1908 году вместе с Поддубным и Заикиным едет в Париж на Всемирный чемпионат, откуда силачи привезли победу.

Трюк. Казалось бы, что теперь и началась настоящая борцовская карьера Кащеева, но, отказавшись от самых выгодных ангажементов, он бросил все и уехал к себе в деревню, пахать землю.

Источник: sport-ru.com

5. Петр Крылов (1871 - 1933). Король гирь

Москвич, сменивший профессию штурмана торгового флота на профессию атлета. Прошел весь путь от ярмарок и «балаганов живых чудес» - до крупных цирков и чемпионатов по французской борьбе. Он же - внимание! - был бессменным призером конкурсов на лучшую атлетическую фигуру, взяв еще в детстве пример с атлета Эмиля Фосса, который выходил на арену в шелковом трико и леопардовой шкуре. Первые тренировки начал дома с утюгами, которые он привязывал к швабре для пола.

Трюк. Крылов установил несколько мировых рекордов. В положении «борцовский мост» он выжимал двумя руками 134 кг, левой рукой- 114,6 кг. Жим в «солдатской стойке»: левой рукой 86 раз подряд поднимал двухпудовую гирю. Родоначальник зрелищных трюков, которые тогда повторяли другие атлеты, а сегодня десантники: сгибание рельса на плечах, проезд автомобиля по телу, поднятие платформы с лошадью и всадником. Показывая атлетические номера, Крылов их весело комментировал. И его реплики всегда отличались убедительностью. Например, когда он разбивал камни кулаком, то неизменно обращался к публике с такими словами: «Господа, если вы думаете, что в этом номере есть фальшь, то могу разбить этот камень кулаком на голове любого желающего из публики». От практики мог легко перейти на теорию… и прочитать лекцию о физической культуре.

Источник: wrestlingua.com

6. Александр Засс (1888 - 1962). Человек-самсон

Отец Александра Засса был как раз тем человеком, который мог выйти в цирке против приезжего силача и выиграть бой. Неудивительно, что Александр попал в цирк и занялся сразу всем: воздушной гимнастикой, джигитовкой, борьбой. В 1914 году грянуламировая войнаи Александра призвали в армию в 180 Виндавский кавалерийский полк.

ЕГИПЕТ.

Самой яркой иллюстрацией борьбы в Египте являются рисунки на могилах в Бенн-Рассане, относящиеся к 3000 году до нашей эры. На них изображены три положения борцов: два в стойке, напоминающие задний и обратный пояса, и одно в лежачем на земле положении, На рисунке, изображающем схватку лежа на земле, верхний противник старается дожать нижнего на спину, а тот, сопротивляясь, делает подобие полумоста, причем держится за ногу верхнего. Отсюда вытекает, что в Египте борцам разрешалось применять в схватках захваты всего тела, т.е. борьба была вольной, и, кроме того, требовалось дожать противника на лопатки. Характерным является для спортивных состязаний древности то, что на борцах, изображенных на этих рисунках, одеты пояса-бандажи. Из надписей, относящихся к царствованию Псаменнита, видно, что при дворе фараонов были особые борцы, на обязанности которых лежало выступать в состязаниях во время празднеств.

ЭТРУРИЯ.

На вазах, обычных свидетелях жизни этрусков, мы не видим изображения борьбы, но зато на одной гробнице есть два рисунка моментов схваток борцов. На одном из них борец применяет прием, несколько похожий на нынешнее "тур-де-бра", причем сам, как это требуется и в теперешнейгреко-римской борьбе, идет на одно колено. На другом за схваткой борцов, из которых один делает определенное "тур-де-бра", следит судья или учитель. Противники без костюмов и бандажей, совершенно голые. На учителе определенно профессиональный костюм, не похожий на обычные этрусские одеяния: венок на голове, оригинального фасона плащ и прямая палка в руке, служившая, наверно, для ударов в случае применения борцами неправильных приемов.

ЯПОНИЯ.

Легенды Японии говорят о том, что 2000 лет тому назад знаменитый силач Нони-но-Сукуне победил в борьбе геркулеса Тейему, взявшись за ноги противника и перекинув его через голову. Колоссальный Тейема с такой силой ударился, падая на землю, что не мог встать, и победитель, по обычаю, затоптал его ногами насмерть. Впоследствии - продолжает легенда - Нони- но-Сукуне составил список правил и приемов, пользуясь которыми <слабый мог бросить сильнейшего. Обычай затаптывать противника до смерти был отменен тем же самым Нони-но-Сукуне, сделавшимся или человеколюбивее к старости, или из чувства предосторожности, чтобы его самого не постигла такая же судьба, в случае поражения более молодыми. Нони-но-Сукуне считается патроном японских борцов до сих пор.

О таких же состязаниях и борьбе с рядом выработанных приемов и правил говорят нам предания всех времен и народов: и памятники мексиканских инков, и древнерусские былины, и сказания Кавказа о Рустаме-богатыре, и скандинавские саги о викингах, и эпос Индии о Наде и Дамаяити. Минуя все это, мы остановимся на борьбе вдревней Грециии Риме, где сложилась целая система борьбы, перешедшая через средние века в наше время, - сначала под именемгреко- римской, потом под названием французской, потом классической и снова - греко-римской.

ГРЕЦИЯ.

Говоря о борьбе в Греции, нужно принять в расчет два периода: 1) героический, гомеровский и 2) исторический.

В гомеровском периоде борьба называется <изнурительной силам. Песнь XXIII <Илиады говорит о том, как Ахиллес устроил на могиле своего друга Патрокла состязание в борьбе на призы: победитель получал <медный огненный треножник, ценою в двенадцать волов; побежденный - <юную рукодельницу. Боролись Одиссей и Аякс. Сначала противники схватываются крест-накрест, и Аякс бросает Одиссея на землю. Тот поднимается и сваливает своего более сильного противника подножкой, при этом падая ему на грудь. Ахиллес, в качестве судьи, признает схватку кончившейся в ничью и награждает обоих равными призами. Вывод - борьба была вольной и надо было для признания победы или бросить противника на землю несколько раз, или перевернуть на лопатки. Схватка не ограничивалась сроком, почему и название ее: <изнурительная силам. Перед борьбой гомеровские противники одевают специальные пояса-бандажи.

Насколько состязания в борьбе были популярны, видно из того, что <Илиада, повествуя о схватке между Ахиллесом и Агамемноном, в качестве судей схватки выставляет богов, которые, заинтересовавшись ходом борьбы и желая добиться какого-либо результата, увеличивают силу, рост и выносливость противников. Предание о походе аргонавтов под предводительством Ясона в Колхиду на корабле Арго за золотым руном, говорит о том, что Ясон во время остановки на острове Лемносе первый ввел пятиборье (пентакль). Благодаря введению в эти состязания борьбы, победителем среди аргонавтов вышел сильнейший из них борец Палей. О любимейшем силаче греческого эпоса героического периода - Геркулесе - мы видим указание на то, как он боролся, в описании двух его подвигов: с Антеем, которому всякий раз, когда он касался земли, прибавлялось силы, и которого поэтому Геркулес мог победить только задушив, при подъеме высоко от земли, а также с египетским разбойником Каком. Будучи обожествлен, в качестве самого популярного силача героического периода, как греками, так и римлянами, - Геркулес по наследству от них перешел к галлам под именем Пантофага. Галльские легенды о подвигах и приключениях Геркулеса-Пантофага пересказаны французским сатириком Рабле в 1532 г. в книге, вошедшей в классическую литературу под заглавием. Эта книга, получившая мировую известность, подписана псевдонимом <Алкофрибас Нозье.

В историческом периоде жизни Греции состязания в борьбе являются настолько излюбленным спортом, что победителей осыпали целым рядом почестей. Они освобождались от всяких налогов, имели право занимать везде почетные места, в сражении бились рядом с царем (что было очень выгодно для последнего), входили вродной городчерез особый, специально сделанный для этой цели в городской стене пролом. Награждая победителя триумфальным входом или въездом в родной город через этот пролом, сограждане силача показывали, что им не страшны никакие стены. Наспортивных состязанияхв древней Греции, имевших большое общественное значение вдревнем мире, борьба как спорт появляется с XVIII Олимпиады. С XXXIII Олимпиады она соединяется скулачным боем. Подобно тому, как бег, тоже излюбленный спорт греков, требовал победы в состязании на один, на два и на множество кругов, а также при полном вооружении - так и борец для признания победителем должен был выйти первым в ряде состязаний. От него требовалось побороть сначала одного противника, затем пятерых поочередно и выйти победителем в борьбе, соединенной с кулачным боем. Сначала характер борьбы был чисто любительский, боролись из-за почестей. Но профессионализм был уже не за горами: этому способствовали слишком крупные денежные премии победителям, достигавшие в Афинах баснословной по тому времени суммы в 500 драхм. Эти премии создали разделение борцов на любителей и профессионалов. Как те, так и другие изучали приемы и правила борьбы в особых помещениях (гимназиум) под руководством опытных учителей из старых борцов. В гимназиумах были особые снаряды для тренировки - гири (гальтеры) и тяжелые подвесные мешки с песком. И при тренировке, и в состязаниях борцы натирали свое тело маслом, а потом посыпали песком, причем боролись совершенно голыми. После схваток масло и грязь приходилось отскребывать специальными ручными лопаточками, затем борцы шли в горячую или холодную ванну. Для признания победы так же, как в гомеровском периоде, требовалось или бросить противника на землю три раза, или опрокинуть его на лопатки, причем в последнем случае допускалась борьба лежа на земле (партерная). Сначала применялись захваты всего тела, но со временем кодекс правил борьбы стал требовать нанесения захватов только до талии противника.

Историки Павзаний и Диоген Лаерций говорят о том, что борцы исторического периода Греции придерживались известного режима: после борьбы ложились отдыхать, ели молочный сыр, пшеницу, мясо молодого козленка и избегали пить вино. РИМ.

Суровые нравы начального <железного Рима заставляли каждого гражданина стремиться к развитию силы. Поэтому борьба - <состязание сильных, как называет ее Овидий, - имела в качестве спорта широкое распространение среди всех слоев римлян. <Энеида Виргилия говорит о схватках в борьбе Энея и его спутника, называя борьбу <показывающей превосходство перед всеми. Но с течением веков железный Рим уступил место изнеженному Риму цесаризма, и вместе с тем состязания в борьбе начали носить исключительно профессиональный характер, и в них выступают одни пленные рабы-гладиаторы. Из самого слова <гладиатор видно, что побежденному в любом виде состязаний могла грозить смерть (gladius - меч), а потому состязание в борьбе, как и в прочих боях гладиаторов, носили ожесточенный характер. Впервые упоминаются состязания в борьбе при описании праздника, устроенного императором Марком Фульвием в 186 г. до нашей эры. Особенно пышного расцвета достигли состязания в борьбе при Нероне Агенобарбе, который и сам иногда выходил на борьбу, причем по обычаю всех владык всех эпох и народов должен был выходить победителем. Насколько вообще была велика страсть у римских императоров выступать в качестве профессиональных силачей на аренах цирка, видно из истории царствования Коммода. Этот необычайного сложения колосс, борясь с гладиаторами, после победы закалывал своего противника, если тот казался ему очень сильным (поражения Коммода не допускались в виду его императорского звания). Историческим фактом является и то, что победы в борьбе доставили императорский трон гиганту-пастуху, - варвару Максимилиану. Будучи в войсках Септимия Севера, он обратил на себя внимание последнего своим необычайным ростом и телосложением. Север, решив приблизить к себе Максимилиана в качестве телохранителя, произвел испытание его силы и выносливости: Максимилиан несколько раз пробежал за конем Севера вокруг всего лагеря, убил в поединке 7 легионеров и поборол одного за другим 16 сильнейших борцов, находившихся в лагере Севера. Начало карьеры было сделано, и через несколько лет Рим привет- ствовал императора Максимилиана. Не уступая в аппетите Гаргантюа Рабле, Максимилиан, по рассказам историков, выпивал в день ведро вина и съедал 60 фунтов мяса.

В эпоху цесаризма гладиаторы подвергались не меньшей тренировке, нежели древние греки. В их <палестрах тренировка сопровождалась и ваннами и специальным массажем. Из рядов гладиаторов вышел знаменитый Спартак, поднявший знамя восстания среди рабов и угрожавший существованию Рима, - он также обладал колоссальной силой и был одним излучших борцов<палестр. У гладиаторов сложился целый кодекс правил и приемов борьбы, отчасти заимствованных у греков, отчасти выработанных самими условиями состязаний в цирке, где побежденному могла грозить смерть. Ввиду последнего обстоятельства, стиль борьбы римлян был вольный, схватки носили грубый, ожесточенный характер, причем побежденным, естественно, считался опрокинутый на спину, как находящийся в безвыходном положении.

БОРЬБА В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЙ ИСТОРИИ ДО XIX ВЕКА.

В средние века человеческая сила имела колоссальное значение, но в большинстве случаев состязания сводились к вооруженному бою. Поэтому в средневековых хрониках борьбе, как состязанию противников без оружия, отводится не так много места. Тем более, что борьба являлась спортом исключительно народных масс, которым было воспрещено заниматься вооруженным и конным спортом, являвшимся исключительно привилегией высшего класса. Большинство рассказов о феноменальных силачах средневековья говорят нам или о поднимании ими баснословных тяжестей, или о смер- тоносных ударах их кулаков и мечей. Правда, в этих рассказах фигурируют исключительно коронованные особы или рыцари. Таковы рассказы об Иоанне Цимисхии, Пипине Коротком, Карле Мартелле, сбивавшем кулаком любого силача с ног, Карле Великом, подымавшем на ладони вооруженного рыцаря, великане Экофере, Роланде, рассекшем пополам скалу в Россенвале, Бетране Дюгесклене и т.д. Достоверно известно из хроник и летописей только то, что на всех ярмарках среди массы увеселений были и состязания в борьбе, в которых выступали особые профессиональные, силачи, обыкновенно отличавшиеся колоссальным ростом и размерами тела, вызывавшие желающих из населения помериться с ними Силами. Известно также и то, что в Западной Европе тогда существовало два стиля борьбы: один - с подножками, бросанием через голову и ударами головой; другой - чисто силовой, напоминающий русскую борьбу в обхват и отчасти современную греко-римскую, но только в ее силовых приемах. Побежденным считался брошенный на землю. Профессионализм при переходе из средних веков вновую историюнаходит себе применение не только на ярмарках - при целом ряде дворов королей и вельмож среди остальных приближенных находятся особые борцы, выступающие на состязаниях.

Безусловно, большое влияние на развитие борьбы в Европе как спорта оказало нашествие татар, у которых борьба была любимейшим развлечением. Заслуживает интереса следующий отрывок из дневника польского рыцаря, попавшего в плен к татарам:

<...Пары борцов, точно обезумевшие, схватывались около костров. Иногда падая в костер, они, не замечая ожогов, снова бросались друг на друга. Наградой победителю были две красивые полонянки и прекрасная лошадь с богатым седлом. Мурзы сидели неподвижно на коврах, наблюдая за борьбой. Награду получил тот, кто поборол всех остальных - <сильнейший между сильными.

Встречи с татарскими борцами, у которых, как у всех народов Востока, допускались захваты всего тела и подножки, сделали в Западной Европе особенно популярной <вольную борьбу. К ней присоединился еще один очень характерный стиль: <единоборство ногой к ноге, т.е. сдвигание противника с места. Хроники XVI столетия говорят о том, что никто не мог одолеть в борьбе этого стиля Людовика Буфлера, прозванного <Крепким. Кто знает, может быть, Людовику Буфлеру в победах помогало его герцогское достоинство, так как, подобно римским Коммодам и Неронам, какая-то непреодолимая сила заставляла стремиться к победам в борьбе и в публичном проявлении своей силы: и Ричарда Львиное Сердце, и султана Саладина, и Скаденберга, и Карла Бургундского, и всех саксонских курфюрстов с Августом Сильным во главе, и Петра I. То же самое наблюдается и в жизни их придворных, - в нашей истории пример не за горами: любовник Екатерины II Григорий Орлов и его брат Алексей считали любимейшей забавой борьбу с крепостными своими крестьянами. Призы распределялись в обратном порядке: побежденного ими силача графы Орловы награждали, а имевший несчастье победить какого- нибудь из графов мог вспоминать свою борьбу, сидя в собачьей конуре прикованный на цепь. Борьба в допетровской России, как и потом до XIX века, шла исключительно на силу, причем для победы было достаточно бросить противника на землю. Любимейшим приемом был обхват спереди через верх туловища, который сохранил за собой название <русский обхват накрест. Отсюда вполне естественно, что решающее значение, помимо силы, имели вес и рост. На ловкость не обращалось ни малейшего внимания, а подножки категорически запрещались и считались почему-то <цыганским приемом.

В XVI веке мы уже встречаем на Западе руководство по борьбе: это была книга Фабина фон Арерсвальда <Искусство борьбы, изданная в 1539 году. Затем появилась под таким же заглавием книга, сочиненная Николаем Петерсом и изданная в 1674 г. Кроме того, знаменитый художник той эпохи Альбрехт Дюрер оставил потомству зарисовки не много, не мало, как 119 пар борьбы в самых разнообразных приемах.

Среди учебных изданий, посвященных европейскому Средневековью, книга Г.Г.Кенигсбергера стоит особняком. Автор анализирует события, происходившие в странах как Западной, так и Восточной Европы, тесно увязывая их с теми процессами в социальной и культурной жизни, которые развивались в Византии, исламском мире и Центральной Азии Европа в 400-1500 гг. у Г.Кенигсбергера – это отнюдь не «темные века», а весьма динамичный период, в конце которого сформировалась система ценностей, оказавшая огромное влияние на все страны мира. Книга «Средневековая Европа,…

Аргонавты Средневековья Владислав Даркевич

Книга рассказывает о путешествиях в VII–XIII вв., о трудностях дальних странствий и их преодолении, о стремлении людей той эпохи раздвинуть границы известного им мира. Средневековые землепроходцы переносили из страны в страну верования, моды, ремесленные традиции, произведения искусства и памятники письменности. Их деятельность способствовала взаимообогащению культур, созданию определенного единства средневековой культуры Евразии. Автор привлекает обширный материал из области литературы, археологии, истории искусства, который свидетельствует…

Цивилизация средневекового Запада Жак ле Гофф

Это издание осуществлено при участии Министерства иностранных дел Франции и французского посольства в Москве Автор книги, один из ведущих представителей Школы «Анналов», предпринимает попытку сжато, но предельно ярко и убедительно охарактеризовать основные особенности средневековой цивилизации. В центре внимания автора - Пространство и Время в жизни и восприятии тогдашнего населения Европы, его материальная жизнь, характеристика их социальной системы и, главное, анализ их менталитета, коллективной психологии, способов чувствовать и…

Повседневная жизнь средневековых монахов… Лео Мулен

Мир монахов на протяжении столетий вдохновлял и формировал цивилизацию европейского Средневековья. Что же известно нашим современникам о повседневной жизни монашества, о том, как они молились, как готовились к смерти, что читали, чем питались, как спали? Лео Мулен – признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множество самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике. Автор убедительно и живо показывает, как,…

Многоликое средневековье А. Иванов

«Времена не выбирают...» Средние века представляются нам сейчас «темной эпохой», далекой и непонятной. Но перенесемся воображением на семь столетий назад, пройдемся по шумным улицам и площадям средневекового города, окинем взором окрестные луга и пашни, заглянем под своды древних, величественных замков - и мы увидим, что и в это непростое время под тяжелой дланью инквизиции бурлила яа!знь, что за этой завесой скрывается целый пласт культуры, так много давший нам, далеким потомкам. В книгу входят работы директора Императорской Николаевской Царскосельской…

Поклонение волхвов как отражение реальных… Ярослав Кеслер

Феномен «Поклонение Волхвов» (иначе называемых тремя восточными царями) имеет прямое отношение к истории возникновения христианства. Обширный, хорошо иллюстрированный обзор по этому вопросу представлен в книге Г. Носовского и А. Фоменко «Реконструкция Всеобщей истории». Однако, в этот обзор не включена книга, содержащая уникальные сведения о «Поклонении волхвов» как об отражении реальных средневековых событий и изданная на русском языке в 1998 г.: Иоанн Хильдесхаймский «Легенда о трех святых царях».

Другая история Средневековья. От древности… Дмитрий Калюжный

Поразительные факты и неожиданные выводы: «простые схемы» традиционной истории рассыпаются, открывая новое, неведомое прошлое человечества. Авторы, используя огромный объем фактического материала, предлагают новые версии истории Средневековья, будоража мысль читателя, и сердце замирает в ожидании новых прозрений. Книга продолжает проект «Хронотрон», вызвавший повышенный интерес у читателей.

Осень средневековья Йохан Хейзинга

Хейзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. -- 5-е изд.; просмотрено переводчиком. -- (Библиотека истории культуры). ISBN 5-8112-0728-X Книга нидерландского историка культуры Йохана Хейзинги, впервые вышедшая в свет в 1919 г., выдержала на родине уже более двух десятков изданий, была переведена на многие языки и стала выдающимся культурным явлением ХХ века. В России выходит третьим, исправленным изданием с подробным научным аппаратом. "Осень Средневековья" рассматривает социокультурный феномен позднего Средневековья с подробной…

Очерки истории средневекового Новгорода Владимир Янин

Средневековый Новгород всегда привлекал внимание исследователей. Для одних он почитался как родина российской монархии. Для других стал символом республиканских устремлений и колыбелью вечевой демократии. Масштабные археологические исследования Новгорода в последние десятилетия многократно умножили сумму источников по истории этого города и государства. Открытие берестяных грамот, число которых сегодня приближается к 1000, позволило услышать голоса новгородцев, живших в XI–XV столетиях, и решить многие проблемы, считавшиеся раньше спорными.…

Денежно-весовые системы домонгольской Руси… Владимир Янин

Книга посвящена исследованию денежного обращения Древней Руси в средневековую эпоху. Первую часть издания составляет монография «Денежно-весовые системы русского средневековья», опубликованная в 1956 г. и давно ставшая библиографической редкостью. Во второй части собраны статьи, отражающие историю и процессы формирования и развития денежной системы Новгорода в X–XIV вв., а также организацию новгородского монетного чекана в XV–XVII вв. Книга предназначена для нумизматов, историков, археологов и всех интересующихся нумизматикой. В оформлении…

Влияние ислама на средневековую Европу Уильям Уотт

Популярный очерк средневекового ислама, его контактов с культурой средневековой Европы написан известным английским исламоведом на основе анализа источников и с привлечением новейших исследований. Когда арабские исследования, арабская мысль, арабские сочинения предстают в полном объеме, становится ясно, что без арабов европейская наука и философия не смогли бы развиваться такими темпами. Они не только сохранили живыми науки, которые постигли, но и расширили их диапазон. Когда около 1100-го годов европейцы стали серьезно интересоваться наукой…

История философии. Античная и средневековая… Владислав Татаркевич

«История философии» Вл. Татаркевича (1886–1980), академика ПАН, известного польского историка философии, специалиста по этике и эстетике, выдержала в своей стране более десяти изданий и является популярным учебником по истории европейской философской мысли. Книга отличается энциклопедичностью, ясностью и простотой языка, содержит оригинальную концепцию развития историко-философского знания. Она переведена на многие европейские языки, издана в США и Китае. На русском языке публикуется впервые. Рекомендуется преподавателям и студентам высших…

Средневековый роман и повесть Кристьен де Труа

В нашем представлении о Средневековье фигура рыцаря - неизменно на первом плане. Крестовые походы и рыцарские турниры, поклонение прекрасным дамам и верность рыцарскому долгу и слову - все это можно почерпнуть из средневековых романов XI и в XII столетий.

Зарождение средневековой цивилизации Западной… Наталия Басовская

Запись программы из цикла "ACADEMIA". Крупнейший российский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская рассказывает о зарождении Средневековья, о том, как могли появиться общество, культура, цивилизация, которую никто не планировал, никто не прогнозировал.

Чань-буддизм и культура психической деятельности… Н. Абаев

В монографии на материале широкого круга оригинальных китайских источников исследуется малоизученный пласт средневековой китайской культуры, впервые выделяемый автором как самостоятельный объект изучения, показана роль чань-буддизма в ее формировании. Анализируются характерные особенности культуры психической деятельности в чань-буддизме, исследуется ее вклад в развитие традиционной психокультуры в средневековом Китае, показано ее прикладное значение в психофизической подготовке человека к экстремальным условиям деятельности, рассматривается…

Русский силач начала 20 века Александр «Самсон» Засс гнул железные прутья и носил на плечах эстраду с пианино и танцорами.

Русский силач начала 20 века Александр«Самсон» Засс гнул железные прутья и носил на плечах эстраду с пианино итанцорами. Его современник Петр Крылов разбивал голыми руками камни. «А ежеликто не верит, что камень настоящий, подставляйте голову – опробуем на ней», -подзадоривал он зрителей.

сайт разбирался, как тренировались силачи царской России, азаодно нашел тех, кто тренируется по методам «старой школы» в 21 веке.

ИСТОРИЯ

Датой рождения российскогоатлетизма, по традиции, считают 10 августа 1885 года. В этот день в Петербургеначал свое существование кружок любителей атлетики. Он был создан на квартиредоктора Владислава Францевича Краевского (которого позже назовут «отцоматлетизма в России»). Краевский видел в занятиях с тяжестями средство от всехболезней. Он наполнил квартиру гирями и штангами, оборудовал брусья и кольцадля тренировок. В день открытия кружка силовые упражнения по поднятию тяжестидемонстрировал цирковой силач из Берлина Шарль Эрнст.

Желающих заниматься «на квартире»Краевского было так много, что вскоре она перестала всех вмещать. Одновременнотам могли тренироваться до 50-70 человек. В 1897 в Петербурге группа профессиональных атлетов, на средства графаГеоргия Рибопьера, открывает Петербургское атлетическое общество. Тогда жепроводят первый в России чемпионат по тяжелой атлетике. Побеждает петербуржецГвидо Мейер: он выжимает над головой вес 115 кг, а затем одной рукой – 100 кг.Уже спустя несколько месяцев этот рекорд повторит молодой силач ГеоргГаккеншмидт, а за ним – целая плеяда атлетов, которые, прослышав об атлетике иКраевском, едут пробовать свои силы в Петербург.

ТРЮКИ СИЛАЧЕЙ

Местом обитания силачей традиционнобыл цирк. Зрителей удивляли невиданными номерами. Силач Иван Заикин, выходец изСимбирских крестьян, носил на плечах якорь в 25 пудов (409 кг), гнул на своейшее железные балки. Москвич Петр Крылов, бывший штурман торгового флота,садился в борцовский мост – на него водружали деревянную платформу, кудавъезжал автомобиль. По легенде, Крылов мог разбивать камни голыми кулаками.

Силач из Саранска Александр Засс,позже прозванный Самсоном, носил по арене лошадь и удерживал зубами на кожаномремне целую эстраду, на которой стояли пианино и несколько человек.

Силовые номера чередовали сборьбой. Иван Заикин сходился с Иваном Поддубным 15 раз: на первенстве мира вПариже они боролись 66 минут без перерыва. 10 схваток Заикин проиграл. Пятьсумел свести вничью – для других борцов, обходивших Поддубного стороной, это былоравносильно чуду.

ТРЕНИНГ СИЛАЧА

Книга «Тяжелая атлетика» 1916 года,написанная атлетом Иваном Лебедевым (он же легендарный силач «Дядя Ваня»), дает такие рекомендации по тренингу.

Начинать утро следует с легкойгимнастики – бег на месте (3-5 минут), растягивание резины (это былсвоеобразный аналог наших эспандеров) – 10 минут, занятия легкими гантелями –10 минут. Затем – прогулка 1-2 часа, причем иногда с шага нужно переходить набег. Днем – занятия на кольцах или брусьях (если нет брусьев, автор советуетставить два стула и отжиматься на них). Вечером – тяжелая тренировка с гирями,один час. Вес гирь – не максимальный: если можете выжать максимум 72 кг,начинайте с 32 кг и увеличивайте вес до 56, пишет Лебедев. Понемногуувеличивайте вес на каждом занятии. Разбивайте упражнения на дни: в один день –жимы стоя и лежа, в другой – толчки и рывки. Добавляйте к каждой тренировкеприседания и сгибания на бицепс.

Разумеется, для такого режима атлетдолжен быть свободен весь день, резюмирует автор.

Журнал «Геркулес» №14 1915 годарассказывает о тренинге Георга Гаккеншмидта, ставшего прообразом будущихкультуристов. Гаккеншмидт или «Гакк» вообще избегал легких гантелей, а основноевремя уделял приседаниям со штангой.

Разборная штанга, которую мы знаемсегодня уже существовала, но стойки для приседа еще не изобрели. Поэтому штангусначала ставили вертикально, атлет подсаживался под нее, клал гриф на плечи итолько потом вставал в позицию для приседа. По той же схеме он и снимал штангу.

ПИТАНИЕ СИЛАЧА

Иван Лебедев советует силачамизбегать мяса: «Оно вносит в ваш организм продукты гнилостного разложения». Ещеон рекомендует есть больше яиц и пить больше теплого молока с сахаром. «Пить спиртные напитки и курить – совсем несоветую. Спать – 7–8 часов. Одеваться, не кутаясь и не нося теплого белья».

Доктор Краевский, который взял напопечение молодого Георга Гаккеншмидта, напротив, кормил его мясным бульоном в больших количествах. Тарелкубульона, пишет журнал «Геркулес», варили из 6-7 фунтов мяса (около 3-3,5 кг).На бульоне вкупе с базовым силовым тренингом «Гакк» буквально за три месяцараздался в груди на 12 сантиметров и обликом своим стал напоминать статуюГеркулеса Фарнезского, добавляет издание.

СОВРЕМЕННЫЕ СИЛАЧИ

Петербуржец Виктор Блуд – создатель шоу «Силачи старой школы», котороевоспроизводит трюки атлетов царской России и дополняет их новыми.

Воснове работы этих атлетов старой школы лежат тяжелые базовые упражнения.Воспроизвести их реально, важно желание работать, - говорит Блуд, который насвоих выступлениях жонглирует гирями, гнет гвозди, рвет книги и поднимает ввоздух людей.

Несколько лет назад во время шоу онсильно порезал руку, когда гнул гвоздь 300 мм, но это его не остановило: коронный трюк Виктора Блуда – свернуть из гвоздя сердечко и подарить зрителю-девушке.

Самые сложные трюки – те, для которых нужнодобывать много специального инвентаря. Недавно мы сделали трюк «растяжкамотоциклами», а в будущем хотел бы попробовать потянуть поезд или трамвай,приподнять слона, - говорит Виктор Блуд.

источник: «Советский спорт»

Токов, Кунченко и Крылов подерутся с бразильцами. За кого болеть на этой неделе в ММА В эти выходные в Анкасвилле и Бразилиа пройдут турниры Bellator 241 и UFC Fight Night 170. На этих шоу выступят братья Токовы, Алексей Кунченко и Никита Крылов. 12.03.2024 12:00 ММА Ващенко Сергей

«В Одессе было 200 тысяч зараженных, команду «Черноморец» изолировали, а город окружили войсками» Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев вспомнил эпидемию холеры в Одессе в 1970 году, и рассказал, как тогда проходил чемпионат СССР. 29.03.2024 17:00 Футбол Волохов Юрий

Россия – фаворит командного турнира в Пекине-2022. За год наши стали еще сильнее Год назад «Советский спорт» уже проводил виртуальную репетицию командного олимпийского турнира. Проверяем: как изменился расклад сил за минувший сезон? 24.03.2024 16:00 Фигурное катание Тигай Лев

Навстречу друг другу. Рублев и Хачанов с победы начали турнир в Роттердаме Россияне Андрей Рублев и Карен Хачанов вышил во второй раунд крупного турнира ATP в Голландии. Рублев разгромил грузина Николоза Басилашвили, Хачанов – итальянца Фабио Фонини. 11.02.2024 20:30 Теннис Мысин Николай

Уже тогда были известны борцы, снискавшие немалую славу в немецкоязычных землях. Одним из таких прославленных борцов был мастер Отт. За выдающиеся заслуги его пригласил к своему двору один из австрийских маркграфов, а позже он стал советником германского императора Фридриха II, правившего с 1212 по 1250 гг.. Мастер Отт написал первое в Европе пособие по борьбе, в котором борцовские приемы были представлены отдельно от фехтования. Спустя более чем сто лет (в 1388 году) появился аналогичный труд мастера Ганса Лихтенауэра (13088 г.).

К сожалению, обе эти книги не сохранились. О них нам известно по «Фехтовальной книге» Ганса Талгоффера (1443 г.), обстоятельно изложившего взгляды своих предшественников и перепечатавшего их иллюстрации. Анализируя книгу Талгоффера, историк спорта М.Н. Лукашев пишет: «Очень интересен для нас раздел «Борцовское искусство мастера Отта». Как и любой другой мастер тех времен, Отт несомненно являлся хорошим фехтовальщиком. Однако, похоже на то, что наиболее искусным он слыл все же в борьбе без оружия. Техника борьбы была тогда очень жесткой. По существу, любой ее прием мог использоваться как в состязаниях, так и в бою.

Наибольшей популярностью борьба пользовалась у горожан, особенно немецких. Состязания бюргеров включали в себя фехтование на различных видах оружия, стрельбу из лука, метание камней, бег по пересеченной местности, прыжки через препятствия и, конечно же, борьбу! Правила состязательной борьбы определялись характером реального боя. Так, упавший на землю всегда признавался побежденным. Победителем считали того, кто бросал противника на землю (причем не обязательно на лопатки) или болевым приемом заставлял его отказаться от продолжения схватки. Борьба в партере исключалась, зато допускались удары руками и ногами, в том числе по суставам. Словом, разрешались те же приемы, что и в фехтовальном поединке.

В «Фехтовальной книге» Талгоффера имеются 35 листов гравюр, показывающих технику исполнения болевых приемов, бросков, а также защит от тех и других. Болевые приемы на суставы рук представлены там четырьмя вариантами. Это рычаг кисти путем зажимания ее в своем локтевом сгибе; загиб руки за спину; выворачивание предплечья во внешнюю сторону в захвате «узлом». И еще рычаг локтя вверх в нескольких разновидностях: на своей руке, на плече, при захвате руки противника подмышку. Что касается бросков, то прежде всего это задняя и передняя подножки. Затем два варианта «мельницы», различающиеся типом захвата и положения тела противника на плечах у того, кто проводит прием. Показаны также броски с захватом руками одной ногой противника, «мельница» с колена, удушения локтевым сгибом со сваливанием на землю. Есть и бросок назад через себя, с упором ногой в пах противника, а также бросок захватом за обе ноги спереди. Среди освобождений от захватов имеется такой прием, как упор ладонью в подбородок.

Некоторые приемы выделяются своей экзотичностью... При желании можно найти недочеты и в других приемах. Так, не всегда целесообразны используемые захваты. Еще не найдены наиболее рациональные варианты болевых рычагов на суставы. По сравнению с современным техническим уровнем борьбы многое кажется просто наивным. Однако все то, что изображено и описано в книге Талгоффера, отнюдь не выдумка праздного ума. Она точно отражает технику борьбы, которой действительно пользовались в ту эпоху».

Вслед за трудами Талгоффера, опубликовавшего, кстати, в 1459 году второе издание своей книги, а в 1467 году и третье, начали появляться труды других авторов. Так, в 1511 году в собственной типографии в городе Ландегут (Нижняя Бавария) свою книгу под названием «Борьба» напечатал некий Ганс Вурм.

Весьма интересна и «Книга фехтования» (Das Fechtbuch) Альбрехта Дюрера (1471-1528), великого немецкого живописца и графика, основоположника искусства немецкого Возрождения. Книгу эту, существующую в единственном экземпляре, более двухсот лет назад обнаружил Иоганн Бюшинг, профессор университета в Бреслау. Ныне она хранится в национальном музее Вены. Книга состоит из 35 листов, имеющих рисунки (слегка закрашенные акварелью) с обеих сторон. Приемы борьбы представлены в ней на 120 рисунках, приемы фехтования - на 80.

Эту книгу Дюрер создал в 1512 году, то есть, через год после книги Ганса Вурма. Великий немецкий художник умел не только рисовать, но также бороться и фехтовать, он даже с успехом участвовал в состязаниях. Когда император Священной Римской империи Максимилиан I увидел, насколько искусен художник в поединках, он предложил Дюреру запечатлеть на бумаге все известные ему приемы борьбы и фехтования. Впрочем, техника борьбы на рисунках Дюрера ничем не отличается от той, что была представлена в книгах Талгоффера и Вурма. Те же выкручивания рук, удары руками и ногами, болевые воздействия на суставы, подножки и броски. Только рисунки намного лучше по качеству.

Через 27 лет после «фехтовальной книги» Дюрера появился знаменитый труд «Искусство борьбы. 85 приемов» Фабиана фон Ауэрсвальда, выпущенный в университетском городе Виттен-берг. В своей книге фон Ауэрсвальд сообщает, что он «изучал в юности технику борьбы у знаменитейших мастеров, которые тогда пребывали при дворе курфюрста и обучали сыновей его княжеской милости и других князей, графов и господ».

В 1570 году страсбургский учитель фехтования Иоахим Майер опубликовал том уникального учебника по фехтованию под названием «Подробное описание благородного искусства фехтования». Помимо техники собственно фехтования (с копьем, алебардой, мечом, шпагой, саблей и кинжалом), на его страницах изображено и описано немало приемов борьбы. Например, приемы выкручивания рук противнику с целью обезоруживания, а также броски в схватке без оружия. Сам Майер являлся прежде всего известным мастером фехтования, пропагандировавшим итальянский стиль, а борьбу он рассматривал лишь как вспомогательное средство, прежде всего - в бою на кинжалах (здесь четыре пятых всех приемов так или иначе сопряжены с болевыми захватами). После Иоахима Майера свои труды опубликовали Ганс Лебкаммер, Пауль Майер и другие представители того стиля борьбы, который в дальнейшем получил в спортивно-исторической литературе название «немецкая борьба». Однако, в Новое Время ее популярность пошла на убыль.

Определенный интерес к средневековой «немецкой борьбе» снова возник в середине XIX века. Примерно с этого времени стали периодически выходить в свет наставления по самозащите, материал для которых издатели черпали в средневековых учебниках. Так, в Берлине в 1887 году в качестве наиболее современного и практичного пособия по самозащите выпустили без каких-либо изменений (и даже без комментариев!) книгу Фабиана фон Ауэрсвальда «Искусство борьбы. Восемьдесят пять приемов». В 1901 году в Праге издали в трех томах «Фехтовальную книгу» Ганса Талгоффера. В 1907 году Д. Лорнкоффер опубликовал в виде альбома рисунков приемы борьбы из книги Альбрехта Дюрера.

Интересный факт: в 1925 году некий доктор Фогт в своей книге «Alte und neune Kampfkunst» (Старое и новое боевое искусство) обнародовал обнаруженные им в манускриптах и книгах Мюнхенской библиотеки сотни изображений средневековой борьбы. Рядом с этими рисунками он поместил рисунки аналогичных приемов из дзю-дзюцу. Своей книгой доктор Фогт пытался доказать, что в Европе существовали системы, не уступающие японскому искусству борьбы.

Но если средневековая «вольная борьба» исчезла, то национальные разновидности борьбы на поясах продолжали и продолжают существовать. Например, в Швейцарии. Немецкоязычные швейцарцы, преобладающие в северных, северо-восточных и центральных кантонах, практикуют борьбу «швинген» («аль-пен швинген», «швайцер швинген»), во многом похожую на исландскую «глиму».

В «швингене» перед началом схватки соперники захватывают друг друга одной рукой за пояс, а другой за нижнюю часть коротких штанов. Во время схватки разрешается воздействовать ногами на ноги соперника, применяются броски через бедро и некоторые другие приемы. Для победы надо заставить соперника коснуться земли коленями или бросить его на спину или на бок. Время схватки не ограничено.

У франкоязычных швейцарцев, проживающих преимущественно в западных и юго-западных кантонах, известны два основных вида борьбы: «1а lutte Suisse НЬге» (вольно-швейцарская борьба) и «1а lutte au calecon» (борьба в кальсонах). Первая представляет собой борьбу вольного стиля. Борцы выходит на схватку в брюках, закатанных выше колен, или в специальных коротких штанах. Согласно традиционным правилам, разрешается применять разнообразные броски с помощью ног, броски через бедро, а также делать захваты за пояс, за брюки и любую часть тела (кроме лица и гениталий), в том числе за ноги. Для победы необходимо бросить соперника на землю спиной вниз.

«La lutte au calecon» представляет собой смесь «швинген» и «1а lutte Suisse libre». Одной рукой, как в «швинген», захват делается за пояс или за плотное трико (кальсоны) соперника, а другой, как в «вольно-швейцарской», разрешается действовать свободно. Однако, действия ногами запрещены. Для победы необходимо опрокинуть соперника на лопатки. Среди италоязычных швейцарцев популярна борьба вольного стиля, допускающая захваты только выше пояса и запрещающая подножки, а также броски с помощью ног.

Для того, чтобы читатель получил представление о том, какое место занимала народная борьба в жизни швейцарцев, приведем отрывок из одной публикации, посвященной состязаниям альпийских силачей в XIX веке.

«Самая завлекательная и интересная вещь на этих празднествах есть, бесспорно, борьба, забава чисто национальная... Для распространения этой игры в народе, ее ввели и сделали обязательной во всех гимнастических собраниях, которые, подобно сети, опутывают Швейцарию...

В Аппенцеле эти упражнения идут вслед за танцами в летние дни, но вообще имеют там характер случайного развлечения, тогда как в Энтлибухе, Эмментале, Бернском Оберланде и Унтервальдском кантоне для них назначаются, независимо от всех других празднеств, особые дни, большей частью в вгусте. Так, например, они празднуются в это время в Венернальте и в большой Шейдеке у подножия Веттергорна. На первых присутствуют гриндервальдцы и лаутербрунцы, а на вторых - гриндервальдцы и жители долины Гасли. Насколько возможно, стараются для этих игр выбрать какой-нибудь центральный пункт так, чтобы борцы соседних долин могли также принимать участие в бою, потому что всякий интересуется нать, на чьей стороне в конце концов окажется победа. Победители всячески стараются удержать за собою славу победы: на будущее время игр, а побежденные со своей стороны не ренебрегают ничем, чтобы вознаградить свое поражение.

Кроме животрепещущего интереса, возбуждаемого этими играми, в них есть еще одна поразительная черта, относящаяся к благородству характеров горных жителей. В самом деле, в подобной забаве, где так сильно задевается самолюбие, невольно удивляешься полному отсутствию ненависти и гнева между борцами. Побеждающие торжествуют без наглости, а побежденные покоряются своей участи без стыда, и как те, так и другие могут подать друг другу руки так же дружелюбно в конце, как и в начале боя.

Когда праздник борцов приближается, то желающие принимать в нем участие заранее начинают делать некоторые приготовления: они стараются избегать всякой утомительной работы, заботятся о своем теле и употребляют в пищу самые укрепляющие кушанья. Утром, в самый день праздника, конкуренты обеих партий собираются в трактире, каждый выбирает себе противника, и все пьют и болтают с неподражаемым благодушием. В назначенный час все собрание выступает в сопровождении музыки во главе, борцы идут попарно, впереди их несут призы, и все это шествует к назначенному месту, где уже ожидает громадная толпа зрителей. По большей части выбирается такая местность, которая имела бы вид амфитеатра и была слегка покрыта мягкою и мелкою травою.

Суд экспертов, т.е. людей вполне опытных и в совершенстве знающих свое дело, уже занял свои места, остальная публика разместилась громадным кругом, в центре которого начинают устанавливаться борцы. Прежде всего, они сбрасывают с себя все лишнее из одежды и остаются в одной рубашке, чулках и панталонах, сверх которых надевают особенные, нарочно устроенные для драки коротенькие штаны, доходящие только до колен и сшитые из очень крепкой материи. В таком виде борцы должны сходиться попарно, следуя в известном порядке, и придерживаясь того правила, чтобы сначала дрались слабейшие, а потом сильнейшие.

При этом соблюдаются некоторые общие правила, принятые всеми жителями Альпийских гор. Прежде чем вступать в бой, противники должны подать друг другу руки, в знак того, что не имеют между собою никакой вражды, и что борьба будет вестись самым добросовестным образом. Грудь и ворот рубашки должны быть расстегнуты и нисколько не стеснять дыхания, а рукава засучены выше локтя, чтобы все движения были как можно свободнее. Согласно древнему обычаю, костюмы должны быть одинаковые у всех, главнейшим образом наблюдают, чтоб не было завязок и шнурков, потому что во время борьбы, в особенности если она долго и упорно продолжается, малейшая неисправность в одежде может решить победу в ту или другую сторону.

Наконец, бой начинается: на арену выступает первая пара борцов; глаза их горят от нетерпения и от уверенности в успехе. Они схватываются друг с другом, грудь с грудью, правая рука одного крепко охватывает пояс другого, а левая зацепляется за нижнюю часть его коротких штанов. Иногда они начинают бой стоя, иногда опускаются на колени, смотря по тому, как им кажется удобнее. Строго воспрещается употреблять какие бы то ни было незаконные уловки и хитрости - в особенности намазывать пояс салом, потому что это совершенно отнимает верность руки.

Опытные борцы долго таскают друг друга по арене, кружатся и толкают один другого, в ожидании момента, когда можно будет нанести решительный удар. В это время они думают только об одном - чтобы крепче устоять на ногах; руки их лежат неподвижно, как каменные, и при конце трудно бывает отличить, кому из двух она принадлежит; лишь только один как-нибудь зазевается, другой тотчас же пользуется его промахом.

Но иногда случается, что оба они так долго не уступают друг другу, что совершенно изнемогают в борьбе, пот льет с них градом, они едва переводят дыхание и, наконец, оба ложатся на траву. Тут им подают стакан вина, который они выпивают вместе, затем встают, натирают руки землей, чтобы сделать их тверже, и сражение возобновляется с удвоенными силами.

Пока бойцы только пытают свои силы, в кругу царствует глубочайшее безмолвие, но лишь только один из них приподнят с земли, лишь только они сцепились ногами и отчаянная борьба завязалась, как все собрание оживает, все с чрезвычайным любопытством следят за малейшими подробностями битвы, и партия, державшая пари за которого-нибудь из борцов, ободряет его громкими криками. Наконец, один теряет равновесие, противник схватывает его, приподнимает, сгибает и опрокидывает на землю, но и тут победа еще не решена, и надо начинать снова, потому что для полного торжества необходимо растянуть противника два раза на спине. Когда один из борющихся видит, что его сейчас свалят, он собирает все свои силы, всю ловкость, чтоб упасть на живот или на бок; и тогда он не считается побежденным. Редко случаются такие удары, какого мы были свидетелями в Шейдеке, где один из сражающихся приподнял другого на воздух, перевернул его два раза и потом с силою ударил о землю...

Часто случается во время этих игр, что самые сильные и искусные борцы из обоих лагерей выступают последние, и тогда сражение принимает совершенно особенный характер, так как от победы одного человека зависит тогда честь всей страны. Эти оба последние противника, одинаково страшные друг для друга, становятся в оборонительное положение и довольствуются тем, чтобы не дать победить себя и таким образом сделать победу невозможною для своего противника. Лишь только они схватываются между собою, как сейчас же рассчитывают свое положение относительно друг друга, затем сгибают правое колено и до невозможности откидываются туловищем назад. Если и в этом положении кто-нибудь из них все еще боится быть приподнятым на воздух, то он ложится на живот и его противник принужден сделать то же. Тогда они начинают потрясать и сжимать друг друга, извиваясь как змеи по траве, высказывая необыкновенную силу мускулов, так что от напряжения и страшных усилий глаза их наливаются кровью и все лицо покрывается фиолетовым цветом. Если ни один из этих атлетов не может победить другого, ни настойчивостью, ни силою, ни хитростью, то оба они подымаются с земли, полумертвые от усталости и истощения, и обмениваются дружеским пожатием руки в знак того, что стоят друг друга...

Другие забавы в этом же роде, если и не имеют такого жгучего интереса, то отличаются разнообразием и в большом употреблении у молодых людей по воскресеньям после обеда, в некоторых селах, где эти игры служат развлечением в свободное от занятий время. Борются обыкновенно несколько пар. Участвующие собираются в кружок и из среды их слышатся шутки, остроты и вызовы, но никто еще не трогается с места. Наконец, один отделяется от толпы и выступает на арену: он раздевается, разувается, надевает куртку для борьбы и ждет... и смотрит по сторонам до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих не сойдет в свою очередь на арену, и тогда начинается драка.

Самые интересные проявления этих народных игр бывают в Аппенцеле, в монастыре капуцинов, в присутствии самих монахов. Раз в год, осенью, в назначенный день являются к дверям монастыря здоровые молодцы с различными приношениями, вроде вина, плодов и дров. В награду за это капуцины угощают их обедом, после которого столы уносятся вон, а молодые люди, вместо десерта, дают нечто вроде представления, на котором главную роль играет борьба. Капуцины, стоя на скамьях и стульях, восхищаются различными сценами этого импровизированного театра, и по временам смех их доходит до таких размеров и становится так заразителен, что сами борюющиеся примыкают к нему и совершенно теряют способность продолжать сражение. Эта «partie de plaisir» так распространена в стране, что в ней принимают участие не только молодые люди, решающие здесь свои маленькие ссоры, но и знаменитые борцы, прославившиеся повсюду своею репутациею. Они, так сказать, бросают перчатку вызова тому, кто первый захочет поднять и помериться с ними силами, и назначают ему свидание в известный день в монастыре». (9, с. 370-375)

В некоторых местах Германии и Австрии до сих пор устраиваются чемпионаты по «фингергакельн». Элизе Реклю в свое время так описал этот вид борьбы: «Такого рода состязания можно встретить довольно часто в тирольских местечках, особенно во время местных праздников, или в местах богомолья, куда в дни ярмарок собираются много народу. Наиболее распространенным видом состязания является так называемый «фингергакельн»: два партнера садятся друг против друга за стол, затем протягивают свои правые руки, сгибают средний палец на этой руке крючком и сцепляют его с пальцем противника. Как только один из зрителей даст сигнал, борцы начинают тянуть друг друга за согнутый палец к себе. Цель состязания состоит в том, чтобы перетянуть своего соперника через стол. Иногда в этой борьбе разрывают нерв пальца и палец так на всю жизнь и остается согнутым».

Тот же Элизе Реклю сообщает еще об одном единоборстве, распространенном среди тирольских крестьян: «В некоторых местностях Тироля состязание состоит в том, что противники надевают на шею веревку, затем ложатся на пол, где проведена черта, упираются руками и начинают тянуть друг друга. Победителем в этой борьбе считается тот, кто перетянет противника за черту на свою сторону... Иногда зрители держат пари за победу того или другого борца».

  • Предыдущее: О традиционной борьбе немецкоязычных народов
  • Следующее: Воинские танцы, игры и упражнения
Категория: История единоборств 
Добавить комментарий