Блог
282 0

Стили игры вратарей в хоккее. Стэнд-ап и баттерфляй, хоккейные вратарские техники

Стили игры вратарей в хоккее. Стэнд-ап и баттерфляй, хоккейные вратарские техники

Обязательно имеет пару олимпиадных тем, какой стиль лучше. Приводятся цифры статистики, забитые/пропущенные, как играл вратарь и т.п. Как правило, обсуждающие с трудом понимают разницу между игрой в стойке, баттерфляем и комбинированным стилем. В лучшем случае, понимать понимаю, сказать не могу.

История появления

В седые времена вратарям лёжа играть вообще запрещалось. Причина в том, что хоккей с шайбой произошёл от «бэнди», хоккея с мячом. И вообще эта игра имеет английские корни. А джентльменам не пристало ползать по льду на коленках.

Но, потом правила пришлось поменять. Причина банальна. Рост скорости полёта шайбы. Вратарям, кстати, игравшим без шлемов и масок, становилось сложнее оставлять ворота сухими.

Вратари расширили арсенал приёмов ловли и отбивания шайбы. Хотя, в тех же СССР, длительное время считалось некошерным играть на коленках. Только стойка. В Канадах вратари тоже на колени становились редко. Главным отличие «их» школы от вратарской школы СССР была более активная игра клюшкой.

Но, постепенно, вратари всё же стали пользовать колени. Пионером этого дела выступил В. Третьяк (тот самый). Фактически Третьяк зародил некий прототип «баттерфляя». Играла легенда, преимущественно, пользуя коленки.

Но по-настоящему заиграл некто Патрик Руа. Судя по фамилии, парень не играл в ЦСКА. Карьера воротника в главной лиге Земли началась в 1984 году. Во многом, благодаря его усилиям Монреаль Канадиенс стали обладателями Кубка Стэнли.

Сам современный стиль начал складываться уже в 1990-х. Игру на коленках сменила игра на боковых поверхностях щитков (это такие «матрацы», которые у хоккейных вратарей на ногах).

Сейчас, по разным данным, 70-80 % вратарей (в Северной Америке) играют именно в стиле «баттерфляй». В Европе, по историческим причинам, чуть меньше. Хотя уже нет. Есть же КХЛ.

Встань и стой

Именно так переводится «stand-up». Суть стиля простая:

1. Вратарь играет стоя, когда угроза воротам наиболее вероятно, он приседает, т.н. низкая стойка. Есть ещё высокая и средняя. Выбор стойки зависит от высоты вероятности удара по воротам.

2. Вратарь смещается по линии шайбы. В «стэндапе» важным моментом является именно выбор позиции между воротами и бросающим.

3. Активная игра клюшкой приветствуется.

5. Вратарь активен в воротах, он постоянно смещается, закрывая всю вертикаль части ворот за собой.

6. Вратарь активно играет на выходах, сокращая угол обстрела ворот.

Частично к «стендапу» можно отнести комбинированный стиль. Хотя многие его относят ближе к «баттерфляю». Эта та самая игра на коленках. Суть в том, что ситуативно вратарь остаётся в стойке, или наоборот, падает на колено, вытягивая ногу. Большинство современных «стэндапистов» играют именно в комбинированный стиль...

Каждый вратарь отличается своим собственным, неповторимым стилем игры, скопировать который невозможно. Вместе с этим существует несколько типовых моделей поведения голкиперов, распространённых в отечественном и зарубежном хоккее. Это стенд-ап (игра в стойке), хоккей баттерфляй и гибридный. Комбинируя элементы разных стилей, можно добитьсябольших успехови выработать свою собственную манеру игры.

Стили игры вратарей в хоккее

Сегодня голкиперы предпочитают играть в одном из двух стилей – гибридном или баттерфляй. Но учитывая, что в стиле стенд-ап играли все вратари конца прошлого столетия, его невозможно не вспомнить.

  • Игра в стойке (стенд-ап). Сегодня единственным представителем этого стиля остаётся вратарь «Нью-Йорк Айлендерс» Евгений Набоков. Характерные признаки модели стенд-ап – бесконечные перемещения вдоль линии ворот, резкие выпады на шайбу и минимум игры на коленях. Для того, чтобы обеспечить наибольшую скорость перемещения, представители этой техники всё время остаются в высокой стойке, ноги держат на ширине плеч, чуть согнутыми в коленях с опорой на коньки. Плюс такой игры – малые энергозатраты и возможность быстро реагировать на броски. Недостаток – сложно контролировать ситуацию у ворот и реагировать на шайбы, летящие на уровне колен.
  • Гибридный. Самая популярная модель игры у любителей и большей части профессиональных вратарей. Это сочетание элементов игры в высокой и низкой стойке, игры на коленях и действий в стиле баттерфляй. Характерные признаки – перемещение катанием, отражение бросков щитками, стоя на коленях. Большую часть времени ноги находятся на ширине плеч, одна нога голкипера стоит на колене, вторая – на коньке, прижатая к штанге ворот. Ловушка остаётся поднятой над щитком. Плюс гибридной модели –большой выборвариантов защиты в зависимости от ситуации,высокая скоростьперемещения. Недостатки – сложность выбора правильной позиции, необходимость постоянно оценивать ситуацию и менять позицию.
  • Баттерфляй. Самый популярный в начале 2000-х стиль, который и сегодня имеет много поклонников. Характерные признаки – постоянное нахождение в положении стоя на коленях и активно действуя руками, а также постоянные перемещения на коньках и коленях. Существует канадский вариант с гибридной стойкой и финский вариант с низкой стойкой. Преимущества – полное перекрытие низа ворот, защита от добиваний. Недостатки – потребление большого количества энергии и слабая защита верхней части ворот.

Любой стиль игры в хоккей – баттерфляй, гибридный или в стойке имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому надёжность и игровые характеристики вратаря в большей степени зависят от личного профессионализма, от того, насколько правильно выбран стиль и насколько полно учтены индивидуальные особенности голкипера. Навыки игры вратаря необходимо постоянно тренировать, даже на

Упоминания этих двухигровых стилейхоккейных вратарей в литературе встречаются часто, однако же более или менее четкого/удовлетворительного описания, определения того, что это такое, мне найти не удалось. И если даже у меня, играющего вратаря, с четким детальным описанием стэнд-апа и баттерфляя возникают проблемы, то каково же должно быть нормальному болельщику, надевающему коньки редко и судящему о хоккее с трибуны ЛДС или с дивана перед телевизором? Ему приходится полагаться на разрозненные высказывания действующих или бывших игроков, тренеров, специалистов. А они именно что разрозненные, не позволяющие понять суть явления хоть в каком-то приемлемом приближении. Вот и оказывается, что болельщики и специалисты оперируют терминами «стэнд-ап» и «баттерфляй», понимая каждый что-то свое, да и то фрагментарно. Ситуация прямо как с мудрецами и слоном (помните, где были уши, хобот и ноги?)

Ни в коей мере не претендуя на полноту и окончательность описания, постараюсь дать свое понимание этих граничных стилей игры хоккейных вратарей, с деталями, основанными на моем собственном игровом и болельщицком опыте, иллюстрируя сказанное цитатами и примерами. Буду рад здравым комментариям, вопросам и дополнениям.

Начнем с ряда цитат. Предлагаю прочесть их внимательно, вслушиваясь в то, что говорят известные вхоккейном мирелюди.

"...говорить с Руа всегда тяжело. В жизни, как и на площадке, он очень импульсивен. Поэтому, задавая ему вопрос о том, кто был его кумиром в детстве, я не ожидал услышать стандартный ответ. Так я узнал, что именно Роже Вашон был примером для молодого Руа. А как же Владислав Третьяк? - не выдержал я. - Третьяк, несомненно, -великий вратарь, - ответил Руа, - но мне ближе Вашон. Руа дебютировал в сильнейшей хоккейной Лиге в 1984 году в возрасте 19 лет. На удивление быстро юноша смог вписаться в состав легендарного клуба и уже через 2 года выиграть вместе с Монреаль Канадиенс свой первый Кубок Стенли. Вклад молодого вратаря в победу был настолько заметен, что он был названлучшим игрокомфинала Кубка и получил престижный Кон Смайт Трофи. Игра Руа вызывала восхищение. Он играл в стиле баттерфляй - классический стиль, когда вратарь не боится опускаться на колени и падать на лед».

А. Еременко: «Революция во вратарской методике связана, в первую очередь, с именем Патрика Руа, хотя еще до него Тони Эспозито первым практиковал игру на коленях, так называемый стиль «баттерфляй». Руа и его тренер Франсуа Алэйр – последователи этой методики, которая активно прогрессировала в Северной Америке. Сегодня 70 процентов голкиперов США и Канады играют в этом стиле. Вратарей отбирают по росту, чтобы, стоя на коленях, они могли максимально закрывать створ ворот. Есть и европейский стиль, который проповедовал тот же Третьяк и другие наши голкиперы. Каждый вратарь должен сам выбирать свой стиль игры. И тут многое зависит от тренера».

... – Как обычно действуют заокеанские вратари? Капкайкин: – В НХЛ тоже немало стилей, ведь там собраны игроки из многих стран. Стили смешиваются. Кстати, популярный ныне «баттерфляй» стали применять после того сезона на рубеже веков, когда Гашек начал «валяться», падать, и ему забить не могли. Тогда он еще получил в НХЛ призлучшего вратаря. А исконно канадский стиль – это игра стоя, за счет выбора позиции. Он похож на наш, российский, но канадцы побольше играют клюшкой (по крайней мере, так было раньше)"....

А вас переучивали? Шталенков: - Лет в 30. Тренер вратарей отдавал предпочтение тому, чтобы вратарь больше играл на коленях. - Так называемый стиль баттерфляй? - Именно. Но я не мог постоянно играть на коленях, мне удавалось совмещать, но на колени стал опускаться гораздо чаще. Сейчас уже весь мир, хотим мы этого или нет, так играет. Вратарей, которые играют только в стендапе, практически не осталось. Другое дело: у вратаря должно быть чутье - когда ему не стоит садиться на лед, а нужно остаться в стойке. Главный критерий один - не пропустить, не важно, каким способом и какой частью тела вратарь останавливает шайбу. Все можно оправдать, если ворота остаются «сухими».

Итого, что мы можем вывести из сказанного: баттерфляй - игра на коленях. И только?! Разберемся. Но сначала – «стэнд-ап».

Stand-up. Дословно - вставай и стой. Первый исторически стиль. Красной нитью здесь проходит игра в стойке, очень упрощенно - перекрывание площади ворот преимущественно ввертикальном положении. Истоки техники «стэнд-ап», по крайней мере в европейской традиции, неразрывно связаны с футболом и бэнди. Все, кто более или менее интересовался историей хоккея с шайбой, знают, что многие наши хоккеисты играли в прошлом в русский хоккей, а летом занимались футболом, причем на высоком уровне. Вот, собственно, и разгадка – как футбольному, так и бэндийному вратарю возвращение в стойку совершенно необходимо, клюшки у него нет (некоторые первые наши вратари играли маленькой клюшкой или же норовили бросить клюшку, ловя снаряд руками, как в футболе), щитков на ногах либо тоже не было, либо они были малы по размерам. Поэтому на первом месте – готовность отразить, среагировать. Причем отразить активно, Сыграть.

Отличную демонстрацию стиля «стэнд-ап» дает первая игра финала КК1987, Мыльников против Фюра: http://www.youtube.com/watch?v=GsJ27tleKz8

Butterfly. Бабочка. Доминирующий и самый модный сегодня стиль игры вратарей. Оговорюсь, здесь речь о современном баттерфлее, оформившемся в начале 90-х годов XX-го века. Вообще, как мы увидели выше, описания корифеев сводятся к тому, что в «баттерфляе» голкипер сидит на коленях, размахивая руками, как крыльями бабочки. Бытует мнение, что нашлегендарный вратарьВладислав Третьяк стоял у истоков баттерфляя. "Я не боялся опускаться на колени". Имхо, упрощать так – все же слишком.

В отчете об ОИ2010 я говорил о Бродо, Набокове. Люонго, Гашеке как о стэнд-апных вратарях (ну, или голкиперах комбинированного стиля). Из слов же Третьяка, да и многих других специалистов следует, что перечисленные вратари играют в баттерфляе. Откуда же такое разночтение – в словах прославленных вратарей прошлого и наблюдаемого визуально сейчас? Разгадка проста. В ходе эволюции стиля «баттерфляй» акцент сместился с сидения на коленях с поднятыми руками на игру на коленях, на ребрах раздвинутых щитков (по всей длине щитка), на скольжение в горизонтальной плоскости на ребрах щитков за счет отталкивания коньками (так называемый «слайдинг»), игра же руками не является сегодня определяющей при описании этого стиля. Иными словами – ныне «валяние на льду и размахивание руками» не есть определяющие характеристики баттерфляя, и даже если считать стиль В.А.Третьяка неким прото-баттерфляем, то его ученики (Бродо, Набоков) есть все же вратари комбинированного стиля, который, в общем и целом, ближе к стэнд-апу, чем к современному баттерфляю.

Немаловажно, «баттерфляй» более «реактивный» метод, по сравнению с более «активным» стэнд-апом, один из краеугольных камней при этом - недопустимость гола при прохождении шайбы «сквозь вратаря» - под руками. Потому упор в работе руками – как в стойке, так и на щитках под броском – делается на плотность защиты, на выпрямленную спину и плечи, на прижатые к телу локти, что продиктовано статистикой забиваемых голов. Суть баттерфляя заключается в закрытии как можно большей площади ворот. Горизонтально. Не в смысле «лежа», а в смысле «уложенными в линию щитками, максимальной поверхностью».

Внимательный зритель наверняка заметил, что чисто баттерфляйные вратари предпочитают не выходить далеко из ворот под бросок, сокращая угол обстрела – сидящего на щитках вратаря можно объехать, выехав из ворот и сидя на щитках, трудно реагировать на добивания и т.д. Размеры тут в помощь, поэтому габаритные вратари так хороши в этом стиле. Баттерфляйный вратарь играет, грубо говоря, «на линии», и при этом раздвинутые на максимально возможную ширину щитки закрывают низ ворот очень эффективно. Поэтому размеры щитков имеютбольшое значение, не случайно мы видим на баттерфляйных вратарях щитки размера 36++, как правило, с длиннющими S-частями (это части щитков на бедрах), позволяющими закрыть пространство между коленями, когда вратарь сидит на льду, сомкнув щитки. Причина такой работы «по площадям» во многом связана с эволюцией материалов – скорость полета шайбы сильно возрасла после перехода с деревянных клюшек (я о полевых игроках) на композитные. Кроме того, современные искусственные материалы позволили сделать щитки вратаря пригодными для слайдинга – армированные грани остаются твердыми, держат форму, поверхности не намокают и не впитывают влагу. Можно вспомнить старые кожаные щитки из конского волоса: двадцать минут игры на коленях, и щитки становились вдвое тяжелее, намокая. Но не только в материалах дело. Вообще, склонность садиться под бросок, закрывая интуитивно максимальную площадь ворот, присуща от природы любому вратарю. Каждый, кто играл в воротах или тренировал, знает это требование – «не садись раньше времени». Просто теперь современные материалы и техника слайдинга позволяют использовать это внутреннее стремление, направляя энергию в нужное русло. Пластика баттерфляя – «перетекание» из стойки в раздвинутые щитки - слайдинг – «перетекание» в стойку очень привлекательна внешне, дети легко и охотно учатся этому стилю. Стоит упомянуть следующие детали современного стиля «баттерфляй»:

1) движения на коньках от штанги к штанге становится все меньше и меньше (при игре за воротами) – крупный вратарь просто упирается коньками в них за счет размаха конечностей, садясь в углы по мере необходимостей. 2) прижатые к телу локти (отличие от классической вратарской стойки – обратите внимание, как Люонго получил первый гол в финале ОИ2010). 3) в стойке (на вбрасывании, к примеру) щитки ставятся под бОльшим углом [сдвинутых щитков на МУ-уровне (фирменный знак Набокова) становится все меньше и меньше]. 4) клюшка в стойке более не ставится перпендикулярно (смысла нет при таком размахе щитков, пусть шайба отскакивает в грудь) 5) ловушку вратарь держит на уровне головы, за счет чего и локти прижатые. 6) вратарь катается, практически не шевеля ногами, на раздвинутых ногах, меняя позицию «задом», и одним толчком, как правило. Движения на коньках очень экономны внешне, на самом деле – крайне энергозатратны. А нужно такое катание, чтоб шайба не прошла «сквозь вратаря» при его перемещении. 7) бросков щитками вперед при, например, выходах 2 в 1, становится все меньше, баттерфляй делает эту технику менее нужной.

Вот так все сказанное выглядит в действии:

Третьяк разделяет баттерфляй на классический и полный, различие - в большей подвижности (классический более подвижный). По-видимому, под «классическим баттерфляем» он имеет в виду комбинированный стиль – действительно, тот же Набоков «играет» гораздо больше, чем Брызгалов,хороший представительfull-баттерфляя.

И, заканчивая, приведу пару очень важных цитат.

Какиеслабые сторонынынешних голкиперов? Виталий Ерфилов: Сравнивать со стражами, к примеру 80-х годов, думаю, неуместно. За последние десятилетия очень выросло мастерство полевых игроков. Поэтому и требования к голкиперам ужесточились. К тому же почти все вратари стали опускаться на щитки. А это очень хитрый и неоднозначный момент: нужно точно знать время и место, когда садиться. И важно научиться делать это правильно. Основная ошибка в том, что голкиперы садятся вместе с руками и плечами. Хотя плечи по идее всегда должны быть расправленными, тем самым человек закрывает больше пространства рамки. Но получается, что весь верх оказывается свободным, а потом уже хаотичные махания бабочки в попытках выручить команду. Вот форварды и раскачивают стражей, а после вгоняют шайбу под перекладину. На ногах-то ты еще двигаешься, успеешь переместиться, а на коленях уже все - прикован ко льду. Чего до сих пор не могу понять, так это зачем многие современные вратари выкатываются из ворот при развитии атаки соперников, а при замахе для броска начинают отползать обратно. Ведь поначалу все было сделано правильно: выкатившись, ты сокращаешь угол обстрела, усложняешь задачу оппоненту. И ни один голкипер так толком и не объяснил, почему он при замахе начинает пятиться. Элементарная ошибка, присущая многим.

А.Ирбе: Особенности финской школы - блестяще поставленная техника, катание, плавность движений. Финские вратари работают очень экономно и отточенно: никаких лишних дерганий руками, выкатываются всегда под правильным углом первым же толчком, без дополнительного перешагивания, и всегда находятся на верной позиции.

Итог. Стэнд-ап – более «активный», «игровой» вратарский стиль, основанный на «вертикальном» перекрывании ворот, предпочтительном скольжении на коньках и на реакции на происходящее из стойки. Баттерфляй – более «реактивный», «пассивный» стиль, основанный на «горизонтальном» перекрывании ворот (идея – закрыть максимальную поверхность, работа «по площадям») и скольжении на ребрах щитков. После первого броска (или после угрозы воротам) вратарь не торопится безусловно вскочить в стойку, как стэнд-апе, а оценивает ситуацию из «баттерфляя».

Всовременном хоккеемы видим разнообразные стили игры вратарей. Некоторые школы и тренеры преподают стиль «баттерфляй», а некоторые - старый стиль игры «в стойке». Доминирует активный стиль игры в воротах, который можно назвать «современным» или «гибридным».

Что это означает?

Вратари не должны играть в таком стиле, когда одно и то же движение является эффективным для разных игровых ситуаций. «Баттерфляй» - очень эффективен, когда используется правильно и в нужное время. Однако он не спасает, когда необходимо больше тактического движения для максимального охвата игрового пространства.

Смысл «современного стиля» заключается в том, что необходимо оставаться в «стойке», пока это возможно и опускаться на колени, когда ситуация требует этого. Вратарь всегда быстрей реагирует на шайбу из его основной стойки, нежели из любого другого положения. Это результат практики и наиболее удобно для вратаря. Также, находясь в основной стойке, вратарь имеет наилучшую возможность для перемещения в любом направлении, требуемом игровой ситуацией.

«Почему нельзя использовать стиль «баттерфляй» постоянно?». Если вратарь при различных игровых ситуациях действует по шаблону, то противник это очень быстро начинает понимать и заставит голкипера поплатиться за это. Также, используя этот стиль очень тяжело перемещаться при передачах с фланга на фланг. Молодые вратари могут избежать ошибок со стилем «баттерфляй», особенно обладая хорошей техникой, но, более старшим вратарям гораздо сложнее при увеличении скорости игры полагаться только на движения данного стиля.

Если вратарь, отражая бросок на коленях отбивает шайбу ему будет очень тяжело переместиться под возможное добивание. В случае же когда вратарь отбивает шайбу «в стойке» гораздо легче занять позицию для отражения последующих бросков.

Используйте стиль «баттерфляй», когда не известно направление броска, если необходимо перекрыть наибольшее пространство при игре непосредственно у ворот, при подставлениях, рикошетах и т.д. Если вратарь видит бросок, просто парирует его, находясь в стойке, и должен быть сразу готов переместиться для отражения следующих бросков.

Игра вратаря «внизу» также очень важна. Есть очень много ситуаций, когда голкиперу следует это делать. Например:

  • * Передача на угол вратарской площади
  • * Выходы 2 в 1
  • * Броски сходу при передачах из-за ворот
  • * Рикошеты
  • * При скоплении большого количества игроков перед воротами
  • * Подставления клюшки под бросок
  • * Потеря контроля шайбы
  • * И т.д.

Подводя небольшой итог нужно сказать о том что находиться в стойке вратарь должен настолько долго, насколько это возможно. Таким образом, он имеет возможность двигаться и перемещаться. Опускаясь на лед вратарь ограничивает себя в игре и может случится так, что это сделает вратаря хуже.

Постоянный контроль над шайбой.

Вратарь должен быть активным участником игры и контроль над шайбой становится одним из ключевых вопросов помощи его команде.

Есть несколько способов лучше контролировать шайбу:

Первый и самый главный - при отражении бросков все отскоки шайбы хорошо контролируемы вратарем, и он знает, где находится отбитая шайба. Задача вратаря состоит в том, чтобы направить шайбу из опасной зоны в углы площадки сразу после её отражения.

Отражение шайбы в угол площадки с помощью «блина»

Собственная команда также извлечет выгоду из того, что вратарь контролирует шайбу и отбивает ее в определенные места - игроки знают, где необходимо «подбирать» шайбу и им не надо бороться за потерянные шайбы на «пятачке» слишком часто.

Осуществление контроля шайбы с помощью ловушки, исключая её отскок.

Наиболеетипичными ошибкамиподобного характера является отражение вратарями бросков щитками. Большинство молодых вратарей рады просто отбить такие броски, потому что никто не учил их действовать правильно и они не считают удобным ловить такие шайбы ловушкой потому что:

  • - В стойке неправильно располагают ловушку (не впереди тела, а на уровне боковой линии)
  • - Они не тренируют это.

Все шайбы, летящие со стороны ловушки, в подавляющем большинстве случаев ловятся ей. В этом случае, вратарь полностью контролирует шайбу.

Следует обратить внимание на некоторые другие моменты игры, где вратарь может помочь своей команде осуществляя более лучший контроль шайбы. Прежде всего, хорошей тенденцией является то, что судьи стали вынуждать голкиперов чаще вводить шайбу в игру, вместо остановки встречи. В современном хоккее, все больше тренеров стремится использовать вратарей в качестве шестого полевого игрока - когда вратарь овладевает шайбой, он должен понимать имеет ли он в сложившейся ситуации возможность передать шайбу игроку своей команды. Естественно, необходимо обучать вратарей работе клюшкой с шайбой с самогораннего возраста. Когда вратари становятся старше, этому элементу игры следует уделять больше внимания.

В качестве аксиомы можно использовать принцип, чтолучше вратарюотыграть шайбу своему игроку, чем удержать ее, что приведет к вбрасыванию в своей зоне. Другими словами, каждый раз вратарь передавая отраженную после броска шайбу партнеру по команде, выигрывает вбрасывание. Естественно, бывают моменты, когда передать партнеру шайбу невозможно или нецелесообразно, исходя из игровой ситуации. Кроме того, у вратаря, хорошо играющего клюшкой, партнеры по команде меньше вынуждены возвращаться в свою зону для подбора шайбы, а также имеют возможность быстро организовывать атаки на ворота соперника.

Остановка шайбы

Каждый вратарь должен уметь останавливать шайбу, вброшенную в зону, особенно, когда партнеры находятся в такой ситуации, что не могут ее подобрать. В этой ситуации для предотвращения быстрого прохода нападающего, вратарю следует сильным броском отбросить шайбу высоко в борт / заградительное стекло. Таким образом, он дает возможность игрокам вернуться в защиту, прежде чем соперник получит контроль над шайбой в зоне обороны.

Правильный выбор позиции.

Математическим фактом является то обстоятельство, что невозможно парировать большинство бросков, если вратарь находится на линии ворот и надеется на свою реакцию. Вы можете самостоятельно убедиться в этом, проведя нехитрый расчет по формуле:

ВРЕМЯ = РАССТОЯНИЕ/СКОРОСТЬ

Например, шайба, брошенная с расстояния 18 метров со скоростью около 145 км/ч, достигнет ворот через 0.456 секунды. А при расстоянии 6 метров при той же скорости время составит 0.152 секунды. В большинстве случаев гораздо важней, что вратарь делает до того, как совершен бросок, чем после-он должен занимать такую позицию, чтобы закрывать как можно большую площадь ворот еще до броска. Это позволяет получить наилучшую возможность для отражения шайбы. Разумеется, умение правильно выбирать позицию (угол обстрела) не решит всех задач, но является одной из основных частей вратарского мастерства.

Давайте рассмотрим, как из положения шайбы видны различные ситуации, поскольку это основы для правильного выбора позиции. Вратарь должен занимать позицию на одной линии между шайбой и центром ворот. Общей ошибкой молодых вратарей является то, что они остаются на середине ворот, когда нападающий перемещает шайбу (не играют «по шайбе»). Делая это, они оставляют слишком многосвободного пространствас одной из сторон ворот. Это вызвано тем, что вратарь находится на одной линии с нападающим, а не с шайбой, а шайба может быть на несколько футов справа или слева от него. Поэтому, вратарь не находится на линии броска.

Большинство нападающих не думают об этом или не понимают этого. Это заметно в ситуациях, когда, например, игроки имеют тенденцию бросать слева «верхом» «под ловушку» праворукому вратарю. Это было правильной целью, если бы шайба летела с линии направления взгляда форварда на незакрытое место ворот. Если мы опустимся на уровень шайбы и посмотрим с этой точки зрения, то увидим, что вратарь, занимающий правильную позицию и находящийся в правильной стойке закрывает ловушкой и блином верхние углы, и единственные незащищенные места - небольшая область под перчатками и «5 отверстий».

Тренерам необходимо демонстрировать этот эффект вратарям, привязывая к углам ворот веревки и натягивая их к шайбе. А вратарю следует, двигаясь вперед и назад определитьправильное положение, когда перекрыта наибольшая площадь ворот. Передвигая шайбу в разные положения, вы поможете вратарю понять правильную позицию.

Вратарям необходимо отрабатывать правильное положение и при прямолинейном движении вперед и в стороны. Использование веревки поможет выбрать правильное положение и расстояние выхода для сокращения угла обстрела при перемещении шайбы в стороны от ворот. Как правило, чем меньше угол направления броска, тем на меньшее расстояние нужно выходить из ворот и наоборот. Следует помнить также правило о перчатках, закрывающих верхние углы, если вратарь не находится в правильной позиции. Кроме того, бывают ситуации, когда вратарь не имеет возможность выйти из ворот настолько, насколько необходимо и тогда следует приспосабливать игру голкипера к подобным ситуациям. Примером может служить ситуация, когда игрок с шайбой находится с одной стороны у ворот, а другой игрок - на дальней штанге. Если вратарь выкатится под бросок - может последовать передача и шайба влетит в пустые ворота.

Когда должен вратарь начинать откатываться к воротам, как быстро и на какое расстояние? В основном, вратарю следует подстраивать свою скорость к скорости нападающего, тогда легче приспособится к движениям форварда и финтам. Правильным расстоянием является такое, при котором вратарь, сделав резкую остановку и вытянув клюшку как можно дальше, сможет выбить шайбу у нападающего.

Движение и участие в игре.

Эти навыки должны отрабатываться на каждой тренировке. Катание и равновесие дают возможность хорошо перемещаться и находиться в нужном месте, но как участвовать в игре? Вратарь обязан «видеть поле». Хорошее видение и способность «прочитать игру» это тот аспект, который незаменим в арсенале вратаря. Его можно немного скорректировать, но не развить.

Вратарь должен взаимодействовать с игроками, чтобы помочь защите.

  • *Договориться с игроками обороны об использовании коротких слов-команд друг другу. Например: «Стой!», «Играй!», «Отдай!», «Время!», «Один!» и т.д. Использовать их постоянно на тренировках для того, чтобы отработать навык применения их в игре.
  • * Тренировка остановки проброшенных по борту шайб для облегчения игры защитникам.
  • *При возможности-передача партнерам, вместо подбора ими шайбы у ворот.
  • * Для увеличения активности в игре вратарь становится «шестым полевым игроком». Например, сделав передачу «в прорыв» при смене соперника по ходу игры.
  • * Вратарь должен быть готов к игре на перехватах и т.д. всегда, даже находясь в стойке и в других неожиданных ситуациях.

шайба вратарь позиция игра

Добавить комментарий