Блог
978 0

Виртуальный конференц-зал Ресурсного центра г.о.Новокуйбышевск. Игровая импровизация - упражнения Упражнение зеркало актерское мастерство

Виртуальный конференц-зал Ресурсного центра г.о.Новокуйбышевск. Игровая импровизация - упражнения Упражнение зеркало актерское мастерство

МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска

Методическая разработка « МАСТЕР - КЛАСС ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ И СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

(для руководителей театральных кружков, студий)

Педагогдополнительного образования

МКУ ДО «Дом детского творчества»

г. Новопавловска

Основные правила актерского мастерства

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

    Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.

    Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. Впротивном случаероль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

Упражнение «Давайте познакомимся»

Задача участников взявшись за руки встать в круг, и передавая мяч, называть свое имя, следующий участник называет имя предыдущего и т. д. Похожее упражнение «Давайте поздороваемся», тут участники, стоя в кругу должны здороваться различными частями тела, предложенными педагогом (рукой, носом, пяткой, ушами, локтями и т.д.)

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

По хлопку педагога все участники закрывают глаза и внимательно слушают, запоминают все услышанные звуки.

    1 круг общения - МАЛЫЙ (необходимо слушать, что происходит в комнате)

    2 круг общения – СРЕДНИЙ (необходимо прислушаться к звукам во всем здании)

    3 круг общения – БОЛЬШОЙ или ДАЛЬНИЙ (необходимо распознать звуки на улице)

Упражнение «Зеркало»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго (зеркала) – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

Чем хороша игра-пантомима

Игра помогает избавиться от закомплексованности, учит не бояться аудитории, мы становимся более живыми и свободными на эмоции, развивается мимика и воображение. В момент угадывания необходимо проявлять быстроту реакций, уметь мыслить образами, тоньше понимать людей. Ведь большую часть информации мы воспринимаем именно со слов, а здесь придется переключиться на понимание невербальных образов.

Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил» Для того, чтобы успешно выполнить задание, нужно весьма неплохо владеть собственным телом и мимикой. Игра очень полезна – ведь в действительности мало кто из взрослых, за исключением Джима Керри, может похвастать умением выражать эмоции, чувства с помощью жестов. Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство, событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.

Правила игры «Крокодил».

1. При показе слов игрок должен использовать только движения, жесты и мимику.

2. Показывающему слова запрещается говорить и произносить какие-либо звуки.

3. Можно отвечать на вопросы, но только посредством пантомимы.

4. Не разрешается показывать слова по буквам.

5. Нельзя проговаривать слова губами.

6. Загаданное словосочетание можно показывать отдельными словами.

    Инсценировка пословиц. Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.

    Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствоватьсобственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

    плавные волны от одного плеча к другому;

    невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;

    гребля невидимыми веслами;

    выкручивание белья;

    перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнятьсложные упражненияна сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

    Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.

    Постучать - погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.

    Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.

    Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

    Ухо- нос. Одной рукой берёмся за ухо, а второй за нос, руки при этом должны быть скрещены. По команде меняем положение рук.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание навнешний види манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя. Актер должен еще обладать умением красиво говорить. Он должен иметь тренированное дыхание, т.к. артистам приходится на одном дыхании произносить длинные реплики.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

    Задуваем свечи. Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы. Также можно увеличивать расстояние до свечей.

    Отрабатываем технику выдоха. Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.

    Улучшаем дикцию. Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.

    Интонация играетважную рольв создании правильного образа. Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Ещё одно отличное упражнение для развития лёгких. Сейчас я вам предлагаю поиграть в одну такую игру, под названием «Егорка». На одном дыхании вы должны посчитать Егорок. Я проговорю первые две строчки,

Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Все встали с места и по команде начали. Запоминаете, у кого на каком Егорке закончилось дыхание.

С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.

Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую – ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп.

Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.

Рефлексия.

Каждый участник мастер-класса дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.

Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. «Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, - говорил К.С. Станиславский, - а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Всего вам доброго!

Приложение.

Крокодил.

Для разминки несколько простых слов.

Снег, палка, облако, стул, собака, свеча, дед мороз, глобус, ноутбук, пальма, звезда, радуга, учитель.

Средний уровень

Яйцерезка, холодец с хреном, вампир, дальтоник, инфузория-туфелька, резина, аттракцион, выхухоль, злобный карлик, розовый слон.

Покажи пословицу:

    За одного битого двух небитых дают.

    Одна голова хорошо, а две лучше.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

    Глаза боятся, а руки делают.

    Сытый голодному не товарищ.

    Слезами горю не поможешь.

    Яйца курицу не учат.

    Как вы лодку назовёте – так она и поплывёт.

Дом, который построил Джек.

    Вот дом, Который построил Джек.

    А это пшеница, В доме, Который построил Джек.

    А это весёлая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.

    Вот кот, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.

    Вот пёс без хвоста, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.

    А это корова безрогая, Лягнувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.

    А это старушка, седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.

    А это ленивый и толстый пастух, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.

    Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, Который построил Джек.

Упражнения по актерскому мастерству

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕЖИССЕРЫ

Предложите вашей команде за 15-30 минутсочинить и поставить спектакль, текст которого состоит всего из четырехстрочек. Например:

Однажды в студеную, зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

или

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Можно взять любые другие известныечетверостишия.

Поставить спектакль-импровизацию силамитворческой группы по жребию следует в жанрах оперы, оперетты, цирка, фильмаужасов, мюзикла, драмы, мелодрамы, комедии, детектива, документального кино,эстрады и т. д. Может получиться интересный и смешной спектакль.

======================

ЗЕРКАЛО

Когда на сцене много актеров, возникаетнеобходимость работы "командой": выработка чувства общего ритма итемпа, взаимопомощи, воспроизводства слов, вызывающих в других чувства эмоции.Это то, что часто называют "химией". Некоторые театральные труппывладеют ее секретом, другие - нет. Можно ли натренировать актеров в этомнаправлении?

Одно из упражнений, могущих нам помочь,называется "Зеркало". Разделите свою команду на пары. Пусть встанутлицом друг к другу. Один из них должен быть лидером. Пусть лидер мимикойпоказывает действия, совершаемые им каждое утро перед зеркалом: бреется,накладывает косметику и т.п. Второй участник старается имитировать действиялидера как можно точнее и при этом не засмеяться. Будет очень удачно, еслилидер станет воспроизводить свои действия как в замедленной съемке, облегчаявторому участнику возможность их повторения. Когда все пары достигнутопределенного успеха, следует указание поменяться ролями. И лидерство переходитк другому.

Упражнение станет целесообразным тогда,когда лидерство будет переходить без команды извне тогда, когда сами участникипочувствуют, что цель упражнения достигнута, и они могут поменяться ролями. Этостимулирует распределение функций актеров в диалоге и дает возможностьсконцентрировать творческие усилия.

========================

КАМЕРА ВИДИТ ВСЕ!

Видеть себя в видеозаписи – ужасноепотрясение. Все мы естественно хотели бы видеть, как выглядим на самом деле,итак нам хочется посмотреть на себя со стороны. Но часто реальность приводитнас в состояние шока. Многие актеры заблуждаются, считая, что они способныотлично передавать чужие мысли. Другие же наоборот недооценивают себя. Правданаходится где-то посередине и ее лучше всего понять через видеозапись.Используйте видео не только для записи спектаклей, но и во время репетиций.Возьмите какой-нибудь любимый вами сценарий и снимайте труппу во время читкиролей. Дайте им коротенькие отрывки, чтобы они смогли сразу же их запомнить.Затем прокрутите пленку и прокомментируйте для каждого, что у него получилось,а в чем он должен продолжать совершенствоваться. Некоторых это напугает, нодобрая доля реальности принесет всем пользу.

========================

ИГРА НА ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Лучший способ помочь людям улучшить ихактерские способности – заставить их почувствовать себя свободно вовсевозможных импровизированных ситуациях. Актеры не всегда должны полагатьсялишь на слова заранее написанного сценария, они должны импровизировать своисобственные строки. И когда они это делают, возникает высокая вероятность того,что их строки будут мотивированы их собственными реальными мыслями. Ирезультатом станет воспроизводство естественно звучащих строк, что само по себеявляется ключом к актерскому мастерству. Мы называем это «вести интеллектуальнуюигру».

Существует много разновидностейимпровизаций, советуем вам попробовать следующий вариант.

Заставьте двух актеров (по желанию)вообразить себя в какой-нибудь типичной ситуации: в автобусе, в очереди вгостинице на регистрацию, в парке и т.п. Задайте им тему и пусть начинаютимпровизировать. Попросите остальных членов труппы внимательно следить заактерами, когда у них возникнет интересная идея, они в любое время могутсказать – «Вмешиваюсь!». В этот момент двое играющих сценку должны замереть.Вмешивающийся либо становится дополнительным действующим лицом, либо замещаетсобой любого из актеров по выбору. Он либо начинает сцену заново, используя туже тему, либо абсолютно изменяет ее, ценность (и юмор) данного поступказаключается в приобретении способности приспосабливаться друг к другу ивоспроизводить естественно звучащие строки. Побуждайте ваших актеров быть какможно более естественными.

ПЕРЕМЕНЫ ХАМЕЛЕОНА

Были ли вы когда-нибудь в ситуации: у васмасса людей, несколько ролей и вы не уверены кому, какую отдать? Вот способ,дающий возможность любому испытать себя, свои способности в подборе различныхролей – и возможность одновременно развлечься. Сделать столько копий пьесы,сколько в ней ролей. Напишите имя героя большими буквами на каждой копии.Теперь наугад раздайте роли и попросите начать чтение ролей, вне зависимости оттого, какое имя написано сверху на копии. Не обращайте внимания кому досталасьроль: женщине или мужчине, старому или молодому. Пусть читают. Каждую минутуподавайте команду «Перемена!». При этом все передают копии налево и участникиначинают читать новые роли. Это не только стимулирует развитие характера(роли), но позволяет вам испытывать людей в ролях, которые при обычныхобстоятельствах им не доступны. И каждый выигрывает.

==========================

ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Возьмите небольшое стихотворение,известное всем. Пусть актеры по очереди прочитают его с осложняющимиобстоятельствами, например:

если бы у него болел зуб

попала соринка в глаз

жали бы туфли

был пирожок во рту

хотелось бы в туалет

Можно также представить такие ситуации:

поездка в переполненном транспорте

под звуки вальса в парке

когда рядом плачет ребенок и актер хочетего развеселить

Как бы эти внешние условия влияли нахарактер разговора?

ИДИ СЮДА!

А. С. Макаренко свидетельствовал, что онстал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различнымиинтонациями. Предложите это сделать вашим актерам.

Эта фраза может быть произнесена сразличными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным,ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным,доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным,насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным,просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Актеры, сидя по кругу,произносят фразу: "Иди сюда!" (или любую другую) с различнойинтонацией.

УСТАНОВИТЕ ШКАЛУ ЭМОЦИЙ

Одна из самых трудных для режиссера задач- установить равновесие между эмоциональным уровнем актера и пафосом,произносимого им текста. Начинающие актеры обычно недостаточно эмоциональны,более опытные часто переигрывают. Усложняет проблему и отсутствие объективныхстандартов при оценке, вы можете сказать "более выразительно" или"менее выразительно", но насколько?

Попытайтесь создать свою шкалу оценкиговорить: "Здесь нежно более сильное проявление гнева", скажите:"Ты выдаешь гнев на 5, а нам надо 7 или 8". Поскольку процесс пойдетпо нарастающей, скажите "Это была только 6, а нам по-прежнему нужно, покрайней мере, 7".

Это поможет процессу режиссуры, ибо уактеров будет четкое понимание уровня выражения эмоций. Естественно, еще дотого, как человек научиться выражать свои чувства на уровне 7, или 8, ему нужнодать возможность испытать себя и на 10. всегда легче пятиться назад, чем ползтивперед. И не обойтись над этим даже посмеяться!

===================================

СТРОКИ В СИСТЕМЕ СТЕРЕО

Нередко среди актеров - любителейвстречаются люди, испытывающие неловкость при выражении эмоций. Строки, имипроизносимые звучат невыразительно и неубедительно. Даже когда вы постояннонапоминаете им о необходимости более яркой демонстрации чувств персонажа, ихигра по выразительности мало отличается от объявления стюардессы онеобходимости пристегнуть ремни при взлете.

Безнадежный случай? Скорее всего, нет. Этопроисходит не потому, что они недостаточно эмоциональны, а возможно оттого, чтостесняются демонстрировать чувства. Они боятся выглядеть невыразительными.Попытайтесь применить упражнение под названием "Строки в системестерео". Попросите актера, который не испытывает затруднений прочитатьтекст одновременно с исполнителем. И тогда эти двое получат возможностьэксперимента в выражении эмоций, не оставаясь при этом в одиночестве. Ведьдуэтом петь легче, чем солировать, а квартетом и того легче. Возможно, чтоиногда придется устраивать читку втроем или вчетвером.

Вы, как режиссер, должны всячески поощрятьлюбую инициативу и не забывайте при этом веселиться. После того, как актерырасслабятся, им будет легче читать в одиночку. Это прекрасный способ датьвозможность более опытным актерам подбодрить начинающих.

============================

КАК ПРОИЗНОСИТЬ СМЕШНЫЕ СТРОКИ

В конце концов, когда вы достиглисовершенства в игре, могут возникнуть и смешные моменты. Смешное это всегдахорошо. Но то, как смех может помешать пониманию текста пьесы, требует вашеговнимания. Неопытные актеры продолжают свою роль, когда публика все еще смеетсянад какой-нибудь шуткой. В результате дальнейший текст оказываетсяневоспринятым зрителями. Если вы не будете выдерживать паузы во время смеха, выневольно приучите зрителей вообще не смеяться. Они будут бояться пропуститьслова. Но не затягивать паузу. Чтобы не потерять темпа, дайте реакции достичьее пика, но продолжайте еще до того, как смех окончательно утихнет.Попрактикуйтесь на репетициях, разражаясь смехом в тот момент, когда актерыменьше всего его ожидают. Это упражнение приучит их выдерживать паузу и навыкэто должен стать автоматическим.

==============================

СТОП! Я НЕ СЛЫШУ!

Одна из наиболее общих ошибок унепрофессиональных актеров (впрочем, как и у профессионалов) это неумениегромко воспроизводить слова. Это огорчает всех. Вы должны воспроизвестивеликолепно написанные слова, но зрители, исключая тех, кто прекрасно умеет«читать по губам», совершенно не понимает, о чем говорит актер. Эту ошибкулегко допустить при постановке пьесы, если режиссер руководит актерами сблизкого расстояния. Попытайтесь разместить своих помощников в разных местахзрительного зала и начинайте декламировать поначалу что-нибудь знакомое, азатем и строки из пьесы. Пусть те, кто слушают вас, всякий раз, когда они неслышат строк, кричат «стоп!». Напомните, что в незаполненном зрительном залезвук слышен более отчетливо, в то время как люди «поглощают» звук, и поэтому доних все должно доходить очень отчетливо. Это упражнение даст всем возможностьнаучиться правильно, произносить текст пьесы. Если вы сами не слишком сильны вдекламации, пригласите руководителя хора и даст вам 10-минутный урок. Никогдане позволяйтевеликолепным текстамне быть услышанными зрителями.

===================================

СКОРОГОВОРКИ-2

Сев в такси, спросила такса:

за проезд какая такса?

А таксист ответил так:

возим такс мы просто так.

Во лесу лозу вяжу, на возу лозу везу.

Коза лозу не лежи - накажу!

На мели мы лениво ловили налима.

На мели мы лениво ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

но туманы лимана манили меня.

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул:"Цыц!"

Пекарь Петр пек пироги.

Говорит попугай попугаю: "Я тебяпопугай, попугаю!"

Попугаю в ответ попугай: "попугай,попробуй, попугай!"

Сыворотка из-под простокваши.

Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.

Проворонила ворона вороненка.

Около кола колокола.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Ложечка моя желобоковыгибистая, да спереповыподвертом.

Мышки сушек насушили, Мышки кошекпригласили.

Рима рано чистит рану, рядом Рома моетраму.

Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала.

Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

Корабли лавировали, лавировали, да невылавировали.

Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Шли три попа, три Прокопья попа, триПрокопьевича.

Говорили про попа, про Прокопья про попа,про Прокопьевича.

Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

Осип орет, Архип не отстает - кто когопереорет. Осип осип, Архип охрип.

Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой.

Идет коза с босым козлом,

Идет коза с косым козлом.

Добр бобр для бобрят.

Это ты Илья, или я Илья?

Сиреневенькая глазовыколупывательница сполувыломаными ножками.

Дед Данила делил дыню. Дольку - Диме,дольку - Дине.

Повар Петр и повар Павел,

Петр пек, а Павел парил,

Парил Павел, Петр пек,

Повар Петр и повар Павел.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

скороговорки предоставлены сайтомhttp://www.jesus4u2.org/russian/resursi.html

===================================

ИМИТАТОРЫ

Суть этого упражнения очень простая -актеры по очереди должны произнести какую-нибудь фразу, например: В лесуродилась елочка", но используя различную интонацию. Например, можнопроизнести эту фразу: давясь от смеха, плача, потрясенно, монотонным голосомробота из фантастического фильма, в стиле известного политика, удивлённо,испуганно, рассерженно и т.п. Варианты не должны повторяться.

РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяякаждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:

7. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова простотак, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использоватьфундук.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочкимои.

Мама мыла Милу мылом.

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка была губа, была тупа

Купи кипу пик (3 раза)

Однажды галок поп, пугая

В саду увидел попугая

И говорит тот попугай:

Пугай та галок, поп, пугай.

Но, галок поп, в саду пугая,

Не напугай ты попугая.

Петр – повар, Павел – повар (3 раза)

Во дворе трава, на траве дрова

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Пришел Прокоп – кипит укроп

Ушел прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

Сшит колпак не по-колпаковски.

Вылит колокол не по-колоковски.

Надо колпак переколпаковать,

Надо колокол переколоколвать –перевыколоколовать.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Оделкукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

=====================================

ГРУЗИНСКИЙ ХОР

Это упражнение на развитие дыхания. Всягруппа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономнорасходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, незатухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е»,«о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

=======================================

ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель вресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.

Представьте себе бал в каком-нибудьграфском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель.Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом:кто-кто это там пришел?

Теперь о самой игре. Выберете несколькодлинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ

ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?)

И т.д.

Станьте в круг и по очереди произноситеодно имя.

Вот несколько правил, как это делать:

Не надо разделять слово. Оно должнозвучать слитно. (к примеру ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно,потому что «ам»!)

Не выделяйте одни гласные больше других,не надо делать сильного ударения

Не глотайте и не растягивайте окончания ибуквы под ударением.

==========================================

ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите,где делать паузы, где ударение на слове.

Как правило, слово запоминается лучшевсего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всегозапоминаются слова, которые идут после паузы.

Лучше всего об этом узнать в следующемразделе - художественное чтение.

========================================

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим такназываемое художественное чтение. Т.е. берем место из Писания, я его выбираюзаранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...

1. Допустим, место чтения взято изнагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно тыиграешь Иисуса. Т.е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства,которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение,заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если унего не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется.Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный,правильный курс моим людям. Т.е. от них требуется не простое монотонное чтение,а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манеройи дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать,а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей,показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же,разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошулюдей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т.е. ониуже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромныеразницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос,но чтоб все было четко слышно!

3. "Суетливое чтение". Это когдачеловек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т.е. прощеговоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкогопроизношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хотьиногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться впоиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения,вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так,это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водитьпальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби,печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляетбудущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова.Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильнолюбит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Оченьсложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голоспечаль, скорбь. Т.е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить,донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всехслушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человекаполучилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что ямного требую от своих людей.

5. "Голос Дьявола". Несмотря навсю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не толькоорать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть,которую испытывает дьявол к нам, людям. Т.е. все должны поверить читающему!

У меня на такие упражнения уходит первыхполчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развиваетуровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не таквсе быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, поройбывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на"скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесьравноценного развития всех членов.

И еще, если видите, что у человека хорошополучается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец.Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильноразвитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди ужеподготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужногоголоса актеру!

ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами.Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди.Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом,как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграетев школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, комучитать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Ещесовет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу ичитайте «вверх ногами». При этой игре-упражнении вы тренируете не только своиголосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образребенка).

===================================

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять походу чтения все то, что написано.

Твердо запомни, что прежде, чем словоначать в упражненье,

Следует клетку грудную расширить слегка.

И при этом низ живота подобрать, опорудыханья и звука.

Плечи во время дыхания должны бытьнеподвижны, в покое.

Каждую строчку стихов говорить на одномвыдыханье.

И проследи, чтобы грудь не зажималась втечение речи,

Так как при выдохе движется только однадиафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши спереходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в тоже время

Воздух сдержи на мгновенье, затем ужечтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышанобыло.

Помни о дикции ясной и чистой на звукахсогласных.

Прежде, чем брать упражненье на темп,высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность,устойчивость звука:

Выдох веди экономно, с расчетом на целуюстрочку.

Собранность, звонкость, полетность,устойчивость, плавность –

Вот, что внимательным слухом сначала ищи вупражненье.

====================================

Жестикуляция рук и пластика тела

ИСКУССТВО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ ПРИ"ТЕАТРАЛЬНОЙ ЧИТКЕ"

Поскольку при "читке" нетвозможности пользоваться декорациями или реквизитом, остается лишь то, чтосоставляет технику актера: зрительный контакт, контролирование голоса ижестикуляция - все это возместит утраты. Но как возможно жестикулировать причитке, когда твои руки заняты текстом?

1) Заучите текст. Участие в читке - вовсене оправдание для невыученного текста конечно, когда вы забываете слова, томожно подсмотреть. Но, когда вы заглядываете в текст, вы лишаете себявозможности действия. Если вы привязаны тексту, то страдают ваши способностизрительного контакта и жестикуляции. Почему? Да потому, что сценарий - лучшийреквизит для жестикуляции. Если же вы читает строки, то больше никак не можетеего использовать.

2) Используйте папку с текстом (сценарий)как удобный реквизит. Будьте в этом творцом. Хотя это только черная папка, выудивитесь, как много вариантов ее использования. Если "идет дождь",можно держать ее над головой, как зонтик. Ее можно также использовать какписьменный стол, календарь или книгу, Библию, королевский указ, словарь, далюбое читаемое средство. Вы можете проиллюстрировать свое расстройство, хлопнувсебя по колену или голове. Она может стать подносом официанта или тарелкой, скоторой едят. Придумайте для нее другие функции.

3) Пользуйтесь свободной рукой для другихжестов. Я обычно не планирую свои жесты. Трудно сделать их естественными, еслиони заранее запланированы. Но в нормальной жизни люди жестикулируют, чтобысделать свои поступки более выразительными. В театре вы можете сохранить всесвои жесты и даже слегка их акцентировать. В зависимости от веса вашей папки сосценарием вы можете закрыть ее и положить на колено, чтобы иметь возможностьжестикулировать свободной рукой. Если вы поступите именно так, то пальцемзаложите нужное место, так чтобы вы легко могли ее открыть при необходимости.Зрители должны видеть, что вы используете ее не только, как реквизит, но такжеи по прямому назначению. Это невольно напоминает им, что они являютсясоучастниками акта творчества. Сверхзадача состоит в том, что вы не должныпозволить сценарию мешать вам. Участники читки должны свободно владеть текстом,так, чтобы сценарий стал естественной частью театрального действа. Умелаяжестикуляция должна не выделяться в этом действе, а способствовать выполнениюсверхзадачи.

В процессе подготовки спектакля читкапоглощает столько же времени, сколько традиционное действо. К тому моменту,когда вы овладеете мастерством зрительного контакта, перемен и жестикуляции, выне сэкономите репетиционного времени. Мастерство приходит с опытом, и высможете искусно вплести приобретенный опыт в сферу общения с людьми.

=========================

УПРАЖНЕНИЕ НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

Перед тем, как начать игру на сценежелательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо,поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперьподнимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны заброситьтяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесьв таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразурасслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко.

Все «расслабленные» садятся на стулья, алидер должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждомучеловеку и поднимает у наго руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (онадолжна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, торезультат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужнобрать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушносгибаться, ступня волочится по полу. Повторите это упражнение 3-5 раз. Оноочень хорошо снимает скованность перед выходом на сцену. И вообще неплоходелать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть этовойдет в привычку актеров.

=============================

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ

Что такое невербальные символы? Этопроизвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощикоторых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукойозначает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен,что-то ему не нравится и т.д.

Попробуйте всей группой вспомнитьнаибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование насцене поможет вам играть в пантомиме.

Можно даже сделать это в виде игры. Все поочереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока невспомнят все, что можно.

=================================

ИГРА В ЖЕСТЫ

В эту игру играют 7-15 человек. Каждыйигрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показатьрожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Онпоказывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которогопоказали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест.Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

===================================

ИГРА В КРОКОДИЛА

Для игры требуется как минимум 4 человека.Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Перваякоманда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем онивызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему этозагаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово длясвоей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданноеслово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу?На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никакихслов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

======================================

КРАСИМ ЗАБОР

Это упражнение на развитие пластики рук.Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

Красит забор (кисточка – это ваша кистьруки).

Пускает волны через плечо (волна должнабыть плавной).

Трогает невидимую стену (ладони должны какбудто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по«стене»).

Гребет на веслах.

Перетягивает невидимый канат (при этом всягруппа разбивается на две части).

=======================================

СОБЕРИ ПО ЧАСТЯМ

Каждому члену театральной группы налисточке раздается задание изобразить следующее:

Собираешь велосипед по частям

Устанавливаешь все четыре колеса налегковую машину

Собираешь по частям самолет

Собираешь по частям вертолет

Делаешь из досок лодку с веслами

Собираешь по частям другую технику(придумайте сами, у меня фантазия в этом вопросе не работает)

Делать это упражнение нужно так. Когдаберешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками),чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера.А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.

=================================================

ГЛАДИМ ЖИВОТНОЕ

Как и в предыдущем упражнении, все актерытеатральной группы получаю задания на листочках. На этот раз им нужноизобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должныглавным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующихживотных:

Хомячка (изобразите, как он выскальзываету вас из рук, бегает по плечу и т.д.)

Кошку

Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)

Слона

Жирафа

Задача всей группы – угадать животное.

==============================================

ПОПУГАЙ В КЛЕТКЕ

Когда профессионал исполняет этумини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйтесами.

Итак, нужно сделать следующее:

Подойти к клетке (все предметывоображаемые, в том числе и попугай)

Ощупать ее руками

Взять и переставить на другое место

Подразнить попугая

Найти дверцу и открыть ее

Насыпать зернышек в ладонь и покормитьптицу

Погладить попугая (после этого он васдолжен укусить)

Одернуть руку

Закрыть побыстрее клетку

Помахать угрожающе пальцем

Переставить клетку в другое место.

=================================

Предлагаемые в данной статье упражнения помогают удер-живать внимание на объекте в течение более про-должительного времени, т. е. увлекаться объек-том. Несмотря на то что предлагаемые упражнения сами по себе не трудны, они почти никогда не удаются с первого раза, поэтому необходимо добиться их четкого выполнения.

Групповое упражнение «Пишущая машинка».

1. Поставить группу полукругом. Раздать буквы алфавита (в небольшой группе каждый может получить две или три буквы). Затем, проверив, хорошо ли знают студенты, у кого какие буквы, преподаватель произносит какую-нибудь фразу, например: «Белеет парус одинокий». Сначала произносится одно слово «белеет». Преподаватель хлопает в ладоши. Ему отвечает хлопком буква «б», хлопок преподавателя — хлопок буквы «е». Те студенты, у которых буквы «л, е, е, т» хлопают по очереди, отвечая на каждый хлопок препода-вателя. В конце слова хлопает вся группа. Так — вся фраза.

2. То же упражнение без хлопков преподавателя. Участники сами передают фразу хлопками.

Эти упражнения не получаются, если хоть один участник невнимателен. Тут-то и выявляются от-стающие.

Упражнение «Арифмометр» (1)

Участвуют 15 человек (14 в кругу, один ведущий). Десять человек — цифры от 0 до 9. Четыре человека знаки: плюс, минус, умножение, деление. Ведущий называет: 5 + 9 =

По хлопку ведущего «5» делает шаг вперед, «плюс» хлопает в ладоши, «9» делает шаг вперед. Все делают два хлопка — знак равенства, «1» и «4» делают два шага вперед, что обозначает результат «14». Все хлопают три раза (конец).

Упражнение «Арифмометр» (2).

Участвуют 7 человек (1-й— единицы, 2-й — десятки, 3-й — сотни, 4-й — тысячи, 5-й — десятки тысяч, 6-й — сотни тысяч, 7-й — ве-дущий). Ведущий называет какое-нибудь число, например 125 102. Затем хлопает. «Сотня тысяч» делает поклон, «десяток тысяч» два раза повора-чивается, «тысяча» пять раз поднимает руки, «сотня» делает одно приседание, «десяток» не-подвижен, «единица» два раз топает ногой. За-тем хлопают все.

Упражнение «Отстающие движения».

Поставить студентов в два ряда друг против друга. Первый проделывает несколько четких гимнастических движений. Вто-рой, наблюдая за первым, повторяет его движения с отставанием на одно. Третий, наблюдающий за вторым, повторяет движение второго с отстава-нием на одно, и так — вся группа. Упражнение может идти под музыку, начиная с медленного ритма, ускоряющегося к концу.

Упражнение «Зеркало».

Два участника становятся друг про-тив друга. Один как бы смотрится в зеркало, дру-гой является «отражением» и повторяет все дви-жения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что и «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движениеправой рукисмотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое дви-жение. У «зеркала» движения должны точно сов-падать с движениями смотрящегося. Можно де-лать перед зеркалом гимнастику, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться и т. п. Затем участники меняются места-ми. (Можно поставить пустую раму и делать уп-ражнение через раму.)

Упражнение «Тень». Студент ходит по комнате, за ним идет другой, повторяя его движения и стараясь уловить их ритм; останавливается, когда остановился ве-дущий, ^начинает вместе с ним движения и т. д. Затем «тень» становится ведущим, а ведущий «тенью».

Упражнение «Проводник».

Создать в комнате или на сцене препятствия из стульев, столов и т. п. «Провод-ник» ведет группу через препятствия. Остальные идут гуськом за «проводником» и повторяют его движения.

Упражнение «Режиссер и актер». «Режиссер» проделывает какое-нибудь действие. Например, осторожно под-ходит к двери и слушает. «Актер» наблюдает за ним из зрительного зала, стараясь точно запомнить

Следующие упражнения на внимание напра-влены на тренировку способности мыслить в ус-ловиях сцены.

Для этого студенту предлагается:

1)прочесть на сцене статью в газете и рассказать ее содержание;

2)разрываем газету (письмо, напечатанную страницу) в клочки, мешаем и предлагаем студен-ту сложить их так, чтобы он мог прочесть содержание разорванного;

4) в таких же условиях предлагаем умножить и разделить довольно крупные числа;

5) сочинить четверостишие или эпиграмму;

6) составить программу концерта по заявке для радио; вспомнить 10 произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого или любого другого известного писателя.

Заканчиваем раздел упражнениями на внутрен-нее внимание.

Человек бывает самим собой только тогда, ког-да он один у себя дома или на природе. Стоит кому-нибудь прийти, как человек подпадает под власть условностей и выработанной жизнью мане-ры поведения.

На сцене при собранности внимания и мышеч-ной свободе, когда студент действует один, может возникнуть в упражнении то состояние, которое называется «публичным одиночеством». При таком состоянии, забыв о том, что на него смотрит зри-тель, студент может представить себе, что он один у себя дома или на природе, и соответственно вес-ти себя:

сидя на сцене вспомнить подробно свой сегод-няшний день с утра; вспомнить, что еще предстоит сделать сегодня; вспомнить о какой-либо обиде; вспомнить о приятном случае в жизни; подумать олетнем отдыхеи т. д.

Вот что пишет К. С. Станиславский о домашних упражнениях на внутреннее внимание: «Ложась спать и потушив свет, приучите себя ежедневно мысленно просматривать всю жизнь каждого прошедшего дня, стараясь при этом дета-лизировать свои воспоминания до последнего пре-дела, то есть: если вы думаете об обеде или об утреннем чае, то старайтесь вспомнить и уви-деть не только кушанья, которые вы ели, но и по-суду, на которой подавались блюда, и общую ее расстановку на столе. Вспоминайте и мысли, и внутренние чувствования, вызванные обеденным разговором, и вкус съеденного. В другие разы вспоминайте не ближайший день, а более отдален-ные моменты жизни. Еще детальнее просматривайте мысленно квар-тиры, комнаты, места, где вам приходилось когда-то жить и гулять, причем, вспоминая отдельные вещи, мысленно пользуйтесь ими. Это возвратит вас к когда-то хорошо знакомой последовательно-сти действий и к линии дня былой жизни. Их тоже детально проверяйте своим внутренним вни-манием. Старайтесь как можно ярче вспомнить своих близких, живых или умерших. Во всей этой рабо-те отведена большая роль вниманию, которое полу-чает новые поводы для упражнения».

Материал взят из книги Л. М. Шихматова «Сценические этюды»

Лучше всего развивать мастерство, наблюдая за мастером, работая в группе под чутким руководством опытного педагога по актерскому мастерству. Однако даже в домашних условиях можно развивать навыки актерского мастерства, которые можно в дальнейшем подтянуть в индивидуальной или групповой работе с педагогом. Так как актерское мастерство состоит из множества компонентов, то и прорабатывать нужно также все компоненты в отдельности.

Какие навыки можно прорабатывать дома?

1. Заведите большое зеркало - оно ваш лучший друг в развитии актерского мастерства. Чтобы отточить выражение лица, движение тела, наблюдайте за собой в зеркало. 2. Делайте ежедневную гимнастику с упражнениями для разминки. Такиерегулярные тренировкисделают ваше тело послушным и пластичным. Управление мимикой Одной из важных черт хорошего актера является выразительное лицо, способное выразить любую эмоцию. Для достижения желаемого эффекта следует научиться управлять мышцами лица: расслаблять, чувствовать их и управлять ими. Достигается это длительными тренировками у зеркала, но начинать нужно с расслабления. Упражнения на расслабление мышц лица. Расслабляем челюстные, околоротовые иглазные мышцылица Самое простое упражнение - приоткрытый рот. Нешироко, естественно, как на фотографии с чувственной девушкой, приоткройте губы. Таким образом, прямо или косвенно, но расслабляют практически все мышцы лица. Прикройте глаза и приоткройте губы. Зафиксируйте ощущения расслабленности. Теперь прищурьтесь с плотно закрытым ртом - напрягите все мышцы. Приоткройте губы и откройте глаза. Прочувствуйте как все мышца расслабляются. Это упражнение лучше делать перед зеркалом, чтобы видеть изменения в чертах лица при напряжении и расслаблении. Повторите комплекс 5-10 раз, постепенно увеличивая интервал напряжения и расслабления с шагом в 5 секунд.. Расслабляем губы и нижнюю часть лица Для этого хорошо подходит упражнение «Фыркающая лошадь». Для его выполнения нужно расслабить губы и на выдохе пропустить воздух через них, создавая вибрацию. Вибрировать будут только расслабленные губы. Повторите упражнение 10 раз.. Расслабляем группу околоушных мышц Наложите ладони на уши, имитируя наушники у радиста. Помассируйте в этом положении околоушную область. Таким образом, вы снимите напряжение со всех мышц этой группы. Управление голосом Голос - одно из важных выразительных средств для актера. Тренировать нужно силу голоса и четкость артикуляции. Важно, чтобы актер умел контролировать темп и тембр голоса, но при этом каждое его слово было четким и понятным. Управление голосом достигается также регулярнойартикуляционной гимнастикойиспециальными упражнениямидляголосовых связоки гортани. Вот одно из наиболее комплексных и эффективных упражнений: «Котик и лимонное варенье» Встаньте перед зеркалом. Расслабьтесь и покачайте корпусом тела, словно вы дерево на ветру. Представьте, что вы котенок, на которого разлилось лимонное варенье. У котенка очень длинный язычок и он начинает «умываться» - слизывать варенье со стоп и колен, с животика, с грудки, с плеч, с локтей, с хвостика, с передних лапок. Это упражнение способствует активизации мышц глотки и гортани, а также тренирует корень языка. Это упражнение желательно делать каждый день по нескольку раз. Во-первых, таким образом вы будете смачивать слюной полость рта. Во-вторых, происходит активная тренировка языка. Но важнее всего выработать правильное - нижнее - дыхание диафрагмой. Кстати, при таком дыхании большинство зажимов тела уходит сама. Лягте на спину. Руку положите на живот. Дышать нужно таким образом, чтобы рука на животе поднималась и опускалась. Управление телом Актеру нужно в позах и движениях передавать идеи и образы. А для этого необходимо в совершенстве владеть своим телом. Пластичность - главное, что нужно развивать. Растяжка, гимнастика, упражнения на развитие пластичности нужно выполнять регулярно.. Экспресс-расслабление Перекройте доступ воздуха, закрыв одну ноздрю пальцем. Вдохните глубоко сначала одной ноздрей, затем точно так же другой. Вы почувствуете, как из-за дефицита воздуха вы начнете успокаиваться, возбуждение начнет уходить, а тело расслабится.. Снимаем зажимы Примитеисходное положение, при котором ноги на ширине плеч. Опустите корпус вниз так, чтобы руки и голова свободно свисали вниз. Тело должно быть максимально расслабленным, живот подайте слегка вперед. Начните коленками выполнять колебательные движения. Вибрация всего тела даст вам почувствовать, в каких частях тела есть напряжение и зажим. Начинайте выполнять упражнение с 60 секунд, постепенно увеличивая время до 3-5 минут. Игры в дружеской компании. Чтобы дружеские посиделки были веселыми и разнообразными разбавьте их детскими играми. Игра «Крокодил», в которой с помощью жестов нужно объяснить загаданное слово. Противник должен угадать, что это. Как вариант, изображать пословицы и крылатые выражения мимикой и жестами. Эти игры всегда поднимают настроение, а те, кому нужно развить актерское мастерство могут поупражняться. Если нет компании, но есть камера - записывайте свои мини этюды и сцены из фильмов после проработки перед зеркалом. Так вы со стороны сможете оценить свои успехи. Оставляйте записи от ранних к поздним, чтобы иметь возможность увидеть прогресс. Что можно снимать?. Этюды;. Монологи;. Стихи с различной интонацией и рассказ жестами;. Сцены из пьес и фильмов все до мельчайших подробностей;. Упражнение на развитие пластики (например, «Красим забор» или «Гладим животное», «Попугай в клетке»). Все эти упражнения направлены на создание реалистичности движений.

В нашей Студии сформировалась программа обучения Актёрскому искусству. В настоящее время существует три курса под общим названием – «Театр – зеркало жизни»:

«Театр – зеркало жизни» (В настоящее время ведётся набор в группу (вт., чт.). Начало курса – 29 Марта в 19.00. Регистрируйтесь (495) null)

Основной курс для начинающих. Длительность – 2 месяца. Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

Курс по вторникам, четвергам с 19.00 до 22.00 ведёт – профессиональный актёр Максим Спраговский.

Курс по средам с 19.00 до 22.00 и суббота с 18.00 до 21.00 ведёт – профессиональная актриса Майя Зобова.

«Театр – зеркало жизни-ИНТЕНСИВ»

Актёрский курс для начинающих. Длительность – 1 месяц. Занятия проходят 2 раза в неделю по 4 часа. Педагог курса – профессиональный актёр – Дамир Бахтиев.

«Театр – зеркало жизни-ПРОДОЛЖАЮЩИЙ»

Актёрский курс для тех, кто уже когда-то посещал актёрские тренинги и стремится укрепить или «вспомнить» свои навыки. Этот курс является продолжением для наших учеников, желающих продолжать учёбу и участвовать в постановках, а также мы приглашаем всех желающих! Для театральных постановок комплектуются актёрские труппы из данного курса. В настоящее время данный актёрский курс занимается по воскресеньям, 3 часа (с 18.00 до 21.00). Стоимость месячного абонемента 3200р. Присоединяйтесь! Педагог курса – Майя Зобова

Курс актерского мастерства «Театр – зеркало жизни» разработан для людей, ставящих перед собой следующие цели:

  • Раскрепоститься и приобрести внутреннюю и внешнюю свободу в общении.
  • Стать харизматичной, интересной личностью (позволить своему внутреннему Я раскрыться).
  • Развивать себя в еще непознанном качестве, в неизведанном, загадочном мире театрального искусства.
  • Найти и открыть в себе нечто новое (неизведанные черты своего характера).
  • Познакомиться с новыми людьми, которых притягивают те же цели.
  • Иметь возможность отдыхать «с умом» и отвлекаться от «серых будней».

Итак, как же строит ся наш курс?!

Педагог будет работать с вами над:

Снятием физических и метафизических зажимов, посредствам пластики, развития «мышечного контролера» (ничего общего с фитнесом или танцем, это более глубокая и «точечная» работа);

Развитием необходимых инструментов актёра: воображение, фантазия, творческое внимание и память;

Умением импровизировать. Быть спонтанным, отдаваясь первому порыву чувств и эмоций, но при этом быть логичным в достижении конкретных сценических целей;

Острохарактерностью, выявляя свою индивидуальность. Умение быть готовым перевоплощаться – становиться другим, оставаясь самим собой.

Вниманием как к партнерам на площадке, так и ко всем окружающим обстоятельствам – смотреть и видеть, слушать и слышать.

А также, оченьважный этап– работа над:

Этюдами без слов (внутреннее и внешнее действие). Оправданные, органичные жесты, действия.

Этюды на рождение слова (как с партнёром, так и без)

Этюды на литературной основе (основы драматического действия).

Все занятия по актерскому мастерству проходят по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 11, офис 439.

Добавить комментарий