Блог
707 0

Записи с меткой ‘японский лук’. Японское оружие - юми Японские луки одежды

Записи с меткой ‘японский лук’. Японское оружие - юми Японские луки одежды

≫─━━━┉┅∎⋉⋇⋊∎┅┉━━━─≪⌑

Добра, бобра в хату! Сегодня вы прочитаете об ещё одном смертоносном оружии самураев. Также мы выясним различие между японским и английским луками. Начнём же!

≫─━━━┉┅∎⋉⋇⋊∎┅┉━━━─≪⌑

Определение

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский длинный лук, или дайкю (большой лук), или же по-простому юми (лук) – это лук более двух метров длиной, отличающийся от других своей выгнутостью, рукоятью и стрелами. Юми может использоваться при стрельбе с колена, стоя, а также при стрельбе с лошади, что отличает его от других видов.

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Дайкю неразрывно связан с историей Японии – тысячи лет его использовали на полях сражений, и даже сейчас он является важным атрибутом японской культуры. Именно лук был основным оружием самурая до тех пор, пока ему на замену не пришла катана иогнестрельное оружие. Но даже после этого лук пользовался популярностью. Юми по сей день можно увидеть на церемониях и в религиозных ритуалах японцев.

Создание

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский лук обычно изготовливается из лучших материалов, и цена у такого оружия не маленькая. Поэтому имеются более дешевые аналоги из стекло- и углеволокна. В изготовлении дорогих юме применяется кожа, бамбук и дерево, а сама технология не менялась веками. Зимой, когда бамбук суше всего, мастер по изготовлению юми ищет в роще бамбука идеальное дерево. Даже в роще, где полно сухих деревьев, очень трудно отыскать подходящее. Из одного бамбука можно сделать только один лук, но при этом расстояние между узлами должно быть правильным и на нём должны отсутствовать царапины и другие повреждения. После его разрезают на планки и относят на просушку в специальную коптильную камеру. Там бамбук пролежит 6 месяцев.

После просушки, так как все куски разные, мастеру нужно рассчитать, какой будет их толщина для необходимой гибкости. Значение имеет каждый миллиметр. После того как три части готовы, будущий лук склеивают и связывают верёвкой и под неё вставляют маленькие куски бамбука – они будут удерживать юме при изгибании.

Пока клей не застыл, мастер начинает гнуть лук, сначала не сильно, но потом всё сильнее и увереннее – так лук приобретает ассиметричную форму.Верхняя частьлука в два раза больше нижней, из-за чего юми держат на расстоянии двух третьих от верха. Мастер делает рукоять в нижней трети лука, так как отдача после выстрела сильнее в середине. Положение рукояти именно в нижней трети усиливает мощность лука.

Мастер гнет будущий лук

После того как дайкю принял нужную форму и готов к установке тетивы, мастер заправляет лук в специальный станок и цепляет на концы трос-тетиву, которая называется «цуру». Сразу после этого мастер берёт в руки юми, пытаясь понять, удался ли лук. Если между верхней и нижней частями есть равновесие, то это хороший лук, если нет, то плохой.

Техника боя

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский лук использовался только сословием самураев. Не каждый мог стать мастером в стрельбе из юми. Из-за своей уникальной формы это оружие мощнее других луков, но даже несмотря на это, самураи увеличивали мощь дайкю. У японских лучников есть приём под названием «цуноме». При выстреле рука стрелка отклоняется впоследний момент, чтобы стрела вылетала прямо из тетивы. Это придавало стреле скорость, мощность, повышало точность стрельбы, а также уменьшало колебания.

Дайкю натягивают не так, как другие луки. Тетива натягивается кончикомбольшого пальцак уху или позади него. Стрела японского лука проходит по большому пальцуправой руки, это стабилизирует и повышает точность.

Юми использовался везде: при обороне замков, в морских битвах, нападении. Это смертоносное оружие позволяло легко стрелять в разные стороны. Состоятельные самураи были конными лучниками и легко могли дать отпор копейщикам. Чтобы победить всадника с юми, нужно было убить его коня. Самураи победнее были пешими лучниками, в бою они становились двумя шеренгами – пока одна шеренга перезаряжалась, другая стреляла, отвлекая внимание на себя. Дайкю также мог использоваться как копье или перед сражением грозных японских воинов.

С двух противоположных сторон выходили два равных по статусу самурая, они выпускали друг в друга стрелы. Если одна сторона устрашится мастерством воина, то она могла сдаться.

Использование в наше время

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

В двадцать первом веке в Японии осталось всего две школы, обучающие стрельбе из юми, – Школа Огасавара и Кюдо. В Огсаваре обучают в традициях, в которых когда-то учились самураи – на некоторых тренировках ученики надевают доспехи, которые весят 20 килограмм. В этой школе ведут подготовку преимущественно к стрельбе из седла. В Кюдо стрельба из лука больше рассматривается какбоевое искусство. В этой школе учат не тому, как поразить цель, а концентрации и контролю движения. Учащиеся со временем понимают, когда нужно отпустить тетиву, чтобы попасть в цель.

Ритуал очищения храма с помощью Юми

Эти школы устраивают церемонии, в которых участники могут показать свои способности. Например, Ябусаме – специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание, религиозные ритуалы и стрельбу из лука верхом.

Всадник на празднике Ябусаме

Сравнение Юми и Английского длинного лука

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Эти два лука очень разные, давайте сравним их. Начнём с различий. Самые очевидные – это форма изгиба, техника стрельбы и стрелками. Изгиб у юми ассиметричный, а у длинного лука (смотрите картинку) классический. Английский лук натягивается тремя пальцами – указательным, средним и безымянным – к щеке или уголку губ. Стрелками в основном были крестьяне, так как лук довольно легко можно было изготовить. Юми натягивался кончиком большого пальца к уху и дальше, а пользовались им самураи.

Английский длинный лук

Скорость полета стрелы при одинаковом натяжении будет равной. У юме стрелы длиннее, поэтому если бы стрелы были одинаковыми, скорость стрелы, выпущенной из длинного лука, была бы меньше.

Пробивная способность у английского лука чуть лучше. Стрелы юме не приспособлена пробивать кольчугу. При стрельбе в железную пластину результат обоих луков будет одинаковым. А вот при стрельбе в баллистический гель, плотность которого равна плотностичеловеческого тела, в лидерах будет дайкю.

КЮДО – стрельба из лука. Из всех, трансформировавшихся в середине ХХ в. вспортивные виды, кюдо в наибольшей мере сохранило свою первоначальную форму.

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук – самое старое японское оружие, а с учетом природных условий страны – самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады – лук везде является самым важным оружием. Конный лучник мог справиться с группой атакующей пехоты, либо убежать от группы не вооруженных луками преследователей, при этом стреляя с разворота назад. При правлении сегуновконная ездаи владение луком были разрешены только высокородным самураям.

В то время, когда лук имел военное значение, хороших лучников отмечали. Лучших брали охранниками императорских садов (фактически – дворцовая стража), либо в личную охрану сёгуна.

После отражения монгольского вторжения среди лучников стали проводиться турниры-марафоны, где нужно было стрелять быстро и в течении долгого времени, сохраняя при этом точность. В хрониках отмечено много достижений японских лучников на этих состязаниях. В 1686 году в Киото лучник Вада Деихати выстрелил в течении 24 часов 8 тысяч стрел, попадая раз за разом в мишень на расстоянии ста метров. В 1852 году лучник Масатоки повторил это достижение. В течении двадцати часов он выпустил в цель 10 тысяч стрел, попав 8 тысяч раз. Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми. соревновались с луками аудзумэ-юми, в бою пользовались луками ханкю и ёкю, реже – луком монгольского типа ёко-юми. Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю. Для стрельбы использовались разные типы стрел. Фактически, каждый крупный род использовал свою форму наконечников. Особым искусством было изготовление колчанов, отделка колчана показывала ранг самурая.

Монгольское вторжение продемонстрировало японцам непривычную тактику использования луков – групповую стрельбу конных лучников. Хотя тайфун и помог избежать опасности, но стало ясно, что нужно думать об обороне страны в случае массированного вторжения. Была сделана ставка на повышение индивидуального мастерства конных лучников отдельных самурайских родов, когда каждый из родов отвечал за оборону своего участка побережья. Воины, пережившие пятьдесят дней битв, сделали упор на два аспекта стрельбы из лука: физическую выносливость лучника, и его психическую устойчивость. В поисках тренировочных методов взоры обратились к. Требовалось научить воинов быстрому техничному натяжению лука (без лишних затрат сил) и стрельбе без прицеливания (а, следовательно, без смещения линии стрельбы), ибо в условиях битвы прицелиться практически невозможно. Однако со временем боевое значение лука сошло на нет. Кюдзюцу (искусство стрельбы из лука) превратилось в (путь стрельбы из лука) – не, а систему духовного самосовершенствования, где лук и стрелы – просто инструмент для самопознания.

Инуоумоно

Упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня, вид спорта буси. ИНУОУМОНО представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конного манежа веревкой окружался круг диаметром около 14,3 м. Внутри него выделялся круг меньшего диаметра…

Касагакэ

При практике КАСАГАКЭ стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром около 50 см., установленной на расстоянии около 15 м в стороне от дорожки…

Ябусамэ

Церемония синто, проводимая для отпугивания злых духов и гадания, и упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня по мишеням. ЯБУСАМЭ включает 4 элемента: сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелу в небо и в землю для установления вечного мира между ними…

Старая проверенная практика наращивания мощи за счет увеличения размеров рано или поздно наталкивается на барьер невозможной эффективной эксплуатации огромного устройства. Так было и с простым луком. По свидетельствам историков, английские лучники,стреляющие из знаменитых больших луков « лонгбоу », имели большие проблемы с нарушением костейплечевого сустава. В таких ситуациях, когда развитие доходит до своей критической точки происходит либо отказ от применения приспособления, либо находится революционное решение, резко улучшающее характеристики старого устройства.

Очевидно, что в цивилизации Древнего Востока такой переломный момент для наступил значительно раньше, чем в Европе. Два революционных решения было применено в азиатском луке:

  • композитная структура – деревянная или бамбуковая основа, усиливалась со стороны «живота» роговыми пластинами, устойчивыми на сжатие, и оклеивалась эластичными и выдерживающими растяжение сухожилиями со стороны «спинки» лука. Все вместе оклеивалось и окручивалось сухожилиями и защищалось покрытием лака или другим материалом.
  • рекурсивная форма – изогнутый лук выпрямляется и сгибается в обратную сторону, что значительно увеличивает силу разгибания, и, как следствие, силу выстрела.

Улучшения обеспечили модернизированному луку увеличение его мощности в полтора раза. Необходимость в солидных размерах отпала, потому что один человек уже не смог бы справиться с натягиванием тетивы большого лука.

Но что же случилось с луком страны Восходящего Солнца дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), который обычно просто называют общим словом « юми » (яп. 弓, «лук»)? И почему он так не похож на другие традиционные восточные композитные луки, к благородному семейству которых он и принадлежит?

Нестандартная структура

В самый ранний период японский имел простое строение из цельного куска древесины. Где-то в III веке н. э. он обрел длинную плоскую форму Маруки. С IX-X столетия лук юми начал укрепляться впереди бамбуковыми пластинами ( Фусэтакэ ). В это время в Японию пришел и к XII веку окончательно закрепился дзен-буддизм с его негативным отношением к убийству животных. Когда в том же XII веке японский лук приобретает характерные для восточного типа 3 слоя, передний роговой слой, животного происхождения, не приживается. Вместо этого устанавливается своя структура Санмаэути – деревянная сердцевина с бамбуковыми частями на «животе» и «спинке». Дальнейшее развитие юми уже продолжалось в направлении все тех же комбинаций дерева и бамбука. В Сиходакэ был деревянный сердечник и бамбук со всех сторон. Начиная с 1550 г. в юми делают с передней и задней бамбуковой пластиной, твердой древесиной по бокам и пластинами бамбука внутри – вначале 3 у Санбонхиго, потом 4 у Ёхонхиго, и от 5 до 7 у Гохонхиго. Последняя форма считалась совершенной и с 1650 г. структура традиционного японского лука юми закрепилась. Тем не менее, дыхание нового времени коснулось и юми. С 1971 г. наряду с традиционной формой производятся стекловолоконные дайкю с деревянным сердечником и с передней и задней пластинами из армированного фиберпластика.

Самый большой в мире

Известный английский лонгбоу (длинный или большой лук) обладал размерами от 1,7 м до 2,1 м. Японский юми, который подбирается по длине руки, что, в общем-то, соответствует росту человека, для среднего европейца (165-180 см) имеет длину 2,27 м (тип « нисун-ноби »). Для более низких японцев (150-165 см) стандартным является « намисун » в 2,21 м, что больше самого длинного лонгбоу. А самый большой юми, хассун-ноби, имеет размер в 2,45 м. Такие внушительные размеры имеют простое логическое объяснение – мощность. Отсутствие у юми характерных для восточных луков роговых пластин и сухожилий негативно сказывается натехнических характеристикахлука. Даже будучи Голиафом в мире луков, дальнобойность его – 100 м или немного больше, в то же время английский лонгбоу, который и сам значительно уступает турецкому луку, незащищенного противника поражает на расстоянии до 300 м.

Асимметричная форма

Пожалуй, самое необычное у юми это его форма. Обычно все луки являются симметричными. Хотя стрелки-мастера и различают у своих луков верхнее и нижнее плечо, но, все же, традиционно размеры обоих плеч одинаковы – они симметричны. Японский дайкю стоит особняком в этом отношении. Захват юми (размещение рукояти юдзука ) производится на одной трети длины лука. Таким образом, нижнее плечо в два раза короче верхнего плеча, т. е. лук несимметричный. Существует несколько версий-объяснений этому.

Лошадиная версия

Считается, что одно из плеч ( ката ) было укорочено из соображений удобства для всадника владением луком. Лук очень труден в обучении. Для совершенного владения им требуются годы тренировок, поэтому лук не является оружием плохо обученных мобилизованных воинов. Мастерами владения луком были профессиональные воины-самураи, который обучались своему ремеслу, в т. ч. и владению луком, с самого детства. Обычно, они были богаты и имели во владении лошадь, тем более, что это значительно повышало боеспособность воина (пеший противник явно уступает верховому). Такая версия имеет право на существование, тем более, что в других странах всадники действительно пользовались короткими версиями луков. В Японии укорочено было только одно плечо лука, чтобы сохранить достаточную мощность, и того не слишком выдающихся характеристик, оружия.

Охотничья версия

Здесь все просто. Подстерегая добычу, охотник сидел или лежал в засаде. Длинный лук был бы неудобен в эксплуатации.

Растительная версия

Интересную трактовку озвучивают сторонники этой версии. Они утверждают, что поскольку растение, дерево или бамбук, имеют неоднородную, более плотную структуру ближе к основанию (корню), то изготовителям луков приходилось компенсировать слабость верхней части и силу нижней, перенося центр лука на нижнюю треть. Собственно, такая трактовка проявляет неуважение к своим мастерам-изготовителям луков. Даже если допустить, что они не знали, как подбирается материал по плотности и упругости, то перенять опыт других народов они могли бы.

Эргономическая версия

Существует еще одна версия, связанная с характерным для дзен стремлением к совершенству. Симметричный лук удерживается вытянутой рукой с небольшим наклоном кисти. Давящая сила приходится не строго перпендикулярно, а под углом, что снижает надежность удержание лука в вытянутой руке.

В искусстве владения луком кюдо захват рукояти тенучи происходит по прямой оси рука-кисть, которая образует с линией лука угол около 65°. Такой совершенный захват возможен только при асимметричной форме лука.

Правда, трудно сказать, что здесь было первым – яйцо или курица.

Какая из версий верна, думаю, значения не имеет. Обычно, народные традиции несут в своей основе важную и проверенную многовековым опытом основу. Даже если новейшая наука, порой, оспаривает рациональность каких-то обычаев, то со временем она всё равно приходит к тем же выводам, которые наши предки получили путем длительного пути проб и ошибок.

Подтверждением определенной рациональности асимметричной формы лука может служить существование подобной асимметрии в формах примитивных луков тихоокеанских аборигенов на островах Новые Гебриды или американских индейцев хида́тса в Северной Дакоте.

Немного о духе и технике кюдо

В основе кюдо (яп. 弓道, «путь лука»), искусстве владения луком, лежит японское традиционное военное мастерство к юдзюцу (яп. 弓術, «искусство лука»), которое дополнено дзен-буддистской философией о стремлении к совершенству на пути к просветлению. Поэтому здесь присутствует и священное отношение к оружию, и облаченная в церемонию техника стрельбы, и философское наполнение каждого элемента кюдо. Поскольку в дзен отрицаются письменные источники, то истинная передача опыта происходит исключительно в общении ученика с учителем, и через трансформацию и осмысление приобретенных знаний уже самим учеником. Зрелище состязаний по кюдо поистине завораживающе.

Используемые в кюдо и экипировка имеют жесткую регламентацию, отклонение от которой не допускаются, собственно, как и в других традиционных искусствах. Самым главным элементом здесь, конечно, есть лук юми – священный предмет, и отношение к нему соответственное. Не менее уважительное отношение и к стрелам я, и к тетиве цуру. Никак не обойтись в кюдо без специальной перчатки для стрельбы югаке, колчана для стрел ядзуцу и защитного чехла для лука юмибукуро. – традиционная для японских будо: черные хакама (широкие брюки-юбка), белые таби (японские носки-варежки), пояс оби, белая куртка- уваги. Для женщин нужен еще специальный защитный нагрудник мунеате.

Техника выстрела из лука – как танец из 8 неразрывных элементов:

  1. кюдока встает на позицию для стрельбы, правильно расставив ноги (асибуми),
  2. тело занимает определенное положение (додзукури),
  3. лук берется как для стрельбы и устанавливается стрела (югамаэ),
  4. юми со стрелой поднимается над головой в плоскость выстрела (утиокоси),
  5. руки разводятся в разные стороны, одновременно оттягивая и лук, и тетиву (хикивакэ),
  6. руки опускаются на горизонталь выстрела, и одновременно юми полностью натягивается (каи),
  7. выстрел (ханарэ),
  8. завершающая стадия дзансин – возвращение в исходное состояние.

Все это происходит, плавно перетекая из одного в другое, в определенном ритме дыхания. И кюдока полностью погружен в процесс, но не сконцентрирован на его выполнении, а, наоборот, пребывает в состоянии отрешенности, медитации.

Верховая стрельба из лука

Рассматриваяяпонское искусствовладения луком, нельзя обойти вниманием его верховую разновидность. Сейчас этот вид не так популярен, поскольку требует больших пространств для тренировок, умение скакать на лошади и очень сильные навыки в меткости стрельбы. До сих пор сохранилась только обрядовая конная стрельба из лука ябусамэ, которую проводят на религиозных праздниках и на особых официальных мероприятиях. Военная суть своеобразного 4-этапного ритуала простая, хотя и не легкая – необходимо на полном скаку поразить сразу три цели в виде самураев в полном боевом облачении.

А ранее лучники-всадники тренировались и в иных состязаниях. Инуоумоно было довольно жестоко, хотя с воинской точки зрения эффективно. Тренировка меткости стрельбы практиковалась на живых собаках. Хотя их и не убивали, но стрелы сильно травмировали несчастных животных. Хорошо, что эта практика в прошлом. А в касагакэ воин должен был на полном скаку максимальное количество раз поразить стоящую в стороне цель.

Популярность верхового вида стрельбы в свое время была настолько велика, что среди самураев проводились даже конные дуэли – мчащиеся навстречу друг другу всадники стреляли с лука (кто, сколько успеет) друг в друга.

Другие виды японских луков

Хотя весь мир наслышан о дайкю, и называет его просто юми (общее название для японских луков), все же в истории Японии существовали и другие виды луков:

和弓, «японский лук »), дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), или обычно просто юми (яп. 弓, «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (яп. 弓道 кю:до:, «путь лука»). Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука, дерева и кожи, используя технологии, не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и углеволокна.

Форма

Скоба для переноски стрел

Юми - асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Тетива

Цуру (яп. 弦, «тетива ») для юми традиционно изготавливают из пеньки, но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов, как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

Отношение к луку

Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривалось бы неуважительно. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

Уход

Бамбуковый лук требует внимательного ухода. Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставление его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, впротивном случаеего жизнь будет коротка.

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

РостДлина стрелыРекомендуемый лук
< 150 см< 85 смСансун-дзумэ (212 см)
150-165 см85 - 90 смНамисун (221 см)
165-180 см90 - 100 смНисун-ноби (227 см)
180 - 195 см100-105 смЁнсун-ноби (233 см)
195-205 см105-110 смРокусун-ноби (239 см)
205 см110 смХассун-ноби (245 см)

История

Wikimedia Foundation. 2010.

Лучник в костюме самурайского воина стреляет в цель из лука в Sumida Park в Токио

Искусство стрельбы из лука в средневековой Японии было известно под общим термином сягэй («умение стрелять из лука»), хотя в настоящее время его больше знают как кю-дзюцу («искусство или техника лука») или кю-до («путь лука»). Для средневековогояпонского воиназначение слов «война» и «лук и стрела» (юми-я) были синонимами. О боге войны Хатимане люди говорили, как о юми-я-но-хатиман;левая рукапо-японски юндэ (юми-но-тэ - «рука, в которой держат лук»). Вообще, японцы всегда считали левую руку более важной по сравнению с правой. Интересно, что если у человека отсутствовал мизинец на левой руке, то предполагалось, что он уже не сможет хорошо владеть мечом. Видимо, отсюда проистекает обычай отрезания собственного мизинца на левой руке в качестве искупления за серьезный проступок. Эта традиция сохранилась в среде японской мафии якудза до наших дней.

Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300-710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV - начале V веков. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, приходят всадники с луком идлинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый юми-тори («держатель лука») или ума-юми («конный лучник»), в древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Размеры армии в древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников. Для сравнения - в средневековой Европе армию исчисляли по количеству копий, то есть количеству рыцарей, чьим основным оружием было копье. На протяжении X и в начале XI веков растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».

Детали лука «дайкю»:

  • дзюхацу - утоньшение на концах плечей лука перед рогами, на которые ложится тетива
  • ката - плечо лука
  • юдзука - рукоять лука
  • ю-хадзу - концы лука
  • отоканэ - рога лука
  • цуру - тетива

Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: примерно две трети длины лука находятся выше рукояти, и только одна треть - ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук ввертикальном положениии не задевать при этом за шею коня.

Большой боевой лук дайкю имел среднюю длину 2,2 м, но некоторые известные экземпляры доходили до 2,5-2,8 м. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юми-си использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу, а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м.

Деревянный блок юдамэ для изготовления лука

Тетива лука цуру делалась специальными мастерами цура-саси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству - от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков. На концах плечи лука (ката) утоньшались, образуя рога (отоканэ), к которым крепилась тетива. Рога иногда покрывались металлом; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.

Оценить силу лука можно было, сосчитав, сколько требуется человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари. Запасную тетиву гэн носили в колчане или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной. Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч. Безусловно, сложносоставные луки азиатских кочевников были известны и в Японии, но японцы их применяли редко. По такой конструкции делались только короткие луки.Вероятной причинойэтого факта служит то, что рога и жилы, необходимые для таких луков, поступали от убоя скота, а скота держали немного, потому что большинство японцев были буддистами и для них было отвратительно есть мясо и вообще касаться чего бы то ни было, что происходит от мертвых животных.

Подобно большинству азиатов, японцы оттягивали тетиву большим пальцем правой руки, держа его согнутым под стрелой; указательный исредний пальцыупирались в ноготь большого. Для этого требуется, чтобы стрела находилась с правой стороны лука с точки зрения лучника, а не с левой, как при натягивании тетивы указательным и средним пальцами. В отличие от китайцев японцы, очевидно, не пользовались кольцами из камня или слоновой кости для защиты большого пальца, вместо них они носили кожаную перчатку югакэ. Перчатки, которые носили во время тренировки, часто прикрывали только указательный и средний пальцы, и у них был увеличенный большой палец, укрепленный роговиной или кожей в том месте, где он соприкасается с тетивой. Во время боя, когда такая перчатка мешала бы обращению с мечом или даже со стрелами, надевалась пара более обычных перчаток, опять-таки усиленных, но только небольшим куском второго слоя кожи свнутренней стороныбольшого пальца правой руки. Два средних пальца перчатки, средний и безымянный, часто почему-то отличались по цвету от других.

Перчатки югакэ. Период Эдо

Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский - когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии.

Действия всадника при стрельбе из лука

Действия пехотинца при стрельбе из лука

Угол эффективной стрельбы из лука всадника в доспехе о-ёрой

Существовали в Японии иразличные вариантыкороткого лука, известного под общим термином ко-юми или сёкю («малый лук»). Наибольшее распространение из коротких луков получил ханкю. Это был сложносоставной симметричный лук, длиной 50-90 см, изготавливаемый с использованием дерева, китового уса и сухожилий. Ханкю, вероятно, происходит от корейского лука, который в свою очередь является разновидностьюмонгольского лука. Несмотря на свои скромные размеры, он обеспечивал высокую начальную скорость полета стрелы и был весьма эффективным оружием на ближней дистанции. Ханкю вместе с небольшими стрелами (по длине примерно равными длине лука) обычно хранили в лакированном кожаном футляре. За небольшие размеры и высокую эффективность ханкю любили и шпионы-диверсанты синоби. Каго-ханкю часто брали в дорогу даймё, так как он позволял стрелять не выходя из паланкина.

Вопреки распространенному мнению, японцы знали и использовали арбалет, хотя широкого распространения он и не получил. Японцы впервые познакомились с арбалетом в 618 г., когда корейское государство Когурё передало Японии двух китайских пленников и несколько образцов нового оружия. К 672 г. арбалеты уже активно использовались в военных операциях. В 860-х годах японское правительство, опасаясь возможного вторжения со стороны корейского государства Силла, приказало снабдить арбалетами ряд стратегических постов на побережье, где высадка противника была наиболее вероятна. В 894 г. арбалеты применяли в морском сражении между корейским и японским флотами. Применяли японцы и арбалет, стрелявший камнями.

Арбалеты исиюми. Предназначены для стрельбы камнями

Магазинный арбалет докю

Варианты как для стрельбы стрелами (болтами), так и для стрельбы камнями были весьма компактными: размах лука так же, как и длина ложа, равнялись примерно 60 см. Ложе было отделано костью или китовым усом и часто богато украшено. Совсем редко встречаются образцы магазинного арбалета докю, вероятно, скопированного с китайских моделей. Интересным замаскированным оружием является веер-арбалет. В сложенном состоянии он представлял собой обычный веер, а при его раскрытии натягивалась тетива и производился выстрел. Конечно, дальнобойностью такой арбалет не отличался, зато имел элемент неожиданности.

Стрелы я делались мастерами по изготовлению стрел я-хаки. Древко ягара обычно было из бамбука. Он срезался в ноябре или декабре, когда бамбук был внаилучшем виде, и для изготовления древка с него счищали кору и наросты. Ушко для тетивы вырезалось сразу над одним из наростов, для прочности на конце, удаленном от корня растущего растения. Таким образом, древко несколько сужалось от наконечника к пяте стрелы. Каждое древко размягчали в горячем песке, а затем старательно выпрямляли, применяя зазубренную палку в качестве рычага. На лучших комплектах стрел периода Эдо (1603-1868 гг.) можно видеть, что древки сортировались так, чтобы наросты были на одном уровне при расположении стрел в колчане. Выше пяты и под наконечником стрелы были отделаны тканью или нитями, сверху покрытыми лаком, чтобы предотвратить расщепление древка в этих уязвимых точках, и во многих случаях на обмотке пяты стрелы красным лаком ставилась подпись мастера.

Детали стрелы «я»:

  • куцумаки - обмотка древка стрелы под наконечником
  • я-хадзу - ушко для тетивы
  • ягара - древко
  • я-но-нэ - наконечник
  • ябанэ - оперение
  • я-саки - острие

В оперении использовались все виды перьев, но большей частью это были перья орлов, ястребов, журавлей и фазанов.

Наконечники стрел я-но-нэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике.

Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в зависимости от назначения. Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты. Наконечники боевых стрел, конечно, были стальными. Многие наконечники были огромных размеров и часто со множеством ажурных украшений; очевидно, они не предназначались для стрельбы, а использовались при различных церемониях.

Наконечники хикимэ свистящих стрел кабура-я. Стрелы с такими наконечниками издавали свистящий звук и использовались для сигнализации в битве и конных соревнованиях ябусамэ.

Кроме боевых стрел каждый самурай носил в колчане одну «родовую стрелу» с указанием его имени. Она была предназначена не для боя - по этой стреле узнавали убитого после сражения. Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной. Все многообразие колчанов - военных, охотничьих и декоративных - можно разделить на две группы: открытые и закрытые. В первых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В этих открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24.

Колчан эбира. К нему прязана катушка для запасной тетивы (цурумаки).

Открытые богато декорированные колчаны хэйкороку носила дворцовая стража дзуидзин; в них стрелы были выстроены за спиной подобно павлиньему хвосту.

В закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники всё-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду.

Колчаны ядзуцу

Три колчана уцубо

Расположение стрел в колчане уцубо

Ящички для стрел я-бако и подставки для луков и стрел (тядо-какэ) всегда стояли на видных местах в доме знатного буси.

Состязяния конных лучников вызывали особое восхищение у изнеженных придворных на протяжении всего периода Хэйан (794-1185 гг.). Обучение стрельбе с мчащегося коня было более аристократическим как по природе, так и по традициям. Это искусство требовало хорошей координации при управлении галопирующим конем и одновременном выпускании одной за другой стрел по ряду разнообразных мишеней, которые могли быть как неподвижными, так и движущимися. Среди популярных форм стрельбы из лука были: стрельба по трем мишеням, стрельба по мишени «шапка из бамбука», стрельба по собакам, охота на собак, охота на птиц и крупная охота на оленя, медведя.

Состязание инуоумоно. Изображение на ширме периода Эдо.

Стрельба по собакам состояла в том, что пускали собак на огороженную площадку и затем гоняли их по кругу, стреляя по ним с коня. 36 конных лучников делились на три группы по 12 всадников в каждой. Каждой группе по очереди разрешалось входить в круг, куда затем запускалось по 50 собак для каждой группы. Отвращение, возникавшее при этой бессмысленной бойне, углубленное распространением буддизма в японском обществе, привело к эдиктам, согласно которым лучники в этой стрельбе по собакам должны были пользоваться несмертельными стрелами с большими деревянными круглыми наконечниками, в то время как на собак следовало надевать специальные доспехи на мягкой подкладке. В этом измененном виде, лишь иногда с небольшими отступлениями, обучение и состязания продолжались веками.

Японские лучники отличались не только меткостью, но также скорострельностью и выносливостью. Известно, что в 1686 г. некто Вада Дайхати послал 8133 стрелы из одного конца Сандзюсангэн-до (Зала 33 столбов и арок) в другой за 24 часа непрерывной стрельбы с заката до заката. Скорострельность составляла в среднем 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. этот рекорд был побит. Цурута Масатоки в том же самом зале за 20 часов непрерывной стрельбы выпустил 10050 стрел, из которых 5383 попали в центр мишени, а средняя скорострельность составила 9 стрел в минуту. Стрельба из лука практикуется в Японии и сегодня. Высокоритуализованное искусство стрельбы из лука кю-до практикуется во многих школах и высших учебных заведениях. Считается, что оно развивает координацию, выдержку и воспитывает характер. 15-16 сентября каждого года в городе Камакура проводятся соревнования по стрельбе из лука с лошади.

Добавить комментарий