Блог
246 0

Тибетцы принимают Вималамитру. Йога и питание

Тибетцы принимают Вималамитру. Йога и питание

О тибетской йоге известно меньше, чем о восьми ступенях, описанных в «Йога-сутрах» мудрецом Патанджали. Подход к йоге в индуизме и буддизме отличается настолько сильно, что адепты двух традиций не всегда понимают друг друга. Несмотря на различия в практиках, философии и методологии, оба направления авторитетны, фундаментальны и действительно способны привести садхаку к просветлению. Об этапах большого пути в светлое будущее тибетской йоги рассказал эксперт Yoga Journal буддолог Игорь Берхин. В мире существует несколько традиций духовного знания, которые называются «йога». Классическое направление связано с индуизмом. Различные аспекты йоги рассматриваются в шастрах - священных текстах: «Бхагавад Гите» и «Йога-сутрах» Патанджали. Йога разветвлялась внутри индуизма на различные учения и получила свое дальнейшее развитие в традиции натхов и тантрических системах, связанных с культом Шивы и Шакти.

Другой традицией, использующей слово "йога" для обозначения духовной практики, является буддизм. Хотя сам Будда использовал слово «йога» в его прямом значении - ярмо, узы, от которых необходимо освободиться, в дальнейшем индийские буддисты также стали называть йогой свою созерцательную практику. Один из основополагающих трактатов по медитации называется «Ступени практики йоги», а одна из важнейших школ махаяны (букв. «большой колесницы») носила название «йогачара», или практика йоги».

С распространением тантрического буддизма ваджраяны ("алмазной колесницы" ) слово йога стало намного шире использоваться в буддийском учении, и йогой стали называть различные фазы тантрической практики.

В ходе мусульманского нашествия буддизм был уничтожен не только в Индии, но и на территориях таких современных нам стран, как Иран, Афганистан, Пакистан, Таджикистан, У збекистан, Киргизия, Казахстан. К счастью, древнее знание к тому времени успело проникнуть в труднодоступный Тибет, закрепиться там, сохраниться и стать доминирующей духовной традицией. Все буддийские учения махаяны и ваджраяны обрели в Тибете новую родину. Местные ученики Гуру Падмасамбхавы (второго Будды) и других просветленных мастеров продолжили непрерывную традицию учения йоги - переводили на тибетский язык все д оступные тексты сутр и тантр.

На тибетский язык слово «йога» переведено как налджор. Изначально йогу связывают с единством, но термин «налджор» означает знание истинного состояния. Нал - это «истинный», а Джор - «способ обнаружения истины». Таким образом налджор - это средство постижения своего истинного состояния. Такой подход отличается от традиционного для индуизма объяснения йоги как единства индивидуального и вселенского, Атмана и Брахмана. Тибетский подход вступает в противоречие определением йоги как «способа прекращения колебаний ума». Согласно постулатам тибетской йоги, налджор заключается не в единстве, посколь ку индивидуальное и вселенское одинаково иллюзорны. Также налджор предполагает не прекращение деятельности ума, а выход за его пределы благодаря глубокому пониманию его истинной природы. Природа ума в свою очередь проявляется не только в покое, но и в движении. Это непрестанное чередование покоя и движения в ваджраяне называется тантра. Тантрами также называются тексты, в которых изложено знание йоги.

"Кулаяраджа Тантра" (тантра "Царь всетворящий") - один из древнейших текстов дзогчен (учения великого совершенства) - говорит о четырех колесницах йоги: Саттва-йоге, маха-йоге, Ану-йоге и Ати-Йоге. Классификация "Кулаяраджа Тантры" основана на принципе различий понимания истинного состояния. В Бхагавад-Гите классификация йоги разделена на Кама-йогу, Джняна-йогу и Бхакти-йогу. В отличие от шастр индуизма "Кулаяраджа Тандра"» точно различает принцип видения (способности воспринять и пережить какое-то состояние) и принцип узнавания (способности распознать природу воспринятого и пережитого). При этом наличие первого совсем не предполагает появления второго: можно видеть,

но не узнавать, испытывать какое-то состояние, но не понимать его смысла. И хотя естественное состояние одинаково для всех разновидностей йоги, понимание его зависит от индивидуальных способностей и источника, из которого получено знание.

Каковы особенности четырех колесниц йоги? Саттва буквально означает «существо». Принцип Саттва-йоги состоит в том, чтобы посредством тантрической практики - садханы - установить связь с просветленным существом (божеством). Благодаря взаимодействию с божеством обретается мудрость. Три аспекта садханы - мудры (жесты), мантры (звуки) и медитация - связывают практика с божеством на трех уровнях человеческого бытия - телесном, словесном и ментальном.

Для того чтобы приступить к практике Саттва-йоги, требуется посвящение, во время которого гуру знакомит ученика с техниками и помогает обрестиличный опытзнакомства с божественной мудростью. Без такого посвящения практика йоги не может принести серьезные плоды. В Саттва-йоге три раздела: крия-тантра, убхайя-тантра и йога-тантра. Такие тантры называются внешними тантрами, потому что основаны на идее существования просветленного существа - внешнего по отношению к практикующему.

Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога считаются внутренними практиками. Эти три вида йоги не предполагают наличия внешнего божества, но дают йогину личный опыт и знание ваджры, изначальной потенциальности энергии. Понятие божества все еще присутствует в Маха-Йоге (великой йоге) и Ану-йоге (высшей йоге). Но с самого начала божество понимается не как внешнее существо, от которого можно что-то получить, а как многогранный символ нашей собственной природы, способствующий проявлению и раскрытию нашего потенциала. Для успешного применения Maхa-Йoги и Ану-йоги необходимо получить посвящение учителя. Считается, что благодаря взаимодействию с учителем в момент посвящения все способности ученика многократно усиливаются. Такой обряд называется приведением к созреванию. Он ведет к более глубокому пониманию своей истинной природы и выходу за пределы ограничений - освобождению. Это вовсе не означает, что любой посвященный сразу же достигает просветления. На достижение освобождения может уйти много лет и даже жизней. Предполагается, что обряд посвящения закладывает в ум ученика семена причин, созревание которых со временем принесет свои плоды.

Маха-Йога и Ану-йога используют особый метод преображения. Суть метода состоит в изменении двойственного видения по принципу "субъект-объект" на недвойственное «чистое» видение. Недвойственность в этом случае не означает единство индивидуального и божественного, как в индуистском учении о слиянии Атмана и Брахмана. Считается, что тибетский йогин полностью выходит за пределы мира -субъективного и объективного. Причем такая недвойственность является отправной точкой духовной практики, а не ее завершением. Во внутренних видах йоги есть две основные стадии практики: развитие и завершение. На стадии развития йогин учится развивать и стабилизировать недвойственное восприятие, а на стадии завершения интегрирует в этом знании разные аспекты своего существования. В чем разница между Maхa-Йогой и Ану-йогой? Маха-Йога предполагает затраты усилий и времени на обретение ключевого знания. В практике Ану-йоги при наличии хороших способностей знание можно обрести мгновенно и почти без усилий. Затем йог старается полностью интегрировать знание в свою жизнь.

Высшей йогой в буддизме ваджраяны является Aти-йога (тотальное совершенство). Ати-йога еще известна как учение дзогчен.Aти-йога базируется на принципе использования знания за пределами любого, даже минимального действия. Это не означает, что практики Ати-йоги ничего не делают. Считается, что наличие знания не зависит от затраченных усилий на его обретение. Aти-йогин имеет право быть заурядным человеком и вести обычный образ жизни.Ключевым моментомАти-йоги является получение от учителя знания своей изначальной природы. В Ати-йоге нет обряда посвящения. Учитель знакомит ученика с тем, что всегда очевидно, но в силу привычных склонностей ума остается незамеченным и неузнанным.

Практика асан идыхательных упражненийобязательно присутствует во всех йогах ваджраяны, но при этом не практикуются массово.Физические упражненияи пранаяма относятся к разделу тайных наставлений.

Эквивалентом пранаямы, по Патанджали, в тибетской йоге является практика цa-лунг (ца - каналы, лунг - прана). Ца-лунг помогает направлять энергию праны и кундалини. Для фиксации техник используются янтра-медитации. Во время янтра-медитации йогины объединяютфизическое движение, особый тип дыхания и концентрацию внимания.Различные видыдыхательных упражнений включают в себя одновременную работу со звуком и визуализацию. Практики ца-лунг выполняются уже на второй, завершающей стадии тантрической практики. Предполагается. что йогин способен выполнять все эти упражнения, только если будет пребывать в недвойственном восприятии. Одной из наиболее известных практик является туммо, или практика внутреннего жара, которая выполняется не для борьбы с холодом, а для развития чувства недвойственного блаженства.

Самый древний и полный текст по йоге, дошедший до наших дней, - это «Янтра союза Солнца и Луны». Текст составлен тибетским переводчиком Вайрочаной на основе наставлений Гуру Падмасамбхавы в XIII веке н.э. В тексте кратко описаны 108 янтр и пранаям. Все янтры (трулкор) должны выполняться одновременно с ориентированным на естественное сердцебиение дыханием в состоянии деконцентрированного тотальноrо присутствия. Каждая янтра содержит в себе начальную и заключительную части. Центральная часть связана с одним из пяти основных типов задержки дыхания. Пранаямы Янтра-йоrи одновременно являются и глубокими созерцательными практиками. Янтры направлены на овладение фундаментальной энерrией семенных сущностей бинду (тигле) и кундалини. Хотя практика Янтра-йоги является вторичной, вспомогательной в дзогчен, в ней есть много несложных упражнений, которые могут быть полезны всем, кто заинтересован в гармонизации тела, энергии и ума. Особенно полезна Янтра-йоrа тем, кто желает раскрепостить свое дыхание и гapмонизировать eгo с движением физическоrо тела и ума.

Чогьял Намкай Норбу, учитель дзогчен о тибетской йоге специально для Yoga Journal

"Почему так важен учитель? Сами мы неспособны контактировать с чистым измерением, а без зтого невозможно получить передачу учений ваджраяны. По этой причине в ваджраяне учитель дает посвящение, и мы получаем эту передачу от него. Все учения ваджраяны связаны с гуру-йогой. Гуру означает "состояние учителя", а йога означает живое, подлинное обретение этого знания.

Йога - это санскритское слово, которое также используется в индуизме - там "йога" объясняется как "союз". Но в буддийской традиции "йога" означает не "союз". а подлинное знание своего состояния. Натибетский йогапереводится как налджор. Из этих двух слов "нал" означает природное, естественное состояние, никак не измененное и никем не исправленное. Такое состояние называется нал или налма. В учении дзогчен зто очень важно. Потому что когда мы находимся в созерцании, то должны быть в состоянии налма. Налма означает, что мы больше не используем ум. Мы больше не следуем за ним. Ум все создает и все изменяет. Поэтому мы выходим за пределы ума и пребываем в налма. И это является подлинными условиями существования. Конечно, с рождения каждый находится в условиях налма. Но по мере нашего развития это состояние оказывается обусловлено умом. Маленькими детьми вы можете больше находиться в налма, поскольку не обусловлены умом и у вас нет особых идей. Но, конечно, даже у младенца естьфизическое телои все остальное: речь. ум. Например, как только младенец чувствует физическую боль, он сразу же перестает быть в налма - начинает плакать. Это связано с нашим физическим телом. Но когда такой проблемы нет. младенец все время находится в условиях налма. Хороший практик должен быть словно младенец, но это не так просто. Потому что мы начинаем думать, и в нас многое развивается: через образование, знание, понимание. Ум нас обуславливает.

Дети находятся в налма, но у них есть родители, которые их очень любят. Родители хотят сделать для детей все возможное, поскольку знают, что мы живем в ограниченном обществе. Мы не живем в обществе налма. Поэтому дети должны всему учиться, иначе они ничего не смогут сделать. Шаг за шагом мы учим детей: Не делай этого, сиди так. И когда дети слушаются, образование идет успешно, родители счастливы. Счастливы, потому что дети вырастут и смогут жить нормальной жизнью. Потом дети идут в школу. Теперь их обуславливаетначальная школа. Их воспитывают: "Ты должен делать это, изучать то", - так мы и растем, пока не окончим институт. Теперь мы полностью готовы к жизни, заняли в ней определенную ячейку: Теперь я могу делать все. Но это лишь означает, что теперь мы окончательно ограничены. Мы не знаем, каковы наши подлинные условия. И это именно то, что мы должны обнаружить с помощью учения, это самое главное".

Название: Дзогчен («великое совершенство», «великая завершённость») или ати-йога, маха-ати, санти маха, махабинду, тигле ченпо Основатель: Гараб Дордже Священные писания: Кулаяраджа-тантра

Дзогчен - практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского. Дзогчен применяется и в других школах тибетского и в традиции бон. Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).

Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий. В Кулаяраджа-тантре говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению.

Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в VIII веке и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского Ньингма, которая возникла в начале распространения в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву. В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчена от Гараба Дордже. В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже. В школе Гелуг традицию дзогчена несут Далай-лама V, Далай-лама XIII и Далай-лама XIV.

В религии бон имеются свои три линии дзогчена: Атри, Дзогчен и Устная традиция Шангшунга. Они все восходят к основателю Бон Тонпа Шенрабу. В учении дзогчена говорится об изначальном состоянии (Ригпа), изначальной неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта «природа» или природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей. Также используются термины - «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Ригпа не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать всевозможные формы. Она делает это, не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчена часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние дзогчена, то он или она более не переживают дукха - каких-либо форм страдания. Это чистое состояние является, по сути, изначально присуще каждому живому существу, являясь состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа. Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.

Поскольку опытный последователь Ати-йоги ни днем, ни ночью не отвлекается от состояния истинного состояния бытия, говорят, что он способен обрести состояние будды за время между вдохом и выдохом.

Говорится, что эта практика лучше подходит практикующему, наверняка который обладает пятью способностями:

1) готовностью ею заниматься, или верой;

2) усердием в практике;

3) присутствием, или внимательностью;

4) способностью к созерцанию;

5) различающей мудростью.

Все эти пять качеств необходимы.

Йога. Аюрведа. Перераспределять прану с помощью растенийРастения и пранаВоздействие на нас растений происходит в ос­новном...

  • Дни экадаши

    Йога. Дни экадаши"Во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, разгорается огонь пищеварения, состояние...

  • Метод вопрошания

    Йога. Метод вопрошания"Человек есть два человека: один спит при свете, другой бодрствует во тьме"ДжебранМетод вопрошания...

  • Трансцендентная медитация

    Йога. Трансцендентная медитацияТрансцендентная медитация (ТМ) скорей всего является наиболее известной из медитационных...

  • Йога и питание

    Пожалуй, ни одна тема не является столь запутанной и противоречивой, как здоровое питание.С одной стороны, очевидно, и это...

  • Работа со световым телом

    Если вы работаете над собой по двум направлениям одновременно – и с электромагнитными структурами путем визуализации, и с...

  • Энергетическое поле

    Вселенная наполнена всеми энергиями, необходимыми для вашей полноценной жизни на всех планах. Каждая ячейка космической решетки...

  • Сахаджа Йога

    Сахаджа йоги сейчас проявляют динамизм своих ценностей и жизни в вероятно наиболее вероятно (именно так и было!) различных...

  • Поза Йоги. Натараджа-асана. Поза Шивы 2

    Йога. Поза Шивы. Полная формаАсана почти полностью совпадает со своей подготовительной формой, за исключением того, что нога...

  • Поза Йоги. Нираламба-ширасана. Стойка на голове

    Йога. Стойка на голове без поддержкиЭта поза почти идентична саламба-ширшасане, за исключением того, что руки в наверняка...

  • Патанджали. Йога-Сутра

    Глава 3О силах3.1 Дхарана есть утверждение мысли на каком-нибудь определенном предмете.3.2 Непрерывное течение познавания...

  • Яма Нияма

    Если принцип САТЬИ реализован верно, вы всегда четко ощущаете какие именно техники и в каком количестве вам нужно практиковать,...

  • Другие категории и статьи раздела «Религия»

    Йога

    Йога в Доме Солнца - избранные публикации по теме Йога. Йога - система психофизического совершенствования посредством специфических поз тела, дыхания, визуализации и медитации. Существуютразные видыйоги, цели которых также различны - от физического самосовершенствования до познания Духовных сфер.

    Или Махаати, или Сантимаха; тиб. rdzogs pa chen po, «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость»)

    Великое совершенство, изначальное совершенное состояние индивида, которое раскрывается в медитации. - одно из трех наивысших учений, данных Буддой Шакьямуни; Это практическое учение сохранилось до наших дней и представляет собой важнейшую часть наследия традиции ньингма, оно также известно и в других школах тибетского буддизма, и в традиции Бон; - третья из трех внутренних тантр согласно девятеричной классификации традиции Ньингма:первая -Махайога (основа)вторая - Ануйога (путь)третья - Атийога (плод)

    Значение термина и правописание

    В западных переводах понятие дзогчен используют часто как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности.

    Полное совершенство (тиб. дзогчен) -это изначальное естественное совершенное состояние индивида, которое достигается в медитации.Методы, позволяющие раскрыть это состояние, условно называются учением дзогчен, т.е. учением о великом совершенстве.

    Санскритский термин ати-йога и тибетский термин дзогпа-ченпо (или сокращенно дзогчен) являются именами нарицательнымии поэтому по правилам русского языка пишутся с маленькой буквы. В случаях, когда слово "дзогчен" является частью имени человека или титула, а так же названием монастыря или организации и т.п. оно пишется с большой буквы, как имя собственное.

    История и линия передачи дзогчен

    Вималамитра в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры» описал линию передачи учения о высшем совершенстве, согласно которому было двенадцать древних учителей Дзогчена. Первый Учитель - Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па, второй Учитель - Кхеу О Ми Трук Па, третий Учитель - Джам Пал Джигпа Кьёб Пай, четвертый Учитель - Щонну Ролпа Нампар Цева, пятый Учитель - тот, которого также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой, шестой Учитель - Щонну Пао Тобдэн, седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо, восьмой Учитель - архат Сер О Дампа, девятый Учитель - Цэва Ролпей Лодро, десятый Учитель - Будда Кашьяпа, одиннадцатый Учитель - Будда Нгодзог Гьялпо, двенадцатый Учитель - Будда Шакьямуни. В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).

    Согласно преданию, учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна.

    По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине I тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Главным учеником Гараба Дордже стал Манджушримитра - индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны.

    В середине и второй половине XX века, когда тексты тантр ати-йоги не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что дзогчен появился вследствие влияния принципов Китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учения Ваджраяны.

    Сейчас, когда многие тексты дзогчен переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство методов дзогчен и его терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне.

    В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев, считают, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон еще до появления индийского буддизма в Тибете.Некоторые учители дзогчен уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу - древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг. Так или иначе, но следует признать, что все современные бонские тексты по дзогчен кроме 12 коротких строк Shang Shung Nyen Gyu заимствованы из буддийских источников. Буддийская традиция Дзогчен опирается на следующую линию передач: Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже): III век н. э. также есть версия 184 до н. э. - 57 до н. э. Манджушримитра (Тиб. Jampal Shenyen, Wylie: "jam dpal bshes gnyen): III век н. э. или также по другой версии II век до н. э., современник Прахеваджры Шри Симха (Śrī Siṃha, Tib. Palgyi Senge, Wylie: dpal gyi senge): IV век н. э. Падмасамбхава: VIII век Вималамитра (Tib. Drime Shenyen, Wylie: dri med bshes gnyen): конец VIII века Вайрочана (Tib. Nampar Nangdze Lotsawa, Wylie: rnam par snang mdzad lo tsa ba): конец VIII века

    В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчен от Гараба Дордже.

    В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже.

    В школе Гелуг традицию дзогчена несут Далай-лама V, Далай-лама XIII и Далай-лама XIV.

    В религии Бон имеются свои три линии дзогчена: A-tri (Wylie: a khrid), Дзогчен и Shang Shung Nyen Gyu (Wylie: zhang zhung snyan rgyud). Они все отходят от основателя Бон Тонпа Шенраба.

    Тибетский слог белый А, символ изначального состояния

    В учении дзогчен говорится об изначальном состоянии, неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей, также используются термины «изначальное осознавание» или «естественное состояние».

    Эта "природа" не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчен часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние Дзогчен, то он или она более не переживают дукха.

    Это чистое состояние является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа.

    Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.

    Суть учения Дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре: Получить прямое ознакомление с природой своего сознания (от опытного мастера). Устранить сомнения. Оставаться в этом состоянии.

    В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам: Семдэ - раздел природы ума. Лонгдэ - раздел изначального пространства. Мэнгагдэ - раздел тайных устных наставлений.

    Учение Дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путем реализации тела света в конце жизни.

    Современный дзогчен

    В настоящее время Дзогчен преподается во многих странах мира. В России наиболее известны следующие практические школы: 1. Международное Дзогчен-сообщество, созданное Намкхаем Норбу Ринпоче 2. Тулку Урген Ринпоче и Чоки Нима Ринпоче представляют школу Ка-Ньинг (кагью + ньингма), сочетающую традиции Дзогчен и Махамудра 3. Центр Падмасамбавы, созданный Палдэн Шерабом Ринпоче и Цеванг Донгьялом Ринпоче. 4. Университет Шри Сингха, созданный Дзогчен Кхенпо Чога 5. Учитель дзогчен традиции Бон - Тендзин Вангьял Ринпоче
    Добавить комментарий