Серфинг на льду под парусом. Конструкции для зимнего виндсерфинга

Серфинг на льду под парусом. Конструкции для зимнего виндсерфинга

28.03.2018 06:40:00

Зима в разгаре, вода надежно скована льдом, поля укрыты снежным одеялом. Это любимое время для зимних виндсерферов: любой простор становится огромным стадионом, любая поверхность может быть треком для тренировок и состязаний. Над белой пеленой стремительно несутся паруса, будто летом над водой... В поземке порой даже не различить, на чем стоят спортсмены, какие снаряды применяются для зимнего виндсерфинга, как все это вместе работает?

В наше время, помимо множества вариантов для любителей, есть три основных типа снарядов для гонок. Это сани на двух длинных лыжах – «двухлыжка», затем «монолыжа» – одинарная лыжа с парусом, и айсборд – доска на коньках. Все три типа относят к классу «парусные сани». Любые снаряды могут участвовать во всех соревнованиях класса, по выбору спортсмена. Впрочем, гонщики, за редким исключением, привыкают к одному типу и нечасто меняют свое предпочтение. Так уж сложилось (главным образом, из-за климата), что за рубежом популярны айсборды и узкие парусные сани. У нас в стране издавна гонщики побеждали на монолыжах. Впоследние годыархангельские спортсмены разработали и внедрили в практику гонок особые сани – двухлыжные, но значительной ширины, около метра. Эта широкая «двухлыжка» отлично идет и по жесткому покрытию, и по рыхлому снегу. Благодаря увеличенной площади опоры появилась возможность ставить паруса больших размеров, справляться с сильными порывами, не теряя скорости. На недавних чемпионатах России и мира в первых рядах был именно этот снаряд.

Кроме гоночных снарядов, есть немало вариантов для любителей, и среди них наиболее интересный – «снежная доска». Снаряд также популярен и для любительских гонок, участвовал и в последнем чемпионате.

Монолыжа, или точнее сказать, парусная лыжа – исключительно наш снаряд, отечественный. Мало кто за пределами СССР применял монолыжу в ее классическом виде. Снаряд внешне кажется простым – на длинную широкую лыжу установлена небольшая площадка на нескольких опорах, распределенных вдоль по осевой линии. Площадка, как правило, возвышается над лыжей на 8-12 см. Лыжа берется максимально длинная, широкая. Хорошо подходят лыжи для прыжков с трамплина, длиной свыше 240 см, и шире 10 см. Невзирая на то, что такие лыжи не имеют стальных кантов, снаряд неплохо идет даже по плотному насту. Иногда на прыжковую лыжу ставят небольшие коньки по бокам, для стабильности на заледенелых участках. Для голого льда берут лыжу для скоростного спуска (Speedski), длиной 230 и более сантиметров, с острыми стальными кантами. На площадке устанавливается шарнир от виндсерфинга, примерно над геометрическим центром лыжи или чуть спереди.

©

©

Опоры площадки стараются выполнить так, чтобы обеспечить свободу гибкой лыже, которая в результате «облизывает» микрорельеф, меняет прогиб по мере давления и таким образом работает максимально эффективно. Изобрел парусную лыжу в Таллинне еще в середине 1970-х годов таллиннский яхтсмен Юрий Плизник («КиЯ» №75, 1978 г.). В Советском Союзе онадолгое времябыла монотипом для гонок. Парус для монолыжи был ограничен в гонках до 7.5 м2 – больший парус на монолыже сложно контролировать. Старт снаряда нередко происходит с разбега, поскольку довольно сложно удержаться на сравнительно неширокой опоре стоя на месте и на малой скорости. На галсе спортсмен движется в особой стойке – одна нога спереди мачты, другая чуть позади – откренивая на себя и парус, и монолыжу. По мере скольжения интуитивно подбирается угол закантовки, оптимальный для данного покрытия, силы ветра, курса и скорости. Гонщик, таким образом, балансирует «на грани», добиваясь максимальной отдачи. Монолыжа в подходящих условиях за счет своей эффективности даже с небольшим парусом вполне способна обойти другие снаряды, несущие бОльшие площади. Снаряд способен нести паруса и более семи с половиной «квадратов», однако комфортный диапазон парусности на монолыже невелик.

При усилении ветра вести узкую лыжу на порывах становится сложнее, начинаются срывы, падения, в гонку приходится брать парус поменьше, что сказывается на результате. В достаточный ветер лыжа идет и по рыхлому снегу – за счет ажурности опор и высокой площадки, как бы всплывая с разгона. Возможно применение снаряда и на льду, если лыжа снабжена кантами или коньками. Повороты на монолыже выполнять непросто. Лихие оверштаги без опоры ногой на снег доступны только мастерам, однако зимой это имеет лишь зрелищный смысл. Развернуть снаряд быстрой переброской чаще всего более эффективно, хотя и для этого нужна практика.

На монолыже в 90-е наши спортсмены не раз выигрывали чемпионаты мира. В мурманском клубе налажен пошив специальных парусов для монолыж, со специфической геометрией.

Двухлыжка, как следует из названия, напоминает сани о двух полозьях. Полозьями чаще всего служат прыжковые лыжи, иногда – лыжи для скоростного спуска. На лыжи установлена площадка непростой конструкции, как правило на четырех опорах. Лыжи применяются весьма длинные, 250-270 см. Шарнир на двухлыжках ставится чуть спереди от середины лыж. Лыжи изначально выровнены строго параллельно, с заметным наклоном наружу – как говорят, «закантованы». Таким образом, лыжи постоянно скользят только на наружных кантах. В конструкции опор предусмотрена возможность изменения закантовки лыж, что позволяет подстраивать снаряд под разные снежно-ледовые условия, возможны также другие регулировки. Можно выделить две разновидности двухлыжек – узкая «финская» и широкая «архангельская».

Финская двухлыжка известна с давних времен. Характерной чертой является узкая площадка и близко расположенные лыжи. Комфортность ведения снаряда выше, чем у монолыжи, немного шире и диапазон парусов. Узкая двухлыжка идет и по льду, и по снегу, но в целине может увязать из-за низкой площадки, нагребать снег из-за сложной конструкции, съезжать набок из-за неширокой расстановки лыж. Возможен поворот фордевинд на плотном покрытии, как на скорости, так и почти на месте. Другие повороты можно выполнить с переступанием, но не так резко, как на монолыже. Снаряд подходит как для любителей, так и для спортсменов-гонщиков. Были попытки выпускать узкие двухлыжные сани массово, но в настоящее время серийно их не производят.

©

Широкую двухлыжку начали развивать в Архангельске с середины 2000-х гг. Это развитие двухлыжной конструкции, но весьма кардинальное. Длинные лыжи несут на себе выпуклую площадку шириной около метра. Благодаря особой конструкции опор есть возможность настройки не только закантовки, но и подстройка параллельности лыж, «сход-развал».

©

©

Снаряд напоминает доску для водного виндсерфинга по стойке и манере ведения: гонщик стоит обеими ногами за мачтой, откренивает парус не только на ветер, но и назад, стоя ближе к краю широкой площадки. Если надо удержать порыв, смещает центр тяжести тела на ветер и назад по доске: как говорят виндсерферы, «уходит» в корму. Благодаря оптимальной расстановке широких лыж снаряд хорошо идет и по глубокому снегу, не проваливаясь и не кренясь. Широкая двухлыжка позволяет двигаться по рыхлому снегу даже в слабый ветер, для чего спортсмен встает ближе к центру широкой площади опоры, ведя двухлыжку максимально ровно. Закантовку при этом, как правило, настраивают поположе… Скоростной поворот фордевинд возможен на любом покрытии, и начинающим зимним виндсерферам он дается без долгих тренировок. Снаряд может нести большие паруса, 10 квадратов и более, не только при ровной тяге, но и в сложной ветровой обстановке. Даже с большим парусом можно удерживать порывы на скорости, уверенно идти как в слабый, так и в сильный ветер. По манере снаряд является зимним аналогом известной «формулы виндсерфинг» – широкой водной доски. В 2011-м году на широкой двухлыжке достигнут серьезный успех – победа наших спортсменов в чемпионате мира последолгого перерыва. С тех пор на архангельском снаряде занимают призовые места и на мировом уровне, и, разумеется, в России. Ведущие спортсмены мира стараются копировать архангельскую конструкцию, внося также и свои изменения. В Архангельске меж тем налажено серийное производство двухлыжек под маркой «MUST». Отработана оптимальная схема: выпуклая площадка опирается на легкие прочные опоры, они же узлы, позволяющие проводить быструю сборку-разборку снаряда. Все опоры унифицированы, и это дает возможность разбирать снаряд для перевозки, быстро заменять лыжи и даже менять лыжи местами в гонке.

Конструкция совершенствуется и еще `не достигла своего «потолка». В последнее время производители MUST добавляют опционально стальные канты-коньки, врезая металлические полоски по внешним, рабочим краям лыж. Они повышают надежность ведения снаряда на льду, практически не утяжеляя конструкции. Также отечественные умельцы разработали особые лыжи, исключительно для зимнего виндсерфинга, где тонкий кант врезан по всей длине лыж изначально, как и на фирменныхгорных лыжах. Совершенствуется и дизайн площадки для гоночных двухлыжек: и за рубежом, и у нас все чаще делают «палубы» многослойной конструкции, с изрядным количеством карбоновых волокон. Такие двухлыжки заметно легче при повышенной прочности и оптимальной упругости, что позволяет рассчитывать на высокий результат.

Айсборд ведет родословную непосредственно от буера. Устроен похоже: к прочной площадке снизу прикреплены острые подвижные коньки. Для гонок применяют относительно длинные лезвия, 30 и более сантиметров. Наиболее популярная у любителей и спортсменов схема с четырьмя подвижными коньками носит название хайборд (Hiboard). Реализуется на небольшой продолговатой доске. По принципу работы подвески хайборд напоминает скейтборд: коньки попарно параллельны, и каждая пара к тому же может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Изменение направления движения производится креном площадки в нужную сторону, что обеспечивается попросту давлением ногами на край доски. Так как одновременно спортсмен должен еще и откренивать парус, моторика движения довольно замысловатая. Зато снаряд получается удивительно маневренный и вместе с тем скоростной. Хайборд применяется как для фристайла, так и для слаломных гонок. Повороты на хайборде можно заложить покруче, чем летом на водных досках, притом без срыва снаряда, именно «резаные». Даже на небольшом катке умелые фристайлеры ухитряются чертить лихие восьмерки и изящные спирали, развлекая публику.

©

©

На айсборды, как правило, ставят небольшие паруса. В Европе, где снега мало в последние десятилетия, а чистый лед не редкость, айсборды разных видов весьма популярны. Кроме того, налажено серийное производство – латвийский хайборд под маркой Hiberna широко используется как для соревнований, так и для любительского катания.

Кроме айсборда на упругой подвеске, издавна известен коньковый снаряд под названием «трехконьковка». Он ближе к буеру по конструкции, задняя пара коньков установлена жестко, передний конек рулится специальным рычагом. Известны и другие варианты айсбордов, например, специальные снаряды для установления рекордов скорости. Именно на айсборде был поставлен рекорд скорости в 2012-м году – Джеффри Браун из США достиг 97 км/ч на дистанции в 500м.

Снежная доска возникла как логичное развитие идеи летней монолитной, негибкой доски, без каких бы то ни было подвижных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, создателям пришлось поломать голову и над формой доски, и над ее конструкцией. Нагрузки на снегу и льду побольше, чем на воде, поверхность весьма коварная и разнородная. Для льда, например, такой доске нужны остро заточенные коньки, а чтобы при этом снаряд поворачивал, нужна особая форма этих коньков, как и хитрая геометрия всего днища (так называемый «рокер»). За океаном такая доска известна как сноуфер. В нашей стране с недавних пор серийно выпускается DSD – снаряд, разработанный самарским спортсменом и изобретателем Дмитрием Скобелевым. Доска хорошо идет как по рыхлому снегу, так и по насту, давая возможность выполнять лихой фордевинд и даже оверштаг. Этот снаряд по геометрии и манере ведения ближе всего к водным доскам. Начинающие зимние виндсерферы, как показывает практика, сразу становятся в петли и без опасений подцепляются трапецией к парусу. Есть возможность поставить специальные коньки, которые острее и выше штатных – тогда и по льду доска режется уверенно.

©

©

Эта конструкция поль¬зуется популярностью среди любителей, а также в серф-клубах для проката зимой и для обучения. Сейчас выпускается уже вторая, улучшенная доска, пригодная и для люб¬ительских гонок, под названием «DSD Ultra». В скором времени планируется создание новой версии, исполь¬зующей самоновейшие технологии – карбон, особую скользящую поверхность и тому подобные инновации. Доска производится серийно, на базе отечественных материалов, и доступна практически вс¬ем. В прошлом сезоне в Тольятти доски DSD Ultra впервые принимали участие в чемпи¬онате мира WISSA-2017.

*предыдущая статья на эту тему – «Зимний виндсерфинг: из прошлого в будущее», КиЯ №2(254) за 2015 г.

Текст статьи: Алексей Левин. Иллюстрации: Марины Турусиновой, Светланы Дробышевской

Виндсерфинг

В данной статье будет рассказано про такой вид спорта, как виндсерфинг. В страны СНГ это явление пришло сравнительно недавно, но уже пользуетсябольшим успехому российских любителей спорта. В основном у тех, кто уже занимался простым серфингом.

Общее описание

Итак, виндсерфинг представляет собой разновидность парусного спорта. Его основу составляет умение управлять легкой доской небольших размеров на водной поверхности. доску устанавливается парус, представляющий собой вертикально расположенное крыло. Подъёмная сила крыла напрямую влияет на движущую силу. Чтобы сделать ваш виндсерфинг более прочным, при изготовлении крыла иногда используют кевларовую сетку. Также, паруса делаются из полиэфирной пленки, полиэфирной ткани (например, капрона, лавсана, дакрона) или майлара. Форма паруса, как правило, треугольная. Стороны паруса называются шкаторинами. На передней шкаторине паруса любой виндсерфинг имеет мачткарман, куда продевают мачту. Жесткие пластины, которые идут перпендикулярно мачте называются «латы». Нужны они для того, чтобы придавать парусу особую жесткость и форму.

Нижний угол паруса (галсовый угол) находится крепление, представляющее собой вшитое кольцо, люверс или блок роликов. Если ваш виндсерфинг имеет только одно кольцо или только один люверс на парусе, то вам будет нужно установить еще и крючок с роликами, с помощью которого вы можете передвигать парус по мачте. Также, система роликов может располагаться в основании мачты, в так называемом «стакане». Через эти ролики проходит веревка (оттяжка), образующая полиспаст, что делает виндсерфинг значительно более простым в управлении парусом. Угол, находящийся всех дальше от мачты называют задним или шкотовым. При помощи веревки (оттяжки), этот угол скрепляется с гиком. Если гик охватывает парус с двух сторон, его называют Уишбон.

Виндсерфинг имеет топ, который находится на верхнем углу паруса. Топ может иметь упор для крепления верха мачты или ремень со стопором (варитоп). В гоночных парусах топ, как правило, содержит встроенный подшипник, который нужен для более легкого закручивания паруса по мачте. Паруса, которые обычно устанавливаются на виндсерфинг, принципиально делятся на упорные (камберные) и простые. Камберные имеют в своей конструкции латы, на которые устанавливается от одного до пяти пластиковых упоров (камберов). Они позволяют удерживать форму паруса. У камберных парусов гораздо лучшая тяга, но они более тяжелые и сложные обычных. На виндсерфинг, использующийся для гонок, предпочитают ставить именно камберные паруса. Такие паруса традиционно имеют гораздо более большую площадь, нежели обычные. В среднем, площадь парусов составляет от 1 кв.м (детские) до 13 кв. м.

Именно площадь паруса для виндсерфинга является его главной характеристикой.

Виндсерфинг не мыслим без специального снаряжения. К такому снаряжению относятся:

трапеционные петли (закрепляются на гике, к которому цепляются круги трапеции); сама трапеция (представляет собойширокий поясили жилет, имеющий специальный крюк, служащий для понижения нагрузки на руки во время катания на виндсерфинге), которые могут быть сидячими, поясными и верхними; гидроскостюм (изготавливается из неопренового материала, который сохраняет тепло при нахождении в воде); спасательный жилет (повышает плавучую способность спортсмена). При приобретении снаряжения для виндсерфинга, нужно выбрать оптимальный вариант, соответствующий вашим запросам.

В настоящее время существует огромное количество брендов, выпускающих такое снаряжение. Поэтому выбор может быть достаточно сложным.

Доска для виндсерфинга

По сути, это парусное судно без руля. Доска должна быть обтекаемой, примерно 2-4.7 метра в длину. Сделать такую доску вы можете изготовить и своими руками. Ничего сложного в этом нет, если заранее прочитать инструкции в интернете. Изготавливается доска для виндсерфинга из плавучего материала. Управлять доской нужно наклоняя мачту с парусом, а если двигаться глиссированием, то доску нужно наклонять с борта на борт. Доска может двигаться независимо от силы и направления ветра. Управляя доской нужно все время балансировать, при смене курса контролировать рангоут. Отметим, что доска для виндсерфинга реагирует как на положение туловища спортсмена, так и на положение его верхушки. Чтобы как можно быстрее научиться делать маневры на воде, вам, прежде всего, необходимо изучить динамические характеристики вашей доски. Разворачивайте доску аккуратно, но в то же время уверенно.

Доска для виндсерфинга имеет свою историю. Считается, что впервые плавать на доске начали древние племена Полинезии, и что именно благодаря им, серфинг появился на Гавайских островах, а к появлению там капитана Кука в 1778 году он уже был широко распространен. Однако, к 1880-м годах он постепенно начал сходить на нет. В те времена

самая лучшая «доска для виндсерфинга» называлась «оло» доходила до 14-18 футов (4.2-5.5 метров) в длину и весила около 150 футов (68 кг). Изготавливали ее из дерева вили-вили, являющемся довольно редкой гавайской разновидность дерева бальс, отличающегося своей легкостью. Доски более низкого ранга изготавливались из более тяжелого дерева Коа. Доска для «виндсерфинга», как гласят различные источники, имелась у самого гавайского принца Дэвида Кавонанаокоа. Он катался на ней в 1885 году.

Доски в том виде, в каком мы их привыкли видеть сегодня стали появляться в 1960-х годах в США. Тогда, к доске начали пытаться приделывать парус. Поначалу конструкции выходили неуклюжими и громоздкими. Запатентована доска для виндсерфинга была двумя выходцами из Южной Калифорнии — моряком Джимом Дрэйком и серфингистом Хойлом Швейцером. Однако, первым изобретателем доски с парусом считаются Ньюман и Наоми Дэрби. В 1965 году Ньюман Дэрби (Newman Darby) опубликовал свой макет в авустовском номере журнала «Популярная Наука». Однако, доска для серфинга, придуманная Дэрби не пользовалась большой популярностью, хотя он даже организовал компанию под названием «Darby Industries», которая должна была заниматься производством таких досок.

А вот доска для виндсерфинга Джима Дрэйка и Хойла Швейцера, напротив, пользовалась успехом. Им даже удалось поставить производство таких досок на коммерческую основу благодаря Сиэтловскому торговцу, который решил заняться продажей их продукции. Первые доски, изготовленными ими получили название Baja Boards. В 1973 году Швейцером была представлена новая доска для виндсерфинга, более усовершенствованная технически. К этому времени он отделился от Дрэйка и открыл собственное производство досок. Он выкупил у Дрэйка права на запатентованное им в 1968 году изобретение, однако в США ему не удалось найти кого-либо, кто бы заинтересовался массовым производством оборудования для виндсерфинга, и переехал в Европу, где добился значительно большего коммерческого успеха, чем Джим Дрэйк.

Зимний виндсерфинг.

Кататься на доске можно не только на воде, но и по по ровному чистому льду (это называется «айсборд»), плотному или рыхлому снегу, а также снежным буграм. Во всем мире этот вид спорта достаточно хорошо развит, по нему проводятся чемпионаты. Зимний виндсерфинг отличается от водного тем, что управлять приходится только парусом, который вы наклоняете в нужном вам направлении. Правда, нужно чтобы ветер дул достаточно сильно (напомним, что по воде доска может двигаться при любой скорости ветра). Результаты гонок, проводимых при слабом ветре, обычно аннулируют.

Иными словами, зимний виндсерфинг напрямую зависит от погодных условий. Участникам соревнований, конечно же, обидно, когда приходиться их покидать не потому что ты плохой спортсмен, а потому что ветер дул слишком слабо.

Конструкции для данного вида спорта могут быть самыми разнообразными. Традиционно, зимний виндсерфинг представляет собой коньковый либо лыжный аппарат. Коньковые аппараты могут быть четырех коньковыми и трех коньковыми.

Четырех коньковые аппараты сделаны по типу скейтборда, в них использованы такие же подвески, только вместо колесиков у них приделаны маленькие коньки. Если вы использует такого типа зимний виндсерфинг, то доску вам лучше сделать подлиннее, чем у обычного скейтборда. Саму подвеску следует затягивать до предела, чтобы доска поворачивала не так резко, а ездила быстрее. Гасить вибрацию можно удлинив коньки, а также любыми другими способами, однако при этом возможен буерный эффект. Трех коньковый зимний виндсерфинг в последнее время стал использоваться в гонках значительно чаще, чем раньше. На «параллельность» здесь нужно выставлять только одну пару коньков, что дает трех коньковым аппаратам преимущество перед четырех коньковыми. Так, на чемпионате Мира в 1997 победили трех коньковые аппараты.

Зимний виндсерфинг может предусматривать использование в качестве опоры не только коньков, но и лыж. В основном используются двух лыжные конструкции. Особым спросом они пользуются в Финляндии. Можно сказать, что там такая конструкция доведена до совершенства. При катании по плотному снегу они имеют преимущество.

Зимний виндсерфинг может быть и трех лыжным. На мой, взгляд такая конструкция не очень надежна, так как лыжи могут разъезжаться, а сам аппарат сильно тормозить. Резаные повороты на трех лыжных конструкциях возможно выполнить только с вынесенной за лыжи площадкой. Однако, некоторые финские спортсмены выполняют их, используя трех лыжный зимний виндсерфинг. В целом, можно сказать, что катание на трех лыжных аппаратах может вызвать у спортсмена противоречивые ощущения.

Встречаются даже монолыжные аппараты. Это Российско-эстонское изобретение. Устройство таких аппаратов достаточно простое. Спортсмен, использующий монолыжный зимний виндсерфинг в очень скором времени запросто может стать виртуозом на мировых соревнованиях, так как монотипное катание пока что мало где практикуется. К плюсам такой конструкции можно отнести достаточно быстрое скольжение по абсолютно разным снежным поверхностям. Двигаться она может даже при очень слабом ветре. Монолыжная конструкция зимнего виндсерфинга также очень дешева в плане изготовления и легкая в плане транспортировки. Однако, требует сравнительно высокой техники управления и уровня подготовки спортсмена. Особенно на скользких покрытиях и при сильном ветре. Монолыжи делятся на прыжковые и кантовые.

Где можно купить виндсерфинг.

В настоящее время существует множество различных фирм, производящих спортивные доски и паруса. Продаются они как в интернете, так и в обычных спортивных магазинах, таких как «Поволжье Спорт», «Спортмастер», «Спортландия» и множество других. Там вы свободно можете купить виндсерфинг, как водный, так и зимний. Однако, прежде чем совершать покупку, я рекомендую вам почитать как можно больше литературы про данный вид спорта. Ее вы можете легко найти на просторах интернета. Тщательно изучите всевозможные вид конструкций и снаряжений, так как без этого вам будет достаточно трудно решить какой вы хотите купить виндсерфинг. Для начала просто пройдитесь по магазинам, приценитесь, осмотрите конструкции и снаряжении, при необходимости проконсультируйтесь с продавцами-консультантами. Уверен, они достаточно подробно ответят на все интересующие вас вопросы и помогут вам в выборе продукции.

Если же вы решили купить виндсерфинг в интернет-магазине, то позвольте мне порекомендовать вам несколько сайтов. В первую очередь, я хотел быть отметить интернет-магазин «Windschool!», так как он является прямым дилером популярной спортивной фирмы ССТ, производящей паруса, доски и спортивное снаряжение.

В данном интернет-магазине вы может непосредственно купить виндсерфинг, а также трапеции, рангоуты, паруса, доски, чехлы, трапеционные шкотики, стартшкоты, защиту шарнира и защиту гика, ножные петли и накладки на багажник, набивалки для паруса, а также летучки. В интернет-магазине «Windschool!» представлены ведущие бренды.

Здесь вы можете купить виндсерфинг от таких компаний как NAUTIX, DAKINE, GS SPORT GROUP, POINT-7, TAKOON, JP, TABOU, EWA MARINE и многих других.

Второе место занимает интернет-магазин «funwind». В основном, там предлагаются товары для кайтсерфинга, скимборды, маунтиборды, сноуборды. Но можно и купить виндсерфинг, а также мачты, паруса, плавники, шкоты, протекторы, мачтовые стаканы, старт шкоты, удлинители, шарниры, чехлы, матчасть (в том числе бывшую в употреблении) для него. Всегда в наличие такие сопутствующие товары как винты, шурупы, гайки, веревки, дактрон, клей, водонепроницаемые футляры, чехлы на багажник.

Если вы решите купить виндсерфинг в интернет магазине «funwind», то вам нужно будет заполнить специальную форму заказа, в который вы должны указать свои имя, телефон, почтовый индекс, предпочитаемую службу доставки из предложенного списка и желаемый способ оплаты. Вы можете указать какую-либо дополнительную информацию.

Купить виндсерфинг возможно и с рук по объявлениям в газетах или интернет-сайтах. В данном случае не забудьте поинтересоваться, как долго предлагаемый продавцом товар находился в пользовании. Проверьте исправность товара. Если это парус, посмотрите, не порван ли он. Сама доска должна строго соответствовать своим стандартным размерам. Если вы собрались купить виндсерфинг, который уже был в употреблении, то проверяйте прочность крепления паруса к доске, саму доску, на предмет трещин. Внимательно осмотрите мачту. Возможно, на ней есть следы переломов или сварки. Подвигайте парус по мачте, он должен скользить легко и свободно. Попробуйте на прочность веревку. Вообще я бы не рекомендовал покупать вам виндсерфинг с рук, так как его будет значительно труднее настроить под вас, нежели новый, купленный в интернет- или обычном спортивном магазине. Но решать, конечно же, вам самим.

Видео виндсерфинг.

Если вы собрались приобщиться к какому-либо из водных илизимних видовспорта, то для начала я бы вам посоветовал посмотреть соответствующие видеоролики в интернете. Их достаточно много как на общеизвестных видеосайтах, таких как ютуб и ему подобные. Но лучше посмотреть раздел «видео виндсерфинг» на сайтах, посвященных непосредственно данному виду спорта. Рассмотрим наиболее интересные из них. Достаточно много видеоматериала спортивного характера на сайте «infocafe» Тут есть разделы, посвященные водному, горному, воздушному видам спорта, а также есть отдельный раздел «на суше». Есть видео как обучающего, так и общего характера. Но нас интересует раздел «видео виндсерфинг». Именно об этом разделе далее и пойдет речь. Как и в других разделах, в нем содержится достаточно большое количество видеороликов.

Содержание этих роликов самое разное. Некоторые из них чисто ознакомительные, другие рассказывают о конкретных элементах и тонкостях управления доской или парусом. Также, раздел «видео виндсерфинг» сайта «infocafe» содержит видео, из которых вы можете узнать секреты скорости при катании на воде и прочие секреты профессиональных спортсменов. Для новичков в данной области спорта будет полезно посмотреть роли «как начать движение». Тем, кто уже имеет в этом какой-то опыт, рекомендую видео «прохождение прибоя», которые также можно найти в раздел «видео виндсерфинг» сайта «infocafe». Очень интересно видео, показывающее процесс установления мировых рекордов, видео скоростных заездов. Из обучающего видео можно выделить ролик о том, как наносить соль на доску, чтобы она меньше скользила.

Следующий сайт, о котором хотелось бы рассказать называется «anywater». В нем, как и вышеупомянутом сайте есть раздел «видео виндсерфинг». Данный раздел включает себя одиннадцать самых популярных видеороликов о данном виде спорта. Среди них: видео демонстрации преимущества тау-ин серфинга небезызвестным Дани Брухом; видео, демонстрирующее наиболее благоприятные места для занятия водными видами спорта.

Еще в разделе «видео виндсерфинг» сайта «anywater» есть ролик, рассказывающий о том, как спортсмен не рассчитал скорость и врезался в пирс. Особо стоит отметить фильм Питера Свенссона ««Minds Wide Open», который претендует на звание лучшего в своей категории. География мест, показанных в фильме достаточно обширно. Фильм вы можете посмотреть в разделе «видео виндсерфинг» сайта «anywater»

Ну и еще один сайт, который я рекомендовал бы как тем, кто занимается водными видами спорта, так и просто интересующимся. Это сайт «pashasurf». Сайт содержит список обучающих учебников и видео. Единственный минус это то, что раздел сайта «видео виндсерфинг» преимущественно наанглийском языке. Например, в этом разделе есть таблица, разбитая на два столбца – «что смотреть» и «область изучения». Так вот, на русском языке написаны лишь названия столбцов. Но, думаю это не столь принципиально. Основную идею понять можно. Тем более, что в общих чертах описание рекомендуемых в разделе «видео виндсерфинг» обучающих фильмов дается все-таки на русском. Ссылок на видео не так много, больше присутствует простое обозрение DVD. На сайте вы также можете ознакомиться с перечнем книг, которые вам следует прочесть, если вы собираетесь начать заниматься водными видами спорта.

Виндсерфинг фото

Если вы не занимаетесь водным спортом, но вам нравится наблюдать за тем, как занимаются другие или просто быть в курсе всех событий в этой области, наверняка, помимо видео вы просматриваете еще и фотографии. Именно для любителей таких фотографий я перечислю несколько сайтов, имеющих раздел «виндсерфинг фото».

В первую очередь, это сайт «windsurf». Фото раздел здесь просто огромен!!! Более 100 страниц с фотоальбомами!!! Есть альбому с фотографиями серфстанций («Малина» Должанке), наиболее распространенных мест проведения соревнований (опять же, Должанка). В разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf» можно найти и весьма забавные фотографии. Например, на одной из таких фото запечатлено, как во время катания спортсменов, из воды выскочил огромный сом и чуть их не сожрал живьем.

Многие альбомы на сайте «windsurf» не имеют конкретных названий, в этом случае в названии фотоальбома в разделе «виндсерфинг фото» указывается просто имя пользователя, которые соответствующие фотографии прислал. Если вам интересен процесс ремонта конструкций, то вашему вниманию предлагается фотоальбом под названием «ремонт парусов». Если вы хотите лицезреть процессспортивных соревнований, загляните в альбом «Плещеево 12 мая» раздела «виндсерфинг фото» сайта

«windsurf». Таких альбомов на сайте несколько и некоторые из них называются просто «Плещейка». Если интересуют сами места, где теоретически возможно покататься, советую альбом с названием «Озеро святое со стороны Андреевских выселок», который содержится все в том же разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf»

Очень впечатляют фотографии, сделанные во время грозы. Как ни странно, на фото мы можем видеть, как несколько человек радостно катаются, несмотря на сильный ветер и дождь. Данные фотографии были сделаны во время проведения соревнований за кубок Балтики. Очень много в разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf» фотографий, запечатлевших различные моменты отдыха спортсменов. Например, как они раскуривают кальян или готовят шашлыки. Те, кому интересны отдельные моменты управления спортивными конструкциями, имеют возможность покадрово посмотреть процессы выхода на воду и разгона в разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf». Присутствуют также фотоальбомы отдельныхспортивных команд(например, команды «Водник»). Помимо фотографий самих участников соревнований, на сайте можно встретить фотографии простых зрителей.

Раздел «виндсерфинг фото» сайта «windsurf» содержит фотографии, сделанные зимой. Особо много фотографий такой «зимней» конструкции как «эстонская двухлыжка». Отдельно стоит сказать о фотоальбоме с интересным и казалось бы, никак не относящемся к спорту названием «Корова». Но, оказывается, что это всего лишь название аппарата, фотографии которого размещены в разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf». Но несмотря на такое странное название, на фотографиях мы можем видеть, что на этой конструкции можно выполнять даже самые сложные спортивные трюки. Например, поворот через «фордак». Двухлыжки представлены в двух ракурсах – сверху и сбоку.

Поэтому, фотографии двухлыжек содержатся в разделе «виндсерфинг фото» в двух отдельных альбомах.

Покупка доски для виндсерфинга, как и остальное снаряжение для этого вида спорта, происходит на определенном этапе катания. Загореться самой идеей после двух-трех попыток покорить ветер может быть нелучшим вариантом, поскольку прогресс в данном виде спорта происходит очень быстро, а снаряжение напрямую зависит от уровня катания новичка. Итак, на что следует опираться, чтобы выбрать доску для виндсерфинга?

  1. Опыт не менее десяти выходов в море или любую подходящую акваторию.
  2. Оценка собственных предпочтений стиля катания. Виндсерфер должен понимать, каких эмоций он ожидает от дальнейшего развития навыков своего хобби: нравится скорость и глиссирование, больше по душе фристайлинг с прыжками и поворотами либо спортсмен предпочитает плавную езду на длительные расстояния. От каждого из этих стилей зависит выбор спортивного снаряжения и, в частности, доски для виндсерфинга.
  3. Понимание своих возможностей. Начинающий спортсмен должен знать, какие трюки он уже способен осилить, а какие - нет. Если вы переоцениваете этот момент, то можете попасть в неловкую ситуацию, когда профессиональная доска для виндсерферов ну никак не поддается новичку - уровень не дотягивает.
  4. Использовать несколько различных досок в аренду, чтобы выделить наиболее подходящую модель. Затем можно через интернет в своем районе найти эту модель доски. Однако не спешите ее сразу же покупать: протестируйте ее на воде, покатайтесь несколько раз в различную погоду, чтобы проверить ход оборудования при различной силе ветра. Только после этого, если доска вам абсолютно подошла, можете ее приобретать.

Принцип выбора доски для катания достаточно прост: чем больше и шире доска, тем легче ею управлять на воде. Для полных чайников нужно брать доску до 3 метров максимальной ширины. Это такое снаряжение для виндсерфинга, при котором можно спокойно стоять на воде, держась за гик.

Средняя доска для виндсерфинга уже предназначена для более опытных спортсменов, которые освоили основные приемы, могут спокойно глиссировать и развиватьхорошую скоростьна воде. И самые маленькие размеры досок с острым носом и узкие по размеру подойдут толькопрофессиональным спортсменам, которые выполняют сложные фристайлинговые трюки и виртуозно владеют снаряжением.

Как сделать доску для виндсерфинга своими руками

Современные доски для виндсерфинга изготавливаются с применением высоких технологий, поэтому сделать самостоятельно такое изделие сможет не каждый. Тут требуются навыки мастеровой работы и инженерного просчета чертежей. Однако, если у вас есть опыт судомодельного кружка и безграничная преданность любимому хобби, то попробовать сделать собственную доску для виндсерфинга стоит.

Материалы, которые для этого используются - это стекловолокно и эпокси. Вначале, согласно чертежам, делается заготовка из пенополиуритана или пенополистирена. Следующим этапом доске придают форму, обтачивая еще. Фактически это самый важный процесс всего изготовления доски, поскольку он определяет будущие характеристики доски на воде:внешний вид, форма носа, хвоста и рейлов.

Кропотливая работа по обточке доски требует умелого обращения пилой, рубанком и наждачной бумагой. Завершающий этап - декоративный - когда доску расписывают, покрывают стекловолокном и проводят процесс ламинации. Излишки смолы зачищают и доводят изделие до идеального состояния.

Одежда для виндсерфинга

Самое необходимое для начинающего спортсмена, покоряющего воду и ветер, - это гидрокостюм и трапеция для виндсерфинга. Гидрокостюм выбирается с учетом сезонности вашего катания и предполагаемой температуры воды. К примеру, для виндсерфинга в Финском заливе вам потребуется полностью закрытый костюм с капюшоном и максимальной теплозащитой, а при катании в Анапе можно ограничиться короткими шортиками и майкой из гидроизолирующего материала.

Если первый элемент - гидрокостюм - подобрать достаточно просто - по размеру, то выбор трапеции нуждается в консультации специалиста и тестировочных катаниях. Существует два вида трапеций: поясные и сидячие. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Поэтому, прежде чем, потратиться на покупку трапеции для виндсерфинга, тщательно испробуйте на практике оба вида трапеций. Ваш стиль катания и опыт в виндсерфинге подскажет, на какой модели лучше остановиться.

Попутного вам ветра и волны.

Сейчас наметилась интересная тенденция расширения интереса от фанбординга к другимэкстремальным видамспорта, например, кайтсерфингу, вейкбордингу, сноуборду. Причины этого явления не являются темой этой статьи. Увеличился интерес не только к этим, я бы сказал, ярким видам спорта, но и к довольно замкнутому до этого времени зимнему виндсерфингу. Статьи на эту тему печатались не только в "Катерах и яхтах" но и в "Вертикальном мире", а теперь даже в "Men"s health".

В отличие от таких видов, где оборудование можно, без проблем, но за деньги, купить в магазине, в зимнем виндсерфинге надо или самому собирать из имеющихся лыж аппарат для снега, или полностью проектировать и заказывать изготовление железа в случае с аппаратом для льда. Причем, в этой области наблюдается полное отсутствие информации. Если же информация все-таки есть, то она имеет вид "…это круче, чем все, что придумали раньше - купите это у нас….". Так что, я не буду здесь обсуждать конструкции такие, как "змеи", "скимбаты" и "сноуферы".

Общий обзор.

По правилам WISSA (Ассоциации ледово-снежного паруса) гоняются два вида снарядов: sleds - сани и kites - аппараты со свободным парусом. Больше ограничений по инвентарю не существует. На предложение кайтеров создать отдельные правила для гонок на змеях президент этой ассоциации Вильям Тутхил ответил, что это приветствуется, но текст правил должны уместиться на странице А4! Такое отношение к правилам имеет свои минусы, но позволяет сравнивать на одной дистанции часто совершенно несовместимые снаряды.

Конечно, часто бывает, что на исходспортивной борьбывлияет не мастерство спортсмена и, даже не качество сборки его снаряда, а погодные условия. Можно, конечно, обижаться, если на очередных соревнованиях тип дороги совершенно не подошел для твоего аппарата, и, несмотря на потраченные время и деньги, тебе приходится их покидать, но все находятся в равных условиях и играют в эту лотерею. Сказанное относится и к свободному катанию на этих снарядах: узко направленные конструкции типа коньковых чаще могут оказаться совершенно непригодными в "не своих" условиях, а универсальные - проигрывать им в ходовых качествах в отдельных случаях. Например, польская команда (коньковые аппараты) уехала с чемпионата мира в Эстонии, когда там выпал снег, и наоборот, французы, выступающие на двухлыжных конструкциях, уехали счистого льдав Польше.

Конструкции.

Сразу оговорюсь - речь пойдет только о "санях" - кайты являются отдельной темой.

Jibe на айсборде

Коньковые аппараты.

4-х коньковые - повторяют принцип скейтборда: те же подвески, только вместо колес поставлены коньки. Желательно доску делать длиннее, чем у скейта, а подвеску затягивать до предела, тогда доска будет не так резко поворачивать и быстрее ездить.

Можно и дальше усовершенствовать эту идею, например, удлиняя коньки или обеспечив каким-нибудь образом гашение вибрации. Но, на мой взгляд, этот снаряд имеет принципиальное отличие от фанбординга, которое коварно проявляется с ростом мастерства и скорости. Оно вызывается буерным эффектом, возникающим на скорости, и неизбежно превращающим активные повороты через фордевинд в оверштаги. При входе в поворот на скорости, превышающей скорость ветра и ведении дуги без потери этой скорости, что совершенно нормально нагладком льду, линия ветра пересекается не по ветру, а против него! Можно прекрасно делать 360 с лежащим вдоль поверхности парусом, можно сделать этот маневр два раза подряд, но что бы сделать утку или обычный джайб, надо предварительно затормозить

3-х коньковые (в народе получили прозвище тараканы ) - выросли за несколько лет применения в гонках от конструкции с неповоротным коньком спереди, сделанным из трубки, до аппаратов с принципом руления, приближающимся к скейтборду.

Эти конструкции более ориентированы на скорость и более стабильны.

Тут только одну пару коньков надо точно выставлять на параллельность - это очень влияет на скорость. На чемпионате мира в 1997г. первые два места заняли ребята из Канады, выступающие на трех-коньковках. Там был кривой и шершавый лед и сильный ветер. Никто не ожидал такого преимущества коньков в этих условиях.

У канадцев были аппараты, которые мне очень понравились. Аппарат состоит из довольно легкой Т-образной рамы из алюминиевого профиля с прикрепленной сверху площадкой из 10мм. фанеры. Основная идея заключается в том, что площадка разрезана поперек в задней части; получается, что ее передняя половина крепится только к продольной балке и при наступании на боковые ее части она упруго прогибается. Это перемещение и используется для управления передним коньком. Два тросика крепятся к неподвижной площадке с обоих бортов, и через блоки, установленные на краю подвижной площадки протянуты крест-накрест к рулевому коньку. На прямых курсах спортсмен стоит на одном из боковых коньков - на жесткой части площадки, а на поворотах - нажимает на один из бортов.

Лыжные аппараты.

Двухлыжные конструкции применяются, в основном, в Финляндии - там на них давно гоняются много спортсменов, и их конструкция стала, на мой взгляд, совершенной. По плотному и неровному снегу и сильному ветру двухлыжки имеют явное преимущество перед другими конструкциями.

Двухлыжка

Снаряд устроен очень просто: две длинные (240см) кантовые лыжи скреплены узкой площадкой, и скользят по снегу своими наружными кантами. Угол наклона регулируется винтами или талрепами - (он меняется в зависимости от жесткости дороги и составляет примерно 30 град.). Термин двухлыжка не буквален, так как часто вместо фанерной площадки между лыжами ставят короткую прыжковую лыжу, и получается трехлыжка.

Мои ощущения от этого снаряда очень противоречивы. С одной стороны, лыжи, поставленные на снег разными кантами должны из-за приталенности стремиться разъехаться в разные стороны и весь аппарат должен сильно тормозить. Но когда я попробовал проехаться на лыжах, взятых у финов, я был удивлен легкостью скольжения. Резаные повороты получаются только на аппаратах с вынесенной за лыжи площадкой, но финский трехлыжный вариант мне, все же, кажется более эффективным.

Трехлыжка

Вставка 2001 года. Чемпионат мира прошлой зимой показал, что финны действительно могут быстро ездить на двухлыжках. Юха Манерма выиграл эти соревнования при довольно слабом ветре.

Монолыжи. Это - российское изобретение, точнее эстонское, как они утверждают, но все равно - советское, это дела не меняет. Монолыжа очень просто устроена, к тому же у нас она очень давно стала монотипом для гонок. Это очень подняло уровень подготовки наших спортсменов, и на мировых соревнованиях они давно считаются виртуозами.

Монолыжа

Давно определились сильные ислабые стороныэтого снаряда. Монолыжа имеет очень высокое качество скольжения по оченьразным видамснега, а значит начинает двигаться при очень слабом ветре, очень дешева в изготовлении, легка в перевозке и переноске. Но: требует очень хорошей техники управления, особенно в сильный ветер и на сложных покрытиях.

Вот последние технические решения, применяемые в монолыжах: быстросъемная площадка, позволяющая менять лыжи прямо на старте; скользящие в продольном направлении крайние опоры для улучшения работы лыжи на неровной поверхности; амортизация мачтового шарнира для уменьшения передачи ударных нагрузок на кант лыжи; полиуретановый мачтовый шарнир.

Для монолыж обычно применяются два типа лыж - для снега - прыжковые 250см, для льда и наса - длинные (220см) кантовые. Многие спортсмены даже шьют специальные паруса для гонок, отличающиеся от летних в основном формой в плане - нормальное положение паруса на ходу у монолыж сильно смещено вперед.

ЧаВо

Можно ли использовать пленочные паруса зимой?

Пленочные паруса (как и угольные мачты) зимой использовать можно без опасения. Намного опаснее для парусов - ультрафиолет, а для мачт - местный нагрев и удары. У гиков - наоборот. Термопластовые оковки фирменных гиков становятся хрупкими уже при -10 градусах.

Наш журнал уже рассказывал о всесезонном виндсерфере, способном с одинаковым успехом двигаться по воде, снегу и льду (см. «М-К» № 11 за 1987 г.).

И вот не так давно появились сообщения, что подобные снаряды используются и за рубежом, причем в США, в штате Нью-Хэмпшир, как пишет журнал «Попьюлар микеникс», уже несколько лет подряд проводятсямеждународные соревнованияпо зимнему виндсерфингу. Среди «ледовых» мини-парусников, участвовавших в состязаниях, встречается немало интересных конструкций, технические решения которых вполне могут быть использованы и энтузиастами нового вида спорта.

Своеобразный «мини-тримаран»-виндсерфер, опирающийся на три лыжи, предназначен для движения и по льду, и по снегу. Разработанный финскими спортсменами и названный «Винтерборд», он по своей схеме очень напоминает конструкцию, о которой рассказывал наш автор Н. Шершаков в статье «Под парусом - круглый год». Правда, этот снаряд несколько компактнее, а боковые лыжи свнешней стороныокантованы стальными полосами - для повышения устойчивости на курсе при езде по льду. Кстати, лыжи здесь применены обычные, беговые, соединенные четырьмя металлическими поперечинами, выполняющими и роль рессор.

Другой тип снаряда - виндсерфер-буер - предназначен только для гонок по льду и представляет собой довольнооригинальную конструкцию. Впервые появившийся в 1983 году, он за короткое время обрел значительную популярность и даже получил собственное название - «Фри скейт». Кстати, на одной из модификаций такого серфера была достигнута скорость в 48 миль в час (77 км/ч).

«Фри скейт» напоминает доску обычного серфера из стекло- или углепластика. Спереди установлен универсальный шарнир для мачты, а снизу по оконечностям - передний и задний «мосты», заимствованные от скейтборда, но вместо роликов оснащенные двумя парами стальных коньков длиной 406 и высотой 50 мм каждый. Благодаря такой ходовой части микробуер обладает завидной маневренностью.

Используя основную идею, заложенную в последней конструкции, несложно изготовить простейший ледовый виндсерфер, точнее - зимний парусный скейтборд. Основа рамы - продольная балка из толстостенной дюралюминиевой трубы Ø 40 мм и длиной 1,5 м (подойдет и лонжерон квадратного или прямоугольного сечения). Дополнительные боковые продольные и поперечные балки рамы создают опору для палубы - листа фанеры или стеклопластика. К основной продольной балке на кронштейнах крепятся шарниры от скейтборда. (Впрочем, последние несложно изготовить самому - например, по технологии, предложенной в «М-К» № 4 за 1979 год.) Для этого кронштейн под углом 60° приваривается к стальному отрезку трубы, внутренний диаметр которой соответствует диаметру основной балки. В кронштейне сверлятся отверстия под шкворень - болт М10. Чтобы шарнирное соединение было более надежным, в отверстия можно вварить отрезок трубки. Шкворневая скоба выгибается из стального листа толщиной 4 мм. При сборке между нею и кронштейном следует поместить резиновую прокладку толщиной 15-20 мм.

Задняя пара коньков может быть установлена таким же образом или просто приварена. В последнем случае маневренность виндсерфера несколько ухудшится, но повысится устойчивость на курсе.

Ходовая часть:

1 - передние коньки, 2 - основная продольная балка, 3 - универсальный шарнир мачты, 4 - мачта, 5 - палуба, 6 - петля для ног, 7 - задние коньки, 8 - рама.