Блог
838 0

Тактика применения приемов рукопашного боя. Тактика ведения рукопашного боя

Тактика применения приемов рукопашного боя. Тактика ведения рукопашного боя

На данном этапе подготовки сотрудников предусматривается овладение широким диапазоном действий с «правонарушителем», а также формируется умение применять их в сочетании и комбинациях в различной обстановке. В связи с этим перед обучаемыми ставятся следующие задачи:

  • - дальнейшее совершенствование в приемах и усвоение действий в разнообразной обстановке, причем диапазон изменений ее определяется особенностями ситуаций применения приемоврукопашного боя;
  • - овладение основами тактики применения приемов рукопашного боя;
  • - дальнейшее развитие и воспитание физических, специальных, психических и волевых качеств.

Решение данных задач осуществляется при помощи действий (атак, защит, нападений и т. п.), путем выполнения их в парных боевых упражнениях и единоборствах.

Парныебоевые упражненияглавным образом применяются для обучения сотрудников ведению единоборства с правонарушителем и являются наиболее эффективным средством решения вышеперечисленных задач. В процессе выполнения таких упражнений оба «сотрудник-правонарушитель» активно перемещаются и сопротивляются, разыгрывая определенные ситуации. В результате у них не только совершенствуются навыки в выполнении приемов борьбы, но и формируется тактическое мышление, развивается целый комплекс двигательной активности, физических, психических и волевых качеств, необходимых для ведения рукопашного единоборства в боевых условиях.

Парные боевые упражнения проводятся в виде обусловленных и полу- обусловленных действий, в содержание которых включаются приемы, изученные сотрудниками на первом этапе подготовки.

При выполнении парных боевых упражнений на обусловленные действия руководитель заранее определяет конкретные действия атакующего и защищающегося и порядок (последовательность) их выполнения. Действия, не предусмотренные заданием, выполнять не рекомендуется, передвижение осуществляется по одной линии (вперед-назад). Каждое упражнение выполняется многократно до появления усталости, вначале - по командам руководителя (преподавателя) (преподавателя), затем - самостоятельно.

Парные боевые упражнения на полуобусловленные действия заключаются в том, что атакующие действия заранее обусловлены, а защитно-ответные -

не обусловлены или наоборот. Эти упражнения выполняются в основном самостоятельно.

По своей методической направленности в парных боевых упражнениях различаются упражнения со взаимопомощью и в противодействии.

Упражнения со взаимопомощью заключаются в том, что «правонарушитель-сотрудник» оказывает своему партнеру помощь в выполнении действий. Они применяются для совершенствования в изученных приемах и освоения элементов тактики применения приемов рукопашного боя, способствуют развитию общей и специальной координации движений, формированию индивидуальной манеры в исполнении тактико-технических действий.

Упражнения в противодействии используются для совершенствования быстроты проведения атак и защитно-ответных действий. Они заключаются в том, что один из обучаемых получает задание атаковать «правонарушителя» обусловленной атакой, другой - защититься и выполнить ответную атаку. Атакующий, активно маневрируя, выбирает момент для атаки, а «правонарушитель» стремится защититься и выполняет ответную атаку.

Единоборства проводятся на необусловленные действия состязательным методом по правилам, установленным руководителем, под наблюдением посредников (судей) для того, чтобы они не превратились в драку.

Единоборства проводятся с макетами оружия, без оружия, а иногда применяются и защитные средства (фехтовальные маски, рукавицы, ватные куртки, металлические бандажи, щитки, налокотники и др.). Они организуются попарно или поточно. При проведении их попарно используется двухсторонний групповой метод организации занимающихся. При поточном выполнении обучаемые последовательно действуют с «правонарушителем» на 4-5 точках.

Парные упражнения и единоборства требуют от руководителя (преподавателя) (преподавателя) повышенного внимания и хорошо продуманной организации. Предоставляя обучаемым самостоятельность, преподаватель должен умело руководить этим процессом.

Все упражнения необходимо разнообразить и проводить, используя различные методические приемы:

  • - одновременное выполнение по командам руководителя (преподавателя) (преподавателя);
  • - самостоятельное выполнение по заданию руководителя (преподавателя) (преподавателя);
  • - поточное выполнение по командам или сигналам руководителя (преподавателя) (преподавателя);
  • - серийное выполнение по команде или сигналу (каждая шеренга выполняет упражнения по нескольку раз подряд);
  • - соревнование на лучшее выполнение упражнения попарно;
  • - выполнение под контролем товарища (в тройках);
  • - выполнение упражнений в полуобусловленных учебных схватках и вольных боях;
  • - выполнение упражнений в соревновательных боях и т. д.

Особенным при этом является действие руководителя (преподавателя)

(преподавателя) (преподавателя), его подготовленность к обучению и понимание сущности рукопашного единоборства.

Успешность обучения на данном этапе во многом зависит от формулировки служебный задачи руководителем, поскольку только ее смысл и условия определяют способ решения, т. е. действие, которое должно быть освоено обучаемыми.

В основе служебной задачи, как правило, лежит проблемная ситуация, требующая разрешения с помощью приемов рукопашного боя. Поэтому формулировка служебной задачи должна быть предметной (подлинной) и правильной. Для этого необходимо, чтобы все условия ее выполнения реально существовали и были конкретно связаны с ее смыслом (имелись чучела, партнеры, действующие за «правонарушителя», тренировочные палки, траншеи, разрушенные здания и т. п.), ни одно из них не попадало бы в диапазон пустых, т.е.

не существующих, значений; между условиями задачи существовала логическая взаимосвязь.

Правильно сформулированная служебно-оперативная задача во многих случаях будет позволять обучаемым самостоятельно находить способ ее решения.

В тех случаях, когда сотрудники окажутся в затруднительном положении, руководитель должен перед обучением действию формировать у них знания о сущности служебный задачи и пути ее решения. Знания формируются с помощью наблюдения за действиями руководителя (преподавателя) (преподавателя) и прослушивания его словесного комментария о своих действиях в разбираемой ситуации. Он должен продемонстрировать несколько способов решения служебной задачи и в процессе объяснения выделить те элементы (приемы), от которых зависит успешность достижения цели. Кроме того, руководитель может использовать проблемно-поисковый метод решения двигательной задачи. Для этого он создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее решению, подтверждает правильность выводов и определяет упражнения.

Формирование навыков в действиях осуществляется при помощи разнообразных практических методов, рассмотренных выше.

Действия вначале выполняются в медленном темпе или по частям с целью сознательного контроля и коррекции элементов и операций, а затем - самостоятельно. В процессе повторений каждый элемент действия должен уточняться и запоминаться, а быстрота их выполнения увеличиваться. В упражнениях одного типа структуру действия нужно сохранять, а операционный состав от повторения к повторению менять.

Например, в ответных нападениях структуру действия соблюдать (защита-ответ), а приемы - менять (защиты выполнять уступающими и упреждающими подставками, отбивами, а ответы - ударом рукой, ногой прямо, снизу и т. п.). В процессе повторения выполнять упражнения по внезапным сигналам и вводить различные помехи (звуки, сопротивление «правонарушителя» и т.п.),

что будет способствовать повышению устойчивости в действиях при влиянии сбивающих факторов. Все это формирует вариативный навык, а в дальнейшем- и обобщенное умение действовать в соответствии со сложившимися условиями служебный деятельности.

Тактика представляет собой наиболее рациональный способ использования техники (приемов) в конкретно сложившейся ситуации боя, обеспечивающий самозащиту, задержания и сопровождения правонарушителя. Это интимная (внутренняя) сторона деятельности сотрудника, включающая в себя следующее: способность быстро и правильно «разгадать» правонарушителя, его намерения и способ действия; сознательное применение разнообразных, соответствующих обстановке, служебно-оперативных действий; маскировку своих намерений и овладение инициативой боя; выбор момента для решающих действий; быстроту и точность их конструирования из приемов и др.

Главными элементами тактики применения приемов рукопашного боя являются: способность к наблюдательности; правильный выбор момента для своих действий (самозащиты, обезоруживания и т. п.); смелость и решительность в их проведении; действия на такой дистанции от правонарушителя, которая бы позволила эффективно решать служебно-оперативную задачу; быстрота и сила действий, обеспечивающих преимущество над правонарушителем. Данные элементы могут иметь значение только при их диалектической взаимосвязи между собой, так как отсутствие в процессе действия одного из них сведет на нет удачное использование всех остальных. Это нужно учитывать в процессе обучения. Направленность обучения заключается в комплексном формировании и развитии специфического мышления, боевых действий, физических и специальных качеств, а также психологической подготовке к действиям в бою. У обучаемых необходимо формировать способность самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях, принимать решения и действовать, проявляя творчество в любых случаях.

Таким образом, основным путем в обучении тактике применения приемов рукопашного боя является создание моделей предполагаемых условий деятельности.

Обучение тактике единоборства в принципе начинается на первом этапе, когда при ознакомлении с приемом обучаемый воспринимает, понимает и осмысливает тактическое обоснование приема руководителем. В дальнейшем на всех этапах обучения руководитель дает тактические знания в беседах и рассказах. Этот процесс освоения тактики является закономерным. Однако обучение тактике применения приемов рукопашного боя было бы неверно ограничивать только этими рамками. Активная педагогическая деятельность руководителя (преподавателя) должна быть направлена и на этот участок подготовки сотрудников к ведению рукопашного противоборства.

Обучение технике и тактике решается комплексно почти в каждом парном упражнении, но эта комплексность должна быть подвижной (путем перемещения акцента то на одну, то на другую сторону подготовки).

В процессе обучения тактике действий в применении приемов рукопашного боя руководителю надо контролировать и оценивать самостоятельные действия обучаемых, их эффективность и разбирать другие варианты действий, что будет создавать у них большой двигательный опыт. Особое внимание при этом нужно уделять подготавливающим действиям (разведке, маневрированию, маскировке), которые создают условия для применения служебно-оперативных действий.

Как обеспечить эффективную защиту от ударов противника.

Различают два вида защиты: пассивную и активную. Пассивная защита, в основном, направлена на блокировку атаки противника с целью остановки и парирования его удара. Затем сотрудник может либо контратаковать, либо отойти в безопасное положение и находиться там, пока не представится подходящий случай для контратаки. Пассивную защиту целесообразно использовать в случае, если сотрудник явно уступает противнику в физической силе. К примеру, при нанесении противником удара рукой сверху достаточно поднять две руки вверх и предплечьями парировать удар, защитив голову. При ударе ногой сбоку необходимо повернуться боком к противнику, ногу, обращенную в сторону противника, поднять, открыв менее болезненные участки тела, одну руку приготовить к защите от удара, а другую - для нанесения контратакующего удара. Одним из вариантов простой по технике пассивной защиты являются уклонение от удара корпуса в сторону и подготовка условий для последующей атаки.

Активная защита является разновидностью нападения. При ее проведении руку или ногу противника блокируют с такой силой, чтобы отбить у правонарушителя желание продолжать атаку. С помощью этой защиты сотрудник может вывести противника из равновесия и заставить прекратить сопротивление. Например, припрямом ударепротивника кулаком в голову нужно принять удар предплечьем и направить его вниз.

Эффективная защита связана с четким определением сотрудником пути атаки противника и дальнейшим изменением ее направления. Можно выделить три главных направления защиты:

1) от удара в лицо - защита движением руки снизу вверх;

2) от удара в среднюю часть туловища - защита движением руки снаружи внутрь и наоборот;

3) от удара в область промежности и ниже - защита движением руки вниз и отбивом атакующей руки или ноги в сторону.

Как уже ранее отмечалось, защита, не имеющая определенного направления, обычно безуспешна.

Умело проведенная активная защита вызывает у противника физическую боль, отбивающую всякую охоту продолжать сопротивление. Кроме этого, правильно построенная защита является хорошей предпосылкой для последующей контратаки.

Куда, в какую точку тела противника нанести удар?

Каждый удар должен иметь цель. Обычно удары наносятся в уязвимые,болевые точкина теле человека (показать точки). Следует учитывать, что главные жизненные центры расположены вдоль центральной линии тела и включают в себя лоб, верхнюю губу, солнечное сплетение и половые органы. Вторые по степени важности для жизнедеятельности человека центры находятся на линиях висков (сонные артерии, уши, места под подмышками). Третьи по важности части тела человека располагаются на прямых, находящихся между главной и второй по важности линиями (ребра, селезенка, почки, живот).

В зависимости от того, какая ставится цель сотрудником перед началом атаки и оценки физического состояния противника им выбираются соответствующие уязвимые для ударов точки на теле правонарушителя. Исходя из цели, которую хотят достичь в результате удара все точки на теле человека делятся на:

а) ослепляющие, с быстро проходящей болью (удары в лицо, сустав);

б) останавливающий; с резкой и медленно проходящей болью (удары в надкостницу, район печени, живот, подвздошную область);

в) парализующие (удары в пах, глаза, шею).

По степени опасности для жизни или здоровья точки на теле человека можно разделить:

а) на особо опасные для жизни (гортань, сонные артерии, виски, пах, макушка головы, основание черепа, верхний шейный позвонок);

б) травмирующие (плечевой сустав, подмышечная область, локтевой сустав, кисть, основаниебольшого пальца);

в) болевые (все другие уязвимые точки на теле человека).

Более подробно точки нанесения ударов и возможные последствия для здоровья человека рассмотрены в таблице 1.

Часть 1. Как начать бой. Выбор позиции. Оборона. Рассмотрим, что такое реальный рукопашный бой, каковы условия его ведения, какие требования он предъявляет к бойцу. На примере системы А.А.Кадочникова попробуем создать модель тактических действий бойца. Она позволит вскрыть ряд проблем и определить приоритеты поведения человека с учетом его психологических и физиологических особенностей в экстремальной ситуации. Представим центральнуюнервную систему(ЦНС) как командную структуру, со своими штабом (корой головного мозга, далее – КГМ) и исполнительным командным составом (двигательный центр спинномозговых реакций), контролирующими движения войск (тела) в непосредственной близости к фронту (дистанция между противниками). Если и далее продолжить военные аналогии, то, согласно отечественному Боевому Уставу, бой – это согласованные по цели, месту и времени удары и маневр частей (тела) в целях уничтожения (нейтрализации) противника, отражения его ударов и выполнения других задач в ограниченном районе (пространстве). Согласованные по месту и времени удары и маневр тела бойца – это и есть тактика его действий. Они согласовываются со «штабом» (КГМ) до и во время боя. Через «разведподразделения» (зрительные, тактильные и слуховые рецепторы) «штаб» получает информацию о позиции противника, его целях, перемещениях относительно наших «частей» и производит анализ складывающейся на «фронте» обстановки. Тактильные рецепторы наиболее близки к «фронту» (прямое соприкосновение с противником) и доносят информацию на уровне спинномозговых реакций. В Таблице 1 перечислены реакции ЦНС на различные физические воздействия. На их основе можно также дезинформировать «штаб» противника, что будет подробно описано ниже.

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1: Реакции ЦНС.

раздражители

рецепторы

уровень реакции

спинной мозг

прикосновение, давление, боль, температура, растяжение мышц, сгибание-разгибание суставов

тактильные, мышечные, сухожильные, суставные

контроль длины мышц (рефлексы растяжения), степени подвижности суставов (уход от перегрузки)

головной мозг

световые и звуковые волны, механические движения, изменение условий местности, химические реакции

зрительные, слуховые, вестибулярные, обоняния, осязания

регуляция зрения, анализ обстановки, коррекция движения ивертикального положениятела

После разведки «штаб» принимает решение о том, нужно ли вообще принимать бой здесь и сейчас, или лучше попытаться хотя бы временно "погасить" конфликт. Например, так воздействовать на ситуацию, что агрессия станет либо затруднительной, либо вообще невозможной. Здесь главное – загрузить работой мозг противника, заставить его думать, принять правила вашего диалога. В состоянии агрессии человек обычно думает плохо и, значит, допускает ошибки. На этих ошибках ситуацию можно «раскачать» в свою сторону. Таблица 2 показывает, как надо анализировать ситуацию.

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 2: Ход анализа экстремальной ситуации.

1. ситуация

Где я? Что происходит? Возможные последствия?

2. мотивация

Мои цели? Как их достичь? Чем рискую? Чем готов пожертвовать?

3. поиск решения

Как предотвратить последствия? Каков запас времени?

4. оценка обстановки

Какие есть подручные средства? Наиболее подходящее из них? Есть ли время на поиск других?

5. выбор способа

Какое решение наиболее рационально?

6. действие

Что происходит? Насколько эффективно? Как ускорить?

7. оценка результата

Что я приобрёл и что потерял? Сколько потрачено сил и времени? Какие были ошибки? Как действовать в следующий раз?

Но если боя не избежать, тоключевым моментомявляется принятие решения – когда начинать? В экстремальной ситуации наш организм мобилизуется, готовится к большимфизическим нагрузкам. Повышается уровень адреналина в крови, учащается сердцебиение. Психологически это сопровождается ощущением страха. Эмоциональное состояние усиливается, а физиологические процессы требуют выброса энергии. Другими словами, «войска» требуют разрешения «штаба» на переход к активным действиям (наступление или отступление), а «штаб» еще не дает его. От этого начинается так называемый. «мандраж» перед началом боя. Именно в этот момент необходимо принять решение. Промедление либо приведет к неадекватным действиям, либо организм «перегорит» и его движения станут неэффективными. Далее, если решение всё же принято, то как должна строиться тактика? Согласно Боевому Уставу, тактика – это теория и практика подготовки ведения боя. Тактика определяет задачи подразделений (бойца), порядок и способы их решения. Тактика разрабатывается до начала боя и развивается в ходе его ведения, с учетом изменения ситуации. Т.е. наш мозг должен получить информацию о местности, её рельефе, силах противника и их расположении, подручных средствах, условиях видимости, о направлении лучей солнца, условиях сцепления с поверхностью земли (пола) и т.д. На основании этого производится выбор позиции (положения тела) и определяется способ решения задачи. Механически движение бойца должно начаться одновременно с движением противника. В системе А.А.Кадочникова для развития чувства движения противника существуют специальные упражнения («прилипание», «отзеркаливание»). Но для того, чтобы команда КГМ превратилась в механическое движение, необходимо время на снятие с мышц напряжения и загрузку их новой двигательной задачей. Это сопровождается смещением центра масс тела (далее – ЦМТ) из прежнего положения. В физиологии такие движениячеловеческого теланазываются локомоциями. Они требуют преодоленияфизических сил, воздействующих на тело извне. Для рационального решения этой задачи ЦМТ должен быть в динамике. В системе А.А.Кадочникова, например, из положения "стоя на месте" это достигается переступанием с одной ноги на другую. Когда ЦМТ находится в движении, его легче сместить в ту или иную сторону. Впротивном случаечеловека может сковать страх и произойдет эффект «врастания» ног в землю (как правило, до первого пропущенного удара). Здесь также важен такой принцип, как реакция не на конкретную форму атаки противника, а на само движение в целом. Тогда реакция не будет запаздывать, и ваше движение начнется одновременно с движением противника. Как известно, ведение боя разделяют на наступление и оборону. Но типичным случаем является переход из обороны в наступление. Отсюда принцип: «без защиты нет нападения» и «защита может стать нападением, нападение может стать защитой». Иными словами, защита и атака не должны существовать в отрыве друг от друга. Иначе можно либо увязнуть в обороне, что рано или поздно приведет к поражению, либо, увлекшись атакой, пропустить удар противника, что также приведет к поражению. Рукопашный бой динамичен и скоротечен. Он характеризуется резкими изменениями обстановки, положений тел бойцов, скоростей их перемещения, сменой направления атаки. Выгодная позиция в обороне должна обеспечить бойцу визуальное наблюдение за секторами возможного нападения, дать устойчивое равновесие, возможность использования подручных средств, строительных сооружений (в зданиях: стены, углы стен, лестницы, перила, двери и т.д.), возможность использования направления освещения, а также мобильность перемещения для перехода в последующую атаку. В бою очень важны устойчивое равновесие и мобильность. Они обеспечиваются понижением ЦМТ (чем он ниже, тем устойчивее тело), высокой подвижностью суставов и правильным перемещением тела в пространстве. Наиболее выгодное положение при понижения ЦМТ, с учетом увеличения мобильности в перемещениях, – это полусогнутые в коленях ноги с расположением ступней друг от друга на расстоянии ширины плеч. Широко поставленные ноги всегда уязвимы. А выпрямленные не только уязвимы, но и ограничены в степени подвижности коленных суставов. При понижении ЦМТпозвоночный столбнеобходимо удерживать в прямом состоянии (это обеспечивает телу наиболее устойчивое равновесие). В системе А.А.Кадочникова такое положение тела называется нижняя или верхняя рамка, в зависимости от расположения рук. Руки в обороне должны находиться во «внутренней» зоне тела бойца. «Внутренней» зоной называется расстояние от тела человека до границы, обусловленной вытянутой рукой, согнутой в локте. Именно здесь находятся наши самые мощные и скоростные возможности, т.к. в этой зоне связь каждого сустава руки монолитна с ЦМТ. Физическое воздействие на любую часть тела в этой зоне встретит мощное сопротивление. Это зона площади опоры при обычном (симметричном) положении тела человека стоя. Если какой-либо сустав руки (кисть, локоть, плечо) выходит за эту границу, то сопротивление внешним силам, воздействующим на этот сустав, будет затрудненным. Применительно к модели: расположение «частей» (рук) в обороне не должно отрываться от основных сил «войск» (ЦМТ) более чем за рубеж форсирования этих сил (внутренняя зона). Важный элемент тактики боя – маневр. Правильность перемещения в бою обеспечивается смещением ЦМТ с линии атаки. Ноги в этом случае являются вспомогательным средством, подгоняя площадь опоры под ЦМТ. Иными словами, смещение начинается от ЦМТ, а не от перестановки ног. Перемещение тела, осуществляемое лишь ногами, требует задействования мышц ног и получения точки опоры перемещенной ногой, а это слишком долгий процесс в боевой обстановке. Ноги должны выполнять функцию опорных конечностей. Маневренность в перемещении, как уже отмечалось, обеспечивают полусогнутые в коленях ноги. Их нельзя скрещивать, так можно в них запутаться и потерять равновесие. Перемещение осуществляется с носка на пятку. Одна нога постоянно догоняет другую. Контакт с поверхностью земли достаточно краткий. Постановка ступней параллельно друг другу. В идеальном варианте ступни чуть «косолапят». Такое положение обеспечивает высокую маневренность, сохраняя телу устойчивое равновесие. Следующее характерное свойство боя – это разнообразие способов его ведения. Искусство ведения боя зависит от многих субъективных факторов: знаний, их творческого применения всложных условиях,личного опыта, морально-боевого духа, умственных и физических способностей. Правильное применение принципов ведения боя с учетом конкретной обстановки способствует проявлению разумной инициативы и в наибольшей степени обеспечивает достижение успеха. Начнем со способов обороны. Главное – ввести противника в заблуждение, дезинформировать его «штаб» (КГМ) и «исполнительный состав» (уровни спинномозговых реакций) о действиях, происходящих на «фронте». Попробуем разобрать, как это происходит. Мы знаем, что противник имеет опорно-двигательный аппарат (ОДА), обеспечивающий ему хорошую устойчивость, гибкость и способность перемещаться в пространстве. Знаем, что контроль над этим аппаратом производится командной системой ЦНС – «штаба» (КГМ) и «исполнительного состава» (уровни спинного мозга). Знаем о существовании «разведподразделений» ЦСН противника, докладывающих о положении тела в пространстве, воздействиях на него и изменениях окружающей среды. Мы разобрались, что у этой структуры есть своя «внутренняя» зона, где двигательные реакции наиболее эффективны. За ней находится зона коррекции «огня» (движений). Корректировка производится также по результатам «разведки». Теперь остановимся и проанализируем все это. Мы получаем важный вывод: информация, на основе которой выбирается то или иное движение, обеспечивается контроль над ним и оценивается его выполнение, поступает в ЦНС через рецепторы ОДА. Т.е. имеем типичнуюобратную связь. Вывод: расстройство координации движений наступает вследствие прекращения потока импульсов в мозг от рецепторов ОДА. Значит, дезинформацию надо давать на уровне органов чувств, через "разведподразделения" противника (рецепторы). Как видим, эта азбучная истина военного искусства верна и в рукопашном бою. Теперь разберемся, как передавать дезинформацию с целью манипулирования движениями противника. Допустим в целях эксперимента, что напарник на средней скорости пытается произвести захват за одежду в районе груди. Его ЦНС на основе зрительных рецепторов оценивает местонахождение точки захвата, дистанцию до нее, структуру материи и необходимый резерв физических сил. Смещаясь в сторону, одновременно поднимаем свою руку и приводим кисть на место предполагаемого захвата. Через зрительные рецепторы напарник получает информацию об этом и производит коррекцию движения. Мы делаем шаг к нему в обратную сторону (вперед и в сторону). Теперь изменилось не только положение объекта, но и дистанция до него. Второй поправки напарник сделать уже не успеет, его предплечье наткнется на нашу кисть. А его кисть схватит пустоту. Результат маневра: противник промахнулся с захватом, а мы сократили дистанцию и контролируем его руку. Теперь сделаем более глубокий анализ ситуации, оценим условия сохранения равновесия. Все движения человека происходят с учетом земного притяжения. Устойчивое равновесие достигается размещением ЦМТ над проекцией площади опоры. Проекция ЦМТ в данном случае должна быть в центре площади опоры. ЦНС отстраивает ЦМТ под имеющиеся точки опоры, а при движении – под предполагаемые точки опоры. Человек теряет равновесие, если не получает точки опоры в момент сцепления с ней. Так происходит когда, поскользнувшись, человек падает. Тоже самое – когда он проваливается в яму, или когда из-под него убирают стул. В нашей ситуации захват противника – это дополнительная точка опоры (третья, после двух на ступнях). Соответственно, под нее его ЦНС тоже отстраивала расположение ЦМТ. Но не так, как на ступни – это была всего лишь дополнительная точка опоры. И если он ее не получит, то равновесие не потеряет, а лишь войдет в состояние неустойчивого равновесия. Мы могли бы так и сделать, но в целях эксперимента продолжим манипуляции. Итак, противник не получил той точки опоры, которой ожидал (схватил воздух). Зато он получил точку опоры на своем предплечье, и сигнал от тактильных рецепторов поступил в мозг – контакт есть! Хоть и другой, но есть. И если мы в момент сцепления его предплечья с нашей кистью уберем кисть, то противник "провалится" еще больше. Если не уберем, то следующее его движение можно ожидать именно от этой точки опоры. Вывод: пока он разбирается со своими сигналами, мы можем атаковать. А что будет на более высокой скорости, когда мозг не успеет внести поправки в движение? Вспоминается случай, произошедший на одном из соревнований по боксу. В перерыве между раундами боксер говорил тренеру: «Я вижу его голову, вижу, как он уходит, но я не могу попасть». Т.е. мозг осознает, что объект ушел с прежнего места, но поправку в движение сделать уже не может – слишком велика скорость этого движения. В большей степени навысоких скоростяхЦНС получает информацию от рецепторов кожи, на уровне тактильных чувств. Рассмотрим прежний пример, но пусть траектория движения руки останется прежней. Теперь мы не будем воздействовать на зрительные рецепторы, а начнем с тактильных. Противник пытается произвести захват, а мы подводим нашу кисть к точке захвата. И в момент сцепления прокручиваем свою кисть в предплечье. Снова противник хватает воздух, но с кистями есть контакт! И мы уже можем, перехватив инициативу, воздействовать на его кисть. Как только он отреагирует на физическое воздействие в отношении своей кисти, мы можем переходить в атаку. Сделаем вывод: пока есть контакт с точкой опоры, в момент захвата противник будет получать сигнал о контакте и не будет его разрывать, даже хватая воздух. Это говорит о том, что при получении контакта мышцы реагируют на него быстрее, чем мозг начинает понимать, что контакт ложный. При отсутствии точки опоры, в момент сцепления с ней, тело либо теряет равновесие, либо выходит в состояние неустойчивого равновесия. Это говорит и о том, что любое движение, связанное с получением точки опоры, выполняется с учетом размещения ЦМТ относительно нее. Остается добавить, что контакт не должен останавливать движение противника и мешать ему, как это происходит, например, при жестком блокировании движения. Иначе противник откажется от двигательной задачи и начнет выполнять новую.

Часть 2. Как принимать и наносить удары. Немного об атаке. В предыдущей части статьи мы говорили в основном о принципах маневрирования в рукопашном бою. Рассмотрим теперь то, как надо наносить удары. Из физики мы знаем, что удар достигает наибольшей эффективности в плоскости, перпендикулярной траектории движения тела. Другими словами, в плоскости приложения силы. Если изменить угол в точке получения удара, то он теряет силу – кинетическая энергия уйдет по касательной. Cамый опасный удар – нанесенный по траектории, пересекающей осевую линию позвоночника, т.е. ось вращения корпуса тела. Если вектор силы пересечет ее, то произойдет смещение тела в направлении вектора. При ударе с вектором силы, который не пересекает линию позвоночника, будет не смещение, а вращение тела вокруг своей оси. Попробуем применить этот принцип траектории нанесения удара на практике, в целях защиты. Допустим, противник правой рукой наносит нам удар в живот. Втягиваем живот в себя, чуть смещая центр масс тела (ЦМТ) на пятки, и скручиваемся в бедрах относительно оси позвоночника, теперь уже смещая ЦМТ налевую ногу. Сила удара проходит по касательной. Точка опоры приходится на тыльную часть кулака и частично на предплечье противника. И это сигнал для его ЦНС – контакт есть. Для нас это тоже сигнал. На возврате его руки мы возвращаем тело висходное положениеи, не теряя контакта с его кулаком, делаем шаг к противнику вперед в сторону (в данном случае влево). Контакт до сих пор есть, а мы уже сократили дистанцию и вошли во внутреннюю зону противника. Еще один способ. Противник правой рукой наносит нам удар в лицо. Смещаясь в сторону влево, присоединяемся к предплечью противника и приседаем. Есть контакт на точке опоры. Если присоединение будет легким, без давления, удар просто пройдет мимо. Если же на предплечье противника чуть создать давление и тут же расслабить свою кисть, приседая, то можно заметить некоторые изменения в траектории удара противника. Его рука послушно пойдет за вашей кистью (мышцы среагируют на точку опоры). Если в момент касания с ударяющей поверхностью чуть провернуть свою кисть, то удар противника получит еще и ускорение. Дальше выбор за вами. Еще пример. Ситуация прежняя, меняется способ решения задачи. В данном случае смещение идет вперёд в сторону вправо. Присоединяясь кистью левой руки к предплечью противника свнутренней стороны, заходим в его внутреннюю зону и занимаем место, куда он стремится всем своим телом. Дальше развитие атаки. Здесь хотелось бы отметить, что основным способом защиты от ударов в системе А.А.Кадочникова является снятие ударяющих поверхностей по принципу «клина» (разложение сил на составляющие). Клин - это жесткая конструкция, выстроенная по отношению к вектору атаки под острым углом так, что в каждой точке опоры вектор силы направлен по касательной, в результате чего меняет свое направление. Забегая вперед, следует добавить, что «клином» можно не только снимать удары, но и выводить противника из состояния устойчивого равновесия. Остановимся на этих примерах и проанализируем, чего мы достигли. Во-первых, мы не срываем противнику задачу двигательного акта – он продолжает ее выполнять, но впоследний моментне достигает цели. Мы получаем дополнительное время для развития контратаки. Во-вторых, создаем ложную точку опоры, дезинформируя мозг противника; он на это реагирует и попадается. Т.е. получаем возможность манипулировать его движениями. И, в-третьих, при всём этом мы получаем возможность сократить дистанцию до противника и войти в его внутреннюю зону. И, что самое главное, он нас туда пропускает, потому что в это время занят другой задачей. Теперь о способах развития атаки. Как говорит Боевой Устав, в зависимости от обстановки и поставленных задач, наступление может вестись на обороняющегося, наступающего или отходящего противника. Атака по атакующему противнику ведется путем встречного боя. Основная задача наступления в рукопашном бою – это выведение противника из равновесия с последующей его нейтрализацией (задержанием). Вся сложность заключается в том, как это сделать, не вступая с противником в жесткую борьбу. Ведь любое физическое воздействие встретит неизбежную ответную реакцию. Для этого, как мы уже выяснили в предыдущей части статьи, опорно-двигательный аппарат (ОДА) человека имеет «командную структуру управления» (ЦНС) укомплектованную «штабом» (кора головного мозга, КГА) с развитым аналитическим мышлением и исполнительным звеном с высокой координацией тела в пространстве. В ситуациях, угрожающих ОДА (растяжением, разрывом мышц, вывихом суставов, переломом, потерей равновесия), ЦНС реагирует на опасность, снимая перегрузку с тела и восстанавливая ему устойчивое равновесие. Задачу выведения человека из равновесия на уровнях спинномозговых реакций, связанных с мышечной реакцией на внешнее воздействие, рассмотрел инструктор-методист по системе А.А.Кадочникова Е.И.Мирошниченко в статье «Информационная модель экстремального взаимодействия двух биомеханических систем». Его модель позволяет анализировать любой целевой двигательный акт в реальном масштабе времени. Модель разработана на трудах Н.А.Бернштейна, служащих основой для современной теории биомеханики движений человека. Е.И.Мирошниченко дал теоретическое обоснование процессов управления движениями человека в рамках закона «адекватного поведения» на физическое воздействие со стороны другого человека («человек – среда»). Это, в свою очередь, позволило прогнозировать результаты двигательных задач на шаг вперед и успешно применять модель на практике. Сущность управления состоит в выведении тела из равновесия в трех плоскостях - путём последовательных возмущающих воздействий как на звеньевую систему. Каждая плоскость воздействия реализуется под углом 90° относительно предыдущей занятой (рабочей) плоскости. Время воздействия на звено (сустав) определяется его местонахождением в момент выполнения движения. Воздействие начинается на то звено, которое находится на границе внутренней зоны и зоны тонкой коррекции при реализации двигательного акта. Именно здесь звено уже поддаётся управлению, но ещё находится в непосредственной связи с ЦМТ. Это позволяет через любой сустав человека воздействовать на его ЦМТ, т.е. на то, от чего напрямую зависит устойчивое равновесие. Физиологически происходит обман ЦНС, т.к. опасного смещения ЦМТ нет, и мозг не находит угрозы для потери равновесия. Более того, мозг вданный моментвремени загружен вообще другой задачей. В тот момент, когда угроза распознается, происходит разрыв между сознанием и подсознанием. «Штаб» слишком поздно понимает положение дел на «фронте», в то время как «войска» лишь адекватно реагируют на атаку противника. ЦНС не хватает времени для восстановления равновесия и тело опрокидывается. Причем совершенно не важно, какой противник в работе – мягкий или жесткий, так как на сопротивление в одной плоскости всегда существуют еще две не занятых. Это один из основных принципов управления противником в системе А.А.Кадочникова. Можно сказать, это её визитная карточка. Обман ЦНС также осуществляется разнесением воздействий по звеньям. Для этого надо при воздействии на какой-либо сустав дать сигнал в самое дальнее по отношению к нему звено и продолжить воздействие. Чтобы более ясно представить управление ЦНС таким способом, необходимо внимательно изучить «Информационную модель…» Е.И.Мирошниченко. Второй способ выведения из равновесия – уже упомянутый «клин». Для этого надо, чтобы в каждой точке сопротивления противника ваше движение «вклинивалось» под острым углом относительно вектора его силы. Таким образом, мы раскладываем силу на те же 90°, и схема выведения из равновесия попадает под вышеописанную модель. Еще один способ выведения из равновесия в системе А.А.Кадочникова - использование рычагов на теле человека. Рычагом может быть любое твердое тело, способное вращаться вокруг своей оси под воздействием не менее двух сил. По разновидности рычагов три: Рычаг 1-го рода (двуплечий) «коромысло» – где силы приложены с двух сторон от оси вращения и направлены в одну сторону. Рычаг 2-го рода (одноплечий) «тачка» – силы приложены по одну сторону от оси вращения и направлены в противоположные стороны. И рычаг 3-го рода (одноплечий рычаг скорости) «пинцет» – та же «тачка», но сила приложена к короткому плечу. По назначению рычаги являются силовыми, т.е., где сила, приложенная на рычаг, имеет длинное плечо (такой рычаг называется «рычаг силы»), и скоростными, где сила воздействия имеет короткое плечо («рычаг скорости»). Здесь формируется «золотой закон механики» – если происходит выигрыш в силе (длинное плечо), то неизбежно следует проигрыш в скорости и расстоянии. И, наоборот, выигрываем в скорости и расстоянии (короткое плечо) – проигрываем в силе. Рычаг скорости обычно применяется на кисть, рычаг силы – на предплечье, голень, бедро. Сущность работы рычага при выведении человека из равновесия заключается в последовательной блокировке степеней свободы его суставов. Формируется жесткая конструкция, посредством которой можно управлять его ЦМТ. Принцип воздействия на ЦНС осуществляется через болевые сигналы, поступающие в мозг. В результате происходит полное управление противником, загон его в рамки вынужденного движения. Применение рычагов на теле человека в самообороне используется во многих других системах единоборств.Большое вниманиеэтому уделяют, например, в ряде восточных прикладных систем, таких как айкидо, джиу-джицу, хапкидо и т.д. Разница лишь в подходе к применению рычага и его дальнейшем использовании. В системе А.А.Кадочникова существуют принципы рациональности использования рычага и достаточноститехнического действия. Принцип рациональности рычага зависит от ситуации и положения тела противника, а достаточности – в целесообразности его дальнейшего использования. В большинстве случаев рычаг используется для приведения тела противника в нужное положение и производства следующих технических действий (выведения из равновесия, нанесения удара и т.д.). И в исключительных случаях, например, при конвоировании противника, он применяется для его болевого удержания. Попробуем на примере принцип рациональности и достаточности. Правой рукой противник пытается произвести захват за куртку в районе груди. Отступая назад правой ногой, увеличиваем дистанцию и «прилипаем» левой кистью к его предплечью, сопровождая его руку по выбранной им траектории (не мешать движению!). Правую кисть накладываем поверх его кисти. Используя кисть, как рычаг третьего рода, чуть приседаем, добавляя воздействию дополнительную силу от центра масс. Под болевым воздействием противник приседает. Всё. Рычаг сработал. Противник совершил движение телом во фронтальной плоскости (сверху вниз). Дальше нет смысла давить на его кисть, потому что под воздействием боли он начнет лихорадочно искать дополнительные степени свободы и, возможно, найдёт. Здесь уже кто кого перехитрит. Вместо болевого воздействия на кисть, левой рукой мы вытаскиваем локоть блокированной руки противника в следующей плоскости. В данном случае в горизонтальной (справа налево). Одновременно левой ногой отступаем в сторону влево (приседая). Противник теряет равновесие. Не нужно дальше тянуть локоть. Достаточно. Вставая, наносим удар коленом или носком правой ноги в лицо противника в следующей, сагиттальной плоскости. Достаточно. На этом примере хорошо видно, что положение тела постоянно меняется, т.е. мы не стоим на месте, а двигаемся, сохраняя мобильность. Теперь о рациональности применения рычага. Для того, чтобы не бороться за рычаг скорости, преодолевая сопротивление противника, силу прикладывать необходимо там, где он её не ждет. Т.е. во время приложения силы на рычаг, рука противника должна быть занята другой задачей – производством захвата, либо должна находиться в движении (совершать движение по траектории к цели). Если захват уже произведён, надо начать выход из него (вкручиванием, вращением в точке захвата), ослабляя его, после чего выходить на рычаг. Во всех остальных случаях придется бороться за создание рычага, т.к. противник будет сопротивляться. Однако для такого способа управления, как уже отмечалось, необходимо, чтобы мозг получал болевой сигнал. Если же противник, например, находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то его болевой порог снижен. Мозг при этом либо поздно получает болевой сигнал, либо вовсе не получает его. В таких случаях применение рычага скорости не совсем целесообразно. Даже если действие закончится вывихом сустава, воздействовать на положение тела противника вряд ли удастся. Следует отметить универсальность использования рычагов силы. В процессе технических действий их можно менять. Например, создав точку опоры в районе кисти противника, прикладываем усилие на его локоть и имеем рычаг второго рода. Прекратив давление на локоть, превращаем точку приложения силы в точку опоры, а на точку опоры в районе кисти прикладываем силу, и получаем рычаг первого рода. Говоря об освобождении от захватов, важно знать, что здесь основной принцип – не разрыв контакта, а вращение в точке этого контакта. Из механики известно, что если у тела ограничены поступательные степени сободы, то остается возможность его вращения. Однако вращение в точке захвата необходимо производить так, что бы само положение захвата в пространстве не смещать. В противном случае мы встретим сопротивление, т.к. эта точка закреплена. Второй способ освобождения от захвата заключается в создании на теле противника системы рычагов, о чем уже говорилось ранее. Здесь можно лишь добавить, что при создании рычагов точку захвата по тем же соображениям смещать не следует. Пусть противник держится за нее, думая, что держит вас. На самом деле он держит самого себя, вцепившись в вашу одежду или руку. Поскольку для победы в бою нужна атака, самое время поговорить об ударах. Принцип нанесения ударов прост – твёрдым по мягкому и наоборот. Череп твёрдый – бьем ладонью, кулак крепче груди – бьем, горло мягче пальцев – бьем, локоть крепче челюсти – бьем и т.д. Если возможно – бережем свое тело и бьём предметом, или направляем противника лицом в стену, стол, в любую жёсткую поверхность. Главное – рациональный подход к нанесению удара, а бить можно чем угодно. Следующий способ – комбинированный: разнесение атаки по разным секторам, о чём уже говорилось выше. ЦНС человека так устроена, что она реагирует на сигналы, поступающие в его тело последовательно, от звена к звену. Нарушить эту последовательность – значит сбить её привычный режим работы. К примеру, носком правой ноги наносим тычок в голень противника, и его ЦНС «улетела» туда проверять надежность опоры. Тогда правой рукой воздействуем на пальцы противника как на рычаг, и его ЦНС «летит» в кисть. Теперь мы отпускаем пальцы противника и наносим удар кулаком в лицо. Таким образом, мы заставляем его ЦНС постоянно гоняться за нашими воздействиями. По характеру воздействия на противника удары классифицируются на «тычковые», «толчковые» и «проникающие». Цель «тычкового» удара – дезориентировать противника резким тычком в уязвимые части его тела, вызвать болевой шок. Цель «толчкового» удара – вывести противника из устойчивого равновесия. Например, потянули его за правую руку под 45° вниз на себя, производим толчок в левое плечо в сторону влево, также под 45° вниз. Если мысленно совместить два угла, получим те же 90°, нужные для работы с «информационной моделью» Е.И.Мирошниченко. «Проникающий» удар совмещает две предыдущие цели в одну – нейтрализовать противника (шокировать и сбить). Наиболее полно структуру и элементы жёсткого проникающего удара описал руководитель Школы русского рукопашного боя версии СНРБ С.Н.Банников. В статье «Биомеханика удара и защиты», он разложил удар на четыре основных фазы: накопление энергии, предударное движение, ударное взаимодействие и послеударное движение. Им также доступно раскрываются необходимые факторы для нанесения сильного, проникающего удара и правильное сложение скоростей при разгоне звеньев. По этому же принципу в системе А.А.Кадочникова выполняются «волновые» удары руками «наотмашь», «внахлест», «с подтяжкой» и т.д., которые наносятся открытой ладонью, ребром ладони и различными фалангами пальцев руки. Удары ногами также рекомендуется выполнять по характерной волнообразной траектории в приседе. Таким образом, достигается высокая передача импульса силы от ЦМТ к ударяющей поверхности ноги. Как уже отмечалось, для различных по целям ударов следует использовать различные части тела и не только тела. Например, для «тычкового» удара хорошо идёт носок или каблук обуви. Для «проникающего» удара хороши подушка или ребро ступни, тот же каблук или колено. А вот для «толчкового» удара подойдет любая часть ноги. К слову будет сказано, что для вложения массы тела в удар коленом, ногу следует поднимать за счёт приседания на опорной ноге, а не за счёт подпрыгивания на ней, как в некоторых стилях боевых искусств. Этим вы обеспечите себе устойчивое равновесие. Также для сохранения равновесия ногами рекомендуется бить не выше пояса, а если и выше, то резким «тычковым» ударом. Таким, как удар по кисти или локтю руки противника, удерживающей оружие. Или удар в лицо полусогнутого противника. Во избежание травм не следует бить подъемом ступни, особенно в твердые части тела. Выше уже описывались зоны ударяющих поверхностей ноги. Подъёмом ступни можно лишь подцепить ногу противника или «вкрутить» в изгиб его колена. После выведения противника из равновесия удары надо наносить по его суставам, «вкручивая» удар в точке воздействия и этим отключая его подвижность. Такое добивание производится на полусогнутых ногах в приседе с прямой спиной, чтобы противник не утащил вас за собой на землю, когда вы согнете спину, чтобы добить его рукой. Обратим особое внимание на работу тела бойца во время выведения противника из равновесия и дальнейшего его добивания. ЦНС устроена так, что при потере телом устойчивого равновесия оно будет использовать на своем пути все доступные точки опоры. Поэтому во избежание силового столкновения с противником, при его выведении из равновесия, надо управлять своим телом так, чтобы противник не мог получить точки опоры. А если бы и получал, то ложные, заранее подготовленные вами, в том числе на поверхности земли. Например, тело противника опрокидывается, и он стремится опереться рукой на поверхность пола. А мы выбиваем его руку ещё до того, как эта точка опоры превратилась в надёжную. В результате он «ловит» пол своим телом. Удар приходится на открытые части тела противника, причем туда, где он его не ожидает. Вообще основной принцип нанесения ударов – точность и внезапность. Этому вторит и армейский Боевой Устав. Внезапность – главный фактор при нанесении поражения живой силе противника. Но для того, чтобы удар стал внезапным, необходимо совершить маневр. Другими словами, втянуть основные силы противника в боевые действия на фронте и нанести ему сокрушительный удар с фланга или с тыла. Например, хватаем противника за пальцы, создавая на них рычаг, и когда когда он «бросится» на защиту своих пальцев, отпускаем их и этой же рукой бьем кулаком в лицо. Еще пример. Пальцами обеих рук (внешней их стороной) наносим удар «веером» по глазам противника. Ваши руки в данном случае разойдутся в стороны. Противник отклонит корпус тела назад, и мы наносим удар в пах. Корпус тела противника подается вперед – встречаем его хлопком рук по ушам. Следующий пример на атакующем противнике. Допустим, противник наносит удар кулакомправой рукив лицо из левосторонней стойки. Для того, чтобы вложить массу тела в удар, ему необходимо сместить ЦМТ на левую ступню. В этот момент его сознание будет работать на цель (именно там сейчас находится «фронт»), а ЦНС будет занята своей задачей: перебросом ЦМТ под ожидаемую точку опоры на ступне. «Тычок» ногой в его колено (как в звено, связывающее ЦМТ и ступню) в момент этого переброса лишит его надёжной опоры, и он «провалится» на своём движении. Это и будет удар во «фланг». Маневром же будет отклонение корпуса вашего тела чуть назад, в данном случае влево. Еще один вариант по атакующему противнику достигается «вклиниванием». Для удобства описания исходную ситуацию менять не будем. Чуть отступив в сторону вправо, «вклиниваем» своюлевую рукув правое предплечье противника, с его внутренней стороны снизу вверх в приседе. Доворачивая свое левое предплечье по часовой стрелке, формируем кулак и направляем его в лицо противника. Характерной чертой встречного боя является «сбив», осуществляемый также по принципу «клина». «Сбив» имеет две цели: отклонить траекторию движения ударяющей поверхности противника и, «зарядившись» от этой поверхности (как бы оттолкнувшись), перебросить импульс силы в собственный удар. Все это выполняется одной рукой. «Сбив» производится под острым углом вниз или вверх (в зависимости от вашего положения), удар наносится также под острым углом вверх или вниз. Таким образом, мы маскируем свои атакующие действия, заставляя противника реагировать на промежуточные.

Часть 3. Привязка боя к местности. Выводы. Рассматривая тактику действий в бою, надо подчеркнуть важность такого фактора, как грамотное использование условий местности, о чем уже упоминалось в предыдущих частях статьи. Яркий пример показан в х/ф «Боец» с Дмитрием Марьяновым в главной роли. Оставшись один на один в камере с четырьмя головорезами и узнав о том, что ночью его убьют, боец решает действовать на опережение. Оценив преимущество противника (все осужденные были в прошлом неплохими спортсменами), он готовит поле боя. Подвернув угол одеяла под матрас верхней «шконки» рядом с обеденной зоной, он открывает острый металлический угол кровати. Потом с доброжелательной улыбкой просит у одного из сокамерников кружку с кипятком. Тот даёт кружку и втыкается виском в угол кровати, куда боец направляет его голову. Второму он выплёскивает содержимое кружки в лицо. Воспользовавшись замешательством, резко забегает за спину третьему и ломает ему шею. И только теперь он отражает первый удар, который нанес четвёртый противник. Понадобилось всего несколько секунд, чтобы нейтрализовать трех из четырёх противников, двух из которых со смертельным исходом. Конечно, в кино всегда есть изрядная доля вымысла, но в данном случае режиссёр очень правдоподобно (в отличие от большинства голливудских боевиков) показал, как можно использовать условия местности в свою пользу при хорошей маскировке своих действий и внезапности атаки. Тело бойца должно "читать" местность и всё, что находится у него под рукой. Можно выделить следующие основные составляющие: 1. Использование подручных средств; 2. Использование точек опоры; 3. Использование ландшафта местности; 4. Использование собственной одежды и одежды противника; 5. Использование освещения. Любоеподручное средствоможет стать оружием. Здесь необходимо развивать боевое мышление. Посмотрите на любой предмет, находящийся у вас под рукой, и найдите в нём наиболее поражающее свойство. А теперь подумайте, как его можно использовать наиболее рациональным способом. Представьте противника. Где он стоит или сидит. В какой позе и на какой дистанции от вас. Мысленно представьте ваше действие. Как взять этот предмет и использовать его, чтобы противник не разгадал ваших действий. В системе А.А.Кадочникова для этого есть специальные упражнения на выполнение низкоамплитудных волновых и закругленных движений с последующим развитием атаки. Предмет необходимо брать по наименьшей траектории, самымэффективным способомиз того положения, в котором вы находитесь. Причем предмет может быть использован не только в целях поражения противника, но и в целях отвлечения его внимания или в целях защиты от удара. Использование точек опоры основано на принципе - удержись на ногах. Из физики нам известно, что чем больше точек опоры имеет тело, тем оно более устойчиво. Прислонитесь спиной к стене, и вы почувствуете это. Вообще в бою необходимо очень тонко чувствовать точку опоры. Для этого в системе А.А.Кадочникова есть специальные упражнения на обострение мышечной чувствительности к жёстким поверхностям. Как уже отмечалось, ближний бой характеризуется резким изменением ситуации. Очень сложно прогнозировать то, как поведёт себя противник и что он сделает даже в следующую секунду. Но если есть точка опоры, то есть и сила, проходящая через неё. А значит, есть возможность управления этой силой через имеющуюся точку опоры, либо «обкатывая» её, либо «скручиваясь» в ней, либо «накручиваясь» на неё. Так или иначе, принцип всё равно один - вращение. Ландшафт местности может стать хорошим помощником в бою. Всегда труднее устоять на высокой точке опоры, чем на более низкой. Склон или лестница в подъезде. Займите положение ниже противника, и вы это поймете. Стены, двери, пол – всё должно помогать вам и мешать противнику. Вспомните, как трудно «запятнать» человека, когда он стоит по другую сторону стола. Всегда труднее догонять, чем убегать. Кувырок через стол, опрокидывание стула под ноги противника и т.д. Иными словами, создание барьера между ним и вами. В это же время мы выходим на дистанцию метания предметов, которые попадаются по ходу движения. Подходящий предмет может стать оружием в ваших руках. Брошенная ободом тарелка может причинить тяжелую рану. Даже безобидной салфеткой можно кратковременно "ослепить" противника, бросив её в лицо. Ваша одежда также должна помогать вам, а не мешать. Если вы в костюме с галстуком, необходимо разорвать дистанцию и избавиться от галстука. Кстати, галстук тут же может превратиться как в предмет защиты, так и в предмет атаки. Сбросив пиджак с одной руки, второй можно обороняться им, в том числе и от вооружённого противника. Одежда противника может стать его капканом. Например, взяв одной рукой за ремень противника спереди, второй рукой его можно сбить на землю ударом в лицо или вгрудную клетку. Взяв за отворот пиджака или воротника рубашки противника и перебросив руку через его голову, его можно придушить. Использование освещения. Здесь всё просто. Там где темнее, трудно разглядеть действия противника. Ещё труднее увидеть его, когда лучи света прямо напротив вас.

Завершая тему, подведём итоги: 1. В рукопашном бою противника надо воспринимать, прежде всего, как кибернетическую конструкцию, подчиняющеюся законам физики, биомеханики, психологии и физиологии. Эта конструкция не так страшна, если знать, как она устроена и как ей управлять. 2. На основе законов механики мы вывели основные принципы перемещения в рукопашном бою, а также требования к нанесению ударов и защите. Результат: получили возможность уйти от соревнования с противником в силе, что позволило оптимизировать ведение боя по энергозатратам существенно ниже энергии атаки. 3. Мы раскрыли принципы выведения противника из состояния устойчивого равновесия, не вступая с ним в силовое противоборство, посредством воздействия на его ЦНС через болевые сигналы и «звеньевую работу» в трёх плоскостях. Результат: получили возможность управлять внешними силами, а не сопротивляться им. 4. Мы вывели принцип рациональности и достаточности технического действия в рукопашном бою, что позволило решать боевую задачу самым коротким способом. Результат: добились универсальности техники и, что очень важно, получили возможность экономить время в бою. 5. Мы создали схему эффективного развития атаки на принципах маскировки своих действий и обмана ЦНС противника, что позволило манипулировать его сознанием при решении им на какое-либо движение (либо при совершении движения, что равносильно срыву поставленной им задачи). В свою очередь, это делает главным не скорость движения, а скорость принятия решения в экстремальной ситуации. Результат: привязали бой к условиям местности, что позволило использовать все доступные средства для достижения собственного выживания и эффективного поражения противника.

Следует отметить, что:

1. Для простоты изложения мы ограничились случаем боя "один на один". Защита от двух и более противников, а также бой в условиях плохой видимости и/или в ограниченном пространстве остались за рамками статьи. 2. Также не рассмотрены следующие моменты: защита от вооруженного противника, ведение ножевого и штыкового боя. Они самостоятельны как отдельно взятые темы и требуют детального и расширенного изложения. 3. Мы также не коснулись способов воздействия на болевые точки противника в силу доступности этих сведений в многочисленных изданиях по боевым искусствам. 4. Осталось без внимания и развитие морально-волевых качеств бойца, поскольку это компетенция руководств по специальной физической и психологической подготовке. 5. Приведённые примеры рассматривали ответ на агрессию противника. Но если бой начат нами, то принципы тактики остаются теми же.

Целью же этой статьи было раскрытие основных принципов решения тактических задач в рукопашном бою. И, как нам видится, она в целом достигнута.

Сергей Пестов Пестов Сергей Александрович, Президент Владивостокской Федерации Русского боевого искусства, инструктор-методист по рукопашному бою системы А.А. Кадочникова, член международной ассоциации наставников и инструкторов правоохранительных органов. Участник боевых действий. Проходил службу в составе Группы войск в республике Таджикистан. Командовал группой специального назначения наземной разведки. За успешное выполнение боевых задач награждён Правительственными наградами. После службы в разведке формировал первую в Тихоокеанском региональном пограничном Управлении ФСБ по Приморскому краю службу личной охраны должностных лиц Управления. На протяжении трёхпоследних летсвоей служебной деятельности являлся ее непосредственным начальником. В 2003 году уволился из рядов ФСБ РФ. В настоящее время преподает тактико-специальную подготовку для сотрудников Управления Вневедомственной охраны по Приморскому краю и бойцов СОБРа Владивостокской таможни.

Журнал "Боевые искусствапланеты"

Опыт Великой Отечественной войны показал, что неболь­шие разведывательные группы (подразделения) не могут вести длительного рукопашного боя (схватки). Рукопашный бой разведчиков - это чаще всего дерзкий налет, это неожи­данное, бесшумное нападение на противника или внезапная встреча с ним вплотную. В таких рукопашных схватках при­меняются: бросок гранаты, выстрел в упор, удары: стволом, магазином автомата, из-за укрытия сверху прикладом, но­жом в грудь, спину, кулаком, ногой, сваливание противника в борьба лежа.

Рукопашный бой с применением всех видов личного ору­жия и без него вырабатывает умение защищаться и напа­дать, уничтожая противника в атаке огнем автомата, грана­ты, а также штыком, прикладом, ножом, лопатой, пальцами руки, кулаком, носком, коленом в сочетании с подручны­ми средствами: палкой, камнем, веревкой и др. Приемы такого боя часто используются военнослужащими при веде­нии разведки в неприятельском тылу, действиях ночью и днем, поисках, засадах и т. д. Владение приемами с исполь­зованием холодного оружия, подручных средств, бросков, удушений чаще всего необходимо для захвата или бесшум­ного уничтожения противника, при действиях ночью, в лесу, среди разрушенных строений и т. д.

В зависимости от задач, стоящих перед группой, ее воору­жения, характера местности, времени суток и погоды, а так­же в зависимости от действий противника и его вооружения группа применяет те или иные приемы рукопашного боя. Курс рукопашного боя предполагает обязательное знание обучаемыми уязвимых точек на человеческом теле, некото­рых общих испециальных упражнений, выполняемых научебных занятияхв качестве разминки. Специальные удар­ные упражнения - это дополнительное средство при едино­борстве с противником. Они же могут использоваться в ка­честве комплекса упражнений утренней физзарядки в соче­тании с беговыми упражнениями.

ТАКТИКЕ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ.

Практическое изучение тактики ведения рукопашного боя лает умение правильно оценивать обстановку, отдельные си­туации и выбирать наиболее эффективные действия, приемы, комбинации приемов. Весь процесс изучения тактики можно условно разделить на несколько этапов или циклов, в основе которых лежит многократное повторение приемов.

На первом этапе целесообразно:

При изучении действий, приемов давать их краткую так­тическую характеристику и раскрывать значимость;

Практиковать выполнение приемов в ходе занятий в па­рах с односторонним сопротивлением, с уступающим сопро­тивлением;

Использовать различные стойки, замахи, неудобные уда­ры (для защиты), а также инерцию натиска противника для его же поражения;

Доводить все действия по защите или нападению до логического завершения (задержания, приземления, обезоружи­вания, связывания, конвоирования или выведения из строя);

Использовать в тренировках с партнером неудобные по­ложения. Тренировать приемы на обе руки и стороны. Избе­гать статических положений нападающего;

Маскировать свои действия, оказывать неожиданное психологическое воздействие на противника, вводить его в заблуждение ложными (обманными) действиями.

На втором этапе освоения тактики рукопашного боя обу­чающиеся должны научиться:

Выполнять защитные действия, атаковывать ударами рук, ног в сочетании с бросками в момент потери противником равновесия, устойчивости, отвлечения внимания, вставания и т. д.;

Обманными действиями заставить противника раскрыться;

Использовать в защите и атаке отходы, уклоны, нырки, отбивы, различные подручные средства.

На третьем этапе целесообразно:

Учить личный состав при нападении или защите использовать свой вес, инерцию, скорость передвижения, реакцию;

Тренировать выполнение действий после проведения обязательной защиты;

Дозировать темп ведения поединка с использованием средств отягощения (бронежилетов, выкладки, утяжеленной обуви, на улице в снегу и т. д.).

Единоборству в усложненных условиях (например, освобождаться, когда противник висит, лежит на тебе, в быстро меняющихся условиях);

Выполнять защитные или оборонительные действия по заданию преподавателя, по звуковым или световым сигналам.

В итоге следует подчеркнуть, что при неожиданной встре­че с противником основным принципом защиты должно быть нападение на опережение с одним или комплексом отвлекающих действий, приемов. При овладении искусством руко­пашного боя разучивание техники обязательно следует увязывать стактической подготовкойвоеннослужащего, с развитием силы, выносливости и с психологической закалкой.

ОСНОВНЫЕ УЯЗВИМЫЕ МЕСТА И ТОЧКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА.

СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ ПО НИМ ЭФФЕКТИВНЫХ УДАРОВ.

Уязвимыми точками для нанесения ударов по важнейшим частям человеческого, тела (рис. 65) являются:

Голова.

Лобовая часть головы. Прямой удар и удар мышечной частью кулака вызывает шок, кровоизлияние.

Затылочная часть головы. Удар мышечной частью кулака вызывает шок, смерть.

Теменная часть. Удар ребром ладони, мышечной частью кулака вызывает перелом, кровоизлияние, смерть.

Переносица. Удар ребром ладони, удар кулаком вызыва­ет перелом, кровоизлияние.

Висок. Удар кулаком наотмашь, ребром ладони, носком ноги вызывает смерть.

Челюсть. Удар кулаком (прямой, сбоку), коленом, нос­ком ноги вызывает шок, сотрясение мозга, перелом, боль.

Сонная артерия. Удар ребром ладони вызывает шок, смерть.

Гортань. Удар кулаком, ребром ладони вызывает нестер­пимую боль, кровоизлияние, смерть.

Шейные позвонки. Удар кулаком, двумя кулаками сверху, ребром ладони вызывает перелом, кровоизлияние, смерть.

Ключицы и суставы.

Ключицы. Удар мышечной частью кулака, ребром ладони вызывает перелом, острую боль.

Плечевые суставы. Удар кулаком, локтем вызывает ною­щую боль.

Локтевые суставы. Удар кулаком, носком ноги вызывает ноющую боль.

Живот.

Солнечное сплетение. Удар кулаком, тычком пальцами, коленом и носком ноги вызывает шок, резкую боль.

Печень. Удар кулаком вызывает острую боль, шок.

Почки. Удар кулаком, ребром ладони, носком и подъемом стопы вызывает острую боль, кровотечение при мочеиспускании.

Поясничный отделпозвоночника и копчик. Удар локтем, носком ноги, пяткой вызывает острую боль, легкую парали­зацию нижних конечностей.

Пуповая завязка. Удар пальцем, локтем вызывает рез­кую боль.

Пах. Удар ребром ладони, кулаком, локтем, носком и подъемом ноги вызывает резкую боль, шок.

Ноги.

Коленный сустав. Удар носком, сводом стопы, каблуком вызывает ноющую боль.

Голени. Удар носком, сводом стопы, каблуком вызывает острую боль, перелом, иногда шок.

Подъем и своды стопы. Удар каблуком, пяткой вызывает резкую боль, перелом костей.

Проводящему занятия следует ознакомиться с некоторы­ми общеразвивающими упражнениями, выполняемыми в по­ложении стоя, сидя, в парах. Естественно, что для разминки можно использовать и другие упражнения общего характе­ра. Однако, учитываяфизиологическую особенностьорга­низма утрачивать после 30 лет гибкость, предлагаем упраж­нения, большинство из которых способствует развитию гиб­кости в сочетании с ростом силовых качеств.

Добавить комментарий