Блог
223 0

С пионерским приветом. Куда пропала известная московская мозаика

С пионерским приветом. Куда пропала известная московская мозаика

Виктор Курасов

В прошедшие выходные была снесена монументальная ниша с мозаикой, являющаяся частью ограды Стадиона юных пионеров (СЮП), в эти выходныесносят Ледовый дворец.

СЮП был одним изстарейших стадионовгорода Москвы. В декабре 1895 года на поле будущего стадиона торжественно открылся Московский клуб лыжников. С 1900 г. проводились соревнования по легкой атлетике, лыжному иконькобежному спорту. В 1911 г. Москва передала здание «Царский павильон» клубу лыжников с условиембесплатных занятийс детьми. В этом же году на стадионе была построена первая в России специализированная футбольная площадка. В 1913 г. на стадионе прошли соревнования по бегу на 100 м.

В марте 1923 г. стадион стал собственностью РКСМ Краснопресненского района. Грандиозные по масштабам работы начались в апреле 1926 года, и к июлю была построенановая арена, крупнейшая на тот момент в СССР, получив название «стадион Союза пищевиков имени Томского».

В 1934 г. по инициативе Московской партийной организации стадион передается пионерам и школьникам города Москвы. С тех пор стадион Юных пионеров становится центром по развитию детского июношеского спорта, первым специализированным физкультурно-спортивным внешкольным учреждением в СССР.

Все спортивные сооружения на стадионе предназначались для проведения занятий детско-юношескихспортивных школ. При штате менее 100 человек в день через СЮП проходило до 3000 мальчишек и девчонок. На стадионе работало несколько спортшкол по легкой атлетике, гимнастике,фигурному катанию, хоккею на льду, хоккею на траве, велоспорту, бегу, футболу, волейболу, баскетболу, теннису, шахматам. Всего на СЮПе работало около 30 кружков и секций.

Неоднократно на стадионе проводились соревнования по программе Спартакиады народов СССР, межрайонные и городские соревнования. По решению оргкомитета XXIIОлимпийских игрцентральное спортивное ядро было включено в число баз и сооружений для игр и тренировок команд по хоккею на траве стран — участниц игр Олимпиады-80.

Для занятий спортивной гимнастикой и шахматами в 1955 г. был построен Дом спорта, где на протяжении многих лет проводилась подготовка спортсменов высокого класса поспортивной гимнастикеи шахматам. В этом же году был построен четырехсотметровый асфальтово-цементный велотрек. Вплоть до 1980 г. этот трек был единственным в Москве.

В 1967 г. был построен и введен в эксплуатацию легкоатлетический манеж длязанятий легкойатлетикой, многоборьем, бегом с препятствиями.

В 1977 г. взамен старого был построен и введен в эксплуатацию Дворец спорта сискусственным льдомдля занятий по фигурному катанию, на котором занимались многие чемпионы мира и Европы: Ирина Моисеева — Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова — Андрей Букин, Марина Климова — Сергей Пономаренко, Анна Семенович, Ирина Слуцкая и другие. На льду СЮПа много лет работали великие советские тренеры Т.А. Толмачева, Т.А. Тарасова.

В 30-60-е годы входы в парки, скверы, стадионы и их территория благоустраивались, к проектированию привлекались ведущие архитекторы и художники.

В 1946 году по проекту архитектора Юрия Владимировича Щуко была построена новая металлическая ограда, высотой 3,7 метра, которая опирается на столбы и расположенные с шагом 4 м спаренные стойки диаметром 120 мм со скрытыми под чугунной облицовкой стальными стержнями сечением 80Х40 мм, между которыми находится чугунная вставка-заполнение. Центр этой вставки – крупный диск (его диаметр 90 см,) с символами пионерской организации, остальное пространство заполнено растительным орнаментом.

( По проекту Ю.В. Щуко построен в 1955 г. главный вход с металлической оградой центрального парка культуры и отдыха им. Горького, являющийся выявленным объектом культурного наследия. По проектам Ю.В. Щуко также построены Центральный павильон (главный) ВДНХ, 1939 г., фонтаны центральной аллеи (14 фонтанов) на ВДНХ, 1954 г., которые являются объектами культурного наследия. )

В углах ограды, выходящей на Ленинградский проспект, сооружены закругленные каменные ниши для мозаики, в которых в 1964 году были размещенымозаичные панно.

Дальняя от центра города мозаика на тему детского спорта создана по проекту художника-монументалиста, члена Союза художников СССР Эльвиры Павловны Жерносек. ( Произведения в Ленинграде, в Москве «Юность. Весна. Любовь» — Дворец бракосочетаний, Москва, 1966 г. и др. )

Ближняя к центру мозаика на тему детского спорта создана по проекту члена Союза художников СССР Мартуни Левоновича Потикяна. ( Им созданы произведения для Дома культуры Автомобильного завода им. Ленинского комсомола, произведения в Курчатове (Курская АЭС), Калуге (Музей космонавтики) и др. В 1981 г. был удостоен звания Лауреат премии Совета Министров СССР ).

Ограда является единственным в своем роде образцом металлической ограды с угловыми нишами с мозаикой, в которой используется пионерская и спортивная тематика.

Ограда частично находится в границах и частично проходит по границе объединенной охранной зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) № 266 и полностью расположена в границах зоны регулирования застройки № 011, ( Постановление Правительства Москвы от 28.12.1999 № 1215 «Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города )»).

Когда СЮП решением ГЗК был окончательно приговорен к сносу и застройке, несмотря на все возражения и противодействие жителей района, градозащитниками была предпринята попытка сохранить хотя бы его историческую ограду. В феврале 2016 года в Департамент культурного наследия г. Москвы (ДКН) была подана заявка о присвоении статуса объекта культурного наследия (ОКН) металлической ограде «Стадиона Юных пионеров» (ковка, литьё) в каменных столбах с закругленными каменными угловыми нишами с мозаикой.

Приказом ДКН №521 от 7 июля 2016 г. ограде было отказано в присвоении статуса выявленного ОКН. Мягко говоря, удивляет странная и непонятная позиция ДКН. Департамент с упорством защищает восстановленную внешнюю стену бывших (снесенных) трибун, как значимый элемент градостроительной среды и отказывает в защите достойному сохранения памятнику. Новодел, построенный в 2008 году, оказался ДКН дороже, чем оригинальная ограда 1946 г. и мозаика 1964 г. известных архитекторов и художников-монументалистов.

Стоит отметить, что ДКН не только фактически позволил сносить ограду, но и согласовал варварскую застройку всего СЮПа. До 12 мая 2009 года объединенная охранная зона проходила по торцам ныне снесенных трибун и пока стоящему легкоатлетическому манежу. Фактически сохранялась широкая (60-70 метров) защитная полоса вдоль Ленинградского проспекта. Но учитывая решения секции N 1 «Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов недвижимого культурного наследия» при Комитете по культурному наследию города Москвы (протокол от 27 ноября 2008 г. N 1/30) и секции N 3 «Экспертиза земель историко-культурного значения и зон охраны объектов культурного наследия» при Комитете по культурному наследию города Москвы (протокол от 4 декабря 2008 г. N 3/19) была произведена корректировка границ объединенной охранной зоны N 266 (Постановление Правительства Москвы от 12.05.2009 N 420-ПП) и широкая полоса превратилась в небольшой прямоугольник вокруг выявленного ОКН «Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, 1882 г., арх. А.Э.Вебер, А.С.Каминский», позволив застройщику проектировать вокруг выявленного ОКН массив в форме колодца – подковы.

Самое интересное то, что строительство производится не в чистом поле, а в одной из зон охраны – зоне регулирования застройки, что в соответствии со ст. 34, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народовРоссийской Федерации» определяется как территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность.

Так уж сложилось в практике московского стройкомплекса и органа охраны московской старины ДКН, что когда говорят – зона регулирования застройки, то почему-то подразумевают – чистое поле. Поэтому, по уже сложившейся московской традиции, в 20-30 метрах от одноэтажного ОКН «Царский павильон» растут 19-21-этажные небоскребы. Но никого это давно не волнует, как не волнует и то, что в проектной документации нет обязательного раздела об обеспечении сохранности выявленного ОКН, включающего оценку воздействия от строительства, прошедшего государственную историко-культурную экспертизу.

Приложили к проекту математический расчет, что просадка грунта будет менее 10 миллиметров,- и все, вопрос закрыт. Такая у нас московская специфика отношения к историческому наследию. Зато в Беговом теперь есть новая градостроительная доминанта. Пусть на ее фоне потеряется «Царский павильон», пусть задохнется в пробках и так перегруженный район – проблемы индейцев шерифа не волнуют.

В настоящее время судьба ограды отдана на милость застройщика. Дважды из нее вырезались целые секции, то для устройства дополнительного, по словам рабочих, въезда/выезда, то для установки павильона отдела продаж. С трудом, благодаря письмам и звонкам жителей, удалось ее восстановить.

По словам представителя застройщика, будет сохранена только въездная группа и три секции ограды, попавшие в очерченный ДКН прямоугольник. Все остальное, включая и оставшуюся угловую нишу, будет снесено. Прохождение границы охранной зоны по ограде СЮПа (по ППМ) трактуется как не вхождение самой ограды в эту зону. Т.е. после сноса ограды граница между зоной охраны и зоной регулирования застройки будет проходить по виртуальной, воображаемой линии.

Неизвестна и дальнейшая судьба демонтированных мозаичных панно. В настоящее время они находятся на складе застройщика, но где будут воссозданы, доподлинно пока неизвестно. В буклетах и презентациях мозаичные панно предполагалось воссоздать на той самой, дорогой ДКН, декоративной стенке. Но по словам представителя застройщика, данный вопрос не согласован, поэтому где будут восстановлены мозаичные панно — большой вопрос.

Вот так, шаг за шагом, уничтожается историческая застройка, человеческая память идетский спорт. Под бравурные лозунги и речи к чемпионату мира по футболу 2018 года Москва теряет свои стадионы. В радиусе менее километра между СЮПом и Динамо вместо одного детского и двух взрослых полноразмерных футбольных полей теперь осталось только одно поле –ВТБ Арена. Бывшиеспортивные поляи пространства зарастают апартаментами, офисами, гостиницами и торговыми центрами.

На прошедшем 8 декабря 2015 года совместном заседании Совета по развитиюфизической культурыи спорта и организационного комитета «Россия 2018» по проблемамроссийского футболапо подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года В.В. Путиным было сказано: « Однако основой всего, главным ресурсом в развитии футбола был и остаётся массовый спорт. Следует уделять особое внимание совершенствованию системы молодёжных и детских любительских турниров, таких, к примеру, как «Кожаный мяч», стимулировать, поддерживать у ребят интерес к футболу как к одному из видов активного, полезного отдыха и досуга и создавать необходимую для него инфраструктуру. »

К сожалению, слова президента у нас все понимают по-разному. Учитывая, что в настоящее время 90% акций застройщика принадлежит ООО ВТБ Недвижимость, 100% которой принадлежит ПАО Банк ВТБ, контрольный пакет которого принадлежит Российской Федерации, остается маленькая надежда, что бывшие пионеры Д. Медведев и А. Костин оставят от когда-то огромного детского стадиона Юных Пионеров хотя бы его ограду как память для сотен тысяч советских детей о своем счастливом спортивном детстве.

Самым горячим ответом на снос стадиона «Юных пионеров» запомнится Татьяна Тарасова, знаменитый тренер по фигурному катанию:

«Именно это место в Москве нужно было уничтожить? Твари, не имеющие памяти, не имеющие уважения к историиродного города, уважения к славному началу нашего советского и российского олимпийского движения! Почему не умеем беречь? Почему умеем разрушать?

Это место было намоленное. На стадионе была и есть церковь, мы там хореографией занимались и молились на наших педагогов, которые дали нам профессию, а мы дали другим профессию и молились за наше счастье. Мы жили там, это был наш дом. Эти городские пришельцы думают повыкидывать нашу жизнь и работу. Выгнали фанатов, разломали и уничтожили детский стадион. Безмозглые скоты! Временщики! Падлы и вредители Москвы!

Тренер, имеющий заслуги перед отечеством, Татьяна Анатольевна Тарасова. Простите, что не смогла защитить этот кусок Родины!» — написала Тарасова у себя вФейсбуке.

История стадиона

Первыми на этом месте обосновались лыжники. Им за небольшие деньги московские власти сдавали в аренду павильон, истоптанный лошадьми. Именно в этом павильоне, на будущем стадионе МКЛ, Московского клуба лыжников, начнёт зарождаться московский спорт как таковой.

Получив в своё распоряжение землю и павильон, лыжники начали обустраивать территорию. В том же 1909 году здесь появились игровая площадка, прыжковый сектор, сектор для метания. Годом позже — первая и единственная на всю страну гаревая дорожка длиной в 300 метров (тогда о стандарте в 400 метров еще не знали). При этом спортсмены, как правило, бегали по дорожкам ипподромов. Разумеется, неровные дорожки, изрытые копытами лошадей, не доставляли радости и удобства, поэтому гаревая дорожка была настоящей революцией. Проше леще год, и вот в 1911-м появилось первое в Москве поле, специально предназначенное для игры футбол. Поле и те самые трибуны вокруг.

В марте 1923 года стадионный комплекс МКЛ стал собственностью Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) Краснопресненского района города Москвы. Но у комсомольцев до стадиона не дошли руки, он медленно разрушался.

Во второй половине 20-х власть большевиков решила всерьез выстроить систему спортивных клубов: часть из них должна была строиться по производственному принципу (исчезали так называемые «районные кружки»), а часть — по ведомственному. Так местная «Красная Пресня» превратилась в «Пищевики». Полное название — Команда Центрального клуба имени Томского. Собственно, сам стадион тогда и назывался уже стадионом имени Томского. Из романа Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Велосипедисты бесшумно летели со стадиона Томского, с первого большого междугороднего матча».

Парад физкультурников на Стадионе Юных пионеров в 1936 году

Стадион Томского был настоящим центром спорта. В его состав входили:

    3футбольных поля(одно основное и два тренировочных),

    2 легкоатлетические дорожки,

    специальные площадки для отдельных видовлегкой атлетики,

    4 баскетбольных площадки,

    4 волейбольных площадки,

    пушбольная площадка,

    площадка для игры в крокет,

    4 теннисных корта,

    3 бетонных площадки для игры в городки,

    специально оборудованные места под навесом для летних занятий борьбой, боксом, гирями,

    кегельбан,

    двухсотметровый тир,

    пятисотметровый велодром.

Николай Старостин в книге «Футбол сквозь годы» говорил о первых матчах команд СССР с англичанами, которые проходили именно тут. Татьяна Тарасова не редко вспоминала о былом знаменитого стадиона: здесь было два катка, причем один из них — крытый, с искусственным льдом. Места на немалом пространстве хватало всем: и фигуристам, и конькобежцам.

Сюрпляс (Трек «Стадиона юных пионеров». 1961)

Рассказывает старейший 102-летний болельщик красно-белых Отто Фишер: Мы жили в районе Петровского парка. Стадиона «Динамо» там еще не было (он появится в 1928-м). Но рядом был стадион имени Томского. Вот на этом стадионе «Спартак», можно сказать, и начинался. Мы, мальчишки, там и в футбол, и в хоккей с мячом играли.

Велогонщици на стадионе «Юных пионеров»

Стадион Юных пионеров принимал Олимпиаду-80. Москвичи следят за турниром по хоккею на траве

До пилонов с мозаикой здесь был Хрущев

Панно со стороны 1-го Боткинского проезда

Панно со стороны Беговой улицы пока сохраняется — сейчас она вплотную примыкает к крытому пешеходному проходу. Как говорят, мозаику в ближайшее время снимут, стелу разрушат

«Лужники», «Открытие Арена», «РЖД Арена», «Арена ЦСКА» - стадионы, с которыми связывают современный отечественный футбол. Но где же играли до возведения комфортабельных арен, способных приютить армиюфутбольных болельщиков? День города - отличный повод вспомнить об этом.

1. Стадион «Юных пионеров»

Адрес: Ленинградский проспект, вл.31.

Стадион «Юных пионеров», или СЮП, как называют его в народе, был заложен в 1911 году. По инициативе правительства Москвы именно здесь появилась первая специализированная футбольная площадка в городе. Стадион «Юных пионеров» подарил отечественному спорту многих великих и прославленных спортсменов – например футболиста Игоря Нетто. В своей книге «Это футбол!» он вспоминал о стадионе:

«Ранней весной 1944 года мы, группа ребят с нашего двора, отправились на стадион «Динамо» записываться в детскую команду. Но нам долго не везло. Мы никак не могли застать Михаила Васильевича Чуркина, руководителя детских команд. Не помню, кто сказал нам, что можно «записаться в футболисты» на стадионе «Юных пионеров». Туда я отправился уже один - ребятам надоело ездить понапрасну каждый день. На стадионе пионеров мне повезло.

Вон стоит дядя Паша, - сказали мне ребята,- валяй к нему, может, все будет в порядке! Павел Лапшин, или дядя Паша, как все его в этом спортивном молодом мирке называли, оглядел меня, сказал просто: «Ладно, посмотрим. Приходи завтра на тренировку...» И началась мояфутбольная жизнь».

К сожалению, сейчас от стадиона ничего не осталось. Он был полностью снесён, а на его месте построен новый жилищный комплекс. Попытки местных жителей и просто неравнодушных к этому стадиону людей остановить снос были тщетными: создавались группы всоциальных сетях, собирались подписи за сохранение стадиона, люди выходили на митинги, но…

2. Стадион «Унион»

Адрес: Самарский переулок, д.22

Стадион принадлежал одноимённому отделению немецкогоспортивного клуба«Унион». Основание сообщества датировано 1908 годом. «Унион» стал одним из трёх клубов, учредивших Московскую футбольную лигу. Стадион несколько раз переименовывался. Носил имя «Совторгслужащих», стадион «Профинтерна» и «Буревестник». Сейчас стадиона не существует, недалеко от места его нахождения построен СК «Олимпийский».

3. Стадион «Локомотив» на Новорязанской улице

Адрес: Новорязанская улица, вл.29

Трудно в это поверить, но ещё до арены «Локомотив» Бориса Павловича Бещева и «Сталинца» именно этот стадион являлся центральным для клуба «железнодорожников».

Здесь проводились игры чемпионата Москвы, матчи Кубка Советского Союза. Было время, когда стадион оказался заброшен. Сейчас ситуация исправилась. Стадион на Новорязанской улице попал в программу по подготовке тренировочных полей к чемпионату мира – 2018. Так что совсем скоро он вновь откроет свои двери для большого футбола.

Адрес: Проспект Будённого, дом 17А

Стадион был построен в 1957 году. В своё время здесь базировался столичныйфутбольный клуб«Москва». Сейчас на стадионе проходят игры студенческихфутбольных лиг, иногда тренируется футбольный клуб «Арарат».

5. Стадион «Красная Пресня»

Адрес: Дружинниковская улица, 18

В 1922 году на «Красной Пресне» сформировался спортивный кружок с одноимённым названием, на базе которого образовался футбольный клуб «Спартак». Единственный раз стадион реконструировался к Олимпиаде-80. В 1978 году была воссоздана команда «Красная Пресня», клуб долго существовал под покровительством таксомоторного парка Москвы. В конце 80-х годов парк прекратил своё существование, и клуб потерял финансирование. Позднее клуб приобрёл иракский бизнесмен Хуссам аль-Халиди, переименовав его в «Асмарал». Таким образом, в России появился первый частный футбольный клуб. Клуб полностью зависел от материального благосостояния владельца, поэтому, когда тот потерял свой бизнес, клуб перестал существовать. Несколько раз стадион планировали сносить, чтобы на его месте построить парламентский центр. Сейчас стадион включён в программу подготовки тренировочных полей к чемпионату мира в 2018 году. Стадион принадлежит мэрии города Москвы.

Что случилось

В прошлые выходные на территории разрушенного в 2016 году Стадиона юных пионеров начался демонтаж мозаичных панно 1964 года авторства Эльвиры Жерносек. О том, что мозаики - девочку с веревкой, велосипедистов и футболистов - снимают и увозят в неизвестном направлении, сообщил москвовед и автор «Афиши» на своей фейсбук-странице.

Стадион юных пионеров - одно из старейших спортивных сооружений города, где начали собираться любители лыж, бега и футбола еще до революции. Первые секции возникли тут после XV Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года. В 2009-м стало известно, что на его территории планируется масштабное строительство: тогда девелопер Coalco собирался возвести одиннадцать объектов, три из них высотой около ста метров. Но окончательно стадион прекратил свою работу только через шесть лет. Сейчас на его месте идет строительство жилого комплекса из четырех корпусов с видом на Ленинградское шоссе и развязки на «Трешке», называется это все «Царская площадь». Вторым девелопером проекта стала компания MR Group, а концепцию нового ЖК разработали архитектурные бюро Speech и Wowhaus.

Виктор Курасов

Активист, бывший руководитель муниципального образования района «Беговой»

«В 1946 году у Стадиона юных пионеров по проекту архитектора Ю.В.Щуко - автора Главного павильона ВДНХ, ворот ЦПКИО и непостроенного Дворца Советов - была возведена ограда с закругленными каменными нишами для мозаики. В 1964 году ее украсили художники монументально-декоративного искусства Эльвира Жерносек и Мартуни Потикян двумя панно на тему детского спорта.

Сейчас ограда СЮПа стала единственным сохранившимся экземпляром металлической ограды советского времени с угловыми нишами и с мозаикой. Мы считаем, что она заслуживала присвоения статуса объекта культурного наследия. В феврале 2016 года даже подавалась такая заявка в Департамент культурного наследия города - пришел отказ. Поэтому судьба постройки отдана на милость застройщика. Скорее всего, он оставит только въездную группу и три секции ограды, а все остальное, включая угловые ниши, уничтожит.

Что касается судьбы демонтированных панно, то она пока неизвестна. Утверждается, что сейчас мозаики хранятся на складе застройщика. Если судить по буклетам и презентациям, их планируют воссоздать. Но, насколько мне известно, это еще не согласовано. А потому возращение мозаик - большой вопрос. Учитывая, что 90% акций застройщика принадлежат ООО «ВТБ Недвижимость», относящемуся к ПАО «Банк ВТБ», более 60% акций которого принадлежат государству, остается надежда на то, что бывшие пионеры Дмитрий Медведев и Андрей Костин оставят от детского стадиона хотя бы ограду как память для сотен тысяч советских детей, занимавшихся тут спортом».

A post shared by девочка-весна (@depolina) on Aug 26, 2016 at 12:20am PDT

Наталия Клестова

Маркетолог, жительница Бегового района

«Я не такой ужпожилой человек, живу на «Динамо» с 1999 года. В то время часть стадиона со стороны Ленинградского проспекта уже была занята автосалоном. Но трибуны, раздевалки и Царский павильон в изразцах еще не были уничтожены. Работалитеннисные корты. Дворовые команды гоняли в футбол. Зимой там заливали каток - один из самых модных в городе в начале нулевых. Днем вбудние днитуда бесплатно пускали школьников. Но потом на месте гигантской трибуны со стороны Боткинского вырос жилой комплекс «Монарх», задавивший нашу трогательную, маленькую грушевую аллею, которую посадили работники МИГа. В здание детского Ледового комплекса въехал грохочущий клуб «Арена». Петровский парк частично вырубили под офисные и жилые многоэтажки. А вместо зеленого Стадиона юных пионеров жители района получили пять бетонных громад… В итоге мы оказались в экологическом капкане. Зеленый, малоэтажный, тихий район буквально за десять лет превратился в бетонное гетто.

Вопрос необходимости сохранения мозаичного панно на территории СЮПа кажется мне странным. Почему, например, важно хранить семейные фото или бабушкино кольцо? Это ведь наше прошлое, наши эмоциональные связи, воспоминания. Наконец, это памятник своего времени. Тонкие схематичные дети в смешной форме на панно - это дух шестидесятых:утренняя гимнастикапод радио, пионерские спартакиады, спортивные парады и прочие социалистические радости вроде кружка авиамоделистов при ДОСААФ или секции плавания при заводском профкоме. Мозаики такой же слепок эпохи, как и фильмы 50–60-х годов».

Девочка со скакалкой. Теперь вместо нее груда кирпичей

Марат Наби

Художник-мозаичист

«Как художника меня удивляет, что у нас почти все панно считаются не культурным наследием, а обычной декоративкой, которую можно замазать штукатуркой или просто сбить. Хорошо, что есть такие люди, как Александр Можаев и другие архитекторы, которые иногда поднимают шумиху. Людям, которые каждый день проходят мимо, эти панно, возможно, уже приелись. Но как только мозаику сменят серые керамогранитные плиты, мы начнем ценить, что потеряли.

Когда я впоследний развидел панно на Стадионе юных пионеров, они были в хорошем состоянии. Не было ни одного отбитого осколка. Возможно, они нуждаются в минимальной реставрации - специалистам виднее. Но огорчает, что эти мозаики могут где-то пропасть, как это у нас бывает. Сначала обещают, что панно вернут, а потом окажется, что они не вписываются в декор дома. Там ведь «Царская площадь», а на мозаике - физкультурники и девочка с веревочкой.

Я мечтаю, чтобы кто-нибудь из чиновников или обеспеченных людей сделал парк советских мозаик вроде парка скульптур в «Музеоне». Люди бы гуляли там, сидели на лавочках, смотрели на наше прошлое, каким его видели авангардные художники».

В соцсетях пишут о сносе двух стел с мозаиками на Ленинградском проспекте. Это последнее, что осталось от стадиона "Юных пионеров", на месте которого строят жилой комплекс. Москва лишилась еще одного памятника, пусть и не имевшего охранного статуса.

Стадион "Юных пионеров" - первое специализированное физкультурно-спортивное внешкольное учреждение в СССР. Его построили на месте стадиона имени Томского, где играли в футбол в послеревлюционной Москве.

Мы жили в районе Петровского парка. Стадиона "Динамо" там еще не было (он появится в 1928-м - прим. "РГ"). Но рядом был стадион имени Томского. Вот на этом стадионе "Спартак", можно сказать, и начинался. Мы, мальчишки, там и в футбол, и в хоккей с мячом играли, - рассказывал два года назад старейший 102-летний болельщик красно-белых Отто Фишер.

Хорошо помню братьев Старостиных, - вспоминал основателей спартаковского движения Фишер. - И Андрея, и Александра, и Николая. Еще был Петя, но он помоложе. Александр на правом краю играл, Андрей - в центре нападения... Мы были мальчишками, они старше. Но все равно мы за ними бегали. Кричим им: "дядя Коля!" или "дядя Саша!". Они нас и по головке, бывало, погладят...

Позже стадион будут несколько раз обновлять. В 1960-е тут построят легкоатлетический манеж, сделают два мозаичных панно, а в 1980-м во время Олимпиады на стадионе будут проходить соревнования по хоккею на траве. Победителями станут мужская сборная Индии, а лучшей женской сборной - команда Зимбабве. Экзотика! То была первая (и сразу - золотая)олимпийская медальв истории Зимбабве. Следующее золото этой страны случится только в 2008-м, когда Кристи Ковентри выиграет золото в плавании.

Теперь здесь соревнуются в темпах строительства. Высотное здание будущего жилого комплекса вплотную прилегает к старинной ограде, проект которой относят к 1946 году. Сейчас ограда находится в плохом состоянии. Она не имеет статуса культурного наследия. Как и мозаичные панно, одно из которых на днях исчезло. Сейчас на его месте - парковка.

Речь о панно со стороны 1-го Боткинского проезда, здесь были изображены велосипедисты, девочка со скакалкой и бегуны.

Стела со стороны Беговой улицы (на ней изображены вратарь, полевые игроки и девочка с обручами) пока сохраняется - сейчас она вплотную примыкает к крытому пешеходному проходу. Как говорят, мозаику в ближайшее время снимут, стелу разрушат.

А вот нидерландец Колхас, например, когда на месте кафе-стекляшки в Парке имени Горького строился музей современного искусства "Гараж", оставил мозаику 70-х годов, она ему не помешала, - говорит член Московского союза художников, специалист в области монументально-декоративного искусства Марина Терехович.

По ее словам, секция монументально-декоративного искусства Московского союза художников в прошлом году отправляла письмо в департаменты культуры и культурного наследия Москвы, а так же депутатам по поводу судьбы мозаик на Ленинградке.

Ответа мы так и не получили. А в нашей секции ведь около 600 художников, многие из которых украшали Москву мозаиками, - говорит Терехович.

Проблема в том, что у стел с мозаиками нет статуса. Статус же "Объект, имеющий признаки культурного наследия" застройщика территории ни к чему не обязывает.

Писала в префектуру Северного округа, - рассказывает Терехович. - Они мне ответили, что после окончания стройки все восстановят. Но как можно восстановить авторскую работу?

Автор сохраняющейся пока мозаики - Мартуни Потикян. Марина Терехович говорит, что пока не удается найти ни его самого, ни потомков. Вторая мозаика, которую создавала Эльвира Жерносек, в последнее время была в плачевном состоянии.

Нет закона по сохранению таких памятников, - говорит Марина Терехович. - И когда новые собственники покупают землю, я так понимаю, никто им не говорит, что это произведение искусства. В советское время такие работы авторам заказывал город. Деньги на это выделялись. А сейчас собственник поступает с этим, как считает нужным. Представляете, если, к примеру, в Италии собственники покупали бы землю и ломали то, что им не нужно? Надоел Микеланджело - снесли. Леонардо - тоже. Ну, что же поделать, - ведь мешают...

Корреспондент "РГ" обратился в пресс-службу департамента культурного наследия города Москвы. Там отметили, что нужно направить официальный запрос по поводу стел на месте бывшего стадиона "Юных пионеров". Но при этом добавили: "Насколько известно, они не являются объектами культурного наследия. В таком случае нам и комментировать нечего".

По телефонам, указанным на стенде у стройки, корреспонденту "РГ" ответили, что необходимо обратиться в другую девелоперскую компанию, которая ведет этот проект. Там прояснили ситуацию с исчезнувшей мозаикой.

Мозаика бережно демонтирована и вывезена для хранения в помещении, - говорит директор по маркетингу девелоперской компании Евгения Старкова. - В дальнейшем запланирована интеграция обоих панно в проект благоустройства, который разрабатывается архитектурным бюро Wowhaus. При этом панно станут знаковыми объектами на территории жилого комплекса. Перед монтажом будет проведена очистка загрязненных элементов панно и реставрация. К монтажу панно будет привлечена организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Старкова также отметила, что кроме панно отреставрируют части металлической ограды.

Как именно мозаику интегрируют в проект благоустройства - не сообщается. Так или иначе, сейчас только мозаика и часть ограды напоминают о пионерском стадионе на месте которого строят комплекс под названием "Царская площадь".

Добавить комментарий