Блог
420 0

Торможение падением. Способы торможений

Торможение падением. Способы торможений

Торможение

Владение всеми способами торможенияпозволяет осмысленно регулировать скоростьспуска и быстро останавливаться в желаемомместе.

Торможение полуплугом (одностороннийупор) практикуется преимущественно при спускахнаискосок по склону. Для торможения запятниклыжи, находящийся ниже по склону, отводят всторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжаскользит в направлении движения.

Для более резкого торможениянеобходимо нажимом каблука ботинка еще большеотвести задник нижней лыжи, поставить ее круче наребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор)

Торможение плугом (двусторонний упор)используется на склонах средней и малой крутизныпри прямыхспусках: удерживая носки вместе,развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи навнутренние ребра, что достигается некоторымсближением коленей и переносом тяжести на пятки.Для усиления эффективности торможения следуетсильнее развести запятники лыж и более крутопоставить их на внутренние ребра (рис. 87).

Рис.87. Торможение плугом (двусторонний упор)

Торможение с помощью палокприменяется при спусках наискосок к склону илипри прямом спуске. Для этого надо сложенныевместе палки воткнуть штырьками в снег и,усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука,находящаяся ближе к склону, обхватывает палкусверху. а другая - внизу (рис. 88). Торможениепалками между ногами по ряду моментов, в томчисле и из-за возможности поломки палок, нежелательно.

Рис.88. Торможение с помощью палок

К остановке падением прибегают в экстренныхслучаях, когда нужно быстро остановить спуск. Дляэтого необходимо присесть как можно ниже исвалиться набок, откинув руки с палками назад,распластаться, лыжи поставить поперекнаправления спуска и, уперев их в снег,затормозить дальнейшее соскальзывание.Характерная ошибка - падение безпредварительной группировки тела, что можетпривести к ушибам (рис. 89).

ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА

Правильная техника ходьбы на лыжах под рюкзаком,спусков, поворотов, торможения, подъемов, преодоления естественных препятствий-важнейшее условиеуспешного проведения похода,быстрого движенияна маршрутес наименьшей затратой сил, без травм и несчастных случаев. Неумелое владениелыжной техникой, наоборот, резко снижает темп движения, приводит к частымпадениям.

Следствием этого могут стать ушибы и поломка лыж.Падение на склоне, кроме того, может послужить причиной схода лавины.

Различие в технической подготовленности участниковнередко приводит к растягиванию группы, когда одни убегают далеко вперед, адругие отстают. При спусках менее подготовленные предпочитают преодолеватьсклон без лыж, что вызывает разрыв группы и затрудняет при необходимостисвоевременное оказание помощи отставшим, а движения разными путями и нахождениеодних туристов над другими потенциально опасно при срывах верхних участников.

Поэтому особой заботой руководителя похода должностать обучение членов группы наиболее важным приемам лыжной техники, тренировкав овладении ими при движении с тяжелым рюкзаком. Чтобы обеспечить безопасность,исключить возможность травм и сохранить инвентарь, начинать тренироваться надона ровных пологих склонах и постепенно переходить на более крутые, сложнойконфигурации.

ЛЫЖНЫЕ ПОХОДЫ С РЮКЗАКОМ

В туристском походе тяжелый рюкзак, необходимостьтропления лыжни и пересеченная местность не позволяют широко использоватьскоростные лыжные ходы. Все многообразие их туристская практика свела крациональным попеременному двухшажному (скользящему) и попеременномучетырехшажному («вперекидку») ходу. В отдельных случаях применяются иодновременные ходы.

За основу такой классификации взят характер движениярук: когда отталкивание производится поочередно каждой рукой - ходпопеременный, а когда обеими руками сразу - одновременный.

Попеременный (скользящий) ход - основной способпередвижения туристов по ровной и слегка всхолмленной местности при любомснежном покрове. Он заключается в попеременном движении ног и рук (как приходьбе широким шагом), завершаемым скольжением на лыжах, чему способствуюттолчки руками. О хорошей степени владения этим способом свидетельствуетскольжение на одной лыже на расстояние 2-3 м (правда, мастера лыжни добиваютсянаката в 5 м и более). Особенно важно научиться плавно переносить тяжесть телана выдвигаемую вперед ногу. Другая нога после окончания толчка несколькосгибается в колене (в это время мышцы расслабляются и отдыхают), а запятниклыжи отрывается от снега.

Рис. 1. Попеременный двухшажный ход.

Цикл попеременного хода можно условно разбить нашесть позиций (рис. 1): а - правая нога и выдвинута вперед и на нее начинаетпереноситься тяжесть наклоняемого по ходу движения тела (положение скольженияна обеих лыжах), правая рука выносится вперед; б - после окончания толчкаправая нога из крайнего положения, несколько согнутая в колене (запятник лыжиприподнимается), начинает движение вперед, правая палка штырьком втыкается науровне носка правого ботинка; в - маховая (правая) нога плавно опускается наснег и проскальзывает вперед, тяжесть тела постепенно начинает переноситься нанее; г - это положение называется перекатом, т. е. скольжение на обеих лыжах втечение некоторого времени. Правая нога продолжает выдвижение вперед. Вес телапока еще на левой ноге, которая готовится к толчку.Левая руказакончила толчоки с палкой выносится вперед; т, е -левая ноганачинает толчок с одновременнымзавершением толчка правой палкой. Далее все движения повторяются в новом циклес выдвижением вперед правой ноги и левой руки.

Естественно, степень владения лыжами не у всеходинаковая. Поэтому с некоторыми участниками похода, возможно, придетсяпозаниматься. Начните с позы лыжника, приготовившегося к движению, с имитациитолчков рукамибез палок. После этого отработайте толчки ногами (упражнение «самокат»).Изучение приема завершите попеременным отталкиванием ногами и взмахами руками.Убедившись, что толчковая нога не проскальзывает, тяжесть тела переносится навыдвигаемую вперед ногу плавно, а накат достигает 1 м и более, можно приступить к совершенствованию попеременного двухшажного хода с использованиемпалок.

Попеременный четырехшажный ход («вперекидку»)отличается от скользящего тем, что вначале выполняются два шага без толчковпалками. На третьем шаге подтягивается одноименная с ногой рука, толчок которойследует сразу после этого шага. Толчок другой руки завершает четвертый шаг.Характерная ошибка - откидывание палок в сторону и вихляние туловища.

На пологих склонах с плотным снежным покровом можноспускаться коньковым ходом (напоминает движение на коньках) или ускорятьпередвижение за счет одновременных толчков палками (бесшажный ход). При этомнаклон туловища вперед во время завершения толчка палками не должен вызыватьсползания рюкзака на шею.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИИ НА ЛЫЖАХ

Поломка лыж и различные травмы являются, как правило,следствием неумения преодолевать препятствия, встречаемые на лыжне.

Рис. 2. Преодоление канавы и бревна.

Корытообразные канавы несколько уже длины лыж преодолеваютсятак (рис. 2): одной лыжей следует осторожно съехать в канаву, не допуская упораноском лыжи в противоположный скат, обе палки поставить в середине канавы и,опираясь на них, плавно перенести вторую лыжу через канаву, поставить ее напротивоположном скате, перенести на нее тяжесть тела, освободить от нагрузкипервую лыжу и продвинуть ее за канаву. Характерная ошибка - попытка поставитьлыжу с упором носком и пяткой на скаты канавы, что приводит к поломке лыж.

Для преодоления отдельных поваленных деревьев, буерови заструг на лыжне надо с подходом к препятствию освободить от нагрузки ногу,сделать ею широкий выпад вперед и поставить лыжу грузовой площадкой напрепятствие, после чего, не замедляя темпа движения, приподнять носок второйлыжи, перенести ее над препятствием и опустить за ним (см. рис. 79). Деревья налыжне можно преодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь напалки (одну из которых поставить по другую сторону дерева), поочередноперенести лыжи за дерево.

Движение по торосистому льду на лыжах складывается измногократного преодоления больших и малых ям, канав и бугров в лабиринтехаотического нагромождения льдин. При спусках с торосов следует не допускатьутыкания с ходу носками лыж в льдины. Лучшая маневренность и большая скоростьдвижения достигаются при использовании несколько укороченных лыж ииндивидуальных волокуш типа «торпеда», которые легко проходят по пути лыжника.

Одно из трудоемких препятствий зимнего маршрута -глубокий снег. Скорость группы в этих условиях зависит от физическойподготовленности участников и умения выбирать рациональный способ «пробивания»лыжни.

При движении в сторону хорошо видимого дальнегоориентира, по просеке, руслу реки, т. е. когда руководителю нет необходимостипостоянно контролировать направление, применяется способ тропления, условноназванный «каруселью». Он заключается в поочередной смене направляющих черезустановленный руководителем промежуток времени. Чем глубже и «тяжелее» снег,тем меньше время тропления одним участником. Сменяться в этом случае могутодновременно двое шедших впереди.

В лесу, в метель и ночью руководитель, если он идет вконце группы, не видит передних участников и не может представитьдействительного направления их движения. Ему приходится кричать или передаватькоманды по цепочке, что нередко приводит к путанице. В таких случаяхцелесообразно разбить группы на подгруппы, например по 3 человека, которые поочереди тропят лыжню. Руководитель, идя за тропящими, видит их всех, и егокоманды без напряжения голоса достигают непосредственного направляющего.Участвующие в троплении самостоятельно сменяют друг друга, становясь передруководителем. Уставшая группа по распоряжению руководителя уходит назад, авместо нее выходит следующая. Этот способ в туристской практике получилнаименование «малая карусель».

В очень глубоком и сыром снегу тропление лыжни можетвозлагаться на 2-3 максимально разгруженных членов группы. Их имуществораспределяется между другими участниками, которые двигаются по проторенной лыжне.

В отдельных случаях применяется «челнок»: частьгруппы, оставив свои рюкзаки, тропит лыжню и, пройдя определенное расстояние,по указанию руководителя сходит с лыжни и возвращается за ними. На месте сменысвои рюкзаки оставляет вторая группа и уходит вперед. Первая группа по готовойлыжне догоняет вторую и вновь начинает тропление. В метель, при плохойвидимости и в условиях сложного рельефа применять этот способ не следует.

В троплении по решению руководителя и с согласиягруппы не участвуют те, кто чувствуют себя нездоровыми или сильно уставшими.Они идут в середине группы.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СКЛОНОВ НА ЛЫЖАХ

Успешное преодоление различных по крутизне ихарактеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда всеучастники владеют приемами подъемов, спусков, торможения и поворотов с тяжелымрюкзаком за спиной. Рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моментыпри эволюциях лыжника и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можносчитать тот прием, который успешно выполняется с тяжелым рюкзаком.

Рис. 3. Условные обозначения и термины: 1 - спуск зигзагом;2 - косой спуск; 3 - прямой спуск; 4 - внутренние: рука, нога, лыжа, ребролыжи; 5 - внешние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи. а - нагрузка на лыжиотсутствует; б - лыжа загружена незначительно;в-на лыжуприходится большаячасть веса лыжника.

Учитывая, что подавляющее большинство классифицированныхспортивных маршрутов пролегает по горной местности с разнообразными похарактеру и сложности склонами, владение приемами горнолыжной техникистановится в настоящее время для туристов-лыжников обязательным. Нельзя считатьсебя по-настоящему подготовленным к таким походам, если нет умения осмысленно иуверенно действовать на сложных склонах, а также без некоторой доработки лыжныхкреплений. На рис. 80 приведены условные обозначения, облегчающие пониманиеспособов поворотов, торможения и спусков.

ПОДЪЕМЫ

В зависимости от крутизны и протяженности склона, атакже характера снежного покрова подъем можно осуществлять ступающим шагом,елочкой, полуелочкой, лесенкой, лесенкой наискось и зигзагом (рис. 4).

Рис. 4. Способы подъема на лыжах в зависимости от крутизнысклона.

Ступающим, шагом поднимаются на ровных и пологихсклонах. При этом туловище следует наклонять несколько больше вперед, а рукамиболее сильно опираться на палки. При «отдаче» лыжи нужно ставить с прихлопом.Полуелочкой поднимаются на более крутых склонах, двигаясь по ним наискосок:лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая -несколько развернутой в сторону. Подъем елочкой применяется на склонах среднейкрутизны: носки лыж широко разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся навнутренние ребра с поочередной опорой на палки, штырьки которых втыкаются вснег позади лыж. Чтобы носки лыж при перестановке не зарывались в снег, следуетодновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и обрывистых склонах лучше всегоподниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверхлыжи и палки. На склонах с твердым снежным покровом лыжу нужно ставить сприхлопыванием на ребро. На широких склонах, когда подъем прямой лесенкой из-заосыпания снега невозможен, подниматься надо лесенкой наискосок - одновременно сподъмом продвигаться несколько вперед.

На длинных нелавиноопасных склонах средней крутизныцелесообразно подниматься зигзагом, двигаясь скользящим шагом, полуелочкой илилесенкой наискосок. Чтобы не «подрезать» снега на склоне, отрезки пути от водоворотадо поворота нужно прокладывать не более 30м,- длинойпод прикрытием отдельных деревьев, кустов, камней, обледенелых участков. Крутизна путивыбирается такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти наруках», с силой опираясь на палки, что утомительно.

Рис. 5. Поворотна 180° махом.

Перемена направления движения производится поворотом«кругом» спиной к склону. Перед началом поворота необходимо поставить лыжипараллельно склону во избежание соскальзывания вниз. Затем лыжу, расположеннуюниже по склону, поднять махом ноги и переставить носком в нужном направлении.При выполнении этого движения надо опереться на палку, воткнутую выше лыжи, адругую - отвести в сторону, чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далеев нужном направлении переставить и вторую лыжу. Прием выполняется плавно, безрывков (рис. 82). Не рекомендуется разворачиваться из положения «лицом ксклону»: в случае потери равновесия падение произойдет на спину вниз по склону,что затруднит быстрое самозадержание. При смене направления существуетопасность упасть на товарища, стоящего ниже по склону.

Рис. 6. Подъем зигзагом.

СПУСКИ

Травмы получают в основном во время спусков -расплата за лихачество и неумелое владение приемами спусков, торможения иповоротов, из сочетания которых складывается скатывание на лыжах с гор. Взависимости от крутизны склона и характера снежного покрова выбираются стойка испособ спуска.

Перед началом спуска тросик лыжных крепленийнеобходимо завести за крючки на боках лыжипод серединой ступни ноги.

Рис. 7. Спуск в высокой стойке.

На ровных и пологих склонах с глубоким снегомспускаются обычно в высокой стойке (рис. 7): ноги слегка согнуты в коленях,лыжи поставлены почти вплотную одна к другой, туловище немного наклоненовперед, полусогнутые в локтях руки опущены, палки держатся кольцами назад; воизбежание травм старайтесь никогда не выносить их вперед.

В средней стойке спускаются на более крутых склонах:лыжи на ширине 15-20 см, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях так,чтобы были видны носки ботинок. Спуск по склону с неоднородным снежным покровомхарактеризуется увеличением скорости на плотном снегу и резким торможением нарыхлом, что обычно приводит к потере равновесия и падению вперед. Длясохранения устойчивости нужно сделать разножку - одну ногу с лыжей выдвинутьвперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногунеобходимо выдвинуть еще дальше и больше согнуть в колене.

В низкой стойке спускаются на более крутых склонахтипа уступа: необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть, туловищенаклонить и вы нести вперед руки.

Спуск по прямой осуществляют на пологих и хорошопросматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. С увеличением скоростинадо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до падения,памятуя, что лучше это сделать умышленно, чем потеряв над собой контроль.

На крутых склонах (без признаков лавиннойопасности!), когда торможение не обеспечивает желаемой скорости, спускатьсяследует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или послеостановки. Каждый участник обычно спускается по своему пути. При спуске поодной лыжне, например в условиях ограниченной видимости, «гасить» скоростьможно путем выката одной или обеими лыжами на свежий снег, а также торможениемс помощью палок.

Боковым соскальзыванием обычно спускаются с крутых,недлинных склонов, без обрывистых участков. Для этого необходимо поставить лыжипараллельно склону и, нажимая на внешние ребра, уменьшать сцепление лыж соснегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости следуетусилить упор на внутренние ребра лыж. Прием этот может выполняться как при спускенаискосок к склону, так и без продвижения вперед - прямо вниз.

Спуск лесенкой применяется на более крутых склонах,исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. На склоне с рыхлым снегом лыжинеобходимо ставить след в след, уплотняя ступеньки и не допуская сползанияснега. На склоне с настовым или обледенелым покрытием лыжи ставятся на кант сприхлопыванием. Во всех случаях опора на лыжные палки обязательна. Наиболеераспространенная ошибка при спусках - сгибание корпуса до положения «угла» ипопытка тормозить палками. Такое положение корпуса не обеспечиваетустойчивости, особенно при спусках с рюкзаком, а выставленные вперед палкинередко приводят к серьезным травмам.

Рис. 8. Движение на сложных склонах.

Основное условие успешного движения на сложныхсклонах, сочетающих уступы, бугры, ямы и встречные склоны, - сохранениепостоянного контакта лыж со снегом и устойчивости. Это достигается изменениемположения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одномуровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 8). Начиная спуск суступа, нужно присесть и принять низкую стойку, а по мере выполаживания склона- плавно выпрямлять туловище. Подъезжая к бугру, надо согнуть ноги и, освободивлыжи от нагрузки, дать им возможность мягко взойти на бугор, иначе они упрутсяв него, скорость резко снизится и лыжник по инерции упадет вперед или будетподброшен за бугром и может упасть. Преодоление ямы сводится к умелому спуску суступа и вкатыванию на бугор. Спуск с выкатом на встречный склон начинается всредней или низкой стойке, с постепенным выпрямлением туловища по меревыполаживания склона. Перед встречным сконом необходимо вновь сгруппироваться,как перед бугром. С уменьшением скорости на встречном склоне следует быстроразвернуться, пользуясь поворотом переступанием, и продолжить спуск в нужномнаправлении или остановиться на склоне.

ТОРМОЖЕНИЕ

Владение всеми способами торможения позволяетосмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Рис. 9. Торможение полуплугом (односторонний упор).

Торможение полуплугом (односторонний упор)практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможениязапятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят наребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимомкаблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 9).

Рис. 10. Торможение плугом (двусторонний упор).

Торможение плугом (двусторонний упор) используется насклонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе,развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, чтодостигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Дляусиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж иболее круто поставить их на внутренние ребра (рис. 10).

Торможение с помощью палок применяется при спускахнаискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палкивоткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука,находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху, а другая - внизу (рис. 11).Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-завозможности поломки палок, не желательно.

К остановке падением прибегают в экстренных случаях,когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можнониже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжипоставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозитьдальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительнойгруппировки тела, что может привести к ушибам (рис.12).

Рис. 12. Остановка падением: а-приседание перед падением;б-положение упавшего лыжника в момент остановки.

Повороты

Тяжелый рюкзак за спиной и крепления, необеспечивающие жесткой фиксации ботинка, не позволяют применять повороты,широко распространенные среди горнолыжников. Туристы-лыжники пользуютсянаиболее простыми Поворотами: переступанием, из положения плуга и полуплуга.

Поворот переступанием используется на небольшойскорости на пологих склонах и при любом характере снежного покрова. Оннапоминает движение на коньках, когда более сильные толчки делаются ногой,расположенной навнешней сторонедуги поворота. Для этого надо перенеститяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет «наружной», и слегка присестьна нее, подтянуть и развернуть другую лыжу в нужном направлении, перенести нанее тяжесть тела и, скользя на этой (внутренней) лыже, подтянуть другую.Переступание в движении можно выполнять отводя в сторону не носок, а запятникилыж. Этим способом обычно пользуются при движении в лесу и кустарнике.

Рис. 13. Поворот полуплугом (слева)и плугом: а - начало загружения лыжи; б - продолжение усиления нагрузки на лыжудо завершения поворота.

Поворот из положения плуга (рис. 13) обычноприменяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны прилюбом характере снега. Для поворота, например, влево надо перенести тяжестьтела на правую ногу, поставить лыжу круто на ребро, а левую - разгрузить и,подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуга (рис. 14) выполняетсяна более высоких скоростях и крутых склонах, когда направление движениянеобходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней из спуска наискосокк склону: запятник разгруженной «верхней» лыжи следует отвести в сторону, лыжупоставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» - поставить наснег плоско и подтянуть запятник, за счет чero и осуществляется поворот.

Вставание после падения при спусках. Туристы-лыжникидолжны научиться вставать после падений на склонах. Первейшее правило - помощьтоварищей упавшему, особенно женщине, обязательна.

Рис. 14. Вставание припадении на склоне с плотным снегом: 1 - палки схвачены рукой снизу; 2 - то жесверху.

При падениях на склонах с глубоким и рыхлым снежнымпокровом, когда опора на палки не дает эффекта (они проваливаются в снег поднагрузкой), разумней всего снять рюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказалисьниже тела и перпендикулярно линии склона, сгруппировать корпус и, опираясь напалки, положенные вместе на снег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак,попытки встать в таких условиях, не снимая рюкзака, как правило, безуспешны асил и времени тратится много.

На склонес твердым снегом следует подтянуть лыжи к корпусу, надежно упереть их в снег и,опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 91). Сильные лыжникиделают это, не снимая рюкзака.

Что вообще значит "в плуге"? На самом деле это значит, что вы приняли стойку, с помощью которой вы сможете контролировать скорость, с которой вы съезжаете на лыжах по склону, а также останавливаться. Считается, что спуск в «плуге» выполнить технически не особо сложно, поэтому этот элемент отлично подходит для изучения начинающим. Давайте попробуем выполнить стойку в «плуге» на месте. Для этого надо понимать, как выглядит эта стойка и как в нее правильно встать на лыжах.

Как выглядит стойка плуг:

Соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны. Оптимальное расстояние между носками лыж – 5-8 см; - согните голеностопы и колени; - наклоните туловище вперед; - сделайте спину круглой;
 - руки вытяните перед собой и немного согните в локтях; - распределите массу тела равномерно на обе лыжи; - лыжные палки направьте назад.

Вспомните! Кроме новой стойки "плуг" есть и основная стойка лыжника, с которой мы знакомились (колени согнуты, туловище наклонено вперед, руки перед собой)

Как перейти в стойку "плуг" на ровной поверхности


Вы можете принять эту стойку на месте несколькими приемами. Потренируйтесь делать каждый из них перед подъемом на склон.

1. Оставляем одну лыжу в сторону: Стоя в основной стойке (согните колени, наклоните туловище вперед, руки держите перед собой – подробнее в ), отставьте одну лыжу в сторону, а вторую оставьте на прежнем месте. Таким образом вы примите стойку «плуг». Совет: не расставляйте широко носки лыж. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

3. Расставляем лыжи в прыжке: Расставляйте лыжи в прыжке. Подпрыгните на лыжах, одновременно расставляя пятки лыж и сводя их носки. Совет: опять же, следите за тем, чтобы носки лыж не были расставлены широко. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

4. Разводим пятки: Стоя в основной стойке, постепенно разгибайте колени и голеностопы, полностью выпрямляя ноги. Затем сгибайте их снова, одновременно надавливая на лыжи и разводя пятки. Таким образом вы примите стойку «плуг».

Учимся тормозить - спуск в «плуге» по прямой с торможением.

После того, как мы научились вставать в «плуг» на месте, уже можно тренироваться делать это в движении и остановиться в конце склона.

Для этого выберите пологий длинный склон с выкатом на ровную поверхность. Впротивном случаевы рискуете упасть, удариться или получить травму.

Поехали!

Поднимитесь на склон (как подняться на склон на лыжах и без – смотрите в );
 - примите (согните колени, туловище наклоните вперед, руки вытяните перед собой);
 - начните двигаться со склона вниз по прямой (спуск по прямой мы прошли на ); - приготовьтесь принять стойку «плуг»: - выпрямите ноги, постепенно разогнув колени;
 - согните ноги в коленях, увеличивая давление на лыжи, и разведите пятки лыж 
в стороны, образуя «плуг» (мы уже тренировались делать это упражнение на месте); -Пюлиже к выкату приготовьтесь к торможению: - перенесите вес тела на внутренние канты (постепенно надавите на лыжи свнутренней стороны). Таким образом вы затормозите.

Совет: если вдруг вы почувствовали, что после спуска в «плуге» у вас затекли ноги в ботинках – не пугайтесь. Для начинающих лыжников это нормально.: ) 
 


Пробуем контролировать скорость во время спуска

С помощью разученной сегодня стойки в "плуге" вы можете регулировать свою скорость движения по склону:

- примите стойку «плуг» на склоне;
 - начните движение вниз в стойке «плуг» – просто скатывайтесь вниз по склону; - для контроля скорости постепенно разгибайте ноги и сгибайте их вновь, давя на внутренние канты лыжи изменяя расстояние между пятками лыж. За счет этого вы будете увеличивать либо уменьшать скорость. Чем больше угол между пятками лыж, тем медленнее вы катитесь вниз, чем этот угол меньше, тем быстрее вы набираете скорость.

Останавливаемся на склоне в нужном месте


Часто на склоне во время катания возникает необходимость приехать в запланированное место. Например, подъехать к инструктору или знакомому, или просто затормозить у кафе.: ) Учимся останавливаться в нужном месте на лыжах.

Установите для себя условную границу на склоне. Например, обозначьте ее лыжными палками. Поставьте себе задачу затормозить именно в этом месте.

Начинайте движение:

Поднимитесь на пологий склон; - примите стойку «плуг»; - распрямляйте и сгибайте колени, увеличивая давление на лыжи и расстояние между пятками лыж. - медленно надавите на лыжи с их внутренней стороны (на внутренние канты) – чем сильнее вы будете надавливать на лыжи, тем быстрее они остановятся.

Важно: Одна из распространенных ошибок начинающих – это неправильное распределение веса на лыжи. Поэтому постоянно следите за тем, чтобы давать лыжам одинаковую нагрузку по всей их поверхности, т.е. за загруженностью лыж. Для этого старайтесь равномерно распределять массу тела.

Если у вас есть ощущение, что тормозит только одна лыжа, а вторая едет на канте (на краю) и просто "болтается" в воздухе, то скорее всего вы загружаете одну лыжу больше другой, она как-будто блокирует вам возможность перейти в "плуг" и из-за этого сложно тормозить.



 Если у вас не получается распределять массу тела равномерно, и одна лыжа постоянно блокирует проезд, тогда вам очень пригодится следующее упражнение.

Проезды в «плуге» по диагонали 



Ту лыжу, которая постоянно блокирует вам проезд, т.е. не тормозит, а едет на канте, поставьте ниже по склону и принимайте стойку «плуг». Затем начинайте движение – вы будете ехать по-диагонали в основном на этой лыже.

Поднимитесь на склон; - встаньте не прямо по направлению спуска, а по диагонали; - Ту лыжу, которая постоянно блокирует вам проезд, т.е. не тормозит, а едет на канте, поставьте ниже по склону; - примите стойку «плуг»; - начните движение со склона в этой стойке, просто скатываясь вниз по склону; - вы будете ехать по-диагонали в основном на проблемной лыже, таким образом привыкните правильно загружать "проблемную" ногу.

Итак, на этом уроке мы разучили новую стойку «плуг», научились контролировать скорость в этой стойке на прямом спуске и останавливаться с ее помощью.

В следующий раз мы научимся делать повороты в «плуге».

Пошаговая инструкция для второго урока

1. Примите стойку "плуг" на месте:

Встаньте в стойку "плуг" - соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны, немного присядьте и наклоните таз вперед, лыжные палки смотрят назад. Встать в стойку на месте можно отставив одну или сразу две лыжи в стороны, в прыжке. А также разводя пятки (полностью распрямляйте ноги, а затем сгибайте из снова, увеличивая давление на лыжи и разводя пятки)

2. Спускаемся вниз и тормозим: - Начните спуск в основной стойке (лыжи параллельны друг другу); -во время движения примите стойку "плуг", разводя пятки в стороны; -чтобы затормозить, перенесите вес тела на внутренние края лыж и вы постепенно остановитесь; -попробуйте остановить в нужной вам точке.

3. Попробуйте контролировать скорость на спуске в стойке "плуг": чтобы ехать медленнее, перенесите вес тела на внутренние края лыж (как при торможении). Чтобы поехать быстрее - уменьшите давление на внутренние края.

4. Проезды в плуге по диагонали: встаньте боком к спуску. Если одна из лыж у вас во время торможения не тормозит, а едет на канте - поставьте ее ниже по склону. Скатывайтесь в стойке "плуг".

Возникли вопросы? Обращайтесь к эксперту! Евгений Моисеенко отвечает на них на

Хочешь заниматься с инструктором лично? Звони в горнолыжную школу Кометы 2606-380

Пропустили первый урок горнолыжной онлайн-школы?

В видео использована музыка: Bliss N Eso feat. The Connections Zulu Choir — Bullet and a target; Kevin Mccall — [****] You Pay Me

Торможения при спусках с гор применяются в тех случаях, когда нужно уменьшить скорость спуска или остановиться.

Торможения выполняются:

1. При помощи лыж, когда обе лыжи или одна скользят под углом по направлению движения (плугом, упором, боковым соскальзыванием)

2. При помощи палок (палки между лыжами, сбоку)

3. Комбинированно (лыжами и палками одновременно).

Чаще всего лыжники пользуются торможением плугом и упором.

ТОРМОЖЕНИЕ ПЛУГОМ. Лыжник плавно раздвигает лыжи пятками в стороны и ставит на ребро, носки лыжи при этом сводятся вместе, колени в этом положении слегка согнуты и несколько сближены.

Кисти рук также слегка сближены и повернуты вовнутрь, так что нижние концы палок расходятся в стороны.

При обучении торможению плугом применяются следующиеподготовительные упражненияна месте; учащиеся по команде принимают положение плуга, преподаватель проверяет правильность этого упражнения и исправляет ошибки.

Так проделывается несколько раз, после чего переходят к торможению во время спуска.

Чем шире плуг, тем сильнее торможение.

Типичные ошибкипри обучении торможению плугом:

1) Носки лыж не сведены вместе, из-за этого лыжи разъезжаются в стороны, и лыжник падает.

2) Давление на одну лыжу больше, чем на другую. Это вызывает поворот в сторону.

3) Недостаточное разведение пяток лыж в сторону.

4) Недостаточное сгибание ног.

5) Резкое торможение на глубоком снегу, что приводит к падению вперед.

В конце обучения следует установить на склоне ориентиры (флажки) и учить проходить определенные отрезки дистанции сразличной скоростью, а также останавливаться в определенном месте.

ТОРМОЖЕНИЕ УПОРОМ применяется во время спуска в косом направлении.

Для торможения задний конец нижней лыжи отводится вперед - в сторону и ставится на ребро, носки лыж сближены.

Верхняя нога сильнее сгибается в колене, и на нее переноситься тяжесть тела.

Предварительно учат принимать положение упора на ровном месте.

Типичные ошибки:

1) Сгибание отведенной в сторону ноги в колене.

2) Недостаточный перенос веса тела на верхнюю ногу и ее выпрямление.

3) Перенос веса тела на нижнюю ногу.

4) Разведение лыж в сторону.

Устранению ошибок в торможении упором помогают подготовительные упражнения на месте.

Анализ техники ПОПЕРЕМЕННОГО ЧЕТЫРЕХШАЖНОГО ХОДА. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление.

Цикл движений попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага.

Длина – 7-10м, средняя скорость в цикле на равнине - 4,0- 6,0 м/с,

Одновременно с первым толчком ногой гонщик выносит вперед-вверх одноименную руку с палкой. Толчок ногой в этом ходе делается так же, как и в двухшажном попеременном. К окончанию толчка лыжник должен поднять кисть выносимой вперед полусогнутой руки до уровня плеч. Нижний конец палки при этом обращен назад.

С окончанием толчка ногой и выноса одноименной руки гонщик начинает скользить на одной ноге и выносить вперед вторую руку и освободившуюся после толчка ногу.

Делается эти с таким расчетом, чтобы к концу второго толчка ногой рука и нога закончили движение одновременно.

Во время выноса второй руки и ноги после первого толчка лыжник рукой, начавшей движение раньше, переводит палку в положение кольцом вперед.

После окончания второго толчка гонщик готовится к третьему толчку ногой.

С началом третьего толчка одноименную толчковой ноге палку следует ставить в положение кольцом от себя. На протяжении третьего толчка ногой она ставится под острым углом.

Четвертый толчок ногой лыжник делает аналогично третьему. С началом его лыжник ставит в снег палку для второго толчка рукой. Во время четвертого толчка ногой он делает движение другой рукой, похожее на движение первой руки в момент третьего толчка ногой, а поэтому к окончанию четвертого толчка ногой создаются условия для начала толчка второй рукой.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Попеременный четырехшажный ход по своему ритму довольно сложен.

Цикл движений в этом ходе состоит из поочередных четырех шагов и двух попеременных толчков палками на два последних шага. Вынос палок перед отталкиванием выполняется поочередно на первые два шага в цикле хода.

При передвижении по равнине лыжник проходит за цикл до 8-10 м при средней скорости 4-6 м/с. Чаще всего попеременный четырехшажный ход применяется на равнине и пологих подъемах при плохой опоре для палок (при движении с рюкзаком втуристских походах), когда передвижение попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами затруднено. По координации этот способ передвижения является одним из самых сложных.

В начале следует попытаться обучить школьников данному ходу, применяя целостный метод обучения.

Порой это приносит желаемые результаты, учитывая то, что школьники большую часть элементов попеременного четыоехшажного хода уже освоили, изучив попеременный двухшажный ход.

Затем ученикам предлагается самостоятельно выполнить этот ход в целом на учебном кругу.

Передвигаясь по учебному кругу, ученики по полученному представлению пытаются выполнять ход в целом. В первое время не следует требовать от учеников точности движений во всех элементах хода, главное здесь - освоить хотя бы общую схему координации движений, согласованность в работе рук и ног. Пусть ученики пройдут несколько кругов, не оставляя попыток наладить согласованность движений. В это время можно на ходу поправлять учащихся, подсказывать им отдельные моменты, давать указания.

Порой целесообразно сопровождать движения командами "Вынос-вынос!" "Толчок-толчок!" Очень важно, чтобы эти команды были поданы своевременно в сочетании с работой ног - на каждый шаг.

В этом ходе вынос палок несколько замедленный, а ученики порой допускают ошибку, которая нарушает всю координацию движений, - сразу на один шаг выносят палку вперед и удерживают ее в статическом положении; аналогичное движение выполняется и другой рукой.

Исправить указанный недостаток и добиться согласбванности позволяет следующий методический прием.

Учитель предлагает школьникам выносить палки маятникообразным движением с большей, чем необходимо, амплитудой: вперед до горизонтального положения и даже чуть вверх.

Затем палка спускается вниз и ставится на снег. Такое движение отнимает больше времени, и ученики своевременно выполняют длинные скользящие шаги.

В дальнейшем обучение идет по пути устранения ошибок в цикпе хода и его совершенствования в различных условиях. Затем ученики пробуют сами это сделать по команде учителя.

Целесообразно впереди шеренги обучающихся поставить школьника, хорошо владеющего ходом.

Движения по разделениям выполняются следующим образом: на счет "раз" - шаг правой в положении одноопорного скольжения (закончен толчок левой ногой иправой рукой) и вынос вперед левой палки; на счет "два" - шаг левой ногой и вынос вперед правой палки; на счет "три" - шаг правой ногой и постановка левой палки на снег; на промежуточный счет "и" - толчок левой палкой, который несколько опережает толчок ногой; на счет "четыре" - вновь шаг левой ногой, на снег, ставится правая палка, положение скольжения на левой лыже; на промежуточный счет "и" -толчок правой палкой.

Когда ученики овладевают полной координацией движений в переменном четырехшажном ходе, можно приступить к его совершенствованию на учебной лыжне с разнообразным рельефом.

При совершенствовании хода в целом обращается внимание на усиление толчков руками и ногами и удлинение скользящих шагов (все это повышает скорость передвижения).

При изучении попеременного четырехшажного хода у учащихся могут появляться следующие ошибки: отсутствие согласованности в движениях рук со скользящими шагами, передвижение на прямых или недостаточносогнутых ногах, подпрыгивающий ход, общая скованность движений, непрямолинейный вынос палок, короткие "подбегающие" шаги, напряженный вынос палок.

Устранение указанных ошибок происходит на учебном круге. Учитель останавливает учеников, делающих ошибки, объясняет и показывает правильные движения. Иногда целесообразно вновь вернуться к расчлененному методу и к движениям под счет или даже повторить скользящий шаг с короткими отталкиваниями палками на третий-четвертый шаг в цикле хода.

©2015-2019 сайт Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12

Многие любятактивный отдыхи зимой отправляются нагорнолыжный курорт. Новички сразу берут несколько уроков катания на лыжах у инструктора. Со стороны всё кажется так легко, но нужно особое мастерство, чтобы правильно спускаться с уклонов. Важно усвоить способы торможения, чтобы кататься красиво и с удовольствием. Самая главная техника торможения - "плугом" и "упором" ("полуплугом").

В каких случаях применяется

Опытные лыжники проходят спуски, не используя торможений, ведь многолетний опыт даёт много разных ухищрений. Недостаточно подготовленный лыжник часто не может на ходу справиться с высокой скоростью, поэтому нужно обязательно научиться её убавлять. Торможение "плугом", "упором" применяется в случаях, когда появляется неожиданное препятствие, если вдруг падает кто-то из участвующих лыжников.

На соревнованиях помеху могут создавать зрители. Техника торможения "плугом" на лыжах иногда используется при недостаточно известном маршруте, на очень резких спусках. Это оченьэффективный способприостановки. Он помогает корректировать быстрый темп и приостанавливаться.

Начать следует со стойки "плуг"

Каково же значение выражения "в плуге"? Тот, кто хоть раз видел устройство и работу обычного плуга, сразу поймёт, в какую позу должен стать спортсмен. Для лыжника это означает, что он должен принять стойку, которая поможет ему контролировать скорость с помощью торможения или остановиться. Торможение "плугом" даже начинающий спортсмен может выполнить без затруднений. С чего же начать выполнение стойки? Она выполняется по следующему плану:

  • Передки лыж необходимо свести, а задники - максимально развести в стороны. Идеальным расстоянием между носками будет промежуток в 6-8 см.
  • Ноги нужно согнуть в коленях и голеностопах.
  • Корпус необходимо прогнуть вперёд.
  • Немного согнутые в локтях руки нужно вытянуть перед собой.
  • Вес тела желательно рассредоточить поровну на обе лыжи.
  • Палки должны быть направлены назад.

Несколько приёмов применения данной стойки

Научиться выполнять торможение "плугом" на лыжах можно несколькими способами:

  1. Самый простой приём - это отставить одну ногу в сторону. Выполнять его нужно, находясь в основной стойке (ноги согнуты в коленях, корпус наклонён вперёд, руки впереди). Одна нога остаётся на месте, а вторую нужно отставить в сторону, но носок не должен отодвигаться дальше 10 см от другого.
  2. Находясь в основном положении, можно по очереди отставлять лыжи: передние концы - вместе, задние - врозь. При этом лыжи должны наклоняться на внутренние рёбра.
  3. Приём "плуга" в прыжке. Для этого необходимо слегка подпрыгнуть и в одно время - свести носки и расставить пятки.
  4. Четвёртый эффективный приём - плавным надавливанием на полозья нужно раздвигать пятки, медленно выпрямляя колени и голеностопы. В итоге ноги нужно выпрямить полностью.

Торможение "плугом" в движении

После того как начинающий лыжник испробовал стойку "плуг", пора испытать её в движении и научиться приостанавливаться внизу трассы. Чаще всего для маршрута выбираются длинные склоны с выездом на прямолинейную местность. В таких случаях нет риска получения травмы из-за резкого падения.

Сначала спортсмен поднимается на склон. После этого он принимает основную стойку на лыжах (выше описывается). Затем он двигается прямо вниз по трассе. После набора скорости готовится выполнить торможение "плугом": постепенно выпрямляет ноги, разгибая колени. Затем лыжник сгибает ноги в коленях, надавливает на внутренние рёбра лыж и разводит задники в стороны. Таким образом, это действие напоминает работу плуга. На выкате он совершает торможение, перенося массу тела на внутренние рёбра лыж.

У начинающих лыжников после первых торможений могут затекать ноги, но не стоит переживать - на первых порах это нормально.

"Плуг" помогает контролировать скорость

На крутых склонах торможение "плугом" помогает регулировать скорость катания. От чего же она будет зависеть? Для эксперимента нужно подняться на покатый спуск. После этого следует принять на склоне стоку "плуг". Дальше в этом положении необходимо начать движение вниз. Боятьсявысокой скоростине следует, потому что данное торможение очень надёжное. Если систематически сгибать и разгибать ноги, а также надавливать на внутреннюю окантовку лыж, изменять промежуток между задниками, то можно спокойно уменьшать или увеличивать скорость. Когда угол между задниками будет увеличиваться, движение будет замедляться, а когда он будет уменьшаться, езда ускорится.

Совершенствование торможений

После того как начинающий лыжник освоит торможение на небольших склонах, можно начать освоение более крутых трасс или спусков, на которых меняется рельеф. Самыми частыми ошибками, которые допускают новички, осваивая метод "плугом", являются следующие погрешности: носки лыж иногда перекрещиваются, неравномерно распределяется давление на каждую лыжу, что изменяет направление движения. Иногда новички недостаточно разводят пятки или мало сгибаются, не сводят колени. Если возникают подобные ошибки, то следует ещё несколько раз потренироваться на невысоких склонах.

Техника "упором"

Тот, кто освоил торможение "плугом", легко сможет пользоваться методом "упора". Чтобы легче было понять его суть, можно заняться имитацией движений на месте по несколько раз. Предназначено такое торможение для спусков наискось, по диагонали. Это такой своеобразный разворот лыж или боковое соскальзывание. Вот примерный инструктаж для торможения "упором":

  • Для начала при спуске нужно слегка присесть.
  • Затем следует выполнить резкий толчок вперёд и выпрямиться. Это позволяет снять нагрузку с лыж.
  • Следующим действием будет поворотголеностопными суставами, что помогает развернуть лыжи под углом на бок.
  • Для выполнения этого движения подключаются плечи и туловище.
  • Чем больше величина угла разворота лыж, тем сильнее будет торможение.

В конечном итоге можно использовать опору на палку. Для того чтобы полностью остановиться, лыжи необходимо поставить поперёк спуска строго на ребро. Чаще всего таким методом торможения пользуются мужчины или опытные спортсмены, девушкам лучше использовать его на низких склонах, потому что для его выполнения нужно немало сил и сноровки.

Управляемое падение

Что делать в тех случаях, когда невозможно применить ни технику "плугом", ни "упором"? Бывают случаи, что лыжник движется по спуску на высокой скорости, вдруг на его пути неожиданно появляется препятствие. В таком случае просто необходимо резко затормозить или остановиться.

Иногда предотвратить наезд на объект можно только с помощью преднамеренного падения. Это в тех случаях, если препятствие застигло лыжника врасплох и находится настолько близко, что нет возможности притормозить. Если умело управлять падением, то существует вероятность не получить травму, быстро подняться и продолжить катание.

Для такого случая нужно знать следующие хитрости управляемого падения:

  • Сначала нужно постараться присесть.
  • Потом необходимо попытаться завалиться назад и набок.
  • В это же время следует лыжи развернуть поперёк трассы.
  • Затем с помощью палок можно легко подняться и снова продолжить скольжение.

Бывают случаи, что при таком падении лыжи перекрещиваются. Тогда следует перевернуться на спину, поднять ноги вверх и направить лыжи в нужное положение. После этого необходимо перевернуться набок и подняться.

В некоторых случаях туристы применяют торможение палками. Это бывает при большом количестве снега на склонах, когда падение неуместно. Эти методы подходят только для любителей, спортсмены в гонках их не используют.

Добавить комментарий